Как и каким появляется чацкий. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума» (сочинение)
«…Помилуйте, мы с вами не ребяты…»Чацкий является потомственным дворянином, помещиком средней руки. Он владеет 300-400 крепостными душами:
Хлёстова. Нет! триста! – уж чужих имений мне не знать!Александр Чацкий рано остался сиротой. Его родители умерли, когда он был еще ребенком. Отец Чацкого дружил с :
Фамусов. Четыреста, прошу понять.
Хлёстова. Нет! триста, триста, триста.
«…Вот-с – Чацкого, мне друга, // Андрея Ильича покойного сынок…»После смерти родителей Чацкий жил у Фамусова и воспитывался вместе с его дочкой . Повзрослев, Александр Чацкий начал жить отдельно, потому что ему стало скучно у Фамусовых:
«…Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли…»
«…но потом / Он съехал, уж у нас ему казалось скучно. ..»Чацкий и София с детства были дружны:
«…Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой…»
Чацкий давно любит Софию:
«…И всё-таки я вас без памяти люблю…»Три года назад Чацкий уехал из Москвы, чтобы попутешествовать. В начале пьесы он возвращается в Москву после 3 лет отсутствия:
«…Три года не писал двух слов! / И грянул вдруг как с облаков…»
«…Обрыскал свет…»«…Охота странствовать напала на него…»
Александр Чацкий — неглупый и остроумный человек:
«…Он не глуп…»
«…Был острый человек…»Господин Чацкий красноречив. Он умеет красиво говорить:
«…умен, красноречив…»
Чацкий любит острить и «подкалывать». Он «невоздержан на язык»:
«. ..Зачем же быть, скажу вам напрямик, / Так невоздержну на язык?..»
«…Унизить рад, кольнуть…»
Александр Чацкий — насмешливый человек. Ему нравится смеяться над глупыми, ограниченными людьми:
«…Туда же из смешливых; / Сказала что-то я – он начал хохотать…»
«…Веселость ваша не скромна…»
«…И, верно, счастлив там, где люди посмешнее…»Чацкий — либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова:
«…Он вольность хочет проповедать!..»
«…Да он властей не признает!..»
Во времена Грибоедова дворяне почти всегда служили в армии или становились чиновниками. Александр Чацкий не занимается ни тем ни другим, чтобы было редкостью для его эпохи:
«…Не служит, то есть в том он пользы не находит, / Но захоти – так был бы деловой. ..»
Александр Чацкий не служит нигде, потому что не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого невозможно было сделать карьеру:
«…Служить бы рад, прислуживаться тошно…»
Чацкий — гордый человек, по мнению Фамусова:
«Вот то-то, все вы гордецы!..» (Фамусов о Чацком)У Чацкого есть свое мнение. Например, Чацкий не читает глупые книги, которые пользуются успехом в обществе:
«…Я глупостей не чтец, / А пуще образцовых…»Фамусовское общество считает Чацкого опасным человеком за его любовь к «вольности». В конце концов общество признает Чацкого сумасшедшим:
«…Безумным вы меня прославили всем хором…»Наконец Чацкий разочаровывается и в ветреной Софье, и в глупом светском обществе. Он решает снова уехать из Москвы:
«…Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. ..»Это был цитатный образ Александра Андреевича Чацкого в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и жизни героя в цитатах.
Роль Чацкого — главная роль,
без которой не было бы комедии,
а была бы, пожалуй, картина нравов.
Гончаров
Комедия Грибоедова “Горе от ума” занимает особое место в русской литературе. Она отразила основной политический конфликт эпохи……- столкновение консервативных сил общества с
новыми людьми и новыми веяниями, — и отразила его со всей страстью и сатирической силой.
В комедии Чацкий единственный представитель новых людей, но совершенно очевидно, что “Горе от ума” все пронизано идеологией декабризма: это и патриотическое воодушевление главного героя, и “крик негодования”, по словам А. В. Луначарского, в защиту гонимого просвещения, литературы, науки, и протест против крепостничества, карьеризма и реакционного мракобесия, и идея национальной самобытности русского народа, и возражение против обезличивания национальной культуры.
Чацкий — очевидное другое “я” Грибоедова, который был одержим теми же страстям!! и теми же идеями.
После долгих скитаний по свету Чацкий возвратился на родину, полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. Но, приехав в Москву, видит, что мало что изменилось: “Дома новы, да предрассудки стары…” Он видит, что его приезд не обрадовал Фамусова и Софью, что все отношения в обществе построены на лжи и лицемерии. Основные занятия обитателей фамусовского» дома — “обеды, ужины и танцы”, как, впрочем, и всего московского дворянства.
Чацкий — небогатый дворянин, отказавшийся от военной службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит”? Он отвечает так: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, а не лицам”.
В комедии автор высмеивает и осуждает представителей светского общества: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репе-тилова. Всем им противостоит главный герой комедии -Александр Андреевич Чацкий.
Чацкий вернулся в Москву в дом Фамусова потому, что любит Софью. “Чуть свет”, не заезжая домой, он стремительно врывается в дом Фамусова и говорит Софье о своей любви. Это характеризует его как пылкого, страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства, которые он выражает поэтически горячо. Для него любовь — святыня. Он “не ведает обмана и верит избранной мечте”. И поэтому с такой болью он узнает, что Софья любит другого, Молчалина.
Множество афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого: “Блажен, кто верует, тепло ему на свете”, “Ум с сердцем не в ладу”. Чацкий стоит за истинное просвещение. Он страстно провозглашает:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей,
найдется — враг исканий.
Не требуя ни мест, ни повышения в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний.
Его ум. находчивость, честь смогла подчеркнуть лишь служанка Лиза:
Кто так чувствителен, и весел, и остёр.
Как Александр Андреич Чацкий!
Об этом Лиза и говорит Софье, на что та не обратила внимания. Можно утверждать, что Чацкого в этом доме никто не ждет. Ведь он не разделяет интересы общества Фамусовых; он яркий, интересный собеседник, чего не скажешь о тех людях, которые приходят в дом Фамусова.
Наш герой осуждает рабство и крепостничество, так как считает их источником зла и бед. По его мнению, угнетение дает воэможность сильным мира сего жить “грабительством”, проводить время в развлечениях.
А в своем монологе “А судьи кто?..” Чацкий разоблачает крепостническую основу фамусовского общества:
Не эти ли. грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве…
Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком. Он выступает против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. В диалоге Фамусова и Чацкого Фамусов осуждает Чацкого, его поколение. Чацкий же порицает неумение старшего поколения высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения:
Времен Очаковских и покоренья Крыма…
Поют всё песнь одну и ту лее.
Что старее, то хуже.
Чацкий задает вопросы:
Где, укажите нам, отечества отцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Чацкий осуждает их, говорит им правду в лицо, ему отвратительно находиться в их обществе.
, Фамусов не понимает его, когда он требует “службы делу, а не лицам”. По его словам, Чацкий был и “карбонари”, и “опасным человеком”, и самым большим глупцом на свете:
Строжайше б запретил я этим господам /
На выстрел подъезжать к столицам.
Особенно ярко показан конфликт между Чацким и фамусовс-ким обществом, на балу, где собрались представители высшего света. На балу все собравшиеся настроены против Чацкого, поэтому сосуществование Чацкого с ними невозможно. И общество это почувствовало, высмеяв его и объявив сумасшедшим. Слух об этом распространяется среди гостей очень быстро. Чацкий, ничего не зная, подтверждает эти сплетни:
Вы правы, из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами час побыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в ком рассудок уцелеет.
Чацкий одинок. Среди этого общества нет людей, разделяющих его взгляды, чувства и стремления. Не найдя ни в ком “сочувствия живого”, он уезжает:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок,
Бегу не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Чацкий терпит поражение — как в личном плане (Софья его не любит), так и в плане общественном. Потрясенный всем пережитым и увиденным, он покидает Москву, прекращая борьбу. Но, несмотря на это, мы убеждены в бесконечном превосходстве героя над Молчалиным.
“Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей”,- определил И. А. Гончаров, один из лучших толкователей грибое-довской пьесы, в критическом этюде “Мильон терзаний”, и с ним трудно не согласиться.
Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «…Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», — писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим».
Совершенно иначе Чацкого оценивал Белинский, считая этот образ почти что фарсовым: «…Что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, профанирующий все святое, о котором говорит. …Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади…». Примерно так же этот образ оценивал и Пушкин. «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно Грибоедовым) и напитавшийся его остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно», — писал поэт в письме Бестужеву.
Кто же из критиков прав в оценке Чацкого? Попробуем разобраться в характере героя.
Чацкий — молодой человек дворянского круга, умный, способный, получивший хорошее образование, подающий большие надежды. Его красноречие, логика, глубина познаний восхищают Фамусова, считающего вполне реальной для Чацкого возможность блестящей карьеры. Однако Александр Андреевич разочарован в государственной службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он Фамусову. По его мнению, надо служить «делу, а не лицам», «не требуя ни мест, ни повышенья в чин». Бюрократизм, чинопочитание, протекционизм и взяточничество, столь распространенные в современной ему Москве, для Чацкого не приемлемы. Он не находит общественного идеала в своем отечестве:
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Чацкий критикует закоснелость взглядов московского общества, его умственную неподвижность. Выступает он и против крепостничества, вспоминая о помещике, променявшем своих слуг, неоднократно спасавших его жизнь и честь, на трех борзых собак. За пышными, красивыми мундирами военных Чацкий видит «слабодушие», «рассудка нищету». Не признает герой и «рабского, слепого подражанья» всему иностранному, которое проявляется в чужевластье мод, в засилье французского языка.
Чацкий обо всем имеет свое собственное суждение, он откровенно презирает самоуничижение Молчалина, лесть и низкопоклонство Максима Петровича. Александр Андреевич оценивает людей по их внутренним качествам, независимо от чинов и богатства.
Характерно, что Чацкий, которому «дым Отечества сладок и приятен», не видит ровным счетом ничего положительного в современной ему Москве, в «веке минувшем», наконец, в тех людях, к которым он должен чувствовать любовь, уважение, благодарность. Покойный отец молодого человека, Андрей Ильич, вероятно, был близким другом Павла Афанасьевича. Детство и отрочество Чацкого прошли в доме Фамусовых, здесь же он испытал чувство первой любви… Однако с первой минуты своего присутствия практически все реакции героя на окружающих негативны, он саркастичен и язвителен в своих оценках.
Что же удерживает героя в обществе, которое он так ненавидит? Только любовь к Софье. Как замечает С. А. Фомичев, Чацкий бросился в Москву после какого-то особенного потрясения, отчаянно пытаясь обрести ускользающую веру. Вероятно, за время заграничного путешествия герой духовно повзрослел, испытал крушение многих идеалов, по-новому стал оценивать реалии московской жизни. И теперь он жаждет обрести прежнюю гармонию мироощущения — в любви.
Однако и в любви Чацкий далеко «не идеален», не последователен. Сначала он внезапно оставляет Софью, не подает о себе никаких известий. Вернувшись из дальних странствий через три года, он ведет себя так, как будто расстался с любимой женщиной лишь вчера. Бестактны вопросы и интонации Чацкого при встрече с Софьей: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «А тот чахоточный, родня вам, книгам враг…», «Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?» Как замечает И. Ф. Смольников, бестактность эту можно объяснить лишь духовной близостью, которую Чацкий ощущает по отношению к Софье, по старой привычке считая ее мировосприятие близким своему.
В глубине души Чацкий, вероятно, и мысли не допускает о том, что за время его отсутствия Софья могла полюбить другого. Не робкая надежда, а эгоизм и самоуверенность звучат в его словах:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
Чацкий не может поверить в любовь Софьи к Молчалину, и здесь он в известной степени прав. Софья лишь думает, что любит Молчалина, однако она заблуждается в своих чувствах. Когда же Александр Андреевич оказывается свидетелем несостоявшегося свидания героев, то он становится жестоким и язвительным:
Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей.
Сам роман Софьи с Молчалиным Чацкий расценивает как личное оскорбление: «Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил!» Возможно, Чацкий в какой-то степени мог бы понять Софью, если бы избранником ее был человек достойный, прогрессивных взглядов и принципов. В данной же ситуации героиня автоматически становится врагом Чацкого, не вызывая у него ни жалости, ни благородных чувств. Он совершенно не понимает внутреннего мира Софьи, предполагая ее примирение с Молчалиным «по размышленьи зрелом».
Таким образом, герой терпит крах как «на любовном поприще», так и на общественном. Однако, как замечает Н. К. Пиксанов, «эти две стихии не исчерпывают психологического и бытового облика Чацкого. В литературной критике уже давно обмечена еще одна черта Чацкого: дендизм. С Молчалиным он барски высокомерен. …Как светский лев он держится с графиней-внучкой. Наконец, прелестный диалог Чацкого с Натальей Дмитриевной Грибоедов выдерживает в тоне флирта…».
Безусловно, гражданская позиция Чацкого была близка Грибоедову. Критика Чацким общественных порядков и жизненного уклада московского барства 20-х годов XIX века содержит в себе много верного и жизненно правдивого. Но весь свой «ныл» Чацкий растрачивает на декларирование гражданских взглядов и убеждений — в любви же он слишком сух, несмотря на искренность его чувств; ему недостает доброты и сердечности. Он чересчур идеологичен в отношениях с Софьей. И это самое главное противоречие в характере героя.
- Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» — «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
- Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
- Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
- При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что — чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
- Молчалин — характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно «-с». К Фамусову — почтительно, к Хлёстовой — льстиво, вкрадчиво, с Софьей — с особой скромностью, с Лизой — не стесняется в выражениях. Особенно […]
- Само название комедии парадоксально: «Горе от ума». Первоначально комедия носила название «Горе уму», от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы — «перевертыш» русской пословицы: «дуракам счастье». Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб… …А? как по-вашему? по-нашему — смышлен. И сам […]
- В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
- ЧАЦКИЙ — герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии — Чадский). Вероятные прототипы образа — ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
- Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» — знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
- Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
- Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей […]
- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
- «Горе от ума» – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Маскарад» Лермонтова. В комедии отображена борьба двух веков: «века нынешнего» и «века минувшего». Двумя яркими представителями «века минувшего» являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии делятся на «век нынешний» и «век минувший» лишь по возрасту. Это деление проходит […]
- Прочитав комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума» и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: «Какой же он, Чацкий»? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
- В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку…». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
- Само название комедии «Горе от ума» знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум — синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия — это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы «Горе уму», которое писатель потом заменит на «Горе от ума». Ещё […]
- Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
- Характеристики Век нынешний Век минувший Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту […]
- «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
- А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
Чацкий в доме Фамусова (анализ эпизода комедии А. Грибоедова «Горе от ума») (Горе от ума Грибоедов)
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, роль которого в русской литературе трудно переоценить. В небольшой пьесе, где показан всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург поднимает многие важнейшие проблемы своего времени. Он затрагивает темы крепостного права, образования и воспитания, гражданского долга, нравственности, культуры и многие другие. История любви Чацкого и Софьи и история конфликта героя с московским дворянством переплетаются и соединяются в единую сюжетную линию.Итак, читателю открываются первые сцены в доме Фамусова. Он видит быт дворянской семьи. Автор приоткрывает и завесу взаимоотношений персонажей пьесы.
Софья, молодая привлекательная девица, закрылась в своей комнате с неким Молчалиным и не обращает внимания на напоминания служанки Лизы о наступлении утра. Даже риск быть застигнутой отцом ее не пугает. Она вполне счастлива, а оттого и «часов не наблюдает». Влюбленная особа готова предаваться романтическим беседам ночи напролет, не замечая ничего вокруг.
Появляется «достопочтенный» отец, который «монашеским известен поведеньем». Не стыдясь своего возраста и положения, он откровенно заигрывает с Лизой, ведет себя, словно молодой повеса. Однако, столкнувшись с Молчалиным, этот «ветреник» и «баловник» быстро натягивает маску добропорядочного главы семьи и как истинный хозяин своего дома пытается разобраться, что происходит и что, собственно, его секретарь ищет в столь ранний час там, где находится его дочь.
Лиза уверяет барина, что ее хозяйка только что «започивала», а «ночь целую читала». У Фамусова же всему есть своя оценка: «в чтеньи прок-та невелик». Да и в образовании он не видит большого смысла: Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам.
Однако такие, как Молчалин, для его дочери гораздо более страшная угроза, чем просвещение, потому что «кто беден», тот ей «не пара».
Кажется, вот-вот — и амурная интрига будет разоблачена. Но Софье это нипочем. Оставшись наедине с Лизой, с которой у нее сложились доверительные отношения, она говорит только лишь о своей любви к Молчалину. Ведь тот «за других себя забыть готов», всю ночь держит ее, Софию, за руку и глаз с нее не сводит. Он «и вкрадчив, и умен».
Эту почти идиллическую картину нарушает внезапное появление Чацкого, отсутствовавшего и не дававшего о себе весточки три года. С его визита и начинается активное развитие сюжета.
Соскучившись и настрадавшись в разлуке, Чацкий спешит увидеть Софью, которую давно любит и ради встречи с которой, собственно, «сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше седьмисот пронесся…».
«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»,— восклицает Чацкий, еще ничего не подозревая, и стремительно бросается к своей возлюбленной. Он говорит с неподдельным чувством, искренно. С этой девочкой он вместе рос и воспитывался, с ней долгие годы был неразлучен…
А что же София? «Ни на волос любви!» София — чего никак не ожидал Александр Андреевич — холодна. Наделенный тонким умом и проницательностью, Чацкий сразу чувствует перемену в ней, но пока еще толком не может понять, в чем дело, да и верить в плохое ему, наверное, не хочется.
Он говорлив, оживлен, интересуется новостями и, кроме того, по привычке, посмеивается над старыми знакомыми и над старыми порядками, которые он находит неизменными: «Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах». Здесь по-прежнему «хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле» и по-прежнему «господствует… смешенье языков».
Если раньше Софию подобные комментарии забавляли, то теперь она ведет себя весьма сдержанно. Справедливые, хотя и резкие высказывания Чацкого о некоторых персонажах больше не веселят ее. А когда он с насмешкой, едкой и язвительной, упоминает о Молчалине («Еще ли не сломил безмолвия печати?»), Софья и вовсе загорается гневом: «Не человек, змея!».
Она по-прежнему умна, воспитана, но окружение, в котором ей пришлось жить во время разлуки с Чацким, уже успело наложить свой отпечаток на ее суждения, мысли, чувства, поступки.
Чацкий же помнит ее той, прежней, совсем другой, а потому любовь Софии к Молчалину кажется ему парадоксом. Тем не менее все мысли Софии о нем, о Молчалине. Конечно, это еще не любовь, а всего-навсего влюбленность, так свойственная молодости. София влюблена не в настоящего Молчалина, а в выдуманный ею самой идеал. В ее воображении, пожалуй, живет образ почти святого человека, с которым, на счастье, ее свела судьба, который смиренен, добр, душевно чист, благороден и наделен целым рядом других не менее ценных добродетелей. Очарованная этим псевдообразом, Софья не видит подлинной сущности своего нового избранника, имеющего свои виды на нее, свои планы, ради осуществления которых он и надевает на себя маску праведника. Его главная задача — скрыть свое подлинное лицо, и молчалив он отнюдь не из природной скромности. Молчалин успешно играет роль и идеального секретаря, и окрыленного чувством влюбленного. Ф. М. Достоевский писал о нем в своем дневнике: «Особый цинизм, особое дьявольство Молчалина в его умении безукоризненно притворяться святым». Только лишь Чацкому удается разглядеть в нем низкопоклонника, и, зная московские порядки, Чацкий легко предсказывает дальнейшую судьбу безродного нищего из Твери: «…дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
Неопытная Софья легко попадает в молчалинскую ловушку, а Чацкий остается с безответной любовью и с «горем от ума». «Как хороша!» — бросает он, покидая дом Фамусова в финале первого действия. По мнению И. А. Гончарова, в этом состоянии Чацкий был лишен здравого смысла. «Таких пустяков наделал он!» — с горечью восклицает критик.
Любовная драма Чацкого, раскрытая читателю уже в первом действии, ожесточает героя против фамусовского общества, усугубляет конфликт с ним. Все, что происходит с Чацким в первых сценах, получает в пьесе дальнейшее развитие: любовь к Софье заканчивается полным разочарованием, насмешливое отношение к нравам и порядкам барской Москвы выливается в острый неразрешимый конфликт. «Карету мне, карету!» — восклицает доведенный до отчаяния герой в финале пьесы, и душа его горит так же, как еще совсем недавно горела в предвкушении встречи с Софьей.
Физические симптомы горя
11 июля 2019 г. — Удивительно, насколько может быть физическое горе. Сердце буквально болит. Возникает воспоминание, от которого у вас сжимается желудок или по спине пробегает холодок. Бывают ночи, когда ваш разум мчится, и ваше сердце бьется вместе с ним, ваше тело настолько наэлектризовано энергией, что вы едва можете спать. В другие ночи ты так устаешь, что сразу засыпаешь. Вы просыпаетесь на следующее утро, все еще чувствуя себя измотанным, и проводите большую часть дня в постели.
Эми Дэвис, 32-летняя жительница Бристоля, штат Теннесси, заболела от горя после того, как потеряла Молли, близкого 38-летнего члена семьи, из-за рака. «Раннее горе было для меня очень физическим», — говорит Дэвис. «После того, как шок и адреналин первых недель прошли, я прошел через пару месяцев крайней усталости с тошнотой, головными болями, отвращением к еде, спутанными циклами сна, головокружением и чувствительностью к солнцу. Это было чрезвычайно трудно сделать. что-нибудь … Если есть что-то, что я хочу, чтобы люди знали о горе, так это то, как ужасно оно может заставить ваше тело чувствовать себя».
Что вызывает эти физические симптомы? Ряд исследований показывает мощное воздействие горя на организм. Горе усиливает воспаление, которое может усугубить уже имеющиеся проблемы со здоровьем и вызвать новые. Он разрушает иммунную систему, оставляя вас истощенными и уязвимыми для инфекции. Разбитое горем сердце может повысить кровяное давление и риск образования тромбов. Сильное горе может настолько изменить сердечную мышцу, что вызывает «синдром разбитого сердца» — форму болезни сердца с теми же симптомами, что и сердечный приступ.
Стресс связывает эмоциональные и физические аспекты горя. Системы организма, обрабатывающие физический и эмоциональный стресс, пересекаются, и эмоциональный стресс может активировать нервную систему так же легко, как и физические угрозы. Когда стресс становится хроническим, повышенный уровень адреналина и артериального давления могут способствовать развитию хронических заболеваний.
Исследования показывают, что эмоциональная боль активирует те же участки мозга, что и физическая боль. Возможно, поэтому было показано, что обезболивающие препараты, от опиоидов до тайленола, облегчают эмоциональную боль.
Депрессия — это не нормальная часть горя, а его осложнение. Депрессия повышает риск осложнений со здоровьем, связанных с горем, и часто требует лечения, поэтому важно знать, как распознать ее симптомы. Сидни Зисук, доктор медицинских наук, исследователь горя и профессор психиатрии Калифорнийского университета в Сан-Диего, говорит, что люди могут отличить нормальное горе от депрессии, ища определенные эмоциональные модели.
«При обычном горе грустные мысли и чувства обычно возникают волнами или взрывами, за которыми следуют периоды передышки, в отличие от более стойкого плохого настроения и агонии при большом депрессивном расстройстве», — говорит Зисук.
Он говорит, что люди обычно сохраняют «самоуважение, чувство юмора и способность утешиться или отвлечься от боли» при обычном горе, в то время как люди в депрессии борются с чувством вины, никчемности и ограниченными способностями. испытать или предвидеть какое-либо удовольствие или радость».
Осложненное горе отличается как от депрессии, так и от обычного горя. М. Кэтрин Шир, доктор медицинских наук, профессор психиатрии в Школе социальной работы Колумбийского университета и директор его Центра сложного горя, определяет сложное горе как «форму стойкого, всепроникающего горя», которое не проходит естественным путем. Это происходит, когда «некоторые естественные мысли, чувства или поведение, возникающие во время острого горя, закрепляются и мешают способности принять реальность утраты».
Симптомы осложненного горя включают настойчивые попытки игнорировать горе и отрицать или «переписывать» то, что произошло. Осложненное горе увеличивает риск возникновения проблем с физическим и психическим здоровьем, таких как депрессия, беспокойство, проблемы со сном, суицидальные мысли и поведение, а также физические заболевания.
Маргарет Стробе, доктор философии, исследователь скорби и профессор клинической психологии в Утрехтском университете, говорит, что недавние исследования пролили свет на многие «когнитивные и эмоциональные процессы, лежащие в основе осложнений горя, особенно размышлений».
Исследования показывают, что размышления, или повторяющиеся, негативные, сосредоточенные на себе мысли, на самом деле являются способом избежать проблем. Люди, которые размышляют, отвлекают внимание от болезненных истин, сосредотачиваясь на негативных материалах, которые менее опасны, чем истины, которых они хотят избежать. Этот образ мышления тесно связан с депрессией.
Размышление и другие формы избегания требуют энергии и блокируют естественные способности тела и разума интегрировать новые реальности и исцеляться. Исследования Штробе и других показывают, что избегающее поведение делает депрессию, осложненное горе и сопутствующие им проблемы с физическим здоровьем более вероятными. Попытки избежать реальности потери могут вызвать усталость, ослабить вашу иммунную систему, усилить воспаление и продлить течение других заболеваний.
Когда умирает кто-то из близких, меняется и ваша социальная роль. Это может повлиять на ваше чувство смысла и самоощущение.
Перед тем, как потерять Молли, Дэвис говорит, что нашла личное чувство ценности в том, чтобы «хорошо помогать другим людям и заботиться о них». Но после того, как Молли умерла, она почувствовала, что «какое-то время никому не могла помочь». Потеря этой роли «опрокинула ведро» ее личности «с ног на голову». Дэвис говорит: «Я чувствовал, что мне нечего предложить. Поэтому мне пришлось узнать свою ценность с других точек зрения».
Воспитателям приходится особенно сложно адаптироваться к ролям. Физические и эмоциональные потребности в уходе могут заставить их чувствовать себя истощенными еще до того, как любимый человек умрет, а потеря человека, о котором они заботились, может привести к потере чувства цели.
«Исследования показывают, что во время интенсивных периодов ухода лица, осуществляющие уход, не только испытывают высокий уровень стресса, но и не могут найти время и энергию, чтобы позаботиться о собственном здоровье», — говорит Кэтрин Бернер, доктор философии, исследователь в области тяжелой утраты и профессор геронтологии в Массачусетский университет в Бостоне.
«Это может привести к появлению новых или повторному возникновению существующих «спящих» проблем со здоровьем после смерти получателя помощи. Эти проблемы со здоровьем могут быть или не быть напрямую связаны с переживанием горя лица, осуществляющего уход, но они, вероятно, связаны к жизненной ситуации, которая была создана из-за требований заботы», — говорит Бернер.
После смерти близкого члена семьи может быть трудно снова начать работать. Потеря партнера может означать необходимость переехать из общего дома или обратиться за помощью к другим близким, что может еще больше усилить эмоциональный стресс и беспокойство. Строуб говорит, что стресс, связанный с адаптацией к изменениям в жизни и здоровье во время и после потери, может «повысить уязвимость и уменьшить адаптивные резервы для преодоления тяжелой утраты».
Эмоциональная и физическая забота о себе — важный способ облегчить осложнения горя и ускорить выздоровление. Занятия спортом, проведение времени на природе, достаточное количество сна и общение с близкими могут помочь в физическом и психическом здоровье.
«Чаще всего обычное горе не требует профессионального вмешательства», — говорит Зисук. «Горе — это естественная, инстинктивная реакция на утрату, адаптация происходит естественным образом, а исцеление — естественный результат», особенно при наличии «времени и поддержки близких и друзей».
Исследователи горя подчеркивают, что социальная поддержка, самопринятие и хорошая забота о себе обычно помогают людям пережить нормальное горе. (Шир призывает людей «планировать небольшие полезные действия и стараться получать от них как можно больше удовольствия».) Но исследователи говорят, что людям нужна профессиональная помощь, чтобы излечиться от тяжелого горя и депрессии.
Дэвис говорит, что терапия и физические нагрузки, такие как прогулки, помогли ей справиться с болезнью. Социальная поддержка больше всего помогала, когда друзья пытались связаться с ней вместо того, чтобы ждать или просить ее связаться с ними.
«Что касается горя, депрессии, печали и суицидальных мыслей, то вы не можете связаться с . Для многих людей, переживающих трудные времена, протянуть руку невозможно. Если ваш друг в горе, обратитесь к нему. .Поработайте беготней. Они слишком устали!»
Совет Дэвиса большинству людей, которые скорбят, заключается в том, чтобы «приложиться к этому. Вы можете огорчить своего близкого человека только один раз. Не тратьте все время, пытаясь отвлечь себя или подавить это. в конце концов, и вы снова потеряете чувство связи с этим человеком. И если вы чувствуете, что вся ваша жизнь развалилась, это нормально! Это действительно так. Теперь вам нужно решить, как собрать себя снова. жизнь, которую нужно прожить вокруг себя».
Композиция Чацкого и Фамеля (сравнительная характеристика). Грибоедов, горе от души
В котором изображена жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь самый лучший, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — это дворянство, или века минувшие, они одной веры. Как раз об идеалах Фамовского общества мы и поговорим, рассматривая как нравственные, так и жизненные их идеалы.
Чтобы понять, какие идеалы существуют в Обществе Фамоу, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с творчеством Грибоедова. В ней автор, изображая век минувший, создает образы знатных вельмож московских, которые именуют себя асами, они же представители Общества Фамоу.
Жизненные идеалы Журнального Общества
Кто человек из этого круга и каковы его жизненные идеалы? Здесь мы видим только богатых, знатных дворян, так сказать, скрепу столицы. Все они из знатных семей, и идеалы этих людей просты и понятны.
Для этих людей важны только деньги, с помощью которых можно получить и звания, и Орден. Это люди, не славящиеся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы кошелек у жениха был основательный и тогда он будет уважаемым человеком. Фамусов, рассказывающий об идеалах человека, так говорит, будет плохо, а если ливень из тысячи двух генериков, то и жених будет проверен. Так вот, рокозуб был хорошим кандидатом в женихи, ибо генералы метрят, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, то общество Фамисс отнесется к нему с презрением. О крепости можно не говорить и вовсе, потому что их вообще не считают, называя чумбанами и каучуками. Опять же, чтобы бомондмент пошел, нужен состоятельный. Например, Татьяну Юрьевну уважают за то, что богатые балы устраивают.
Нравственные идеалы Журнального Общества
Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в Фамовском обществе, то здесь для Фамусова идеал своего дяди, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил при Екатерине, но свое место при дворе он получил с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто пожертвовал ее затылком, его шея просто умоляла в поклонах. Что самое страшное, многие представители этой среды тоже получают почет и богатство. Тот же чип не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто служил в приюте, а после того как такой выдающийся пернатый получил медаль, теперь ожидает генерал Чин.
Идеал Общества Фамов точно не просветление, потому что просветление и учение для них как приятель. Люди, которые занимаются наукой и творчеством, бесполезны для общества. Фамусеев считает, что образование только вредит, поэтому было бы все книги просто сожжены. А сами они даже газет не читают.
Магнитовское окружение тоже ложнопатриотично. Они только о патриотизме говорят, сами для страны ничего не делают. Звания хоть и есть, но не заслужены при исполнении военного или гражданского долга. В их разговоре постоянно звучат иностранные слова, они слушают французские романсы, следят за французской модой.
Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного века другим, завершившаяся война 1812 года потребовали от помещиков переоценки ценностей и изменения общественной жизни. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба двух групп дворянства обозначена в пьесе как столкновение «века настоящего» с «веком прошлым». В комедии «Гора с ума» Чацкий и Фармус — главные противники.
Проблема разума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем творчестве: «В моей комедии 25 дураков на одного толкового человека». Под «разумным человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии — Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что дураком Фамомова не назовешь. Поскольку в образ Чацкого Грибоедов вложил собственные мысли и идеалы, автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамемова есть своя правда, которую защищает каждый из героев. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамемова различаются по качеству.
Разум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на защиту своего уюта, своего теплого места от всего нового. Новая неприязнь к старому образу жизни эсминцев, потому что это угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Магазов.
Чацкий — обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, главными ценностями которого будут честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова
Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросам, касающимся образа жизни дворянина. Чацкий — сторонник образования, просвещения, сам Остер, умный, красноречивый», «красиво пишет, переводит. Фамусов и его общество, напротив, считают чрезмерную «ученость» вредной для общества и очень боятся таких людей в своем окружении, как Чацкий. у купца».
Спор Чацкого и Фамамова разгорелся и вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Рад бы служить — болеть». Но консервативное дворянское общество устроено так, что без «служения» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».
Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.
Идеал Фамусова — его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Застряв и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: несколько раз падал специально, чтобы переделать публику и императрицу Екатерину. Такое умение «слушать» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.
Чацкий не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «смирения и страха», зажимающих человеческую свободу. Сравнение героя «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ибо теперь «всякий дышит и не торопится влезть в убежище».
Семейные ценности Чацкого и Фамусова
Столкновение Фамусова и Чацкого происходит из-за несовпадения их взглядов на семейные ценности. Фамуз считает, что при создании семьи совершенно не важно наличие любви. «Кто беден, вам не пара», — говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье деньги ставят во главу угла. Богатство для Famow Society — это то же самое, что и счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Плохо, но если душ тысяч двух дженериков проверит, оба жениха».
Чацкий является сторонником живого смысла, факта и страшного для Журнала Москва. Этот герой ставит любовь выше денег, образование выше положения в обществе. Поэтому разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.
выводы
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамомова выявляет всю подлость и безнравственность Фамомова и его сторонников. Но время Чацкого в обществе, о котором идет речь в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявляя его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «прошлого века». Но он покидает Москву не проигравшим, а победителем. Его выступлений боялась светская Москва. Его правда ужасна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда побеждает, поэтому смена старого новым исторически закономерна.
Столкновение Фамусова и Чацкого — спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, изложенные в данной статье, могут быть использованы учащимися 9 классов при написании сочинения на тему «Характеристика Чартского и Фамусова в комедии «Гора от ума»»
Контрольная работа по работе
Реферат 9 класс. Две системы жизненных ценностей: Монологи Чацкого и Фамомова
Спектакль «Горе от ума» построен на многочисленных противостояниях: Чацкий с Софьей, Чацкий с молчаливым, Чацкий с Магазовым. Но последнее противостояние — это не просто спор двух людей, приверженцев разных точек зрения Это гораздо больше, потому что оба героя суть представители нового и старого мира, прогрессивного общества и общества косого.
Чацкий предстает в пьесе уже знакомым нам человеком. Первый отзыв о нем мы слышим от служанки Лизы:
Кто такой чуткий, и веселый, и Остер,
Как Александр Андреич Чацкий.
Если это краткое описание не вызовет заочной симпатии к герою, то, несомненно, вызовет живой интерес у читателя. Что это за человек? Ждать ответа осталось недолго: совсем скоро Чацкий явится лично. Он как свежий ветер, ворвавшийся в душную комнату, молодой, энергичный, влюбленный. Конечно, такой герой имеет к себе.
С другой стороны, Фармус. Поначалу он не производит впечатления ни отталкивающего, ни притягательного. Причем реплики иногда остроумны, и возникает легкое недоумение: неужели автор хотел противопоставить уму картовской глупости Фаммова? Но ответ очень прост: не вздор, а уют, даже, можно сказать, несчастье взглядов противопоставляется разуму. И уместно ли здесь использовать слово «ум»? Пушкин, например, вообще отказал Чаткому в этом достоинстве, назвав единственным умным лицом самого Грибоедова. Чацкий такой же упрямый, а лучше сказать сверхпоточный, как и Магизов. И ни один из них, как ни рассказывай о своем, ни на йоту другого не переубедишь. Дело в том, что каждый из них не просто имеет свою точку зрения. Нет. У каждого своя система жизненных ценностей, своя шкала, по которой оценивают людей и поступки. Все это было глубоко укоренено и в одном, и во втором, и это, пожалуй, единственное, что роднит их.
Итак, Фармус. Человек солидного возраста, а, значит, имеющий укоренившиеся привычки и представления о том, что правильно, а что нет. Лучше всего оценить Фамилова позволяют его собственные реплики. Вот, например, типичный фамовский постулат:
Но память намерен оставить
Жить похвально, вот пример:
Мертвец был почтенный покойник
С ключом, и мой сын знал, как передать ключ
Богатый и был женат на богатом, гонялся за детьми, внуком,
Умер, о нем все жалели.
Как ярко раскрываются в этих строках жизненные устремления героя! Уметь пристроить детей, заключить удачный брак, приумножить состояние. Еще более ярким является рассказ Фомусова о некоем Максиме Петровиче, умевшем в нужный момент попасть в начальство, и явном восхищении этим умением. В ответ на призыв Фамусова следовать примеру отцов Чацких соответствует язвительное и беспощадное описание жизни старшего поколения:
Как он славился тем, у кого чаще шею гнул,
Как не на войне, а на свете лоб брали,
По полу стучали, не щадя!
Прямых было вех и страха,
Все под прилежанием усердием царем.
С этого момента начинается прямое и незавершенное столкновение двух героев. Магазов твердо убежден, что устои, по которым живет их общество, незыблемы. Он родился, вырос и жил в этом первичном обществе, не представляя себе иной жизни. Да и как он может ее себе представить, если все книги для него «Блаз» и он награждает их лучшими. Ему неинтересно знать что-то, что стоит за пределами его узкого кругозора. В этом его принципиальное отличие от Чацкого: противоположный, стремящийся к знаниям, увлекает их отовсюду и ненавидит невежество.
Конфликт двух героев с каждым действием оборачивается все больше и больше. Фармус, как человек ограниченный, в своих спорах все говорило вокруг одной темы: положение в обществе, порядочность, соблюдение рамок морали. Обо всем говорит одно и то же: «Об Отце и Сыне чести», «на всей Москве особый отпечаток». Что Чацкий, раздражая все больше и больше (он заложен в этой слабости), говорит о Москве: «Дома новых, а предрассудки старых людей». Это, впрочем, можно сказать не только об отдельно взятом городе, но и о всей стране, не боясь ошибиться.
Фамуз начинает обвинять Чацкого в каких-то несуществующих проступках, на что тот отвечает своей знаменитой фразой: «А судьи кто?» В самом деле, кто судит Чацкого? Кто объявляет его сумасшедшим? Да, то самое общество, которое ничего не видит вокруг себя, которое живет сплетнями и пересудами, кругозор которого до смешного сужен. Но какое право они имеют судить человека, стоящего над ними, не совершенного, но достойного всякого уважения? Мировоззрение Чацкого – результат путешествий, учений, чтения книг, общения. Она свободна от рамок, которые упрекают «светское» лицо. Может быть, окружающие тем, что Чацкий стоит над ними и не хочет жить по этим дурацким канонам: «Во вторник я на форели…, в четверг меня на погребение зовут». Он не разделяет взглядов окружающих людей, не лицемерит и не пытается под них подстраиваться. В любое время и в любом обществе белых ворон презирают. Так Чацкий становится изгоем. Но, даже покидая знаменитый сумасшедшими дом Фамамова, он сохраняет достоинство:
Безумно вы меня хором прославили!
Ты прав: из огня выйдет невредимым
Кто останется с тобой на день
Поднимет воздух один
И в нем разум разрушит.
А теперь вспомним, что он говорит вслед ушедшим Фамусам: Ах! Боже мой! Что скажет княгиня Марья Алексшна! Это все дыни. Ему важно, что он никому не скажет, кому нужна принцесса. Он даже не понял, насколько высокого полета человек приютился в своем доме и ослабил безумца. Наверное, поэтому никогда не бывает двух этих антиподов — Чацкого и Магазова, ибо один из них — личность, а другой — ничтожный человек, полностью растворившийся в окружающем болоте.
Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Гора от ума» было бессмертным, оно остается актуальным с годами. В ней автор как бы предвидел обстановку в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделение высшего света на две части. У каждого были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов Очень ясно и точно передал в своем творчестве противостояние двух общин. Главные герои, отображающие все общество в целом, — Чацкий и Магазов.
Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамузы и Чацкий, в какой-то мере правы. Ум у них живет и развивается, только у каждого он по-своему. Каждая отдельная личность.
Фамусов живет только прошлым. Все, что не соответствует его стандартам и понятиям, для него дико и не привычно.
Чацкий, наоборот, живет мыслями о будущем и стремится узнать и что-то новое. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и предпочтения в первую очередь человеческими качествами, деньги, положение в обществе для него — второстепенный план.
Как видим мнения и взгляды Чацкого и Фамомова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но и здесь противоречия Чацкого идут к знанию, он на стороне просвещения, Фамуз наоборот отрицает все, что связано с просвещением и образованием.
Фамусы боятся, что давно устоявшиеся правила вдруг ускользнут. Чацкий действует так, чтобы изменить установленные стандарты на новые.
Кульминационной сценой произведения Александра Грибоедова в произведении «Горе от ума» является спор между двумя главными героями. Суть спора в том, что ситуация в обществе не должна влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и личность доставляет только трудовая деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить материи, не будучи выше других. Такая позиция будет толкать Чацкого, соответственно фармус это отрицает.
Мы уже видели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. И каковы их взгляды и отношение к семейным ценностям?
Фамусеов считает, что чувства в отношениях вещь лишняя и не нужная. Ему важны не личные качества человека, а положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке, с высоким положением в обществе, все это залог счастливой жизни в браке.
Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него в первую очередь важны человеческие чувства и эмоции. А семьи без любви и чувств не бывает. Деньги — второстепенная дополнительная часть жизни, но не главная.
Вариант 2.
Одной из самых распространенных проблем в человеческом обществе есть и будет конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как избежать этого просто невозможно. В чем дело, ведь, как и старому поколению, нельзя уступать место молодым новаторским идеям, которые как бы устоялись в стабильности консервативной жизни, а молодое поколение, стремящееся к борьбе, не очень хочет отказываемся от старых консервативных законов, и так получаем довольно запутанную замкнутую систему конфликтов, выход из которой пока не найден. Отличным примером описания этой проблемы послужит произведение Грибоедова «Горе от ума».
В своей работе автор достаточно подробно описывает эту проблему, однако не напрямую, а через тонкую завесу юмора и классического литературного языка. В нем автор рассказывает нам историю молодого человека — Чацкого, который рассказывает о своем новаторском мышлении консерватору — Фамовову, а тот, в свою очередь, не принимает его философию, а вместе с ним не принимает его и окружающих людей. Фамомов, так как они являются олицетворением консерваторов И господствующих мужчин. Таким образом, мы видим конфликт фамусовских обществ и чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, стремящееся к прорывам, и поколение старого, фамусовское.
Чацкий и Фармус, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения сильно отличаются. Если Чацкий полагает, что всеобщее просвещение, научное развитие и развитие себя и интеллекта в частности, то Фармус, член общества старых ценностей и закалки, считает, что все новое, как правило, несет на себе невзгоды и проблемы, которые Мижсов в своем возрасте не хочет видеть. Также Маговьев придерживается этого мнения, потому что просто боится потерять под стремительным прогрессом обновки то, что у него уже есть, и то, что он так долго искал. Чацкий пытается убедить его в этом, приводя в аргументы все преимущества нового ощущения жизни, но Магижов только высмеивает его, благодаря чему Чацкий принимает только за сумасшедшего, и более Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами. из этих людей.
У каждого человека есть места, которые ему особенно дороги. Воспоминания о них не стираются на протяжении всей жизни и согревают душу с годами. Одним из таких мест, несомненно, является Малая Родина
Основной конфликт комедии — противоречие между «веком нынешним и веком прошлым» — отраженное в спорах представителей этих «веков» с их разными противоположными взглядами убеждения. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Маговьев, аргументированно рассуждают о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже проникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.
Александр Чацкий в комедии «Гора от ума» — образ человека, близкого по своим убеждениям и взглядам будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.
В первую очередь сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; Он красноречив, одарен образным мышлением, которое возвышает его над окюрой и невежеством московского Бария. Он сожалеет об утрате русскими национального самосознания и говорит об этом в монологе, начинающемся со слов «В той комнате легкая встреча…» (Грибоедов употребил именно такую форму слова, хотя теперь пишем «незначительный»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:
Так что интеллигентные, веселые люди
Хотя я не считал нас языком за немцев.
Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служил бы рад, чтобы болеть». Значит, не будет он ради карьеры лести, пожалуйста, унижать. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не хочет искать развлечений, если занят делом.
В стане его противников иные мнения: Молчанин мечтает «и наградно взять, и повеселиться», рокозоб бросается в генералы, а Фамовов «то есть что то не… подписано, так что со своим плечи». О собственной занятости Важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, навеки ты с обновкой…», когда записывала предстоящее в ближайшее время дело. Там перечислены обеды, отпевания, крестины, самые важные дела на ближайшую неделю, но не упоминаются какие-то столичные или государственные вызовы.
Фамус и его сторонники едины в борьбе с Чацким, так как не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущен тем, что «Нестор-разбойник дворянин» припаял к детям крепостных актеров, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражает стремление к знаниям, образованности, умение самостоятельно мыслить, поэтому людей, подобных Чаткому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Все книги ковырять тошно!»
Фамусов Павел Афанасьевич — защитник «прошлого века», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и впечатлен, является менеджером госучреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусы — фигура важная, личность авторитетная, солидная, со своей идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного движения по служебной лестнице нужно добиваться любыми путями: прогибаться в оковах перед начальством или представителями власти, льстить, если нужно, в роли шута, как пришел его дядя , Максим Петрович, добившийся расположения ферзя простым падением на скользком паркете. Маговьев много говорит о пространстве во втором действии:
Вот то, что вы все гордость!
Спросили бы, как поживали отцы?
Узнали бы мы на старцев глядя:
Мы, например, или покойник…
Отношение к службе у Фамусова такое же, как у дяди, то есть высокий подбородок должен приносить ему личную выгоду. Должность менеджера нужна чтобы хорошо жилось, а родственники покровительствовали:
Со мной сотрудники очень редко;
Все больше и больше кормящих, ведущих малышей.
Значит, награды или денежное вознаграждение получат и они:
Как представишь на крещение, в городок,
Ну как не угодить родному человечку!
В беседах с Чацким Фамой раскрывает свои принципы и суждения о жизни и человеке. Человека, как и других московских господ, ценят за богатство, знания и чин. Он выбрал бы того жениха, который выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и знаки генералам», или имеет «тысячелетний душ».
А.С. Грибоедов отводит особую роль в развитии комедийного конфликта. Это «двигатель» действий в произведении, т.к. постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого желание поспорить, так как у них во всем противоположные мнения, следовательно, конфликт между «прошлым веком» и «век» обостряется. Маговубов не только рассказывает молодым, но и судит Чацкого за его «недостаток»: за нежелание приносить пользу по службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредные страстотерпские науки («Часы — чума…») . И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольности. В этом важном господин поддерживает всех представителей светского общества, пришедших к нему в гости.
Фамусов — один из тех судей, о которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?» Где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться в том, что Фамузы, уверенные в собственной непогрешимости и строго осуждающие Чацкого или других молодых людей, нарушают законы, как и многие его сторонники. Система вседозволенности чиновников, безнаказанность, циркулярный порядок дали Фамусову возможность почувствовать себя хозяином в Москве.
Созданный Грибоедовым образ московской барины позволяет увидеть типичность этой натуры для дворянского общества в современном авторе России. Это подтверждают поучительные монологи Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамус также является антиподом Чаткомы и движущей силой в развитии комедийного конфликта.
Чацкий — представитель небольшой группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо убедительнее и содержательнее. Однако обличительные речи этого героя гости Фамамова слушать не желают, так как Чацкий высказывает свое мнение перед людьми, не желавшими думать ни о каких реформах. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляя об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права .
Отзывы
О, ругатель, спасибо большое! Только есть некоторые «великие литературоведы» типа Н.А., зеленые от злости, читающие мои статьи. Они видят, вы видите правильный взгляд, а я, по их мнению, нет. Однако уже есть много противоположных мнений от читателей, от учителей литературы, которые готовы предложить детям помощь в моем творчестве. Так что пусть те, кому они нужны, нуждаются в своей особой идеологии, а у меня есть такие союзники, как вы и другие мыслящие люди, для которых они пишут.