В чем выражалась политика застоя: 53. Внутренняя и внешняя политика времен «застоя».

53. Внутренняя и внешняя политика времен «застоя».

Партийно-государственная система

После смещения Н. Хрущева, в октябре 1964 г ., на Пленуме ЦК КПСС генеральным секретарем ЦК стал Л. Брежнев: Председателем Совета Министров СССР — А. Косыгин; членом Президиума, ответственным за идеологическую сферу, — М. Суслов.

Вся власть, в том числе и законодательная, концентрировалась в руках исполнительных органов: высшего, постоянно функционирующею органа государственной власти, — Президиума Верховного Совета высшего исполнительного органа — Совета Министров СССР, а на местах — исполкомов Советов. Верховном}’ Совету СССР, состоящему из Совета Союза и Совета Национальностей, подчинялись Верховные Советы союзных и автономных республик, Советы областей, городов и районов Основной особенностью партийно-государственной системы СССР’ стало увеличение бюрократического аппарата, который к 80-м гг. увеличился до 18 млн. человек и стал одним из самых больших е мире. При Брежневе значительные размеры получил его личный секретариат. Усилился акцент на кадровую работу, восстановлена прежняя дохрущевская структуру партийных, комсомольских и профсоюзных органов. Восстановлены региональные, областные и районные комитеты партии вместо прежних измышленных и сельских. Были упразднены совнархозы и созданы крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике). В 1977 г . была принята новая («брежневская») Конституция СССР, которая упрочила контроль партии над государственными органами и закрепила достигнутые успехи на пути построения так: называемого развитого социализма.

После смерти Брежнева в 1982 г . к власти пришел Ю. Андропов (1982-1984). Он предпринял попытку укрепить систему путем «чистки» государственного аппарата, структурных изменений, усиления репрессивных органов, прежде всего КГБ. Однако реальных результатов добиться не удалось, так как партийно-государственный аппарат не собирался расставаться со своими привилегиями.

В 1984 г . Андропов умер, не завершив начатые преобразования.

Социально-экономическое развитие

Социально-экономическое развитие характеризовалось стремлением к поддержанию высоких темпов развития и повышению уровня жизни населения, но как и в политической сфере, шаги по социально-экономическому реформированию находились в противоречии с тенденциями к консервативному курсу.

Хозяйственная реформа 1965 г . должна была интенсифицировать темпы роста и развития за счет расширения самостоятельности предприятий. Был введен хозрасчет, усилена заинтересованность за счет предоставления части прибыли предприятиям, сокращены директивные плановые показатели, перестроена система ценообразования. Выполнение плана теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализуемой продукции. Оплата производилась в зависимости от общих итогов работы предприятия. Восстанавливались отраслевые

министерства. Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. В 1972 г . были предприняты попытки внедрения новых методов работы (бригадный подряд). В 1979 г . началась реформа агропромышленной интеграции -кооперирование колхозов и совхозов в агропромобъединения с обслуживанием их отраслями промышленности.

Эти шаги позволили достичь улучшения благосостояния населения, повысить валовый продукт на 40 %, увеличить рост промышленной продукции на 50 %, стабилизировать рост производительности труда и заработной платы. Однако к 70-м гг. темпы роста начали падать, ухудшились производственные показатели. Попытки преодолеть экономические провалы путем продажи нефти за рубеж смогли на время отсрочить экономический кризис. Таким образом, в эпоху застоя (1965-1984) руководство страны фактически законсервировало экономическую и политическую системы в рамках государственного социализма и исключило возможность коренных перемен.

Внешняя политика

Основными внешнеполитическими задачами этого периода были: стабилизация отношений с европейскими государствами (продолжение политики мирного сосуществования), устранение угрозы распада социалистического лагеря, поддержка и пропаганда социалистического устройства в странах «третьего мира».

Важнейшей стратегической задачей было укрепление пошатнувшихся позиций СССР в социалистическом лагере и среди компартий «третьего мира». В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы советское руководство ориентировалось на предоставление несколько большей экономической и политической свободы. Основной упор делался на укрепление экономического сотрудничества (например, снабжение энергоресурсами) и политические консультации в рамках работы СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи), что способствовало увеличению экономической и политической самостоятельности. В 1968 г . правительство Дубчека в Чехословакии, пытаясь сократить зависимость от СССР и преодолеть экономический кризис, начало широкие демократические преобразования.

Ответом стал ввод войск Варшавского Договора (советских, немецких, польских и болгарских) и военное подавление чешского общественного движения. В Румынии правительство под руководством Н. Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс.

Обострились отношения с Китаем. В 1969 г . на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский (на Дальнем Востоке) и Семипалатинске (Средняя Азия), когда погибло более тысячи человек. Улучшились отношения с ведущими европейскими странами (Францией, Англией).

1972 г . был временем поворота в советско-американских отношениях. В том же году в ходе визита американского президента Никсона в Москву было подписано соглашение о сокращении стратегически?; вооружений (ОСВ-1), устанавливавшее ограничения на создание противоракетной обороны и межконтинентальных ракет. Введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г . для поддержки коммунистического движения вызвало новый виток «холодной войны».

В 1979 г . НАТО принимает решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. В начале 80-х гг. практически прекратились контакты с западными странами.

Откуда у нас ностальгия по Брежневу

Комсомольская правда

ОбществоИстория современностиО РАЗНОМ

Дмитрий СМИРНОВ

10 ноября 2020 1:01

38 лет назад со смертью «дорогого Леонида Ильича» ушла эпоха застоя и фактически началась эпоха потрясений

Мы говорим — «Брежнев», и сразу всплывает слово «застой»Фото: фотохроника ТАСС.

10 ноября 1982 года умер генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Тогда это была «всего лишь» смерть главы СССР, но из сегодняшнего дня мы понимаем, что на нем закончилась огромная часть истории страны. Каким сделал Брежнев Советский Союз и почему незыблемая империя развалилась уже через 8 лет — «КП» обсудила с писателем и историком Александром Мясниковым.

ТЕРМИН «ЭПОХА ЗАСТОЯ» ПРИДУМАЛ ГОРБАЧЕВ

— Мы говорим — «Брежнев», и сразу всплывает слово «застой». Даже «эпоха застоя». В чем же страна застаивалась?

— Термин «застой» придумал Горбачев и его соратники, которым надо было объяснить нужность перестройки. Мол, при Брежневе было плохо и был застой, а вот с началом перестройки будет хорошо. Правда, Михаил Сергеевич, как всегда, лукавил и не сказал, что хорошо будет не всем.

— Это правда, что правление Брежнева началось с небывалого роста экономики? И была даже пятилетка, которую окрестили золотой?

— Взлет был на самом деле. И восьмую пятилетку — с 1966 по 1970 год — окрестили золотой не зря.

Брежнев начал с экономической реформы. Ее проводил глава Совмина Алексей Косыгин. Суть реформы была в том, чтобы дать заводам и колхозам больше самостоятельности. И обновить методы централизованного планирования. К слову, при Хрущеве централизованное управление просто исчезло, все министерства заменили совнархозами. Чтобы стало понятнее, было отменено даже МВД!

Перемены пошли экономике на пользу — по сравнению с предыдущей пятилеткой, валовой общественный продукт увеличился более чем на 350%! Выпуск промышленных товаров в СССР подскочил на 485%, а сельскохозяйственных — на 171%!

10 ноября 1982 года умер генсек ЦК КПСС Леонид БрежневФото: фотохроника ТАСС.

— А потом эти темпы сохранялись?

— В том-то и дело, что нет. То есть экономика жила, развивалась, но страну сильно подкосило «ресурсное проклятие». Экономика становилась все более неэффективной, однобокой. Прибыль от экспорта нефти, безусловно, способствовала росту доходов населения. Но эту прибыль не направляли на структурные преобразования. И в итоге экономика стала зависеть не только от нефтедоходов, но и от импорта. А кроме того, в СССР распух военно-промышленный комплекс. Он требовал невероятных денег.

То есть при Брежневе был достигнут высший уровень развития плановой экономики. Но в этой высшей стадии проявились и все ее пороки. И в первую очередь — отсутствие мотивации у людей.

— А в чем выражалось это самое отсутствие мотивации?

— Поскольку все планировалось сверху, то от отдельного работника или предприятия мало что зависело. Это убивало инициативу снизу. А плановый характер системы доводил до абсурда. Чтобы согласовать любую мелочь, нужно было пройти несколько инстанций и получить десятки согласований. Это отбивало охоту что-либо развивать.

ХОТЕЛ УЙТИ РАНЬШЕ, НО НЕ ОТПУСТИЛИ

— В истории Леонид Ильич остался эдаким добрым, даже комичным старцем. Шамкающая речь, густые брови, смешные пародии. Поцелуи взасос с коммунистическими соратниками и африканскими диктаторами…

— Что касается шамкающей речи Брежнева — виной всему болезнь. После клинической смерти в 1976 году ему на самом деле было тяжело говорить, а уж часами выступать на съездах — тем более.

— Это правда, что он хотел оставить свой пост и уйти?

— Правда. Но ведь мы знаем старую истину: «Королем правит свита». Вокруг Брежнева сложилась очень плотная, я бы даже сказал, непробиваемая железобетонная свита. И уход Брежнева мог означать для многих потерю привилегий и теплых мест.

— С Брежневым связаны бесчисленные анекдоты. Они же были не на пустом месте?

— Конечно, не на пустом. Но, обратите внимание, не было ни одного злобного анекдота. А ведь в народном творчестве цензуры нет. Это о многом говорит.

ОН НАЧАЛ И РАЗОРУЖЕНИЕ, И АФГАНСКУЮ ВОЙНУ

— А еще Брежнева называли «голубем мира». Это издевка или всерьез?

— Судите сами: знаменитый Договор по противоракетной обороне, из которого американцы вышли только сейчас, — это Брежнев. Конвенция о запрещении химического и биологического оружия — тоже Брежнев. Звучит непривычно, но во многом благодаря именно Брежневу мир не сгорел в ядерной войне, а дотянул до наших дней. Это он наладил отношения с президентами США и вместе с главой МИДа Андреем Громыко сделал ручными лидеров стран третьего мира.

— А афганская война?

— Да, это факт. Но если посмотреть документы 1979 года, то первоначально Брежнев был категорически против ввода войск в Афганистан. Кроме того, предполагалось, что воевать с моджахедами будет афганская армия, а советский контингент — просто охранять стратегические объекты, оказывая психологическое давление на исламистов. На деле все оказалось не так.

— С чем же подошла страна к концу эпохи Брежнева, кроме знаменитого БАМа и всем памятной Олимпиады-80?

— В конце брежневской эпохи, а именно в 1982 году, СССР был вторым государством в мире по объемам промышленности и сельского хозяйства, хотя качество продукции, надо признать, отставало от европейского. За годы правления Леонида Ильича реальное благосостояние населения выросло в 1,5 раза, а численность населения СССР — на 12 миллионов человек. Наивысшего развития достигли доступность медицины и высшего образования.

В истории Леонид Ильич остался эдаким добрым, даже комичным старцем. Шамкающая речь, густые брови, смешные пародииФото: фотохроника ТАСС.

Не стоит забывать, что при Брежневе были обеспечены бесплатным жильем 162 миллиона человек! Сегодня это звучит как фантастика! А счета за услуги ЖКХ составляли не более 3% семейного бюджета.

БЮРОКРАТИЯ МЕШАЛА ХОЗЯЙСТВЕННИКАМ

— Слишком радужная картина. Ведь были проблемы?

— Конечно. И большие. Но главные проблемы были в системе партийного управления страной. Вот где был тот самый застой! Дело в том, что параллельно всем госструктурам существовали партийные. Начиная с самых низов. Это сродни поговорке «у семи нянек дитя без глаза». Есть же научный закон — параллельные линии не пересекаются. Но ведь нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять! Ну, и законов, которые бы они не попытались переделать, соответственно.

— Опять же «нефтяная игла»…

— Да, самый большой минус, это, пожалуй, спад в экономике. В последнее десятилетие брежневской эпохи в СССР заметно снизились темпы роста. Хотя как раз в это время в Сибири находят богатые нефтяные месторождения. И СССР плотно садится на «нефтяную иглу», и только торговля нефтью не давала советской экономике резко рухнуть.

Мы сильно отстали от американцев по развитию высоких технологий. В 1980 году в США началась эра персональных компьютеров, а у нас даже такого слова не знали. Ну и, конечно, дефицит товаров. С ним тоже ассоциируется брежневская эпоха у многих людей.

При Брежневе никому и в голову не могло прийти, что такая огромная держава может рухнуть. Но когда люди слишком долго живут в стабильности, они перестают ее ценитьФото: фотохроника ТАСС.

ТАКОЙ «ЗОЛОТОЙ СОЦИАЛИЗМ» НАМ УЖЕ НЕ ПОВТОРИТЬ

— То есть в эпоху Брежнева были одновременно и застой, и золотая пора? С одной стороны, советские люди стали богаче. А с другой — топтание на месте стало потом причиной перестройки. Так?

— Перестройка на самом деле привела к развалу СССР. При Брежневе никому и в голову не могло прийти, что такая огромная держава может рухнуть. Но когда люди слишком долго живут в стабильности, они перестают ее ценить. Такое в истории человечества случалось не раз. Начало нагнетаться напряженное ожидание перемен. У Цоя есть песня «Перемен, мы ждем перемен», которая после застоя воспринималась очень четко и ясно, о чем он пел.

— А что-то можно взять как пример для подражания из эпохи Брежнева?

— Это практически невозможно! Все другое: и страна, и власть. Политический и экономический застой позднего Леонида Ильича скорее урок — как делать нельзя.

Но удивительное в том, что, когда люди говорят о ностальгии по Советскому Союзу, они имеют в виду именно эпоху Брежнева. Потому что его социальная политика была лучшей за всю историю СССР! Вот только повторить ее в современной России нереально.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Рассекречены дневники Брежнева: Утром брился, мыл голову. В гарем не заезжал

Леонид Ильич вел записи с 1937 года (подробности)

Как воровали при Хрущеве и Брежневе

Некоторые вспоминают наше социалистическое прошлое: мол, в те времена порядка было больше, а воровали меньше. Это правда? (подробности)

Возрастная категория сайта 18+

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.

Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]

Теория застоя и политика застоя | Кембриджский журнал экономики

Фильтр поиска панели навигации Cambridge Journal of EconomicsЭтот выпускCPES JournalsEconomicsBooksJournalsOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Cambridge Journal of EconomicsЭтот выпускCPES JournalsEconomicsBooksJournalsOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Статья журнала

Получить доступ

Йозеф Штайндль

Йозеф Штайндл

Ищите другие работы этого автора на:

Оксфордский академический

Google ученый

Cambridge Journal of Economics , том 3, выпуск 1, март 1979 г. , страницы 1–14, https://doi.org/10.1093/oxfordjournals.cje.a035405

Опубликовано:

01 марта 1979 г.

Фильтр поиска панели навигации Cambridge Journal of EconomicsЭтот выпускCPES JournalsEconomicsBooksJournalsOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Cambridge Journal of EconomicsЭтот выпускCPES JournalsEconomicsBooksJournalsOxford Academic Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Предварительный просмотр первой страницы статьи PDF

Закрыть

Этот контент доступен только в формате PDF.

© 1979 Academic Press Inc. (London) Limited

Раздел выпуска:

Статьи

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

Скачать все слайды

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Стоимость подписки и заказ этого журнала

Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

Реклама

Цитаты

Альтметрика

Дополнительная информация о метриках

Оповещения по электронной почте

Оповещение об активности статьи

Предварительные уведомления о статьях

Оповещение о новой проблеме

Предупреждение о классификации JEL

Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

Ссылки на статьи по телефону

  • Последний

  • Самые читаемые

  • Самые цитируемые

Установление рекорда по восстановлению после рецессии 1920–1921 гг.

Большие технологии и конфиденциальность данных

Меняющееся лицо антимонопольного законодательства в мире больших технологий: сговор против монополии

Механизмы стратификации при адаптации мигрантов на рынке труда

Элитная филантропия и прикладная экономика: роль Фонда Рокфеллера в послевоенном направлении исследований

Реклама

Фискальная политика в эпоху стагнации

Горячие дебаты продолжают бушевать по поводу гипотезы о том, что Соединенные Штаты и другие страны находятся во власти «долговременной стагнации» и не могут ожидать, что в ближайшее время вернется устойчивый экономический рост. На последних встречах Американской экономической ассоциации в январе обсуждение было сосредоточено на политике предотвращения застоя или, по крайней мере, смягчения его последствий. Часто упоминаемый рецепт — увеличить государственные расходы, чтобы помочь восстановиться экономическому росту. Но каковы политические последствия длительного и неизбежного замедления роста? Если экономический рост действительно будет постоянно ниже ожидаемого, пора признать, что мы беднее, чем предполагали. Будущие государственные расходы должны быть соразмерно сокращены, иначе наш налоговый счет должен будет увеличиться. Многие общества в прошлом заплатили высокую цену за то, что не прислушались к этому неприятному простому сообщению.

Справедливости ради следует отметить важное различие между вековой стагнацией в ее строгом смысле и более общим снижением темпов экономического роста. Действительно, ответные меры политики должны зависеть от источников снижения. Например, правильное определение длительной стагнации относится к ситуации, в которой номинальные процентные ставки должны стать отрицательными (что невозможно поддерживать), чтобы совокупный спрос восстановился до уровня, необходимого для полной занятости. В этой ситуации налогово-бюджетное стимулирование — если инвесторы захотят финансировать государственные займы в достаточном масштабе — повысит совокупный спрос и, возможно, предотвратит долговременную стагнацию.

На практике, однако, мы не знаем, в какой степени нынешний спад в странах с развитой экономикой отражает отсутствие спроса или такие другие факторы, как трудосберегающие технологии, демография или бюрократические препятствия для предпринимательства и создания рабочих мест. И с годами эти различия стираются. Слабые инвестиции, первоначально вызванные слабым спросом, в конечном итоге приводят к замедлению технического прогресса, ограничивая потенциальный рост. В конечном счете, с оперативной точки зрения важно, будет ли экономический рост в следующие десять или два десятилетия ниже, чем предполагали политики. Экономисты, которые достаточно смелы, чтобы делать прогнозы на следующие 10 или 20 лет, к настоящему времени пересмотрели такие прогнозы в сторону понижения, особенно для стран, которые пострадали от более значительного сокращения производства.

Какими бы ни были источники замедления роста, государственные расходы должны быть сосредоточены на инфраструктуре и образовании, реформировании здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также ликвидации менее ценных программ или субсидий. Сторонники гипотезы векового застоя правы, когда делают упор на инвестиции в инфраструктуру, особенно в техническое обслуживание. Но большинству стран с развитой экономикой также необходимо обуздать общие расходы, чтобы признать, что мы все беднее, чем считали ранее.

Игнорирование постоянного замедления темпов экономического роста может привести к ошибкам в политике. Например, в стране, прогнозирующей стабильный коэффициент государственного долга на уровне 100 процентов ВВП в течение следующих десяти или двух лет, через 10 лет этот показатель увеличится до 140 процентов, если рост окажется на 1 процентный пункт ниже, чем предполагалось. По мере роста дефицита это соотношение через 20 лет превысит 200 процентов.

Политики часто ошибочно принимают длительное замедление роста за временное замедление и не в состоянии соответствующим образом адаптировать налогово-бюджетную политику. Недавнее исследование большой группы стран за последнее столетие свидетельствует о том, что директивные органы систематически не в состоянии достаточно увеличить первичный бюджетный профицит, когда темпы долгосрочного экономического роста снижаются. 1

В экономической истории есть несколько примеров долговых кризисов или почти кризисов, вызванных неожиданным, длительным замедлением экономического роста, которое не было вовремя распознано. К ним относятся латиноамериканский и другие долговые кризисы со средним доходом в 19-м веке.80-х годов, кризис бедных стран с высокой задолженностью в 1990-х годах и рост государственного долга в странах с развитой экономикой в ​​1980-х и 1990-х годах. Яркой иллюстрацией является Япония: после многих лет блестящих экономических показателей темпы ее экономического роста снизились после первого нефтяного кризиса в начале 1970-х годов и еще больше упали с лопнувшим пузырем активов в начале 1990-х; политики не отреагировали, и в результате отношение долга к ВВП резко возросло (рис. 1).

Отрицательный или слабый экономический рост, связанный с Великой рецессией, привел к самому резкому и повсеместному ухудшению состояния государственных финансов в странах с развитой экономикой со времен Второй мировой войны. Долг сектора государственного управления увеличился в среднем до 114 процентов ВВП в странах с развитой экономикой членов Группы двадцати в конце 2014 года по сравнению с 78 процентами в 2007 году. Остановить рост долговых коэффициентов и постепенно снизить их будет сложнее, если экономический рост оказывается существенно ниже, чем до кризиса.

Учитывая разнообразие фискальных позиций и различия в недавнем восстановлении роста — значительном в Соединенных Штатах, неуловимом в Японии и большей части Европы — можно ожидать различных ответных мер политики. Политики должны сбалансировать риск слишком раннего прекращения стимулирования и слишком позднего прекращения его действия. Мы не знаем, в каких странах будет длительная стагнация или длительное замедление. Но страны с развитой экономикой как группа сталкиваются с более низкими перспективами, чем они предполагали до кризиса. Сдерживание роста государственных расходов до приемлемого уровня ввиду более скромного роста производства станет одной из определяющих политических задач следующего десятилетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *