Украина в состав снг входит: Статус Украины в СНГ. Досье

Статус Украины в СНГ. Досье

12 апреля 2018, 12:58

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко в ходе Киевского форума по безопасности заявил, что поручил правительству подготовить предложения по выходу страны из Содружества Независимых Государств (СНГ). В пресс-службе Исполкома СНГ заявили, что официального уведомления от Украины относительно ее выхода из организации пока не поступало.

Что такое СНГ

Содружество Независимых Государств — региональная межгосударственная организация, действующая с декабря 1991 года. В настоящее время объединяет 11 государств постсоветского пространства: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Россию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и Украину (с 1993 по 2009 год в СНГ входила также Грузия).

Организация была образована на основе Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, а также протокола к нему и Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года. Основными задачами объединения являются сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т. д.

Статус стран СНГ

Согласно уставу СНГ от 22 января 1993 ода., все страны, подписавшие и ратифицировавшие документы о создании организации в декабре 1991 года, являются ее учредителями или государствами-участниками.

При этом так называемыми членами Содружества являются только государства-участники, присоединившиеся к уставу организации в течение одного года после его принятия. В 1993 году устав подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а также Азербайджан и Грузия. В 1994 году к ним присоединилась Молдавия. И лишь две страны — Украина и Туркмения — не присоединились к уставу и формально не имеют статуса члена СНГ. Несмотря на это, и государство-участник, и член Содружества обладают в организации равными правами.

Единственное государство СНГ, которое имеет статус ассоциированного члена при организации (позволяет участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации) — Туркмения (с 2005 года).

Процедура вступления и выхода из СНГ

Членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в ее уставе. Для выхода из Содружества участник организации должен письменно уведомить о своем намерении депозитарий устава СНГ (Минск, Белоруссия) — за 12 месяцев до предполагаемого выхода. При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в СНГ, должны быть полностью выполнены.

Ранее правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна — Грузия. Это решение было принято властями Грузии после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 года. 12 августа 2008 года президент страны Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе из СНГ, 14 августа парламент республики принял постановление о выходе ее из уставных документов организации, а 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту Минск. Решение вступило в силу 18 августа 2009 года.

Инициативы Украины о выходе из СНГ

С 2014 года, после смены власти на Украине и вхождения Крыма а в состав России, официальный Киев фактически не принимает участия в деятельности СНГ. В украинских СМИ неоднократно появлялись сообщения о возможном выходе страны из Содружества.

19 марта 2014 года Киев приостановил свое председательство в Содружестве (согласно ротации, Украина председательствовала в уставных органах СНГ с 1 января 2014 года — прим. ТАСС-ДОСЬЕ). Одновременно Совет национальной безопасности и обороны Украины заявил, что страны начнет процедуру выхода из СНГ. Однако официальное заявление в депозитарий организации направлено не было. В ноябре 2014 года в Верховную раду был внесен законопроект о прекращении участия Украины в органах Содружества, который, однако, так и не был вынесен на голосование.

В апреле 2015 года глава МИД Украины Павел Климкин заявил, что считает нецелесообразным выход страны из СНГ. По словам министра, Киев принимает участие в мероприятиях Содружества, только когда ему необходимо «чего-то достичь».

В марте 2018 года депутат Верховной рады от Блока Петра Порошенко Светлана Залищук сообщила, что МИД Украины намерен представить президенту страны Петру Порошенко предложения о выходе из органов СНГ и денонсации Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией.

Статистика

Украина — третье по величине государство СНГ после России и Казахстана. Ее площадь составляет 603 тыс. 700 кв. км. По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, территория Украины занимает 2,7% общей площади Содружества (22 млн 66 тыс. 252 кв. км). По численности населения — 42,2 млн. человек — Украина на втором месте в СНГ после России (14,7% от совокупного населения СНГ, которое составляет 287,6 млн человек).

Доля Украины в общем товарообороте между странами СНГ за январь-ноябрь 2017 года составила 11,17% — $16,5 млрд из $147,7 млрд. Экспорт в страны Содружества — $6,3 млрд, импорт Украины из стран СНГ за тот же период — $10,2 млрд.  

Теги:

УкраинаПорошенко, Петр Алексеевич

Участный случай: будет ли СНГ исключать Украину из организации | Статьи

Украина может выйти из Содружества Независимых Государств, только если сама этого захочет: как рассказал «Известиям» председатель Исполнительного комитета организации Сергей Лебедев, несмотря на то что Киев уже больше пяти лет не выплачивает взносы, страны СНГ не планируют ставить вопрос о его исключении из организации. Хотя Украина и отказалась от многих форматов содружества, в некоторых из них она продолжает участвовать до сих пор, отметил дипломат.

Несмотря на то что Киев уже три года не участвует в уставных органах СНГ, он до сих пор де-юре остается членом организации. При этом, как рассказал «Известиям» Сергей Лебедев, украинские представители продолжают участвовать в отдельных мероприятиях СНГ.

— Украина сейчас свернула свое практическое участие во многих проектах содружества — не участвует в наших форумах и вышла из целого ряда соглашений, подписанных в рамках СНГ, — отметил председатель Исполнительного комитета организации. — Но де-юре она еще остается в содружестве. Более того, в гуманитарной сфере она участвует в некоторых наших форматах — не на высоком уровне, но представители Украины приезжают и участвуют в этих мероприятиях.

На вопрос «Известий», был ли со стороны Украины какой-либо официальный отказ от дальнейшего членства в СНГ, дипломат ответил отрицательно.

— Она отказалась от уплаты взносов — начиная с 2013 года мы никаких денег от нее не получаем. Она, собственно, не финансирует деятельность СНГ и отозвала своих трех представителей из состава Исполнительного комитета содружества, — сказал Сергей Лебедев, воздержавшись от того, чтобы назвать конкретную сумму украинского долга. — Неуплата взносов может стать основанием для исключения государства из состава СНГ, но мы не хотим этого. Мы обсуждали этот вопрос в рамках СНГ — его участники считают, что это было бы неправильно. Украина наш географический сосед, она была активным участником содружества, и мы все-таки надеемся, что когда-нибудь ее отношения с СНГ нормализуются.

Украина — одна из тех стран, что стояли у истоков создания содружества (соглашение было подписано 8 декабря 1991 года). При этом она так и не ратифицировала разработанный в 1993 году Устав организации. После переворота 2014 года новое руководство страны заявило о намерении покинуть договоры, заключенные в рамках СНГ. В марте того года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины постановил прекратить председательство страны в СНГ и начать выход из содружества.

В 2018 году Киев прекратил работу в уставных органах организации. За этим последовал ранее анонсированный отказ от ее соглашений: так, Украина вышла из договоров о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности, о межгосударственном обмене экономической информацией, о координации в области почтовой и электрической связи, о сотрудничестве в сфере туризма, из договора по сотовой связи и других документов. В феврале 2021 года Киев покинул соглашения о гражданской авиации и о использовании воздушного пространства.

В МИД Украины на вопросы «Известий», планирует ли Киев официально выйти из содружества и к чему сводится его нынешнее участие в нем, не ответили.

По мнению российских политиков, Украина фактически давно перестала быть частью СНГ.

— Что касается оформления де-юре, то это в украинском стиле — громко заявить о выходе, при этом ничего не сделав с точки зрения практических процедур, — сказал «Известиям» первый замглавы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин.

— Если в этом и есть расчет, то только один: они не хотят официальным выходом демонстрировать свое отношение не столько к России, сколько к другим странам содружества, с которыми у них сохраняются двусторонние связи. Чтобы не дать нам возможность заявить, что они рвут не только с Россией, но и со всем остальным пространством.

Политик уверен: никаких взносов от украинской стороны ждать не стоит. Киев их не платит везде, где можно не платить, потому что таково его представление о собственной финансовой ответственности, подытожил Константин Затулин.

Об Украине | Законодательство СНГ

Общая информация

Украина – страна в Восточной Европе. Украина граничит с Российской Федерацией на востоке и северо-востоке, Беларусью на северо-западе, Польшей, Словакией и Венгрией на западе, Румынией и Молдовой на юго-западе, омывается Черным морем и морем Азов на юг и юго-восток соответственно. Его площадь составляет 603 628 км², что делает его второй по величине сопредельной страной на европейском континенте после Российской Федерации.

Согласно популярной и хорошо зарекомендовавшей себя теории, средневековое государство Киевская Русь было основано варягами в IX веке как первое исторически зафиксированное восточнославянское государство, возникшее как могущественный народ на Среднем Века, пока он не распался в 12 веке. К середине 14 века украинские территории находились под властью трех внешних держав — Золотой Орды, Великого княжества Литовского и Царства Польского. После Великого Северная война (1700–1721 гг.) Украина была разделена между рядом региональных держав и к 1920 века большая часть Украины была включена в состав Российской империи, а остальная часть находилась под контролем Австро-Венгрии. Хаотический период последовала непрекращающаяся война, с несколькими международно признанными попытками независимости с 1917 по 1921 год, после Первой мировой войны и Гражданской войны в России. Украина вышла из собственной гражданской войны, и 30 декабря 1922 г. Советская Социалистическая Республика стала одной из республик-учредителей Советского Союза.

Территория Украинской ССР была расширена на запад во время гражданской войны незадолго до и после Второй мировой войны и южнее в 1954 с Крымом передача. В 1945 году Украинская ССР стала одним из членов-учредителей Организации Объединенных Наций.

Политика

Украина – республика со смешанной полупарламентско-полупрезидентской системой правления с отдельными законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

С провозглашением независимости 24 августа 1991 г. и принятием конституции 28 июня 1996 г. Украина стала полупрезидентской республикой. Однако в 2004 году депутаты внесли изменения в Конституцию, соотношение сил в пользу парламента. С 2004 по 2010 год легитимность поправок к Конституции 2004 года официально санкционировалась как Конституционным судом Украины, так и большинством основных политических партий. Несмотря на это, в сентябре 30 декабря 2010 года Конституционный суд признал поправки недействительными, вынудив вернуться к условиям 1996 Конституции и вновь придание политической системе Украины более президентского характера.

Постановление о поправках к Конституции 2004 года стало главной темой политического дискурса. Большая часть беспокойства была вызвана тем фактом, что ни Конституция 1996 г., ни Конституция 2004 г. не дают возможности «отменить Конституция», как это предусмотрено решением Конституционного суда, даже несмотря на то, что Конституция 2004 г., возможно, содержит исчерпывающий перечень возможных процедур внесения конституционных поправок (статьи 154–159). В любом случае текущий Утверждается, что Конституция может быть изменена только голосованием в парламенте.

Президент избирается всеобщим голосованием на пятилетний срок и является официальным главой государства. Законодательная власть Украины включает 450-местный однопалатный парламент, Верховную Раду. Парламент несет основную ответственность за формирование исполнительной власти и Кабинета министров, который возглавляет премьер-министр. Тем не менее, Президент по-прежнему сохраняет за собой право выдвигать кандидатуры министров иностранных дел и обороны для утверждения парламентом. а также право назначать Генерального прокурора и главу Службы безопасности.

Экономика

Украина имеет очень крупную базу тяжелой промышленности и является одним из крупнейших переработчиков металлургической продукции в Восточной Европе. Однако страна также хорошо известна производством высокотехнологичных товаров и транспортных продуктов, таких как как самолет Антонов и различные частные и коммерческие автомобили. Крупнейшие и наиболее конкурентоспособные фирмы страны являются составляющими индекса ПФТС, который торгуется на Фондовой бирже ПФТС Украины.

Известные украинские бренды включают, среди прочего, Нафтогаз Украины, АвтоЗАЗ, ПриватБанк, Рошен, Южмаш, Немирофф, Мотор Сич, Хортица, Киевстар и Аэросвит.

Москва Борется с выходом Молдовы из СНГ

(Источник: Коммерсантъ)

Когда было образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), многие видели в нем форум для цивилизованного развода между Россией и другими 11 бывшими советскими республиками, входившими в его состав. Однако другие, особенно в Кремле, рассматривали его тогда и сейчас как основу для сохранения господства Москвы в регионе и даже как структуру, которая должна служить матрицей для воссоздания русскоцентричной империи. Среди тех, кто придерживается этой точки зрения, — президент России Владимир Путин. Следовательно, Кремль не питает благосклонного отношения к постсоветским странам, у которых были холодные отношения с организацией.

Двумя примечательными примерами этого являются Грузия, которая угрожала выйти из СНГ и сделала это после вторжения Москвы, и Украина, которая, хотя и не ратифицировала основное соглашение СНГ, но принимала участие в действиях СНГ и использовала его положения. . Украина вышла из СНГ после аншлюса Москвой Крыма в 2014 году. Теперь третья страна, Молдова, приостановила участие в организации и заявила, что планирует выйти, поскольку ее отношения с Евросоюзом расширяются. Пока ничто не указывает на то, что Москва планирует ответить вторжением в страну, с которой Россия не имеет общей границы (в отличие от Грузии и Украины), но уже сейчас ясно, что Кремль принимает меры, направленные на то, чтобы отговорить Молдову от выхода из СНГ.

Эта ситуация особенно чревата тем, что она смешалась с гневом России по поводу сотрудничества Молдовы с Западом в оказании помощи Украине и все более критической позицией Кишинева в отношении полномасштабной агрессии Москвы против Киева. Некоторые из предпринятых Москвой шагов основаны на политике, которую российские официальные лица уже давно проводят в Молдове, включая поддержку требований большей автономии или даже независимости Приднестровья и Гагаузии (см. EDM, 23 июня, 26 сентября). Но другие являются более «гибридными» и включают в себя угрозы выслать более 200 000 молдавских рабочих-мигрантов, которые в настоящее время находятся в России, блокирование торговли между двумя странами — от чего в значительной степени зависит Кишинев — и продвижение пророссийских партий в Молдове (см. EDM 9 августа).; 20 октября; RuBaltic, 30 октября).

Что делает эту ситуацию особенно опасной, так это то, что Москва всегда рассматривала любые сомнения относительно членства в СНГ как неотъемлемую часть планов этих стран покинуть орбиту безопасности России и войти в орбиту безопасности Запада, особенно в орбиту НАТО, чем Путин , прежде всего, стремится к блокировке («Коммерсантъ», 19 мая). Следовательно, хотя некоторые в Кремле выступали против такой увязки и даже предлагали Москве распустить СНГ, учитывая, что организация редко достигает каких-либо соглашений и что многие ее члены продолжают эксплуатировать Россию, свободно критикуя Кремль (REGNUM, июль 29), маловероятно, что Кремль откажется от дела Молдовы. Вместо этого, поскольку Кишинев продвигается к тому, чтобы стать государством-членом ЕС, путь, который, по словам президента Майи Санду, в конечном итоге приведет к отказу от членства в СНГ, Путин и его режим, вероятно, усилит давление на Молдову, создав серьезные проблемы для Кишинева. и его западных союзников.

Нынешний кризис нарастал в течение последнего года, но, как правило, оставался вне поля зрения Запада. Еще в октябре 2021 года Кишинев настаивал на том, что у него нет планов покидать СНГ, хотя даже на тот момент у него сложилась в Москве репутация того, что он либо не принимал участия в некоторых заседаниях СНГ, либо присылал более младших должностных лиц, тем самым оскорбляя Российская сторона (Коммерсантъ, 28 декабря 2021 г. ). Затем, в декабре 2021 г., президент Санду упомянул о возможности вступления Молдовы в НАТО путем объединения с Румынией при выполнении определенных условий, что вызвало резкую реакцию Москвы (Взгляд, 28 декабря 2021 г.; 28 декабря 2021 г.). А прошлой весной, когда Молдова успешно добилась официального статуса кандидата в члены ЕС, все чаще раздавались голоса, в том числе и Санду, говорящие о том, что это приведет к выходу Молдовы из СНГ и включению ее не только в ЕС, но, в конечном счете, и в НАТО. Подчеркнув ее точку зрения, президент Молдовы приостановил участие Кишинева в органах СНГ — шаг, который российское правительство расценило как первый шаг к формальному выходу, аналогичный тому, который был предпринят Грузией в 2009 году.. (РуБалтик, 20 мая).

Гнев России еще больше усилился, когда Санду заявила Европейскому парламенту в мае 2022 года, что, по ее мнению, «Крым — это Украина, Донбасс — это Украина, Киев — это Украина, и они всегда будут Украиной». который настаивал на том, что это заявление означает, что Санду нарушает нейтралитет, закрепленный в конституции Молдовы. Некоторые в Молдове согласились с Москвой и выступили против молдавского лидера и ее политики, чего явно ожидало российское правительство. Несмотря на это, Кишинев сохранил свой курс, даже усилив критику действий России в Украине и открыв ее территорию для транзита помощи в Киев (RuBaltic, 30 октября).

Россия, в свою очередь, ответила экономическими шагами, которые еще больше загнали Молдову в рецессию; политические, включая поддержку пророссийских партий в Кишиневе и автономистских групп в Приднестровье и Гагаузии; и словесная война против правительства Санду. В то время как некоторые молдаване, возможно, пришли к выводу, что им нужно замедлить или даже остановить любые шаги, против которых может возражать Москва, другие уверены, что вступление в ЕС и другие западные институты является правильным курсом, что их страна может противостоять давлению России и что отказ от СНГ членство — вполне разумный шаг (NewsMaker, 20 мая).

В настоящее время Санду и ее правительство принадлежат ко второму лагерю, но вряд ли Москва оставит все как есть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *