Тютчев день и ночь стих: День и ночь — Тютчев. Полный текст стихотворения — День и ночь

Ф Тютчев стих «День и ночь» 🌜🌞 — текст и анализ

Стихи Федора Тютчева, анализ Дмитрия Кубракова

Текст

На мир таинственный духо́в,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день – настала ночь;
Пришла – и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!

1839 год.


🌞🌜 Cтихотворение «День и ночь» — это яркий пример философской лирики от Федора Тютчева, где автор рисует нам поэтическую картину дня и ночи, заправляя художественное блюдо приправой философского размышления. Стих написан в 1839 году, когда перо поэта уже известно в России, но автору «Умом Россию не понять» ещё предстоит подняться на Олимп русской поэзии.

Коротко за историю написания

Чтобы понять, как пишется стих, надо заглянуть в душу поэта и узнать, чем он живет в момент написания. Первое, в силу ограниченностей возможностей человека, мы сделать не можем, а вот второе пожалуйста.

В 1839 году Тютчев временно оказался вне российской дипломатии, в чем виной самовольный отъезд Федора Ивановича из итальянского Турина. Однако, несмотря на паузу в работе дипломата, Тютчев остается за границей и изредка пишет стихи, которые помогают ему не потерять связь с русским языком и излить душу.

Событие №1 в личной жизни этого периода – это брак с Эрнестиной Дернберг, отношения с которой начались ещё при первой жене Элеоноре, однако не будем заглядывать под чуждое одеяло).

Анализ двух строф

Стихотворение имеет ярко выраженную двухчастотную композицию, где первая часть посвящена дню, вторая ночи. Тютчев видит день и ночь не просто как физик, для которого есть разница только в наличие солнечного света и температуре воздуха, а смотрит на их смену, как на божественный процесс мироздания.

🌞 В первой (дневной) строфе поэт рисует картину дня – таинственной безымянной бездны, на которую наброшен златотканый покрой Богов.

Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.

Далее идет поэтическое перечисление достоинств дня – это время для «оживленья земнородных», это исцеляющее время для души, это друг людей. Днем человек делает свои основные земные дела, почти все живое в светлое время дня активно, а труд и иные заботы не позволяют душе страдать.

🌜 Вторая строфа из восьми строк отдана на откуп ночи, которая после своего ежедневного прихода срывает благодатный покров дня и отбрасывает его прочь.

Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…

После этого обнажается и становится ближе бездна, страх подкрадывается к человеку и норовит обнять его из темного угла дома или души. Самое же страшное ночью – это отсутствие преграды между человеком и бездной, от этого ночь страшна, от этого часто приходит с кошмарами.

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…

Тютчев очень категоричен в описании дня и ночи, мы бы не делали такого вывода, считая день царствием Божьим, а ночь исчадием ада. Добрые дела, как и злые, можно вершить в любое время, а расстояние, отделяющее человека от бездны, определяется его поступками и делами в течение всей жизни, они совершаются и днём, и ночью.

Тропы, размер и рифма

☝ Стихотворение написано традиционным для Тютчева размером – четырехстопным ямбом, жанр философская лирика, композиция двухчастотная. Стих строится по принципу антитезы (противопоставления), когда первая часть (день) противостоит в художественном плане второй части (ночи).

Рифмовка комбинированная – кольцевая для 1 и 4 строчки и смежная для 2 и 3 строки, при этом авторская строфа состоит из 8 строчек, то есть, из двух обычных строф (духов – безымянной – златотканой – богов и покров – оживленье – исцеленье – богов). Рифмы открытые и закрытые.

Средства художественной выразительности:

  1. Олицетворение (ночь пришла, бездна… обнажена).
  2. Эпитеты (мир таинственный, бездна безымянная, покров златотканый, высокая воля, блистательный покров, роковой мир, ткань благодатная).
  3. Инверсия (меркнет день – настала ночь).
  4. Антитеза (меркнет день – настала ночь).

Если вам по нраву философия Тютчева, то оцените его короткий стих, более похожий на длинный афоризм «Нам не дано предугадать», написанный уже седовласым поэтом в 1869 году. Он не оставит равнодушным, несмотря на всего 4 строки текста.

Чтение стиха онлайн


 


 

ТОП русской поэзии

  • 💔 Анна Ахматова
  • 🍷 Александр Блок
  • 👀 Борис Пастернак
  • ☝ Владимир Маяковский
  • ✨ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Иосиф Бродский
  • 🩸 Николай Гумилёв
  • 💕 Николай Заболоцкий
  • 😢 Марина Цветаева
  • 🩸 Осип Мандельштам
  • 💕 Сергей Есенин
  • 🍂 Иван Бунин
  • 📝 Федор Тютчев
  • ✨ Игорь Северянин
  • 👼 Константин Бальмонт
  • 💕 Афанасий Фет

 

«День и ночь», Тютчев, Фёдор Иванович — Поэзия

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный


Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Автор:

Тютчев, Фёдор Иванович

Год написания:

1 839 год


Федор Тютчев в душе был не только романтиком, но и философом. Его, как и любого творческого человека, интересовали вопросы мироздания. Поэтому, наблюдая за окружающим миром, поэт пытался постичь его законы и изложить свое видение устройства вселенной в литературных произведениях. Одним из них является стихотворение «

День и ночь», созданное в 1839 году. К моменту его написания Федор Тютчев уже является состоявшимся, но еще не признанным поэтом, успешным дипломатом и блестящим государственным деятелем. Однако чем выше он поднимается по карьерной лестнице, тем чаще задается вопросом о том, почему мир устроен именно так, а не иначе. И находит привычному на всем явлению, которое известно как смена времени суток, весьма романтическое и очень поэтическое толкование.

Стихотворение «День и ночь», написанное четырехстопным ямбом, разбито на две одинаковых части. Первая из них посвящена дню, который поэт сравнивает с «покровом златотканым

», наброшенным «волею богов». По мнению поэта, этот покров соткан из солнечных лучей, которые дарят все живым существам радость и умиротворение. День в восприятии Федора Тютчева, это «души болящей исцеленье, друг человека и богов». Таким образом, поэт не отвергает теорию божественного происхождения мира, однако вносит в нее свои коррективы, утверждая, что некие высшие силы, пытаясь защитить всех живущих на земле, набрасывают на не искусно вытканное блистательное покрывало, которое скрывает бездну неба и несет в себе тепло, свет и заботу. Автор не пытается дать ответ на вопрос, почему именно на смену дню приходит ночь, и какова ее роль в жизни человека. Однако он подчеркивает, что в какой-то момент боги просто-напросто срывают сотканное из света покрывало, открывая перед взорами людей бесконечную бездну небес.

«И бездна нам обнажена с своими страхами и мглами

», — отмечает поэт, подчеркивая, что Вселенная — одна из загадок, которая пока еще не доступна человеческому пониманию. Именно поэтому люди, не знающие, как именно объяснить смену времени суток, испытывают священный ужас перед ночной мглой, которая, как им кажется, несет в себе угрозу их спокойствию и безопасности. «Вот отчего нам ночь страшна!», — резюмирует поэт, отмечая при этом, что подобный страх культивируется у человека на уровне подсознания, он заложен в нем самой природой и передается из поколения в поколение.

Образ божественного покрывала, которое чья-то невидимая рука с завидной регулярностью набрасывает на землю, является ключевым в стихотворении «День и ночь». Эта яркая метафора используется Тютчевым не случайно. Именно таким образом поэт не только пытается объяснить привычное явление, но и наделяет его неким романтическим флером, отмечая, что ночь пришла и «

и с мира рокового ткань благодатную покрова сорвав, отбрасывает прочь».

При этом поэт использует прием противопоставления, указывая на то, что день олицетворяет собой свет, покой и защиту, а ночь, наоборот, является источником волнений, страхов и неясных сомнений. И лишь очень сильный духом человек, не лишенный романтизма, может увидеть, что ночь с ее раскинувшейся бездной неба и далекими звездами может быть не мене прекрасной, чем день, и способна дарить людям не только беспокойство, но и радость от общения со Вселенной, которая в эти мгновения распахивается перед жителями земли, открывая им свои вековые тайны. Однако люди еще не готовы к тому, чтобы до конца их постичь, поэтому им гораздо ленче признаться в том, что ночной мрак их пугает, чем попытаться понять, какие загадки он так бережно хранит, дожидаясь того момента, когда найдется смельчак, способный найти на них правильный ответ.

Нравится

Не нравится

на русском языке

Запомнить

Или войти, используя соцсети:

Публикация стихотворений онлайн. Poesy.site@2017-2019

Поэма Ф. Тютчева «День и ночь»

Блестящий дипломат, умный государственный деятель, Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию строения Вселенной, неразрывную связь мужского и женского начала. Он умело противопоставлял друг другу образы дня и ночи, подчеркивая их вечное единство. Стихотворение «День и ночь», написанное в 1839 году, дважды перепечатывалось в журнале «Современник» с момента его первой публикации и произвело впечатление на Л.Н. Толстой.

Лирический фрагмент создан четырехстопным ямбом, композиционно автор разделил его на два равнозначных восьмиугольных стиха. При этом не случайно он использовал попеременно мужские и женские рифмы. По замыслу поэта, все в произведении должно говорить о двойственном начале мироздания и его неповторимой связности.

День…
Души болящие исцеления,
Друг людей и богов!

Наоборот, активная динамика ночи, достигаемая использованием многочисленных глаголов, вносит смятение в человеческие души.

… бездна обнажена для нас
Своими страхами и туманом.

Под покровом темного времени суток в каждом оживают исконные низменные инстинкты. Душа не в состоянии сдерживать естественные порывы, и это подсознательно пугает ее. Читатель понимает, что ночь господствует над днем. Но тем, кто живет в гармонии со всеми сторонами своего существа, бояться нечего. Темная сторона души не может победить ее светлые проявления и все останется на своих местах.

Из композиции видно, что автор переживал в то время сложный период размышлений об устройстве Вселенной. Он пытался понять, насколько сложен мир, где, собственно, в нем его личное место. Сможет ли человек еще разгадать загадку постоянной смены дня и ночи? Узнай, кто своей могучей рукой сбрасывает и срывает «золотую завесу»? И не здесь ли думает автор о единстве великого бога и маленького человека?

Анализ стихотворения День и ночь по плану

Возможно Вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Смутно дышащие листья Мандельштама

    Произведение является примером того, как поэт может с помощью художественных средств выражать эмоции и внутренний мир.

  • Анализ стихотворения Есенина Руки милой пары лебедей

    Цикл стихов Персидские мотивы подобен яркой вспышке, которая иногда освещает горящий факел, прежде чем тот совсем погаснет. Поездка Есенина по Кавказу и Азии, начавшаяся в 1924, принесла поэту много позитива

  • Анализ стихотворения Чужой Бунин

    Бунин пережил очень тяжелые разочарования и потери. Первый брак поэта не увенчался успехом и, что еще хуже, большим горем. Сын Бунина Николай заболел менингитом в пятилетнем возрасте

  • Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

    Очень амбициозно и своенравно называть себя последним поэтом деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только о своем личность, это говорит об ушедшей эпохе

  • Анализ стихотворения В синем вечере, лунном вечере Есенин

    Поэма «В синем вечере, в лунном вечере» — небольшое произведение. В ней описаны все ошибки, а также ошибки, которые совершал Есенин на протяжении всей своей жизни.

Одно из интереснейших произведений русской философской лирики, поэма «День и ночь» была написана Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году она была опубликована в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике.

Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему — противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души.

Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на две строки октета. Каждая строфа состоит из двух полных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, в которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки заканчиваются женской рифмой, придают стихотворению как торжественную одическую интонацию, так и нотки философского размышления.

В произведении ярко отражено двойственное миропонимание Тютчева, для которого основой мироздания является борьба двух стихийных начал, порождающих мировой порядок и равновесие. Двойственность мира отражена в стихотворении двумя мотивами – дневной радости и ночного ужаса. Основой композиции произведения является антитеза образа дня и образа ночи . Первая часть стихотворения посвящена этому дню. День изображается описательными фразами, в том числе эпитетами ( «золотой покров» , «блестящий покров» ), разнообразные аппликации с использованием такой техники, как инверсия дополнения ( «земное возрождение» , «Исцеление болящих душ» ). День характеризуется гармонией со Вселенной, душевным спокойствием. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии , а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга людей и богов».

Союз «но» в начале второй строфы знаменует собой центр стихотворения, его поворотный момент. С наступлением ночи, которая делает все тайное явным, беспомощность и страх поколения «ночная бездна» — хаос. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной тьмой разжигает в людях жизнь, заставляя их ради жизни совершать немыслимые поступки. «Роковой мир» ночь загадочна и непостижима, она старше и сильнее дневного мира, мира земного и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества завесой, ночью обнажается бездна, «…и между ней и нами нет преград» .

Если в первой части стихотворения нет динамики, нет ни одного глагола (единственное действие «накинут покров» ), то описание ночи, наоборот, насыщено глаголами обозначающие активные действия ( рвать, выбрасывать, пришел, прибыл ). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р».

Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам ( земное, сие, по тьме, духи, между ней и нами ). Работу отличает насыщенная цветовая роспись ( златоткань, день бледнеет ). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию.

В стихотворении «День и ночь», отражающем чувства самого поэта, заключена вся вселенная с ее гармонией и хаосом, бездна дня и бездна ночи.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчев «Силентиум!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил тебя», анализ стихотворения Тютчева

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (вид лирики, художественный прием, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивов и тона).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритма, метра, рифмы, строфы).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Поэма «День и ночь» написана Ф.И. Тютчевым в 1839 году. Впервые напечатано в том же году в журнале «Современник». Затем она переиздавалась в «Современнике» в 1854 и 1868 годах. Л.Н. Толстой в своем сборнике стихов поэта отметил это произведение буквами «Т. Г. К.!» (Тютчев. Глубина. Красота).

Стихотворение можно отнести к философской лирике, его основной темой является традиционное для романтизма противопоставление дня и ночи как образов, символизирующих два полярных состояния человеческой души. Стиль романтический. Жанр — лирический фрагмент.

Поэма открывается образом светлого, радостного дня:

В мир таинственных духов,
Над этой безымянной бездной,
Покрывало золототканым
Высокая воля богов.
Day — эта блестящая обложка —
День возрождения земного,
Души больных исцелились,
Друг человека и богов!

Спокойные, торжественные интонации передают чувства лирического героя. Образ дня создают многочисленные аппликации, используемые здесь в определенной смысловой градации: «этот блестящий покров», «земное возрождение», «Исцеление душ больных», «Друг человека и богов!». День – ясность, порядок, душевное спокойствие. Человек находится в гармонии с Богом и Вселенной. Исследователи отмечают, что в первой части стихотворения отсутствует движение, динамика. Здесь нет глаголов, употреблено только страдательное причастие «накинутый», день, таким образом, становится для Тютчева страдательным, бездеятельным.

Однако вскоре день превращается в ночь, а в душе лирического героя оживают другие чувства — страх, беспомощность. Его «ночная бездна», открывающаяся его взору, рождает Хаос, который противостоит Гармонии в лирическом мире Тютчева. Все скрытое, тайное ночь проясняет. Человек остается наедине со своей душой, со всей Вселенной, он не может уйти от собственных переживаний. И здесь герой уже противостоит Вселенной. В этом же плане мы можем рассматривать здесь и символику света и тьмы. Туман ночи разрушает преграды между человеком и глубочайшими движениями его души, оживляет все, что было укрыто «сияющим покровом» дня. Но что же скрыто там, в глубинах подсознания лирического героя? Поэт не дает прямого ответа на этот вопрос:

Но день меркнет — ночь пришла;
Пришел — и из рокового мира
Ткань благодатного покрова,
Сорвав, выбросив. ..
И бездна обнажена нам
Своими страхами и мраком
И нет преград между ней и нами —
Вот почему мы боимся ночи!

Здесь мы уже встречаем многочисленные глаголы, краткое страдательное причастие и причастие: «увядает», «пришел», «пришел», «выбрасывает», «оторвал», «голый». Ночь у Тютчева сильнее дня, она деятельна, она подавляет героя. И здесь мы вплотную подходим к философскому размышлению о человеке, о темных и светлых сторонах его души. Если человек придерживается норм добра и разума, то Хаос не сможет его уничтожить. Если он анархичен и своенравен, то Природа повернет к нему свою темную сторону.

Тот же мотив бессилия человека перед стихией Ночи слышится и у Тютчева в стихотворении «Взошла на небо святая ночь»:

И, как видение, внешний мир ушел…
И человек, как бездомный сирота,
Стоит ныне, и слаб и наг,
Лицом к лицу пред темной бездной.

Себе оставит —
Ум упразднен, и мысль осиротела —
В душу свою, как в бездну, погрузился,
И нет посторонней поддержки, нет предела. ..

Композиция произведения построена по принципу антитезы. Мы можем выделить две части. В первой части поэт создает образ дня, во второй части — образ ночи.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, восемь строк, рифмовка — кольцевая. Поэт использует следующие средства художественной выразительности: эпитеты («над…безымянной бездной», «светлый покров», из рокового мира»), метафору («Из рокового мира Ткань благодатного покрова, Рвущая срывает, отбрасывает»), инверсия («На златотканый наброшен покров»), ассонанс («На златотканый наброшен покров»), аллитерация («По воле богов высокой»). Находим высокую лексику («завеса», «блаженная») и архаизмы («духи», «земное», «сие», «тьма»).

Поэма «День и ночь» — одна из лучших в творчестве поэта. Он тонко и точно передает мироощущение Тютчева, «поэта ночных откровений, поэта небесных и духовных бездн. Он словно шепчет с тенями ночи, улавливая их смутную жизнь и передавая ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах. .. Это созерцание мира в его ночной стихии, в его хаотичности. божественная истина… Человеческая жизнь объята снами, и светлый день есть именно сон, от которого мы пробуждаемся в жизнь, в смерть.

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года. Он был не из простой крестьянской семьи. Долгое время Федор Иванович Тютчев находился на домашнем обучении.

Федор Иванович Тютчев рано начал писать стихи. Свое первое стихотворение Федор Иванович Тютчев написал, когда ему было семь лет.

Федор Иванович Тютчев, пережил в своей жизни немало трагических моментов, которые преподнесла ему судьба. Самый главный и горький удар в его жизни случился в зрелом возрасте, умирает любимая жена. Всю ночь Федор Иванович Тютчев проводит у гроба покойного, после чего за несколько часов седеет, можно сказать, на глазах, от трагического огорчения и переживания.

За всю свою жизнь Федор Иванович Тютчев написал более четырехсот бессмертных стихотворений, сюжет которых был в основном о размышлениях на психологическую тему. Стихи Федора Ивановича Тютчева носили философский характер. Вот, например, одно из бессмертных стихотворений Федора Ивановича Тютчева, которое называется «День и ночь».

На мир таинственных духов, над этой безымянной бездной покров, наброшенный высокой волей богов, сотканный из золота. В этих строках автор говорит о белом дне, который был подарен высшими силами.

День — это светлый покров дня, возрождения земного, души страждущей исцеления, друга человека и богов! В этих строках автор также описывает белый день, который предназначен для всего живого, что именно средь бела дня можно бодрствовать и радоваться жизни, а также пишет, что белый день может вылечить даже больного человека.

Но меркнет день — ночь настала; Она пришла — и, из мира роковой ткани, благословенного покрова, рвёт, отбрасывает… и обнажается перед нами бездна со своими страхами и мгс, и нет преград между нею и нами — потому ночь для нас ужасна! В этих строках автор описывает ночь как воинственное темное время суток. Что именно с наступлением ночи люди обнаруживают свои страхи и мрачные мысли, которые их тревожат.

Поэма «День и ночь» написана Ф.И. Тютчевым в 1839 году. Впервые напечатано в том же году в журнале «Современник». Затем она переиздавалась в «Современнике» в 1854 и 1868 годах. Л.Н. в своем сборнике стихов поэт отметил это произведение буквами «Т. Г. К.!» (Тютчев. Глубина. Красота).
Стихотворение можно отнести к философской лирике, его основной темой является традиционное для романтизма противопоставление дня и ночи как образов, символизирующих два полярных состояния человеческой души. Стиль романтический. Жанр — лирический фрагмент.
Стихотворение открывается образом светлого, радостного дня:

В мир таинственных духов,
Над этой безымянной бездной,
Покрывало златотканым
Высокая воля богов.
День — этот блестящий покров —
День, земное возрождение,
Души больных исцелились,
Друг человека и богов!

Спокойные, торжественные интонации передают чувства лирического героя. Образ дня создают многочисленные аппликации, используемые здесь в определенной смысловой градации: «этот блестящий покров», «земное возрождение», «Исцеление душ больных», «Друг человека и богов!». День – ясность, порядок, душевное спокойствие. Человек находится в гармонии с Богом и Вселенной. Исследователи отмечают, что в первой части стихотворения отсутствует движение, динамика. Здесь нет глаголов, употреблено только страдательное причастие «накинутый», день, таким образом, становится для Тютчева страдательным, бездеятельным.
Однако вскоре день превращается в ночь, а в душе лирического героя оживают другие чувства — страх, беспомощность. Его «ночная бездна», открывающаяся его взору, рождает Хаос, который противостоит Гармонии в лирическом мире Тютчева. Все скрытое, тайное ночь проясняет. Человек остается наедине со своей душой, со всей Вселенной, он не может уйти от собственных переживаний. И здесь герой уже противостоит Вселенной. В этом же плане мы можем рассматривать здесь и символику света и тьмы. Туман ночи разрушает преграды между человеком и глубочайшими движениями его души, оживляет все, что было укрыто «сияющим покровом» дня. Но что же скрыто там, в глубинах подсознания лирического героя? Поэт не дает прямого ответа на этот вопрос:

Но меркнет день — ночь пришла;
Пришел — и из рокового мира
Ткань благодатного покрова,
Сорвав, выбросив…
И бездна обнажена нам
Своими страхами и мраком
И нет преград между ней и нами —
Вот почему мы боимся ночи!

Здесь мы уже встречаем многочисленные глаголы, краткое страдательное причастие и причастие: «увядает», «пришел», «пришел», «выбрасывает», «оторвал», «голый». Ночь у Тютчева сильнее дня, она деятельна, она подавляет героя. И здесь мы вплотную подходим к философскому размышлению о человеке, о темных и светлых сторонах его души. Если человек придерживается норм добра и разума, то Хаос не сможет его уничтожить. Если он анархичен и своенравен, то Природа повернет к нему свою темную сторону.
Тот же мотив бессилия человека перед стихией Ночи слышится и у Тютчева в стихотворении «Взошла на небо святая ночь»:

И, как видение, внешний мир ушел…
И человек, как бездомный сирота,
Стоит теперь, и слаб и наг,
Лицом к лицу пред темной бездной.

Себе оставит —
Ум упразднен, и мысль осиротела —
В душу свою, как в бездну, погрузился,
И нет посторонней поддержки, нет предела…

Композиция произведения построена по принципу антитезы. Мы можем выделить две части. В первой части поэт создает образ дня, во второй части — образ ночи.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, восемь строк, рифмовка — кольцевая. Поэт использует следующие средства художественной выразительности: эпитеты («над…безымянной бездной», «светлый покров», из рокового мира»), метафору («Из рокового мира Ткань благодатного покрова, Рвущая срывает, отбрасывает»), инверсия («На златотканый наброшен покров»), ассонанс («На златотканый наброшен покров»), аллитерация («По воле богов высокой»). Находим высокую лексику («завеса», «блаженная») и архаизмы («духи», «земное», «сие», «тьма»).
Стихотворение «День и ночь» — одно из лучших в творчестве поэта. Он тонко и точно передает мироощущение Тютчева, «поэта ночных откровений, поэта небесных и духовных бездн. Он словно шепчет с тенями ночи, улавливая их смутную жизнь и передавая ее без всяких символов, без всякой романтики, в тихих, трепетных словах… Это созерцание мира в его ночной стихии, в его хаотичности. божественная истина… Человеческая жизнь объята снами, и светлый день есть именно сон, от которого мы пробуждаемся в жизнь, в смерть.

Всемирный день поэзии — Южно-Уральский государственный университет

21 марта – особенный день для тех, кто не представляет своей жизни без книг, ведь планета отмечает Всемирный день поэзии. Лучший способ провести этот день — это, конечно же, погрузиться в чтение любимых поэтов и открыть для себя новых. Невозможно составить окончательный список самых талантливых и выдающихся поэтов всех времен, так как все зависит от того, кого вы спросите. Ниже мы составили список русских «мастеров слова», известных и почитаемых в России и за рубежом. Если единственный известный вам поэт из списка — Александр Пушкин, мы предлагаем вам копнуть глубже и изучить других невероятных русских поэтов.

Александр Пушкин (1799-1837)

Наверное, трудно найти человека, не знающего, кто такой Александр Пушкин. Один из величайших писателей всех времен, Пушкин изобрел современный русский язык. Пушкин был исключительно талантливым человеком, он писал стихи, политические стихи, исторические драмы, романы, сказки и т. д. Произведения Александра Пушкина вдохновляли многих выдающихся русских писателей, в том числе Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина. Считается, что одно из самых красивых своих стихотворений «Я вас любил и, наверное, люблю» Пушкин посвятил Анне Олениной, увлечению своей юности.

Я любил тебя и, наверное, люблю до сих пор

Я любил тебя и, наверное, люблю до сих пор,
И на какое-то время это чувство может остаться…
Но пусть моя любовь тебя больше не беспокоит,
Я не желаю причинить тебе боль.
Я любил тебя; и безысходность я знал,
Ревность, робость — хотя и напрасно —
Сотворил любовь такую ​​нежную и такую ​​верную
Как дай бог тебе снова быть любимой.

1829

Федор Тютчев (1803-1873)

Один из величайших поэтов XIX века Федор Тютчев написал одни из самых замечательных стихотворений в русской литературе. Тютчев глубоко любил Россию и писал прекрасные стихи, описывающие величественные русские пейзажи. В связи с международными дипломатическими миссиями Тютчев треть жизни провел за границей. Он часто думал о судьбе России в мировой истории. В одном из самых известных его стихотворений, посвященных России, говорится, что умом ее не понять, а можно только верить в нее. Помимо прекрасного изображения России и ее природы, Тютчев написал превосходные любовные стихи, некоторые из которых впоследствии были преобразованы в песни выдающихся русских композиторов. Словом, если бы существовало только одно слово для характеристики Тютчева, то это было бы просто — гений.

Я встретил тебя, и минувшие мгновения

Я встретил тебя, и минувшие мгновения
Пробудились в моем обморочном сердце;
Старые добрые времена, как золотые предзнаменования,
Душу согрели, взбудоражили…

Это как осень, запоздалая,
Проходит день или час
Когда приходит дыхание весны , неожиданно,
И… что-то в нас трепещет.

И вдохновлен весь
Всеми теплыми годами и датами
С давно забытым ликованием
Гляжу на твои удивительные черты…

Как после лет разлуки
Гляжу на тебя, как во сне, —
И вот… Я слышу приращение
Бесконечного звучит, кажется.

Это не просто воспоминание,
Это жизнь заболталась, –
То же прежнее очарование и восхищение,
Та же старая любовь глубоко в сердце!

1870

Сергей Есенин (1895-1925)

Недолгая жизнь жертвы революционной эпохи Есенина была трагична. Он пристрастился к алкоголю, и все его браки развалились. И все же при жизни Есениным восхищались за его прекрасную поэзию, а его трогательные стихи о простых радостях и любви продолжают покорять сердца людей. Россияне называют Есенина своим любимым «поэтом-хулиганом» за его яркий образ жизни и стремление к саморазрушению.

Ночь

Усталый день клонится к закату,
шумные волны успокоились.
Солнце зашло, луна
плывет над миром, поглощенная и неподвижная.

Долина слушает журчание
мирной реки в долине.
Лес, темный и изгибающийся, дремлет
под трели соловья.

Река, прислушиваясь и ласкаясь,
беседует с берегами в тихой тишине.
И вверху раздается, перекатываясь,
Веселый шелест камыша.

1910-1912

Белла Ахмадулина (1937-2010)

Среди самых выдающихся русских поэтов выделяется Белла Ахмадулина, чьи смелые стихи и яркие выступления привлекли тысячи людей. Ахмадулина была ярым сторонником свободы слова и прав человека в советский период. Советские власти, хотя и запретили ее стихи, не смогли заткнуть ей рот, поскольку Ахмадулина обратилась к международным СМИ. В стихах и прозе Ахмадулина ярко изображала настоящую дружбу, любовь, взаимоотношения людей. Для россиян Белла Ахмадулина остается литературным сокровищем, которого коснулась рука музы.

Заклинание

Не горюй обо мне — я выживу –
Добрый каторжник, немного счастливый нищий,
Замерзший южанин внутри Полярного круга,
Злой северянин в шкафчике чахотки
На комарах Юг — выживу.

Не горюй по мне — я выживу —
Хроменький, просящий милостыню в паперти,
Пьяный, оставленный среди столов,
А этот, рисующий только образ Марии,
Этот плохой художник божий — я все же выживу.

Не горюй по мне — я выживу —
Девица, в правилах грамматики незапятнанная,
Которая, в будущем неопределенной и эгоистичной,
Как тупая дура, Под моей челкой, рыженькой,
Узнает мой стих. Обязательно выживу.

Не горюй обо мне — я выживу —
Тот, кто добрее, чем свежие раны залечивая
Под безумным военным разрывом,
Под звездой моей, вечно блестящей…
Как-нибудь… Я действительно выживу.

1968

Владимир Высоцкий (1938-1980)

Владимир Высоцкий стал легендой советской музыки, театра и кино. Его песни приобрели культовый статус и стали вечными хитами. Трудно классифицировать его творчество, поскольку Высоцкий расширил музыкальный кругозор. Будучи «голосом нации», как называли Высоцкого, его работы были запрещены советской властью, но это не мешало им восхищаться простыми людьми. Даже сегодня люди по-прежнему находят стихи Высоцкого очень актуальными и наслаждаются ими еще долго после его смерти.

Он не вернулся с боя

Почему все изменилось? Жизнь идет своим чередом…
Над нами небо, синее, как всегда,
Как прежде воздух, вода, лес…
Но он потерян в бою навеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *