Урок обломов и ольга ильинская начало: Конспект урока по литературе «Испытание любовью.Обломов и Ольга Ильинская»

Конспект урока по литературе «Испытание любовью.Обломов и Ольга Ильинская»

 

 

Урок  литературы

по роману

И. А. Гончарова «Обломов»

 «Испытание любовью:

Ольга Ильинская

и

Илья Ильич Обломов»

10 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели:

доказать, что любовь  развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии.

Задачи урока:

•      раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

•      воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

•      развивать умение анализировать эпизоды, образы-персонажи,высказывать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство — любовь. Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

   Если возводить пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте будут романтические отношения Ромео и Джульетты. Это самая красивая  история, которая увековечила её автора- Шекспира. Ромео и Джульетта полюбили друг друга с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами.  Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть верной Ромео. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого.
  Хоть эта история и трагична, но на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.
  Но любовь бывает разная: любовь-страсть и любовь-привычка.  Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Иннокентий Анненский писал:

«Любовь — это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

— Как вы понимаете слова русского писателя Анненского?

— В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

— Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит? Стр. 189-190

 

Запись:   

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних «мертвецов».  Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, «обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия».

— В беседе со Штольцем Обломов делится своей мечтой о счастье так, как ему это видится. Что говорил Обломов Штольцуо своем понимании идеала, «нормы жизни» для человека? (он увлеченно рисовал картины семейного счастья, в которых была и музыка, и поэзия, и любовь). Стр. 192-193

— Не напомните ли, что составило бы счастье нашего героя?(ч.2 гл.4) стр. 194-197

Запись:

Идеальная жизнь для Обломова:

1. Деревня

2. Жена

3. Новый, покойно выстроенный дом

4. Добрые соседи-приятели

5. Музыка

6. Поэзия

7. Любовь.

 

— О какой жене мечтает Обломов?

 

Запись:

Илья Ильич мечтал, «обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия».

 

— Согласен ли Штольц с таким пониманием счастья? Почему? Что значит жить для Штольца? Стр. 200

Запись:

Для Штольца «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни».

— Как такую жизнь называет Штольц? (Обломовщина)

— Всегда ли такой был Обломов? О чем они мечтали? Стр. 198

— Что произошло с Обломовым? Куда делись все эти мечты? Сколько лет «спит» Обломов? 12 лет

— Почему? (Нет силы и воли). Стр.200

— Куда зовет Штольц Обломова и зачем? (Штольц зовет друга за границу, хочет помочь ему избавиться от обломовщины.)

— Сначала Обломов верит в то, что Андрей может ему помочь и даже готов идти за ним куда угодно. Начинает даже строить планы. Какие? Стр. 204

— Собираясь за границу, Обломов даже «заказал себе дорожное платье, …» Продолжите действия Обломова. Стр.205

— Так уехал Обломов за границу или нет? Почему? Каковы причины? Стр. 206

— И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Но сперва давайте вспомним, о какой жене мечтает Обломов? (см. запись)

— Кто же эта женщина, которая должна была составить счастье Обломова? Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговораШтольца с Обломовым)

— Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?

 — Какой увидели вы, читатели, эту героиню? Поделитесь письменно своими впечатлениями (несколько минут учащиеся работают самостоятельно)

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура», «естественное проявление мысли, чувства, воли», «недюжинная девушка» и т. д.   

— Почему Штольц говорил только с Ольгой? Чем она отличалась от других девушек? Стр. 208

— Каким видим нашего героя при первой встрече с Ольгой? (рассеянным, неуклюжим)

— Почему?

— Почему в этой сцене так мало об Илье Ильиче?

— Какую роль сыграл Штольц?

(Штольц не только познакомил их, но и успел рассказать Ольге и о халате, и о диване, и о том, что Захар одевает барина.

А главное: «Штольц.уезжая, завещал Обломова ей, просил приглядывать за ним, мешать ему сидеть дома».

 

— Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

 

Уней развился уже…план, как она отучит Обломова спать после обеда…, она мечтала, как «прикажет ему прочесть книги», которые оставил Штольц: потом читать каждый день газеты и рассказывать ей новости, писать в деревню письма, дописывать план устройства имения, приготовиться ехать за границу, — словом, она укажет ему цель…

 

Запись:

План возрождения Обломова:

1.     Отучить спать после обеда

2.     Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц

3.     Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости

4.    

Заставить писать в деревню письма

5.     Заставить дописать план устройства имения

6.      Заставить приготовиться ехать за границу

 

— Зачем ей все это надо?

 

1.     Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».)

2.     Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею.(« Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её».)

3.     Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. (« Возвратить человека к жизни – сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

— Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? Стр.206

(«Встает он в семь часов. Читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем… Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе…Он весел, напевает…отчего же это?»)

   Обратите внимание: сначала говорится о том, как изменился Обломов, его даже нельзя узнать, а уже потом автор сообщает нам,почему это произошло (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого «большого ребенка» и захватило его полностью).

— Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Запись:

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

— Если все так хорошо, почему жеОбломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

В письме Обломов выразил и свою любовь, и боязнь оказаться не тем человеком, кого сможет полюбить такая девушка, как Ольга. Он глубоко понимает Ольгу, как, может быть, она сама не понимает себя: « Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее «люблю» не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом…» — пишет он в своем послании.

— Почему Обломов не говорит об этом прямо Ольге, а пишет письмо?

(Гончаров здесь выступает тонким психологом. Когда человеку трудно принять какое-то решение, выразить свою боль, легче довериться листу бумаги и на нем излить свою душу. Не случайно, написав письмо, Обломов почувствовал, что ему стало не так тяжело. «Я почти счастлив…Отчего это? Должно быть, оттого, что я сбыл груз души в письмо».

— Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

Индивидуальное задание. Выступление учеников: инсценированиеэпизода«Объяснение в любви Ольге Ильинской после написания письма».

— Как дальше развиваются их отношения?

— Как проявляется герой в любви?

Запись:
— Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность…;
— в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

— Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошитьОбломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

— С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в “оживлении” Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она “перерастает” Илью Ильича.

Запись:

Ольга берет на себя роль “путеводной звезды”. Ольга пытается “поставить Обломова на ноги”, научить действию, вывести из покоя и лености.

Обломову же новое чувство незнакомо. Он путается, теряется, стыдится. Он любит Ольгу сердцем, любит нежно, послушно, стыдливо. Его душа пробуждается, потому что живая. Он черпает что-то из Ольги, и сердце его начинает биться, а мозг работать. Ольга вливает в него энергию, любовь к действию, которые заставляют его работать, думать, читать, заниматься хозяйством, мысли его постепенно начинают оформляться. Хотя иногда еще в него вползает “червь неуверенности и лености” и опять хочется спрятать голову под крыло, но Ольга вновь вливает в него надежду, не бросает его, а мягко, по-матерински направляет и наставляет, и Обломов опять живет, опять работает, опять самостоятельно пытается решать. Ольга всегда на “страже”, всегда поможет, всегда научит.

— Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.В этом и состоит их противоречие:Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов — все ту же идиллическую картинку.

— Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из “радужной” в “требующую”.

— Он начинает  тяготиться ею. Как это проявляется?

1.     Обломов начинает чаще обедать дома,

2.      ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги,

3.      Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: “Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскатьсяв такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика… Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу…”

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров. 

— Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

— Инсценирование эпизода «Объяснение в любви»

— Кто виноват в причине разрыва их отношений?

С одной стороны, их отношения сошли на нет из-за идиллического воспитания Ильи Ильича, его вечной тяги к покою и тишине, а с другой стороны, по его собственной вине. Обломов «сам виноват. Он не оценил, не понял, что Ольга — девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Обломов первый, конечно, понимает химеричность их романа, но она первая его разрывает. Гармония романа кончилась давно, да она, может, и мелькнула всего на два мгновения; оба, и Ольга и Обломов, переживают сложную внутреннюю жизнь, но уже совершенно независимо друг от друга; в совместных отношениях идет скучная проза.

   Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время – это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».
Ольга Ильинская все время заставляет героя что-то делать, по крайней мере, пытается заставить. Обломов не хочет ломать свой образ жизни. Он не столько сопротивляется, сколько для него не характерен образ жизни Ольги и Штольца. Он выбрал другой путь. Ольга все время чего-то требует от него, пытаясь повлиять на его личность, переделать его, перевоспитать… И Обломов понимает, оттягивая объяснение в любви, что она «не его идеал».

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: “…Я слишком понадеялась на свои силы… Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!..”

— Какой след в жизни Обломова оставит Ольга?

Для Обломова эта любовь навсегда останется в сердце. И он будет вспоминать ее как что-то светлое, ясное, чистое. Это была духовная любовь. Эта любовь была лучом света, она пыталась пробудить душу и развить ее. И Обломов понимает причину разрыва. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер», — с трудом выговаривает Ольга суровый приговор и задает горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? <…> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» «Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!»

Но у него нет сил сопротивляться ей. И Илья Ильич вскоре засыпает духовно, а потом и физически.

Композиция романа

 

Первая и четвертая части романа — его опора, почва. Взлет во второй-третьей частях — кульминация романа, та самая горка, на которую приходится взбираться Обломову.

Первая часть романа внутренне связана с четвертой частью, т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.

Четыре части романа соответствуют четырем временам года. Роман начинается весной, 1 мая.

История любви — лето, переходящее в осень и зиму. Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая «Обломова» словами: «И он рассказал ему, что здесь написано». Из этого замкнутого круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в своем кабинете Илья Ильич?

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов». 10-й класс

Выходит заранее подготовленный ученик с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

«Счастливый, сияющий, точно «с месяцем во лбу», пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: «Ольга».

«Ах, какая пыль! — очнувшись от восторга, заметил он».

Мотивационный момент.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

(О любви)

Почему? (Ветка сирени — художественная деталь, которая символизирует чувства героев.)

Цель урока: доказать, что любовь развивает души и сердца главных героев, раскрывает их характеры, показывает героев в их развитии. Слайд 2

Задачи урока: Слайд № 3

1. Раскрыть характеры и идеалы Обломова и Ольги Ильинской;

2. Воссоздать историю взаимоотношений Ольги с Ильей Ильичом;

3. Развивать умение анализировать эпизоды, выражать свое отношение к героям.

Слово учителя.

Тема любви в литературе всегда была актуальна. Ещё с античных времён воспевалось это чистое и прекрасное чувство — любовь.

Все вы знаете печальную историю любви Ромео и Джульетты, но на эту любовь всегда и везде, в любые времена будут равняться все влюблённые.

Давайте вспомним, какие произведения о любви вы изучали в школе? Слайд № 4

-Как вы думаете, почему многие писатели и поэты этой теме уделяли особое внимание?

Любовь бывает разная: Кто-то любит всем сердцем и готов на все ради любимого, а кто-то любит головой, зная наперед, что ему нужно. Но какая бы разная ни была любовь, это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. А создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности.

Слайд № 5 Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, — писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня: в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе «Обломов» любовь — это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги, определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения

Беседа с учащимися

— Почему Обломов прячется от общества? От чего он бежит?

Илья Ильич мечтал уйти от общества, света, потому что не находит там никаких интересов, видит там одних «мертвецов». Ему хотелось освободиться от вечной суеты, страстей, жадности, сплетен, пересудов. Илья Ильич мечтал, «обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную темную аллею, идти с ней искать в природе сочувствия».

— Давайте вспомним, что составило бы счастье нашего героя? (ч.2 гл.4)

Запись:

Идеальная жизнь для Обломова:

1. Деревня

2. Жена

3. Новый, покойно выстроенный дом слайд 6

4. Добрые соседи-приятели

5. Музыка

6. Поэзия

7. Любовь.

— В начале романа мы застаем главного героя, лежащим на диване и совершенно не интересующимся общественными делами.

— И вот на горизонте жизни появляется та, которая (гипотетически) может составить счастье.

Когда и от кого слышим первое упоминание о ней? (из разговора Штольца с Обломовым)

— Как произошло знакомство Обломова с Ольгой? Слайд 7

— Какой увидели вы, читатели, эту героиню? (учащиеся работают самостоятельно) письменно)

В тетрадях запись примерного содержания:

Ольга. Проста, мягка, музыкально образованна, иронична, внимательна, энергична, жаждет деятельности, полна мечтами о ней, уверенная в себе; хороший психолог, «тонкая натура» и т. д. Слайд № 8

Какой план развился у Ольги по отношению к Обломову?

Запись:

План возрождения Обломова: слайд 9

Отучить спать после обеда.

Заставить прочитать книги, которые оставил Штольц.

Заставить читать каждый день газеты и рассказывать ей новости.

Заставить писать в деревню письма.

Заставить дописать план устройства имения.

Заставить приготовиться ехать за границу.

— Зачем ей все это надо?

Чтобы удивился Штольц её способностям («И Штольц не узнает его, воротясь».)

Чтобы Обломов восхищался ею, жил для неё и восхищался ею. («Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и её».)

Ради собственной славы, ради собственного самолюбия. («Возвратить человека к жизни - сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?..»)

Как изменилась жизнь главного героя после встречи с Ильинской? (обращаемся к тексту)

«Встает он в семь часов.

Читает, носит куда-то книги.

На лице ни сна, ни усталости, ни скуки, на нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности.

Халата не видать на нем: Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе:

Он весел, напевает:отчего же это?»)

Почему это произошло? (произошло это под влиянием большого чувства, которое нахлынуло на этого «большого ребенка» и захватило его полностью).

— Какой глубокий философский вывод, жизненную мудрость заключает история двух главных героев?

Запись:

Истинное чувство, истинная любовь способна делать чудеса. Она возрождает человека в человеке, вскрывает его внутренние резервы и возможности.

Если все так хорошо, почему же Обломов пишет Ольге письмо и почему? Как тревоги, мучения Обломова отразились в его письме?

Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова» (эпизод чтения письма)

— Прав ли Илья Ильич в оценке чувства Ольги?

— Как дальше развиваются их отношения?

— Как проявляется герой в любви?

Запись:

  • Обломов в любви проявляет лучшие качества, лучшие стороны своего характера, давайте отметим глубину его переживаний, поэтичность натуры, мечтательность:;
  • — в нем развито нравственное чувство и чувство интуиции, он понимает, что нравится Ольге, он способен на глубокое чувство.

Изменилась ли жизнь Ольги? (просьба Штольца растормошить Обломова привела к внутренним изменениям и того и другого)

С появлением Ольги Обломов оживляется, встряхивается, мозг начинает работать и чего-то искать. Можно ли то же самое сказать о чувстве Ольги к Обломову? Любила ли она его?

Окрыленная своей мечтой, которая заключается в «оживлении» Обломова, Ольга взрослеет, детскость исчезает, чувства оформляются, она «перерастает» Илью Ильича.

Ольга берет на себя роль «путеводной звезды». Ольга пытается «поставить Обломова на ноги», научить действию, вывести из покоя и лености.

— Какие картинки вновь начинают появляться в его мечтах?

Но часто в мечтах Обломова вставала идиллическая картина: Обломовка, все хорошо, спокойно вокруг, большой дом, где покойно живут он, Илья Ильич, и Ольга, а вокруг бегают дети, и нет в этом уголке ни волнений, ни движения, но лишь спокойствие, умеренность и тишина.

Вывод: В этом и состоит их противоречие: Ольга видит в своих мечтах деятельного и активного человека, а Обломов — все ту же идиллическую картинку.

Что же постепенно понимает Обломов?

Что что-то в этой любви потерялось, что она потускнела. Любовь Ольги для него превратилась из «радужной» в «требующую».

— Он начинает тяготиться ею. Как это проявляется?

Обломов начинает чаще обедать дома,

ездит в театр не по зову души, которая должна иметь нравственную подпитку, а по требованию Ольги, Он хочет поскорее со всем этим покончить и впасть в леность, дремоту и спокойствие. Илья Ильич говорит себе: «Ах, скорей бы кончить да сидеть с ней рядом, не таскаться в такую даль сюда! А то после такого лета да еще видеться урывками, украдкой, играть роль влюбленного мальчика… Правду сказать, я бы сегодня не поехал в театр, если б уж был женат: шестой раз слышу эту оперу. ..»

Гармония отношений Ольги и Обломова нарушена. У них даже со временем иссякают темы для разговоров.

— Как вы думаете, было ли будущее у этих отношений, и если да, то сулило бы оно счастье обоим?

— Кто виноват в причине разрыва их отношений?

Обломов понимает, что с Ольгой он будет несчастлив, так как ему надо с ней переделывать себя. А он уже выбрал путь, он обрек себя на бесцельное существование. Его время — это время, когда лучше остаться верным своим прекрасным идеалам и ничего не делать. Разлад с самим собой приводит его к протесту, но выраженному необычно: «я не хочу участвовать в совершающемся зле и не буду».

И в своем последнем разговоре с Обломовым Ольга говорит: «…Я слишком понадеялась на свои силы… Не о первой молодости и красоте мечтала я: я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты давно уже умер. Я не предвидела этой ошибки, я все ждала, надеялась!.

Подведение итогов урока.

Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь — главная, важнейшая составляющая «нормы» жизни, «часть» идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что «счастливой, пронесенной через всю жизнь любви» дано превращаться в «могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные».

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

Творческое задание: Слайд 10

Напишите миниатюру: «Смогла бы я полюбить Обломова?». (Девушки)

«Что бы я посоветовал Илье Обломову?». (Юноши)

Оценивание. Рефлексия.

Домашнее задание: подготовить образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Приложение.

Филология. Теория и практика, 2019 год, выпуск 12

12020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202020202 37
Статья страниц Раздел
«И ЧЕРТОКУЦКИЙ ЯВЛЯЛСЯ ПЕРЕД ОФИЦЕРАМИ. ..»: ИЗ ИСТОРИИ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ПОВЕСТКЕ Н. В. ГОГОЛЯ «КАРАТА» Филологические науки
TEMPTATIONS OF SYRINGA-SIREN (ON AMBIVALENCE OF OLGA ILYINSKAYA’S IMAGE IN I. A. GONCHAROV’S NOVEL «OBLOMOV»)
Zaitseva Tat’yana Borisovna, Rudakova Svetlana Viktorovna
11-17 Филологические науки
100017
Куряев Ильгам Рясимович
17-21 Филологические науки
ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ ЭПИСТОЛЯРНЫХ ДИАЛОГОВ Л. Н. ТОЛСТОГО С ПИСАТЕЛЯМИ В 1850-1870-Е ГГ. Филологические науки
ТЕМА ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ГОРДОСТЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
Сизова Ирина Игоревна
27-35 Филологические науки
ВОСПРИЯТИЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В ПУБЛИКИЗМЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЭМИГРАЦИИ
Струк Анна Андреевна
35-39 Филологические науки
ТИП ИНЖЕНЕРА-РЕФОРМАТОРА В ДВУХ ФАНТАСТИЧЕСКИХ РОМАНАХ 1920-Х ГГ.: «НЕФИРНЫЙ ТРАКТ» И «ГАРИН ЛУЧ СМЕРТИ» Филологические науки
БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ДРАМАТУРГИИ А. ПУДИНА
Антонов Юрий Григорьевич
44-48 Филологические науки
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА РОМАНА З. ТОЛГУРОВА «БЕЛАЯ ШАЛЬ»
Берберова Лиана Бурхановна
48-51 Филологические науки
ЭТИОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ОСЕТИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
Бритаева Анжела Борисовна
52-56 Филологические науки
СПЕЦИФИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЯКУТСКОГО «СЕВЕРНОГО ТЕКСТА» (НА МАТЕРИАЛЕ ЮКАГИРСКОЙ, ЭВЕНСКОЙ И ЭВЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ)
Бурцева Жанна Валерьевна
Филологические науки
ПОЭТИКА ПРОЗЫ А. КРИВОШАПКИНА
Винокурова Антонина Афанасьевна, Окорокова Варвара Борисовна
61-65 Филологические науки
ПОЭТИКА ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ В. Н. ЛЕОНТЬЕВА
Григорьева Людмила Павловна, Гладкина Екатерина Федоровна
66-69 Филологические науки
СПЕЦИФИКА АВТОРСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖЖАНРОВЫХ ФОРМ В ЯКУТСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. ГОГОЛЕВА И С. ТАРАСОВА)
69-73 Филологические науки
СТИХОВО-ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ В ДРАМЕ И. М. ГОГОЛЕВА «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ»
Кириллина Мария Афанасьевна
73-77 Филологические науки
ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛИРИКЕ В. АХУНА
Софронова Ирина Владимировна
77-81 Филологические науки
ПРОБЛЕМЫ АРАБСКИХ ЖЕНЩИН В РОМАНЕ «ДЕВУШКИ ИЗ РИЯДА» РАДЖА АЛСАНЕА
Вавичкина Татьяна Анатольевна, Власова Юлия Евгеньевна
82-86 Филологические науки
«THE DISTANT LOVER» BY CHRISTOPH HEIN AND «THE STRANGER» BY ALBERT CAMUS: SPECIFICITY OF REPRESENTING EXISTENTIAL CONSCIOUSNESS
Valeeva Al’fiya Revanerovna, Gil’fanova Gul’nara Tavkil’evna, Nikulina Elena Aleksandrovna
86-89 Филологические науки
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА В РОМАНАХ Г. К. ЧЕСТЕРТОНА И Дж. К. РОУЛИНГ
Варешин Никита Владимирович
90-96 Филологические науки
СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ В КИТАЕ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Захарова Наталья Владимировна
96-99 Филологические науки
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕНЕССАНСНОГО ГУМАНИЗМА В ПЬЕСАХ «РОЗЕНКРАНЦ И ГИЛЬДЕНШТЕРН МЕРТВЫ» Т. СТОППАРДА, «УБИЙСТВО ГОНСАГО» Н. ЙОРДАНОВА, «ОФЕЛИЯ» Т. АХТМАНА, «АМЛЕТО В ПИКАНТСКОЙ САЛЬСЕ» А. НИКОЛАЙ, «ФОРТИНБРАС ПЬЕТ» Я. ГОВАЦКОГО
Липнягова Светлана Геннадьевна, Щукина Марина Сергеевна
100-103 Филологические науки
ФИГУРА РЕБЕНКА В ПРОЗЕ СТИВЕНА КИНГА
Маджидова Илаха Адиль
104-107 Филологические науки
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ РУССКИХ В КАЗАХСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Мэн Яодэн
108-112 Филологические науки
ПОПУЛЯРНЫЙ РОМАН В КОЛУМБИИ И МЕКСИКЕ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МОТИВОВ ИСТОРИИ
Согомонян Мариам Кероповна, Короткова Людмила Александровна
112-1207 Филологические науки
РЕЦЕПТИВНО-ИНТЕРПРЕТАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА: ПРОБЛЕМАТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА
Кузнецова Анна Владимировна
118-121 Филологические науки
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ АВТОРСКИХ ИСХОДНЫХ СОЕДИНЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА В. В. КРЕСТОВСКОГО «ТРУЗЬИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»)
Бабина Светлана Александровна, Белоглазова Елена Владимировна
131-134 Филологические науки
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕКСИКЕ СФЕРЫ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Гатауллина Алсу Гаисовна, Залялова Регина Ренатовна
135-139 Филологические науки
ФИЛОСОФСКИЙ ТЕРМИН «ВООБРАЖЕНИЕ» В ЛИНГВО-КОГНИТИВНОМ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ
Голайденко Лариса Николаевна, Рахимова Алина Александровна
139-145 Филологические науки
ВОРОТОПРОИЗВОДНЫЕ В АСПЕКТЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Гурова Ирина Владимировна
145-149 Филологические науки
Гендерный дискурс: специфичность речевой тактики женской лингвистической личности (материал романа М. К. Анисимковы Филологические науки
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГЛАГОЛЬНЫХ ЕДИНИЦ ПОДЯЗЫКА МЕДИЦИНЫ КАК ФРАГМЕНТ ОТРАСЛЕВОЙ ЛЕКСИКИ
Казарина Светлана Георгиевна, Гуляева Татьяна Юрьевна, Бэк Кён Хи
154-159 Филологические науки
ВИННЫЕ МЕТАФОРЫ В РЕКЛАМНОМ ТУРИСТСКОМ НАРРАТИВЕ
Меньшикова Екатерина Евгеньевна
159-165 Филологические науки
ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЛЕКСИКУ
Скомаровская Анастасия Анатольевна
165-169 Филологические науки
УНИВЕРСАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА ТОПОЛЯ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XIX-XX ВЕКОВ И В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА «СТЕПЬ»
Соколова Марина Геннадьевна
169-173 Филологические науки
PARTICLES IN QUESTIONS WITH THE ADVERBS ГДЕ (WHERE), КУДА (WHICH WAY) AND ОТКУДА (WHERE FROM)
Zhang Yue
173-177 Филологические науки
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ ОПИСАНИЯ СИНОНИМНЫХ ЧАСТИЦ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТИЦЫ КАК РАЗ (ТОЧНО) И ЕЕ СИНОНИМЫ)
Юань Синьюй
177-181 Филологические науки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЯКУТСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
Иванова Нина Иннокентьевна
182-187 Филологические науки
ЭТНИЧЕСКАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛЕСНЫХ ЮКАГИРОВ В ЯЗЫКЕ И ФОЛЬКЛОРЕ
Прокопьева Прасковья Егоровна
188-192 Филологические науки
СТРУКТУРНО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ ПОВЕДЕНИЯ В ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ
Салахова Рузиля Рашитовна
192-195 Филологические науки
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Употребления АСИНДЕТИЧЕСКИХ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Соколова Галина Леонидовна, Коляго Анна Леонидовна
Филологические науки
О ПРОИСХОЖДЕНИИ НЕКОТОРЫХ ДИАЛЕКТИЗМОВ КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ЯЗЫКА
Федосеева Елена Николаевна
201-204 Филологические науки
CLASSIFICATION OF INDIVIDUAL AUTHORIAL TRANSFORMATIONS: COMBINATORIAL CRITERION (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH DRAMATURGIC WORKS OF THE XVIII AND XX CENTURIES)
Amelina Lyubov’ Vladimirovna, Sheveleva Irina Aleksandrovna
205-208 Филологические науки
ПОЗИЦИИ НА ВОДЕ И НА СУШЕ В ПРИЗМАХ НЕМЕЦКИХ ПРЕДЛОГАХ
Бойкова Ирина Борисовна
208-225 Филологические науки
КВАЗИЭГОЦЕНТРИЗМ КАК ПРИЕМ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМАТИВНОГО ТЕКСТА (НА ПРИМЕРЕ НОРМАТИВНЫХ ТЕКСТОВ НЕМЕЦКИХ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ)
Большакова Татьяна Михайловна
226-230 Филологические науки
ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Вавилова Ксения Юрьевна
231-235 Филологические науки
ФРАЗОВЫЕ ГЛАГОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ТЕРМИНОЛОГИЯ, СПЕЦИФИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ
Виноградова Дарья Сергеевна
236-241 Филологические науки
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ АНГЛО-САКССКОГО ПЕРИОДА
Гогенко Виктория Владимировна
241-245 Филологические науки
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НЕОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
Зеремская Юлия Александровна, Солодовникова Ольга Владимировна, Сахарова Ольга Владимировна
246-250 Филологические науки
СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ИДЕОЛОГЕМЫ «ЗАПАДНЫЕ ЦЕННОСТИ» В АМЕРИКАНСКОМ МЕДИАДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО)
Иванова Екатерина Александровна
4 Филологические науки
РОЛЬ АНГЛИЙСКИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ
Кудрикова Эльвира Ивановна
255-259 Филологические науки
РОЛЬ ЛИЧНОГО ИМЕНИ В СТИЛИЗАЦИИ ДИКТЕМЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА У. МОРРИСА «СКАЗКА О ДОМЕ ВОЛЧОК»)
Носкова Анна Ивановна
259-263 Филологические науки
МЕТОД КОРПУСНОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР)
Пивоварова Екатерина Владимировна
263-268 Филологические науки
СТРУКТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЯДЕРНЫХ ЕДИНИЦ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МАКРОПРОСТРАНСТВА В НЕМЕЦКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Подгорбунская Ирина Геннадьевна
269-272 Филологические науки
ЖАНРОВО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОК-ШОУ «ЛАРРИ КИНГ СЕЙЧАС»
Уарова Ольга Васильевна, Рачковская Лариса Алексеевна
273-2077 Филологические науки
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ХУНСРЕКСКИХ ДИАЛЕКТОВ НА ЮГЕ БРАЗИЛИИ
Фурцев Роман Витальевич
278-282 Филологические науки
ФРАМО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕМЕЦКИХ ГЛАГОЛОВ ОБОНЯНИЯ
Хантимиров Спартак Мубаракшевич
282-286 Филологические науки
AXIOLOGICAL CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT ​​ FORCE (BY THE MATERIAL OF THE MODERN ENGLISH LANGUAGE)
Shekhovtseva Tat’yana Mikhailovna, Kamyshanchenko Elena Anatol’evna
286-289 Филологические науки
АНГЛИЦИЗМЫ В ИСПАНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ИНФОРМАТИКИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ: ОБЫЧАНИЕ И КОДИФИКАЦИЯ
Кузьмина Елена Владимировна
290-294 Филологические науки
СПЕЦИФИКА Употребления оценочных прилагательных в публицистическом дискурсе (ПО МАТЕРИАЛУ ФРАНЦУЗСКИХ НОВОСТНЫХ БЛОГОВ)
Лоран Елена Юрьевна
295-299 Филологические науки
СИНОНИМИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ
Лукина Ольга Ивановна
300-303 Филологические науки
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА КИТАЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ
Вашкявичус Валентина Юрьевна, Павлова Олеся Владимировна
304-307 Филологические науки
ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА КАК КАТЕГОРИЯ ТЕКСТОВО-ДИСКУРСИВНОГО АНАЛИЗА
Губина Елена Анатольевна
308-313 Филологические науки
Когнитивный подход к изучению медицинской терминологической системы (материалом французского языка)
Давидова Елена Ивановна, Гуляева Эвгения Аркад’вна, Бородулина Наталия Юр’ева
313-316 Филологические науки
РОЛЬ КОМПОНЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СЕМАНТИКЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ
Дариков Артем Алексеевич
317-321 Филологические науки
РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ ВЛИЯНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Ефименко Татьяна Николаевна
321-325 Филологические науки
КОНВЕРСИЯ И ЧАСТИРЕЧНАЯ ТЕОРИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО, ФРАНЦУЗСКОГО И КИТАЙСКОГО ЯЗЫКОВ)
Исаев Данил Владимирович, Мячин Дмитрий Алексеевич
326-321 Филологические науки
ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ И ЯЗЫКОВЫЙ КОНФЛИКТ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЯЗЫКОВОГО МНОГООБРАЗИЯ
Кириленко Светлана Владимировна
332-335 Филологические науки
СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
Климова Ирина Иосифовна, Мельничук Марина Владимировна
335-341 Филологические науки
АОРИСТИЧЕСКОЕ ПРОШЕДШЕЕ СОВЕРШЕННОЕ ВРЕМЯ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Митина Ольга Алексеевна
341-345 Филологические науки
АБОРИГИНСКИЕ (ЭВЕНСКИЕ И ЭВЕНСКИЕ) ОЙКОНИМЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Никаева Татьяна Михайловна, Тарабукина Марфа Васильевна, Самсонова Лариса Николаевна 5-035
0 30 3 Филологические науки
КАТЕГОРИЯ Вежливость как условие успешного делового общения: лингвистический аспект (на материале немецкого и французского языков)
Ветринская Виктория Владиславовна, Полякова Наталия Владимировна, Шабанова Вероника Петровна
351-356 Филологические науки
ТРАНСФОРМИРОВАННЫЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В РОМАНЕ Д. Х. ЛОУРЕНСА «ПЕРАНТНЫЙ ЗМЕЙ» И ИХ ПЕРЕВОД НА РУССКИЙ ЯЗЫК
Гололобова Наиля Ирековна
390-360 Филологические науки
СОМАТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СЕРДЦЕ В РУССКОЙ И ЯКУТСКОЙ ФРАЗЕОЛОГИИ
Григорьева Туяра Ивановна, Деланнуа Марина Степановна
360-263 Филологические науки
АНАЛИЗ ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ПРИЧИНЫ В НЕМЕЦКИХ И РУССКИХ НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ XVIII ВЕКА
Калятин Игорь Сергеевич, Бирюкова Евгения Викторовна
364-369 Филологические науки
КАТЕГОРИАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ГЛАГОЛА K?NNEN (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКИХ ТЕКСТОВ И ИХ ПЕРЕВОДОВ)
Черноклинов Евгений Андреевич
370-374 Филологические науки
СРЕДСТВА ПОПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛИЙСКИХ СОКРАЩЕНИЙ И АББРЕВИАТУР В СФЕРЕ ВОЕННОЙ АВИАЦИИ)
Шпальченко Элина Петровна
Филологические науки
ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНА «КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ»
Беляева Елена Владимировна, Мартьянова Наталья Анатольевна
382-387 Педагогические науки
АРГУМЕНТАТИВНОЕ РЕЧЬЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ВОЕННОМ ВУЗЕ (НА ОСНОВЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА)
Трушина Елена Анатольевна
907-907-218
0 800210 80021 Педагогические науки
ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ РУССКИХ ТВЕРДЫХ НОСОВЫХ СОГЛАСНЫХ В КИТАЙСКОЙ АУДИТОРИИ
У Сици
392-395 Педагогические науки

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова.

Какую роль играет сон Обломова в раскрытии характера героя? Роль и значение главы Сон Обломова

Билет № 14.

Именно «Сон» ощущается как «фокус» романа, концентрирующий его основные мотивы. Это, как правило, цель вставки элементов (эпизодов-вставок, ретроспектив, рассказов, притч, сюжетных писем или рассказов, воспоминаний и т. д.) в художественной литературе с древних времен. Эти элементы-вставки иногда содержат специальный код для чтения целиком, а также намек на жанровое своеобразие всей конструкции. Таковы «сказка» об орле и вороне в «Капитанской дочке», «стихотворение» о капитане Копейкине в «Мертвых душах», повесть, рассказанная Каратаевым в «Войне и мире» и так далее.

Говоря о романе Гончарова, мы можем рассматривать сон и как мотив, и как элемент кадровой композиции, так как перед последней встречей Обломова со Штольцем Обломов опять «снится», что он маленьким мальчиком слушает нянины сказки в Обломовке. Пробуждение, как и в первой части романа, связано с приездом Штольца, что символизирует роль Штольца в жизни Обломова.

Напомним функции онейротопики (образы сновидений в художественных произведениях — от греч. oneiros — сон и topos — место). Сон раскрывает прошлое героя или предсказывает будущее (сон Гринева), является средством психологической характеристики и даже создает особый образ мира: «именно в этот момент повествование находится как бы на грани два мира… автор здесь сообщает читателю мистический план событий… (вспомним «Сон «Лермонтова»)» (Г. Лесскис). Все эти функции пересекаются во сне Обломова, и их необходимо учитывать. Добавим еще, что мотив сна в романе Гончарова сочетается с мотивом сновидений, грез; Сон в английском духе Гончаров понимал как «сон» (это слово означает и сон, и сон). Обломов, как и Дон Кихот, живет мечтой и собственной благородной фантазией. Есть еще одна функция «Сна Обломова», которую нельзя обойти вниманием, но сначала подумаем о второй теме, связанной с этим фрагментом и обозначенной цитатой из А.В. Дружинин «Обломов, без его «Мечты»…».

К счастью, при всех недостатках цитатных формулировок, эта тема предлагает не туманный «анализ», а поиск ответа на конкретный вопрос: почему гончаровский герой становится ближе и понятнее читателю, когда читатель узнает содержание сна? Задача сужена, направление поиска задано, но постановка темы предполагает знакомство (и отнюдь не поверхностное!) с прекрасной статьей Дружинина. Это несколько противоречит «Нормам», в которых указано, что знакомство со статьей Дружинина (да и то ограниченное «фрагментами») обязательно только для «профильного уровня» выпускников. Однако в списке тем ничего не говорится о специальных темах для профильных занятий.

Чем важна статья Дружинина для понимания сна Обломова? Прежде всего тем, что предлагает обратить внимание на «фламандские» будни «Мечты»; по мнению автора статьи, «все мелочи обстановки нужны, все законны и красивы». «Или для праздной забавы всякие художники… нагромоздили на свое полотно множество мелких деталей?» — спрашивает Дружинин, вспоминая фламандцев. Ответ на этот вопрос является ключом к разгадке «Сна»: именно «мелочи», детали проясняют «высшие задачи» (Дружинин) романа.

Размышляя над этими «мелочей», мы не можем не искать ответа на вопрос, почему в «Сне Обломова» такая большая концентрация мифологических, библейских, сказочно-эпических образов. Чтобы раскрыть их смысл, нужно обладать незаурядной эрудицией (сложность темы еще и в этом!), но попробовать стоит. А главное, эти образы складываются в мифологические модели мира, между которыми Гончаров устанавливает определенные связи. Так вот, Илья Муромец, как известно, тридцать три года пролежал на печи, прежде чем начать свои подвиги (что служит образцом для Илюши Обломова). Еще один герой, из которого Обломов «делает жизнь», — знаменитый Емеля, которого благословила добрая волшебница Щука. День Ильи тоже будет упомянут, потому что жизнь Ильи Обломова будет похожа на жизнь пророка Ильи. Пророк Илья был послан Богом в далекую Сарепту Сидонскую (как будет брошен Обломов из центра Петербурга в далекую Выборгскую сторону). «Я повелел там вдове накормить тебя», — сказал Бог пророку Илии. Вдовой Пшеницына окажется та самая добрая Щука или Сидонская вдова, а может быть — Милитриса Кирбитьевна (В. Звиняцковский). «Никакой пророк не принимается в своем отечестве», как сказано в Евангелии. Так что Илья Обломов у себя на родине, в петербургском дворянском кругу, даже от Ольги и Штольца не получил и десятой доли того обожания, которым окружала его Агафья.

Обломов» встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина? «Увидел в «Обломове» кризис и распад старой крепостной России. Илья Ильич Обломов есть «наш коренной национальный тип», символизирующий лень, бездействие и косность всей крепостнической системы отношений. Он последний в ряду «лишних людей» — Онегинов, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Как и его старшие предшественники, Обломов заражен коренным противоречием между словом и делом, мечтательностью и практической ненужностью. Типичный комплекс «лишнего человека» Обломов довел до парадокса, до логический конец, за которым следует распад и смерть человека.

Роман раскрывает сложные отношения между рабством и господством. «Видно, что Обломов не тупая, апатичная натура», — пишет Добролюбов.

Когда я попадаю в круг образованных людей, горячо сочувствующих нуждам человечества и уже много лет с неослабевающим задором рассказывающих все те же (а иногда и новые) анекдоты о взяточничестве, угнетении и всяких беззакониях, Невольно чувствую, что переехал в старую Обломовку», — пишет Добролюбов.

Так развивалась и укреплялась одна точка зрения на роман Гончарова «Обломов», на истоки характера главного героя. Но уже среди первых критических отзывов появилась иная, противоположная оценка романа. Она принадлежит либеральному критику А. В. Дружинину, написавшему статью «Обломов» по ​​роману Гончарова.

Дружинин также считает, что характер Ильи Ильича отражает существенные стороны русской жизни, что «Обломова» изучал и узнавал целый народ, преимущественно богатый обломовщиной. «Его улитка: во всем этом строгом испытании героя обнаруживается одна поверхностная и преходящая придирчивость. Обломов добр ко всем нам и достоин безграничной любви».

Тебе ничего не надо: жизнь,

, как спокойная река течет.

И. Гончаров

Иван Александрович Гончаров в своем романе «Обломов» дает резкую критику существующего строя с его несправедливостями и пороками. Осуждая бездеятельность героя, автор в то же время показывает пагубность общественного строя, которому Обломов не желает служить. Порой кажется, что Гончаров не столько осуждает, сколько умиляется своим героем. Но это только внешнее впечатление, путь Обломова гибельный, он скорее выглядит тупиковым.

Осуждая бездеятельность Обломова, автор дает объяснение его характеру во сне героя. Илья Ильич не просто ленивец, он потомственный бездельник, оправдывающий себя нежеланием служить несправедливости. Но это всего лишь красивые слова, повод ничего не делать. Корни этого лежат гораздо глубже, многое нам откроет сон. Он не только иллюстрирует, но и объясняет истоки нынешнего лежащего на диване героя. Это не оправдание, но лень заложена в Илье Ильиче на генетическом уровне.

Обломовка предстает перед героем земным раем, где нет проблем, все живут в гармонии с окружающей природой. «Ничего не надо: жизнь, как мертвая река, текла мимо них; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать за неизбежными явлениями, которые в свою очередь, без зова, предстали перед каждым из них».

Здесь не только господа, но и их рабы воспринимали труд как «наказание» и всегда избавлялись от «его, находя возможным и нужным». Разрушенная галерея господского дома валяется до зимы; кое-как остатки его подпирали столбами, и все любуются результатом, находя в этом ветхости и ветхости какую-то красоту. Половина крестьянской избы нависла над оврагом… Что это, беспечность варваров или философов?

В Обломовке тем временем живут строго по календарю, по старинке, боясь и не принимая ничего нового. Взрослея и взрослея в такой патриархальности, Илья Ильич со временем перестал верить в леших и ведьм, в то, что мертвые восстают из могил, но в нем остался какой-то «остаток страха и безотчетной тоски», и он перенес их в общественную жизнь. .

Его диван – это частичка патриархальной жизни, детских идиллических воспоминаний и впечатлений. Герой не хочет вставать с дивана — решать какие-то вопросы, утруждать себя заботами и переживаниями. Обломов есть продолжение Обломовки, он вышел из этого царства духовного сна и поэтому не хочет никуда двигаться; уходит в сны от проблем жизни.

Порой мне кажется, что Гончаров любит все старое и патриархальное, он их идеализирует, преувеличивая ценность такого образа жизни. Современное общество не могло ничего противопоставить этой идиллии.

Можно, конечно, что-то изменить в этой несправедливой жизни, если активно действовать, вмешиваться в ее течение. Но Обломов к этому не привык. С детства вокруг него с десяток слуг, готовых прислуживать, убирать, одевать и обувать, вот и вырос балбес, смышленый, добрый, но такой малоподвижный и беспомощный, что остается его только пожалеть.

Таким образом, сон Обломова является ключевым в понимании его характера. Гончаров смог показать обоснованность поступков и поведения героя изнутри.

«Сон Обломова». Своеобразие эпизода и его роль в романе»

Сон Обломова — особая глава романа. «Сон Обломова» рассказывает о детстве Ильи Ильича, о его влиянии на характер Обломова. В «Сне Обломова» показана его родная деревня Обломовка. ,его род,по которому жили в имении Обломовых.Обломовка это название двух деревень,принадлежавших Обломовым.Люди в этих деревнях жили так же как жили их прадеды.Они старались жить обособленно,изолировать себя со всего света, боялись людей из других деревень. Обломовцы верили в сказки, легенды и приметы. В Обломовке не было воров, не было разрушений и бурь, все было сонно и тихо. Всю жизнь Этот народ был однообразен. Обломовцы считали грехом жить иначе. Обломовские помещики жили так же.

Отец Обломова был ленив и апатичен, целыми днями сидел у окна или ходил по дому.

Мать Обломова была деятельнее мужа, следила за прислугой, гуляла со свитой по саду, просила разные работы для двора. Все это отразилось на характере Ильи Ильича. Его с детства воспитывали как экзотический цветок, поэтому он рос медленно и привык к лени. Его попытки сделать что-то самому постоянно пресекались. Единственное время, когда Обломов был свободен и мог заниматься чем угодно, было время общего сна. В это время Обломов бегал по двору, лазал по голубятне и галерее, наблюдал и изучал разные явления, исследовал окружающий мир. Если бы эта первоначальная деятельность стала развиваться, то, может быть, Обломов стал бы деятельным человеком. Но запреты родителей что-либо делать самому привели к тому, что впоследствии лентяй стал ленивым и апатичным, не мог поехать в Обломовку, сменить квартиру, жил в пыльной, немытой комнате и полностью зависел от слуги Захара.

В Обломовке няня рассказывала Илье Ильичу сказки, в которые он верил всю жизнь. Сказки сформировали поэтический характер русского народа. Этот характер проявился в отношениях с Ольгой. На какое-то время ему удалось заглушить лень и апатию Обломова, вернуть Обломова к активной жизни. Но через некоторое время из-за житейских мелочей поэтический дух снова стал ослабевать и уступил место лени Обломова.

Обломовы не любили книг и считали чтение не необходимостью, а роскошью и развлечением. Учение не понравилось и Обломовым. И потому Илья Ильич как-то учился в школе. Обломовы находили всевозможные предлоги, чтобы не брать Илью Ильича в школу, и из-за этого поссорились с учителем Штольцем. Его сын Андрей Столц подружился с Обломовым, который стал его другом на всю жизнь. В школе Андрей помогал Обломову делать уроки, но это вырабатывало в Обломове лень. Впоследствии Штольц боролся с этой ленью долго и упорно, но безуспешно.

Я считаю, что роль этого эпизода состоит в том, чтобы показать, как формируется русский поэтический характер Обломова, причины появления обломовской лени и апатии, среда, в которой воспитывался Илья Ильич, возникновение многогранного образа Обломова . Обломова нельзя было «поднять с дивана», потому что деньги и благополучие у Обломова были от рождения и ему не нужна была деятельность Штольца. Обломов нуждался в поэтическом идеале, который на время дала ему Ольга Ильинская. Но после того, как Обломов разорвал с ней отношения, к нему вернулась привычная апатия и лень. С которым он умер через несколько лет.

Какую роль играет сон Обломова в раскрытии характера героя

Характер героя одноименного романа Ивана Гончарова Ильи Обломова был неоднозначным, поэтому само произведение разделено на две части, которые связаны Сном Обломова.
«Сон Обломова» — своеобразный ответ на многие вопросы, в частности, почему сам Обломов такой человек. Он не только дает пояснения, но и помогает раскрыть самого героя, а также говорит, что сущность Обломова исходит из его Родины, полной материнской заботы. Обломовка заложила в главном герое много разных качеств и оказала большое влияние как на него самого, так и на его жизнь. Главным наказанием для обломовцев был труд, поэтому Илья Ильич тоже воспринимал его таким. И хотя он еще многое унаследовал от обломовцев, но все же отличался от них. Обломова интересовало многое, от общего дневного сна он отказался. Однако с возрастом все изменилось никоим образом не в его пользу. Возможно, он не был бы таким ленивым, но, читая произведение, мы не можем не заметить, что этот человек ничего не делал по своей воле, ему запрещалось что-либо делать самостоятельно, начиная с подросткового возраста… Следовательно, через некоторое время он стал еще больше похож на типичного мужчину своего региона. Автор романа показывает нам, как развивается герой. Он прощается со службой, потом с внешним миром. В жизни у него нет радостей, кроме своего халата и дивана. Казалось бы, делать нечего, как не читать, но его и это занятие утомляет и ему становится скучно. Такое апатичное состояние главного героя читатель начинает понимать благодаря главе «Сон Обломова». Она максимально широко раскрывает характер Обломова, показывая, что он олицетворяет собой черты эпохи. Илья Ильич — потомственный бездельник, так как это качество он унаследовал от родителей. Его диван отражает патриархат, он не хочет ничего решать, ведь для этого нужно слезть с дивана. Герой отказывается двигаться, он продолжение Обломовки.

Сон Обломова является своего рода смысловым и композиционным ключом ко всему роману. Сон жителей Обломовки, богатырский, могучий (ошибка: неудачный выбор слова, так как используемые определения уместны для описания любого положительного явления) сон — вот что во многом определило неспособность Обломова к реальной деятельности, то, что не позволяло ему сбыться потенциалу его кристалла, «голубиной души».
Очень своеобразно начинается девятая часть романа Гончарова «Обломов». Автор описывает тот «благодатный уголок земли», в который уносит нас сон Обломова. Об этом уголке сказано, что «нет ничего грандиозного, дикого и мрачного», то есть нет ни моря, ни гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Все это могло доставить некоторые неудобства обитателям усадьбы.
В этом райском уголке все пропитано любовью, нежностью, заботой. И. А. Гончаров утверждает, что если бы, например, было море, мир был бы невозможен, не говоря уже об Обломовке. Тишина, спокойствие, нет душевных мук, которые могли бы возникнуть из-за присутствия какой-либо стихии (либо речевой, либо фактической ошибки: стихия может создавать физические неудобства, но не может «мучить» душу). Все безмолвно, словно застыло во времени, в своем развитии. Все создано для удобства человека, чтобы он ничем себя не заморачивал.
Конечно, эта глава имеет большое значение, она помогает проникнуть во внутренний мир Обломова, лучше узнать его, понять его состояние. Ведь многое зависит от воспитания человека, от среды, в которой он жил в детстве. Здесь мы ясно видим, что в Обломове родители и вообще все окружающие подавляли все стремления, порывы Ильи что-то делать самостоятельно. Сначала мальчику это не нравилось, но потом он привык к тому, что за ним так тщательно ухаживают, окружают безграничной любовью и заботой, оберегают от малейшей опасности, от работы и от тревог.
Вокруг себя Обломов видит только «тишину и тишину», полнейшее спокойствие и безмятежность — и в обитателях Обломовки, и в самой природе. В «Сне Обломова» отчетливо видна обособленность Обломовки от внешнего мира. Наглядный пример тому — случай с мужчиной в канаве, которому жители Обломовки отказали в помощи только потому, что он не отсюда. Есть контраст между тем, как люди относятся друг к другу в этой деревне, с какой нежностью и симпатией они заботятся друг о друге, и насколько они равнодушны к людям, живущим вне их мира. Принцип, по которому они действуют (речевая ошибка — лексическое несоответствие: можно следовать принципу, можно, а можно действовать по правилам, а не по принципам)? — это чрезмерная замкнутость и боязнь всего нового.
Это в какой-то мере сформировало позицию Обломова: «Жизнь достает». Он считает, что жизнь везде «задевает» его, не дает спокойно жить в своем мирке, и герой не может понять, почему это происходит: ведь в Обломовке все иначе. Эта привычка, заключающаяся в том, что можно жить в изолированном от внешнего мира состоянии, остается с ним с детства на всю оставшуюся жизнь. На протяжении всего своего существования он старается отгородиться от внешнего мира, от любых его проявлений. Недаром И. А. Гончаров так описывает своего героя, что складывается впечатление, будто внешней жизни для Обломова не существует, как будто физически он уже умер: «Если бы не эта тарелка, да не только что закопченная труба, прислоненная к кровати, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что здесь никто не живет — настолько все было пыльным, выцветшим и вообще лишенным следов человеческого присутствия. Было видно, что Обломов пытался создать такую ​​же атмосферу, как и в Обломовке, так как мебель в комнате стояла исключительно для того, чтобы «поддерживать видимость неизбежной приличия», а остальное все создавалось для удобства, взять хотя бы гардеробную. халат и тапочки (неправильный выбор слов), которые подробно описаны Гончаровым, чтобы показать, как все облегчает жизнь хозяину. В конце концов Обломов все-таки находит свой рай, достигает долгожданного покоя, живя с Пшеницыной, которая как бы отгораживает его от внешней жизни, совсем как родители в детстве, она окружает его заботой, вниманием, лаской, возможно, сама сначала не осознавая этого. Она интуитивно понимает, к чему он стремится, и обеспечивает его всем необходимым для жизни. Обломов понял, что ему больше не к чему стремиться: «Всматриваясь, размышляя над своей жизнью и все более и более устраиваясь в ней, он наконец решил, что ему больше некуда идти, нечего искать, что идеал его жизни настал. истинный.»
Благодаря Пшеницыной исчез тот бессознательный страх жизни, который был у Обломова с детства. Ярким подтверждением этого (грамматической ошибкой является неправильное употребление указательного местоимения, что в данном контексте свидетельствует о том, что случай подтверждает, что благодаря Пшеницыной у Обломова исчез страх перед жизнью) можно считать случай, описанный в главе «Сон Обломова». , когда в Обломовку приходит письмо от старого друга.
Обитатели дома несколько дней не решались открыть его, пытаясь побороть чувство страха. Это чувство появилось из-за привычки к замкнутости: люди боялись, что их покой и покой будут нарушены, ведь новости не только хорошие. ..
Из-за всех этих страхов в детстве Обломов боялся жить. Даже когда Илья Ильич влюбился в Ольгу и собирался жениться, давал о себе знать бессознательный страх, боязнь перемен. Однако постоянное ощущение избранности, привитое Обломову на родине, мешало ему участвовать в своеобразном «соревновании», что всякая жизнь есть… «Первородный дворянин» и никогда самому не надевать чулок на ноги.
Из всего вышеизложенного (ошибка речи — клерикализм) следует, что из-за страха перед жизнью, из-за всех ограничений, установленных для него в детстве, Обломов не мог жить полноценной внешней жизнью. Он также был очень разочарован обслуживанием. Ведь он думал, что будет жить как во второй семье, что на службе такой же маленький, уютный мирок, как и в Обломовке.
Илью Ильича как бы вырвали из тепличных условий, из царства сладких грез и поместили в условия, приемлемые только для людей штольцевского склада. И когда, наконец, благодаря Пшеницыной он оказывается в привычных условиях, то возникает своего рода «связь времен» (речевая ошибка — лексическое несоответствие: связь времен может существовать или возникнуть, но не наступить), связь между его детством и текущим временем его тридцатитрехлетней жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *