В 1556 г к россии было присоединено ханство: В 1556 г. к России было присоединено __________ ханство.

Содержание

Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.

Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск > Войны и военные конфликты от Ивана III до Северной войны > Войны и военные конфликты 1505–1557 гг. > Присоединение Астраханского ханства к России (1554–1556 гг.)

Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.

Кампании

Дата: 1554–1556 гг.

Противники: Астраханское ханство, Крымское ханство, Ногайская Орда

Дата начала конфликта

1554

Дата завершения конфликта

1556

Театр военных действий

Земли Астраханского ханства

Аннотация

Война за Астрахань (Хаджитархан) стала продолжением борьбы между татарскими сторонниками Крымского ханства и России в Поволжье. Став союзником Крыма, астраханский хан в 1556 г. был изгнан царскими войсками, а татары приведены к присяге. Центром нового края с 1557 г. стала русская крепость Астрахань.

Стороны

Русское государство – Астраханское ханство, Ногайская Орда

Союзники России

Русское государство, союзные ногайские князья

Причина конфликта

После взятия Казани перед Русским государством стояла цель овладеть низовьями Волги и выходом к Каспийскому морю и подчинить ногайских и астраханских татар.

Ход конфликта

В ходе войны были проведены два речных похода русской армии. Сначала в 1554 г. – для утверждения на престоле верного России хана, а после его измены в 1556 г. – для его свержения и утверждения русской власти.

Описание

После взятия Казани, в октябре 1553 г., группа ногайских князей во главе с нурадином Исмаилом обратилась к царю Ивану Грозному с просьбой о смещении с престола в Хаджитархане (Астраханском ханстве) крымского ставленника Ямгурчи (Ямгурчея) и замене его своим союзником Дервиш-Али, который к этому времени находился в России (на кормлении в Звенигороде). За это Исмаил обещал низложить в Ногайской Орде своего брата Юсуф-бия, который проводил антироссийскую политику.

Весной 1554 г. состоялся поход судовой рати кн. Ю. И. Шемякина-Пронского, который завершился взятием Астрахани. Ямгурчи бежал в Азов, а Дервиш-Али был объявлен ханом. Он обязался проводить политику в интересах Москвы, выплачивать ежегодно дань деньгами и рыбой и разрешить русским людям рыбный промысел в низовьях Волги. Юсуф-бий вскоре был убит в междоусобице. Однако в 1555 г. Дервиш-Али был осажден в Астрахани сыновьями Юсуфа и Ямгурчи, и только путем сговора с детьми Юсуфа сумел разгромить и убить своего соперника (Ямгурчи). Кроме того, он завязал тайные переговоры с Крымским ханством, что в 1555 г. вызвало посылку отряда казаков и стрельцов в Астрахань. Тем не менее весной 1556 г. Дервиш-Али перебил всех князей, которые держались за союз с Россией.

Для ликвидации Астраханского ханства летом 1556 г. была отправлена судовая рать И. С. Черемисинова. При поддержке казаков атамана Филимонова стрельцы 2 июля 1556 г. подплыли на судах к Астрахани. Хан и его приближенные бежали из города, приняв небольшой стрелецко-казачий отряд за авангард сильной царской рати. В результате русские практически без боя заняли опустевшую Астрахань. Дальнейшие попытки Дервиш-Али отбить город были отражены, а затем ногайцы разгромили астраханских татар и заставили Дервиша-Али бежать в Азов и отказаться от своих притязаний.

В результате Астраханское ханство было уничтожено, татары приняты в царское подданство, а в 1558 г. прежний Хаджитархан был уничтожен, и на противоположном, восточном берегу Волги русские ратники основали каменный город Астрахань. С 1557 г. Иван Грозный стал использовать титул «царь Астраханский».

Результат

Ликвидировано независимое Астраханское ханство, астраханские татары приведены в русское подданство.

Последствия конфликта

Завоеван выход к Каспийскому морю и к Северному Кавказу. Русское государство овладело Волжским торговым путем по всей его протяженности.

Литература

Зайцев И. В. Астраханское ханство. М, 2006.

Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М, 2002

Флоря Б. Н. Иван Грозный. М, 2004.

Кампании

1554
Кампания 1554 г.
1556Кампания 1556 г.

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО — что такое в Большой советской энциклопедии

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО, татарское феод. гос-во со столицей в Астрахани, возникшее в сер. 15 в. в результате распада Золотой Орды. Осн. занятие жителей-кочевое скотоводство; значит. роль играли промыслы — охота, рыболовство и добыча соли. Земледелие было незначит.-лишь по р. Бузану. Астрахань являлась центром транзитной торговли тканями и шелками с Востоком; меха, кож. изделия и другие товары ввозились в Астрахань из Казани и русских земель, рабы — из Крыма, Казани и Ногайской Орды. Улусные «чёрные люди» были обложены ясаком и находились в полной зависимости от светских и духовных феодалов, жестоко эксплуатировавших их. А. х. почти всегда находилось в нек-рой зависимости: сперва от Большой Орды, а после её разгрома — от ногайцев и Крымского ханства, стремившихся подчинить его себе. В 16 в. в целях противодействия этим устремлениям А. х. сблизилось с Русским государством и в 1533 заключило с ним союзный договор. Рус. гос-во, заинтересованное в получении выхода к Каспийскому м. и защите от крымско-тур. нападений, организовало в 1554 поход на А. х., свергло астраханского хана Ямгурчея, враждебно относившегося к России, и посадило на его место Дервиш-Али в качестве вассала Ивана IV. В 1556 в связи с попыткой Дервиш-Али выйти из подчинения Моск. гос-ву рус. войска были вновь посланы к Астрахани, и А. х. было окончательно присоединено к России.

Лит.: Очерки истории СССР. Период феодализма. IX -XV вв., ч. 2, М., 1953, с. 440-42; Очерки истории СССР. Период феодализма. Конец XV — нач. XVII вв., М., 1955, с. 364-66. И.В.Степанов.

Смотреть больше слов в «Большой советской энциклопедии»

АСТРАХАНЬ →← АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

Смотреть что такое АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО в других словарях:

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

        татарское феодальное государство со столицей в Астрахани, возникшее в середине 15 в. в результате распада Золотой Орды. Основное занятие жителе… смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

тат. феод. гос-во со столицей в Астрахани, возникшее в результате распада Золотой Орды. В 14 в. Хаджи Черкес, эмир Золотой Орды, захватил Астрахань и п… смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

государство, возникшее в 1459 – 1556 гг. на Нижней Волге после распада Золотой Орды. В 1533 г. подписало союзный договор с Москвой с целью защиты от Крымского ханства и Ногайской орды. После взятия в 1552 г. Казани русское правительство, заинтересованное в выходе к Каспийскому морю и желавшее прекратить работорговлю русскими пленниками, послало в Астрахань свои войска. В результате здесь был посажен ставленник России хан Исмаил Дервиш-Али. В 1556 г. он попытался освободиться от власти российского государства, и в Астрахань вновь были посланы войска. Город сдался без боя. Волжский судоходный путь оказался под надежным контролем России. (См. историческую карту «Российское государство во второй половине 16 века»)… смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО, государство в степных районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Столица — г. Хаджитар-хан (Астрахань). Образовало… смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

феод. гос-во (ок. 1459-1556) на Ниж. Волге, возникшее в рез-те распада Золотой Орды. Населяли его тюркоязычные племена. Войско А.х. включало столич. га… смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

государство в степных районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Столица -г. Хаджитархан (Астрахань). Образовалось в начале 16 в. после разгрома Большой Орды Крымским ханством (1502). Религия — ислам. Тюркоязычное население А. х. занималось кочевым скотоводством, ремеслом, торговлей. В 1556 присоединено к России…. смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

государство в степных районах правобережья Нижней Волги и Северного Прикаспия. Столица -г. Хаджитархан (Астрахань). Образовалось в начале 16 в. после разгрома Большой Орды Крымским ханством (1502). Религия ислам. Тюркоязычное население А. х. занималось кочевым скотоводством, ремеслом, торговлей. В 1556 присоединено к России…. смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

возникло в 1459 г. на Нижней Волге в результате распада Золотой Орды. Столица Хаджитархан — Астрахань. Население — астраханские татары. Занятия кочевое скотоводство, ремесло, торговля. Религия ислам. Присоединено к России Иваном IV в 1556 г…. смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО, татарское государство (ок. 1459-1556) на нижней Волге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань. Присоединено к России.<br><br><br>. .. смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО — татарское государство (ок. 1459-1556) на нижней Волге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань. Присоединено к России.<br>… смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО , татарское государство (ок. 1459-1556) на нижней Волге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань. Присоединено к России…. смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО, татарское государство (ок. 1459-1556) на нижней Волге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань. Присоединено к России…. смотреть

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

— татарское государство (ок. 1459-1556) на нижнейВолге; выделилось из состава Золотой Орды. Столица — Астрахань.Присоединено к России.

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

ист. астрахан хандығы

АСТРАХАНСКОЕ ХАНСТВО

астрахан хандығы

История Астраханского ханства

WHKMLA : История Астраханского ханства
История по странам . А . Б . С . Д . Е . Ф . Г . Привет . ДжК . л . М . Н . ОП . QR . С . ТУВ . ШXYZ
Казанское ханство
Ханство крымских татар
Впервые опубликовано 24 сентября 2010 года

Кыпчакско-татарское ханство, основанное в 1240 г., распалось в течение 15 в. Астраханское ханство отделился в 1466 году, другие государства-преемники включают Казанское ханство, крымских татар и сибиряков. Государственной религией Астраханского ханства был ислам. В 1552 году Казань была завоевана и присоединена к Великое княжество Московское (или Российская империя; вопрос терминологии). Вскоре к власти в Астрахани пришла промосковская партия. Ханство было присоединено к Московии/Российской империи в 1556 г.
В начале XVII века в регионе поселились буддийские калмыки, сменившие астраханских татар в качестве доминирующего населения. элемент вокруг Астрахани.

Современная Республика Калмыкия состоит из территории когда-то входил в состав Астраханского ханства.

Исторический атлас, Российская империя, Европа Страница, Кыпчакско-Татарское ханство / Золотая Орда Страница

Внешний . Ф и л ы
Профили стран Ссылки, порталы Организации
Счета истории
Политика Военная история Экономическая история
Социальная история Этнография История религии Региональная история Краеведческая история Учреждения Культура
биография Другие
Документы
Исторические данные Документы Учреждения Национальные символы
Р и н т е д . Ссылка
Библиографии
Интернет-библиотеки Интернет-журналы Общие счета Конкретные темы Исторические словари Другие
ВЕБ-БИБЛИОГРАФИЯ . . . ВНЕШНИЕ ФАЙЛЫ
Профили стран Текущий Статьи : Астраханское ханство , из Википедии
Исторический Официна Эльзевириана, Russia seu Moscovia itemque Tartaria commentario topographico atque politico , 1630, латиницей, ГБ
Ссылки, по истории Категория : Астраханское ханство , из Википедии
Виртуальная библиотека Восточной Европы , поддерживается в Германии, большинство источников на немецком языке
Организации Институт истории РАН, с ДВИФХС
Российское историческое общество, с Санкт-Петербургская энциклопедия
Исторический словарь
Хронология России Хронология, Россия — 1910 , из timelines. ws
Хронология Астрахани
Счета истории Астрахань современный Статьи : Астраханское ханство , из Википедии
исторический Эбулгази Бахадир Хан, Всеобщая история тюрков, моголов и татар, вульгарно именуемых татарами, vol.1 , 1730, GB
J. de Guignes, Histoire generale des Huns, des Turcs, des Mongols et des autres Tartares т. 1 ч.1 , 1756, т.1 ч.2 , 1756, т.2 , 1756, т.3 , 1757, т.4 , 1758, vol.5 , 1758, на французском языке, GB
J.G. Георгий, Россия, или Полный исторический отчет обо всех народах, составляющих эту империю, т.4: монголы , 1783, GB
Х. Х. Ховорт, История монголов: с 9 по 19 век, ч. 2.2: Так называемые татары России и Средней Азии , 1830, ГБ
Историография
Международные отношения
Военный Статьи : Список татаро-монгольских набегов на Русь 1223-1480, из Википедии
Экономика и финансы
Этнография Статья : Татары : Астраханские Татары , из Википедии
Религия Эльмира Ахметова, Ислам в Поволжье
История регионов
Краеведение Статьи Xacitarxan , из Википедии
Учреждения
Культура
Биографии
Другие

ВЕБ-БИБЛИОГРАФИЯ . . . ВНЕШНИЕ ДОКУМЕНТЫ
Исторические данные Списки государственных деятелей Список: Список астраханских ханов , из Википедии
Банки данных изображений Europeana
Wikimedia Commons
Архивные депозиты Онлайн
Архивные депозиты Каталог онлайн
Коллекции документов
Индивидуальные документы
Исторические карты Карта Астраханского ханства, от Wikimedia Commons
Карты: Восточное полушарие 1400 г. н.э. , Восточное полушарие 1500 г. н.э. , Томас Лессман
Карты: Европа года 1400 , 1500 , 1600 , из Евратласа
Исторические
Энциклопедические статьи
Общий Статья: Astracan, стр. 6-8 в томе 3 из Encyclopaedia Britannica 1823, ГБ
Артикул Астрахань , из Мейерса Konversationslexikon 1885-1892, на немецком языке
Статьи: Города: Астрахань , из ЭБ 1911
Религиозный
Экономичный
Географический
Этнологический
Исторический Правительство Астрахани, стр. 58-60 в т.56 от Универсальная история с самых ранних времен , 1762, GB
Government Astracan, p.232 in vol.31 of Современная часть Всеобщей истории, , 1783, ГБ
Путешествия
Учреждения Архивы ArcheoBiblioBase (занесен в Российский архив)
Памятники
Библиотеки
Национальные символы Флаги, гербы
Монеты Поиск Архив монет для Астрахани
Поиск Ранние датированные монеты для Астрахани

ПЕЧАТНАЯ ССЫЛКА
Библиографии генерал Библиография RHS
Интернет-библиотека Национального архива Великобритании
по Астрахани
по отдельным вопросам
По России/Московии
Интернет-библиотеки генерал Интернет-архивы
Онлайн-библиотека Гутенберга
по Восточной Европе Онлайн-библиотека Центральной и Восточной Европы
Виртуальная библиотека Восточной Европы , поддерживается в Германии, большинство источников на немецком языке
Интернет-журналы ссылки Алфавитный список журналов по истории России и журналов по истории России, из Виртуальная библиотека История России
полный текст онлайн
Общие счета по России Мелвин К. Рен, Курс истории России, Waveland, 1997, 617 стр., KMLA Lib.Sign. 947 W945
Чарльз Э. Циглер, История России, Гринвуд, 1999, 272 стр., KMLA Lib.Sign. 947 Z66t
на Казани
Специальные темы
Исторический атлас Джон Ченнон, Исторический атлас пингвинов России , Лондон: Penguin 1995, KMLA Lib.Sign. R 947 C458p
Мартин Гилберт, Атлас истории России, нет места : Дорсет Пресс 1972 [G]
Атлас Офисера, Москва 1984 [G]
Исторический словарь Б. Раймонд, П. Даффи, Исторический словарь России, Метуан: Пугало 1998, KMLA Lib.Sign. R 947.8 R268h

Impressum · Datenschutz

История Центральной Азии — Келлер: Ханства накануне

Казахская степь

Русские военные начали вторгаться на северные степные территории мало- и среднеказахских орд в первой четверти XVIII века. Они смогли это сделать, потому что джунгарские нашествия из Моголистана в 1720-х годах опустошили власть казахов. В 1780-х годах правители Ташкента, в то время независимого города-государства, вынудили казахов Великой Орды платить им дань, что еще больше ослабило Великую Орду и способствовало вторжению русских на юго-восточные казахские земли к 1840-м годам. Российские официальные лица интегрировали казахские племена в российские правовые и политические структуры, но при этом сохраняли их административное обособление. Они поощряли казахских кочевников становиться оседлыми земледельцами, включали вождей племен в администрацию империи и посылали учителей-татар-мусульман для «цивилизации» групп, которые они считали по существу языческими. В девятнадцатом веке русские администраторы разрешили татарам открывать мусульманские школы для казахов, а затем сами создали «русско-туземные» школы (в которых светская базовая программа преподавалась как на казахском, так и на русском языках). Эти действия, безусловно, изменили казахскую культуру, но у Российской империи не было ресурсов, чтобы с помощью этих инструментов навязывать глубокие изменения в идентичности. Большинство казахов так и не стали земледельцами — если бы степная экология подходила для земледелия, они бы уже занялись этой практикой. Русские источники предполагают, что казахи приветствовали татарских учителей, и действительно к середине 19Российские чиновники ХХ века беспокоились, что исламский «фанатизм» подрывает лояльность казахов. Школьная система, управляемая татарами или русскими, создала небольшую группу людей с западным образованием, но не дошла до большинства простых казахов. В 1897 г. в русско-туземных школах обучалось чуть более 2500 казахских детей, в том числе 52 девочки. [Пирс, с. 208].

Российская политика, которая действительно вызвала значительные изменения в том, что значит быть казахом, заключалась в колонизации степей славянскими крестьянами, казаками и политическими ссыльными; к 1914 прибыло немногим менее двух миллионов славян, получивших землю от российского правительства [Демко, с. 74–80]. Для облегчения заселения в 1868 г. русские бюрократы разделили степь на административные территории (губернии, области и уезды) и разместили русские деревни без учета таких критериев, как достаточность водных ресурсов или качество почвы [Мартин, с. 69]. Наплыв земледельцев нарушил миграционные пути казахов и лишил их пастбищ для своих стад. Крупные племена, нуждавшиеся в большом количестве земли, были вынуждены разделиться на более мелкие, более экономически жизнеспособные подплемена. Новые административные границы не позволяли племенным единицам помогать своим родственникам по другую сторону этих границ в периоды кризисов (таких как опустошительные поздние весенние жутовые заморозки, которым подвержены внутренние евразийские степи) и тем самым ослабляли родственные связи. Поскольку казахская общинная и индивидуальная идентичность зависела от родственных обязательств, невозможность выполнения этих обязательств изменила идентичность. Многие племена в ответ занимались выпасом скота на небольших территориях и/или запасались сеном на зиму, что поощрялось российскими властями. Обе эти практики способствовали принятию оседлого или полуоседлого образа жизни, но опять же казахские племена предпочитали скотоводство земледелию, когда у них был какой-либо выбор. В целом усиление русской колонизации означало усиление обнищания казахов.

Внедрение русской правовой практики среди казахских племен также могло изменить индивидуальную или племенную идентичность. Местные бии (судьи-кочевники) выступали посредниками между государством и обычным правом (адатом), и бий, успешно защищавший интересы своего племени, приобретал статус и власть для себя и своих детей. Храбрость и боевые навыки были бесполезны в этой новой системе. Чтобы стать эффективными лидерами, бии научились манипулировать русским законом и чиновниками, проводившими этот закон в жизнь, что означало аккультурацию к русским обычаям и мировоззрению. Тем не менее, в то время как российское правление внесло важные изменения в экономику и культуру Казахстана, контрасты и конфликты между губернаторами и правителями также способствовали укреплению казахской идентичности.

Ханства Туркестана

В течение 18 века новые династии взяли под свой контроль оазисные Бухарское и Хивинское ханства, а в Ферганской долине возникло новое могучее ханство в Коканде. Новые правители отошли от наследия Чингизидов во всем, кроме имени, хотя это очень мало повлияло на местные системы идентификации. На самом деле, большая проблема, которая объединяла ханства, заключалась в том, что правители не могли создать политическую, этническую или религиозную основу для объединения своих подданных, а также не были достаточно сильны, чтобы завоевать надежное повиновение ни за счет экономического процветания, ни за счет грубой силы. Хроническая нестабильность в сочетании с относительной бедностью и технологической отсталостью сделали ханства легкой добычей, когда русские решили продвинуться к югу от реки Сырдарьи.

Хивинское ханство

Хива была менее успешной, чем Бухара, в установлении централизованного административного контроля, хотя ханство занимало меньшую географическую территорию. Правящая династия Конграт была узбекской, но не пользовалась автоматически поддержкой других узбекских племен в этом районе, таких как кыпчаки или мангыты (которые также не были верны мангитским эмирам Бухары). Большинство людей за пределами городов были туркменами племенных конфедераций йомутов или теке, каракалпаков или казахов. Ханы Хивы не могли назначать своих чиновников для управления племенами, а должны были принимать вождей, избранных на местах. Племенные воины могли быть полезными союзниками, но они не были надежно послушны ханам. Фактически само племя Конграт образовалось как династия в конце 18 века, потому что его вожди служили иноклар (военачальники) и узурпировали власть у казахских чинигидских ханов, оставленных в качестве марионеток на престоле. Там, где сильные бухарские эмиры, такие как Насрулла, могли навязывать свою волю прямой силой, хивинские правители были наиболее успешными, когда они могли использовать групповое соперничество.

В 1804 году Конграт инок Ильтузар (р. 1804–1806) претендовал на титул хана, хотя не имел для этого генеалогических оснований. Это действие вызвало сильное сопротивление со стороны других узбекских племен, а затем в 1806 году Илтузар был убит в боях против Бухары. Однако его брат Мухаммад Рахим (годы правления 1806–1826) смог подчинить себе соперничающих узбеков, и конгратские правители смогли сохранить титул. Мухаммад Амин-хан (годы правления 1846–1855) усилил центральный контроль над вождями узбекских племен, назначив вождей четырех наиболее важных племен иноками и включив их в свой придворный совет. Этот шаг помог хану подчинить больше узбеков, а также сартов своей правовой и налоговой системам. Оседлые земледельцы и горожане стали самыми надежными подданными хана, потому что он централизовал ирригационную систему, от которой они зависели, и обеспечивал их наилучшую защиту от туркменских и каракалпакских набегов. Мухаммеду Амину и его преемникам гораздо меньше удавалось контролировать кочевников. В то время как все кочевые племена считали себя мусульманами, а ханы назначали кади для разрешения споров, ни ханы, ни духовенство не имели власти заставить кочевников подчиняться чему-либо, кроме родового обычного права [Гейсс, с. 145]. Это сильно ограничивало возможности правителей изменять общественную или личную идентичность.

Наиболее эффективным инструментом, доступным ханам для контроля над кочевниками, была армия, и даже военная мощь была ограничена. На протяжении 19 века ханы неоднократно побеждали туркменских, каракалпакских и казахских кочевников в битвах и заставляли их подчиниться только для того, чтобы увидеть, как они физически покидают территорию Хивы и / или предлагали свою лояльность более высокооплачиваемому покровителю, такому как персидский шах. Дополнительная сложность в этой модели заключалась в том, что йомут и теке туркмены, по-видимому, имели совершенно иное толкование условий поражения и подчинения, чем у ханов. Судя по их последующему поведению, туркменские племена рассматривали военное поражение как временное состояние, сделавшее их союзниками победившего их хана. Этот союз создавал выгодные возможности для совершения набегов от имени хана, но не влек за собой постоянную повинность. Когда хан попытался навязать последнее толкование, некоторые туркменские племена покинули территорию, в то время как другие предпочли остаться на своей родине и искренне подчиниться центральной власти. Продолжающаяся политическая нестабильность, а также относительная военная слабость сделали Хивинское ханство открытым для легкого завоевания русскими войсками в 1873 году. Русские сделали Сайида Мухаммада Рахима Бахадура ханом II (1865–181910) вассальный правитель протектората, подобно тому, как они низвели Бухару до статуса протектората.

Бухарский Эмират

В Бухаре между 1747 и 1756 годами Мухаммад Рахим Аталик Мангыт, узбек из племени мангит, который служил главным придворным у последнего аштарханидского хана, убил своего нанимателя и занял трон. Он был первым не-чингизидом, правившим в Бухаре 350 лет. Таким образом, он и его потомки не могли называть себя ханами, хотя и сохранили некоторые монгольские узаконивающие обряды, например, вожди племен поднимали нового правителя на белом войлоке [Гейсс, с. 126–127]. Вместо этого правители мангытов были известны под титулом эмира / эмира и установили новую основу для легитимности религии. Эмиры Шах Мурад (годы правления 1785–1800) и особенно благочестивый Хайдар (годы правления 1800–1826) активно участвовали в суфийском ордене Накшбанди и передали выдающуюся церемониальную и реальную власть улемам (ученым) и кади/кози (судьям исламского закон). Однако ислам лишь частично укрепил политический порядок. Эмиры мангытов изо всех сил пытались установить надежный централизованный контроль над провинциями за пределами самой Бухары. Они часто назначали мужчин из административного центра беками (губернаторами провинций), хотя более могущественные племена могли организовать управление одним из своих членов. Деревнями по-прежнему управляли избираемые на местном уровне оксоколлары (буквально «белобородые»), которые представляли местные интересы в противовес интересам назначаемых из центра чиновников. В том, что сельские и горожане негодовали на сборщиков налогов, не было ничего нового, но негодование могло обостриться, когда сборщиком налогов был сарт или иранец и, таким образом, вдвойне посторонний.

Таким образом, до тех пор, пока русские не сделали Бухару своим протекторатом в 1868 году, мангытские эмиры часто сталкивались с неповиновением или открытым восстанием со стороны узбекских или иранских местных общин. Смерть эмира была особенно опасным временем, когда нищие воспользовались шансом установить свою независимость. Когда Хайдар Амир умер, его преемнику Насрулле пришлось бороться в течение 25 лет, чтобы восстановить контроль над всеми провинциями. Даже русская армия не смогла полностью подавить мятеж. Эмират был политическим образованием, связанным принудительным подчинением, а не чувством общности, основанной на этнических или даже религиозных связях. В приграничных районах, где узбекские кланы все еще вели полукочевой образ жизни, племенному праву уделялось такое же уважение, как и исламскому праву. Идентичность оставалась основанной на местной семье и обычаях. Не было никакой «бухарской», тем более «узбекской» национальной идентичности.

Кокандское ханство

Около 1710 г. человек по имени Шахрух из узбекского племени Мин (не путать с китайской династией Мин, правившей в 1368–1644 гг.) начал устанавливать политическую власть в Ферганской долине. и извлекли выгоду из разрушений, вызванных вторжениями ойратов / джунгар с востока, которые опустошили Великую Казахскую Орду и Бухарское ханство. Набеги зунгар вытеснили казахские племена с исконных территорий. В свою очередь казахи вторглись на бухарские земли, что поставило Бухару на грань развала и существенно пошатнуло взаимоотношения между кочевым и оседлым населением. Бухарское ханство больше не могло утверждать свою власть над Ферганской долиной, что позволяло минским узбекским лидерам строить союзы с областными бекликами (провинциями), сосредоточенными вокруг городов Маргилан, Ходжент и Андижан. Лидер династии Мин Абдалкарим (1734–1750) основал город Коканд (также называемый Коканд или Коккон) примерно в 1740 году. К 1760 году, когда беки Ферганской долины официально подчинились императору Цин Цяньлуну в Пекине в благодарность за его истребление джунгар. , Коканд и его правитель Ирдана (1751–1770) стали как минимум первыми среди равных в регионе. Подобная схема домино, когда одна группа захватчиков запускала каскад вторичных вторжений, существенно изменивших место и образ жизни людей и способы их взаимодействия друг с другом, была распространена на протяжении всей истории Центральной Азии. Каскады захватчиков были одной из наиболее важных причин изменений в общественной идентичности во Внутренней Евразии, пока современные империи не установили контролируемые границы.

Историки спорят, когда правители Коканда взяли себе титул «хан» и имели ли они на него право. Большинство источников утверждают, что Алим (1799–1811) первым провозгласил себя ханом, хотя и не мог претендовать на чингизидское происхождение, поэтому формальное основание Кокандского ханства датируется этим временем [Гейсс, с. 146, Брегель, с. 62]. Однако протоколы суда Цин предполагают, что Ирдана называл себя ханом в 1762 году, когда он написал в Пекин, чтобы объявить горы к западу от Кашгара границей между Китаем и Кокандом. Более того, в одном источнике говорится, что основатель династии Мин, Шахрукх, действительно заявлял о происхождении Чингисидов [Ньюби, стр. 31–32 и примечания].

Традиции монгольского происхождения по-прежнему играли роль в различении общинной идентичности в расширяющемся Кокандском ханстве. Независимо от того, имели ли лидеры династии Мин право называть себя ханами (помните, что заявления о происхождении всегда были изменчивыми), как племя мин были узбеками на основании своего происхождения от орды 15-го века, лидер которой утверждал, что происходит от Шибана, сына Джучи. сын Чингисхана. Эта генеалогическая традиция отличала минских узбеков от старшего населения тюркоязычных (обычно называемых «тюрками») в Ферганской долине, чьи предки жили там, по крайней мере, со времен чагатидских ханов в 13 веке. Мин также приходилось бороться с другой узбекской конфедерацией, называемой кыпчаками, которые идентифицировали себя на основе другой родословной и не признавали добровольно минских узбеков своим превосходством. Чтобы усугубить нашу путаницу с именами и идентичностями, термин «узбек» мог использоваться просто для обозначения того, что кто-то был горожанином, а не кочевником. Арминиус Вамбери, блестящий венгр, который в начале 1860-х годов успешно путешествовал по Центральной Азии под видом нищенствующего суфия, сообщил, что киргизы, кыпчаки и другие, перешедшие от кочевого образа жизни к оседлому, стали обычно называть себя «узбеками» или «сартами». ». Это изменение названия подразумевало скорее политический, чем этнический переход, поскольку горожане находились под гораздо более тесным административным контролем, чем кочевники [Vambery, pp. 431–432; Гейсс, с. 157].

К 1810 году Алим-хан захватил ранее независимый город Ташкент с его смешанным тюрко- и ираноязычным населением из-под контроля бухарцев и казахов. Его правление положило начало огромной территориальной экспансии Коканда. К середине 19 века Кокандское ханство включало в себя кочевые племена кыргызов, казахов и каракалпаков вплоть до Аральского моря. При Мухаммеде Али-хане (1822–1841) Коканд продвинулся на восток через горы и ненадолго захватил Кашгар из-под контроля Цин. Этот быстрый рост принес богатство, но также и опасность для ханов. Многие кочевые группы либо не признавали авторитет ханов, какими бы безупречными ни были их генеалогические традиции (киргизы и каракалпаки), либо признавали лишь собственное чингизидское происхождение (казахи). На практике под «правящей властью» подразумевалась власть собирать подати или дань и командовать воинской повинностью, но у хана не было механизмов объединения людей по этническому или гражданскому «национальному» признаку в западном понимании. Умар Хан (1811–1822 гг.), высокообразованный человек, покровительствовал исламским ученым (уламам), а также поэтам и художникам, и расширил сферу действия исламского закона, чтобы централизовать свою администрацию. Он распределял орошаемые сельскохозяйственные земли в соответствии с исламскими правилами собственности, называемыми мульк, которые позволяли владельцам покупать, продавать или сдавать в аренду землю под юридическим надзором канцелярии. От этой системы выиграли соплеменники Умара Мин, поскольку хан пожаловал им много земли. На пике своей власти Умар и его сын Мухаммед Али могли заставить кыргызских кочевников покупать пастбищные земли для использования в качестве зимних пастбищ, что обогатило государственную казну и теоретически поставило племена под более жесткий исламский юридический контроль. Умар и Мухаммед Али, возможно, использовали шариат, чтобы попытаться объединить свое ханство на религиозной основе, или они могли просто использовать наиболее удобные и доступные инструменты для увеличения налоговых поступлений — у нас пока нет достаточных доказательств, чтобы действительно понять, что они пытались сделать.

Одним из титулов, которые присвоил себе Умар-хан, было «амир аль-муслимин», что по-арабски означает «эмир мусульман» [Леви, с. 230]. Однако провозглашение себя истинно мусульманскими правителями имело неприятные последствия для кокандских ханов. С одной стороны, исламский закон без административной власти не мог создать единое государство. Предоставление улемам видного места при дворе не позволяло ханам принуждать кочевых кыргызов или полукочевых узбеков регулярно платить налоги. Местные племенные законы продолжали преобладать над исламскими законами в соответствии с племенными удобствами. Ни одна центральная власть не могла указывать никому, кроме горожан — небольшой части всего населения, — что они должны делать, чтобы быть принятыми в мусульманскую общину. С другой стороны, претензия на легитимность на основе ислама привела Мухаммеда Али Хана и всю его семью к серьезным проблемам с Насруллой, агрессивным эмиром Бухары, который также утверждал, что является эмиром аль-муслимином. В 1840 году кыргызские и кыпчакские племена в Коканде уже были возмущены растущим налоговым бременем. Затем хан потерял поддержку духовенства, когда в нарушение шариата женился на двух сестрах и свекрови [Гейсс, с. 149].–150]. Внутренние повстанцы пригласили Насруллу вторгнуться в Коканд, что он мог легко оправдать плохим поведением Мухаммеда Али.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *