Страница не найдена — ошибка 404
Размер:
A
A
A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
Данный сайт использует cookies. Продолжая им пользоваться, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных
Администрация города Твери
г. Тверь, ул. Советская, д. 11
+7 (4822) 36-10-76
- Город
- Городской дневник
- Тверь онлайн
- Туристическая информация
- Общественный транспорт
- История
- Устав города Твери
- Открытые данные
- Камеры ГИБДД
- Справочные и экстренные службы
- Администрация
- Муниципальные услуги
- Бюджет
- Структура администрации
- Муниципальные предприятия
- Муниципальные учреждения
- Муниципальные торги
- Муниципальный и ведомственный контроль
- Противодействие коррупции
- Муниципальная служба
- Муниципальное имущество
- Газета «Вся Тверь»
- Межмуниципальное сотрудничество
- Документы специальной оценки
- Развитие
- Сделано в Твери
- Социально — экономическое развитие
- Реализация предложений граждан
- Муниципальные программы
- Административная реформа
- Инвестиции
- Тарифы на коммунальные услуги
- Тверь 900
- Документы
- Муниципальные правовые акты
- Проекты муниципальных правовых актов
- Оценка проектов нормативно — правовых актов
- Градостроительство
- Общественные обсуждения
- Контакты
- Адреса и телефоны
- Интернет приемная
- Порядок и время приема
- Порядок обжалования
- Ответы на обращения граждан затрагивающие интересы неопределенного круга лиц
- Обзоры обращений граждан и организаций
Тверь в истории России | Союз городов воинской славы
Воинская слава города – это его история. Тверь — один из немногих городов русской земли, который велик своей историей, причём историей не провинциальной и даже не российской. Далёкие события, происходившие, например, в средневековой Твери – один из важных узлов мировой истории, определивших облик значительной части современной восточной Европы: государственные границы стран, конфессиональную принадлежность населения и традиционность культурных связей.
История Твери впечатляет. Небольшая крепость владимиро-суздальских князей на практически «ничейной» пограничной территории быстро, в течение конца XIII-начала XIV вв., становится мощным центром самого сильного княжества северо-восточной Руси. Стремительный политический, экономический, военный и культурный взлёт Твери, длительное первенство практически во всех значимых областях – вот основные черты этого взлёта. Именно здесь, на берегах Волги, Тверцы и Тьмаки началось русское каменное строительство храмов, прерванное монголо-татарским вторжением. Здесь впервые возобновилось русское летописание, причём не местное, а общерусское по духу и смыслу. Здесь впервые прозвучала простая, но дерзновенная мысль о необходимости единства всех русских княжеств перед лицом общего врага. По образному выражению современного историка А.В. Чернышёва — «уже в начале XIV в. «под кожей» Тверского княжества перекатывались «упругие мышцы» в то время, когда вся остальная Русь «пугливо озиралась и вздрагивала при каждом окрике татарских ханов».
Воинская слава Твери складывается из трёх эпохальных и масштабных периодов, как в истории города, так и всей России.
Первый период — это период существования средневекового Тверского государства – уникального и сложного государственного образования, имевшего своё яркое историческое, политическое и культурное лицо. Недаром, средневековая Тверь — один из немногих регионов России, который является объектом изучения не только в российской, но и западноевропейской историографии. К самым значимым примерам такого интереса можно отнести монографию немецкого историка (нынешнего депутата Бундестага) Эккехарда Клюга «Княжество Тверское (1247-1485)», вышедшую в 1985 г. в Германии и переведённую на русский язык в 1994 г. К темам средневековой Твери обращаются историки и филологи России, Италии, Франции, Германии, Польши, Литвы, США и Белоруссии.
В этот период самыми яркими событиями были защита города зимой 1238 года и подвиг его жителей во время самого крупного в отечественной истории народного восстания против монголо-татарских захватчиков в 1327 году. Это событие вошло во все учебники истории, и его значение выходит далеко за рамки традиционного локального конфликта.
В истории народных выступлений важен не только сам факт проявленного мужества и героизма, но и последствия или результаты восстания. Именно последствия, несмотря на поражение, могли сыграть выдающуюся роль в истории, став катализатором целого ряда определяющих судьбу народов и государств событий. Примеров таких выступлений в истории много. Так, героическая защита Ельца от полчищ Тамерлана в 1395 г., несмотря на полное уничтожение города, заставила отказаться среднеазиатского полководца от похода на Русь. Восстание в Мадриде 2-3 мая 1808 г., утопленное в крови маршалом Франции Мюратом, всколыхнуло не только всю Испанию, но и покорённую Европу, и привело Наполеона, в конце концов, не только к Байенской катастрофе 1808 г., но к Бородино и Ватерлоо.
В этом ряду можно поставить и тверское народное восстание августа 1327 г. Летом 1327 г. в Тверь прибыл двоюродный брат хана Узбека – Шевкал с большим отрядом. Источники рисуют крайние формы насилия, творимые татарами в городе, которые «воздвиже гонение велико на христианы, насилством, и граблением, и биением, и поруганием». Народ был раздражён и доведён до крайности. И малое событие, связанное с отнятием татарами тучной кобылы у дьякона Дудко и защита им своей собственности, стало поводом к самому мощному восстанию на Руси. «Взволновался весь город, сделалась великая «замятня». Страшный бой, в котором участвовали несколько тысяч человек, шёл весь день 15 августа. Ожесточённое сопротивление, проявленное всеми горожанами, княжеской дружиной крупному татарскому войску и его разгром привели к тому, что по всей Руси было отменено баскачество – жёсткая и жестокая оккупационная система управления и угнетения русских земель, значительно смягчён контроль за сбором дани со стороны Орды и его передача в руки русских князей. Полученная русскими князьями возможность самостоятельно собирать дань способствовала преодолению разорения, накоплению богатств, развитию городской культуры, книжности, храмостроительства и военного дела. В конце концов, это способствовало усилению и возвышению Москвы, превращению её в национальный центр формирующегося единого государства.
Однако Тверью за всё это была заплачена очень большая цена – полное разорение города, гибель тысяч его жителей, мученическая кончина в Орде великого князя Александра Михайловича и его сына Фёдора, наконец, окончательная утрата Тверью лидирующих позиций на Руси. Все эти события получили общерусское звучание, как во всех летописях, так и в ярких литературных произведениях того времени, таких как «Повесть о тверском восстании» и «Песне о Щелкане Дюдентьевиче».
Стоит отметить ещё одно важнейшее и принципиальное для русской истории обстоятельство. Как на важное качество военной истории Твери нужно указать на её постоянный отказ от участия в междоусобных конфликтах совместно с захватчиками. «За други своя» великий князь тверской и владимирский Михаил Ярославич пожертвовал своей жизнью в 1318 г., спасая от гибельного набега не только тверские, но и другие русские земли, за что был канонизирован как святой Русской Православной Церковью.
Второй период – это военная история города в период Московского царства и Российской империи (XVI-XIX вв.). К ней относятся, прежде всего, два самых важных события в военной истории всей России: оборона города в событиях «Смутного времени» начала XVII в. и участие его жителей в защите Петербургского направления в период Отечественной войны 1812 г.
Что касается первых событий, то именно с победоносного сражения за Тверь летом 1609 г. началось освобождение страны от польских агрессоров, едва не сделавших Россию своей вотчиной. Как это похоже на ситуацию зимы 1941 г., когда город Тверь (Калинин) стал первым областным центром, освобождённым от немецко-фашистских захватчиков! В сохранении независимости и территориальной целостности России, прекращении «смуты», заслуги Твери перед русской историей велики и неоспоримы, о чём свидетельствовали и выдающиеся русские историки, такие как Н. М. Карамзин, С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский.
Во время «грозы 12-го года» именно Тверь стала настоящей крепостью, которая не позволила Наполеону развернуть полномасштабное наступление на столицу Российской империи – Санкт-Петербург. Сформированные в Твери военные отряды и многочисленное городское ополчение заставили Наполеона отказаться от идеи наступления на северную столицу. Патриотизм и мужество тверитян были по достоинству оценены как высшим руководством русской армии, так и императором Александром I.
Повесть о Шевкале — История русской литературы
В рубрике ::: 14 век
В 1327 году в Твери произошло восстание против ханского баскака 4 Чол-Хан (Шевкал, Щелкан). Чол-хан был убит вместе со всеми пришедшими с ним монголами (татарами). Это событие нашло отражение в летописных сказаниях.
Самое раннее Сказание о Шевкале есть в Рогожской летописи и в так называемом Тверском сборнике, т. е. в летописях, отражающих тверские своды. Повесть механически вставлена в летопись, ее текст перемежается с другими летописными записями, а рядом с ней летописные записи содержат дублирующую ифиформацию (т. е. повторение одного и того же факта). Это говорит о том, что Повесть изначально существовала как самостоятельное произведение.
История Шевкала в «Повести» начинается с сообщения о том, что князь Александр Тверской получил ярлык в Орде на управление великим княжеством Владимирским. Подстрекаемые Дьяволом, монголы говорят своему хану, что если он не убьет «царевича Александра и всех русских князей», то не будет иметь над ними «власти». 5 Шевкал, «зачинщик всех зол» и «разрушитель христианства», просит хана послать его на Русь, хвастаясь, что убьет всех русских князей и принесет в Орду много «добычи и холопов». — И хан приказал ему это сделать. Когда Шевкал прибывает в Тверь, он прогоняет князя «от своего двора, а сам поселился на дворе великого князя полный гордыни и ярости. И он причинил христианам большое опустошение — изнасилования, грабежи, убийства и осквернения». Жители Твери умоляют своего князя защитить их, но князь не смеет идти против Шевкала и велит им потерпеть. Народ не потерпит жестокости своих угнетателей и будет ждать удобного случая, чтобы восстать против них.
Однажды «пятнадцатого августа, ранним утром, когда собиралась базарная площадь» (т. диакона «во имя Дудко», как он везет ее на водопой в Волге. Дудко начинает причитать: «Не дайте им, тверчанам!» Этот вопль раненого горожанина служит сигналом к восстанию против захватчиков: «и зазвонили во все колокола, и собрались, и город встал». Перебили столько татар, что не осталось в городе весноноши, т. е. того, кто мог бы донести весть о резне до ордынцев.
Тем не менее весть о случившемся не заставила себя долго ждать и в Москву, и в Орду. Несколько татарских пастухов пасли лошадей в полях за городом и сумели ускакать от разъяренных горожан на своих быстрых скакунах. Именно они разнесли в Орду и Москву весть об убийстве Шевкала. В отместку хан направил на Тверь войско во главе с Федорчуком. Тверь была разграблена и разграблена, а князь Александр бежал в Псков.
Начало «Повести», рассказ о том, как и почему шел Шевкал на Тверь, отличается по общему характеру и стилю от основного раздела. Это говорит о том, что основной раздел, рассказ о бесчинствах Шевкала и восстании, был написан раньше и представлял собой самостоятельный текст. Введение было добавлено позже.
Судя по деталям основного раздела Повести, можно предположить, что оно восходит к устной легенде, записанной вскоре после восстания, возможно, со слов очевидца, принимавшего участие в событиях. Это устное, народное происхождение могло бы объяснить и позицию князя в «Сказке», который боится бросить вызов угнетателям.
Помимо «Повести о Шевкале» в народной традиции сохранился и отклик на народное восстание 1327 года против завоевателей, а именно историческая песня «Щелкан Дудентьевич», варианты которой существуют в нескольких вариантах.
Сравнение разных вариантов этой песни позволяет составить представление о ее первоначальном виде и рассмотреть вопрос о соотношении песни и Повести. 6 Песня, как и Сказка, сохранила исторические воспоминания, которые позволяют предположить, что она возникла вскоре после самих событий. 7 Однако в песне они представлены в несколько ином свете, чем в «Сказке», и содержат других персонажей. В песне город защищают два храбрых брата Борисовича, тысяцкий тверской тысяцкий и брат его 8 и принц даже не упоминается.
Песня, как и «Сказка», опирается на устные рассказы о Шевкале, но эти рассказы происходят из разных источников, и сходство между «Сказкой» и песней объясняется тем, что они основаны на одном и том же историческом событии. «Сказание о Шевкале» своим отношением к восстанию против недруга напоминает историческую песню «Щелкан Дудентьевич»: герой, восстающий против татар и уничтожающий их, в обоих произведениях — народ.
В этом отношении песня более последовательно и сильно выражает народную оценку события: она изображает врага с оттенком сатиры, смерть Щелкана позорна и унизительна («Один схватил его за волосы, Другой за ноги, И рвали его на части»), а конец песни, вопреки историческим фактам, оптимистичен — за убийство Щелкана никто не страдает: «Вот его насмерть сделали, Никто за это не наказан». 9
Сказка о Шевкале и песня о Щелкане выражали народный протест против монгольского гнета и свидетельствовали о нежелании простых людей принять власть Орды. Возникновение в этот период этого вида литературного произведения и песни имело большое патриотическое значение.
Как обменять BTC на доллары США | Beaxy.com. букмекерские конторы
«Житие. Сказка о Довмонте ||| Летопись-письмо »
XIV-XV вв.
В конце 13 века и в первой трети 14 века Тверь была крупнейшим центром национально-освободительной борьбы русского народа против ордынского ига. Антиордынская политика тверских князей способствовала росту политического авторитета Твери. Жители Твери были одними из первых, кто поднял восстание и начал вооруженную борьбу с Ордой: в 1317 году они разбили войско татарского полководца Кавдыгая и московского князя Юрия в битве у села Бартенево. Каменная церковь Федора была построена в устье реки Тьмаки между 1323 и 1325 годами.
В 1327 году в Твери началось мощное антиордынское восстание. При содействии московского князя Ивана Калиты оно было жестоко подавлено, а Тверь была разграблена. Эта разруха стала началом упадка политического влияния Твери. В Твери были созданы выдающиеся шедевры древнерусской литературы «Роман о Михаиле Ярославиче Тверском» игумена Александра, «Похвальное слово тверскому князю Борису Александровичу» монаха Фомы, «Роман о Михаиле Александровиче» и др. В Твери сформировалась самобытная художественная школа: в городе развивались зодчество, иконопись, книгопечатание («Летопись Георгия Амартола»), ювелирное производство и декоративно-прикладное искусство (кабанье копье Бориса Александровича), Тверь чеканила собственную монету. Купцы из Твери торговали в Смоленске, Киеве, Витебске, Дорогобуже, Вязьме, Полоцке, Вильно и др.
В условиях непрекращающейся борьбы с Москвой в XIV веке тверские князья продолжали укреплять город. В 1372 г. был вырыт ров и устроен земляной вал от реки Волги до реки Тьмаки (в 1375 г. московскому князю Дмитрию Ивановичу с большим войском Тверь не удалось взять). Масштабные строительные работы велись в Твери в 1387, 1395, 1413 и 1446-47 годах (как правило, это было связано с обострением политической обстановки и угрозой со стороны Москвы). По предположению историка В. С. Борзаковского, каменная Владимирская башня Тверского Кремля была построена в 15 в.; Советский историк архитектуры Н. Н. Воронин считал, что в 15 в. Тверской Кремль имел деревянные стены и каменные башни. В целом город был застроен деревянными постройками и часто подвергался пожарам: в 1318 г. сгорело полгорода, в 1405 г. сгорело 100 дворов, в 1413 г.