Ермак Тимофеевич — биография, новости, личная жизнь, фото
Ермак Тимофеевич. Родился в 1532 году — погиб 6 (16) августа 1585 года в устье реки Вагай, Сибирское ханство (ныне — Вагайский район Тюменской области). Казачий атаман, завоеватель Сибири.
Ермак Тимофеевич родился в 1532 году.
О происхождении Ермака достоверных данных нет. По одной из версий, он был родом с берегов реки Чусовая — хорошо знал местные реки, ходил по Каме, Чусовой, по реке Тагил доходил до Азии. По другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону.
Его фамилия также достоверно не установлена. Известно лишь, что его звали Ермаком Тимофеевым либо Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Настоящее прозвище атамана известно из документов Посольского приказа, использованных составителем Погодинской летописи. В связи с первым упоминанием имени Ермака ее автор сделал ремарку: «Прозвище ему было у казаков Токмак».
В сибирских летописях говорится, что Ермак Тимофеевич Повольский был от Ивана IV Васильевича пожалован титулом князя Сибирского. В синодике Успенского Ростовского собора имеется запись о поминовении: «КНЯЗЮ атаману Ермаку и Сороки, купно храбьствовавшим, вечная память».
По словам историка Сибири конца XVII века, автора одноименной летописи Семена Ремезова, отец которого — тобольский стрелецкий сотник Ульян Мосеевич Ремезов — видел лично выживших участников похода знаменитого атамана, Ермак был «велми мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прикудряв, возраст [рост] средней, и плоск, и плечист». В этом же тексте утверждается, что фамилия Ермака — Повольский или Поволский, а настоящее имя — Герман. Другие историки и летописцы производят его имя от Еремея (Еремы).
Тобольский краевед П.А. Словцов, автор «Исторического обозрения Сибири» (1838), писал, что полностью имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин.
Судя по всему, сначала Ермак был атаманом одной из типичных для того времени многочисленных дружин волжских казаков. Согласно одной из легенд, свое прозвище он получил из-за того, что в молодости был артельным кашеваром. Соратник Ермака Гаврила Ильин в челобитной, адресованной царю, писал, что он 20 лет «полевал» (вел вольную жизнь) с Ермаком в Диком поле; другой ветеран Гаврила Иванов писал, что был «на поле двадцать лет у Ермака в станице» и в станицах у других атаманов. По преданиям, Ермак Тимофеевич считался у казаков «полезным колдуном» и «имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их».
Ермак воевал в Ливонской войне, командуя казачьей сотней. Под началом воеводы Дмитрия Хворостинина участвовал в 1581 году в успешном походе в Литву, дошел вниз по Днепру до Могилева и сразился в битве под Шкловом. Сохранилось письмо литовского коменданта Могилева Стравинского, отправленное в конце июня 1581 года королю Стефану Баторию, в котором упоминается «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Осенью того же года Ермак участвовал в снятии осады Пскова, а после — в битве под Лялицами в феврале 1582 года, в которой русское войско во главе с Хворостининым остановило продвижение шведов. Как пишет Руслан Скрынников, Ермак сражался под началом Хворостинина еще десятью годами ранее в битве при Молодях в составе отряда донского атамана Михаила Черкашенина.
В 1582 году дружина казаков (больше 540 человек), собравшаяся под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана, Матвея Мещеряка, Черкаса Александрова и Богдана Брязги, была приглашена уральскими купцами Строгановыми для защиты от регулярных нападений со стороны сибирского хана Кучума и пошла вверх по Каме, а в июне 1582 года прибыла на реку Чусовую, в чусовские городки братьев Строгановых. Здесь казаки жили два месяца и помогали Строгановым защищать их городки от грабительских нападений со стороны сибирского хана Кучума.
Сибирский поход Ермака Тимофеевича
1 сентября 1581 года хорошо снаряженная дружина казаков под командованием Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал) из Строгановской резиденции Орел-городок водным путем по Каме, Чусовой и Серебрянке.
Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным, Соловьевым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений.
За спиной атамана была хорошо вооруженная и, судя по всему, весьма дисциплинированная полутысячная дружина с довольно большими запасами продовольствия и снаряжения. Все хозяйство и сама дружина были погружены на ладьи-струги, так было задумано еще и потому, что в глубины Сибири через центральную часть неизведанного Уральского хребта был известен только один путь — водный. После того как дружина одолела этот горно-водный путь, он был назван «Ермакова вода». И в самом начале плавания, и после трудного перевала через хребет этот более чем тысячекилометровый путь был самым коротким и надежным в центр Западной Сибири, к главной ставке сибирского хана.
В распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума, находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа, всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним туменом, а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин.
Хан Кучум из рода Шейбанидов был родственником правившего в Бухаре хана Абдуллы. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Русским государством Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань.
Но в 1563 году Кучум совершил переворот, убив Едигера и его брата Бекбулата. Захватив власть в Кашлыке, Кучум первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани. Согласно Ремезовской летописи, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило ненадежность отрядов вогулов (манси), остяков (хантов) и прочих коренных народов, насильно собранных им в 1582 году для отражения казацкого вторжения.
Объединенные казачьи силы поднялись на стругах вверх по Чусовой и по ее притоку, реке Серебряной, до сибирского волока, разделяющего бассейны Камы и Оби, и по волоку перетащили лодки в реку Жеравлю (Жаровлю). Здесь казаки должны были остаться зимовать (Ремезовская летопись). Во время зимовки Ермак отправил отряд сподвижников разведать более южный путь по реке Нейве. Но татарский мурза разгромил разведывательный отряд Ермака. На месте, где жил тот мурза, ныне находится известное своими самоцветами село Мурзинка.
Лишь весной 1582 года по рекам Жеравле, Баранче и Тагилу казаки выплыли в Туру. Они дважды разбили сибирских татар, на Туре и в устье Тавды. Кучум выслал против казаков Маметкула, с большим войском, но 1 августа и это войско было разбито Ермаком на берегу Тобола, при урочище Бабасаны. Наконец, на Иртыше, под Чувашевым, казаки нанесли окончательное поражение татарам в битве на Чувашевом мысу. Кучум оставил засеку, защищавшую главный город его ханства, Сибирь, и бежал на юг, в Ишимские степи.
26 октября (5 ноября) 1582 года Ермак вступил в покинутый татарами город Сибирь (Кашлык). Через четыре дня ханты с реки Демьянки, правого притока нижнего Иртыша, привезли в дар казакам пушнину и съестные припасы, главным образом рыбу. Ермак «лаской и приветом» встретил их и отпустил «с честью». За хантами потянулись с дарами местные татары, бежавшие ранее от русских. Ермак принял их так же ласково, позволил вернуться в свои селения и обещал защищать от врагов, в первую очередь от Кучума. Затем стали являться с пушниной и продовольствием ханты из левобережных районов — с рек Конды и Тавды. Всех являвшихся к нему Ермак облагал ежегодной обязательной податью — ясаком. С «лучших людей» (племенной верхушки) Ермак брал «шерть», то есть присягу в том, что их «народец» будет своевременно платить ясак. После этого они рассматривались как подданные русского царя.
В декабре 1582 года военачальник Кучума, Маметкул, истребил из засады один казацкий отряд на Абалацком озере, но 23 февраля казаки нанесли новый удар Кучуму, взявши в плен Маметкула на реке Вагае.
Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. После взятия города Сибирь (Кашлык) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю — атамана Ивана Кольцо.
Иван Грозный принял его очень ласково, богато одарил казаков и в подкрепление им отправил князя Семена Болховского и Ивана Глухова, с 300 ратниками. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, было сразу две кольчуги, в том числе и кольчуга, некогда принадлежавшая князю Петру Ивановичу Шуйскому. Подарок этот пришелся как раз кстати; Ермак, продолжая свой трудный поход, носил, по свидетельству своих сподвижников, обе кольчуги (одну поверх другой) и днем и ночью. Царские воеводы прибыли к Ермаку осенью 1583 года, но их отряд не мог доставить существенной помощи сильно убавившейся в битвах казацкой дружине. Атаманы гибли один за другим: сначала в засаду попал Богдан Брязга; потом при взятии Назыма убит был Никита Пан; а весной 1584 года татары убили Ивана Кольцо и Якова Михайлова. Атаман Матвей Мещеряк был осажден в своем стане татарами и только с большими потерями заставил отступить их предводителя Карачу, визиря Кучума.
В Оружейной палате имеются три синих знамени Ермака, под которыми он в 1581-1582 годах покорил Сибирское ханство Кучума. Полотнища стягов имеют длину более трех аршин.
Гибель Ермака Тимофеевича
Ермак Тимофеевич погиб 6 (16) августа 1585 года. Он шел с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу. Во время ночевки на берегу в устье реки Вагай, Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременен своими доспехами, в частности, подаренными царем двумя кольчугами, и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего стреляли из луков. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьем в горло татарским богатырем Кутугаем.
Казаков оставалось так мало, что атаман Мещеряк после созванного круга должен был выступить обратно на Русь. После двухлетнего владения казаки временно уступили Сибирь хану Кучуму, чтобы через год вернуться туда с новыми силами.
Есть легенда о смерти Ермака, согласно которой его тело вскоре выловил из Иртыша около деревни Епанчина рыбак-татарин Яныш, Бегишев внук. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам Кучум. Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться. Позже, поделив его имущество, в частности, взяв две кольчуги, подаренные русским царем, его захоронили в деревне, которая ныне называется Баишево. Захоронили в почетном месте, но за кладбищем, так как он не был мусульманином. В настоящее время рассматривается вопрос о подлинности захоронения.
Существует версия, что захоронение Ермака находится в Миякинском районе Республики Башкортостан.
Подаренная Ермаку царем Иваном Грозным кольчуга с мишенями (бляшками), принадлежавшая воеводе Петру Ивановичу Шуйскому, убитому в 1564 году, сначала попала к калмыцкому тайджи Аблаю, а в 1646 году отбита русскими казаками у «воровской самояди» — восставших селькупов. В 1915 году при раскопках сибирской столицы Кашлыка найдена точно такая же бляшка с двуглавым орлом, что была на кольчуге Шуйского, которую мог обронить там сам Ермак.
Летописец Семен Ремезов подробно записал рассказ своего отца Ульяна Мосеевича Ремезова о Ермаке, его подвиге, гибели и о его кольчуге. Царь Алексей Михайлович поручил стрелецкому сотнику Ульяну ответственное задание: найти из России безопасную дорогу в Китай. 18 июля 1651 года он вышел из Тобольска в южные степи во главе своего стрелецкого отряда, которому доверили вручение Аблаю царских подарков и ермаковой кольчуги (одна кольчуга была найдена, вторая пропала бесследно) в ответ на просьбу послов Аблая, пришедших в Тобольск в 1650 году (послы назвали владельцев этих кольчуг — наследников служилого мурзы Кайдаула и кондинского князя Алата).
Памятники Ермаку установлены во многих городах и населенных пунктах.
В Тюмени, в 1992 году к 410-летию Сибирского Казачьего Войска, казаками общественной организации «Тюменский союз казаков» СКР в историческом сквере был установлен Поклонный крест «Ермаку Тимофеевичу с товарищами», на месте предполагаемой стоянки Ермака Тимофеевича с дружиной и первого Тюменского острога. В первый свой приезд в Тюменскую область в 1994 году патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил сквер и осмотрел памятный знак казакам-основателям Тюмени. По этому случаю к кресту были добавлены еще несколько гранитных глыб.
Личная жизнь Ермака Тимофеевича:
Данных о его жене и детях нет.
Образ Ермака Тимофеевича в кино:
1996 — Ермак — в роли Ермака Тимофеевича актер Виктор Степанов.
Виктор Степанов в роли Ермака Тимофеевича
Образ Ермака Тимофеевича в литературе:
Алмазов Б. А. Атаман Ермак со товарищи;
Гнутов В. П. Подвиг Ермака;
Гриц Т. С. Ермак;
Доганович А. Ермак, покоритель Сибири;
Ермак : крат. очерк завоевания Сибири;
Иванов А. С. Ермак. Историческое повествование;
Кузнецов Е. В. Библиография Ермака;
Краснов П. Н. С Ермаком на Сибирь;
Оксенов А. Сибирское царство до эпохи Ермака;
Сафонов В. А. Дорога на простор;
Свиньин П. П. Ермак или Покорение Сибири: исторический роман XVI столетия;
Софронов В. Ю. Кучум. Исторический роман;
Тихомиров Е. Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири;
Федоров Е. А. Ермак;
Чарская Л. А. Грозная дружина;
Чмырев Н. А. Атаман волжских разбойников Ермак, князь Сибирский. Развенчанная царевна. Развенчанная царевна в ссылке;
Рылеев К. Ф. Смерть Ермака. Поэма.
последнее обновление информации: 04.11.2021
Покоритель сибири Ермак — биография, фото и видео
Ермак — легендарный казачий атаман, положивший начало освоению необъятных Сибирских земель русскими, является одной из известнейших фигур в истории России. К сожалению, достоверных сведений о дате и месте рождения славного атамана Ермака Тимофеевича нет. Согласно народным преданиям он был родом из деревни, расположенной на Северной Двине. Полное его имя было Ермолай, сокращенное — Ермак. И родился он где-то в 30-40 годах шестнадцатого века. Не известно, по какой причине Ермак покинул северную деревню и оказался на волжских просторах. Здесь он провел не меньше четверти века, возглавлял казачью станицу и вместе с казаками и другими атаманами совершал набеги на ногайские становища. В этих набегах Ермак отличался огромной храбростью, отвагой и смекалкой, со временем он стал знаменитым казачьим атаманом. В Ливонской войне в 1581 году он командовал казачьей сотней.
После перемирия с поляками и литовцами Ермак вместе со своей дружиной двинулась на Яик, где объединились с отрядом казаков под командованием Ивана Кольцо. Согласно некоторых источников, вскоре он получил предложение от уральских купцов Строгановых поступить к ним на службу, дабы охранять от набегов сибирских татар их владения. За прошедшее с 1572 по 1582 годы татары совершили не меньше пяти крупных вторжений, в которых подверглись грабежу, убийствам и насилию русские поселения, расположенные вдоль рек Чусовой, Каме, Сылве. Неоднократно они осаждают небольшие гододки и острожки, а также основную крепость Пермского края — город Чердынь.
Строгановы обеспечили Ермака порохом, свинцом и продовольствием и в сентябре 1582 года казачья флотилия, в которой были в основном легкие суда, двинулась по рекам Чусовой и Серебрянке. Преодолев расстояние в триста километров, двигаясь при этом против течения, казаки добрались до тагильских перевалов. Груз и суда через перевал они перенесли на руках, а затем по руслу рек, бравших свое начало у перевалов добрались до Тагила и дальше до Иртыша, преодолев еще более 1200 километров. Теперь быстрые сибирские реки сами несли легкие казачьи суда. По пути казакам приходилось вступать в бой с татарами и местными племенами, в устье Тобола был разгромлен важный сановник ханства Карачи.
Сибирский хан Кучум стал срочно собирать войско из татар и манси для битвы с казаками, командовал войском племянник Кучума, лучший полководец Маметкул. Согласно некоторых источников отряд Ермака насчитывал 540 казаков, в то же время войско хана Кучума в несколько раз превосходило их по численности. Однако, казаки были намного лучше вооружены. 26 октября 1582 года под Чувышевым мысом состоялось сражение, в результате которого был ранен предводитель татарского войска Маметкул, а хан Кучум со своими людьми обратился в бегство. Ермак с казаками вошел в Сибирь (Кашлык или Искер) — столицу Кучумова ханства. Захваченную добычу Ермак поделил поровну между казаками. Однако, хан не хотел сдаваться и через пять недель против Ермака выступило отборная Сибирская орда под предводительством Алея. 5 декабря 1582 года в битве у озера Абалак, благодаря опыту и таланту выдающегося полководца, казаки Ермака наголову разбили превосходящие в несколько раз силы противника.
Несмотря на победы, Ермак со своими соратниками понимали, что без помощи из России в виде продовольствия, оружия и людей они не смогут удержать Сибирь. На казачьем кругу они приняли решение, имевшее величайшее историческое значение, о присоединении Сибири к государству Российскому. Ермак отправил к царю посла, им был атаман Иван Кольцо. Были отправлены гонцы и к купцам Строгановым. Узнав о взятии Сибири, Иван Грозный богато одарил казаков и осенью 1583 года отправил к Ермаку князя Волховского в качестве сибирского наместника и с ним еще 300 стрельцов. Казаки с нетерпением ждали стрельцов, которые должны были доставить съестные припасы. Однако, почти все припасы были истрачены в пути и с наступлением зимы пришла голодная смерть. От голода погибли стрельцы и почти половина казацкого отряда. Ермак погиб в ночь на 6-е августа 1585 года, когда он с сотней казаков плыли по Иртышу. На спящих казаков напали татары Кучума. Согласно преданиям, Ермак был тяжело ранен и пытался доплыть до стругов, но утонул в Иртыше из-за тяжелой кольчуги. Казакам пришлось ненадолго уступить Сибирь Кучуму, которые через год они вернулись сюда с царскими войсками. Ими был сделан самый важный и трудный шаг в деле освоения Сибири.
Сибирские старообрядцы: История в костюмах
: 30 августа 2009 г., Ядерная печь Земли, том 23, N2
Хорошее платье — это приглашение; Красивое платье производит впечатление… Подтверждения этой пословицы найти не проблема. Одежда может многое рассказать о своем хозяине: например, уровень его достатка, вкусы и привычки, образование и взгляды… Если так красноречив наш современный костюм, то тем более традиционный костюм, каждая деталь которого просеяна веками. . Простой или замысловатый, народный костюм составляет суть как материальной, так и духовной жизни многих поколений. Язык ее, однако, понятен лишь историку и этнографу… Данная публикация о костюме сибирских старообрядцев является первой в цикле статей, посвященных этнографическим экспонатам Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока.
Восток с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Основу богатой этнографической экспозиции музея составляют коллекции, созданные в компактных общинах коренных народов и русских переселенцев по инициативе академика А. П. Окладникова в XIX в.60-е-1980-е годыК началу ХХ века русское население Западной Сибири сильно различалось по происхождению и культуре.
Среди сибиряков, происходивших от первопоселенцев XVII — первой половины XIX в., наиболее распространенной этнографической группой были чалдоны , не имевшие памяти о местах своего происхождения. Тем не менее, эти зажиточные старожилы ассоциировали себя с донскими казаками и первым завоевателем Сибири Ермаком.
Особое место среди русских сибиряков занимали старообрядцы – к ним относились поздние переселенцы начала ХХ в., в основном выходцы с Урала и Поволжья (
Алтайские «поляки» (поляки) были потомками русских старообрядцев, которые в конце XVII – начале XVIII в. бежали от религиозных преследований из разных областей России на земли, входившие в то время в состав Польши. В 1760-х годах они были сосланы Екатериной II в указанную местность на Южном Алтае, где по прежнему месту жительства стали называться «поляками». Другая группа старообрядцев обосновалась в Забайкалье (Забайкальский край) и именовалась Семейские («Семейные люди») из-за описанного ими способа расселения семьями (Болонев, 1992).
Эти особенности этнокультурного состава русских сибиряков не могли не сказаться на их материальной культуре, которая в XIX — начале XX в. представлял собой уникальное сочетание или сосуществование различных центральноевропейских региональных традиций.
Ярким свидетельством этого факта является национальный костюм, подлинный центр художественного вкуса людей, их духовных, религиозных и мировоззренческих установок. Подтвердим это утверждение на примере народного костюма сибирских старообрядцев 9 в.0011 Поляки и Семейские .
По образу Христа
Оригинальной частью мужского костюма Поляки была ритуальная (свадебная) льняная рубашка. Их туникообразный покрой стал архаичным еще в 19 веке. Рубахи такого рода носили с брюками общерусского покроя из сукна прямоугольной или трапециевидной формы, подвязывавшимися на талии ткаными поясами с кисточками.
Главной особенностью этой рубашки является композиция из богатой декоративной вышивки на левой стороне переда, элементы которой образуют крестообразную фигуру, а также две вертикальные хлопчатобумажные тесьмы красного цвета, пришитые вдоль швов, сохраняющих центральный и боковые полотна вместе. Косы украшались «меандрами» (узорами из непрерывно повторяющихся скрученных спиралей), квадратами, вышитыми синими и белыми нитками, контрастирующими с красной ватой. По обеим сторонам кос были вышиты геометрические орнаменты, которые органично включали косы в композицию.
Декоративные красные хлопчатобумажные тесьмы ритуальных рубашек Поляки выполняют особую художественную задачу: подчеркивают форму и крой, чтобы обилие орнаментов рубахи не воспринималось хаотично. Интересно, однако, когда и как эти выдающиеся декоративные элементы появились в русском костюме.
Следует отметить, что к 19 в. традиция пришивания декоративных тесьм по швам сохранилась лишь для некоторых видов русской женской одежды (Куфтин, 1926). Также в южно-русских губерниях швы мужских праздничных рубах все еще украшались вышивкой и красной ватой, но в целом их роль в декоративном оформлении была скромной.
Как и в более раннее время, отреставрированные рубахи русской аристократии (16-нач. 17 вв.), хранящиеся в Архангельском соборе Московского Кремля и в Государственном Историческом музее, имеют швы, украшенные галунами и лентами, хотя их гораздо больше уже, чем красные хлопчатобумажные тесьмы, украшающие рубашки сибирских старожилов (Кошлякова, 1986). К тому же манишки у них не имели богатого узора.
А если вернуться еще на столетие назад? Древнерусские рукописи, такие как рукопись Радзивиллов XV века, содержат изображения духовенства из Чернигова в туниках до щиколоток, украшенных контрастной отделкой по воротнику, бокам подола и рукавам. Все эти предметы одежды имеют две вертикальные косы, идущие от плеч к нижнему краю. Рубахи «рукописные», однако, значительно длиннее старообрядческих, имеют круглые эполеты и не имеют лицевой вышивки (Рыбаков, 19).76).
К 8-9 векам в Православной Церкви установилась сильная иконописная традиция. Что касается костюма Христа и святых, то это должен был быть белый хитон с двумя вертикальными косами и красно-синими меандровыми украшениями. Подобные одежды можно увидеть на византийских, а затем и на древнерусских иконах. Именно этот костюм, утвержденный постановлениями Византийских Соборов, носило православное духовенство с VI в. (Комиссаржевский, 1910; Кибалова и др., 1986). Подтверждением этому служат, например, изображения на известной мозаике в церкви св. Виталия в итальянской Равенне, бывшей западной столицей Византийской империи.
Давайте теперь сосредоточим свой взор на Западе. Мы увидим, что еще в летописные времена туники с вертикальными косами были обычным явлением для одежды духовенства и одежды высшей аристократии Западной Европы (Ястребицкая, 1978). Вышивка вокруг воротника была разделена на несколько столбцов, как и на старообрядческих рубашках. Одежды с тесьмой встречаются на римских фресках II–IV вв. с изображением Богоматери, на культовых портретах из римской провинции Эль-Фаюм, на статуях и фресках в Парфии, на образцах коптской одежды (Кибалова и др.). др. 1986; История Древнего Рима, 1982; Шлюмберже, 1985).
Очевидно, именно римское влияние способствовало распространению этих предметов одежды как в Византии, так и в Западной Европе. Первоначально знатное рыцарское сословие отличали туники с узкими пурпурными галунами — у сенаторов галуны были шире. Спустя некоторое время туники стали христианским культовым атрибутом.
Вот такая длинная история, рассказанная двумя красными хлопчатобумажными косами из рубашек сибирских старообрядцев. Понятно, что традиция выделять швы декоративной тесьмой и отделывать воротники крестообразной вышивкой пришла на Русь, когда она приняла греко-византийскую версию христианства. Эта одежда отвечала эстетическим требованиям феодального мира и отражала распространенный принцип соответствия образу «истинного» христианина как внутренне, так и внешне. Не случайно они сохранились у сибиряков из Черниговской, Брянской и Гомельской губерний, бывших настоящим «заповедником» традиционной восточноевропейской культуры.
Свидетельством живучести этих традиций является еще один интересный факт: наряду с явно христианскими атрибутами на старообрядческих рубашках есть гораздо более древняя символика. Лицевая крестовидная вышивка состоит из перекрывающихся квадратов с изгибами или без них, и это типичные языческие элементы, обычно истолковываемые как знаки плодородия. Подтверждением этому служат образцы вышивки, найденные на рубашках Поляки , дополненные колосьями пшеницы. Такое сочетание христианской и языческой семантики было характерно для древнерусского костюма XII и начала XIII веков (Рыбаков, 19).81).
Фартуки, перья селезня и янтарь
Визитная карточка своего рода другой старообрядческой этнографической группы – семейских из Забайкалья – удивительно нарядная и красочная женская праздничная одежда. Их функцию подчеркивает выбор материала (легкие шелковые ткани), нарядный платок, обилие украшений: янтарные бусы-ожерелья, мишура, головной убор, вышитый золотыми нитями.
Женские рубахи семейских имели общий для всех славян покрой, со складчатыми прямоугольными вставками на плечах и телом, состоящим из верхней и нижней частей ( чехлик и станушка соответственно). Верхняя часть шилась из дорогих покупных тканей вроде шелковой персидской ткани, бархата или китайского атласа; в то время как нижняя часть была сделана из дешевых тканей, таких как хлопок, набивной хлопок или фустиан. Плечевые вставки праздничных рубах украшались аппликациями из разноцветных тканевых тесьм и орнаментальными швами. По свидетельству жителей г. Бичура, древние чахлатки рубашки имели рукава шириной в два полотна, с манжетами. Воротник-стойка отворачивался, а воротник застегивался на броши-звенья.
Поверх рубашек надевали легкие хлопчатобумажные юбки, чтобы бедра казались шире; зимние юбки шили из шерстяного сукна.
«Так пушистее», — объясняли семейские этнографам во время экспедиции 1977 года. На платье ткани не жалели: переднюю часть шили из двух полотен, заднюю — из четырех. Всего на сарафан ушло шесть метров ткани! Передний нижний край был украшен тесьмой. Пожилые и престарелые женщины не носили косы, так как это считалось греховным и нескромным: после определенного возраста это украшение распускали.Вокруг талии сарафаны подвязывались поясом, сотканным из покупной берлинской шерсти, шелка или хлопка. В 1970-е годы в крестьянских семьях еще хранились различные тканые пояса ручной работы, и пожилые ткачихи охотно соглашались продемонстрировать свое мастерство.
Сарафан по традиции надевался под запон (фартук), который всегда изготавливался с лифом. В старину, когда сарафаны были длинными, длинные были и цапоны. «Моя мать носила запон, закрывавший ичиги (разновидность самодельной обуви)», — вспоминал житель города Бичура.
Русские принесли в Сибирь свои исконные промыслы: земледелие вместе с домашним скотоводством и птицеводством. Обработка сырья превратилась в ремесла: кожевенное, дубленочное, производство шерсти и валенок, ткачество, лесоторговля и др.
Изделия женских ремесел, ткачества, быта часто были не просто подручными средствами, а настоящими произведениями прикладного и декоративно-прикладного искусства. Так, поверья, связанные с птицами, трансформировались в художественные изображения, оказавшиеся чрезвычайно живучими не только в фольклоре, но и в орнаментике изделий женских поделок и узорах для прялок. Точеные формы, превосходные пропорции и приятные красочные орнаменты создавали в крестьянских домах праздничное настроение.
Служанки носили одну косу, а замужние женщины носили две косы, скрещенные на макушке, а затем покрывали кичкой (головной убор), копытообразная передняя часть которой была жесткой. Поверх кички надевали футляр, вышитый золотыми нитками, кокошник . Сзади волосы закрывались прямоугольной полосой ткани, расшитой канителью и бисером. Поверх этого сложного головного убора делали чалму из свернутой атласной шали, которую украшали букетами цветов, фибулами и кучери (перья селезня). По рассказу пожилого жителя города Большой Куналей, еще в начале прошлого века старики запрещали местным модницам носить броши и булавки, считая эту привычку греховной.
На праздник надевали янтарные бусы-ожерелья, которые высоко ценились и передавались от матерей к дочерям. Нам показали купленные на Русском Севере ожерелья, которые хранились в семьях на протяжении пяти-семи поколений.
Эта женская одежда семейских , потомков переселенцев, пришедших с западных территорий Российской империи, сложилась в результате сложного взаимодействия различных региональных вариантов славянского народного костюма. Типичная севернорусская основа (сарафан) трансформировалась под белорусским и западнорусским влиянием. Последнее проявилось в названиях предметов одежды (например, чехлик , брошь-звенье), сложном способе завязывания шали в виде венца (характерно для Слуцкого района Центральной Белоруссии), отвернутом воротник-стойка, яркая и красочная отделка, не свойственная русскому костюму.
В результате сложилась весьма оригинальная традиция праздничного женского костюма, просуществовавшая практически без изменений до середины 20 века. Еще в 1970-е многие женщины хранили в своих сундуках подлинные семейские платья, одно из которых имела честь носить автор этой статьи.
Сегодня важным источником различных этнографических данных является одежда, хранящаяся в музеях.
Таким образом, экспонаты Института археологии и этнографии СО РАН, представляющие костюмы двух старообрядческих ветвей, переселившихся на Алтай и в Забайкалье, дали нам возможность проследить родство двух групп, Поляки и Семейские , а также их связь с населением населенных пунктов Беларуси и Украины, откуда они прибыли.
Однако традиционный костюм можно найти не только среди музейных экспонатов. Живописная одежда сибирских старообрядцев стала своего рода эталоном народного костюма для фольклорных коллективов, исполнителей народных песен и любителей реликвий прошлого, живущих новой жизнью в городской среде.
Ссылки
Болонев Ф. Ф. Семейские: историко-этнографические очерки. – Улан-Удэ, 1992.
Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Прага, 1986.
Комиссаржевский Ф. Ф. Костюм. – СПб, 1910.
Мерцалова М. Н. Костюмы разных времен и народов.–М.,1993.–В. 1.
Русский народный костюм. – Ленинград, 1984.
Швецова М. В. Поляки Змеиногорского округа // Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. 1899. Книга 26.
Редакция и автор выражают благодарность заведующей музейно-источниковым отделом Института археологии и этнографии СО РАН к.и.н. И. В. Сальниковой за помощь в подготовке настоящего издания
: 30 августа 2009 г., Ядерная печь Земли, том 23, N2
Омск. Человеческие судьбы
Омск. Человеческие судьбы
|