Номиналисты и реалисты в философии Средневековья. Философия: Конспект лекций
Номиналисты и реалисты в философии Средневековья. Философия: Конспект лекцийВикиЧтение
Философия: Конспект лекций
Ольшевская Наталья
Содержание
Номиналисты и реалисты в философии Средневековья
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877) и, главным образом, Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма, и «после вещей», то есть в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения.
Номиналисты считали, что общие понятия – только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок.
1050-ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее – только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.Как и следовало ожидать, Церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 году.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
IV ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
IV ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Философия патристики как философия теоцентризма.2. Схоластика как рациональное обоснование теологии.3. Расцвет и закат схоластической философии.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Апофатическое — богословская концепция о принципиальной непознаваемости
IV.
ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯIV. ЧЕЛОВЕК И МИР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 1. Социальные и гносеологические основания средневековой философии.2. Основные проблемы средневековья и пути их решения.3. Философия Аврелия Августина.4. Неоплатонизм Иоанна С. Эриугены5. О соотношении веры и разума в эпоху средневековья.6.
1. Сумерки средневековья
1. Сумерки средневековья К XV веку средневековая эпоха исторически исчерпала себя. В недрах средневековья зарождались иные – буржуазные или капиталистические отношения. На смену отживающей эпохе шла новая, а это значит, что радикально менялись экономические, социальные
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья
46. Спор между номиналистами и реалистами в философии Средневековья Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами.
Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810–ок.2. Философия в эпоху Средневековья
2. Философия в эпоху Средневековья В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании
§ 25. Сумерки средневековья
§ 25. Сумерки средневековья К XV веку Средние века исторически перестали существовать. В недрах средневековья зарождались иные – буржуазные или капиталистические отношения. На смену отживающей эпохе шла новая, радикально менялись экономические, социальные и
4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
4. ПАСЫНКИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Бремя великих победВ начале мая 2004 года средства массовой информации сообщили, что в Запорожской области Украины неподалеку от г. Мелитополь загорелись и начали взрываться склады 275-й базы хранения артиллерийских боеприпасов Южного
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль.Эта новая христианская
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ После краха античной культуры прошло несколько столетий политического беспокойства и интеллектуального мрака, прежде чем приблизительно в IX в. в новой среде, на западе Европы, вновь начала пробуждаться философская мысль. Эта новая христианскаяФилософия Средневековья
Философия Средневековья Что делал Бог, до того как создал мир?Блаженный Августин живо интересовался категорией времени. Рассуждая, он пришел к интересному выводу: тому, кто знает, что такое время, нет нужды рассказывать об этом другим, тот же, кто пытается объяснить, что
Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Глава 4. КНИГА ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» — УНИКАЛЬНОЕ ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ «Рассмотрение платоновской философии и Прокла Диадоха» написано очень сложным философским слогом, отличным от слога исторических,
VIII. Мыслящие реалисты
VIII. Мыслящие реалисты Весьма своеобразным является решение Писаревым вопроса о «мыслящих реалистах» — носителях идеи реализма. Он называл реалистами тех, кто на основании критической оценки действительности умеет выработать по-настоящему трезвый взгляд на жизнь и
Номиналисты в средневековой философии — Русская историческая библиотека
Двумя главными направлениями средневековой философии были реализм и номинализм, разделяемые спором о реальном либо чисто абстрактном существовании общих идей – «универсалий».
В философии начала Средних веков (XI–XII столетия) наиболее известными номиналистами были Беренгар, Росцелин, Абеляр, а «реалистами» – Гильом из Шампо и Ансельм Кентерберийский.
Беренгар Турский (ок. 1000 – 1088 гг.) – средневековый французский схоласт, философ и богослов. Он возглавлял все ещё существовавшую в XI в. Турскую школу (она была основана Алкуином в IX веке). Главное сочинение Беренгара Турского – «О святой трапезе» (1049 г.). В этом сочинении турский номиналист отвергал реальность универсалий (общих идей) и утверждал, что реальны, действительны только одни чувственные сущности, чувственные субстанции, т. е. «вещи», что нет ничего реального помимо чувственных субстанций: «Нет ничего реального помимо субстанции, а субстанция… есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств…» Правда, Беренгар делал оговорку: по крайней мере здесь, т. е. в нашей жизни.
Номиналист Беренгар Турский. Книжная иллюстрация начала XVII века
Другим виднейшим средневековым номиналистом, разделявшим ту же точку зрения на проблему существования идей, был Росцелин из Компьени (1050 – 1110 гг.). Этот французский философ, теолог, богослов преподавал логику (диалектику) и применял ее, как всякий схоласт, к теологическим проблемам. Сочинения Росцелина не сохранились. До нас дошло лишь одно письмо Росцелина – его письмо к Абеляру. Так что наши знания о Росцелине косвенные, исходящие в основном от его противников.
Росцелин учил в своей философии, что существуют лишь единичные вещи («рес сингулярес»), общие же понятия – лишь наименования («номен»). А что такое имя? слово? Это не что иное, как «звучание воздуха» («флатус воцис»). Итак, по мнению номиналиста Росцелина, действительное существование имеют одни только единичные, осязаемые вещи. Универсалии (общие идеи) реально не существуют. Это только множества, обозначенные одним общим именем, словом. Согласно философии Росцеллина, существует только то, что можно воспринять и затем представить. Мы не можем представить себе ни человека вообще, ни животное вообще. Конечно, такая установка средневековых номиналистов не ориентировала на понятийное сущностное познание. Она отдавала людей в распоряжение стихии языка, который часто обозначал одним именем существенно несходное. Например, рыбами называли и китов, но это ведь не делало реально китов рыбами, ведь не все, что обитает в воде, рыбы. Применительно к проблеме Троицы философские учения Беренгара и Росцелина означали, что в боге важнее его ипостаси, чем его единство, что каждое лицо Троицы самостоятельно, что означало ересь тринитаризма и тритеизма (троебожия, политеизма), ведь соединяющая воедино ипостаси бога, а на самом деле отдельные личности, сущность – всего лишь название, слово.
Средневековая церковь не могла согласиться с такой ересью и преследовала философов-номиналистов Беренгара и Росцелина. Она предала их взгляды анафеме. Беренгара вынудили дважды отрекаться от своих учений. Его сочинения были сожжены – оттого-то они и не сохранились. Строгие средневековые католики осудили и учение номиналиста Росцелина на церковном соборе в городе Суассоне (1092) и заставили его отречься от своих еретических представлений. Философские сочинения Росцелина уничтожались. Поэтому-то они не сохранились.
Номинализм против реализма в философии — 372 Words
Главная проблема, которая отличает номинализм от реализма, это вопрос существования свойств вне объектов. Реализм в его радикальной форме, или реализм Платона, относится к универсалиям как к независимым сущностям, существующим независимо от объектов в идеальном мире. Умеренный реализм, который также называют аристотелевским или сильным реализмом, отвергает платоновский реализм. Согласно этой точке зрения, универсалии реальны, но существуют только тогда, когда существует объект, обладающий определенными свойствами. Номинализм, в свою очередь, отрицает существование универсалий. Таким образом, номинализм и реализм — два противоположных взгляда на природу универсалий.
На мой взгляд, реализм Аристотеля — одна из лучших концепций для описания нашей реальности. С одной стороны, мы живем в мире, состоящем из материальных объектов. С другой стороны, каждый способен различать определенные свойства этих объектов. Каждый человек знает, что такое длина, форма или температура. Кроме того, существование чисел и математических принципов позволяет нам предположить, что между материальным и идеальным мирами существует некая область.
Будучи христианином, я считаю, что универсальные идеи и свойства созданы Богом, но могут существовать только в предметах материального мира. Можно утверждать, что есть объекты с одинаковыми свойствами, не имеющие ничего общего. Например, красивая девушка не имеет ничего общего с красивым закатом. Однако не все члены определенной категории обязательно должны иметь общие черты, и этот аргумент не доказывает, что универсалий вообще не существует.
Я вижу смысл в теории связок, разработанной Миллем и развитой Юмом. Согласно этой теории, существует не что иное, как связка восприятий объектов, связанных только причинностью и сходством. Однако «сходство» само по себе является универсальной идеей, как видно из того факта, что люди могут видеть общие признаки в вещах, которые на самом деле не имеют ничего общего. Таким образом, когда номиналисты пытаются доказать свою точку зрения, они используют универсалии.
Это позволяет предположить, что реализм может успешно описывать наш мир.Это эссе о номинализме и реализме в философии было написано и представлено вашим коллегой. студент. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.
Запрос на удаление
Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.
Запросить удаление
Нужен индивидуальный образец Эссе , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?
807 сертифицированных писателей онлайн
ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ
Процитировать эту статью
Выберите стиль ссылки:
Ссылка
IvyPanda. (2022, 8 ноября). Номинализм против реализма в философии. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/
Ссылка
IvyPanda. (2022, 8 ноября). Номинализм против реализма в философии. Получено с https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/
Процитированная работа
«Номинализм против реализма в философии». IvyPanda , 8 ноября 2022 г., ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.
1. АйвиПанда . «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября 2022 г. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.
Библиография
IvyPanda . «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября 2022 г. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.
Ссылки
IvyPanda . 2022. «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября 2022 г. https://ivypanda.com/essays/nominalism-vs-realism-in-philosophy/.
Ссылки
IvyPanda . (2022) «Номинализм против реализма в философии». 8 ноября.
При поддержке CiteTotal, лучшего генератора цитирования
Номинализм — Философская энциклопедия Routledge
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Содержание
- Резюме статьи
1
Введение
2
Средневековье
3
Классический британский эмпиризм
4
ХХ век
- Библиография
Тематический
- К
- Лукс, Майкл Дж.
DOI
10.4324/9780415249126-N038-1
Версии
содержимое заблокировано
версия 2
контент разблокирован
версия 1
DOI: 10.4324/9780415249126-N038-1
Версия: v1, Опубликовано в Интернете: 1998
Получено 5 февраля 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/nominalism/v-1
«Номинализм» относится к редукционистскому подходу к проблемам существования и природы абстрактных сущностей; таким образом, он противостоит платонизму и реализму. В то время как платоник защищает онтологическую структуру, в которой такие вещи, как свойства, виды, отношения, пропозиции, наборы и положения дел, считаются примитивными и нередуцируемыми, номиналист отрицает существование абстрактных сущностей и обычно стремится показать, что дискурс об абстрактных сущностях поддается анализу в терминах дискурса о знакомых конкретных частностях.
В разные периоды споры между номиналистами и платониками были в центре внимания разных вопросов. В Средние века проблема универсалий была центральной. Номиналисты, такие как Абеляр и Оккам, настаивали на том, что все существующее есть частное. Они утверждали, что разговор об универсалиях — это разговор об определенных лингвистических выражениях — тех, которые имеют всеобщее применение, — и они попытались дать описание семантики общих терминов, достаточно богатое, чтобы согласиться с мнением, что универсалии должны отождествляться с ними.
Классические эмпирики последовали за средневековыми номиналистами в том, что они были партикуляристами, и они стремились идентифицировать виды ментальных репрезентаций, связанных с общими терминами. Локк утверждал, что эти представления имеют особое содержание. Он называл их абстрактными идеями и утверждал, что они образованы удалением из идей частностей тех черт, которые свойственны рассматриваемым частностям. Беркли и Юм, однако, выступили против учения Локка об абстракции и настаивали на том, что идеи, соответствующие общим терминам, — это идеи, содержание которых полностью определено и частно, но которые разум использует в качестве заменителей других частных идей того же рода.
Более широкий круг вопросов доминировал в недавней онтологической дискуссии, и озабоченность по поводу существования и статуса таких вещей, как множества, пропозиции, события и положения дел, стала ничуть не менее важной, чем забота об универсалиях. Кроме того, изменился характер дискуссии. Хотя есть философы, поддерживающие номиналистический подход ко всем абстрактным сущностям, более типичной разновидностью номинализма является та, которая признает существование множеств и пытается свести разговор о других видах абстрактных сущностей к разговору о теоретико-множественных структурах, конечными составляющими которых являются конкретные реквизиты.
Поделиться
Загрузка контента
Нам не удалось загрузить контент
Печать
Ссылка на эту статью:
Лу, Майкл Дж. Номинализм, 1998, doi:10.4324/9780415249126-N038-1. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.