Учение о монадах лейбница кратко: Учение о монадах. Философия Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц: основные идеи, учение кратко

Неудовлетворенность спинозовским представлением о субстанции и локковским решением проблемы происхождения знаний побудила Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) выдвинуть свою метафизическую гипотезу о сущности вселенной. Согласно Лейбницу, все тела, из которых состоит универсум, есть сочетания простых субстанций, или монад. В отличие от тел, монады непосредственно едины, а потому не могут сложиться и разложиться естественным путем. Лейбниц отрицает возможность существования телесных атомов и считает, что природа монад заключается в деятельности, исходящей из них самих. Поэтому он называет монады формальными атомами, первичными силами или энтелехиями, т.е. совершенными и самодостаточными сущностями.

Совершенная внутренняя определенность каждой монады делает их всех не только разными, но и совершенно различными. Нет и не может быть двух одинаковых монад. Не мы отличаем одну монаду от другой по каким-то случайным признакам, а они сами, действуя, с необходимостью отличаются друг от друга. Согласно Лейбницу, в этом состоит принцип индивидуализации: то, что не различено в себе самом, по сути не отличается от иного. Истинное определение или отрицание принадлежит самой субстанции как субъекту и является результатом ее спонтанной деятельности. Благодаря этому каждая монада обладает уникальной определенностью и есть не только атом или индивидуум, т.е. нечто неделимое, но и индивидуальность, т.е. вполне определенная в себе самой единичная сущность.

Поскольку монада сама определяет себя,  ничто не может воздействовать на нее извне. Как простая субстанция она может измениться только сама и есть самодовлеющее, замкнутое целое. Но что может измениться в монаде, если она по определению проста, едина? Лейбницу ясно, что это может быть только многое в едином, ибо монада во всех изменениях остается тождественной себе самой. Это положение есть логическое следствие принципа индивидуализации, внутреннего различия монад: единое действительно едино только в том случае, если оно многообразно различено в себе самом. Поскольку же субстанция проста и не имеет частей, ее различия не реальны, а идеальны. Они есть не другие монады и тела, а ее перцепции, т.е. восприятия, представления ею других монад и тел, возбуждаемые ее стремлением переходить от одного представления к другим.

Согласно Лейбницу, природа монад заключается в идеальной деятельности  представления внешнего внутренним, сложного — простым, всеобщего — единичным. Все монады суть представляющие силы и каждая из них определенным особенным образом отражает весь мир, универсум. Деятельность монад состоит, стало быть, не просто в том, чтобы представлять собой или себе нечто иное, внешнее им. Перцепцией Лейбниц именует только такое представление, содержание которого является универсальным, т.е. всеобщим и вместе с тем конкретным — единым в своем многообразии и многообразным своем единстве.

Живая форма этого конкретно-всеобщего содержания и есть сама монада — спонтанная, не вызванная ничем иным деятельность, при переходе от одного представления к другому изменяющаяся в себе самой. Благодаря этому простая субстанция различается во множестве своих модусов, не утрачивая изначального единства и простоты. Она отрицает всякое внешнее и полагает его как свое, как различие в себе самой, в единой субстанции. Эта отрицательная деятельность монады, которой она непрерывно утверждает и поддерживает свое собственное бытие, есть ее жизнь. Поскольку же монады необходимо должны быть всюду, где есть тела, замечает Лейбниц, вселенная полна жизни и вширь и вглубь.

Раскрытие природы монад позволяет Лейбницу выделить их виды и объяснить, чем один вид отличается от других. Монады первого вида отличаются наибольшей смутностью своих представлений вселенной. Деятельность этих монад страдательна, а стремление не доходит до желания и понимания. Лейбниц называет их материальными монадами или просто жизнями. Неорганические тела есть скопления, агрегаты таких монад, связанных между собой лишь внешним, пространственным, механическим образом. Монады второго рода обладают большей отчетливостью представлений и называются душами. Деятельность души не пассивна, она выступает как активное начало, преобразующее множество внешних друг другу материальных монад в их внутреннее единство.

Поэтому господство души над телом не реально, а идеально. Душа присутствует в теле не как отдельная монада, а как внутреннее единство различных монад. Тело, сформированное душой, есть уже не механизм, а организм — тело органического существа (растения или животного). В отличие от неорганических тел, эти существа живут не только скрытой, материальной жизнью, но и открыто проявляющей себя как жизнь   органической жизнью, или жизнью души. Благодаря ей  организмы питаются, размножаются и ощущают, причем некоторые из них даже имеют память.

Монады третьего вида Лейбниц называет духами. Он проводит различие между перцепцией, т.е. внутренним состоянием монады, воспроизводящем внешнее ей, и апперцепцией, осознанием этого состояния. Апперцепция, т.е. познание душой своих представлений вселенной делает ее разумной душой, или духом. В отличие от всех органических существ, такой потенциально разумной душой обладает человек. Но чтобы реализовать эту высшую для себя возможность стать разумным существом, человек должен добиться полной отчетливости своих представлений, познав их необходимые причины.

В связи с этим Лейбниц различает случайные, данные в опыте «истины факта» и необходимые «истины разума». К числу последних принадлежат, по его убеждению, истины логики, математики и метафизики. Только в познании вечных истин, т.е. тех законов, по которым Бог сотворил вселенную, состоит жизнь духа — духовная жизнь человека как разумного существа. Именно разумным познанием необходимых истин отличается собственно человеческая, т.е. духовная жизнь от простой психической жизни животных. Согласно Лейбницу, дух есть источник всего человеческого в человеке, ибо лишь дух способен к самопознанию, т.е. к пониманию нематериальных вещей и истин. Это и делает людей способными к наукам и доказательным знаниям. Благодаря разуму человек есть не только живое и одушевленное зеркало универсума, но и образ самого Бога. Наделенный разумом человек хотя и является творением Бога, сам обладает творческой способность создавать великие произведения искусства и открывать истины, по которым устроены вещи.

Важным пунктом доктрины Лейбница является разъяснение природы взаимного отношения монад и связанное с ним доказательство бытия Бога. Так как все монады есть простые субстанции, ни одна из них не может быть причиной изменения другой. Этим исключается и возможность взаимодействия монад. Признание любого вида причиной связи между простыми жизнями, душами и духами уничтожило бы их субстанциальность. Остается приемлем лишь один способ объяснения их отношения — гармония, т.е. полная согласованность происходящих в монадах изменений. Хотя все монады весьма различны, они тем не менее отражают один и тот же предмет — вселенную. Так Лейбниц объясняет единство их содержания, обеспечивающее согласованность всех изменений в универсуме.

Гармония простых субстанций не может быть результатом их активности, которая у каждой монады замыкается в круге ее представлений и не способна выйти из него. Но без взаимной согласованности монады вовсе не могли бы существовать. Поэтому Лейбниц называет гармонию монад предустановленной. Он полагает, что должен существовать изначальный источник этой гармонии — монада монад, Бог, которого Лейбниц именует также Ratio (лат.), т.е. Основанием, или Разумом. Бог как начало гармонии монад не может быть причиной, действующей на монады извне. В этом случае они перестали бы быть субстанциями, спонтанными в своей деятельности. Но он может быть основанием их существования.

Ведь множество монад, как и любое множество, не существует само по себе, без единства как своего основания. Всеобщее основание всего сущего должно  вместе с тем быть достаточным основанием для объяснения того,  почему, во-первых,  вообще есть сущее, а не ничто,  и, во-вторых, почему оно таково, каково оно есть.  Существование и устройство вселенной нельзя объяснить материальными причинами, ибо их связь  уходит в бесконечность. Поэтому та последняя причина (causa finalis – лат. ), на которой можно и должно остановиться как на достаточном основании объяснения существования и порядка мироздания,  есть Бог. Поскольку же Бог, в отличие от материальных причин, действует не вслепую, а с сознанием своей цели и во всеоружии средств, необходимых для ее достижения, универсум устроен им разумно и есть лучший из  всех возможных миров.

Философия Лейбница

Это представление заложено в каждую монаду Богом — так  же, как и принцип действия. Нельзя сказать, что каждая монада действует, как ей захочется. Все монады имеют  ту силу и движутся в том направлении, которое заложено в нее Богом. Поэтому те законы, которые связывают  различные монады, т.е. различные  силы, это и есть способ управления мира Богом.

Монады не взаимодействуют, между ними есть только согласованность, гармония. Один из примеров такой согласованности, по Лейбницу, мы можем видеть в самих  себе. У каждого человека кроме  души есть еще и тело. Тело также  состоит из различных монад, и  управляет телом душа — не потому, что она так хочет (не монада управляет), а так Бог согласовал действия монады души с телесными монадами. То есть Бог согласует действия души и тела. Однако понятие Бога не является очевидным для всех людей, и Лейбниц  приводит различные доказательства. Во-первых, доказательство существования  Бога от достаточного основания (все, что  существует в мире, должно иметь  причину существования). А во-вторых, доказательство от совершенства Бога: если Бог возможен, то Он необходим. Если мы можем представить себе Бога как некое возможное существо, то поскольку Бог совершенен, а  совершенство включает в себя понятие  бытия, то Бог необходимо существует, Ему присуще необходимое бытие. Лейбниц соединяет и 

онтологическое, и космологическое доказательство бытия Бога в своей философии.

Поскольку в мире существуют вещи, которые могли бы не существовать (они существуют как бы случайно), то Бог является именно той Причиной, Которая дает этой случайности необходимое  существование. Лейбница дает своеобразную трактовку случайности. Спиноза  говорил, что случайным человек называет то, причин чего он не знает.

Лейбниц понимает случайность по-другому: случайно то, противоположное чему остается всегда возможным. Если я существую, хотя мог бы и не существовать, значит, мое существование случайно. А необходимо то, противоположное чему невозможно. Существование Бога необходимо, потому что невозможно Его не существование. А существование всех вещей в нашем мире случайно, потому что возможно и их не существование.

Единственное необходимое  существо в мире — это Бог, потому невозможно только Его не существование. А все, что есть в мире, может существовать и не существовать, поэтому все, что в мире находится, случайно. Значит и наш мир, существующий в том виде, в каком он существует, случаен, а значит, возможно существование и других миров. Следовательно, Бог создал наш мир, выбрав в Своем уме из различных других возможностей. А поскольку Бог есть существо разумное и благое, то поскольку Он выбрал именно наш мир, то наш мир есть наилучший из всех возможных миров, которые могли бы существовать.

Если в нашем мире есть разные недостатки, то это не значит, что наш мир создан неправильно. Бог лучше нас знает, какой мир создать, и наш мир есть наилучший из всех возможных миров. У Бога есть три способности: могущество, воля и знание. Могущество дает основание существованию всех монад; знание дает способность восприятия, а воля — способность к стремлению каждой монаде. Своей волей Бог выбирает наилучший из возможных миров, Своей мощью Он приводит его к существованию, а Своим разумом упорядочивает этот мир, дает ему законы, истину и благо (которые познает человек и действует в соответствии с ними). А поскольку весь мир гармоничен, то, следовательно, Бог один и Един (невозможно допустить существование нескольких богов). С представлением о мире как наилучшем из возможных миров не совсем стыкуется обыденное мнение о существовании в мире зла. Эта проблема для Лейбница — одна из основных, ей он посвящает трактат «Теодицея»
3
. Основные выводы его нам уже известны: зло как таковое не существует, у зла нет своей субстанции, так же как нет ее у тьмы. Но есть и метафизическая причина существования в мире несовершенства. Поскольку совершенным является лишь Бог, все остальное не есть Бог, поэтому заключает в себе несовершенство уже в силу того, что это — творение. Мир сотворен Богом, он не есть Бог и потому несовершенен. Если бы мир был совершенен, это все равно как если бы Бог сотворил Сам Себя, повторил Сам Себя, а существование двух богов невозможно. В этом, по терминологии Лейбница, состоит метафизическое зло — в ограниченности мира. Бог беспределен, мир же ограничен в метафизическом смысле, поэтому в мире необходимо существует метафизическое зло. Все остальные виды зла (физическое и моральное) не необходимы, а всего лишь возможны. Необходимыми их делает только сам человек. Физическое зло состоит в страданиях, а моральное — в грехе. Страдания появились с грехопадением человека, а грех (здесь Лейбниц не открывает ничего нового) состоит в отпадении человека от Бога, в его свободе. Свобода человека является основным принципом лейбницевской метафизики: поскольку каждая душа есть монада и имеет в себе принцип действия, поэтому она и свободна.
Хотя Лейбниц, как и Спиноза, отрицает понятие свободы воли. Свободы воли не существует в виде «я хочу то, что я хочу» — человек может хотеть только то, что заложено в него Богом. Желания, которые Бог дает в виде возможностей, человек часто актуализирует и превращает возможность физического и морального зла в действительность.

Но почему тогда Бог  творит этот мир, если Он знает, что  творение Его будет несовершенным  и, следовательно, в нем будет  зло? Бог творит мир в силу того, что Он благ. Именно благость Бога является основной причиной творения мира. Существовать лучше, чем не существовать, — это  основное положение, лежащее в основе онтологического доказательства бытия  Бога. Поэтому существовать нашему миру, даже несовершенному, лучше, чем  вообще ничему не существовать, кроме Бога. Поэтому, проявляя свою благость, Бог и творит мир, который несовершенен и имеет в себе зло.

Лейбниц предлагает и другие объяснения существования в мире зла. Например, что благоденствие  злодеев только кажущееся, а на самом  деле злодеи испытывают страдания, несравнимые  с теми, что испытывает праведник, а после смерти наказание злодеев очевидно.

То, что нам кажется злом, на самом деле таковым не является; то, что есть зло для части, для целого является благом. Лейбниц проводит последовательно принцип предустановленной гармонии. Эта гармония существует не только в мире материальном, но и между миром материальным и духовным. Духи, т.е. разумные монады, образуют между собой некоторое сообщество; совокупность всех духов образует град Божий. Этот град есть мир нравственный, наиболее возвышенный и совершенный из всех дел Бога. Между градом Божиим и земным миром также существует предустановленная гармония, поэтому все поступки в земном мире связаны с событиями в граде Божием, а значит, за земные грехи человек будет отвечать после смерти, и наоборот — за праведную жизнь он получит достойное воздаяние. Бог часто дает награды чисто физические, понимая, что физический мир связан и с духовным бытием. Поэтому добрые дела награждаются, а злые получают возмездие. Значит, Бог есть цель жизни человека, в стремлении к Богу и в познании Бога состоит счастье человека.

 

 

 

 

 

1.3Готфрид Лейбниц:  учение о множественности субстанций

Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой являются все единичные вещи и существа, немецкий философ Готфрид Вильгельм  Лейбниц (1646-1716) противопоставил учение о множественности субстанций. Тем  самым Лейбниц попытался провести в рационалистической метафизике XVII века восходящее к Аристотелю номиналистическое  представление о реальности единичного.

Плюрализм субстанций Лейбниц  сознательно противопоставил пантеистическому монизму Спинозы. Самостоятельно существующие субстанции получили у Лейбница название монад («монада» в переводе с  греческого означает «единое», или «единица»).

Сущность (субстанция) еще  начиная с античности мыслилась как нечто единое, неделимое. Согласно Лейбницу, монада проста, то есть не состоит из частей, а потому неделима. Но это значит, что монада не может быть чем-то материально-вещественным, не может быть протяженным, ибо все материальное, будучи протяженным, делимо до бесконечности.

Не протяжение, а деятельность составляет сущность каждой монады. Но в чем же состоит эта деятельность? Как поясняет Лейбниц, она представляет собой именно то, что невозможно объяснить с помощью механических причин: во-первых, представление, или восприятие, и, во-вторых, стремление. Представление идеально, а потому его нельзя вывести ни из анализа протяжения, ни путем комбинации физических атомов, ибо оно не есть продукт взаимодействия механических элементов. Остается допустить его как исходную, первичную, простую реальность, как главное свойство простых субстанций.

Деятельность монад, по Лейбницу, выражается в непрерывной смене  внутренних состояний, которую мы можем  наблюдать, созерцая жизнь собственной  души. И в самом деле, наделяя  монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслит их по аналогии с  человеческой душой.

Монады, говорит Лейбниц, называются душами, когда у них  есть чувство, и духами, когда они  обладают разумом. В неорганическом же мире они чаще именовались субстанциальными формами — средневековый термин, в  который Лейбниц вкладывает новое  содержание. Таким образом, все в  мире оказывается живым и одушевленным, и там, где мы видим просто кусок  вещества, в действительности существует целый мир живых существ — монад. Такое представление сегодня  вряд ли вызовет удивление, поскольку  мы знаем, что в каждой капле воды и в самом небольшом клочке почвы кишат невидимые нам  мириады микроорганизмов. Нужно  сказать, что монадология Лейбница своим возникновением в немалой  степени обязана именно открытию микроскопа. Один из конструкторов  микроскопа А. Левенгук изучал микроскопическую анатомию глаза, нервов, зубов; ему принадлежит  открытие красных кровяных телец, он же обнаружил инфузории и бактерии, которые назвал латинским словом «анималькули» — зверьки. Все это вызывало потребность в новом воззрении на природу, и ответом на эту потребность была монадология Лейбница.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном  мире, как зеркале единой и бесконечной  Вселенной. Занимаясь логикой, Лейбниц  разработал ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального  познания. Он является одним из зачинателей  современной символической и  математической логики.

Лейбниц много и плодотворно  занимался философскими проблемами морали, государства и права, доказывая, что первоисточником зла выступает  ограниченность и конечность всех вещей, несовершенство мира, сотворенного Богом. Исходя из этого, Лейбниц создал свою концепцию «оправдания Бога» — теодицею, где он доказывает, что сотворенный  мир является лучшим из возможных  миров. Согласно Лейбницу, в этом самом  совершенном мире даже зло — этот неизбежный спутник и условие добра — к  лучшему. Поэтому Лейбниц исходит  из того, что божественное всеведение должно было знать этот лучший из миров, божественная благодать должна была желать его осуществления, тогда  как божественное всемогущество  должно было быть способным его произвести. Все это возможно, согласно Лейбницу, поскольку не противоречит законам  логики. Главное — «сотворенный мир» самый совершенный в силу того, что в нем добро значительно  превосходит зло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Данильян О.Г. Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2007.
  2. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. — СПб., 2003.
  3. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1983.
  4. Лейбниц Г. Опыты теодицеи. Соч. в 4-х томах. Т. 4. М., 1989.
  5. Лейбниц Г. Рассуждения о метафизике. Соч. в 4-х томах. Т.1. М., 1982.
  6. Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 3.
  7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. Новое время. СПб., 1996.
  8. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2008.

 


Монада | философия | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Монадология Лейбница

Монадология Лейбница
Лейбниц Монадология

Г. В. Leibnizs Monadology (1714) представляет собой очень краткое и сжатое изложение его теории о том, что вселенная состоит из бесконечного числа субстанций, называемых монадами. Лейбниц обсуждает природу монадического восприятия и сознания, принципы, управляющие истиной и разумом, и отношение монадической вселенной к Богу.

Лейбниц определяет монаду как простую субстанцию, которая не может быть разделена на части. Составная субстанция может быть образована агрегацией монад. Таким образом, сложное вещество может быть разделено на простые части.

Согласно Лейбницу, монады различаются по качеству, и нет двух абсолютно одинаковых монад. Каждая монада имеет свою индивидуальную идентичность. Каждая монада имеет свой внутренний принцип бытия. Монада может претерпевать изменения, но это изменение внутренне детерминировано. Изменения свойств любой монады не определяются извне другими монадами.

Каждая монада имеет множество свойств и отношений, составляющих ее восприятие. Каждая монада имеет свои собственные восприятия, которые отличаются от восприятий других монад. Перцептивные изменения конституируются внутренними действиями монад. Лейбниц описывает три уровня монад, которые можно различать по способам восприятия. Простая или голая монада обладает бессознательным восприятием, но не имеет памяти. Простая или обычная душа — это более высокоразвитая монада, обладающая отчетливым восприятием, сознательным сознанием и памятью. Разумная душа или дух есть еще более высокоразвитая монада, обладающая самосознанием и разумом (оба составляют «апперцепцию»).

Лейбниц говорит, что необходимые и вечные истины могут быть познаны разумом. Разумная душа может знать необходимые и постоянные истины, в отличие от обычной души, которая может связывать восприятия только посредством памяти. Разумная душа может знать вечные истины о вселенной и об отношении вселенной к Богу. Разумная душа думает о себе как о ограниченной, но думает о Боге как о неограниченной.

Лейбниц объясняет, что разум управляется двумя основными принципами: принципом противоречия и принципом достаточного основания. Согласно принципу противоречия, предложение должно быть либо истинным, либо ложным. Если два суждения противоречат друг другу, то одно из суждений должно быть истинным, а другое ложным. Согласно принципу достаточной причины, ничего не происходит без причины. Ни одно предложение не может быть истинным без достаточного основания для того, чтобы оно было истинным, а не ложным.

Лейбниц заявляет, что есть два вида истины: истины разума и истины факта. Истины разума априорно , а истины факта апостериори . Нужны истины разума, вечные истины. Истины факта — это случайные, эмпирические истины. Оба вида истины должны иметь достаточное основание. Истины разума имеют свое достаточное основание в том, чтобы противопоставляться противоречивости и логической непоследовательности положений, которые их отрицают. Истины фактов имеют достаточное основание в том, что они более совершенны, чем предложения, которые их отрицают.

Однако Лейбниц также утверждает, что конечная причина всех вещей должна быть найдена в необходимой и универсальной субстанции, которой является Бог. Первичная субстанция не материальна, по Лейбницу, потому что материя бесконечно делима. Каждая монада производится из первичного единства, которым является Бог. Каждая монада вечна и способствует единству всех других монад во вселенной.

Лейбниц говорит, что есть только одна необходимая субстанция, и что это Бог. Необходимая субстанция — это та, существование которой логически необходимо. Существование необходимой субстанции нельзя отрицать, не вызвав в той или иной форме внутреннего противоречия. Таким образом, существование Бога логически необходимо. Бог абсолютно реален, бесконечен и совершенен. Все совершенство и вся реальность исходят от Бога. Бог как высшая монада есть абсолютное единство.

Лейбниц поясняет, что совершенство монады раскрывается в ее деятельности. Несовершенство монады обнаруживается в ее пассивности. Монада совершенна, поскольку она активна, и несовершенна, поскольку пассивна. Действия и реакции являются взаимными отношениями между монадами и постоянно меняются. Действия одних монад являются достаточным основанием для реакций других монад. Реакции одних монад достаточно обоснованы действиями других монад. Все действия и реакции монад управляются принципом гармонии, установленным Богом.

Лейбниц утверждает, что, поскольку разумная душа или дух могут знать вечные истины и действовать согласно разуму, они могут отражать Бога. Духовный мир — это нравственный мир, который может направлять природный мир. Благость Божья обеспечивает гармонию между духовным миром и природным миром и устанавливает гармонию между нравственными законами и естественными законами. Совершенная гармония нравственного и естественного закона находится в духовном мире, который Лейбниц называет Градом Божьим.

Лейбниц также говорит, что в разуме Бога существует бесконечное число возможных вселенных, но что Бог избрал единственную вселенную, достаточная причина которой состоит в том, что это наилучшая из возможных вселенных (т. е. имеющая наивысшую возможную степень совершенства).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *