Гоголь мертвые души характеристика героев: Характеристика Чичикова в поэме Мертвые души кратко, образ с цитатами героя Павла Ивановича по плану для сочинения в таблице (9 класс)

Содержание

Характеристика героев поэмы «Мёртвые души»


Поэма «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя была написана в 1835–1842 годах. В ней повествуется о похождениях Павла Ивановича Чичикова, чиновника в отставке, у которого главная цель в жизни — разбогатеть. Ниже представлены характеристики главного героя и других персонажей этого произведения.

Содержание

Главный герой

Чичиков Павел Иванович

Чичиков Павел Иванович — чиновник в отставке, дослужившийся до чина коллежского советника. Поставив себе цель разбогатеть, он неуклонно двигался к ней, угождая на службе начальству, проявляя терпение и деловую хватку. Чичиков старается добиться своей цели, не гнушаясь афер и нечестных способов. Он ловок, осторожен, и это помогает ему выходить из воды сухим. Чичиков неплохой психолог, умеет втираться в доверие к нужным ему людям. Но однажды Павел Иванович, не сразу поняв, насколько опасен сумасбродный помещик Ноздрёв, еле унёс от него ноги.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Чичикова

Другие персонажи

Манилов

Манилов — помещик, который вначале производит на новых знакомых очень приятное впечатление, так как он необычайно учтив и деликатен. Но через какое-то время знакомому становится неприятна его приторная слащавость. Манилов прозябает в бездействии, и ему очень нравится своё праздное существование, ведь его любимое занятие — мечтать о бессмысленных проектах, которые он никогда не будет даже пытаться осуществить.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Манилова


Собакевич Михаил Семёнович

Собакевич Михаил Семёнович — расчётливый и прижимистый помещик. Он презирает губернских чиновников, включая губернатора, не без основания считая их мошенниками. Собакевич умело хозяйствует в своей деревне, и он, и его крестьяне живут в достатке. Михаил Семёнович очень умён, он сразу понял, что цель Чичикова — купить по дешёвке мёртвые души в целях какой-то аферы, и начал с ним азартно торговаться.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Собакевича

Коробочка Настасья Петровна

Коробочка Настасья Петровна — пожилая вдова, помещица. Она сама управляет своим имением, причём так умело, что живёт и сама в достатке, и её крестьяне, да ещё немало всего остаётся на продажу. Коробочка — женщина очень аккуратная, она целиком погружена в хозяйственные дела.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Коробочки

Ноздрёв

Ноздрёв — помещик лет 30, вдовец. Он не заботится ни о своих детях, у которых есть «смазливая» нянька, ни о своих крепостных. Он не занимается хозяйством, в отличном состоянии у него только псарня. Всё время и энергия Ноздрёва уходят на посещение ярмарок, азартные игры и скандалы. Это очень фамильярный человек, едва знакомому человеку он быстро начинает говорить «ты».

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Ноздрёва


Плюшкин Степан

Плюшкин Степан — самый богатый из помещиков, которых посетил Чичиков. У него очень много крепостных людей, из-за своей непомерной скупости он держит их впроголодь, и многие из крестьян умирают или пускаются в бега. В имении Плюшкина зерно гниёт, припасы портятся, но он не даёт их крестьянам и не продаёт покупщикам (ему кажется, что покупщики дают за них маленькую цену). Своих дворовых он подозревает в воровстве, оберегает от них свои вещи. А вещи у него — это, в основном, всякая негодная дрянь, которую он каждый день подбирает на улице своей деревни.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Плюшкина

Чиновники губернского города NN
  • Губернатор — похож на Чичикова тем, что «ни толст, ни тонок собой». У него приятное обхождение, его считают добряком. Губернатор часто даёт балы и вечера, а его любимое занятие — вышивание.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика губернатора

  • Вице-губернатор — заместитель губернатора. Он дослужился до чина статского советника, очень благоволит к льстецам.
  • Председатель гражданской палаты.
    Его зовут Иван Григорьевич, он школьный приятель Плюшкина. Его чин — статский советник. Это рассудительный и очень любезный господин.
  • Иван Антонович — чиновник, служащий в гражданской палате, в крепостной экспедиции. Ему было «уже далеко за сорок лет; волос на нём был чёрный, густой; вся середина лица выступала у него вперёд и пошла в нос, — словом, это было то лицо, которое называют в общежитье кувшинным рылом». Этот Иван Антонович кувшинное рыло был опытный взяточник. Чичиков хотел за один день кончить дело по совершению купчей всех приобретённых им у помещиков крестьян (как он сказал, «на вывод»), но Иван Антонович заявил, что сегодня нельзя дело закончить. Когда Чичиков сказал для того, чтобы ускорить дело, что председатель Иван Григорьевич ему большой друг, Иван Антонович сурово заявил, что «Иван Григорьевич не один; бывают и другие».
    Этот намёк на взятку Чичиков понял, сказал, что и другие не будут в обиде, да ещё и денежную ассигнацию положил перед Иваном Антоновичем, которую тот сразу накрыл книгой. Когда начальник палаты потом заявил, что его приятели не должны платить за купчую и сказал им, чтобы они ничего не давали чиновникам, Иван Антонович был очень недоволен.
  • Полицеймейстер. Его зовут Алексей Иванович. Полицеймейстер устроил своё материальное благополучие за счёт купцов, в их лавки он «наведывался как в собственную кладовую», но купцы любили его за то, что с ними он был не горд, общался с ними приветливо.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика полицеймейстера

  • Прокурор — молчаливый, довольно скромный, серьёзный человек. Примечательные черты его внешности — чёрные густые брови и слегка подмигивающий левый глаз. Он ленив, ведёт праздный образ жизни, больше находится дома, чем на службе.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика прокурора

  • Почтмейстер. Его зовут Иван Андреевич. Это невысокий господин, который любит острить и философствовать. Хотя его считают философом, на самом деле он не очень умный человек. Почтмейстер утверждал, что Чичиков — это капитан Копейкин. В подтверждение этого он рассказал об этом герое войны 1812 года, которому оторвало в бою руку и ногу и который впоследствии стал атаманом шайки разбойников. Когда он закончил рассказывать, полицеймейстер заметил: «…ведь капитан Копейкин, ты сам сказал, без руки и ноги, а у Чичикова…» Почтмейстер не мог понять, почему это не пришло ему самому в голову в начале рассказа о Копейкине.

Губернаторша

Губернаторша — «первая в городе дама». Она поверила сплетням о том, что её 16-летняя дочь хочет убежать с Чичиковым, пришла в негодование и стала увещевать и упрекать бедную девушку.

Дочь губернатора

Дочь губернатора — хорошенькая блондинка, только что выпущенная из института благородных девиц.

Городские сплетницы
  • Дама приятная во всех отношениях.
    Её зовут Анна Григорьевна. Она пустила слух, что Чичиков хочет увезти дочь губернатора.
  • Дама просто приятная. Её зовут Софья Ивановна. Она с радостью согласилась с предположением дамы приятной во всех отношениях насчёт Чичикова и губернаторской дочки и тоже стала всем об этом рассказывать.

Лизанька Манилова

Лизанька Манилова — любезная, миловидная молодая дама, жена помещика Манилова.

Сыновья Манилова
  • Фемистоклюс — 8-летний мальчик. Ему дали такое имя в честь Фемистокла, государственного деятеля Древней Греции. Отец прочит старшему сыну карьеру дипломата, потому что он знает, что лучший город во Франции Париж, а в России — Петербург и Москва.
  • Алкид — 6-летний мальчик, его обижал старший брат. Имя ему дали в честь мифического Геракла, у которого было и другое имя — Алкид.

Феодулия Ивановна Собакевич

Феодулия Ивановна Собакевич — жена Михаила Семёновича Собакевича, важная, степенная дама.

Мижуев Алексей

Мижуев Алексей — зять Ноздрёва. Он флегматичен, медлителен. В спорах с Ноздрёвым сначала отстаивает своё мнение, но в итоге соглашается с Ноздрёвым.

Дядя Митяй и дядя Миняй

Дядя Митяй и дядя Миняй — мужики, которые пытались помочь развести коней, когда по дороге к Собакевичу на бричку Чичикова с тройкой коней «наскакала коляска с шестериком коней». Дядя Митяй был длинный, сухощавый, рыжебородый, а дядя Миняй — широкоплечий, пузатый, чернобородый. Помочь они так и не смогли, кучер коляски прогнал их, дал коням отдохнуть немного, и они пошли сами собой.

Трактирщица

В её придорожном трактире Чичиков ел поросёнка с хреном и со сметаной. Он направлялся к Собакевичу и расспросил трактирщицу о помещиках.

Крепостные слуги Чичикова
  • Петрушка — лакей, молчаливый «малый лет тридцати». Был он немного суров, любил читать всё подряд — ему просто нравился сам процесс чтения.
    Спал Петрушка, не раздеваясь, и всегда вокруг него был особенный запах, «отзывавшийся несколько жилым покоем».
  • Селифан — кучер. Подгуляв, он разговаривал при езде с конями.

Кони Чичикова
  • Гнедой (красновато-рыжий) — он был коренной, то есть запряжённый в оглобли, его поведением Селифан был доволен.
  • Заседатель — он каурой масти (то есть светло-каштановый), в оглобли не запряжён, был пристяжным с левой стороны. Селифан им тоже был доволен.
  • Чубарый (с тёмными пятнами на светлой шерсти) — пристяжной с правой стороны. Его Селифан стыдил за лукавство и хитрость, так как чубарый только для вида показывал, что везёт бричку.

Капитан Копейкин

Капитан Копейкин — герой «Повести о капитане Копейкине», которую рассказал чиновникам почтмейстер, предполагавший, что Чичиков — не кто иной, как Копейкин. Во время войны 1812 года капитану Копейкину оторвало руку и ногу. Не имея средств и возможности заработать их, он приехал в Петербург, чтобы добиться назначения себе пенсиона. Не добившись этого, капитан Копейкин стал атаманом разбойников.

Ыть! Читай ещё!
Подробная характеристика Капитана Копейкина

Вельможа

Вельможа — генерал-аншеф, к которому обратился за помощью капитан Копейкин, но получил вместо неё безразличие к его судьбе и совет самому найти средства к существованию.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Речевые характеристики героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

В одной из своих статей Белинский замечает, что «автор „Мертвых душ» нигде не говорит сам, он только заставляет говорить своих героев сообразно с их характерами. Чувствительный Манилов у него выражается языком образованного в мещанском вкусе человека, а Ноздрев — языком исторического человека…». Речь героев у Гоголя психологически мотивирована, обусловлена характерами, образом жизни, типом мышления, ситуацией.

Так, в Манилове доминирующими чертами являются сентиментальность, мечтательность, благодушие, чрезмерная чувствительность. Эти качества героя необыкновенно точно переданы в его речи, изящно-витиеватой, учтивой, «деликатной», «приторно-сладкой»: «наблюсти деликатность в своих поступках», «магнетизм души», «именины сердца», «духовное наслаждение», «паренье эдакое», «препочтеннейший и прелюбезнейший человек», «не имею высокого искусства выражаться», «случай доставил мне счастие».

Манилов тяготеет к книжно-сентиментальным фразам, в речи этого персонажа мы чувствуем гоголевскую пародию на язык сентиментальных повестей: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Так он обращается к жене. Не менее «любезен» Манилов и с Чичиковым: «удостоили нас своим посещением», «позвольте вас попросить расположиться в этих креслах».

Одна из основных особенностей речи помещика, по замечанию В. В. Литвинова, «ее расплывчатость, запутанность, неопределенность». Начиная фразу, Манилов как будто сам попадает под впечатление собственных слов и не может четко закончить ее.

Характерна и речевая манера героя. Манилов разговаривает тихо, вкрадчиво, замедленно, с улыбкой, порой зажмуривая глаза, «как кот, у которого слегка пощекотали за ушами пальцем». Выражение лица его при этом делается «не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно».

В речи Манилова заметны и его претензии на «образованность», «культурность». Обсуждая с Павлом Ивановичем продажу мертвых душ, он задает ему высокопарный и витиеватый вопрос о законности данного «предприятия». Манилова очень волнует, «не будет ли эта негоция несоответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». При этом он показывает «во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть, и не видано было на человеческом лице, разве только у какого-нибудь слишком умного министра, да и то в минуту самого головоломного дела».

Характерна в поэме и речь Коробочки, простой, патриархальной матушки-помещицы.

Коробочка совершенно необразованна, невежественна. В речи ее постоянно проскальзывает просторечие: «нешто», «ихний-то», «маненько», «чай», «ахти», «забранки пригинаешь».

Коробочка не только проста и патриархальна, но боязлива и глуповата. Все эти качества героини проявляются в ее диалоге с Чичиковым. Боясь обмана, какого-то подвоха, Коробочка не спешит соглашаться на продажу мертвых душ, полагая, что они могут «как-нибудь понадобиться в хозяйстве». И только ложь Чичикова о ведении казенных подрядов подействовала на нее.

Гоголь изображает и внутреннюю речь Коробочки, в которой передана жизненно-бытовая сметливость помещицы, та самая черта, которая помогает ей набирать «понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки». «Хорошо бы было, — подумала между тем про себя Коробочка, — если бы он забирал у меня в казну муку и скотину. Нужно его задобрить: теста с вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов…»

Необыкновенно колоритна в «Мертвых душах» речь Нозд-рева. Как заметил Белинский, «Ноздрев говорит языком исторического человека, героя ярмарок, трактиров, попоек, драк и картежных проделок».

Речь героя очень пестра и разнообразна. В ней присутствует и «уродливый офранцуженный жаргон армейски-ресторанного пошиба» («безешки», «клико-матрадура», «бурдашка», «скандальозно»), и выражения карточного жаргона («банчишка», «гальбик», «пароле», «сорвать банк», «играть дублетом»), и термины собаководства («мордаш», «бочковатость ребер», «брудастая»), и множество бранных выражений: «свинтус», каналья», «черта лысого получишь», «фетюк», «бестия», «скотовод ты эдакий», «жидомор», «подлец», «смерть не люблю таких растепелей».

В своих речах герой склонен к «импровизациям»: зачастую он сам не знает, что может придумать в следующую минуту. Так, он рассказывает Чичикову, что за обедом выпил «семнадцать бутылок шампанского». Показывая гостям имение, он ведет их к пруду, где, по его словам, водится рыба такой величины, что ее с трудом могут вытащить два человека.

 Причем ложь Ноздрева не имеет какой-либо видимой причины. Он привирает «для красного словца», желая поразить окружающих.

Ноздреву свойственна фамильярность: с любым человеком он быстро переходит на «ты», «ласково» называет собеседника «свинтусом», «скотоводом», «фетюком», «подлецом». Помещик «прямолинеен»: в ответ на просьбу Чичикова о мертвых душах он заявляет ему, что тот «большой мошенник» и его следует повесить «на первом дереве». Однако после этого Ноздрев с тем же «пылом и интересом» продолжает «дружескую беседу».

Речь Собакевича поражает своей простотой, краткостью, точностью. Помещик живет уединенно и нелюдимо, он по-своему скептичен, обладает практическим умом, трезвым взглядом на вещи. Поэтому в своих оценках окружающих помещик нередко груб, в речи его присутствуют бранные слова ж выражения. Так, характеризуя городских чиновников, он называет их «мошенниками» и «христопродавцами». Губернатор, но его мнению, «первый разбойник в мире», председатель — «дурак», прокурор — «свинья».

Как отмечает В. В. Литвинов, Собакевич сразу схватывает суть разговора, героя не легко сбить с толку, он логичен и последователен в споре. Так, аргументируя запрошенную за мертвые души цену, он напоминает Чичикову, что «такого рода покупки… не всегда позволительны».

Характерно, что Собакевич способен и на большую, вдохновенную речь, если предмет разговора ему интересен. Так, рассуждая о гастрономии, он обнаруживает знание немецких и французских диет, «лечения голодом». Речь Собакевича становится эмоциональной, образной, яркой и когда он рассуждает о достоинствах умерших крестьян. «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех», «я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика», «Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо». Описывая свой «товар», помещик сам увлекается собственной речью, обретает «рысь» и «дар слова».

 

Гоголь изображает и внутреннюю речь Собакевича, его мысли. Так, отмечая «упорство» Чичикова, помещик замечает про себя: «Его не собьешь, неподатлив!»

Последним из помещиков в поэме появляется Плюшкин. Это старый скряга, подозрительный и настороженный, вечно чем-то недовольный. Уже сам визит Чичикова выводит его из себя. Нимало не стесняясь Павла Ивановича, Плюшкин заявляет ему, что «в гостях мало проку». В начале визита Чичикова помещик разговаривает с ним настороженно и раздраженно. Плюшкин не знает, каковы намерения гостя, и на всякий случай предупреждает «возможные поползновения» Чичикова, вспомнив о попрошайке-племяннике.

Однако в середине беседы ситуация резко меняется. Плюшкин уясняет, в чем суть просьбы Чичикова, и приходит в неописуемый восторг. Все интонации его меняются. Раздражение сменяется откровенной радостью, настороженность — доверительными интонациями. Плюшкин, не видевший проку в гостях, называет Чичикова «батюшкой» и «благодетелем». Растроганный, помещик вспоминает «господа» и «святителей».

Однако Плюшкин недолго пребывает в таком благодушии. Не найдя чистой бумаги для совершения купчей, он вновь превращается в ворчливого, сварливого скрягу. Весь свой гнев он обрушивает на дворовых. В речи его появляется множество бранных выражений: «какая рожа», «дурак», «дурачина», «разбойница», «мошенница», «каналья», «черти припекут тебя», «воришки», «бессовестные тунеядцы». Присутствует в лексиконе помещика и просторечие: «бают», «козявки», «здоровенный куш», «чай», «эхва», «напичкались», «ужо».

Гоголь представляет нам и внутреннюю речь Плюшкина, обнажая подозрительность и недоверчивость помещика. Великодушие Чичикова кажется Плюшкину невероятным, и он думает про себя: «Ведь черт его знает, может быть, он просто хвастун, как все эти мотишки: наврет, наврет, чтобы поговорить да напиться чаю, а потом и уедет!»

Речь Чичикова, как и речь Манилова, необыкновенно изящна, витиевата, насыщена книжными оборотами: «незначащий червь мира сего», «я имел честь покрыть вашу двойку». Павел Иванович обладает «прекрасными манерами», он может поддержать любой разговор — и о лошадином заводе, и о собаках, и о судейских проделках, и о бильярдной игре, и о выделке горячего вина. Особенно хорошо рассуждает он о добродетели, «даже со слезами на глазах». Характерна и сама разговорная манера Чичикова: «Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует».

Стоит отметить особенную маневренность и подвижность речи героя. Общаясь с людьми, Павел Иванович мастерски приспосабливается к каждому из собеседников. С Маниловым он говорит витиевато, значительно, пользуется «туманными перифразами и чувствительными сентенциями». «Да и действительно, чего не потерпел я? как барка нибудь

среди свирепых волн… Каких гонений, каких преследований не испытал, какого горя не вкусил, а за то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной и сироте горемыке!.. — Тут даже он отер платком выкатившуюся слезу».

С Коробочкой Чичиков становится добрым патриархальным помещиком. «На все воля божья, матушка!» — глубокомысленно заявляет Павел Иванович в ответ на сетования помещицы о многочисленных смертях среди крестьян. Однако, поняв очень скоро, насколько глупа и невежественна Коробочка, он уже не особенно церемонится с ней: «да пропади и околей со всей вашей деревней», «словно какая-нибудь, не говоря дурного слова, дворняжка, что лежит на сене: и сама не ест, и другим не дает».

В главе о Коробочке впервые появляется внутренняя речь Чичикова. Мысли Чичикова здесь передают его недовольство ситуацией, раздражение, но одновременно и бесцеремонность, грубость героя: «Ну, баба, кажется, крепколобая!», «Эк ее, дубинноголовая какая!… Пойди ты сладь с нею! в пот бросила, проклятая старуха!»

С Ноздревым Чичиков разговаривает просто и лаконично, «пытается стать на фамильярную ногу». Он прекрасно понимает, что здесь ни к чему глубокомысленные фразы и красочные эпитеты. Однако разговор с помещиком ни к чему не приводит: вместо удачной сделки Чичиков оказывается втянут в скандал, который прекращается только благодаря появлению капитана-исправника.

С Собакевичем Чичиков сначала придерживается своей обычной манеры разговора. Потом он несколько уменьшает свое «красноречие». Более того, в интонациях Павла Ивановича при соблюдении всех внешних приличий чувствуется нетерпение и раздражение. Так, желая убедить Собакевича в совершенной бесполезности предмета торга, Чичиков заявляет: «Мне странно право: кажется, между нами происходит какое-то театральное представление или комедия, иначе я не могу себе объяснить. .. Вы, кажется, человек довольно умный, владеете сведениями образованности».

То же самое чувство раздражения присутствует и в мыслях героя. Здесь уже Павел Иванович не стесняется «более определенных» высказываний, откровенной брани. «Что он, в самом деле, — подумал про себя Чичиков, — за дурака, что ли, принимает меня?» В другом месте читаем: «Ну, уж черт его побери, — подумал про себя Чичиков, — по полтине ему прибавлю, собаке, на орехи!»

В разговоре с Плюшкиным к Чичикову возвращаются его обычная любезность и высокопарность высказываний. Павел Иванович заявляет помещику, что «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почел за долг познакомиться и принести лично свое почтение». Плюшкина он называет «почтенным, добрым стариком». Этот тон Павел Иванович выдерживает в течение всего разговора с помещиком.

В мыслях же Чичиков отбрасывает «все церемонии», внутренняя речь его далека от книжности и достаточно примитивна. Плюшкин неприветлив, негостеприимен по отношению к Павлу Ивановичу. Помещик не приглашает его обедать, мотивируя это тем, что кухня у него «низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась, начнешь топить, еще пожару наделаешь». «Вон оно как! — подумал про себя Чичиков. — Хорошо же, что я у Собакевича перехватил ватрушку, да ломоть бараньего бока».. Спрашивая Плюшкина о продаже беглых душ, Павел Иванович сначала ссылается на своего приятеля, хотя покупает их для себя. «Нет, этого мы приятелю и понюхать не дадим», — сказал про себя Чичиков…» Здесь явственно чувствуется радость героя от удачной «сделки».

 

Таким образом, речь героев, наряду с пейзажем, портретом, интерьером, служит в поэме «Мертвые души» средством создания целостности и законченности образов.

Описание Чичикова с цитатами. Характеристики героя Чичиков, Мертвые души, Гоголь

Вариант №1

Чичиков — главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он с детства слушал отца и проявлял всю подлость своей души. Он пытался всеми доступными способами заработать копеечку, которую клал в специальный мешок. Когда мешок наполнялся, он зашивал его и начинал набивать новый. Уже в детстве он использовал любые средства для заработка.

Когда Чичиков повзрослел, он решил стать чиновником, понимая, что эта должность открывает перед ним новые перспективы. Он совершал одну аферу за другой, а когда его разоблачали, умело заметал следы и скрывался. Все его начинания провалились, но он не упал духом и принялся за другое «дело». Это говорит о том, что у человека нет ни совести, ни чести.

В его внешности не было ничего особенного или особенного. Его внешний вид был несколько размытым. Гоголь говорит о Чичикове, что он не был ни красив, ни уродлив, ни стар, ни молод, ни толст, ни худ. Но он был прекрасным психологом и умело подмечал слабые и сильные стороны человека. Он умел угодить всем и подстраивался под каждого собеседника. Поэтому ему все доверяли.

Узнав о финансовом состоянии Чичикова, чиновники и их жены сразу стали уважать героя и преклоняться перед ним. Они считали, что такой человек должен дружить и поддерживать связь. Чичиков же рад стараться, он добился всеобщего расположения к себе. Подобно дьяволу, он меняет свой облик и входит в доверие. Чичиков — подлый и безнравственный человек, перед которым все пресмыкаются. И в появлении таких людей виновато само общество.

Номер опции 2

Поистине гениальное произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, несмотря на то, что прошло более ста семидесяти лет, остается актуальным и по сей день в некоторых затронутых проблемах общества. Это произведение носит кричащее название «Мертвые души», повествующее о том, как постепенно умирают человеческие переживания, чувства и качества людей. Главный герой произведения – Чичиков Павел Иванович, дворянин, скупающий мертвые души в разных имениях страны. Чичиков предстает перед нами как вполне нейтральный персонаж. Обыкновенный среднестатистический гражданин страны, без каких-либо отличительных черт, как во внешности — «не красивый, но и недурный, не слишком толстый и не слишком худой; нельзя сказать, что он стар, но не так, чтобы он слишком молод», — так это в характере. Он как бы собирательный образ других персонажей, отражающий качества каждого из них, но не так заметно.

Чичиков не стремится показать свою сущность, характер, он легко приспосабливается ко всем, со всеми находит общий язык, договаривается, всегда показывая себя с выгодной стороны. В разговоре с каждым из помещиков прослеживаются такие черты, как подхалимство, лукавство. Павел Иванович легко может позволить себе такое нечистое дело — скупку мертвых душ. И несмотря на некоторые положительные черты: сообразительность, хитрость, целеустремленность и, конечно же, недюжинный ум, раз он мог додуматься это сделать, нельзя забывать и о чертах человека, утратившего человечность, ставящего только деньги в первую очередь.

Невозможно понять, о чем думает этот человек, прочитать его мысли, оценить состояние его души. А может, душа просто «мертвая», как у описываемых помещиков? Возможно, в нем еще есть что-то человеческое. Недаром иногда можно было заметить задумчивый взгляд, в котором, может быть, даже выражалось некоторое недоумение своим трудом и раскаяние. В любом случае Чичиков ни в каком смысле не является положительным персонажем. Через него передается лишь представление о том, как часто богатство убивает в людях душу.

Уже в молодости. научились оценивать отношения с людьми с точки зрения реальной пользы, которую они могут принести. Проявляя полную благожелательность, исключительное внимание и вежливость к своему школьному наставнику, он отказывается помочь ему, когда тот попадает в трудную ситуацию.

Все душевные качества Чичикова раскрываются с особой силой, когда он вступает на путь самостоятельной жизнедеятельности. Желание приобрести копейку, которое вело его с раннего детства, теперь превратилось в страстную жажду богатства. Она полностью владеет им, направляя все его мысли и чувства. Образы богатой, роскошной жизни, с которыми ему пришлось столкнуться, действуют на Чичикова непреодолимо возбуждающе.

Чичиков весь охвачен желанием стать обладателем капитала, который принесет с собой «жизнь в полном довольстве». Поставив своей целью завоевание богатства, он проявляет исключительное упорство, огромную энергию и неиссякаемую изобретательность. Никакие трудности не смогут остановить его на этом раз и навсегда избранном пути. Настойчиво, настойчиво Чичиков преодолевает служебные барьеры, постепенно поднимаясь по административной лестнице. Образцовое трудолюбие, рвение к службе Чичиков сочетает с удивительным умением приспосабливаться к начальству, завоевывать его благосклонность и доверие.

Первые шаги на служебном поприще давались Чичикову особенно тяжело, но чем дальше, тем больше становились его успехи. «В нем оказалось все, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и ​​поступках, и бойкость в деловых делах. На такие средства он в короткое время получил то, что называется хлебным местом, и превосходно воспользовался им.

Участие Чичикова в комиссии по строительству какого-то казенного очень капитального здания (в первоначальном варианте речь шла о постройке церкви) принесло ему солидные приобретения, значительно превышающие доходы, которые он собирал, занимая небольшое «хлебное место» . «Вот только многолетнее голодание окончательно смягчилось, и оказалось, что ему всегда были не чужды разные удовольствия, от которых он умел устоять в лета пылкой юности, когда ни один человек не имел полного контроля над собою… Он уже купил себе такое сукно, какого вся провинция его не носила, и с этого времени стал с огоньком придерживаться более коричневых и красноватых цветов; он уже приобрел отличную пару и сам держал один повод, заставляя сбрую закручиваться кольцом; он уже взялся обтираться губкой, смоченной в воде, смешанной с одеколоном; он уже купил очень дорогое мыло для придания гладкости коже; уже…»

Неожиданное разоблачение аферы со строительством правительственного здания мгновенно рассеяло блаженное состояние Чичикова. Разразившаяся над ним катастрофа уничтожила плоды его «труда» почти до основания. Почти все, что было приобретено с такой находчивостью, оказалось безвозвратно утеряно. Это огорчило, но не потрясло Чичикова, не заставило его отступить от намеченной цели.

Очень ловко использует свое положение человека, занимавшего пост чиновника. Живя и действуя в дворянском обществе, Чичиков изобретательно приспосабливается к господствующим в нем формам жизни. Однако по своему психологическому складу, по своей социальной практике Чичиков является воплощением буржуазного предпринимательства в его специфической форме, характеризующей период первоначального накопления. В этом главное отличие центрального героя от образов помещиков.

Весьма показательно, что сам способ раскрытия образа Чичикова во многом отличается от пути, которым шел Гоголь, показывая других персонажей поэмы. Широко используемый писателем метод характеристики героев через их отношение к людям, описание быта и определенного образа жизни не мог быть использован при изображении Чичикова.

На первый взгляд кажется, что в этой «многосторонности» нет внутреннего единства. Однако удивительное мастерство, с которым написан этот образ, заключается в том, что за всеми сложными изгибами поведения Чичикова заметно вырисовывается уверенность характера с сильной целеустремленностью. С удивительным искусством изображает Гоголь многоликость героя и его внутреннюю «непобедимость», постоянный интерес к окружающим его людям, широкую общительность Чичикова и его крайнюю замкнутость в себе, внешнее обаяние и бесстыдную хищность. Писатель подчеркивает, что таких, как Чичиков, распутать непросто.

Охваченный страстью к богатству, Чичиков не похож на самоотверженного игрока, теряющего чувство меры. В том большом благоразумии, которое ему свойственно, есть своя методичность и аккуратность; Чичиков может долго и терпеливо ждать, долго и терпеливо может готовить то, что сулит ему обильные приобретения. Но в то же время у него есть и размах бизнесмена, готового идти на риск. Демонстрируя кротость и смирение, он действует с необычайной ловкостью и ловкостью. Хищный. в натуре Чичикова преобладает начало. Для него не имеет решающего значения размах его действий, ему важен результат; его совершенно не заботит моральная оценка его операций, лишь бы они были успешными.

Гоголь резко подчеркивал отсутствие у Чичикова каких-либо нравственных принципов, его способность идти на любую подлость. Ссылаясь на биографию Чичикова, писатель констатировал: «Нет, пора запрягать подлеца. Так давайте запрягаем подлеца.» Стяжательство, хищничество и безнравственность в облике Чичикова слиты неразрывно.

В стремлении добиться своего, Чичиков не знает покоя, находясь в постоянном движении, кипении страстей. Созерцательная мечтательность Манилова ему чуждо.Человек трезвого и практичного взгляда на жизнь, он не ограничивается заманчивыми картинками, возникающими в воображении, а настойчиво добивается того, что ему нужно.Чичиков очень далек от примитивной невинности какой-нибудь Коробочки.Хитрость и изворотлив, он видит людей насквозь и умеет заполучить их в свои руки.Жадно стремясь к богатству, он не подвержен мелкому накопительству.Но в то же время ему вовсе не свойственны беззаботное разгулье и прожигание жизни,которое являются отличительной чертой Ноздрева.0005

Однако деятельность Чичикова Гоголь сравнивал не только с существованием местных правителей, но и с жизнью страны. Подобно обитателям усадеб, Чичикова нисколько не волнуют широкие социальные проблемы, интересы страны в целом. Его энергия и целеустремленность неразрывно слиты с жаждой обогащения, порожденной сю. Он совершенно равнодушен к тому, что его непосредственно не касается, не затрагивает его интересов. Он не чувствует себя «гражданином своей земли», которому близка и дорога ее судьба.

Нужно скачать эссе? Нажмите и сохраните — «Все душевные качества Чичикова. И готовое сочинение появилось в закладках.

Поэма «Мертвые души» — одно из замечательнейших произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Н.В. Гоголь показал всю современной России, сатирически изображая местное дворянство и провинциальное чиновничество. Но в поэме есть и совершенно новый в русской литературе герой, представитель нарождающегося класса «приобретателей». В образе Павла Ивановича Чичикова Гоголь довел до публичное представление о чертах «рыцаря гроша».0005

Чичиков на первый взгляд производит впечатление скользкой, многогранной личности. Это подчеркивается и внешним видом: «В бричке сидел господин, некрасивый, но и недурный вид, не слишком толстый и не слишком худой, нельзя сказать, чтобы он был стар, но не так, чтобы слишком молод».

Чичиков, как хамелеон, постоянно меняется. Он умеет придать своему лицу нужное выражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «весьма искусно умел всем польстить». Поэтому он быстро завоевывает необходимую репутацию в городе. Чичиков находит общий язык и с помещиками, у которых покупает убитых крестьян. С Маниловым он выглядит особенно любезным и учтивым человеком, чем очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноз-три, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя по ситуации и умеет найти подход ко всем. Только он не поймал Ноздрева в свои сети. Но это была единственная неудача Чичикова.

Он использует все свои способности, чтобы очаровать человека, чтобы добиться результата. А цель у него одна — богатство, и ради этого Павел Иванович готов лицемерить, часами упражняясь у зеркала. Главное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопления. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальству, дружить «с теми, кто побогаче» и копить «копеечку». В душу мальчику запали слова отца: «Все сделаешь и все на свете сломаешь с копейкой».

Обладая большим умом «со стороны практики», Чичиков стал откладывать деньги в школе, наживаясь на товарищах и проявляя особую скупость. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивался, не останавливаясь ни перед чем. Он лукавит, грабит государство, «раздувает» своих коллег. Взяточничество становится его стихией.

Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного писаря до таможенника Гоголь прослеживает путь своего героя. Любыми способами он стремится увеличить состояние. Герой сразу же загорается идеей купить «мертвые души». Предпринимательский талант Чичикова не соответствует моральным нормам. Для него нет моральных принципов. Чичиков заключает с радостью: «А сейчас время удобное, недавно эпидемия была, народу вымерло, слава богу, много». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.

Чичиков такой же продукт времени, как Онегин или Печорин. Белинский писал об этом, отмечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше, чем Печорин, есть герой нашего времени». Этот герой со всей мощью своего мастерства показан Гоголем в замечательной поэме «Мертвые души», ставшей образцом обличительной сатиры. Образ Чичикова должен служить предостережением тем, кто пытается любым способом разбогатеть, превращаясь в безжалостного хищника

Поэма «Мертвые души», как называл это произведение сам Гоголь (мы помним — поэма это нечто иное , если говорить о литературных жанрах), произвели настоящий фурор в литературной среде.

Например, великий русский критик Герцен сказал, что произведение Николая Васильевича — чуть ли не самая удивительная книга, потрясшая всю Россию. В «Мертвых душах» много образов, настоящих реалистичных героев, которых можно встретить в повседневной жизни, а такие имена, как «Плюшкин», «Манилов» и «Коробочка» стали нарицательными для некоторых личностей в современном обществе. Но не этими колоритными персонажами запомнилось произведение читателю.

Главной «изюминкой» поэмы является Павел Иванович Чичиков – настоящий разбойник и бравый авантюрист.

Павел Иванович Чичиков, по словам Гоголя, есть «страшная и гнусная сила». Как говорится, черти и в тихой воде. Но не говорите, что Павел Иванович — центральный персонаж поэмы: нет, он — лишь малая часть той действительности, которая творится в мире.

Абсолютно ничем не примечательный внешне Чичиков («ни молодой, ни старый, не красивый, но и недурный, не слишком толстый и нельзя сказать, что худой») был фигурой весьма разносторонней. Черты его лица Гоголь не описывал, поэтому можно предположить, что по внешности человек с характером Чичикова может быть кем угодно. Но Николай Васильевич обращал особое щепетильное внимание на манеры этого героя: он старался быть очень деликатным, например, учтиво склонял голову при приветствии и был очень вежлив:

«Наш герой отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то необыкновенную ловкость: он кланялся направо и налево, как обычно, несколько вбок, но совершенно свободно, так что очаровал всех».

Но с другой стороны, его галантное поведение не всегда отражалось в быту, например, Гоголь описывал, как Чичиков очень громко сморкался. То есть в благоприятной для него компании наш герой пытался произвести самое благоприятное впечатление, от чего дамы буквально сходили с ума.

Благодаря своему лицемерному изяществу и правильно поставленной речи Чичиков легко манипулировал людьми, например, Манилов отмечал, что у этого человека просто было прекрасное образование.

Вообще, если говорить о талантах Чичикова, то он, как хамелеон, принял самое выгодное поведение, благодаря которому собеседники раскрывали помещику свои тайны, например, с «сахарным» Маниловым Чичиков был чрезвычайно добрый, но в мыслях считал его глупым.

Именно хороший тон и упоминание о законности сделки помогли Павлу Ивановичу получить заветные мертвые души. И ни о какой дружбе не может быть и речи: характер Чичикова сплошное лицемерие и лживость.

Характеристика Чичикова — тема данной статьи. Что можно сказать об этом герое из произведения «Мертвые души»? Белинский, известный русский критик, отмечал в 1846 г., что как приобретатель Чичиков не меньший, а может быть, и больший, чем Печорин, герой нашего времени. Он может покупать «мертвые души», собирать пожертвования в различные благотворительные учреждения, приобретать акции железных дорог. Неважно, какой деятельностью занимаются такие, как он. Суть их остается неизменной.

Авторская характеристика Чичикова в начале произведения

Бесспорно, что Чичиков бессмертный тип. Таких, как он, можно встретить повсюду. Этот герой принадлежит всем временам и всем странам, только принимает разные формы в зависимости от времени и места. В поэме «Мертвые души» действие начинается с того, что читатель знакомится с главным героем. Что характерно для Чичикова? Это «золотая середина», ни то, ни сё. Автор, описывая его, отмечает, что он не красавец, но и не «некрасивый» человек, не очень худой, но и не слишком толстый, не старый, но и не молодой. Чичиков Павел Иванович — почетный коллежский советник. Такова характеристика Чичикова в начале произведения.

Визиты Чичикова в город

Как начинается его пребывание в городе? Из многочисленных визитов: к прокурору, вице-губернатору, губернатору, откупщику, полицмейстеру, начальнику местных казенных заводов и т. д. Чичиков, ведя себя как благонамеренный человек, умел очень искусно польстить в разговорах каждому с этими правителями. Так, например, он похвалил губернатора за «бархатные дороги» в подвластной ему губернии, а Чичиков сказал что-то лестное о городской страже полицмейстеру. Он ошибочно назвал председателя палаты и вице-губернатора дважды «ваше превосходительство». Чичиков сделал губернаторше комплимент, приличный для человека средних лет, имеющего не слишком низкий, но и не слишком высокий чин. Характерная для Чичикова цитируемость дополнит образ, созданный автором. Павел Иванович называл себя не иначе как «ничтожным червем», сетуя на то, что ему многое пришлось испытать на своем веку, вытерпеть за правду на службе, нажить немало врагов, даже покушавшихся на его жизнь.

Умение поддержать беседу

Характеристика Чичикова («Мертвые души») может быть дополнена его мастерским умением поддержать беседу. Николай Васильевич Гоголь пишет, что если речь шла о конеферме, то он говорил о ней, но мог и дельные замечания сделать о хороших собаках. Причем делал это Чичиков с «какой-то серьезностью», говорил не тихо и не громко, а именно так, как надо, умел вести себя хорошо. Как видим, носить маску мнимой приличия и вульгарности он научился мастерски. Под этой маской вполне порядочного, порядочного господина скрывалась истинная характеристика Чичикова («Мертвые души»), содержание его поступков и мыслей.

Отношение автора к Чичикову в первой главе

Автор в первой главе лишь иносказательно, косвенно выражает свое отношение к Чичикову и его действиям. Да и сам этот герой, рассказывая о мире толстом и тонком, намекает на свое истинное видение окружающего мира. Он говорит, что толстые лучше справляются со своей работой, чем «худые», которые в основном выполняют особые поручения и «бродят вокруг». Цитируемая характеристика Чичикова помогает лучше понять этот образ. Главный герой отнесен Гоголем к миру толстяков, прочно и надежно сидящих на своих местах. Подтверждая внешность того, кем вроде бы является Чичиков, таким образом, автор готовит его разоблачение, раскрывая о нем правду.

Первые удачные сделки

Сделка с Маниловым — первая удача. Это укрепляет уверенность Павла Ивановича в безопасности и легкости задуманной им аферы. Герой, окрыленный первым успехом, спешит на новые сделки. По дороге к Собакевичу Чичиков встречает Коробочку, которая показала ему, что задуманное им предприятие требует осторожности и тонкости, а не только настойчивости. Этот урок, однако, не пошел Чичикову в будущее. Он спешит к Собакевичу, но неожиданно встречает Ноздрева и решает пойти к нему.

Чичиков у Ноздрева

Среди основных свойств Ноздрева едва ли не главным была страсть «нагадить ближнему», иногда без всякого повода. И Павел Иванович невольно попадается на эту удочку. Ноздрев наконец раскрывает истинную цель приобретения Чичиковым «мертвых душ». Этот эпизод раскрывает легкомыслие и слабость героя. Впоследствии, конечно, Чичиков ругал себя за неосторожность, говоря о таком деликатном деле с Ноздревым. Как видим, целеустремленность и настойчивость в тех случаях, когда они заходят слишком далеко, оборачиваются недостатком.

Покупка «мертвых душ» у Собакевича

Чичиков наконец приезжает к Собакевичу. Интересная характеристика Чичикова другими персонажами. У них у всех разные характеры, и все они по-своему относятся к главному герою. Собакевич человек настойчивый и изворотливый, когда дело доходит до его выгоды. Он догадывается, скорее всего, зачем Чичикову нужны «мертвые души». Собакевич безбожно торгуется, к тому же еще и хвалит своих мертвых мужиков. Он говорит, что Еремей Сорокоплехин, торговавший в Москве, принес с оброка 500 рублей. Это не то что мужики какого-нибудь Плюшкина.

Сравнительная характеристика Чичикова и Плюшкина

Сравним этих двух персонажей. Сравнительная характеристика Чичикова и Плюшкина очень любопытна. Ведь Павел Иванович был служилым дворянином, а Плюшкин помещиком. Вот два класса, на которых держалась тогдашняя царская Россия. Между тем, непонимание необходимости ежедневного труда, неумение заниматься каким-либо полезным делом роднит этих героев, приводя их к плачевному результату. Характеристика Чичикова и Плюшкина очень непривлекательна. А это костяк государства, «столы общества»! Любопытные связи можно найти в работе сравнительной характеристики Чичикова…

Сделка с Плюшкиным

Задуманное Чичиковым предприятие заканчивается сделкой с Плюшкиным. У этого помещика даже деньги выходят из живого оборота. Он положил их в один из ящиков, где, вероятно, им суждено было пролежать до самой его смерти. Чичиков сейчас на высоте. Все бумаги подписаны, и он превращается в «миллионера» в глазах обывателей. Это волшебное слово, открывающее все дороги и воздействующее как на негодяев, так и на хороших людей.

Настоящая биография Чичикова

Однако вскоре торжество Чичикова заканчивается разоблачением Ноздрева, который сообщил властям, что торгует мертвыми душами. Неразбериха и суматоха начинаются как в городе, так и в сознании читателя. Подлинную биографию своего героя автор приберег для финала произведения, в котором, наконец, дается полная и правдивая характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души». На всем своем протяжении Павел Иванович казался добродетельным и порядочным, но под этой личиной, как оказалось, скрывалась совсем другая сущность. Характеристика Чичикова в поэме «Мертвые души», данная автором в финале, такова.

Оказалось, что это сын полуобнищавшего дворянина, который даже не был похож ни на мать, ни на отца. В детстве у него не было ни друзей, ни товарищей. И вот отец в один прекрасный день решил отдать ребенка в городскую школу. При прощании с ним не обошлось без слез, но Чичикову было дано одно умное и важное указание: учиться, не дурачиться, не тусоваться, начальству и учителям угождать, копейки больше всего копить, так как дело это самое главное. самая надежная вещь в мире.

Нелюдимый и одинокий Павлуша всем сердцем принял это наставление и всю жизнь руководствовался им. Он быстро уловил дух начальства в классах школы и понял, каким должно быть «правильное» поведение. Чичиков спокойно сидел в классе и в результате, не обладая особыми талантами и способностями, получил по окончании школы аттестат, а также особую книжку за благонадежное поведение и примерное прилежание. Окончив училище, Павлуша с головой окунулся в реальность: отец умер, оставив ему в наследство лишь 4 фуфайки, безвозвратно изношенных, 2 старых сюртука и небольшую сумму денег.

В то же время, что примечательно, происходит еще одно событие, раскрывающее истинные качества Чичикова, будущего мошенника. Так полюбившийся скромному ученику, учитель был уволен из школы. Он исчез в заброшенной конуре без куска хлеба. Бывшие заносчивые и непокорные студенты собрали на него деньги, и только Павел Иванович ограничился копейкой, сославшись при этом на крайнюю нужду.

На средства, которыми продвигался Чичиков

Чичиков, надо заметить, не скупился. Однако будущую жизнь он представлял себе в достатке и со всеми привилегиями: благоустроенным домом, каретами, вкусной едой и дорогими развлечениями. За это Павел Иванович согласился голодать и самоотверженно заниматься службой. Вскоре он понял, что честный труд не принесет ему желаемого. И Чичиков начинает, ища новые возможности улучшить свое положение, заботиться о дочке своего начальника. Когда он, наконец, получает повышение, то напрочь забывает об этой семье. Аферы, взятки — вот путь, по которому пошел Павлуша. Постепенно он достигает некоторого видимого благополучия. Но теперь на место его бывшего начальника назначают военного, строгого человека, к которому Чичиков не мог заискивать. И он вынужден искать другие способы устроить свое благополучие.

Как Павел Иванович «пострадал на службе»

Главный герой поэмы отправляется в другой город. Здесь по счастливой случайности он становится таможенником и начинает вести «коммерческие» отношения с контрабандистами. Этот преступный сговор через некоторое время был раскрыт, а все виновные в нем, в том числе и Чичиков, предстали перед судом. Вот как на самом деле Павел Иванович «пострадал на службе». Чичиков, заботясь о своем отпрыске, решается на очередную аферу, которую подробно описывает Гоголь в поэме «Мертвые души».

Чичиков — герой нашего времени

Итак, Чичиков, поставленный лицом к лицу с привычным, традиционным порядком вещей, своими действиями способствует разрушению существующего порядка. Он закладывает фундамент нового. Поэтому можно сказать в этом смысле, что Чичиков по праву является героем нашего времени.

В данной статье была представлена ​​характеристика героя произведения «Мертвые души» (Чичикова). Интересующую нас поэму Николай Васильевич Гоголь написал в 1842 году. В ней он сумел талантливо и красноречиво изобразить пагубность существовавшего в то время крепостного права, его ужасающие последствия для всего российского общества. Вырождаются не просто отдельные люди — вместе с ним уничтожается народ и все государство. Можно с уверенностью сказать, что антикрепостнические работы Николая Васильевича сыграли известную роль в проведении аболиционизма в нашей стране.

Анализ «Мертвых душ». Анализ произведения «Мертвые души» Гоголя

«Мертвые души» — главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только с точки зрения масштаба и глубины художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом сочинения и самопознания человека. Анализ «Мертвых душ» будет представлен в этой статье.

Гоголь после выхода в свет первого тома отмечал, что главная тема его творчества вовсе не безобразные помещики и не провинция, а «тайна», которая должна вдруг открыться читателям в следующих томах.

«Бледное начало» грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом первых двух томов, а также продумывание третьего, являются фрагментами грандиозного «строительства что Николай Васильевич выполнил лишь частично. При анализе «Мертвых душ» следует понимать, что первый том — это лишь часть, в которой намечаются очертания целого. Это «бледное начало» труда, по определению писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, пристроенным к «дворцу» губернским архитектором.

Как возникла идея произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием оригинального замысла «Мертвых душ». Пушкин стоял у истоков произведения. Как рассказывал Николай Васильевич, поэт посоветовал ему взяться за большое произведение и даже предложил сюжет, из которого он сам хотел создать «что-то вроде поэмы». Однако не столько сам рассказ, сколько содержащаяся в нем «мысль» была «разгадкой» Пушкина для Гоголя. Будущему автору поэмы были хорошо известны реальные истории, в основе которых лежат аферы с так называемыми «мертвыми душами». В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из таких случаев.

«Мертвые души» в России времен Гоголя

«Мертвые души» — крепостные, которые умерли, но продолжали считаться живыми до следующей «ревизской сказки». Только после этого они официально считались погибшими. Это после «ревизионистской сказки» помещики перестали платить за них подушевой налог — особый налог. Существовавших на бумаге крестьян можно было отдать в залог, подарить или продать, чем иногда пользовались мошенники, соблазняя помещиков не только избавиться от крепостных, не приносивших дохода, но и получить за них деньги.

Покупатель «мертвых душ» попутно стал обладателем очень недвижимого имущества. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, является следствием осенившей его «вдохновенной мысли», — опекунский совет даст по 200 рублей за каждого крепостного.

Авантюрно-плутовской роман

В основу так называемого авантюрно-плутовского романа положен «анекдот» с «мертвыми душами». Этот вид романа всегда был очень популярен, потому что он был очень занимательным. В этом жанре создавали произведения старшие современники Гоголя (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на достаточно низкий художественный уровень, имели большой успех.

Модификация жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения — авантюрно-плутовский роман, как показывает анализ «Мертвых душ». Однако оно сильно изменилось в процессе работы писателя над этим творением. Об этом свидетельствует, например, авторское обозначение «поэма», появившееся после того, как общий план и основная мысль были подкорректированы Гоголем («Мертвые души»).

Анализ работы выявляет следующие интересные особенности. «В нем предстанет вся Россия» — гоголевский тезис, который не только подчеркивал масштаб концепции «Мертвых душ» по сравнению с первоначальным стремлением «показать Россию с одной стороны», но и означал радикальный пересмотр жанровой модели выбранный ранее. Николаю Васильевичу были близки рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, потому что он не мог вместить богатство нового замысла. Только в один из путей видения России повернулась чичиковская Одиссея.

Авантюрно-плутовской роман, утратив свое ведущее значение в «Мертвых душах», остался жанровой оболочкой эпико-нравоучительной поэмы.

Особенности образа Чичикова

Одним из приемов, который используется в этом жанре, является тайна происхождения героя. Главный герой был в первых главах то человеком из простонародья, то подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, вдруг оказался сыном богатых родителей, получившим наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ стихотворения «Мертвые души», необходимо в обязательном порядке отметить, что Чичиков — человек «середины». Сам автор говорит о нем, что он «неплохого вида», но не красив, не слишком худ, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста до последней, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, внимательно прочитав «Мертвые души». Анализ глав выявляет тот факт, что автор рассказывает историю только в одиннадцатой. Решившись на это, Гоголь начинает с того, что подчеркивает «пошлость», бездарность своего героя. Он пишет, что у него «скромное» и «темное» происхождение. Николай Васильевич снова отказывается от крайностей в определении своего характера (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова — «приобретателе», «хозяине».

Чичиков — «средний» человек

В этом герое, следовательно, нет ничего необычного — это так называемый «средний» человек, в котором Гоголь усилил черту, свойственную многим людям. Николай Васильевич видит в замене всего остального свою страсть к наживе, в погоне за призраком светлой и красивой жизни, проявление «человеческой бедности», бедности жизненных целей и духовных интересов – всего того, что многие люди так тщательно скрывают. . Анализ «Мертвых душ» показывает, что биография героя была нужна Гоголю не столько для того, чтобы раскрыть «тайну» его жизни в конце произведения, сколько для того, чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, но вполне обычный. Каждый может открыть в себе какую-то «часть Чичикова».

«Положительные» персонажи произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционным сюжетом «весна» является преследование злобных, жадных и порочных людей главного героя. Боровшийся за свои права проходимец на их фоне казался чуть ли не «идеальной моделью». Как правило, ему помогали сострадательные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то мере следовать точке зрения писателя. Анализируя произведение «Мертвые души», мы видим, что только во втором томе есть «положительные» герои: помещик Костанжогло, крестьянин Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников воевода. Но эти характеры, несвойственные Николаю Васильевичу, очень далеки от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Выдуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент делался на приключениях, «похождениях» героев-проходимцев. И Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их «материальный» результат (тот же статус Чичиков в итоге получил обманным путем), а их морально-социальное содержание, позволившее автору сделать читерское «зеркало». отражающая современную Россию В произведении «Мертвые души». Анализ показывает, что это страна помещиков, продающих «воздух» (т. е. мертвых крестьян), а также чиновников, оказывающих мошеннику помощь, а не мешающих ему. Сюжет этого произведения обладает большим смысловым потенциалом – на его реальную основу накладываются разные пласты иных смыслов, символических и философских. Очень интересно анализировать помещиков («Мертвые души»). Каждый из пяти персонажей очень символичен – в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление сюжетного движения

Гоголевское движение замедляется сознательно, каждое событие сопровождается подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их человеческих качествах. Не только динамика, но и значимость проигрывает авантюрному и плутовскому сюжету. Каждое событие произведения вызывает «лавину» авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа, вопреки требованиям этого жанра, почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя «Мертвые души». Для развития действия имеют значение только два события из остальных событий, происходящих с седьмой по одиннадцатую главу. Это выезд из города Чичиков и оформление купчей.

Требовательные читатели

Николай Васильевич к читателям очень требователен — он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, размышляли над скрытым смыслом произведения Мертвые души. Его следует очень тщательно проанализировать. Необходимо видеть дальше «объективного» или информативного значения слов автора, но наиболее важное значение символически обобщается. Так же необходимо, как Пушкину в «Евгении Онегине», сотворчество читателей с автором «Мертвых душ». Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, что описывается, что изображается, а тем, как это делается. В этом вы убедитесь, однажды проанализировав произведение «Мертвые души». Слово — тонкий инструмент, которым Гоголь владел в совершенстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *