Творчество грибоедова: Этапы творчества Грибоедова — Русская историческая библиотека

Содержание

Этапы творчества Грибоедова — Русская историческая библиотека

Первый этап литературной деятельности А. С. Грибоедова (см. его краткую и подробную биографии) тесно связан с жизнью в Петербурге, когда он, начинающий писатель, подчинившись влиянию кн. Шаховского, сделался посетителем литературного общества «Беседа», и псевдоклассиком по убеждениям. Подражая Шаховскому и Загоскину, он в это время высмеял сентиментализм в своей комедии «Студент». Кроме того, он перевел с французского пьесу «Молодые супруги», переделал с французского пьесу «Притворная неверность», написал одну сцену в комедии Шаховского – «Своя семья, или Замужняя невеста».

 

Грибоедов. Краткая биография. Слушать аудиокнигу

 

Все это – произведения, в которых заметно желание автора уловить какую-нибудь смешную сторону русской жизни. Говорят, что уже в Петербурге он сделал первые наброски своей комедии «Горе от ума» (см. краткое содержание, анализ и полный текст). Вначале эта пьеса обещала быть произведением только веселым, и не отличалась тем трагизмом, который был в нее впоследствии введен благодаря влияниям жизни автора.

На втором этапе своего творчества, совпадающим со временем его службы на Кавказе, Грибоедов, под влиянием обострившегося пессимизма, с одной стороны, – и поэзии Байрона, с другой, несколько раз существенно переделывал свою начатую комедию «Горе от ума», а также лелеял мысль написать трагедию «Родамист и Зенобия», главным действующим лицом которой был бы герой, «алчущий великих дел», но, по воле судьбы, принужденный вести незаметную жизнь. В другой драме – «1812 год», он хотел вывести в герое её крепостного человека, выдающегося своими доблестями, который, по окончании войны, после ряда подвигов и наград, должен был вернуться, в качестве крепостного, к самовластному помещику. В этот период творчества Грибоедов окончил комедию «Горе от ума», принесшую ему славу первоклассного писателя. Однако автору не пришлось видеть свою пьесу ни в печати, ни на сцене: тогдашние цензурные условия были слишком тяжелы.

На третьем этапе творчества Грибоедова настроения его уже теряют всю остроту, – нет в них прежнего негодования, – чувство мягкой грусти является преобладающим. Эта грусть выразилась в некоторых мелких произведениях («Освобожденный», «Восток», «Послание к А. И. Одоевскому»). Основная идея недошедшей до нас его трагедии «Грузинская ночь» (подражание шекспировской «Буре») уже совершенно противоречит его прежним настроениям: не к борьбе призывал теперь Грибоедов, а к примирению, – мщение, даже направленное против действительного зла, теперь, с его точки зрения, заслуживает осуждения.

Впрочем, после Грибоедова осталось так мало сочинений, что по ним невозможно восстановить полной картины его душевной жизни. Бедные осколки его творчества, дошедшие до нас, дают лишь некоторое понятие о тревогах и страданиях его сердца.

Литературная жизнь Грибоедова, как и многих других его современников, показывает ясно, как упорно в эту переходную эпоху, когда умирали старые литературные направления (псевдоклассицизм) и нарождались новые (романтизм, реализм), – искали новых путей все те литературные деятели, которые сколько-нибудь отличались оригинальностью духа.

Будучи, по существу своему, «реалистом», Грибоедов решительно отвернулся от сентиментального романтизма Жуковского. «Ныне, в какую книжку ни заглянешь, – писал он однажды, – что ни прочтешь, песнь, или послание, – везде мечтания, а натуры ни на волос».

В начале его деятельности ему даже казалось, что псевдоклассики ближе романтиков подходят к правде творчества, но и с ними он оставался недолго. Это искание «натуры», естественности, художественной правды, заставило его обратиться к изучению русской жизни, к той иностранной литературе, в которой видел он реальное воспроизведение жизни, – к Мольеру, Байрону и Шекспиру. Начав с переделок французских водевилей, он кончил созданием серьезной бытовой комедии, славянофильством, преклонением перед простым русским народом и перед далеким прошлым родной истории.

 

Писатели 19 века: Грибоедов А.С.

Пьеса «Горе от ума» объединила в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и обозначила собой новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. В ней органически сплавились сатирическое обличение тогдашней социально-политической системы, начиная с крепостничества, и положительный герой в лице Чацкого, знаменосца будущего человеческого прогресса. «Горе от ума», по определению Н. П. Огарева, «могучее произведение» русской национально-самобытной драматургии. По широте конкретно-исторического охвата действительности, по злободневности и остроте социально-политической проблематики, по глубине идейности, по реалистической типичности характеров, а также по мастерству художественной лепки образов эта пьеса стоит в ряду самых первостепенных произведений русской и мировой драматической литературы.

Пытаясь ослабить революционную сущность, социально-эстетическую функцию «Горя от ума», один из исследователей пьесы спрашивает: «Что изменилось в доме Фамусова после того „бунта“, который учинил там Чацкий?» — и отвечает: «Ровно ничего. Оказали ли речи Чацкого хоть минимальное влияние на кого-либо из фамусовского круга? Разумеется, нет».

Но разве Грибоедов видел свою задачу в изменении мракобесной идеологии Фамусова и его окружения? И молниеносно — в течение одного дня речами Чацкого! Ни Грибоедов, ни Чацкий не могли льстить себя такими несбыточными надеждами. Цель Грибоедова — обнажить отрицательную сущность тогда господствовавшего дворянства, противопоставляя ему образ прогрессивной, свободолюбивой личности, возникающей и формирующейся в жизни. Он рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги тогдашних читателей, и в этом смысле достиг результатов, которые трудно переоценить. Да, говорит Грибоедов, Чацкие еще побеждаются в жизни, но внешней, внутренне неправой силой. Морально в пьесе побеждает не Фамусов, а Чацкий. Именно он, а не Фамусов становится дорог широким кругам читателей. Чацкий с самого первого его появления в печати и на сцене пленял своим пламенным протестом против общественной несправедливости. На него мечтал походить молодой Добролюбов. И поэтому Гончаров написал: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

Пламенно-вольнолюбивый пафос, резкая сатирическая направленность против самодержавно-крепостнической деспотии обусловили колоссальное влияние пьесы «Горе от ума» еще в то время, когда она переходила из рук в руки в рукописи. Ее воспринимали как из ряда вон выходящее событие литературно-театральной жизни. «Светское евангелие» — так, по свидетельству А. А. Жандра, называли эту пьесу ее поклонники.

Появление «Горя от ума» вызвало яростные споры о ее идейно-эстетической сущности, характерах, форме. В спорах участвовали Пушкин, В. Ф. Одоевский, Белинский, Герцен, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие.

Декабристы, видя в пьесе острое орудие борьбы с самодержавием, распространяли ее путем массовой переписки. На вопрос следственной комиссии, «какие сочинения наиболее способствовали развитию в нем либеральных взглядов», декабрист В. И. Штейнгель ответил, что, наряду с «Путешествием из Петербурга в Москву»— комедия Грибоедова. По воспоминаниям декабриста А. П. Беляева, сатирические монологи Чацкого «приводили в ярость» тех, кто читал или слушал пьесу Грибоедова. «Грамотная масса, — писал Гончаров, — …сразу поняв ее красоты… разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развеяла всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники». Один из современников Грибоедова, изъездивший Россию вдоль и поперек, уверял, что количество ее списков будто бы переходило за сорок тысяч. «Нет уезда в европейской России, нет армейского полка, где бы ее, — утверждал И. Киреевский, — не знали наизусть».

В 1825 году из «Горя от ума» удалось напечатать в альманахе «Русская Талия» лишь отрывки. Сценическое воплощение пьесы «Горе от ума» началось также с отрывков (1829). В 1831 году разрешили постановку, а в 1833 году и публикацию, но в сокращенном виде, с искаженным цензурой текстом, «чтоб, как заметил Герцен, лишить ее привлекательности запрещенного плода». Полностью «Горе от ума» было напечатано в России лишь в 1862 году. С 1862 года она становится самой репертуарной пьесой драматической классики.

А. А. Бестужев-Марлинский писал в 1825 году в «Полярной звезде», что будущее достойно оценит «Горе от ума» и «поставит ее в число первых творений народных». Так оно и случилось. Белинский справедливо назвал «Горе от ума» пьесой дивной и бессмертной, которая вместе с «Онегиным» Пушкина явилась «школою, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь». Выдающееся значение Грибоедова в развитии русской национально-самобытной драматургии подчеркивал и А. Н. Островский. Реализм, отточенный до символа, — так оценил М. Горький реалистическое мастерство «Горя от ума».

 

Реклама от Literature-XIX.Ru


 

 

Жидкая связь всего мозга поддерживает творческое мышление

» Любая способность или склонность, которые служат для приведения в соприкосновение взаимно далеких друг от друга идей, облегчают творческое решение; креативное решение ». — Сарнофф Медник, описывающий способы достижения творческого решения (1962, стр. 222).

Источник: Griboedov/Shutterstock

В недавнем посте о нейронауке сверхтекучего мышления я исследовал гипотезу о том, что двунаправленная церебро-мозжечковая связь между головным мозгом и мозжечком координирует когнитивные процессы и может способствовать творчеству.

Накопленные данные свидетельствуют о том, что надежная функциональная связь между всеми четырьмя полушариями мозга способствует лучшему мышлению всего мозга.

Новое исследование нейронной механики творчества показывает, как подвижная мозговая связь, определяемая менее сегрегированными нейронными сетями, способствует творческому мышлению. Эти результаты (Ovando-Tellez et al., 2022) были опубликованы 4 февраля в рецензируемом журнале

Science Advances .

В рамках этого исследования международная группа исследователей во главе с Марселой Овандо-Теллез и Эммануэль Волль из Front Lab Парижского института мозга оценила реальное творчество в различных творческих областях (например, в музыке, изобразительном искусстве, исполнительском искусстве, литературном самовыражении, научные исследования) через призму семантической структуры памяти и связности мозга.

Неврология творчества

Креативное мышление включает в себя создание новых и полезных связей между, казалось бы, несвязанными понятиями и отдаленными ассоциациями, которые широко хранятся в чьей-либо семантической долговременной памяти.

Предыдущие исследования нейровизуализации показали, что несколько областей мозга участвуют в творческом познании. Реальное творчество, по-видимому, выигрывает от гибкой организации семантической памяти, которая позволяет различным нейронным сетям и областям мозга работать синергетически.

Накопление нейробиологических данных также предполагает, что «ага!» Моменты могут зависеть от функциональных взаимодействий между многочисленными нейронными сетями, включая сеть режима по умолчанию, сеть исполнительного контроля, сеть значимости и сети управления моторикой, работающие совместно с областями мозга, которые содержат семантическую и эпизодическую память.

Гармоничное взаимодействие всех этих областей мозга и нейронных сетей требует надежной функциональной связи всего мозга во время творческого процесса.

Связность всего мозга, менее сегрегированные нейронные сети и творческое мышление синергичны

Последнее исследование креативности на основе фМРТ исследует, как модели функциональной связи и организация семантической памяти опосредуют творческое поведение в реальном мире.

Чтобы оценить индивидуальную организацию сети семантической памяти каждого участника исследования, исследователи попросили их выполнить задачу оценки семантического родства (RJT) внутри сканера мозга фМРТ. Каждый участник также выполнял несколько заданий на двигательную тренировку и творческие задания как внутри, так и вне сканера.

Основываясь на этих нейроизображениях с фМРТ, исследователи составили индивидуальные карты мозга того, как были структурированы семантические сети каждого человека, и исследовали, как организация их семантических воспоминаний связана с творчеством в реальном мире.

По словам авторов, результаты нейровизуализации выявили паттерны функциональной связи всего мозга, которые предсказали индивидуальные различия в реальной творческой активности, связанной с организацией семантической памяти.

В частности, более эффективная и надежная функциональная связь между сетью когнитивного контроля, сетью режима по умолчанию, сенсомоторной сетью, сетью значимости и зрительными сетями предсказала более интегрированные структуры семантической памяти. Как объясняют Овандо-Теллез и соавторы:

» Преимущество подхода функциональной связности всего мозга заключается в обеспечении целостного и функционального представления о том, как сети мозга связаны с творческим мышлением. Например, было показано, что функциональная связность в состоянии покоя внутри и между этими сетями предсказывает творческое мышление. способности и функциональная связь на основе задач внутри и между этими сетями увеличились во время творческой задачи по сравнению с контрольной задачей ».

Текучесть этих интегрированных сетей семантической памяти, по-видимому, облегчает творческое поведение в реальной жизни. «Менее модульные сети могут позволить более гибкое мышление, с более высокой связностью между слабо связанными элементами, облегчающими их комбинирование», — отмечают авторы.

В целом, эти результаты показывают, что менее сегрегированные (то есть менее модульные) структуры семантической памяти способствуют творчеству.

«Оригинальность нашего исследования заключается в том, чтобы связать три уровня исследования, поведение в реальной жизни, когнитивные процессы и мозг, объединив недавно разработанные вычислительные подходы для прогнозирования сложных когнитивных функций на основе связей мозга и изучения отдельных семантических сетей. — заявила старший автор Эммануэль Волле в пресс-релизе.

Ассоциативные аспекты творчества выигрывают от того, что множественные мозговые сети тесно связаны между собой выбранных комбинаций, наиболее плодотворными часто будут те, которые состоят из элементов, взятых из областей, находящихся далеко друг от друга 90 005 ». — Анри Пуанкаре о своем творческом процессе во время математического творчества (1913).

Более полувека назад, в 1962 году, Медник описал творческое мышление как «формирование ассоциативных элементов в новые комбинации, которые либо отвечают определенным требованиям, либо в некотором роде полезны».

Основываясь на этой ассоциативной теории творчества, высокотворческие люди могут легко получить доступ к удаленным концепциям из отдаленных уголков своего разума и объединить их свежими и «плодотворными» способами, как описал Пуанкаре в 1913 году.

Последнее исследование (2022 г.) о том, как надежная функциональная связность всего мозга и менее модульные структуры семантической памяти предсказывают креативность в реальной жизни, подтверждает гипотезу многолетней давности о том, что творческое мышление имеет ассоциативную основу (Mednick, 19).62).

Итоговое сообщение : Сочетание структур семантической памяти с меньшей раздробленностью и сверхтекучей связи мозга может дать творческим мыслителям когнитивную гибкость, позволяющую создавать связные ассоциации между разрозненными и, казалось бы, несвязанными идеями.

Канал Грибоедова, Санкт-Петербург


Что можно посмотреть и чем заняться на канале Грибоедова?

  • Морская прогулка : что может быть лучше, чем прогулка на теплоходе по каналу Грибоедова, окунуться в романтику Северной Венеции?
  • Летняя прогулка : насладитесь прогулкой летним днем ​​или белыми ночами по Грибоедову, любуясь рекой и исследуя по пути исторические улочки
  • Архитектура : улица Грибоедова окружена интересными зданиями и историческими улицами, демонстрирующими разные эпохи и архитектурные стили Санкт-Петербурга
  • Достопримечательности : посетите Дом Книги, Храм на Крови и Казанский собор, все они расположены на берегу канала Грибоедова

Фото Tanyaspic, CC BY-SA 3. 0, Wikimedia

Канал Грибоедова, Санкт-Петербург

Канал Грибоедова за столетия превратился из заболоченного ручья в один из самых романтических пешеходных маршрутов Санкт-Петербурга. , окруженный культурными и историческими достопримечательностями и окруженный тихими улочками, где можно укрыться от городской суеты. Во время морской прогулки или летней прогулки по каналу Грибоедова, на какие достопримечательности стоит обратить внимание?


Фото Wightman, Wikimedia

История канала Грибоедова

Сегодня площадь Искусств в Санкт-Петербурге окружена знаменитыми достопримечательностями, такими как Русский музей, Михайловский театр и Храм на Крови. А ведь еще несколько веков назад это знаменитое место было болотом, где берет начало река Кривуша. Этот ручей был также известен как Черная река из-за ее темных вод и Глухая река из-за удаленности.

г. В 1737 г. земельные участки по реке Кривуше стали выдаваться военно-морским рабочим, которые отвечали не только за постройку дома, но и за содержание берега реки. Вскоре после этого река Кривуша была соединена с рекой Мойкой, и было предложено прорыть канал по длине Кривуши для защиты столицы от затопления. Императрица Елизавета Петровна была против этого, но Екатерина Великая увидела в этом потенциал — Петербург пострадал от осенних паводков, сильно повредивших столицу. Между 1764 и 179 гг.1 Кривушу углубили, расширили и протянули от реки Мойки на востоке города до Фонтанки на западе, а ее берега укрепили гранитом. В честь своей основательницы некогда тихая река Кривуша была переименована в Екатерининский канал (Екатерининский канал).

Знаете ли вы? По сравнению с Мойкой и Фонтанкой Екатерининский канал проходит через Санкт-Петербург довольно извилистым путем. Это заслуга Екатерины Великой, которая настояла на том, чтобы канал был прорыт по естественному течению реки.

По мере строительства Екатерининского канала окружающие болота были осушены, чтобы можно было построить новые кварталы. Сенная площадь (Сенной рынок) была главным рынком Санкт-Петербурга, а рядом на канале были построены причалы для разгрузки грузов. Хотя воды Екатерининского канала изначально были намного чище, чем воды реки Мойки, канал становился все более загрязненным, проходя через густонаселенные трущобы, расположенные между южным берегом реки и Сенной площадью, которые были увековечены в романе Ф.0004 Преступление и наказание .

Фото Павлихина, CC BY-SA 3.0, Wikimedia

по Екатерининскому каналу. В зависимости от предполагаемых жителей, будь то аристократы и государственные чиновники или рабочие и низший класс, эти многоквартирные дома могли быть простыми и скромными — или богато украшенными скульптурной лепниной, статуями, балконами с искусными металлическими конструкциями, цветным камнем и куполообразными крышами. На берегу реки также было построено несколько особняков для членов клубов, торговых обществ, банков и учебных заведений. В результате всего за небольшую прогулку по каналу Грибоедова можно полюбоваться множеством красивых и колоритных домов огромного разнообразия архитектурных стилей, включая модерн, эклектику и классицизм.

После Октябрьской революции имперское название Екатерининского канала было заменено на новое — Канал Грибоедова. По одной версии, это было сделано в честь известного революционера, погибшего на пути к большевистской революции; по другой версии, свое имя каналу дал писатель Александр Грибоедов, живший на берегу реки в начале 1800-х годов.

Фото Lite, CC BY-SA 3.0, Wikimedia


Что посмотреть и чем заняться на канале Грибоедова?

  • Храм Спаса-на-Крови : в 1881 году царь Александр II путешествовал по Екатерининскому каналу, когда был убит революционерами-нигилистами. В честь своего отца царь Александр III приказал построить огромный собор в «русском стиле» архитектуры, в том числе с балдахином из драгоценных камней, отмечающим то самое место, где взорвалась бомба. Этот собор — одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, украшенная эмалированными куполами и интерьером, полностью покрытым богатой мозаикой.

Фото Лиилии Мороз, CC0, Wikimedia 

  • Дом Книги и Дом Зингера : шедевр архитектуры в стиле модерн, здание Зингер было построено как штаб-квартира компании по производству швейных машин Зингер. Мало того, что Дом Зингера является еще одной из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга, на его нижних этажах находится Дом Книги, самый известный книжный магазин города и один из крупнейших в Европе.

Фото Павлихина, CC BY-SA 3.0, Wikimedia 

  • Казанский собор : напротив здания Зингера напротив Невского проспекта находится Казанский собор. Он был создан по образцу базилики Святого Петра в Ватикане, с огромными изогнутыми колоннадами, растянувшимися вокруг центрального сада и фонтана. Здесь похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов, возглавивший русскую армию против Наполеона.
  • Банковский мост : всего в паре минут ходьбы от Казанского собора находится этот пешеходный мост, окруженный четырьмя золотыми статуями грифонов.
    Отсюда открывается один из самых живописных видов Санкт-Петербурга, вид вниз по каналу Грибоедова, мимо Казанского собора и Дома Книги, вниз к Храму-на-Крови.

Фото Vlad&Mirom, CC BY-SA 3.0, Wikimedia двигайтесь на юго-восток в сторону Сенной площади. Хотя это уже не криминальный притон времен Достоевского, Сенный рынок существует и сегодня и находится за метро.

  • Живописная набережная : от Сенной площади до Никольского военно-морского собора Грибоедов петляет по тихим историческим улочкам и окружен красочными зданиями во множестве архитектурных стилей. Этот участок канала особенно тихий и привлекательный, с множеством переулков, которые стоит исследовать. Здесь вы также можете найти знаменитый Львиный мост, пешеходный мост начала 19 годов, охраняемый четырьмя скульптурами львов, который является популярным местом для фотографий среди местных жителей и туристов.
  • Свято-Николаевский военно-морской собор : этот поразительно красивый собор посвящен славе русского флота и узнаваем по золотым куполам, венчающим его бирюзовые стены, и изысканной колокольне. Собор спрятан в тихом саду и окружен историческими улицами, что делает его одним из самых красивых и романтичных мест в Санкт-Петербурге.
  • Семимостье : у русских, как и в других культурах, семерка — счастливое число. С этого пешеходного моста, ведущего от Никольского Морского собора через Грибоедов к Садовой улице, видно сразу семь разных мостов. Стоя на мосту, нужно повернуться по часовой стрелке, окинуть взглядом каждый из семи мостов и загадать желание! Еще одно место, где можно загадать желание в Санкт-Петербурге, читайте в нашей статье о Фонтанке.
  • Никольские Ряды : Санкт-Петербург известен своими творческими кластерами, где вы можете найти культуру, гастрономию и развлечения в исторических и промышленных зданиях. Один из самых новых — Никольские ряды, бывший рынок в классическом здании. В огромном центральном дворе вы найдете кафе со столиками на открытом воздухе, амфитеатр с креслами и баром, а также смотровую башню, с которой открывается незабываемый вид на этот исторический район Санкт-Петербурга.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *