принятие закона и последующая отмена указа
Под термином «Урочные лета» понимается срок давности поиска сбежавших крестьян от своего хозяина. В течение этого времени владельцы беглых людей могли подать иск с целью их принудительного возвращения. После окончания этого периода данный указ утрачивал свою силу, и розыск человека прекращался. Введение урочных лет состоялось при царе Фёдоре в 1597 году. Упразднение их произошло в 1649 году после созыва Земского собора.
Содержание
- 1 Вехи введения термина. Таблица
- 2 Заповедные лета и Юрьев день
- 3 Причины принятия указа об урочных летах
- 4 Суть указа
- 5 Последующие изменения
- 6 Последствия указа
- 7 Отмена урочных лет
Вехи введения термина. Таблица
Формирование «урочных лет» проходило постепенно. Их становлению способствовал ряд указав. В конечном итоге они были отменены. С этого периода произошло окончательное закрепощение крестьянства. Основные вехи указанны в таблице.
Дата | Событие |
---|---|
1581 | Заповедные лета. Началось закрепощение крестьян с возможностью в Юрьев день перехода от одного феодала к другому. |
1597 | Выход указа об урочных летах с поиском беглых крестьян в течение пятилетнего периода. |
1607 | Увеличение срока сыска сбежавший крестьян до 15 лет. |
1649 | Вступление в силу Соборного уложения, на основании которого крестьяне навсегда прикреплялись в земле. Теперь сыск принимал бессрочный характер. |
Также по мере смены государей в разные периоды времени были попытки изменения сроков поиска беглых крестьян, но не все они приживались.
Заповедные лета и Юрьев день
Основную массу населения на Руси составляло крестьянство, поэтому страна относилась к аграрной державе. Именно эта часть населения платила государству основные подати и налоги. Крестьянин был практически лишён всех прав и для поддержания своего существования обрабатывал наделы помещиков. Правительство поддерживало такую политику, потому что вела опору на бояр и дворян, являющихся крупными землевладельцами.
Постепенно на Руси стало формироваться крепостное право. Произошло это в 1580-х годах при правлении Ивана Грозного. На данный момент времени в стране наблюдался хозяйственный упадок. В поисках лучшей доли происходило постоянное перемещение крестьян. Основная их масса подавалась на юг, где условия жизни были лучше. Однако переселиться от одного хозяина к другому они имели право только один раз в году, когда наступал Юрьев день. Этот период времени назывался заповедные лета.
Суть Юрьева дня заключалась в следующем. Крупный землевладелец предоставлял крестьянину имущество и надел. Человек работал, отдавая хозяину часть плодов своего труда. Расторжение договора могло произойти только в Юрьев день. Отмечался он 9 декабря. В течение двух недель до и после этого числа человек мог покинуть помещика и уйти к другому хозяину, полностью рассчитавшись за пользование землёй. При этом помещик тоже должен был выплатить заранее оговоренную сумму, если она полагалась по соглашению. Однако такое наблюдалось редко. Необходимым условием являлось предупреждение крестьянина о своём намерении покинуть помещика.
Выбор позднего числа был связан с окончанием полевых работ. Последующий период до нового цикла составлял значительное время.
Сумма откупа для крестьянина обычно представляла большую сумму. Однако это не останавливало людей, которые массово уходили от своих хозяев. Такое положение дел не устраивало бояр и дворянство, потому что шла значительная потеря рабочей силы.
Причины принятия указа об урочных летах
С целью дальнейшего закрепощение крестьянства вышел указ об урочных летах. Его написание состоялось во времена правления царя Фёдора в 1597 году. Произошло это под влиянием близкого царского советника Бориса Годунова, который на данный момент времени являлся истинным правителем Руси.
Это сопровождалось отменой Юрьева дня. Таким образом, у крестьян отобрали единственный способ изменить свою жизнь, поскольку переходы к другим хозяевам теперь были запрещены.
Раньше, когда крестьянин убегал к другому помещику, принимающая сторона была заинтересована в приобретении рабочей силы и скрывала у себя перебежчиков. Теперь этому был положен конец.
Причины выхода такого указа заключались в следующем:
Требовалось устранить у крестьянина возможность стать свободным человеком и уйти из-под власти помещика.
Прекратить миграцию людей, которая приобрела массовый характер. Из-за тяжёлой жизни крестьяне бросали свои насиженные места и уходили в поисках лучшей доли. Это существенно било по землевладельцам, которые оставались без рабочей силы и не имели возможности планово вести своё хозяйство.
В результате политики Ивана Грозного многие земли обезлюдели. Сказались постоянные войны и эпидемии. Серьёзный удар нанесли неурожаи, которые привели к голоду и вымиранию населения.
Необходимо было разгрузить государственные службы, в которых находились горы дел по поискам сбежавших крестьян. Требовалось ввести такое понятие как срок давности.
Принятие указа «урочные лета» узаконивало развитие отношений между крестьянами и помещиками.
Суть указа
Урочные годы стали периодом, когда хозяева крестьян имели права обратиться к власти с требованием поиска пропавших людей. Если беглые люди находились в установленный срок, то они возвращались своему владельцу. В этом и состояла суть указа, который включал в себя следующие основные пункты:
Возврату подлежали те крестьяне, которые совершили побег на протяжении текущих 5 лет. После их нахождения беглецы возвращались своему хозяину.
Если беглые крестьяне находились позже 5-летнего срока, то такие люди возврату не подлежали. Они оставались работать у нового хозяина на месте проживания.
На существующие иски по беглым крестьянам, которые были оформлены до выпуска указа, его действие не распространялось. Однако эти дела необходимо были завершить на основании решения суда.
Данные нормы распространялись только на крестьян, которые принадлежали боярам, дворянам, их детям, приказным людям, и представителям высших церковных должностей, а также монастырям.
Последующие изменения
После выпуска основного указа сроки поиска беглых крестьян на протяжении ряда десятилетий постоянно менялись. Происходило это в следующих годах:
1605 г. При правлении Лжедмитрия I к основному сроку было добавлено 6 месяцев. Таким образом, урочные лета стали составлять 5,5 лет.
1607 г. При Василии Шуйском срок давности для беглых крестьян увеличился до 15 лет. Однако это норма просуществовала недолго из-за восстания Василия Болотникова.
1639 г. При царе Михаиле был установлен срок до 9 лет. Такая норма продержалась на протяжении только 3 лет. Затем она была изменена на 10-летний срок.
Также с 1642 года для крестьян, которые были увезены с места жительства новым хозяином не по своей воле, существовала норма 15 лет.
Последствия указа
Как показали последующие события, правительство оказалось не готовым к развитию ситуации. Причина заключалась в непродуманности принятого решения. Это привело к следующим последствиям:
Поскольку большинство крестьян бежало в южные районы страны северные части государства опустели. В результате началось противостояние между феодалами южных и остальных регионов. Обиженные помещики хотели вернуть утраченных людей.
Со стороны землевладельцев посыпались жалобы вернуть беглецов, которые поселились на другой территории. В результате суды были завалены огромным количеством документации.
Все эти последствия указывают на то, что закрепощение крестьян только усилилось. Даже если их не удавалось вернуть прежнему помещику, они всё равно оставались крепостными на новом месте.
Отмена урочных лет
В период правления царя Алексея прошёл ряд серьёзных бунтов. Молодой государь был напуган таким развитием событий. Причинами их стали усилившиеся противоречия феодального государства. Для решения проблемы в 1649 году состоялся созыв Земского собора. На нём был принят свод законов, который вышел под названием «Соборное Уложение«. В нём уточнялось, что каждый крепостной крестьянин являлся имуществом своего феодала. Укрывать беглого человека запрещалось. За это предусматривалось наказание.
Таким образом, совершилась отмена урочных лет. Каждый крестьянин, который уходил от своего помещика, теперь подвергался пожизненному преследованию. Он уже никогда не мог чувствовать себя свободным. Это означало полное закрепощение крестьянства.
Однако на этом побеги не прекратились. Только теперь люди бежали не на юг, а в казацкие земли. Это привело к разворачиванию очередной борьбы между народом и государством.
Литературные источники и материалы по теме:
- Андреев И. Л. Урочные лета и закрепощение крестьян в Московском государстве.
- Анпилогов Г. Н. К вопросу о законе 1592–1593 гг., отменившем выход крестьянам и урочных летах.
- в конце XVI – первой половине XVII в.
- Греков Б. Д. Крестьяне на Руси.
- Аракчеев В. А. Проблема «урочных лет» в Русском государстве в конце XVI-начале XVII века.
Урочные лета — этап закрепощения крестьян
Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых крестьян в период русского царства. Урочные лета были введены во время правления великого князя московского и «царя всея Руси» Федора Иоанновича в 1597 году. Утратили они актуальность после вступления в силу Соборного уложения 1649 года.
Введение урочных лет
Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств.
Урочные лета как этап закрепощения крестьянСуществуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.
- Указная. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов.
- Безуказная. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления.
Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» – ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день.
Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного – с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах.
Причины введения урочных лет
Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»:
- Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
- Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами – неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
- Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности.
Указ об урочных летах
Указ об урочных летах 1597 года – единственный полностью сохранившийся законодательный документ по крестьянскому вопросу 1580-1590-х годов. Указ датируется 24 ноября 7106 годом. Допетровская Русь вела летоисчисление от сотворения мира. В пересчете на христианское летоисчисление – это 1597 год.
Документ подписан во время царствования Федора Иоанновича, но безраздельным правителем при нем был его шурин Борис Годунов. Поэтому многие историки сходятся во мнении, что инициатива принятия данного указа принадлежит именно Годунову, который выражал интересы правящей боярской верхушки.
Суть указа и основные положения
Документ достаточно лаконичен и не содержит подробных разъяснений. Он написан от имени «царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси» и включает 3 основных положения.
- Необходимо разыскивать крестьян, которые совершили побег в течение последних 5 лет и возвращать их на место.
- Тех крестьян, которые убежали 6, 7 и более лет назад – оставить на месте теперешнего проживания.
- Те иски по беглым крестьянам, которые в момент подписания указа, находились в делопроизводстве, завершить по суду.
Также в указе подчеркивается, что данные нормы касаются крестьян, которые приписаны к:
- боярам и их детям;
- дворянам;
- приказным людям;
- высшим иерархам церкви («патриаршие», «метрополичие») и монастырям.
Изменение сроков урочных лет
На протяжении последующих нескольких десятилетий после подписания Указа сроки поиска беглых крестьян постоянно менялись.
- Лжедмитрий I в 1605 году добавил к сроку давности полгода – в общей сложности урочные лета при нем возросли до 5,5 лет.
- Василий IV (Шуйский) в 1607 году подписал Уложение о крестьянах, по которому срок поиска увеличивался до 15 лет. На деле эта норма не применялась из-за сложной внутриполитической ситуации. Восстание под руководством Ивана Болотникова заставило пойти на пересмотр этой нормы.
- При Михаиле Федоровиче сначала сохранялись пятилетние урочные лета, потом срок давности возрос до 9 лет – в 1639 году. Через 3 года норма еще более ужесточилась: в 1642 году был закреплен срок давности 10 лет – для беглых и 15 лет – для крестьян, не по своей воле увезенных новым хозяином.
Ликвидация урочных лет
Крепостные крестьяне на Руси в 17 векеФактически урочные лета перестали применяться после подписания царем Алексеем Михайловичем Соборного уложения в 1649 году.
В этом основополагающем своде законов российского государства отменялись сроки для поиска беглых крестьян. Таким образом в России окончательно было оформлено крепостное право.Происхождение термина и исторические источники
Впервые термин «урочные лета» был введен доктором русской истории Михаилом Владимирским-Будановым, который в 1880-х годах возглавлял Киевскую комиссию по разбору древних актов. Окончательно закрепил использование термина советский историк, директор Института славяноведения Борис Греков.
Процесс усиления крепостничества один из самых сложных для изучения в российской истории, поскольку до наших дней дошло очень ограниченное количество документов по этому вопросу. В московских пожарах первой трети 17 века была уничтожена значительная часть архивов, в том числе Уставная книга Поместного приказа, в которой фиксировались дела о беглых крестьянах.
Указ от 24 ноября 1597 года об установлении урочных лет был найден в древних архивах в первой половине XVIII века Василием Татищевым – автором первого фундаментального труда по российской истории и отцом-основателем отечественного источниковедения. До сих пор этот документ является основополагающим при изучении крестьянского вопроса конца XVI века.
УРОК ВОСКРЕСЕННОЙ ШКОЛЫ — Возвысь хвалу
13 марта 2022 г.
Руководство по изучению Библии
Чтение с назиданием
• Ездра 6:1–12
0 Библия; 6:1–12; 10:1–5
БОГ ОСВОБОЖДАЕТ И ИСКУПАЕТ ЧАСТЬ 1: ОСВОБОЖДЕНИЕ ПАСХИ УРОКИ 1–4
Цели урока
После участия в этом уроке каждый учащийся сможет:
1. Перечислить основные пункты указа .
2. Сравните указ Дария с указом Кира (урок прошлой недели).
3. Посвятите себя молитве о возможности практиковать верность в задачах, которые поручил Бог.
Ключевой стих:
Да низвергнет любого царя или народ, который поднимет руку, чтобы изменить этот указ или разрушить этот храм в Иерусалиме, пусть Бог, Который поселил там Свое Имя (Ездра 6:12а)
Основные стихи:
NIV Ездра 6:1–12
1 Затем царь Дарий издал приказ, и они провели поиск в архивах, хранящихся в сокровищнице Вавилона.
2 В крепости Экбатана в провинции Мидия был найден свиток, и на нем было написано следующее: Меморандум:
3 В первый год царя Кира царь издал указ о храме Божием в Иерусалиме:
Пусть храм будет восстановлен как место для принесения жертв, и пусть будут заложены его основания. Он должен быть шестьдесят локтей в высоту и шестьдесят локтей в ширину,
4 с тремя рядами больших камней и одним из бревен. Расходы должны быть оплачены королевской казной.
5 Также золотые и серебряные принадлежности дома Божия, которые Навуходоносор взял из храма в Иерусалиме и принес в Вавилон, должны быть возвращены на свои места в храме в Иерусалиме; они должны быть помещены в дом Божий.
6 Итак, Таттенай, правитель Заевфрата, и Шетар-Бозенай, и вы, другие правители той области, держитесь подальше оттуда.
7 Не мешайте работе над этим храмом Божиим. Пусть правитель иудейский и еврейские старейшины отстроят этот дом Божий на его месте.
8 Кроме того, я настоящим постановляю, что вы должны сделать для этих старейшин Иудейских в строительстве этого дома Божия: их расходы должны быть полностью оплачены из царской казны, из доходов Заевфрата, поэтому что работа не остановится.
9 Все, что нужно: тельцов, овнов, агнцев для всесожжений Богу небесному, и пшеницу, и соль, и вино, и оливковое масло, как просят священники в Иерусалиме, — должно давать им ежедневно непременно,
10 чтобы приносили жертвы, угодные Богу небесному, и молились о благополучии царя и сыновей его.
11 Кроме того, я постановляю, что если кто-либо нарушит этот указ, из его дома выдернут бревно и он будет насажен на него. И за это преступление их дом превратится в груду щебня.
12 Пусть Бог, Который поселил там Свое Имя, свергнет любого царя или народ, который поднимет руку, чтобы изменить этот указ или разрушить этот храм в Иерусалиме. Я, Дарий, постановил это. Пусть это будет выполнено с усердием.
Введение А. Вустер против Джорджии
Сэмюэл Вустер (1798–1859) знал, что закон штата Джорджия запрещает белому человеку жить среди индейцев чероки. Но в 1825 году он и его жена все равно сделали это, потому что этого требовала его миссионерская работа; он переводил Писание на язык чероки. Кроме того, он выступал за суверенитет народа чероки.
В то же время штат Джорджия запретил лицам, не являющимся чероки, находиться или вести бизнес на исконных землях без разрешения штата. У Вустера не было разрешения государства жить и работать на землях чероки. За это нарушение штат признал Вустера виновным. Апелляция была рассмотрена в Верховном суде США. Вустер против Джорджии вынес решение в пользу нации чероки. В постановлении говорилось, что законы Грузии противоречат полномочиям федерального правительства. Следовательно, государство не имело силы над народом чероки. Хотя правительство США не всегда уважало дело Вустер против Джорджии, оно позволило народу чероки получить самоуправление.
Когда-то изгнанные жители Иудеи и Иерусалима пытались проявить свой суверенитет на своей родине, реконструируя храм. Однако определенные силы задержали и помешали строительству. Вместо того, чтобы отказаться от строительства или действовать насильственно против своей оппозиции, переселенные евреи нашли поддержку своих строительных усилий из неожиданного места.
B. Контекст урока
Этот урок содержит текст указа персидского царя Дария I (годы правления 522–486 до н. э.). Он пришел к власти после нескольких лет внутренних раздоров. Дарий укрепил персидское правительство, установил новый метод налогообложения и еще больше организовал империю. Указ продолжил политику, установленную Киром (годы правления 539 г.–530 г. до н.э.). Его политика допускала возвращение еврейских изгнанников в Иерусалим и восстановление еврейского храма (Ездра 1:2–5, урок прошлой недели).
Под предводительством Зоровавеля изгнанники вернулись в Иерусалим и Иудею (Ездра 2:1–2; см. Захария 4:9). Через два года после возвращения изгнанников в Иерусалимском храме в 535 г. до н. э. началась реконструкция (Ездра 3:8–9). Однако реконструкция несколько раз откладывалась местной оппозицией и региональными властями (4:1–5, 24).
Сегодняшний текст Писания является ответом на вопросы персидских чиновников Таттеная и Шетар-Бозенай. Увидев усилия по восстановлению, они расспросили Зоровавеля и местных руководителей о том, чья власть предоставила им право на восстановление (Ездра 5:3, 9). Строители отмечали, что их власть исходила от Бога и Кира. Дарию было отправлено письмо, чтобы узнать о характере и авторитете указа Кира (5:5–17). Сегодняшний урок касается указа Кира и ответа Дария персидским чиновникам.
Хотя Дариус был озабочен выполнением указа Сайруса, у него также была прагматическая причина поддержать реконструкцию храма. Позволив согласным израильтянам вернуться на родину, Дарий хотел, чтобы лояльные подданные располагались в географически удобном месте недалеко от Египта, региона, известного своими восстаниями и мятежами. Кроме того, Дарий сможет ввести новую налоговую систему для репатриированных евреев в регионах Иудеи, тем самым увеличив свою казну.
Ездры 4:8–6:18 написаны на арамейском языке (в отличие от еврейского Ездры 1; ср. 4:7). Арамейский язык использовался в деловых и государственных делах Персидской империи. Поскольку в тексте нашего урока записана официальная правительственная документация, использование арамейского языка понятно.
I. Проведение обыска
(Ездра 6:1–2)
A. Об архивах (ст.
1)
1. Затем царь Дарий издал приказ, и они обыскали архивы хранится в сокровищнице в Вавилоне.
Археологические остатки персидских архивов содержат подробные отчеты о налогах, расходах и действиях местного самоуправления по всей империи. Однако не все официальные записи хранились в Вавилоне. В других городах были местные и национальные рекорды и сокровища. Следовательно, поиск записей Кира должен был выйти за пределы столицы (следующий стих).
Что ты думаешь?
Как вы будете тщательно выполнять задачи, поставленные перед вами Богом?
Копать глубже
Как бы вы по-другому отреагировали, если бы столкнулись с противодействием?
B. Извлечение свитка (т. 2)
2. В крепости Экбатана в провинции Мидия был найден свиток, на котором было написано: Меморандум:
Поиски указа Кира привели следователей в Экбатана, город, расположенный примерно в 285 милях к северо-востоку от Вавилона. Город служил летней резиденцией персидской царской семьи, поэтому возможно, что Кир издал здесь свой указ летом 538 г. до н. э. (см. Ездра 1:1).
II. Содержание Указа
(Ездра 6:3–12)
A. Восстановление Храма
(ст. 3–5)
3a. В первый год царствования Кира царь издал указ о храме Божьем в Иерусалиме:
В центре внимания указа Кира лежит указание, данное в предыдущем тексте (см. Ездра 1:2–4). Царь Кир разрешил еврейским изгнанникам вернуться на родину. Теперь в тексте раскрывается ключевая деталь их возвращения: реконструкция храма Божия в Иерусалиме.
3б. Пусть храм будет восстановлен как место для принесения жертв, и пусть будут заложены его основания. Он должен быть шестьдесят локтей в высоту и шестьдесят локтей в ширину,
До указа Дария жертвенник, место для принесения жертв, был реконструирован (Ездра 3:2–3). Теперь храм будет перестроен, чтобы предоставить место для поклонения. Высота и ширина храма должны были составлять шестьдесят локтей, или примерно 90 футов в каждую сторону. (Локоть равен примерно 18 дюймам.) Эти размеры отличаются от размеров храма Соломона. Этот храм имел длину 60 локтей, ширину 20 локтей и высоту 30 локтей (3 Царств 6:2).
Указ не указывал длину храма. Можно предположить, что его длина будет соответствовать его высоте и ширине. Если это предположение верно, то здание образует идеальный куб. Эта форма повторяла бы размеры Святых Святых храма Соломона (3 Царств 6:20).
4а. с тремя рядами больших камней и одним из бревен.
Археологические открытия в современной Сирии показали, что использование бревен после нескольких рядов больших камней помогло зданиям пережить землетрясения. Эта практика использовалась при строительстве внутреннего двора храма Соломона (3 Царств 6:36) и двора дворца Соломона (7:12). Оба упоминают об использовании кедрового дерева, но указ Кира не уточняет этот вопрос.
4б. Расходы должны быть оплачены королевской казной.
Оставшиеся в изгнании внесли свой вклад в восстановление храма (Ездра 1:4, 6). Но в акте доброй воли указ возложил часть финансового бремени на королевскую казну. Эти средства поступали в казну благодаря новой практике налогообложения (см. 6:8 ниже).
5. Также золотые и серебряные принадлежности дома Божия, которые Навуходоносор взял из храма в Иерусалиме и принес в Вавилон, должны быть возвращены на свои места в храме в Иерусалиме; они должны быть помещены в дом Божий.
Центральное место священных предметов, их изъятие из дома Божьего и их возможное возвращение в храм снова становится очевидным из повторения Кира (сравните Ездры 1:7–11). Эти предметы были сделаны Соломоном и использовались в храме для поклонения (см. 3-я Царств 7:48–51). Однако Навуходоносор конфисковал их и увез в Вавилон после разрушения Иудеи и Иерусалима (4 Царств 25:13–17; 2 Паралипоменон 36:18).
Эти предметы использовались нечестивым образом во время изгнания (см. Даниил 5:1–4). Следовательно, их нужно будет повторно освятить, прежде чем они будут возвращены и помещены в храм. Восстановительный акт требовал священного елея для помазания (см. Исход 30:22–29).; 40:9). Присутствие этих предметов в недавно отреставрированном храме символизировало восстановление жизни израильтян как святого народа Божьего.
Что вы думаете?
Как христиане могут показать новую жизнь и восстановление, найденные в
Христе Иисусе?
Копаем глубже
Как Исаия 58:1–14 и Луки 4:14–21 могут помочь вам в ответе?
B. Удерживающие местные
Лидерство (ст. 6–7)
6. Итак, Таттенай, правитель Заевфрата, и Шетар-Бозенай, и вы, другие чиновники этой провинции, держитесь подальше оттуда.
Далее следует прямое обращение Дария к своим чиновникам, Таттенаю и Шетар-Бозенаю (см. Контекст урока). Заевфрат относится к области к западу от реки Евфрат и к востоку от Средиземного моря. Эта область была сатрапией, или провинцией, Персидской империи, правителем которой был Таттенай (см. Ездра 5:3).
Личность и роль других должностных лиц этой провинции неясны. Лежащий в основе арамейский текст дает мало информации об их идентичности. Это была либо этническая группа из Самарии, региона к северу от Иудеи, либо персидские чиновники, сопровождавшие правителя сатрапии. Возможно, те же чиновники упоминаются в другом месте текста (см. Ездра 4:9).).
Что вы думаете?
Как христианам убедиться, что они не мешают работе
Бога?
Копать глубже
Каким образом можно воспрепятствовать Божьей работе? Как Бытие 37:12–36 и 50:15–20 информируют о вашем ответе?
7. Не мешать
работе над этим храмом Божиим. Пусть правитель иудейский и еврейские старейшины отстроят этот дом Божий на его месте.
Зоровавель был правителем иудеев, вернувшихся из плена (см. Ездра 5:2). Губернатор координировал местные дела с персидскими властями. Другая группа местного руководства состояла из еврейских старейшин. Это были лидеры, которые решали местные дела, такие как семейные споры или деревенские конфликты (см. Второзаконие 21:1–9). ; 25:7–10).
Это разделение позволило лидерам реагировать на внутренние вызовы сообщества и поддерживать хорошие отношения с персами. Кроме того, это позволяло персам сохранять контроль над сатрапией, не беспокоясь явно обо всех местных делах.
Что вы думаете?
Как правительство может использовать свою власть на благо управляемых?
Копаем глубже
Как Луки 3:14 и Римлянам 13:3–4 влияют на ваш ответ в этом отношении?
C. Освобождение царской казны
Сокровищница (ст. 8–10)
8. Кроме того, настоящим я постановляю, что вы должны делать для этих старейшин иудейских при строительстве этого дома Божьего: Их расходы состоят в том, чтобы полностью оплачиваться из царской казны, из доходов Заевфрата, чтобы работа не прекращалась.
Указ Дария касался финансового бремени восстановления дома Божьего. Персы предоставили место для его реконструкции. Они также предоставили финансовую поддержку, следуя примеру Кира (см. комментарий к Ездре 6:4 выше).
В частности, Дарий обязался финансировать часть расходов на строительство храма за счет налогов и доходов Заевфратской сатрапии. Это действие отражает более широкую политику по восстановлению и обеспечению местных храмов и культов в империи. Финансовая щедрость Дария подчеркнула его желание почтить храм, независимо от того, верил он в бога храма или нет.
Эффективные стимулы
Утром 17 января 1994 года автострада Санта-Моника с интенсивным движением лежала в руинах. В то утро в Лос-Анджелесе и его окрестностях произошло землетрясение. Часть автострады, известная своим интенсивным движением, больше не была проходима. В результате задержки на дорогах и заторы увеличились по всему Лос-Анджелесу.
Поскольку шоссе имело решающее значение для жизнеобеспечения региона, местные власти предложили финансовый стимул для быстрой реконструкции шоссе. В результате проект был завершен на два месяца раньше запланированного срока. Финансовая поддержка побудила рабочих быстро восстановиться. Без восстановленной автострады жизнь Лос-Анджелеса была поставлена на карту.
Какой бы неожиданной ни была эта финансовая поддержка, поддержка Дария была еще более неожиданной. Языческий царь, который предложил помощь в субсидировании храма Израиля! Какими неожиданными мерами Бог позаботился о том, чтобы вы могли выполнять Его работу? Как вы можете преодолевать препятствия, чтобы продолжать идти к цели, которую поставил перед вами Бог?
—Л. М.-В.
9. Все, что нужно, — молодых тельцов, овнов, агнцев для всесожжений Богу небесному, и пшеницу, и соль, и вино, и оливковое масло, как просят священники в Иерусалиме, — должно давать им ежедневно непременно,
В дополнение к финансовой поддержке, Дариус приказал чиновникам предоставить необходимые ресурсы для регулярных жертвоприношений в храме. Молодые быки, бараны и ягнята-самцы были ценным скотом для всесожжений, требуемых от Израиля (см. Левит 1:2–13; 22:27; Числа 7:87–88; 1 Паралипоменон 29).:21). С этими животными возвращающиеся изгнанники в конечном итоге приносили жертвы (Ездра 8:35).
Пшеничная мука использовалась вместе с ежедневными жертвами и всесожжениями (см. Исход 29:40; Левит 2:1–2; 5:11; 6:20 и др.). Соль сопровождала хлебные приношения (2:13) и всесожжения (Иезекииль 43:24). Консервирующие свойства соли служили напоминанием о сохраняющей природе Божьего завета (Числа 18:19; 2 Паралипоменон 13:5). Масло сопровождало жертвоприношения, а вино преподносилось как возлияние (Исход 29).:40; Левит 23:13).
Использование Дарием титула Бог небес свидетельствует о силе и масштабах Бога изгнанников (см. Ездра 1:2; 5:11–12; 6:10; 7:12, 21, 23). Этот Бог является творцом всего сущего и всемогущим (всемогущим) над всем творением, даже над Персидской империей (см. Бытие 14:19; Исаия 37:16; Даниил 2:44).
10. чтобы они могли приносить жертвы, угодные Богу небесному, и молиться за благополучие царя и его сыновей.
Мотивы Дариуса поддержать реконструкцию стали очевидны. Он хотел, чтобы у вернувшихся изгнанников было место, где они могли бы правильно приносить жертвы. Дарий надеялся, что Бог евреев будет доволен и услышит их молитвы, особенно о царе и его сыновьях.
Когда Израиль приносил жертвы так, как желал Бог, эти жертвы считались приятным благоуханием Богу (Числа 28:24; отличие от Исаии 1:11; Иеремии 6:20; Осии 8:13). Учитывая обильные ингредиенты, включенные в эти жертвоприношения (см. комментарий к Ездре 6:9 выше), приятный аромат, вероятно, был
Лидеры, просящие, чтобы их избиратели молились своим богам, не были чем-то немыслимым. Греческий историк Геродот (ок. 484–425 до н.э.) описал, как персы возносили молитву за царя, принося жертвы своим языческим богам. Эта практика продолжалась в эпоху Нового Завета (см. 1 Тимофею 2:1–2). Иногда правители признавали Бога Израиля верховным Богом (Даниила 2:47; 6:26–27). В результате Израиль выполнил обещание, что они будут благословением для язычников (Бытие 12:3).
Что ты думаешь?
Какую молитву вы можете вознести за руководителей местного, государственного и национального правительств?
Копать глубже
Как Иеремия 29:7 и 1 Тимофею 2:1–4 могут наполнить ваши молитвы?
D. Риск проклятия
(ст. 11–12)
11. Кроме того, я постановляю, что если кто-либо нарушит этот указ, из его дома следует вытащить бревно, и они должны быть насажены на него. И за это преступление их дом превратится в груду щебня.
Как и в случае с древним заветом или королевской надписью, указ заканчивался предупреждением или проклятием для любого, кто мог пренебречь и бросить вызов указу короля. Драматический и жестокий финал не шокировал бы древнюю публику. Прихожане и лидеры сочли бы уместным, чтобы любой, кто не чтит храм бога, разрушил свой собственный дом и превратил его в руины (сравните Иеремия 26:1–6).
Что касается формы наказания, то из основного арамейского текста неясно, относилось ли наказание к повешению, распятию или посадке на кол. Несмотря на то, что это ужасно, акт казни человека на столбе не был бы беспрецедентным для еврейской аудитории (см. Бытие 40:22; Иисус Навин 8:29).). Однако Закон Моисея ограничивал практику пронзания (Второзаконие 21: 22–23). Персидская аудитория должна быть знакома с наказанием в виде посадки на кол, так как персидских чиновников постигла аналогичная ужасная участь после неудавшейся попытки убийства царя (Есфирь 2:21–23). Кроме того, Аман, высокопоставленный персидский чиновник, был посажен на кол после того, как попытался расправиться с евреями в Персии (5:14; 7:10).
Нечестивое вмешательство
«Ой!» Мой муж вскрикнул, когда я исследовала небольшое пятно на его лбу. Окружающая кожа была горячей на ощупь. Он думал, что это заражение, но я не был уверен. Может быть, он слишком остро реагировал? Я сомневался, что это что-то серьезное. Я сказал ему принять немного ибупрофена. Может, к утру состояние улучшится.
На следующее утро пятно не уменьшилось. На самом деле, его лицо было настолько опухшим, что его глаз был почти закрыт. Прошло несколько часов, а опухоль только усилилась. Наконец, я признал беспокойство и отвез его в отделение неотложной помощи. Врачи диагностировали у него стафилококковую инфекцию! Вопреки моему скептицизму, мой муж был прав; порок был серьезным. Мне пришлось извиниться за то, что я не принял его опасения близко к сердцу раньше.
В то время как другие выражали сомнения и несогласие с восстановлением иерусалимского храма, Дарий подтвердил законность проекта. Когда вы позволяли сомнениям или оппозиции мешать работе, которую Бог приготовил для вас? Или, может быть, вы противостоите Божьей работе в чьей-то жизни? Если да, то почему?
—Л. М.-В.
12. Пусть Бог, Который поселил там Свое Имя, свергнет любого царя или народ, который поднимет руку, чтобы изменить этот указ или разрушить этот храм в Иерусалиме. Я, Дарий, постановил это. Пусть это будет выполнено с усердием.
Следуя формату проклятия, последняя строка декрета признает присутствие Бога и защиту всех, кто находится в его владениях. Это тот же самый Бог, Который обещал выбрать место, где Он поместит Свое Имя (Второзаконие 12:11; см. Исход 20:24). Это обетование относилось к уникальному месту, где Бог встретил Свой народ, к храму в Иерусалиме (3 Царств 8:29). ; 9:3; 2 Паралипоменон 6:2).
Дарий ожидал, что Бог Израиля защитит его святое место и все, что находится в его пределах. Призвав проклятие, чтобы свергнуть любого царя или народ, Дарий следовал древней ближневосточной традиции, которая учила, что боги защитят то, что считалось драгоценным и божественным. Этой защитой обладали все люди и предметы, находящиеся в пределах святых мест.
Хотя маловероятно, что на Дария повлияла древнееврейская литература, псалмопевец предостерег против «царей земных… и правителей», которые «объединяются против Господа и против помазанника Его» (Псалом 2:2). Господь «сокрушит их» и «разобьет их на куски» (2:9).). Те, кто пойдет против Господа и его намерений, будут уничтожены. Те, кто восстанет против и осквернит храм Божий, будут уничтожены.
В то время как храм Божий, который представлял Дарий, больше не стоит, обещания Бога охранять его «храм» остаются верными (см. 1 Коринфянам 3:16–17).
Заключение
A. Удивительно
Обстоятельства
Решение по делу Вустер против Джорджии не улучшило суверенитет народа чероки. Через семь лет после этого решения президент США Эндрю Джексон руководил насильственным изгнанием чероки с их родины через «Тропу слез». Несмотря на то, что Верховный суд США (что удивительно) вынес решение в пользу чероки, завоеванный ими суверенитет был недолгим.
Власть, которую евреи получили при Кире и сохранили при Дарии, была недолгой. В последующие столетия еврейский народ пережил многолетнюю оккупацию. Однако именно в этот период под властью и при поддержке Дария евреи выжили и даже процветали, переселяя свою родину.
Особенно в трудных обстоятельствах и трудных ситуациях Бог призывает своих людей быть верными Его цели в их жизни. То, что Кир и Дарий, два языческих лидера, позволили переселить Иерусалим и восстановить храм, показало удивительные способы, которыми Бог обеспечивает Свой народ. Как Бог призвал вас повиноваться ему? Через какие неожиданные обстоятельства он призывает вас повиноваться?
B. Молитва
Боже Небес, Ты создатель всего хорошего. Вы приносите жизнь и радость, смех и исцеление, мир и изобилие. Вы обеспечиваете своих людей невообразимыми способами. Удиви нас! Покажи нам, как мы можем следовать за тобой невообразимым образом. Во имя Иисуса. Аминь.
C. Мысли, которые нужно помнить
Бог может работать в неожиданных обстоятельствах, чтобы принести восстановление и обновление.
Гамильтон, М.В., Вуд, Л.М., Чендлер, К., и Миллер, П.Л. (2022). Бесплатно для поклонения. В JA Kenney, RL Nickelson, TZ Stamps и MK Williams (Eds.), The NIV Standard Lesson Commentary, 2021–2022 (том 28, стр. 241–247). Стандартное издательство.
South Georgia Advocate: Урок 13 марта: Свобода для поклонения
Щелкните здесь, чтобы просмотреть версию для печати
Урок воскресной школы на неделю с 13 марта 2022 г.
Д-р Хэл Брэди
Уроки Писания: Ездра 6:1-12
Ключевой стих: Ездра 6:12а
Цели урока
- Перечислите основные пункты указа.
- Сравните и сопоставьте указ Дария с указом Кира (урок прошлой недели).
- Посвятите себя молитве о возможности практиковать верность в задачах, которые поручил Бог.
Когда-то изгнанные жители Иудеи и Иерусалима пытались проявить свой суверенитет на своей родине, реконструируя храм. При этом определенные силы задержали и помешали строительству. Однако вместо того, чтобы отказаться от строительства или действовать насильственно против своей оппозиции, эти переселенные евреи нашли поддержку своих строительных усилий из неожиданного источника.
Это может быть хорошим местом для напоминания о том, что именно в трудных обстоятельствах и трудных ситуациях Бог призывает Своих людей быть верными Его цели в их жизни. Вопрос в том, как Бог призвал нас, вас и меня, к послушанию и через какие неожиданные обстоятельства?
Контекст урока
Этот урок содержит текст указа персидского царя Дария I (годы правления 522-486 до н. э.). Он пришел к власти после нескольких лет внутренних раздоров. Дарий укрепил персидское правительство, установил новый метод налогообложения и еще больше организовал империю.
Указ продолжил политику, установленную Киром (годы правления 539-530 до н.э.). Его политика позволила вернуть еврейских изгнанников в Иерусалим и восстановить еврейский храм (урок прошлой недели).
Под предводительством Зоровавеля изгнанники вернулись в Иерусалим и Иудею (Ездра 2:1-2; Захария 4:9). Через два года после возвращения изгнанников в 535 г. до н. э. началось восстановление иерусалимского храма (Ездра 3:8–9). Однако реконструкция несколько раз откладывалась местной оппозицией и региональными властями.
Итак, сегодняшний урок Священных Писаний является ответом на вопросы персидских чиновников Таттеная (Тат-найе) и Шетар-Бозаная (Ше-тар-боз-най). Увидев усилия по восстановлению, они расспросили Зоровавала и местных лидеров о том, чья власть предоставила им право на восстановление (Ездра 5:3,9). Строители отмечали, что их власть исходила от Бога и Кира. Сразу же к Дарию было отправлено письмо с запросом о характере и авторитете указа Кира (5:5–17). Таким образом, сегодняшний урок касается указа Кира и ответа Дария персидским чиновникам.
Но, кажется, всегда есть скрытый мотив. Хотя Дарий был озабочен выполнением указа Кира, у него также была прагматическая причина поддержать восстановление храма. Позволив согласным израильтянам вернуться на родину, Дарий хотел, чтобы лояльные подданные располагались в географически удобном месте недалеко от Египта, региона, известного своей мятежностью и мятежами.
Кроме того, Дарий сможет ввести новую налоговую систему среди репатриированных евреев в регионах Иудеи, тем самым пополнив свою казну.
- Проведение поиска (Ездра 6:1-2)
Нам говорят, что археологические остатки персидских архивов содержат подробные отчеты о налогах, расходах и действиях местного самоуправления по всей империи. Но не все официальные записи хранились в «Вавилоне». В других городах были местные и национальные рекорды и сокровища. Поэтому поиск записей Сайруса должен был выйти за пределы столицы.
Поиски указа Кира привели следователей в «Экбатану», город, расположенный примерно в 285 милях к северо-востоку от Вавилона. Город служил летним дворцом для персидской королевской семьи, поэтому возможно, что Кир издал здесь свой указ летом 538 г. до н.э.
- Содержание указа (Ездра 6:3-12)
Суть указа Кира в главе 6:3-5 расширяет направление, ранее данное в главе 1:2-4. Царь Кир разрешил еврейским изгнанникам вернуться на родину. Теперь текст подробно описывает ключевую деталь их возвращения: «восстановление храма Божия в Иерусалиме».
До указа Дария жертвенник, «место для принесения жертв», был реконструирован (Ездра 3:2-3). Теперь храм будет построен, чтобы обеспечить место для поклонения.
Было дано указание на реконструкцию храма – высота и ширина должны были составлять шестьдесят локтей или приближаться к 90 футам в каждую сторону. Один локоть равен примерно 18 дюймам. С другой стороны, размеры храма Соломона были другими – длина 60 локтей, ширина 20 локтей и высота 30 локтей (3 Царств 6:2). Указ не указывал длину храма. Можно предположить, что его длина будет соответствовать его высоте и ширине. Если это предположение верно, то здание образует идеальный куб. Эта форма повторяла размеры Святых Святых храма Соломона (3 Царств 6:20).
Археологические находки в современной Сирии показали, что использование «бревен» после нескольких рядов «больших камней» помогло зданиям пережить землетрясения. Указ Кира здесь не распространяется.
Как насчет затрат? Оставшиеся в изгнании внесли свой вклад в восстановление храма (Ездра 1:4,6). Но в акте доброй воли указ возложил часть финансового бремени на «царскую казну», и эти средства поступают в казну за счет новой практики налогообложения (см. 6:8).
В стихе 5 центральное место священных «предметов», их изъятие из «дома Божьего» и их возможное возвращение в храм снова становится очевидным благодаря повторению Кира (сравните Ездра 1:7-11). Эти предметы были сделаны Соломоном и использовались в храме для поклонения (3 Царств 7:48-51). Однако Навуходоносор конфисковал их и увез в Вавилон после разрушения Иудеи и Иерусалима.
Обратите внимание, что эти предметы использовались нечестивым образом во время изгнания (Даниила 5:1-4). Поэтому их нужно было бы повторно освятить, прежде чем они будут «возвращены и помещены в храм». Восстановительный акт требовал священного елея для помазания (пример, Исход 30:22-25). Важный! Присутствие этих предметов в недавно отреставрированном храме символизировало восстановление жизни израильтян как святого народа Божьего.
Что вы думаете? Как христиане могут показать новую жизнь и восстановление во Христе Иисусе?
В стихах 6 и 7 следует прямое обращение Дария к своим чиновникам, Татнаи и Шетар-Бозанаю (см. контекст урока). Трансевфрат относится к области к западу от реки Евфрат и к востоку от Средиземного моря. Эта область была провинцией Персидской империи, губернатором которой был Таттенай. Личность и роль других должностных лиц этой провинции неясны.
Зоровавель служил правителем евреев, вернувшихся из ссылки. Губернатор координировал местные дела с персидскими властями. Другая группа местных лидеров состояла из еврейских старейшин. Они занимались местными делами, такими как семейные споры или деревенские конфликты. Все это позволяло вождям поддерживать хорошие отношения с персами, а персы сохранять контроль над провинцией без явной заботы о местных делах. Однако послание Дария здесь заключается в том, чтобы не мешать восстановлению храма.
В ответ на письмо, в котором ставится под сомнение иудейская власть восстановить храм, ответ Дария представляет собой не что иное, как полное подтверждение разрешения Кира, которое непосредственно ему предшествует. На самом деле, это выходит за рамки первоначального указа.
По словам Дария, стоимость проекта должна была быть оплачена из царской казны, и это создало ауру официальной поддержки реконструкции храма. Персы предоставили место для реконструкции и некоторую финансовую поддержку.
В частности, Дарий обязался финансировать часть расходов на строительство храма за счет налогов и доходов из Заевфратской провинции. Это действие отражает более широкую политику по восстановлению и обеспечению местных храмов и культов в империи. Финансовая щедрость Дария подчеркнула его желание почтить храм, независимо от того, верил он в бога храма или нет.
Утром 17 января 1994 года шоссе Санта-Моника с интенсивным движением лежало в руинах. В то утро в Лос-Анджелесе и его окрестностях произошло землетрясение. Часть автострады, известная своим интенсивным движением, больше не была проходима. В результате задержки на дорогах и заторы увеличились по всему Лос-Анджелесу.
Поскольку шоссе имело решающее значение для жизнеобеспечения региона, местные власти предложили финансовый стимул для быстрой реконструкции шоссе. В результате проект был завершен на два месяца раньше запланированного срока. Финансовая поддержка побудила рабочих быстро восстановиться. Без восстановленной автострады жизнь Лос-Анджелеса была поставлена на карту.
Послушайте меня! Какой бы неожиданной ни была эта финансовая поддержка, тем более неожиданной была поддержка Дария. Языческий царь, который предложил помощь в субсидировании храма Израиля! Какими неожиданными мерами Бог позаботился о том, чтобы вы могли выполнять Его работу?
В дополнение к финансовой поддержке Дарий приказал чиновникам предоставить необходимые ресурсы для регулярных жертвоприношений в храме (см. Левит 1:2-13; 22:27; Числа 7:87-88; 1 Паралипоменон 29:21). С этими животными возвращающиеся изгнанники в конечном итоге приносили жертвы (Ездра 8:35).
«Мука» из пшеницы употреблялась вместе с ежедневными жертвоприношениями и всесожжениями. «Соль» сопровождала хлебные приношения и всесожжения. Консервирующие свойства соли служили напоминанием о сохраняющей природе Божьего завета (Числа 18:19). ).
«Елей» сопровождал жертвоприношения, а «вино» преподносилось как возлияние (Исход 29:40).
Как нам известно, использование Дарием титула «Бог небес» признавало силу и размах Бога изгнанников. Этот Бог является творцом всего сущего и всемогущим (всемогущим) над всем творением, даже над Персидской империей (Бытие 14:19; Исаия 37:16).
Теперь стало ясно, почему Дариус поддержал реконструкцию: он хотел, чтобы у возвращающихся изгнанников было место, где они могли бы справедливо «приносить жертвы». И он надеялся, что «Бог иудейский» будет доволен и услышит их молитвы, особенно молитвы о «царе и его сыновьях». Кроме того, молитвы, возносимые каждую ночь, считались «приятным ароматом» Богу.
В стихах 11 и 12 мы видим еще одну часть указа Дария. Он намерен применять предписания Сайруса с суровыми наказаниями за их несоблюдение.
Как и в случае с заветом или королевской надписью, указ заканчивался предупреждением или проклятием для любого, кто мог проигнорировать и бросить вызов «указу» короля. И древняя публика не была бы шокирована таким драматическим и жестоким завершением. Верующие и лидеры сочли бы уместным, чтобы любой, кто не знает храма бога, разрушил свой собственный дом и превратил его «в руины» (сравните Иеремия 26:1-6).
Форма наказания за это непослушание действительно неясна. Оно могло означать «повешенный», «распятый» или «посаженный на кол». Пронзание на кол было древней нововосточной практикой или методом казни, при котором кол с шипами втыкался в землю (или стену) и насаживался на него живым телом. Несмотря на то, что еврейская аудитория была бы знакома с ним, Закон Моисея ограничивал его применение (Второзаконие 21:22-23). Персидских чиновников ждала такая же ужасная участь после неудавшегося покушения.
Последняя строка декрета (стих 12) признает «присутствие Бога» и защиту всех, кто находится в его владениях. Это тот же самый Бог, Который обещал выбрать место, где будет обитать его имя (Второзаконие 12:11, Исход 20:24). Это обетование относилось к уникальному месту, где Бог встретился со Своим народом, «храму в Иерусалиме».
Дарий ожидал, что Бог Израиля защитит его святое место и все, что находится в его пределах.
Хотя маловероятно, чтобы Дарий находился под влиянием древнееврейской литературы, псалмопевец предостерег против «царей земных… и правителей», которые «объединяются против Господа и против Помазанника Его» (Псалом 2:2). Господь «сокрушит их» и «разобьет их на куски» (2:9).). Те, кто пошел против Господа и его намерений, будут уничтожены.
В заключение автор урока отмечает, что, хотя храм Божий, который представлял себе Дарий, больше не стоит, Божьи обетования охранять его «храм» остаются верными. (см. 1 Коринфянам 3:16,17).
Заключение
Суверенитет, который евреи получили при Кире и сохранили при Дарии, был недолгим. В последующие столетия еврейский народ пережил многолетнюю оккупацию. Однако именно в этот период под властью и при поддержке Дария евреи выжили и даже процветали, переселяя свою родину.
Именно в трудных обстоятельствах и трудных ситуациях Бог призывает Свой народ быть верным Его целям в их жизни.