Урочные лета — этап закрепощения крестьян
Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых крестьян в период русского царства. Урочные лета были введены во время правления великого князя московского и «царя всея Руси» Федора Иоанновича в 1597 году. Утратили они актуальность после вступления в силу Соборного уложения 1649 года.
Введение урочных лет
Закрепощение крестьян в Древней Руси длилось на протяжении нескольких веков и представляло собой явление, характерное для развития других феодальных государств.
Урочные лета как этап закрепощения крестьянСуществуют 2 основных точки зрения по поводу оформления на Руси крепостного права. Обе они были сформулированы в XIX веке.
- Указная. Этой версии придерживались выдающиеся русские историки Сергей Соловьев и Николай Карамзин. Они полагали, что закрепощение крестьян происходило путем издания серии царских указов.
- Безуказная. Самым активным сторонником и популяризатором данной гипотезы был известный русский историк Василий Ключевский. По его мнению, оформление крепостного права было естественным процессом, в котором государство не играло ключевой роли. Задолженность крестьян перед помещиками была основным источником закабаления.
Введению урочных лет предшествовало установление «заповедных лет» – ограничение на право перехода от одного помещика к другому, которое традиционно осуществлялось на Руси в осенний Юрьев день.
Эти ограничения стали появляться еще в конце правления Ивана Грозного – с 1581 года. Сторонники «указной теории» полагают, что под влиянием Бориса Годунова царь Федор Иоаннович в 1592 году принял указ об окончательной отмене Юрьева дня. Текст указа не дошел до наших дней, но сохранились ссылки на него в других документах.
Причины введения урочных лет
Историки выделяют 3 основных причины появления и укрепления в российском средневековье понятия «урочные лета»:
- Стремление остановить массовую миграцию крестьян. В поисках лучшей доли многие крестьяне снимались с насиженных мест и отправлялись в другие края. Это не устраивало землевладельцев, которые лишались рабочей силы и возможности планомерно развивать свое хозяйство.
- Опустошение многих российских земель в результате войн, голода, эпидемий. Во второй половине XVI века многие вотчины буквально обезлюдели. Это связано как с разрушительной политикой последних лет правления Ивана Грозного, так и с естественными процессами – неблагоприятные климатические условия приводили к неурожаю и голоду.
- Юридическое закрепление урочных лет в указе 1597 года стало закономерным итогом развития феодально-правовых отношений. Государственные учреждения были завалены исками о поиске беглых крестьян. Необходимо было упорядочить эту сферу и ввести формальные ограничения в виде срока давности.
Указ об урочных летах
Указ об урочных летах 1597 года – единственный полностью сохранившийся законодательный документ по крестьянскому вопросу 1580-1590-х годов. Указ датируется 24 ноября 7106 годом. Допетровская Русь вела летоисчисление от сотворения мира. В пересчете на христианское летоисчисление – это 1597 год.
Документ подписан во время царствования Федора Иоанновича, но безраздельным правителем при нем был его шурин Борис Годунов. Поэтому многие историки сходятся во мнении, что инициатива принятия данного указа принадлежит именно Годунову, который выражал интересы правящей боярской верхушки.
Суть указа и основные положения
Документ достаточно лаконичен и не содержит подробных разъяснений. Он написан от имени «царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси» и включает 3 основных положения.
- Необходимо разыскивать крестьян, которые совершили побег в течение последних 5 лет и возвращать их на место.
- Тех крестьян, которые убежали 6, 7 и более лет назад – оставить на месте теперешнего проживания.
- Те иски по беглым крестьянам, которые в момент подписания указа, находились в делопроизводстве, завершить по суду.
Также в указе подчеркивается, что данные нормы касаются крестьян, которые приписаны к:
- боярам и их детям;
- дворянам;
- приказным людям;
- высшим иерархам церкви («патриаршие», «метрополичие») и монастырям.
Изменение сроков урочных лет
На протяжении последующих нескольких десятилетий после подписания Указа сроки поиска беглых крестьян постоянно менялись.
- Лжедмитрий I в 1605 году добавил к сроку давности полгода – в общей сложности урочные лета при нем возросли до 5,5 лет.
- Василий IV (Шуйский) в 1607 году подписал Уложение о крестьянах, по которому срок поиска увеличивался до 15 лет. На деле эта норма не применялась из-за сложной внутриполитической ситуации. Восстание под руководством Ивана Болотникова заставило пойти на пересмотр этой нормы.
- При Михаиле Федоровиче сначала сохранялись пятилетние урочные лета, потом срок давности возрос до 9 лет – в 1639 году. Через 3 года норма еще более ужесточилась: в 1642 году был закреплен срок давности 10 лет – для беглых и 15 лет – для крестьян, не по своей воле увезенных новым хозяином.
Ликвидация урочных лет
Крепостные крестьяне на Руси в 17 векеФактически урочные лета перестали применяться после подписания царем Алексеем Михайловичем Соборного уложения в 1649 году. В этом основополагающем своде законов российского государства отменялись сроки для поиска беглых крестьян. Таким образом в России окончательно было оформлено крепостное право.
Происхождение термина и исторические источники
Впервые термин «урочные лета» был введен доктором русской истории Михаилом Владимирским-Будановым, который в 1880-х годах возглавлял Киевскую комиссию по разбору древних актов. Окончательно закрепил использование термина советский историк, директор Института славяноведения Борис Греков.
Процесс усиления крепостничества один из самых сложных для изучения в российской истории, поскольку до наших дней дошло очень ограниченное количество документов по этому вопросу. В московских пожарах первой трети 17 века была уничтожена значительная часть архивов, в том числе Уставная книга Поместного приказа, в которой фиксировались дела о беглых крестьянах.
Указ от 24 ноября 1597 года об установлении урочных лет был найден в древних архивах в первой половине XVIII века Василием Татищевым – автором первого фундаментального труда по российской истории и отцом-основателем отечественного источниковедения. До сих пор этот документ является основополагающим при изучении крестьянского вопроса конца XVI века.
Урочные лета – история происхождения и историческое значение
Издание Указа об урочных летах – один из значимых этапов закрепощения русских крестьян. Вплоть до конца XVI века крестьяне могли раз в год свободно переходить от одного владельца к другому в поисках лучших условий жизни. 24 ноября 1597 г. – официальная дата, начала ограничений на выход крестьян.
Происхождение термина
Впервые понятие, в контексте крестьянского вопроса, встречается в указе царя Алексея Михайловича от 1637 года и челобитной от дворян того же года. Ранее этот термин встречался в царских указах от 1562 г. и 1558 г., где обозначали некий заранее оговоренный срок.
При этом в указе Алексея Михайловича формулировка «урочные лета» встречается лишь в резолюции к документу, в то время как в основном тексте дважды упоминаются «указные лета».
Цитата. «И велел бы государь те урочные пять лет отставить, а велел бы государь беглых их крестьян и людей отдавать им по писцовым и по отдельным книгам, и по выписям, и по крепостем».
– Указ царя Алексея Михайловича от 20 февраля 1637 г.
Современные историки под «урочными летами» подразумевают 5-летний период розыска беглых, год введения которых – 1597. Впервые употреблять определение в таком контексте стал историк М.Ф. Владимирский-Буданов, а после него – Б.Д. Греков.
Почему ввели урочные лета?
Судебник Ивана III от 1497 года устанавливал возможность перехода земледельца от одного хозяина к другому после окончания сельскохозяйственного сезона. Так был законодательно закреплён Юрьев день – 26 ноября.
Судебник Ивана III
Спустя почти столетие социальные и политические изменения в стране привели к тому, что власти решились на введение ограничений на выход работников. На то было несколько причин:
- Люди массово мигрировали с насиженных мест в более благодатные земли;
- Часть территорий становилась заброшенной из-за оттока рабочих рук вследствие войн, опричной политики Ивана Грозного и климатических условий;
- Многие бояре массово теряли рабочую силу;
- Не имевшие возможности выплатить своему владельцу откуп, просто сбегали.
Такой масштабный исход рабочих рук заставил ввести заповедные годы, фактически, запрещавшие земледельцам покидать своего хозяина даже в Юрьев день. Запрет не решил проблему полностью и увеличил количество случаев бегства.
Указ об урочных летах
Пятилетний срок сыска беглых крестьян был установлен документом от 1597 года, вошедшим в историографию как «Указ об урочных летах» царя Фёдора Ивановича.
Интересно! Именно в это время появляется знаменитая поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!». ЕЕ смысл заключался в сожалении народа о несбывшихся чаяниях.
Закон гласил, что крепостных в течение пятилетнего периода после побега разыскивали и возвращали прежнему хозяину. Если время сыска выходило, рабочий, по сути, прикреплялся к земле нового владельца. Иногда помещики специально создавали лучшие условия для новых людей на этот срок, чтобы увеличить количество рабочих рук на своей земле.
Постепенно срок поиска беглецов увеличивался, уже в 1642 году составлял 10 лет, а для увезённых против своей воли крестьян – 15 лет.
Устранение урочных лет
По факту ликвидировало урочные лета учреждение бессрочного поиска сбежавших крестьян в соответствии с Соборным указом. Документ был подписан в 1649 г царём Алексеем Михайловичем.
Историческое значение
Историки сходятся на том, что именно установление урочных лет в 90-х годах XVI века стало началом процесса полного закрепощения крестьян.
Принятие указа закрепило создание срока, в период которого помещики имели право обращаться в суд для поиска сбежавших. Постепенно этот срок увеличивался, тем самым, навсегда прикрепляя крестьян к земле. Это событие окончательно закрепило крепостное право в России.
Используемая литература:
- Аракчеев В.А. Проблема «урочных лет» в русском государстве в конце 16 – начале 17 вв.
- Законодательные акты Русского государства второй половины 16 – первой половины 17 в.
- Скрынников Р.Г. Борис Годунов
Какой срок розыска беглых крестьян. Урок лета
Во главе с Москвой прошло два века до полного порабощения. Все началось с Юрьева дня в первый судебник, потом заповедные лета, школьные годы. Это звенья одной цепи, и каждое нужно рассматривать в совокупности с другими.
Юрьев день
Юрьев день — праздник святого Георгия в конце ноября. Со времен первого судебника 1497 г. переход крестьян к другому помещику ограничивался неделей до и неделей после этого дня. Заканчивался цикл сельскохозяйственных работ, платились деньги за пользование подсобными постройками, и семьи земледельцев могли уходить искать более легкий хлеб у другого хозяина. Дело в том, что в России была нехватка рабочих рук. Государь дал землю за службу, но работать на ней было некому. Поэтому помещики и помещики конкурировали друг с другом, подтягивали к себе крестьян, обеспечивали лучшие условия для жизни и труда.
заповедное лето
К концу экономической сферы царила полная разруха. Проигранная Ливонская война и политика опричнины подорвали бюджет страны, произошло запустение помещичьих и вотчинных земель. В этих условиях усилилась миграция населения, крестьяне чаще переезжали с места на место в поисках лучшей доли. Поэтому Иван в конце своего царствования ответил на просьбы своих служилых людей введением так называемых заповедных лет, которые предшествовали положенным годам. Это были периоды запрета крестьянам пользоваться правом Юрьева дня. Это решение было принято как временное, но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
Урок лета
Другим шагом, сокращавшим свободу крестьян, было введение фиксированных сроков их появления, не вполне определенных. Предварительно это время правления последнего Рюриковича Федора Ивановича, но на самом деле во главе правительства стоял шурин царя Борис Годунов. В указах той эпохи термин «учебные годы» не употребляется. Однако 1597 год в большинстве учебников по отечественной истории определяется как дата введения термина для расследования крестьян, покинувших своих хозяев в заповедные лета. То есть в период, когда переходы были запрещены. Это был единственный способ для крестьян что-то изменить в своей жизни. Итак, они убежали к другому помещику без разрешения. Хозяин был в этом заинтересован, поэтому спрятал перебежчиков. Учебные годы — это период, в течение которого владелец крестьян мог обратиться в исполнительную власть с заявлением об исчезновении своего народа. Если крестьян находили в установленный срок (урок), то их возвращали прежнему хозяину.
Сроки сыска крестьян
Первые указы царя вводили пятилетние сроки сыска крестьян, затем этот срок увеличили до семи, десяти и пятнадцати лет. В начале XVII в., в связи с голодом, в некоторых районах были отменены заповедные лета, а потому и положенные годы. Это, однако, не означало, что процесс порабощения был остановлен; скорее, оно было приостановлено бурными событиями Смутного времени. При первых царях из династии Романовых проводилась политика лавирования между интересами различных слоев общества, в том числе помещиков разного уровня. Одни требовали от царя сократить срок следствия беглецов, другие — увеличить. В интересах заселения южных земель правительство даже пошло на отмену фиксированных лет. Но жизнь постепенно налаживалась, интересы помещиков сходились, феодальный способ производства требовал узаконенных крепостнических отношений.
Отмена классов
В царствование Алексея Михайловича было несколько крупных бунтов. Народное недовольство было связано с установлением новых государственных и церковных порядков и ухудшением жизненного уровня населения. Как это часто бывает, государство становилось сильнее и богаче, а народ беднел. В 1648 году произошло первое из череды последующих беспорядков. Напуганный восстанием, молодой царь созвал Земский собор. В ней вскрылись многие противоречия феодального государства. И все же результатом стало принятие нового свода законов России под названием «Соборное уложение». Что касается крестьян, то они считались собственностью феодалов, их частной собственностью. Наказывали всех, кто укрывал беглых крестьян. А для самих беглецов были отменены все сроки, после чего они могли надеяться на получение от хозяина свободы. Так, отмена фиксированных лет, зафиксированная в 1649 г., означало окончательную регистрацию. Теперь на протяжении всей жизни каждый, кто уходил от хозяина, рисковал быть пойманным и возвращаться к хозяину, который мог наказать его по своему усмотрению. Это не означало, что побеги прекратились, но крестьяне уже бежали не к другому хозяину, а на юг, в казачьи земли. С этим государству также суждено было вести долгую борьбу.
История введения урокных лет (этапы закрепощения крестьянства)
24 ноября (4 декабря по ст. ст.) 1597 издан Указ русского царя Федора Иоанновича под названием «Об урокных годах», по которому устанавливается пятилетний срок следствия, а также возвращение беглых крестьян их хозяевам. В этом Указе говорилось, что крестьяне, бежавшие от своих господ «до сего… года в пятилетии», подлежат сыску, суду, а также возвращаются обратно к своим хозяевам. В то же время этот Указ не распространялся на тех, кто бежал шесть лет назад.
Процесс закабаления крестьян в России был достаточно длительным и проходил в несколько отдельных этапов. По Судебнику 149 г.7 срок на выезд крестьянина к другому помещику составлял две недели (неделя до Юрьева дня и еще одна после него).
Такое закрепление законом некоторого короткого переходного периода свидетельствовало о действительном желании государства и феодалов ограничить права крестьян, а также показывало их неспособность закрепить крестьянина за определенным феодалом. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г., но в 1581 г., в условиях тотальной разрухи государства и бегства его жителей, Иван Грозный ввел так называемые «заповедные годы», запрещавшие крестьянам от проникновения на территорию, сильно пострадавшую от стихийных бедствий. Эта мера позиционировалась в то время как временная.
Составители Указа 1597 г. фактически опирались при его составлении на писцовые книги. Этот закон установил «урок лета».
По Уложению 1607 года срок сыска беглых крестьян теперь был увеличен до пятнадцати лет, но уже при царе Михаиле Федоровиче вновь был введен в действие пятилетний сыскной срок. В 1630-х годах «учебные годы» вновь были увеличены до девяти лет, а в 1640-х годах срок следствия по беглым крестьянам составлял десять лет для беглых крестьян, а также пятнадцать лет для крестьян, насильно уведенных другими помещиками.
Следует также отметить, что к 1649 году был введен бессрочный срок для беглых крестьян, что фактически означало полную легализацию и окончательное оформление так называемого крепостного права в Российском государстве, принесшем немало огорчений рядовым жителям.
УРОК ЛЕТО
срок, в течение которого хозяева могли предъявить иск о возвращении им беглых крепостных. Представлен в 90-х годах. XVI в. после отмены Юрьева дня (1581 г.) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги стали рассматриваться как акт, прикрепляющий крестьян к тем землям, на которых их застали заповедные годы. Указ 24 нояб. 159 г.7 на розыск и возвращение беглых крестьян хозяевам был установлен 5-летний срок. По Уложению 1607 г. был введен 15-летний срок следствия. Крест. начало войны. XVII век несколько задержал процесс порабощения. При пр-ве царя Михаила Федоровича опять действовал относительно короткий 5-летний срок, что было выгодно не только крупным помещикам, но и рядовым служилым людям на юге. уездов, где в 10-50-х гг. 17 века многие крестьяне бежали.
По нормам законодательства об У. л., для возвращения беглого крестьянина его прежний хозяин должен был подать прошение, предварительно узнав о новом месте жительства и хозяине беглеца. Старый хозяин не терял права вернуть своего крепостного и по истечении У. Л., если прошение было подано в этот установленный срок, а дело еще не было рассмотрено. Для беглого крестьянина, жившего у нового хозяина при У. л. создали новое крепостное право взамен старого. Постановления правительства иногда нарушали это правило (например, с целью заселения южных городов).
На 1 этаже. служилые люди XVII в. неоднократно подавали коллективные челобитные с просьбой отменить У. л. а в 1639 г. срок следствия был увеличен до 9 лет, а в 1642 г. до 10 лет для беглых и 15 для уведенных другими хозяевами. По Соборному Уложению 1649 г. У. л. были отменены и введен бессрочный розыск беглых крестьян, а значит, им конец. юридическое оформление крепостного права. На 2 этаже. 17 в. в нек-рых случаях проведения в жизнь списания У. л. отсроченные (например, в южной и восточной пограничных полосах).
Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне в России с древнейших времен до XVII века, 2-е изд., кн. 2, М., 1954; Новосельский А. А., К вопросу о значении «учебных лет» в первой половине XVII в., в сб.: Академик Б. Д. Греков в день своего семидесятилетия, М., 1952; Корецкий В. И., К истории становления крепостного права в России, «ВИ», 1964, № 6.
В. И. Буганов. Москва.
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Эд. Е. М. Жукова. 1973-1982 .
Смотреть что такое «УРОК ЛЕТО» в других словарях:
В России 16-17 века, 5, 15 годы и другие периоды, в течение которых помещики могли предъявить иск о возвращении им беглых крепостных. Представлен в 90-х годах. XVI в. Соборным Уложением 1649 г. установлен бессрочный обыск … Большой Энциклопедический словарь
УРОК ЛЕТНИЙ, В 16 17 ВВ. 5, 15 лет и другие сроки, в течение которых помещики могли предъявить им иск о возвращении беглых крепостных. Представлен в 90 с. XVI век Соборным Уложением 1649 года установлено бессрочное следствие, что означало юридическое… … Русская история
В России 16-17 веков, 5, 15 годы и другие периоды, в течение которых помещики могли предъявить иск о возвращении им беглых крепостных. Представлен в 90-х годах. XVI в. Соборным Уложением 1649 г. установлено бессрочное следствие. Политология: Словарь… … Политология. Словарный запас.
в России в 16-17 вв. 5, 15 лет и другие сроки, в течение которых помещики могли предъявить им иск о возвращении беглых крепостных. Представлен в 90 с. XVI век Соборным Уложением 1649 года установлено бессрочное следствие, которое означало… … Энциклопедический словарь
Урок лет, в России период, в течение которого хозяева могли предъявить иск о возвращении им беглых крестьян. Летние уроки были введены в 1597 году после отмены Дня Святого Георгия и введения заповедных лет. Указом от 24 ноября… … Википедия
В России срок, в течение которого хозяева могли предъявить иск о возвращении им беглых крепостных. У. л. введен в 90 с. 16 в. после отмены Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См… … Большая советская энциклопедия
Крепостное право в России закрепило за крестьянами земельный надел и его собственник (помещик). Принадлежность крепостного передавалась по наследству, что с 1649 г. подтверждалось государственными законами.Крестьянин не имел права самостоятельно менять помещика, он мог быть только продан или подарен одним помещиком другому Жестокое обращение с крепостными спровоцировало их бегство.К середине XVII века масштабы бегства крестьян достигли мировых размеров, и помещики требовали от государства более строгих мер для бегства, чем Сыскные приказы.
детективные заказыВ течение нескольких десятилетий в первой половине XVII века государство устанавливало особые сыскные порядки. Каждый из орденов осуществлял временную деятельность в пределах одного или нескольких округов. Следствие по окружному приказу возглавил сыщик, выходец из дворян и назначенный центральным правительством. Для ведения сыскной работы по прибытии в уезд в распоряжение сыщика оказывался отряд казаков, артиллеристов или стрельцов. К детективу был приставлен клерк для ведения обыска.
Такие меры оказались малоэффективными, т. к. увеличилось количество беглых крепостных. Причиной этого стала неспособность сыщиков найти всех беглецов. Если крестьянина не находили в период «учебных лет» (введенных при), он получал свободу.
Сыскные приказы просуществовали до 1649 года. К тому времени бегство крепостных получило широкое распространение и ввело бессрочный розыск беглых крестьян.
Бесконечное расследованиеВведение бессрочного розыска беглых крестьян в 1649 году является завершающим этапом их полного закабаления. Согласно Соборному уложению, главе 11 «Суда о крестьянах», крепостные навеки прикреплялись к помещичьей земле и передавались из поколения в поколение. Летние уроки были отменены. Эта мера значительно предотвратила бегство порабощенных, но не искоренила его полностью. Крестьяне бежали в надежде, что их никогда не найдут.
В то же время пособничество беглецам стало строго наказываться. Категорически запрещалось прятать беглых крепостных. За это удалось взыскать «имущество», по Уложению, в размере 10 рублей, а беглецов «бить плетью нещадно».
Кодекс Собора сделал розыски беглых крестьян неограниченными. Теперь помещик мог по праву вернуть беглого крепостного, если докажет, что служил ему. А также порабощенные не могли менять место жительства. Они были полностью закреплены за поместьем, на котором были обнаружены переписью 1620 года.
Результаты введения бессрочного расследованияБессрочное расследование окончательно ухудшило и без того тяжелое положение крепостных. Притеснение порабощенных помещиками набирало силу и становилось все более жестоким. В свою очередь крестьянский труд стал неэффективным, снизилась производительность труда. Моральное унижение, физическое насилие сильно снижали стимул к эффективной работе. Крепостные поднимали восстания, которые со временем приобрели масштабы настоящих войн. В свою очередь, новый порядок развязывал руки феодалам, стимулируя вседозволенность, развивая лень и отсутствие всякой инициативы.
Об «учебных годах», впервые установивших пятилетний срок для розыска и возвращения беглых крестьян хозяевам. По Указу крестьяне, бежавшие от своих господ «до сего… года в пятилетии», подлежали сыску, суду и возвращению назад. Указ не распространялся на тех, кто бежал шесть лет назад и ранее.
Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и проходил в несколько этапов. Судебник 1497д. ограничил срок «выхода» крестьян и перехода к другому помещику двумя неделями в году — неделей до Юрьева дня (26 ноября) и неделей после. Закрепление законом некоторого короткого переходного периода свидетельствовало, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить права крестьян, а с другой стороны, о неспособности закрепить крестьян за личности определенного феодала. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. Однако в 1581 г. в условиях крайней разрухи страны и бегства населения Иван IV ввел «заповедные лета», запрещавшие крестьянам покидать территории, наиболее пострадавшие от бедствий. В то время эта мера была временной.
В 1592-1593 гг. В общегосударственном масштабе «заповедные лета» были вновь введены Указом царя Федора Ивановича, запретившего крестьянский выход и объявившего писцовые книги законным основанием для закрепощения крестьян. Сведения, содержащиеся в этих книгах, определяли принадлежность крестьян к помещику. Таким образом, была проведена перепись населения, позволившая прикрепить крестьян к месту жительства и вернуть их в случае бегства и дальнейшего захвата старыми хозяевами.
Составители Указа 1597 г. руководствовались писцовыми книгами Г., которые установили так называемые «учебные годы» («учебные годы») — срок следствия беглых крестьян, определяемый в пять лет. Через пятилетку бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что было в интересах крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда были направлены основные потоки беглецов. Поэтому спор о рабочих между феодалами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.
По Уложению 1607 года срок следствия беглых крестьян увеличен до пятнадцати лет. При царе Михаиле Федоровиче снова был введен в действие пятилетний срок следствия. В 1630sgg. «учебные годы» были увеличены до девяти лет, а в 1640сгг. — до десяти лет за беглых крестьян и до пятнадцати лет за крестьян, насильно уведенных другими помещиками. По Соборному уложению 1649 г. вводился бессрочный розыск беглых крестьян, что означало окончательную легализацию крепостного права.
Лит.: Глухов В.П. Россия в 16-17 веках. М., 2001; Греков Б. Д. Крестьяне в России с древнейших времен до XVII века Книга. 2. М., 1954; Корецкий В. И. Новое о крестьянском закрепощении и о восстании И. И. Болотникова Вопросы истории. 1971. нет. 5. С. 130-152; Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978. Ч.8. Охраняемые и урокные годы; Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени». М., 1985.
Катехизация, III (Реформация) | Энциклопедия.com
Классический Ренессанс пробудил новый интерес к методам обучения и породил школы для высших классов. Среди выдающихся педагогов конца 15-го и начала 16-го веков такие люди, как Джон Колет в Англии, Эразм и Хуан Луис Вивес на континенте, помнили о месте религиозного образования в предлагаемом ими гуманистическом образовании.
На популярном уровне в 15-м и 16-м веках появилось множество религиозных сочинений, многие из которых содержали что-то вроде катехизации. Австрийская работа XVI века, Road to Heaven, призвал главу семьи посетить проповедь и вспомнить ее после ужина со своей семьей. Он также должен был расспросить их о Десяти заповедях, семи смертных грехах, Отче наш и Символе веры. Наконец, он должен принести небольшой напиток для группы и возглавить их пение гимна, относящегося к Богу, Богоматери или Святым [P. Джанель, Католическая Реформация (Милуоки, 1949) 23].
Декрет Пятого Латеранского Собора (1514 г.) признал общую потребность в улучшении религиозного образования. Школьные учителя должны были обучать религиозным истинам: божественным заповедям, символам веры, священным гимнам и псалмам, а также житиям святых (Дж. Д. Манси, 9).0057 Sacrorum Conciliorum nova et amplissima collection 32:881).
Катехизис Лютера. Проповеди и формальной катехизации было недостаточно, чтобы остановить злоупотребления, которые подготовили почву для лютеранского движения. Учения Мартина Лютера захватили умы широких масс Германии посредством высокоэффективной катехизации. Катехизис Лютера впервые появился в 1528 году в старой средневековой форме таблиц, или настенных диаграмм. Через год последовала печатная версия. Аранжировка Лютера 1529 г.катехизис — сначала заповеди, затем Символ веры, а затем молитва и таинства — вырвал учение о благодати из контекста, тем самым разрушив жизненно важный синтез божественной вести о спасении. Организация работы выявила собственные религиозные и духовные проблемы Лютера и положила начало долгой истории катехизисов, в которых использовалось тройственное разделение веры, кодекса и культа с уделением особого внимания кодексу. Такое расположение было логичным в свете лютеранского богословия, но плохо соответствовало католической катехизации.
Только у Лютера термин «катехизис» стал обозначать книгу, как руководство, используемое катехизатором, так и более простой текст, который давал ребенку в руки. До этого времени термин катехизис относился только к содержанию катехизации. Таким образом, период Реформации совпал со значительным переходом к тому периоду, когда руководство по катехизису стало играть главенствующую роль в формировании как теории, так и практики катехизации. Лютер оставил подробные указания по использованию своих катехизисов, настаивая на заучивании наизусть точного текста как средстве сохранения своего учения в неприкосновенности. Заучивание должно было предшествовать анализу материала.
Католическая реакция. По необходимости, перед лицом ереси, католическая катехизация реагировала на протестантизм, уделяя большое внимание богословской точности, поскольку это было необходимо для того, чтобы уяснить существенные различия в учении, отделявшие Церковь от новых сект. Католики в своей реакции на распространение лютеранства не сразу осознали смысл и последствия нововведений Лютера в катехизации. Католические катехизисы, которым противостояла имитация метода кратких вопросов и ответов Лютера, по большей части удовлетворялись тем, что, пока ортодоксия гарантировалась, было найдено удовлетворительное решение проблемы, поставленной катехизисом Лютера.
Первый католический катехизис, написанный как реакция на Лютера, был опубликован в Аугсбурге в 1530 году, за ним последовала серия на немецком и латинском языках. Первые попытки были не очень успешными, потому что им не хватало ясности и краткости. Многие из них были слишком длинными и выученными для массового использования. Они различались формулировками существенных вопросов, явная слабость перед лицом ясного и единообразного изложения, обеспечиваемого быстро распространяющимся катехизисом Лютера.
Святой Петр Канизиус. г. Святой Петр Канисий (1521–1597 гг.) написал три катехизиса, которые исправили многие недостатки ранних католических усилий. В 1555 году появился его большой катехизис Summa doctrinae christianae . Его попросили приукрасить его ссылками на Священное Писание, Отцов и Учителей и Каноническое право в помощь проповедникам и школьным учителям. Понимая невозможность удовлетворить нужды богословов, приходских священников и юношеской студенческой молодежи одним произведением, Канисий издал Catechismus minimus (1556 г. ), который впервые появился как приложение к латинской грамматике. Эта небольшая работа содержит всего 59 вопросов, разделенных на шесть коротких глав, в которых рассматриваются по порядку: (1) вера и Символ веры, (2) надежда и молитва Господня, (3) милосердие и декалог, (4) таинства, (5) ) избегание греха, (6) добрые дела. Через несколько месяцев появилась немецкая версия небольшого катехизиса. Канисий добавил к этой книге ряд молитв на все случаи жизни: утренних и вечерних, до и после еды, а также ежедневную молитву на все нужды христианского мира. Почти 40 лет спустя он подготовил издание Catechismus minimus со словами, разделенными на слоги, чтобы облегчить усвоение текста маленькими детьми.
Третий катехизис Канисия, Parvus catechismus catholicorum (1558), предназначался для юношей около 14 лет. Эта книга задала тон катехизации в Германии на следующие 200 лет. К 1597 году вышло 134 издания произведения. Она претерпела множество исправлений и дополнений со стороны самого автора, обогатившего ее молитвами и размышлениями о жизни Христа. Некоторые издания были богато иллюстрированы.
Катехизисы Канисия были написаны для защиты веры от ересей, и поэтому они обязательно обладали сильным интеллектуальным качеством. Однако они были удивительно лишены полемики, и хотя они написаны в форме вопросов и ответов, они сохранили большую часть духа и даже языка Писания и Отцов.
Другие усилия. Во Франции Эдмунд Оже, SJ, подготовил катехизисы в 1563 и 1568 годах, сходные по своему подходу с работами Канисия. В тот же период Гаспар Астете и Хуан Мартинес де Рипальда, иезуиты, написали катехизисы, которые все еще использовались в 20 веке в Испании. В Англии доктор Лоуренс Во Катехизис христианской доктрины, необходимый для детей и невежественных людей (1562 г.), также показал влияние Канисия.
Римский катехизис. Во время Тридентского собора была предпринята попытка составить два катехизиса: один на латыни для ученых и один для перевода на местные языки для неграмотных и детей. Только первая была предпринята и завершена постсоборной комиссией в 1566 г. Взяв за образец катехизические труды Канисия, Catechismus ex decretis Concilii Tridentini ad Parochos, или Catechismus Romanus, предназначался в качестве справочника для пастырей и нормы, на которой должны были основываться последующие тексты.
В предисловии к труду отмечается, что катехизация — это не то же самое, что богословие, а касается только тех вещей, «которые относятся исключительно к пастырскому служению и приспособлены к способностям верных». Пастору настоятельно рекомендуется держать в уме общий план катехизации, который сводится к трем пунктам: (1) все христианское знание и вечная жизнь есть познание Иисуса Христа; (2) но знать Христа — значит соблюдать Его заповеди; (3) и милосердие есть конец Заповедей и исполнение закона. Пастору также напоминают о важности способа передачи истин веры. Он должен приспосабливать свои наставления к возрасту, способностям и состоянию обучаемых. Далее, поскольку все учения христианства вытекают из слова Божия, пастырь должен посвятить себя изучению источника катехизации. Ожидается, что пасторы будут соотносить свои наставления с проповедью воскресного Евангелия, и для этой цели в катехизисе есть приложение со ссылками на разделы катехизиса, которые могут быть связаны с Евангелием для каждого воскресенья литургического года.
Римский катехизис был одобрен Пием V в 1566 году и Григорием XIII в 1583 году. С тех пор он пользуется постоянными рекомендациями. Лев XIII, Пий X и Пий XI рекомендовали его использовать духовенству в более поздние времена.
Катехизис Романа был немедленно переведен на итальянский язык по приказу Пия V, а в течение следующих трех лет — на немецкий, французский и польский языки. Испанскому переводу сопротивлялись некоторые влиятельные испанцы, которые были против публикации религиозных книг на местном языке, а также потому, что некоторые богословы возражали против катехизисного толкования отрывка из Евангелия от Матфея о крещении (Мф 28.18–19).).
Трентский собор также способствовал прогрессу катехизации, постановив, что люди, и особенно дети, должны быть тщательно проинструктированы. «Епископы также должны следить за тем, чтобы, по крайней мере, по воскресеньям и в другие праздничные дни, дети в каждом приходе тщательно обучались основам веры и послушания Богу и своим родителям теми, чей это долг и кто будет вынужден к тому, если нужно, даже церковными порицаниями» [H. Дж. Шредер, Каноны и декреты Тридентского собора (Сент-Луис, 1941) 196].
Местное законодательство. Епархиальные уставы конкретизировали тридентские указы. Синод Безанона (1571 г.) постановил, что молитвы, которые должен знать каждый христианин, должны читаться на воскресной проповеди. В сельской местности пасторы были обязаны собирать детей один раз в неделю, чтобы они читали свои молитвы на латыни и на французском языке ( Dictionnaire de théologie catholique, 2:2.1919).
В этот же период совет в Лиме, Перу, утвердил катехизис, одобренный Филиппом II Испанским. Этот катехизис был переведен на языки кечуа и аймара. Мексиканский собор в 1585 г. призвал к составлению краткого и простого катехизиса, содержащего молитву Господа, радуйся, Мария, апостольский символ веры, salve regina, 12 статей веры, десять заповедей Божьих и пять заповедей церкви, семь Таинства и семь смертных грехов. Перевод должен был быть сделан для коренных народов каждой епархии, а текст должен был быть объяснен в воскресенья Адвента и во время Великого поста. Перед Крещением взрослые должны были знать «Отче наш», Символ веры и Десять заповедей на своем языке.
Братство христианского учения, утвержденное Пием V в 1571 г., было важным учреждением катехизации. Совместная работа духовенства и мирян с самого начала, братство, основанное в Милане и взращенное св. Карлом Борромео, было особенно широко распространено в Италии и распространилось на Францию и Германию. Члены братства взяли на себя ответственность за продвижение работы по религиозному обучению среди членов своих семей.
Катехизисы Беллармина. Катехизисы св. Роберта Беллармина, написанные по приказу Климента VIII для использования в папских государствах, были наиболее влиятельными из катехизисов, написанных вскоре после Тридентского собора. Dottrina cristiana breve представляет собой краткое изложение христианской доктрины для учеников (1597 г. ). В следующем году Беллармин выпустил руководство для учителей по катехизации, Dichiarazione piu copiosa della dottrina cristiana (1598). В этих книгах нет столь синтезированной катехизации, как в книгах Петра Канизиуса, но они отличаются большой доктринальной ясностью и богатыми психологическими прозрениями. В кратком катехизисе вопросы избегают абстракций и помещаются в понятный ребенку контекст. В более крупном катехизисе обычная схема вопросов и ответов меняется на противоположную, и вопросы задаются устами ученика, а отвечает учитель. Здесь Беллармин имел в виду способ помочь неопытному катехизатору предвидеть вопросы своего ученика и руководство для ясных, полных и адекватных объяснений. Катехизация должна была строиться вокруг богословских добродетелей: веры, сосредоточенной в Символе веры, надежды, выраженной в Отче наш, и милосердия в заповедях Бога и Церкви. Таинства трактуются как источники и средства христианской жизни.
В записке от 1598 года Климент VIII призывал епископов по всему миру «приложить все усилия, чтобы этот катехизис, написанный по Нашему повелению, был принят и следовал в их соответствующих церквях, епархиях и приходах» [J. Бродрик, Жизнь и работа блаженного Роберта Беллармина (Нью-Йорк, 1928) 395]. В конечном итоге катехизис был переведен более чем на 60 различных языков и диалектов, включая издания на арабском, хиндустани, китайском, конголезском, эфиопском, иврите и перуанском языках. Это был единственный катехизис, который святой Франциск Сальский разрешил в своей епархии. Урбан VIII в 1633 г. рекомендовал его использовать в миссиях; Столетие спустя Бенедикт XIV в специальной конституции для всех епископов Церкви посоветовал принять ее в качестве официального руководства каждой епархии. Когда на I Ватиканском соборе был предложен единый и универсальный катехизис, именно катехизис Беллармина был рекомендован в качестве образца.
Катехизисы, появившиеся как часть католической реформации, давали превосходное изложение доктрины относительно простым языком. Таким образом, они удовлетворяли острую потребность и были важным фактором в сдерживании распространения ереси и сохранении чистоты доктрины. Сегодня писатели, активно занимающиеся катехизическим обновлением, считают, что эти катехизисы также имели менее желательный эффект, поскольку способствовали развитию катехизации, которая противоречила динамизму, присущему библейскому нарративному подходу в преподавании христианского учения. По мнению этих авторов, в постреформационных катехизисах не была установлена связь между частями христианского учения, и поэтому весть не представлялась как единое целое, благая весть о спасении сосредоточена во Христе (см. Хофингер, Юнгманн, Слоян ).
Важные успехи были достигнуты в школьной катехизации, хотя она оставалась подчиненной преподаванию религии в церкви и дома. Работе Чарльза Борромео по созданию школ подражали другие епархии по всей Италии. Помимо иезуитов, другими религиозными общинами, внесшими заметный вклад в теорию и практику школьной катехизации, были урсулинки, сомаски, варнавиты и регулярные клерки христианских школ.
Усилия 17-го века. Епархиальные катехизисы, специальные детские катехизисы и трактаты по катехизации умножались в течение 17 века. Франциск де Саль лично наставлял детей своей епархии. В 1602 году в Тулузе произведение Жана Жерсона XIV века было переиздано как часть пособия для учителя. Адриан Бурдуаз открыл школу в Париже в 1622 году специально для того, чтобы привнести религиозное влияние в семьи через обучение маленьких детей. Он также выпустил оригинальную книгу по катехизической педагогике 9.0057 Les rudiments de la foi en faveur des simples fidèles. Среди вкладов Бурдуаза было разделение учеников на возрастные группы с особыми приспособлениями для каждой группы. Эта практика стала обычной в крупных городах Европы, где катехизаторы-миряне иногда помогали в качестве инструкторов. Широко считалось само собой разумеющимся, что катехизация означала объяснение текста катехизиса с последующим повторением вопросов и ответов.
Святой Винсент де Поль (1581–1660) включил катехизацию как неотъемлемую часть миссий, проповедуемых его священниками в сельской местности. Во время своих миссий его священники должны были преподавать катехизис дважды в день. Днем они должны были в течение часа в простой форме обучать детей катехизации. Вечером тот же материал должен был преподаваться взрослым. Катехизация никогда не должна была заменяться проповедью. Под руководством Винсента де Поля святая Луиза де Марильяк предоставила специальное пособие для преподавания катехизиса беднякам в их домах.
Метод Сульпиция. 90 058 В методе Сульпиция, введенном Жаном Жаком Олье (1608–1657), главными катехизаторами были семинаристы. Отличительными чертами были забота о приспособлении катехизации к возрастному уровню ребенка и забота о том, чтобы помочь детям жить в соответствии с преподаваемым учением. При распространении метода большое внимание уделялось квалификации учителей, которые должны были отражать сильную любовь к Богу и детям. Техники Сульпиция не избегали обращения к духу соперничества. Учителя использовали систему баллов за правильные ответы, давали почетные места в классе и присуждали призы за выдающееся чтение. Пение гимнов во время урока катехизиса должно было поддерживать радостную атмосферу. Были предприняты сознательные усилия по дополнению аналитического подхода, хотя упор на запоминание по-прежнему делался. Дети должны были выучить наизусть воскресное Евангелие в качестве подготовки к уроку катехизиса. Занятия, регулярно проводимые в воскресенье после обеда, включали в себя проповедь Евангелия катехизатором и попытку применить дневной урок к повседневной жизни ребенка. Большая часть катехизической практики с 17 века несет на себе отпечаток влияния метода Сульпиция.
Святой Иоанн Креститель де ла Саль. Метод св. Иоанна Крестителя де ла Саль (1651–1719) принес новое понимание использования повествования в катехизации, хотя один из его главных катехизических трудов, Обязанности христианина, , почти или совсем не продвигается вперед по сравнению с обычное расположение текста, которое шло от Символа веры к Заповедям, Таинствам и молитве. Метод де ла Саль был необычным для того времени, поскольку он считал, что запоминание должно следовать за объяснением текста, а не предшествовать ему. Формулы следовало запоминать в виде конспектов только после тщательного развития урока. Хотя библейско-литургический подход отсутствовал, этот метод подчеркивал ценность обучения жизни Христа и жизни святых. Отрывки из Священного Писания использовались, но в основном как иллюстрации догмы.
Другие воздействия. Среди других деятелей, внесших значительный вклад в теорию и практику катехизации в 17 веке, были Сен-Жан Эд, Босуэ, Шарль Тюэ и Клод Флери. Туэт подготовил руководство, в котором показаны три различных метода эффективного использования Римского катехизиса : в проповедях, диалогах и медитациях. Клод Флери опубликовал катехизис, содержащий сокращение священной истории, один из растущего числа катехизисов, стремящихся установить более тесную связь между Священным Писанием и трактовкой догматов вопросов и ответов, которые к тому времени считались стандартными.
Всем методологическим недостаткам XVI и XVII веков противостоял тот факт, что катехизация все еще проводилась в христианской среде.