В Москве учреждено патриаршество. Митрополит Иов наречён Патриархом
23 января (2 февраля) 1589 г. состоялось наречение митрополита Иова патриархом Московским и всея Руси.
До момента учреждения патриаршества Русская церковь возглавлялась митрополитами. До середины XV в. она относилась к Константинопольскому патриархату и не имела самостоятельного управления. После падения Византии Московская митрополия обрела церковную независимость от Константинопольского патриархата. В 1448 г. Собор русских архиереев независимо от Константинополя возвёл на кафедру митрополита Московского и всея Руси епископа Рязанского Иону, положив тем самым начало автокефалии Русской православной церкви. В 1586 г. Москву посетил Антиохийский патриарх Иоаким, а в 1588 г. — Константинопольский патриарх Иеремия II, которые согласились с идеей учреждения Московского патриаршего престола.
23 января (2 февраля) 1589 г. в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе — традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на патриаршество.
Затем все участвовавшие в выборах прибыли во дворец, где Иеремия II представил царю Фёдору Иоанновичу трёх кандидатов: митрополита Московского и всея Руси Иова; архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. Здесь же, в царских палатах, было произведено наречение Иова в патриархи.
26 января (5 февраля) 1589 г. Константинопольский патриарх Иеремия II с сонмом епископов совершил интронизацию первого русского патриарха Иова.
Перед отъездом из Москвы патриарх Иеремия оставил подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами «Уложенную грамоту», подтверждавшую факт учреждения патриаршества в России.
На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 гг., на которых присутствовали восточные патриархи, было решено признать и подтвердить всё, что сделано патриархом Иеремией в Москве; в связи с учреждением русского патриаршества, утвердить патриаршие права в России лично за патриархом Иовом и за всеми его преемниками на все времена и признать за русским патриархом пятое место после патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского.
О правах русского патриарха и пределах его юрисдикции в соборных грамотах говорилось, что он будет иметь «патриаршее достоинство и честь, и сочетается и мерится с прочими Патриархи на вся веки…».
В 1721 г. в царствование Петра I патриаршество было упразднено; императором была учреждена Духовная коллегия, впоследствии переименованная в Святейший правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти.
28 октября (11 ноября) 1917 г. решением Всероссийского поместного Собора патриаршество было восстановлено.
Лит.: Иеродиакон Николай (Летуновский). К 90-летию восстановления Патриаршества [Электронный ресурс] // Московская Епархия Русской Православной Церкви. 2001-2019. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/27/385/; Макарий (Веретенников). Патриаршество на Руси // Церковный Вестник. № 11 (312). Июнь 2005; Московское Патриаршество 1589-1700 // Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М., 1988. Вып. 1; Петрушко В. Установление патриаршества в Русской церкви. Святой патриарх Иов [Электронный ресурс] // Православие.Ru. 1999-2008. URL: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/040310103305.htm.
См. также в Президентской библиотеке:
Макарий (Булгаков Михаил Петрович). История русской церкви. СПб., 1881. Т. 10: Период самостоятельности русской церкви. Патриаршество в России. Кн. 1;
Митрополит Тихон избран патриархом Московским и всея Руси // День в истории. 18 ноября 1917 г.;
На патриарший престол возведён митрополит Филарет // День в истории. 4 июля 1619 г.;
Шпаков А. Я. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве от Флорентийской унии до учреждения патриаршества: княжение Василия Васильевича Темного. Киев, 1904. Ч. 1.
Учреждение патриаршества в России – кратко о значении и дата введения на Руси
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 223.
4.7
Средняя оценка: 4. 7
Всего получено оценок: 223.
Учреждение патриаршества на Руси относится к концу XVI века, к последним годам правления династии Рюриковичей. Дата введения патриаршества – 1589 год. Первым патриархом стал Иов. Он занимал этот пост до 1605 года, то есть при Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове.
Процесс установление патриархата
С 1448 года митрополит в Москве считался автокефальным. Однако, утверждение патриаршества относится к маю 1589 года, когда Вселенский патриарх Иеремия II, который занимал должность Константинопольского патриарха с перерывами с 1572 по 1595 год.
Рис. 1. Патриарх Иов.Во время переговоров патриарх Иеремия II находился под домашним арестом. Переговоры шли с июля 1588 года. Решение о создании патриархата было подтверждено двумя соборами в Константинополе, они были проведены в 1590 и в 1593 годах.
Царский престол в те годы занимал Федор Иоаннович, сын Ивана IV Грозного, последний царь из династии Рюриковичей. Важную роль в создании патриаршества играл Борис Годунов.
В перечне патриархатов того времени Московскому было отведено пятое место, после Константинопольского, Александрийского, Иерусалимского и Антиохийского. Патриаршество просуществовало в России до 1700 года. После смерти патриарха Адриана в 1700 году Петр I запретил избирать нового, а спустя 20 лет для управления делами церкви создал Святейший Синод.
Действия патриарха Иеремии были единоличными. Они вызвали осуждение на Ближнем Востоке, например, со стороны Александрийского Патриарха. В 1590 этот патриарх отказался подписать грамоту, но в 1593 его подпись там появилась.
Рис. 2. Патриарх 1589.Первый патриарх – Иов
Патриарх Иов родился в городе Старица на территории современной Тверской области в 1525 году. В молодости он прошел обучение в школе при Старицком Успенском монастыре. В 1556 году он стал монахом и вместо мирского имени Иван взял имя Иов. В 1570-ые он занимал должность архимандрита в царском Новоспасском монастыре в Москве. В 1581-1586 годах он был епископом Коломенским и архиепископом Ростовским.
В 1586 занял пост московского митрополита, а с 1589 – Московского патриарха.В годы его патриаршество шел процесс распространения православия в Поволжье и на Западную Сибирь, увеличилась печать церковных книг, были канонизированы Василий Блаженный и Иосиф Волоцкий. При самозванце Лжедмитрии I Иова отправили в качестве простого монаха в изгнание в город Старица. После свержения самозванца он был реабилитирован, но на патриарший престол не вернулся из-за старости и умер в своем родном городе в 1607 году. Его похоронили в Старицком монастыре и в 1989 году канонизировали в лике святителей. В 2012 году патриарх Иов был канонизирован старообрядческой церковью.
После Иова при самозванце Лжедмитрии I патриархом краткий период был Игнатий. В 1606 году его лишили сана и он через несколько лет уехал в Речь Посполитую, где принял унию с католичеством. Он родился на Кипре в 1560 году и умер в 1640 году в Вильно.
Рис. 3. Патриарх Игнатий.Что мы узнали?
Учреждение патриаршества в России стало одной из важнейших вех в истории православной церкви. Значение этого события в том, что царство русское заявило о себе как об одном из пяти центров восточного христианства.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 223.
А какая ваша оценка?
русская ортодоксальная церковь (московский патриархат)
(Русский период: 1 0004
Распределение членства:
— Российская Федерация: 113,500000 9000 — УКАРТИВ: 300009. 5 900 000
— Средняя Азия: 1 000 000
— Прибалтика: 1 400 000
Распределение приходов:
— Российская Федерация: 12 638
— Украина: 10 377
— Беларусь: 1 319
— Молдова: 1 520
— другие страны бывшего СССР: 461
— все остальные страны: 275
Русская Православная Церковь является многонациональной поместной автокефальной церковью, поддерживающей общение в молитве, вере, таинствах и каноническом праве с другие поместные православные церкви. Ее юрисдикция распространяется на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви, в том числе в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Эстонии, а также на Православные люди, являющиеся ее добровольными членами, проживающие в других странах. В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви. В настоящее время самоуправляются Латвийская православная церковь, Молдавская православная церковь и Эстонская православная церковь. Украинская Православная Церковь является самоуправляемой церковью с правом широкой автономии.
Японская и Китайская Автономные Православные Церкви являются самостоятельными церквами, свободными в своих внутренних делах и связанными со Вселенским Православием через Русскую Православную Церковь.
Христианские миссионеры впервые широко проповедовали в России в IX-X веках. Около 988 года император Владимир принял крещение и установил христианство в качестве официальной религии в своих владениях. Первоначально он привел священников из Византийской империи и установил греческую иерархию под началом митрополита. С самого начала в богослужении использовался славянский язык, и постепенно русское духовенство заменило греческий. В начале 14 века митрополичий престол был перенесен из Киева в Москву. Московский Патриархат был создан в 1589 году.Иеремия II, патриарх Константинопольский. Петр Великий (1676 — 1725) упразднил должность патриарха и заменил ее священным синодом, члены которого назначались императором и могли быть им уволены в любое время. В 1917-18 годах в Москве собрался большой собор архиереев, приходского духовенства и мирян, инициировавший основательную реорганизацию всех сторон церковной жизни, в частности восстановление Патриаршества.
Высшими органами управления Русской Православной Церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси. Патриарх избирается пожизненно. Поместный собор состоит из епископов и представителей духовенства, монахов и мирян. Он интерпретирует учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с поместными православными церквами. Он также занимается внутренними делами церковной жизни, канонизирует святых, избирает патриарха Московского и всея Руси и устанавливает порядок таких выборов. Архиерейский совет состоит из епархиальных архиереев и викарных архиереев и собирается раз в 4 года. Священный Синод под председательством Патриарха Московского и всея Руси является руководящим органом Русской Православной Церкви между архиерейскими соборами. Помимо патриарха, священный синод состоит из 12 членов — семи постоянных (самых старших митрополитов) и пяти временных, избираемых из епархиальных архиереев.
В состав церкви входят отделы внешних церковных связей, катехизиса и религиозного образования, благотворительного и социального служения, миссии, молодежи, вооруженных сил, издательство, комитет по образованию и канцелярия. Имеются пять духовных академий, 32 семинарии, 43 предсеминарии, один богословский институт, два православных университета, шесть пастырских курсов, две епархиальные женские богословские школы, несколько певчих и иконописных школ и отделений, а также воскресный школы в большинстве приходов.
Русская Православная Церковь опубликовала в 2000 году два важных документа: «Основы социальной концепции Церкви» и «Основы церковного отношения к инославным».
Восточное православие | Определение, происхождение, история и факты
Иисус Христос: мозаика
Посмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Иннокентий IV Михаил VIII Палеолог Евтихия Деметриус Сидонес Исидор Киевский
- Похожие темы:
- патриарх Богородица Православная Церковь Албании Православная Церковь Константинополя Христотокос
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Восточное православие , официальное название Православная католическая церковь , одна из трех основных доктринальных и юрисдикционных групп христианства. Он характеризуется своей преемственностью с апостольской церковью, ее литургией и ее территориальными церквями. Его приверженцы живут в основном на Балканах, Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР.
Природа и значение
Восточное православие — это большая группа христиан, которые следуют вере и практикам, определенным первыми семью Вселенскими соборами. Слово ортодоксальный («право верующий») традиционно использовалось в грекоязычном христианском мире для обозначения общин или отдельных лиц, сохранивших истинную веру (как это определено этими соборами), в отличие от тех, кто был объявлен еретиком. Официальное обозначение церкви в восточно-православных литургических или канонических текстах — «Православная католическая церковь». Однако из-за исторических связей восточного православия с Восточной Римской империей и Византией (Константинополем) в английском употреблении оно упоминается как «Восточная» или «Греческая православная» церковь. Эти термины иногда вводят в заблуждение, особенно когда они применяются к русским или славянским церквям и к православным общинам в Западной Европе и Америке.
Следует также отметить, что Восточная Православная Церковь представляет собой отдельную традицию от церквей так называемой Восточной Православной Общины, включающей теперь Армянскую Апостольскую Церковь, Эфиопскую Православную Церковь Теваэдо, Эритрейскую Православную Церковь Теваэдо, Коптскую Православную Церковь , Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока и Маланкарская православная церковь Индии. Со времени Халкидонского собора 451 г. до конца 20 века восточные православные церкви не общались с Римско-католической церковью, а затем с Восточной православной церковью из-за предполагаемой разницы в доктринах относительно божественной и человеческой природы Иисуса. . Это изменилось в 1950-х годов, когда обе церкви самостоятельно начали диалог с восточными православными церквями и разрешили многие древние христологические споры.
Культурный контекст
Раскол 1054 года между церквями Востока и Запада явился кульминацией постепенного процесса отчуждения, начавшегося в первые века христианской эры и продолжавшегося в средние века.
Во время раскола 1054 года между Римом и Константинополем членство в Восточной Православной Церкви было распространено на Ближнем Востоке, Балканах и в России с центром в Константинополе, который также назывался «Новым Римом». Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Восточной Православной Церкви, но и сегодня основная масса ее членов проживает в одних и тех же географических районах. Однако миссионерская экспансия в Азию и эмиграция на Запад помогли сохранить значение Православия во всем мире.
Норма церковной организации
Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (канонически и административно независимых), при Вселенском Константинопольском патриархе, обладающем титульным или почетным первенством. Количество автокефальных церквей в истории менялось. В начале 21 века их было много: Константинопольская церковь (Стамбул), Александрийская церковь (Африка), Антиохийская церковь (со штаб-квартирой в Дамаске, Сирия) и церкви Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Греция, Албания, Польша, Чехия и Словакия, Америка.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Существуют также «автономные» церкви (сохраняющие символическую каноническую зависимость от материнского престола) на Крите, в Финляндии и Японии. Первые девять автокефальных церквей возглавляются «патриархами», остальные — архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго почетные.
Порядок старшинства, в котором перечислены автокефальные церкви, не отражает их фактического влияния или численного значения. Константинопольский, Александрийский и Антиохийский патриархаты, например, представляют лишь тени своей былой славы. Тем не менее сохраняется консенсус в отношении того, что первенство чести Константинополя, признаваемое древними канонами, поскольку он был столицей древней империи, должно оставаться символом и инструментом церковного единства и сотрудничества. Таким образом, современные всеправославные конференции были созваны вселенским патриархом Константинополя. Некоторые из автокефальных церквей де-факто являются национальными церквями, причем русская церковь является самой крупной. Однако не национальный критерий, а территориальный принцип является нормой организации Православной церкви.
После русской революции внутри православной церкви было много беспорядков и административных конфликтов. В Западной Европе и, в частности, в Америке были созданы пересекающиеся юрисдикции, а политические страсти привели к формированию церковных организаций без четкого канонического статуса. Хотя создание автокефальной Православной Церкви в Америке (1970 г.) Московским патриархом вызвало споры, заявленной целью было восстановление нормального территориального единства в Западном полушарии. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Вселенский патриарх Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года.