ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ — Древо
История Русской Православной Церкви
Крещение Руси
Начавшемуся в IX в. распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С X века строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель митрополит Иона Московский (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В XIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с XIV до половины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Автокефалия Русской Церкви
Грамота Константинопольского собора об основании Московского Патриархата 8 мая 1590 года. Пергамент, чернила (на греч. яз.). Грамоту подписали 106 человек: патриархи Константинопольский Иеремия II, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний, а также 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. |
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, — раскол старообрядчества.
Синодальный период
Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны.
XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
Восстановление Патриаршества. Советские гонения
В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.
В мае 1922 г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне 1924 г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.
Еще до своего ареста Патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому) и объявил недействительными решения т.н. «Карловацкого Собора», создавшего собственное Церковное Управление. Непризнание этого Указа Патриарха положило начало самостоятельной «Русской Православной Церкви зарубежом» (РПЦЗ).
После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский). Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. «правый раскол» и создавших «катакомбную церковь».
К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
На Соборе епископов 1943 г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе 1945 г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.
С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
В 1948 в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».
Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».
Современная история
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
См. также
- Русская Православная Церковь
Литература
- А.В.Карташев Очерки по истории Русской Церкви в 2 тт.
- http://nikolsky.w777w.ru/file/400/2216
- Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917 — 1990 гг.
- http://pstgu.ru/library/data/none/none/title/none/?/10/
- Л.Регельсон. Церковь в истории России
- http://www.apocalyptism.ru/Church-1.htm
- Л.Регельсон. Даты и документы. Хронология церковных событий 1917-1953гг.
- http://www.apocalyptism.ru/Docum.cont.htm
- Л.Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953.
- http://www.lregelson.narod.ru/knigi/index.html
Использованные материалы
- Официальный сайт Русской Православной Церкви
- http://www. mospat.ru
Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви
Скачать
epub fb2 pdf
Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74).
Содержание
ПреамбулаI. Администрация и управление церковных приютовII. Духовная жизнь церковных приютовIII. Финансирование церковных приютовIV. Штат церковных приютовV. Организация внутренней жизни церковного приютаVI. Здоровье детей в церковных приютахVII. Питание детей в церковных приютахVIII. Образование детей в церковных приютахIX. Дети-инвалидыX. Устройство ребенка в церковный приютXI. Лицензирование и аккредитацияXII. Интересы ребенка
Преамбула
Русская Православная Церковь, следуя словам Священного Писания: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак. 1, 27), проявляет заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. В целях решения проблемы сиротства Церковь действует в сотрудничестве с государственными и муниципальными органами, с общественными организациями и частными лицами.
Русская Православная Церковь подчеркивает, что основным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи и преодолению условий, послуживших причиной прекращения родительского попечения. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо всячески способствовать устройству детей в семью в формах, предусмотренных законодательством страны местонахождения приюта.
Пребывание детей в церковном приюте до совершеннолетнего возраста возможно только в случае невозможности его возвращения в родную семью и/или устройства в иную семью, а также в случаях, предусмотренных законодательством страны местонахождения приюта.
Действующими под эгидой Русской Православной Церкви организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются церковные приюты, деятельность которых должна осуществляться в соответствии с законодательством стран их местонахождения. Церковные приюты находятся под контролем, как органов церковного управления, так и уполномоченных государственных и муниципальных органов.
Спецификой церковных приютов является воспитание пребывающих в них детей в соответствии с духовными и нравственными традициями Православия.
Настоящий документ определяет единый подход к деятельности церковных приютов различной организационно-правовой формы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных социально незащищенных групп детей, созданных каноническими подразделениями Русской Православной Церкви (далее – церковный приют)1.
I. Администрация и управление церковных приютов
1. В церковно-иерархическом отношении церковный приют находится в ведении епархии, на территории которой он расположен. Церковно-иерархическое подчинение приюта определяется епархиальным архиереем этой епархии.
2. Управление церковным приютом осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны местонахождения приюта и его уставом (положением о нем).
3. С целью содействия работе церковных приютов рекомендуется создавать попечительские советы. В состав попечительского совета могут входить: представители епархиального архиерея (по назначению от него), духовник церковного приюта, благотворители и другие лица, активно участвующие в деятельности церковного приюта и заинтересованные в его стабильной работе. В состав попечительского совета могут также входить специалисты органов опеки и попечительства.
II. Духовная жизнь церковных приютов
1. Одна из задач церковного приюта – приобщить детей к православной духовной традиции, дать знание евангельских истин и христианское воспитание. Исходя из этой задачи, определяется уклад жизни в церковном приюте. При этом распорядок дня в церковном приюте строится, как и в других подобных учреждениях, с учетом необходимого времени на обучение, отдых, досуг, занятия спортом, дополнительное образование и развивающие занятия.Режим дня для воспитанников строится с учетом их возрастных особенностей и состояния здоровья при проведении разных видов деятельности. Основным условием организации жизни является создание социокультурной среды, помогающей воспитаннику активно общаться со сверстниками, воспринимать их как друзей и членов семьи, преодолевать трудности.
2. В каждый церковный приют указом епархиального архиерея назначается духовник, основной задачей которого является забота о духовном воспитании детей, проживающих в приюте.
3. Духовник совместно с администрацией церковного приюта определяет частоту посещения храма, молитвенное правило и меру поста для детей в соответствии с их возрастом, степенью воцерковленности и состоянием здоровья. Об установленных в церковном приюте правилах в этой области, а также об их изменениях духовник письменно докладывает епархиальному архиерею. В связи с особенностями уклада церковных приютов желательно, чтобы сотрудники церковных приютов регулярно участвовали в церковной жизни. При этом принуждение к участию воспитанников приюта в таинствах Церкви не допускается.
III.
Финансирование церковных приютов1. Деятельность церковных приютов Русской Православной Церкви финансируется за счет епархиальных и приходских средств, а в случаях, предусмотренных законом, за счет средств учредителей,средств частных и корпоративных благотворителей, государственных средств, грантов и иных благотворительных программ, предусмотренных законодательством страны местонахождения церковного приюта.
2. Руководитель церковного приюта ежегодно представляет епархиальному архиерею, учредителям и попечительскому совету годовой отчет о деятельности церковного приюта, а также смету на следующий год с указанием предполагаемых источников финансирования.
IV. Штат церковных приютов
1. Сотрудниками церковного приюта могут быть лица, работающие по трудовым договорам, и волонтеры, с которыми заключается гражданско-правовой договор о труде добровольца. Во взаимоотношениях с лицами, работающими по трудовому договору, и добровольцами администрация церковного приюта руководствуется законодательством страны местонахождения церковного приюта.
2. Руководителем (директором) церковного приюта может быть клирик, монашествующий или мирянин.
3. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании, рекомендацию духовника и регулярно участвующие в церковной жизни.
К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
Администрации следует создавать условия, необходимые для повышения квалификации педагогических работников.
Количество воспитателей определяется примерными штатными расписаниями, установленными законом для соответствующих детских учреждений.
4. В штате церковного приюта рекомендуется предусмотреть должность социального работника, в обязанности которого входит взаимодействие с государственными органами, оформление положенных льгот и пособий на детей, защита имущественных интересов детей (в том числе забота об оформлении жилья выпускникам), оформление статуса детей, ведение их личных дел. При невозможности принятия в штат церковного приюта социального работника его функции выполняет руководитель церковного приюта или его заместитель.
5. В штате церковного приюта следует предусмотреть должность медицинского работника, а если это не представляется возможным – заключить договор на медицинское обслуживание с медицинским учреждением. При необходимости в штате могут быть предусмотрены должности педагогов дошкольного образования, логопеда, дефектолога, психолога.
V. Организация внутренней жизни церковного приюта
1. Организация внутренней жизни церковного приюта регламентируется локальными нормативными актами, регулирующими выполнение сотрудниками их обязанностей, а также устанавливающими структуру управления деятельностью церковного приюта и распределение должностных обязанностей. Такими актами являются штатное расписание, график отпусков, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, должностные инструкции, положение о неразглашении сведений о персональных данных и/или иные акты, предусмотренные законодательством страны местонахождения церковного приюта.
Также должны быть разработаны и утверждены следующие локальные акты, регулирующие жизнь воспитанников: положение о режиме пребывания; правила приема, перевода, отчисления воспитанников; правила ведения личных дел воспитанников; иные локальные акты.
2. Уровень материального обеспечения детей в церковных приютах должен быть не ниже норм, предусмотренных для соответствующих государственных (муниципальных) организаций.
3. Церковный приют вправе оказывать социальные услуги семьям, принимая детей по договору оказания социальных услуг. Договор заключается с родителями (единственным родителем) с учетом выраженного в договоре мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.
4. Защита администрацией церковного приюта прав находящихся в приюте детей осуществляется в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта.
5. Нормы проживания детей в церковном приюте устанавливаются в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта. При этом рекомендуется ограничивать количество детей в группе семью детьми. Совместное проживание мальчиков и девочек в церковном приюте не допускается.
6. При соблюдении законодательства страны местонахождения церковного приюта о труде и о правах ребенка необходимым является привлечение детей, проживающих в церковном приюте, к посильному общественно-полезному труду, если он не вредит здоровью ребенка, не мешает образовательному процессу.
7. Не допускаются антипедагогические меры наказания детей за их проступки, в том числе, телесные наказания.
8. В церковном приюте должны приниматься меры, направленные на ограждение воспитанников от вредной информации, которая может травмировать их психику, вызвать панику или внушить им суицидальные мысли, в том числе, от пропаганды межнациональной розни, развратного поведения, порнографии, жестокости, употребления наркотиков, табачной продукции и алкоголя. Исключается бесконтрольный доступ к сети Интернет, аудио- и видеозаписям, телепередачам, видеоиграм и печатным изданиям, при этом их использование в учебных целях желательно, а ответственность за осуществление контроля лежит на духовнике, воспитателях и попечительском совете приюта.
9. Каждый церковный приют, не зависимо от того, реализует ли он общеобразовательные программы или только программы содержания и реабилитации, должен разработать программу содержания и воспитания детей. Программа содержания и воспитания должна отражать особенности уклада, связанные с конфессиональной принадлежностью приюта.
10. В повседневной жизни одежда детей, проживающих в церковном приюте, должна быть индивидуальной, соответствовать возрасту и полу детей, учитывать их личный вкус, при соблюдении требований нравственности и скромности в одежде. Форменная или единообразная одежда может быть введена для ношения во время учебы и на иных мероприятиях по решению администрации приюта. Недопустимо облачение детей в форму, копирующую монашескую одежду.
11. В церковных приютах, расположенных при монастырях, дети должны проживать отдельно от монашествующих. При этом настоятельно рекомендуется обеспечить размещение зданий приютов за оградой монастыря. Уклад жизни детей в церковных приютах не может быть ориентирован на монастырский устав.
12. Детям, воспитывающимся в церковном приюте, следует давать адекватное представление о жизни в обществе, возможности создания семьи, получении светского среднего профессионального или высшего образования. Необходимо разрабатывать и реализовывать приютские программы постинтернатной адаптации выпускников.
При этом в случае, если ребенок проявит желание ознакомиться с монашеской жизнью, такая возможность должна быть ему предоставлена сообразно его возрасту. Возможный вопрос о принятии монашества или поступлении в качестве послушника в монастырь должен решаться по достижении ребенком совершеннолетия и быть представлен, в соответствии с действующими церковными установлениями, на усмотрение епархиального архиерея.
13. Участие администрации церковного приюта в жизни выпускников приюта продолжается после достижения ими совершеннолетия. Администрации приюта надлежит оказывать поддержку и помощь выпускникам, в частности, в получении образования, в том числе высшего, в трудоустройстве, бытовом обустройстве и т. п. Эта помощь может включать в себя возможность временного проживания в приюте. При этом помощь выпускнику ограничивается достижением им 23-х летнего возраста.
VI. Здоровье детей в церковных приютах
1. На каждого ребенка, проживающего в церковном приюте, оформляется полис обязательного медицинского страхования, если это предусмотрено законодательством страны местонахождения церковного приюта. Кроме того, рекомендуется оформлять на детей полисы добровольного страхования.
Если законодательством страны местонахождения церковного приюта не предусмотрено обязательное медицинское страхование, наличие у воспитанников полисов добровольного медицинского страхования является обязательным.
2. Дети, проживающие в церковном приюте, должны проходить ежегодное медицинское обследование (диспансеризацию), а также иные медицинские обследования в зависимости от состояния здоровья ребенка.
3. Отдых детей, проживающих в церковном приюте, организуется в соответствии с возможностями церковного приюта при соблюдении законодательства, регулирующего данный вопрос.
4. Режим дня и комплекс лечебно-оздоровительных процедур для детей, проживающих в церковном приюте, устанавливается с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять формирование санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований, санитарных правил и норм в стране местонахождения приюта, а также с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением указанных норм в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта.
5. Помещения и оборудование, необходимые для содержания, воспитания и развития детей, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством страны местонахождения.
VII. Питание детей в церковных приютах
1. Питание детей в церковном приюте определяется с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять формирование санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований, санитарных правил и норм в стране местонахождения приюта, а также с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением указанных норм в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта.
2. Питание детей в церковном приюте осуществляется не менее 5 раз в день, с учетом возраста и состояния здоровья.
3. Правила поста для детей, проживающих в церковном приюте, определяются в порядке, предусмотренном пунктом II.3 настоящего документа. При этом постное меню должно удовлетворять государственным требованиям по содержанию жиров, белков и углеводов.
VIII. Образование детей в церковных приютах
1. Дети, проживающие в церковном приюте, должны получать среднее общее образование в соответствии с действующим законодательством страны местонахождения церковного приюта и нормативными документами Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
2. Дошкольное образование в церковном приюте осуществляется работниками с необходимой квалификацией и опытом работы в соответствии с индивидуально подобранными программами, методиками дошкольного развития.
3. Администрация церковного приюта должна организовать возможность получения детьми, проживающими в приюте, дополнительного образования в соответствии с их способностями и желаниями (кружки, музыкальная школа, спортивные секции и т. п.).
4. Детям, проживающим в церковном приюте, должно быть обеспечено преподавание религиозных предметов в соответствии со «Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал №76 от 27 июля 2011 года), или аналогичными документами Автономных и Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, разработанными для учебных заведений страны местонахождения церковного приюта.
Помимо религиозного компонента образования, программы воспитания, обучения социализации и реабилитации должны содержать светские компоненты. Необходимо участие в программах профессиональных психологов, воспитателей, учителей, социальных педагогов, медиков и иных специалистов.
5. Дети, проживающие в церковном приюте, могут получать образование как в государственных и муниципальных, так и в частных общеобразовательных организациях. Возможно использование предусмотренных законодательством страны местонахождения церковного приюта таких форм получения образования, как экстернат, семейное образование и т.п.
6. Для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших среднее общее образование или основное общее образование необходимо предусмотреть в уставе право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждение среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
7. Выпускники церковных приютов в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, по решению Совета могут зачисляться на бесплатное питание и проживание в церковном приюте на период своего пребывания в данном учреждении.
IX. Дети-инвалиды
1. Предметом особой заботы церковных приютов являются дети-инвалиды.
2. Церковные приюты обязаны приспосабливать свои здания и территории к проживанию в них детей-инвалидов и реализации индивидуальных программ реабилитации таковых.
3. Дети-инвалиды должны получать в церковных приютах необходимую помощь и поддержку, защиту своих прав и уважительное отношение. В случае, если в церковный приют принимаются дети-инвалиды, администрации приюта необходимо обратить особое внимание на профилактику и предотвращение дискриминации по отношению к ним.
4. Церковным приютам надлежит содействовать физическому и психологическому развитию и социальной интеграции детей-инвалидов, развитию их личностных качеств, талантов и творческих способностей. Администрация церковного приюта должна принимать меры по организации индивидуальной поддержки каждого ребенка-инвалида.
5. Обучение детей-инвалидов должно учитывать их индивидуальные физические, интеллектуальные и психологические особенности и проходить в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и их социальному развитию. При этом церковным приютам надлежит предоставлять детям-инвалидам доступ к инклюзивному образованию. Дети-инвалиды, с учетом особенностей их здоровья, должны быть включены в общий образовательный процесс в церковном приюте, участвовать в играх, в проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях.
X. Устройство ребенка в церковный приют
1. Устройство детей в церковный приют осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством страны местонахождения, и в соответствии с уставом церковного приюта или положением о нем.
2. Церковный приют исполняет в отношении помещенных детей обязанности опекуна (попечителя) и/или осуществляет иные права и исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством страны местонахождения.
3. Приоритетом в работе церковного приюта является устройство ребенка в семью. Для осуществления данного принципа церковным приютам следует развивать систему патронатного воспитания, организовывать школы приемных родителей, помощь и сопровождение приемных и проблемных семей, работу с родными семьями.
4. Проживание в церковных приютах при монастырях детей, принятых под личную опеку монашествующими, допускается в исключительных случаях, по письменному благословению епархиального архиерея в отношении каждого отдельного ребенка.
5. При устройстве ребенка в церковный приют должен строго соблюдаться порядок передачи детей уполномоченными государственными органами под надзор в некоммерческие организации, в соответствии с законодательством страны местонахождения церковного приюта.
6. Руководители церковных приютов, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в установленный законодательством страны местонахождения срок со дня, когда им стало известно о возможности передачи ребенка на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в уполномоченный государственный орган по месту нахождения церковного приюта.
7. Для эффективной помощи детям, попавшим в кризисную ситуацию, администрация церковных приютов обязана осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением и/или иными государственными органами и организациями.
8. Администрации церковного приюта надлежит в сотрудничестве с соответствующими государственными органами принимать меры для определения статуса ребенка и оптимальной формы его дальнейшего устройства. В частности, в случаях, когда ребенок не является сиротой, администрации церковного приюта следует предпринимать возможные меры по работе с биологическими родителями, направленные на укрепление мира в родной семье ребенка и возвращение последнего в семью. В случае невозможности восстановления семьи или отсутствия таковой у ребенка, администрации церковного приюта надлежит осуществлять меры, направленные на устройство ребенка в новую семью.
9. При решении вопроса о возвращении ребенка в семью или невозможности такого возвращения и передаче ребенка на устройство в другую семью, администрации церковного приюта надлежит в каждом конкретном случае проверять и учитывать нравственные и иные личные качества родителей (обстоятельства, характеризующие поведение родителей на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления, состояние их здоровья и т. п.), а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения.
XI. Лицензирование и аккредитация
1. Церковные приюты проходят лицензирование и аккредитацию в порядке, установленном действующим законодательством страны местонахождения церковного приюта.
2. Осуществление церковным приютом образовательной деятельности (содержания, воспитания и образования детей) без получения соответствующей лицензии и, по необходимости, аккредитации не допускается, если получение лицензии и/или аккредитации предусмотрено законодательством страны местонахождения церковного приюта.
Эти учреждения проходят конфессиональную аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации в соответствии с Положением о «Выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 15 декабря 2010 года.
XII. Интересы ребенка
1. Церковные приюты обязаны соблюдать законодательство страны местонахождения церковного приюта о правах ребенка, а также обеспечивать соблюдение имущественных и неимущественных прав детей.
2. Церковные приюты призваны создавать благоприятные условия (как материального, так и нравственного характера) для воспитания и всестороннего развития детей и подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, по возможности считаясь с его индивидуальными особенностями, учитывая его способности и наклонности.
3. Администрация церковного приюта должна принимать все возможные меры, направленные на обеспечение принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прав и гарантий, к числу которых относится право на медицинское обслуживание, право на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд, дополнительные гарантии права на образование, право на медицинское обслуживание, гарантии бесплатного предоставления жилого помещения, право на установленные выплаты и льготы, иные права и гарантии, предусмотренные законодательством страны местонахождения церковного приюта.
4. С целью обеспечения ребенка, помещенного в церковный приют, льготами, выплатами и поддержкой, предусмотренными законодательством страны местонахождения приюта, церковным приютам надлежит в разумные сроки решать вопрос о признании ребенка, помещенного в приют, ребенком-сиротой и/или ребенком, оставшимся без попечения родителей.
* * *
1
В каждой стране, входящей в территорию канонической ответственности Русской Православной Церкви, данный документ применяется с учетом местного государственного законодательства.
Источник: Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви
Русская православная церковь, Кремль и религиозный (или)либерализм в России
1990-е годы: восстановление православия
Религиозный плюрализм всегда был сомнительным явлением в постсоветской России. Церковно-государственные модели царской и коммунистической эпох не были особенно обнадеживающими. Кроме того, плюрализм любого рода не имеет богатой истории в России (Григориадис, 2016). Досоветские эксперименты в различных социальных сферах были нечастыми, недолговечными и часто безрезультатными. Таким образом, в то время как страны Восточной Европы могли, по крайней мере, апеллировать к ограниченному докоммунистическому опыту в живом гражданском обществе, у России не было такой институциональной памяти, на которую можно было бы опереться после 19-го века.91. Это отчасти объясняет краткое, бешеное и, в конечном счете, безуспешное заигрывание с открытыми учреждениями в 1990-е годы. Тем не менее, религиозный плюрализм показал себя на удивление хорошо по сравнению с неудачей других социальных институтов, пытавшихся перейти к западным нормам. Действительно, разнообразие религиозных групп, включая нетрадиционные и иностранные конфессии, процветало в неспокойные годы правления Ельцина.
Все это было к огорчению Русской православной церкви, которая рассматривала (и до сих пор рассматривает) одновременное присутствие разрозненных религиозных традиций в российском обществе (особенно связанных с Западом) как угрозу (White and Palkin, 2017). Ведь был прецедент в эпоху позднего царизма, когда церковь и государство объединяли усилия для борьбы с протестантским сектантством (Полунов, 2012).
Тем не менее, Русская православная церковь добилась определенных успехов в восстановлении своего статуса доминирующей религии в России, часто посредством законодательства, поддерживаемого государством. В частности, два изменения иллюстрируют возобновление господства церкви на религиозном игровом поле. Во-первых, с начала 1990-х годов государство начало возвращать церковные земли, захваченные государством. Это укрепило в географическом смысле положение церквей как доминирующей религиозной группы в России. Во-вторых, согласно Маршу и Козелю, 19Закон № 97 «О свободе совести и религиозных объединениях» предоставил неявные рычаги воздействия на Церковь, ограничив действия других религиозных организаций. Кроме того, хотя в преамбуле упоминаются христианство (в целом), ислам, иудаизм и буддизм, а также традиционные религии, это воспринимается как явно повышающее положение православия в обществе (2016, стр. 42). Таким образом, несмотря на то, что изменения в конечном итоге оказались скорее символическими, чем существенными, а религиозные меньшинства действовали относительно свободно, Русская православная церковь снова оказалась на подъеме.
Авторитаризм и традиционализм
Преемственность с нелиберальным прошлым России вернулась с Владимиром Путиным. Бальцер (2003) назвал ранние путинские годы временем «управляемого плюрализма», когда разнообразие допускалось в политических партиях, СМИ, профсоюзах, гражданском обществе, бизнес-ассоциациях и других сферах, пока активность оставалась в пределах, установленных режимом. и квоты. После десятилетия беспорядков публика была более чем готова согласиться. Неудивительно, что этот «управляемый плюрализм» быстро сместился в сторону усиления государственного контроля, который мы наблюдаем сегодня во многих сферах, таких как вещательные СМИ (Лукьянова, 2015; Тольц, 2017) и иностранные некоммерческие организации (Хьюман Райтс Вотч, 2018a).
К 2004 году Макфол заявил, что Путин «подорвал все независимые источники политической власти» (2004).Что касается религии, то еще в первые годы своего пребывания в должности Путин видел ценность религиозных образов и действовал соответственно. Еще в 2000 году, когда «духовное обновление» было подчеркнуто в Концепции национальной безопасности, а также в других правительственных политиках, критики утверждают, что Путин намеревался прикрыть свой режим чем-то вроде православного национализма (Блитт, 2011, стр. 457). И хотя это оказалось точным, первые два срока Путина прошли без значительного ухудшения религиозных прав или разнообразия групп гражданского общества.
В то же время Русская православная церковь продолжала доминировать на религиозном поле России. В частности, политические изменения в первые несколько лет пребывания Кирилла на посту Патриарха, основанные либо на существующей политике, либо на добавлении новых мер защиты Церкви, помогли РПЦ укрепить свои позиции и постепенно вытеснить конкурирующие религиозные группы. Три изменения иллюстрируют этот момент.
- 1.
г. Политика 2010 г. усилила претензии Церкви на земли, захваченные в советское время, и дала (тогдашним) нынешним землевладельцам два года на то, чтобы передать Церкви бывшие земли РПЦ. Раньше это был гораздо более постепенный процесс и происходил по воле федерального правительства. Новая политика позволила церкви активно претендовать на эти земли и обращаться к правительству за принудительным исполнением (Кишковский, 2010).
- 2.
Директива 2009 года разрешила религиозное образование в государственных школах. Этот закон, отменяющий закон 1992 года, запрещавший эту практику, проложил путь к модулю «Православие», введенному в 2012 году. позицию в российском обществе, а пропагандировать свой идеал русской национальной идентичности (что, возможно, неудивительно, хорошо совпадает с идеалом, отстаиваемым Кремлем) (Köllner, 2016).
- 3.
Третье изменение основано на финансовых льготах, которые Церковь уже получала, таких как налоговые льготы, включая частичное владение энергетическими компаниями и государственные субсидии на коммунальные услуги. Здесь важно отметить, что это не сняло с церкви обязанности платить налоги (что они и делают), но облегчило их налоговое бремя. (Солодовник, 2014. С. 58–59).)
Единство, раскол и примирение
В то же время церковь, казалось, более охотно поддерживала склонность Кремля к авторитаризму. Это проявилось, когда церковь поддержала режим, подавлявший протесты 2011–2012 гг. (Солодовник, 2014, с. 74–75), поддержала весьма спорный запрет правительства на усыновление иностранцами, дискредитировала политических противников режима и во время определенных событий, таких как эпизод Pussy Riot (Толстая, 2014). Кроме того, координация таких инициатив, как проект «Русский мир» с применением «мягкой силы», происходила открыто в ходе регулярных встреч между церковным Отделом внешних церковных связей и Министерством иностранных дел России (Блитт, 2011, с. 383). Тем не менее, несмотря на все это, неправославные верующие просто беспокоились, не сильно пострадали от церковно-государственного сговора. Хотя Свидетели Иеговы, казалось, особенно вызывали гнев государственных чиновников, большинство других религиозных групп действовали в значительной степени свободно от государства.
Обстоятельства изменились в 2014 году с войной на Украине. Там, где РПЦ и государство до 2014 года, казалось, шли в ногу, аннексия Кремлем Крыма и поддержка сепаратистов в Донбассе выявили значительные расхождения в политических перспективах. Патриарх Кирилл изначально был противником аннексии Крыма и практики СМИ бросать церковную власть на сторону оппозиционных сил ЛНР/ДНР (Циглер, 2016, с. 561–562; Суслов, 2016, с. 140–141). Вероятно, он понимал, что такой курс подорвет усилия церкви по усилению влияния в Украине по отношению к Киевскому патриархату. Цифры это подтверждают. Русская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь Московского Патриархата теряют численность в Украине (Кочан, 2016, стр. 118)
Однако оппозицию Кирилла вскоре заставили замолчать (хотя так и не отозвали), а неявная церковная поддержка стала ключевым компонентом общегосударственного подхода России к иностранным делам, широко известного как «гибридная война». Эта концепция состоит в комплексном использовании нескольких политических, военных, технологических и социальных инструментов, развернутых синхронно и в основном некинетическими средствами для достижения целей Кремля (Conley et al., 2016). Очевидная поддержка Русской православной церкви была быстро реализована как невоенный элемент в войне на Украине (Simons, 2016; Leustean, 2017).
По мнению ряда авторов, Кремль, средства массовой информации и сепаратисты Донбасса полагались на националистическую пропаганду, которая якобы поддерживала православие, чтобы продать войну общественности и оккупированным народам. В частности, большая часть пропаганды делала особый акцент на том, чтобы изображать Запад (к которому склонялось украинское правительство) коррумпированным, неправославным и, следовательно, нерусским (Laruelle, 2016; Suslov, 2016). настраивали меньшинства против вестернизации (Tolz, 2017) и критиковали конкретные «западные» практики, такие как аборты, однополые браки и репродуктивные технологии (Agadjanian, 2017).
Реструктуризация игрового поля
Точно так же, как церковная политика (пусть и неофициальная) поддерживала государственную политику, государственная политика все больше благоприятствовала церкви. К 2016 году реструктурированное религиозное игровое поле России стало еще более благоприятным для Русской православной церкви. Государство сделало это законодательно. В июле 2015 года в закон о религии 1997 года были внесены поправки, требующие от всех религиозных общин, не имеющих юридического статуса, уведомлять власти о своем существовании и деятельности. Затем последовал еще более драконовский и недвусмысленный ход. Федеральный закон № 374-ФЗ коренным образом изменил облик религиозной деятельности в России. Закон поддержал единороссов депутатов прошли в Думу практически единогласно.
Закон 2016 года, также известный как «Закон Яровой», был поправкой к первоначальному Закону 2002 года «Об экстремизме». В 2002 году многие считали, что государство будет использовать двусмысленные формулировки закона об «экстремизме» для борьбы с нежелательными религиозными общинами и отдельными лицами. Хотя этот страх так и не подтвердился полностью, закон Яровой оправдал и превзошел его шумиху. Закон значительно ограничивает прозелитизм и запрещает проведение религиозных собраний в любом месте, кроме официально признанных религиозных зданий. Запрещено даже молитвенное собрание на чьей-либо квартире. Уставы были искусно составлены, чтобы только навредить деятельности «низких церквей» или нетрадиционных групп, которые полагаются на мирян и евангельские принципы для роста. «Высокая Церковь» с ее литургической, церемониальной природой, как и Русская Православная Церковь, в значительной степени не затрагивается, даже если бы закон соблюдался справедливо.
В отличие от предыдущего законодательства, которое активно не применялось, Закон Яровой дал ощутимые результаты. За два года после принятия закона были возбуждены сотни дел (многие произвольные) против отдельных лиц и групп, нарушивших широкое толкование закона властями (Верховский, 2018).
Тем не менее, до недавнего времени преследования носили избирательный характер, движимый в первую очередь капризами местных чиновников и бандитов, заодно с православными священниками, а не результатом федеральной кампании репрессий (Верховский, 2016). -снижение религиозной активности происходит за счет саморегулирования, а не в результате формального подавления (Гройс, 2016). Пример мормонов показателен. С 1993-летние 19-летние мормонские миссионеры в белых рубашках были повсеместны в большинстве крупных российских городов. Тысячи присоединились к стаду, и общины умножились, насчитывая более 20 000 нынешних членов. Тем не менее, мормонская церковь строго соблюдает все местные законы. Несмотря на это, новые правила фактически положили конец усилиям по обращению в свою веру, что привело к снижению числа миссионеров, новообращенных и активности. Кроме того, в настоящее время запрещено обучение в малых группах и на дому. Страх, подозрительность и откровенное угнетение, которым сейчас подвергаются такие группы, устрашающе напоминают советскую эпоху.
Однако саморегулирование — не единственный источник религиозного беспокойства, так как прямое подавление также становится все более распространенным явлением. Например, Свидетели Иеговы, по большому счету, законопослушны. Они платят налоги, ведут здоровый образ жизни и продвигают многие социальные ценности, отстаиваемые Русской православной церковью и Кремлем, такие как крепкая семья и традиционные социальные ценности. Тем не менее, они также закрепляют практики, противоречащие закону Яровой, такие как прозелитизм посредством обучения в малых группах и на дому. Возможно, еще более убийственно то, что они склонны ставить закон страны на второе место после закона Божьего. В результате они стали объектом особого внимания со стороны государственных чиновников и с 2017 г. были запрещены в России, а в 2018 г. участились драконовские меры пресечения и тюремного заключения (Human Rights Watch, 2018b).
Последствия
Эти два примера эффективно подчеркивают реальное воздействие Закона Яровой: двойственные тенденции формализованного подавления и саморегулирования в нетрадиционной религиозной сфере. Обе эти тенденции дают Кремлю и Русской православной церкви пространство для безнаказанной реструктуризации религиозного рынка. Возможно, больше всего смущает то, что это нападение на религиозные меньшинства предвещает гражданскому обществу в России в целом. Свобода религии обычно является надежным барометром долгосрочной траектории развития гражданского общества. Если это так, а мы полагаем, что это так, то события в религиозном пространстве являются плохим предзнаменованием для более широких прав человека и гражданского общества в России
Список литературы
Агаджанян А (2017) Традиция, мораль и сообщество: разработка православной идентичности в путинской России. Relig State Soc 45(1):39–60
Статья Google ученый
Balzer H (2003) Управляемый плюрализм: зарождающийся режим Владимира Путина. Post-Sov Aff 19(3):189–227
Статья Google ученый
Blitt RC (2011) «Православная» внешняя политика России: растущее влияние Русской Православной Церкви на формирование внешней политики России. Univ Pa J Int Law 2 363–460
Конли Х.А., Джеймс М., Руслан С., Мартин В. (2016) Учебник Кремля: понимание российского влияния в Центральной и Восточной Европе. Роуман и Литтлфилд, Лэнхэм
Google ученый
Григориадис Т. (2016) Религиозные истоки демократии и диктатуры. Модель политики J 38:785–809
Статья Google ученый
Гройс Б. (2016) Задевать чувства других. Социальные сети 83(1):211–215
Google ученый
Хьюман Райтс Вотч (2018a) Россия: Правительство против правых групп: Боевая хроника. Хьюман Райтс Вотч. https://www.hrw.org/russia-government-against-rights-groups-battle-chronicle. По состоянию на 26 июня 2018 г.
Хьюман Райтс Вотч (2018b) Россия: массовые аресты свидетелей Иеговы. Хьюман Райтс Вотч. https://www.hrw.org/news/2018/06/28/russia-sweeping-arrests-jehovahs-witnesses. По состоянию на 20 июля 2018 г.
Кишковский С (2010) Россия вернет церковное имущество. New York Times , 23 ноября
Кочан Н. (2016) Формирование украинской идентичности: Церкви в условиях социально-политического кризиса. В: Кравчук А., Бремер Т. (ред.) Церкви в украинском кризисе, глава 5. Палгрейв Макмиллан, Швейцария, стр. 105–122
Глава Google ученый
Кёлльнер Т. (2016) Патриотизм, православная религия и образование: эмпирические данные из современной России. Религиозное государство Soc 44 (4): 366–386
Артикул Google ученый
Laruelle M (2016) Три цвета Новороссии, или Русское националистическое мифотворчество об украинском кризисе. Post Sov Aff 32(1):55–74
Статья Google ученый
Leustean LN (2017) Восточное Православие, геополитика и «Священный и Великий Синод Православной Церкви» 2016 г. Геополитика 23:201–216
Статья Google ученый
Лукьянова Г.В. (2015) Обрамление Русской Православной Церкви: как российские государственные СМИ освещали Церковь/религию. Rom J Journal Commun 10(3):25–32
Google ученый
Марш С., Коезель К.Дж. (2016) К стратегии взаимодействия возрождающейся России с вопросами демократии, прав человека и свободы вероисповедания. Rev Faith Int Aff 14(2):40
Статья Google ученый
Макфол М. (2004) Осадное положение: сильная рука Путина подводит Россию. Фонд Карнеги за международный мир. https://carnegieendowment.org/2004/09/12/state-of-siege-putin-s-strong-hand-is-failing-russia-pub-15793. По состоянию на 20 июля 2018 г.
Полунов А. (2012) Проблема религиозной свободы в позднеимперской России: случай русских баптистов. J Eurasia Stud 3:161–167
Статья Google ученый
Симонс Г. (2016) Русская Православная Церковь: к новой глобальной роли? Cicero Foundation Great Debate Papers 16(6)
Солодовник С. (2014) Россия: официальная церковь выбирает государство. Russ Social Sci Rev 55(6):55
Статья Google ученый
Суслов М (2016) Русская православная церковь и кризис в Украине. В: Кравчук А., Бремер Т. (ред.) Церкви в украинском кризисе. Пэлгрейв Макмиллан: Лондон
Толстая К. (2014) Витражи и цветные линзы: Дело Pussy Riot как критическая тема междисциплинарных научных исследований. Relig Gend 4(2):100
Артикул Google ученый
Тольц V (2017) От угрожающего «мусульманского мигранта» обратно к заговорщицкому «Западу:» раса, религия и национальность на российском телевидении во время третьего президентства Путина. Натл Пап 45(5):742–757
Google ученый
Верховский А. (2016) Свобода совести в России: ограничения и вызовы в 2015 г. Информационно-аналитический центр «СОВА». http://www.sova-center.ru/ru/religion/publications/2016/04/d34317/. По состоянию на 7 декабря 2016 г.
Верховский А. (2018) Свобода совести в России: ограничения и вызовы в 2017 г. СОВА. Центр информации и анализа. https://www.sova-center.ru/religion/publications/2018/05/d39381/. По состоянию на 20 июня 2018 г.
Белый Ю.М., Палкин А.С. (2017) Религия и национализм в современной России: или использование и злоупотребление Единоверием Сов Пост Сов Рев 44(3):343–356
Статья Google ученый
Ziegler CE (2016) Россия как национализирующееся государство: отказ от западного либерального порядка Международная политика 53(5):555–573
Google ученый
Скачать ссылки
Информация о авторе
Авторы и принадлежности
Университет Бригама Янга — Идахо, Рексбург, ID, 83460, США
Jeremy W. Lamoreaux
Национальный разведывательный
Авторы
- Jeremy W. Lamoreaux
Просмотр публикаций автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
- Lincoln Flake
Посмотреть публикации автора
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Scholar
Автор, ответственный за корреспонденцию
Джереми В. Ламоро.
Заявление об этике
Конкурирующие интересы
Авторы не заявляют об отсутствии конкурирующих интересов.
Дополнительная информация
Примечание издателя: Springer Nature остается нейтральной в отношении юрисдикционных претензий в опубликованных картах и институциональной принадлежности.
Права и разрешения
Открытый доступ Эта статья находится под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, которая разрешает использование, совместное использование, адаптацию, распространение и воспроизведение на любом носителе или в любом формате при условии, что вы укажете авторство оригинальный автор(ы) и источник, предоставьте ссылку на лицензию Creative Commons и укажите, были ли внесены изменения. Изображения или другие сторонние материалы в этой статье включены в лицензию Creative Commons для статьи, если иное не указано в кредитной строке материала. Если материал не включен в лицензию Creative Commons статьи, а ваше предполагаемое использование не разрешено законом или выходит за рамки разрешенного использования, вам необходимо получить разрешение непосредственно от правообладателя. Чтобы просмотреть копию этой лицензии, посетите http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/.
Перепечатки и разрешения
Об этой статье
Как Русская православная церковь помогает путинской войне
Для Владимира Путина православие является инструментом утверждения прав Москвы на суверенную Украину. В своем февральском телеобращении, в котором он объявил о недавнем вторжении в Украину, он утверждал, что жители этой «древнерусской земли» с незапамятных времен были православными и теперь столкнулись с преследованиями со стороны нелегитимного режима в Киеве.
Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархом Кириллом, является одним из наиболее ощутимых культурных уз между Россией и Украиной. Позолоченные купола Киево-Печерского монастыря и Софийского собора уже почти тысячу лет манят паломников со всех концов земли.
С помощью религиозной риторики Путин обращается к давней традиции, согласно которой Великая Россия простирается на территории современных Украины и Белоруссии на объединенной территории, известной как Святая Русь. Ностальгируя по империи, он видит в духовном единстве трех народов ключ к земной мощи России как исключительной цивилизации. Воодушевленные «спецоперацией» Путина, русские православные националисты взволнованно вспоминают пророчество святого двадцатого века из Чернигова, ныне одного из осажденных городов Украины. «Как Единый Господь Бог есть нераздельная Святая Троица Отца, Сына и Святого Духа, — предсказал этот монах, — так и Россия, Украина и Белоруссия вместе — Святая Русь и неразделимы».
Путин не первый современный московский правитель, который применяет эту идею в стремлении консолидировать светскую власть. В самые мрачные часы Второй мировой войны Сталин восстановил Русскую православную церковь — почти полностью опустошив ее — и заменил коммунистический Интернационал новым национальным гимном. В его текстах утверждалось, что Советский Союз был «нерушим, навеки спаян Великой Русью».
Примерно в 2007 году Кремль продвинул союзническую концепцию Русский мир , или Русский мир, первоначально проект мягкой силы, направленный на продвижение русской культуры во всем мире и сравнимый Патриархом Кириллом с Британским Содружеством. Однако Путин, обеспокоенный массовыми протестами против своего авторитарного режима в 2011–2012 годах, а также протестами, свергнувшими его вассала на Украине в 2013–2014 годах, с тех пор искажает и Святую Русь, и Русский мир, чтобы служить более насильственным целям.
Большое внимание теперь уделяется русской традиции святых воинов. Путин сказал тысячам размахивающих флагами сторонников на недавнем митинге на московском стадионе по удивительному совпадению, что военная операция в Украине началась в день рождения святого Феодора Ушакова, русского флотоводца восемнадцатого века, прославившегося тем, что он не проиграл ни одного сражения. . «Однажды он сказал: «Эта угроза послужит прославлению России», — с энтузиазмом сказал Путин. «Так было тогда, так есть сейчас и будет всегда!»
Отброшена альтернативная христианская святая традиция демонстративного пассивного сопротивления, примером которой являются первые канонизированные святые средневековой Руси, киевские князья Борис и Глеб, принявшие мученическую смерть от руки своего брата. «Они сдались без боя», — с отвращением заметил однажды Путин. «Это не может быть примером для нас». С нападением на нынешнего правителя Киева подавляются даже небольшие акты христианского пацифизма со стороны русских. Священника из отдаленной деревни оштрафовали на сотни долларов за то, что он публично отказался поддержать войну и, таким образом, «называть черное — белым, зло — добром». Молодую женщину задержали возле главного православного собора Москвы за то, что она держала простую табличку с библейской заповедью «Не убий».
Подробнее: Российские проблемы гораздо глубже, чем у Путина
В этом Путин может рассчитывать на поддержку группы шовинистических мнений, доминирующих сейчас в церковной иерархии. Патриарх Кирилл в сопровождении награжденного медалями министра обороны Шойгу на церемонии освящения огромного черно-зеленого военного собора в 2020 году молился о том, чтобы российские вооруженные силы никогда не потерпели поражения. В марте этого года, на том самом месте, где десять лет назад Pussy Riot устроили печально известную акцию протеста против уютных церковно-кремлевских связей, Патриарх преподнес икону главе российской Национальной гвардии — того же подразделения, которое, как сообщается, сейчас несет тяжелые потери на Украине — в в надежде, что это «вдохновит новобранцев принять присягу».
Кирилл не исключение в своей поддержке войны, так как ни один высокопоставленный священнослужитель в России не выразил несогласия. «Все, что делает президент, правильно», — сказал один архиепископ местному информационному агентству Regnum в конце марта. «Говоря как монархист, я лично возложил бы корону на голову Путина, если бы Бог дал возможность». Такое же рвение наблюдается и у уважаемых московских приходских священников. «Российские миротворцы проводят спецоперацию, чтобы провести Нюрнбергский процесс против всей Европы», — проповедовал один из них во время недавней проповеди, опровергая сообщения о жертвах среди гражданского населения. «Что может произвести Запад? Только ИГИЛ и неофашизм».
Крест и купол разрушенной обстрелом русской армией православной церкви в отвоеванном украинской армией городе Хостомель Киевской области, Украина, 06 апреля 2022 г. что Казахстан, Молдова и Грузия воссоединятся с Россией в дополнение к Украине. Но если Путин хочет отполировать свое наследие собирателя исторических русских земель, возникает проблема. Жители Украины не заинтересованы в том, чтобы быть «освобожденными» благодаря его операции по «денацификации» их страны. «Русский мир наступил!» — саркастически выкрикнула одна женщина, снимая войска вторжения, сражающиеся с толпой разгневанных местных жителей всего в 20 милях от восточной границы Украины с Россией. «Мы тебя не ждем, так что убирайся отсюда!» Через несколько часов после первых ракетных ударов 24 февраля даже Православная Церковь на Украине, находящаяся под властью Московского патриарха, с негодованием обратилась к Путину. «Мы просим вас немедленно прекратить эту братоубийственную войну», — умолял митрополит Онуфрий. «Такая война не имеет оправдания ни перед Богом, ни перед людьми».
Таким образом, путинская авантюра не только военная, но и духовная. Подобно развороту Сталина в низшей точке Второй мировой войны, его опора на православную церковь в последнее десятилетие попахивает отчаянием. Вряд ли это связано с личной приверженностью вере: хотя Путин с самого начала своего президентства позиционировался как верующий, более десяти лет Путин в значительной степени отвергал политические цели Церкви, такие как обязательные занятия по православию в государственных школах, пока ему не понадобилось самодержавное символизм преобладал после его возвращения на пост президента в 2011-2012 годах. На протяжении всего своего правления он постоянно говорил и вел себя вразрез с нормативным поведением православных христиан, например, заявляя, что выбор веры не имеет значения, поскольку все религиозные категории являются человеческим изобретением, или когда неловко приветствовал патриарха Кирилла жестами, зарезервированными для поклонения священной реликвии. или значок.
Воинственная риторика православных священнослужителей находит отклик у некоторых набожных россиян, но это узкая часть населения. В то время как общенациональный опрос 2019 года показал, что более 60 процентов россиян старше 25 лет считают себя православными, тех, кто внимательно относится к институциональной церковной жизни — например, посещая пасхальные богослужения, — всего несколько процентов. Тот же опрос показал резкое сокращение числа тех, кто идентифицирует себя как православных, среди возрастной группы 18-24 лет — всего 23 процента.
Это резко контрастирует с Украиной, где четверть населения посещает пасхальные службы и большинство 18-24-летних определяют себя как верующих. Быстрое и тотальное отчуждение миллионов украинских православных — это колоссальная цена, которую Патриарх Кирилл заплатил за лояльность Путину, ведь в Украине находится треть его приходов и монастырей. Международный авторитет Патриарха также подорван, поскольку православные за границей, не заткнутые новым запретом Кремля на критику российских вооруженных сил, осудили войну, в том числе собственные епископы Кирилла в Эстонии и Литве, а также Папа Франциск и архиепископ Кентерберийский. Вместо Русского мира власть Московского Патриарха вскоре может остановиться на границах Российской Федерации.
Таким образом, сокращающееся влияние Церкви означает, что Путин не может использовать его для восстановления вековой мечты о расширенной Святой Руси. Однако, приближаясь к 70 годам, российский президент не имеет долгосрочных амбиций по укреплению православной духовности — только его личная хватка у власти на сколько бы лет ни дал ему Бог.
Еще статьи из журнала TIME, которые обязательно нужно прочитать0287 .