Учение аристотеля и платона: 4.Философия Платона и Аристотеля.

4.Философия Платона и Аристотеля.

ПЛАТОН был самым великим учеником Сократа. Его называют систематизатором проблематики древнегреческой философии. Платон разработал обширное учение в состав, которого входит: учение о бытие, теория познания, учение о человеке, об идеальном государстве, морали и прекрасном.

Учение о Бытии. Бытие состоит из 2 противоположных миров: мир идей и вещей.

По Платону, любой предмет существует, потому что в мире идей есть его идея.

Предмет — это тень, подобие идеи, если предмет исчезнет, то идея останется. Вещи образуются из материи, материя бесформенна и неопределенна и чем-то конкретным она становится при соприкосновении с идеей. Бог созерцает идеи и по их образу создает вещи из материи. 2 мира объединяет мировая душа. Мир идей, по Платону, устроен как пирамида: основание – идей простых вещей, ближе к вершине – нравственные идеи, вершина – идея единого. Единое — это всеобщее благо, к чему стремится всё человечество.

Учение о человеке. Человек принадлежит к 2 мирам одновременно. Тело – миро вещей, бессмертная мыслящая душа — к миру идей. Земное бытие человека – это плен души в темницы тела. Смерть – это освобождение души из этого плена.

Учение о познании: с помощью органов чувств чел познает мир вещей и приходит к мнению о мире. С помощью разума человека познает мир идей и приходит к истине.

Платон создал теорию «Анамнезиса» или припоминания. Суть: после смерти тела, душа переходит в мир идей и признает их, а затем вселяется в новое тело. Результат: у человека от рождения в душе заложены все знания. Задача состоит в том, чтобы их вспомнить. Душа сама вспоминать не начнет, её подталкивают органы чувств.

АРИСТОТЕЛЬ полностью освободил философию от влияния мифологии, разработал категориальный аппарат философии и логику как учение о формах и законах мышления.

Аристотель говорил: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель отверг учение Платона о мире идей:

1. идеи бесполезны для познания сущности идей и объяснения их бытия;

2. учения об идеях не объясняют возникновение вещей;

3. идея как сущность вещи не может существовать за пределами самой вещи и предшествовать ей во времени.

Аристотель предложил понятие – субстанции – это самобытное бытие, существующее в себе самом, но не в чем-либо ином. Любой предмет субстанциален, если заключает в себе свою сущность.

Аристотель выделил 4 причины бытия вещей:

1. Форма или благодаря чему возникает вещь.

2. Материя или из чего возникает вещь.

3. Движение или как возникает вещь.

4. Цель или для чего возникает вещь.

Любой предмет – это единство формы и материи. Появление предмета – это становление или движение. Движение – это переход от возможности к действительности. У движения всегда есть цель. Бог – перводвигатель. Перводвигатель. – наивысшая чистая форма, лишенная материи, является источником движения, но сам не подвижен, он устанавливает цели для всего существующего – это абсолютный, мыслящий самого себя и мир, разум.

В основе бытия мира 2 начала: перводвигатель и материя.

Философия Платона и Аристотеля

Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции — Платон (427-347 гг.  до н.э.). Платон  был  представителем афинской рабовладельческой  аристократии. В возрасте 20 лет случайность пересекла дороги  жизней  Платона  и  Сократа. Сократ становится учителем    Аристотеля. После того как Сократ был осужден, Платон покидает Афины и ненадолго переселяется в Мегару, после чего снова  возвращается  в родной город и активно принимает участие в его политической жизни. Платон впервые в истории создает академию. До нашего  времени  дошла  информация  о  35  философских  трудах Платона, большинство из которых были изложены в форме диалога.

Вершиной и  основой  всего  Платон считал идеи. Материальный мир — лишь производная, тень мира идей. Лишь  идеи  могут  быть  вечными. Идеи — есть истинное бытие,  а реальные вещи — это бытие кажущееся. Выше всех других идей Платон ставил идеи красоты и добра. Платон признает движение, диалектику, которая является результатом конфликта бытия и небытия, т.е. идеи и материи. Чувственное познание,  предметом  которого  является материальный мир, выступает  у  Платона  как   вторичное,   несущественное. Истинное познание — это познание, проникающее в мир идей — познание разумное. Душа вспоминает идеи,  с которыми она встречалась и  которые  она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душа бессмертна.

Философия Платона — это учение    о   самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Прекрасный,   материальный космос,   собравший множество  единичностей  в  одно   нераздельное   целое, живет   и   дышит,    весь  наполнен  бесконечными физическими силами,  но   управляется  законами, находящимися вне его,  за его пределами. Они   составляют   особый  надкосмический  мир  —  мир идей. Увидеть  их  можно  не физическим зрением, а умственным, мысленно. Идеи, управляющие   Вселенной, первичны.   Они определяют жизнь  материального мира.  Мир идей находится вне времени,  он не  живет, а  пребывает, покоится  в вечности. И  самая  высшая  идея  идей  — это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте.

Платон создал   теорию   общего   как   закона   для единичного, теорию  необходимых и вечных закономерностей природы и общества,   противостоящую   их   фактическому   смешению и   слепой   нерасчленённости,    противостоящую всякому донаучному пониманию. 

Именно эта сторона  учения Платона об  идеях  в  значительной  мере  обусловила  его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

В своем сочинении «Государство» Платон строит модель исправленного и улучшенного человеческого общества. Во главе   идеального  государства  стоят  философы, созерцатели чистых и вечных идей,  которых защищают воины и которым  все  жизненные  ресурсы  доставляют  свободные земледельцы и ремесленники. Философы и    воины   не   имеют   никакой   частной собственности и беспощадно караются за хранение золота  и   серебра. Собственность —   привилегия   крестьян   и   мастеровых, ибо она  не   мешает   работать, будучи губительной для тех,  кто предан высоким размышлениям.  В этом государстве нет замкнутой семьи,  отягощенной бытом.  Здесь совместные    браки,   и  дети  воспитываются  на общественный счет,  зная,  что их общий родитель  —  само государство, которому    люди  преданы  с  малых лет.  Из идеального города изгнаны  размягчающие  душу  мелодии  и песни. Здесь    допускается  только бодрая,  воинственная музыка, укрепляющая душу.  И  воспитание  направлено  на укрепление ума и прекрасного тела. Почтительный страх перед богами и законами, будто бы освещенными божественной   волей,    оказывается  основой счастливого общества.

В идеальном   государстве   отсутствует   возможность каких-либо изменений в общественной жизни, то есть всякий историзм. Допускается переход  из  сословия   земледельцев   и   ремесленников в   сословие  философов,   если  для  этого   найдутся природные  данные  у  представителя   «третьего» сословия.

Философия Аристотеля

Аристотель (384-322  гг. до н.э.) — ученик Платона. Он провел в платоновской Академии  20   лет, вплоть  до  смерти  Платона,   развил  и  критически   переосмыслил философию   своего   учителя.  Аристотель оставил  после  себя  150  трудов. 

Основой всякого  бытия  Аристотель  считает  первоматерию. Она образует потенциальную  предпосылку  существования. И  хотя  она основа бытия, ее нельзя отождествлять  с  бытием. Далее следуют земля, воздух и огонь, которые представляют собой промежуточную ступень  между  первоматерией  и  миром,  который  мы чувственно воспринимаем. Все реальные вещи являются соединением материи и образов или форм, следовательно: действительное бытие есть единство материи и формы. По Аристотелю — движение — это переход от возможного к действительности, т.е.  движение универсально. Основа  всякого  явления — некая причина.

У Платона, считал Аристотель, на первый план выдвигались  идеи вещей

, существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать  одно  от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким  образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении  материального мира,  но своё учение об идеях пытался использовать  исключительно  ради жизненных целей.

В академический период Аристотель был ортодоксальным платоником, признававшим «отдельность» идей; только после смерти Платона, пережив мировоззренческий кризис, он подверг критике теорию идей и затем до конца жизни эволюционировал в сторону естественно – научного эмпиризма.

Философия делится Аристотелем на теоретическую (умозрительную), цель которой – знание ради знания, практическую, цель которой – знание ради деятельности, и

поэтическую (творческую), цель которой – знание ради творчества.

У Платона методом науки (эпистеме) была диалектика, Аристотель низвел ее до уровня вспомогательной эвристической дисциплины, противопоставив ей в качестве строго научного метода аналитикутеорию «доказательного» силлогизма, который исходит из достоверных и необходимых посылок и приводит к «научному знанию» – эпистеме.

«Знать» для Аристотеля означает «знать первые причины, или элементы» вещи, «всякое научное знание есть знание об общем», эпистеме о единичном невозможна. Категории, универсалии структурируют хаос «слитных» впечатлений и, разлагая чувственную «целостность» на «элементы», делают ее впервые познаваемой. Вопреки Платону, знание универсалий не врождено. Они постепенно «усматриваются», проходят через ступени познания: ощущение – память – опыт – наука.  Для понимания мира характерен

антикосмогонизм (Аристотель видел свою заслугу в том, что он первым перестал «порождать Вселенную») и переориентация с генетического объяснения на структурно – имманентный анализ.

«Политические» взгляды Аристотеля охватывает область права, социальных и экономических институтов; «этику», они продолжают сократо-платоновскую традицию, однако отличаются от Платона большей гибкостью, реалистичностью и ориентированностью на исторически сложившиеся формы социально – политической жизни греков (теория «естественного» происхождения государства, человек от природы есть политическое животное»). Поэтому государство не подлежит радикальным искусственным переустройствам: так, платоновский проект упразднения семьи и частной собственности насилует человеческую природу и не реален. Конечная цель полиса, как и индивида, состоит в «счастливой и прекрасной жизни»; основной задачей государства оказывается воспитание граждан в нравственной добродетели. «Желательный» государственный строй может быть охарактеризован как «аристократия» в изначальном смысле слова («правление лучших»). Сословная дифференциация социальных функций (Платон) заменяется возрастной: в молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости – собственно политическую («совещательную»), физический труд (земледелие, ремесло) и торговля – удел рабов, отличительный признак свободного гражданина – досуг, необходимый для самореализации в эстетической или умозрительной деятельности. Рабство, по Аристотелю, существует «от природы», отношение «раб – господин» – такой же необходимый элемент структуры полиса, как «жена – муж» в семье; рабами должны быть негреки, «варвары». Лучшее государственное устройство — смешение олигархии и демократии, в которой поляризация бедных и богатых снимается преобладанием зажиточных средних слоев. Созданный Аристотелем понятийный аппарат до сих пор пронизывает философский лексикон, равно как самый стиль научного мышления (история вопроса, «постановка проблемы», «аргументы за и против», «решение» и т. д.)

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Философия Платона и Аристотеля

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Философия Платона и Аристотеля

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Философия Платона и Аристотеля

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Сравнение сходств и различий (видео)

Большая часть западной философии основана на мыслях и учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Вы не можете начать изучение мировой философии, не упомянув об этих ребятах: Большой тройке древнегреческих философов.

СОКРАТ: АФИНСКИЙ УГЛОВОЙ ФИЛОСОФ

Сократ был философом большого города в древних Афинах. Обвиненный и осужденный за развращение молодежи, его единственным настоящим преступлением было смущение и раздражение ряда важных людей. Его наказанием была смерть.

Известная цитата: «Неизученная жизнь не стоит того, чтобы жить».

Сократ не писал книг; он просто любил задавать наводящие, а иногда и унизительные вопросы, что и породило знаменитый сократовский метод обучения. Этот уличный философ сделал карьеру, разоблачая напыщенных болтунов.

ПЛАТОН: ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ СТАТЬ ЦАРЕМ

 

Аристократический человек с большим количеством денег и превосходным телосложением, Платон в свое время выиграл два приза как борец чемпионата. На самом деле, настоящее (и малоизвестное) имя этого человека было Аристокл; Платон был просто прозвищем, данным ему его друзьями, первоначальный оттенок которого указывал на его широкие плечи.

Платон стал увлеченным и талантливым учеником Сократа и написал знаменитые диалоги, в которых его учитель словесно боролся с противниками. Наш борец верил в предсуществование и бессмертие души, считая, что жизнь есть не что иное, как заточение души в теле. В дополнение к физическому миру существует небесное царство большей реальности, состоящее из Форм, Идеалов или Идей (таких как Равенство, Справедливость, Человечность и т. д.).

Его главное достижение: он написал знаменитый трактат (Республика)  об идеальном обществе, в котором он высказал мысль, что философ, из всех людей, должен быть королем (большой сюрприз!).

АРИСТОТЕЛЬ: ДОЛГИЙ ПУТЬ К ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЕ

Аристотель был лучшим учеником Платона. Он стал очень хорошо оплачиваемым наставником Александра Македонского — вероятно, самого высокооплачиваемого философа в истории. Аристотель основал свою собственную философскую школу, когда ему было 50 лет. Хотя он прожил еще всего десять лет, он выпустил почти тысячу книг и брошюр, лишь немногие из которых сохранились.

Этого великого мыслителя называли перипатетиком  философом (peripateo = «гулять»), потому что он любил читать лекции своим студентам во время прогулки. Другую группу философов называли стоиками  , потому что они предпочитали сидеть на крыльце ( стоа ), когда дули на ветер.

Ключевой темой мысли Аристотеля является то, что счастье  является целью жизни. Аристотель был гораздо менее потусторонним, чем Платон. Он добровольно отправился в изгнание из Афин, когда условия стали для него несколько политически опасными, по его словам, «как бы Афины не согрешили дважды против философии».

Основоположник логической теории Аристотель считал, что величайшим человеческим стремлением является использование разума в теоретической деятельности. Одной из самых известных его идей была концепция «золотой середины» — «избегать крайностей», совет умеренности во всем.

Учение Платона против Книги Бытия

Великий древнегреческий философ Платон (умер в 348/347 г. до н.э.), ученик Сократа и учитель Аристотеля (который, кстати, позже стал частным репетитором молодого принца, впоследствии известного как Александр Македонский) ), входит в число ключевых фигур в истории человечества. Его знаменитая «Академия» в Афинах, например, могла быть первым организованным высшим учебным заведением — по сути, первым университетом — в западной цивилизации.

А выдающийся английский математик и философ Альфред Норт Уайтхед (ум. 1947), возможно, был близок к истине, когда пошутил, что «самая надежная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону».

Одним из наиболее примечательных элементов учения Платона является его концепция Форм (морфе) или Идей (эйдос). По мнению Платона, идеальные «формы» справедливости, красоты и любви действительно существуют «там снаружи», а не просто как субъективные понятия в нашем сознании. Таким образом, мы оцениваем действия и объекты как справедливые, прекрасные или любящие по тому, насколько близко они приближаются (или насколько далеко они отклоняются) от этих идеальных форм. Но формы существуют не только для таких возвышенных абстракций, как любовь, справедливость и красота.

По мнению Платона, существуют также формы для таких вещей в нашем физическом мире, как собаки, стулья, цвета и люди. Если животное слишком сильно отходит от идеала «собачьего поведения», это просто уже не собака, а что-то другое — скажем, волк, кошка или тарантул. Существуют различные оттенки красного, но в какой-то момент цвет перестает быть красным и становится фиолетовым или розовым. Мы можем представить себе много вещей в категории «стул», но скамейки и табуреты — это нечто иное.

Вероятно, на мышление Платона сильно повлияло его увлечение математикой. В геометрии, когда мы рассуждаем о треугольниках, нас интересует не небрежный приблизительный треугольник, наспех нарисованный учителем на доске, а совершенный треугольник, существующий «где-то», но не в пространстве. Мы думаем о «равносторонней треугольности», а не о каком-то конкретном грубом равностороннем треугольнике.

Платон считал Идеи или Формы совершенными и, соответственно, утверждал, что они на самом деле более «реальны», чем знакомые нам материальные объекты и действия, которые являются лишь тенями или несовершенными представлениями реальности.

В знаменитой «Аллегории пещеры», в своей «Республике» Платон описывает группу людей, которые всю свою жизнь были заточены, недвижимо прикованы цепями в пещере. Позади них костер, которого они никогда не видели. Предметы проходят между ними и этим огнем, отбрасывая тени на стену перед ними. Эти тени — все, что они когда-либо видели, и они не подозревают о реальностях, которые отбрасывают эти тени.

Это, говорит Платон, наша жизнь в материальном мире. Поэтому, учил он в «Федоне», истинные философы должны приветствовать смерть — более того, они должны проводить свою жизнь в страстном предвкушении и подготовке к ней. Почему? Потому что смерть освобождает дух от тела, и дух, более не отвлекаемый телесными желаниями и освобожденный от обманов наших грубых чувств, после этого войдет в царство чистого разума, в мир Форм.

Это представляет совершенно иное видение физического мира, чем то, которое предлагается в первых главах Бытия, где сам Бог неоднократно объявляет свое материальное творение «хорошим» и даже «весьма хорошим». Это противоречит еврейскому утверждению брака и сексуальности как хороших вещей, предопределенных Господом.

В течение столетий после служения Иисуса, когда многие христианские богословы пытались синтезировать греческую философию с учениями еврейских писаний, результаты часто были нестабильными и непростыми.

С чисто платонистской точки зрения перспектива буквального физического воскрешения не была особенно привлекательной. Как только человек успешно избавился от материального каркаса, который он таскал за собой, и вышел в чисто духовную или интеллектуальную сферу за его пределами, зачем ему приветствовать свое тело обратно?

Предположим, что ученик Платона сидел в аудитории, когда Иисус произносил Нагорную проповедь. Когда Иисус благословлял кротких, заявляя, что они «наследуют землю», наш платоник вполне мог задаться вопросом, зачем кому-то это нужно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *