Тушинский вор лжедмитрий: Тушинский вор Почему Лжедмитрий II не смог стать настоящим русским царем: История: Библиотека: Lenta.ru

«Тушинский вор»: что на самом деле произошло с Лжедмитрием II

15 августа 2019

Кириллица

Лжедмитрий II больше известен как Тушинский вор. В отличие от своего предшественника, он так и не успел короноваться на царство. Более того, если личность Лжедмитрия I была фактически установлена – за ней скрывался монах-расстрига Гришка Отрепьев, то происхождение следующего претендента на власть окутано туманом.

Фото: КириллицаКириллица

«Чудесно спасенный»

Видео дня

Карьера Лжедмитрия I, выдававшего себя за чудесным образом спасенного царевича Димитрия (о последнем известно, что он погиб в Угличе, напоровшись на ножичек во время игры), закончилась 17 мая 1606 года. По приказу Василия Шуйского обезображенный труп узурпатора вывезли в село Котлы и там сожгли. Пепел же, оставшийся от сожжения, зарядили в пушку и выстрелили им в сторону Польши.

Разумеется, новым царем объявили Шуйского. Но уже зимой 1607 года в Литве объявился очередной «царевич Димитрий». Вернее, этот человек называл себя «законным царем Дмитрием», чудом избежавшим казни в 1606 году.

Откуда он вообще взялся? Поскольку новый самозванец хорошо разбирался в церковных обычаях, возникло предположение, что он мог происходить из духовного сословия. Действительно, один из его сподвижников, воевода Мосальский, впоследствии заявил, что знал «тушинского вора» как Митьку, сына арбатского попа. Меж тем, по словам боярина А. Цыплятева, Лжедмитрий II приходился отпрыском самому литовскому князю Андрею Курбскому.

Тщательное исследование провели польские иезуиты, которые пришли к выводу, что за Димитрия выдавал себя крещеный еврей Богданко, бывший сначала поповым служкой в городе Шклове, а затем учителем в Могилеве. Его отыскал пан Меховский, которому польские магнаты поручили найти человека, схожего внешностью с казненным Лжедмитрием. В их интересах было посадить на московский престол своего человека.

Военные успехи

Самозванец перешел через литовскую границу и при поддержке польского воинства сумел захватить множество русских городов, в том числе Новгород-Северск

ий, Астрахань, Орел, Тулу, Калугу, Козельск, Звенигород.

Приблизившись к Москве, новый «Лжедмитрий» разбил лагерь в селе Тушино. Сюда же прибыли бывшая невеста Лжедмитрия I Марина Мнишек с отцом, польским воеводой Юрием Мнишеком. По-видимому, красавице польке так хотелось стать царицей, что она «узнала» в очередном проходимце бывшего жениха. Произошло тайное венчание.

Между тем Лжедмитрий II продолжал продвигаться к Москве. Но и войска Шуйского не дремали. Взять столицу Лжедмитрию так и не удалось.

В стране фактически царило двоевластие, так как Москва и часть городов находились под контролем Василия Шуйского, а другая часть – под контролем Лжедмитрия.

Меж двух огней

Военное сотрудничество России со Швецией привело к войне с Польшей. Но и среди выступавших на стороне Лжедмитрия поляков началось брожение: ряд польских наемников и русских сторонников самозванца вступили в переговоры с польским королем Сигизмундом III. Позиции «Тушинского вора» пошатнулись, и 27 декабря 1609 года он бежал в Калугу.

17 июля 1610 года группа бояр и дворян во главе с Захарием Ляпуновым устроила дворцовый переворот и свергла Василия Шуйского с престола (впоследствии он был насильно пострижен в монахи). К Москве подступали, с одной стороны, войско Лжедмитрия, с другой – армия под предводительство

м польского гетмана Жолкевского. Временное московское правительство (Семибоярщина) во главе с Федором Мстиславским сделало попытку объявить царем польского королевича Владислава Вазу – сына Сигизмунда III. Но многие русские не хотели видеть царем поляка и стали переходить на сторону Лжедмитрия, который, по крайней мере, проповедовал православие. Ему присягнули на верность Коломна, Кашира, Суздаль, Владимир. Однако под натиском войск Жолкевского, действовавшего в союзе с московскими боярами, самозванец был вынужден вновь отступить в Калугу.

Лжедмитрий активно боролся с поляками, однако в его собственном лагере царила атмосфера подозрительности. По малейшему поводу людей хватали, подвергали пыткам и казнили. Узурпатор планировал отправиться в Воронеж, чтобы сделать его новой русской столицей. Но планам его не суждено было сбыться: 11 декабря 1610 года он был убит собственным начальником стражи, татарским князем Петром Урусовым. Тот мстил за смерть родственника, касимовского хана Ураз-Мухаммеда, который, по его мнению, был несправедливо казнен Лжедмитрием. Урусов и его младший брат иссекли самозванца саблями. И по сей день неизвестно, где покоятся его останки. А Смутное время продлилось еще несколько лет и все-таки закончилось с приходом Романовых.

Другое,Марина Мнишек,Федор Мстиславский,Василий Шуйский,Андрей Курбский,Правительство Москвы,

Военные конфликты, кампании и боевые действия русских войск 860–1914 гг.

Источники:

Азарьин С. Книга о чудесах преподобного Сергия. СПб., 1888.

Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб., 1841. Том 2 (1598 — 1613). Стб. 119 — 349, 416 — 420.

Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедициею Императорской Академии наук. СПб, 1836. Т. 2 (1598-1613 гг. ). Стб. 179 — 273.

Буссов К. Московская хроника 1584 — 1613. М. — Л., 1961.

Мархоцкий Н. История Московской войны. М., 2000.

Наседка И. Житие и подвиги преподобного отца нашего архимандрита Дионисия. [б. м.], [б. г.].

Новый летописец // Полное собрание русских летописей. М., 2000. Т. 14. ч.1. (русский перевод см.: Новый летописец // Хроники Смутного времени. М., 1998).

Палицын А. Сказание Авраамия Палицына // под ред. Л. В. Черепнина. М — Л, 1955.

Русская историческая библиотека. Спб, 1875. Т. 2. (документы из стана Лжедмитрия II)

Сапега Я. П. Дневник Я. П. Сапеги 1608 — 1611. М., 2012.

Классическая историография:

Бибиков Г. Н. Опыт военной реформы 1609-1610 гг. // Исторические записки. М., 1946. Т. 19. С. 3 — 16.

Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время). СПб., 1899 (СПб., 1901, 1910; М., 1937; М., 1995)

Соловьев С. М.

Современная историография:

Антонов А. В. К начальной истории Нижегородского ополчения // Русский дипломатарий. М., 2000. Вып. 6. С. 199 — 200.

Захарьина Н. С. Русско-крымские отношения в годы правления Василия Шуйского (1607 — 1610 гг.) // Социально-экономическая история Юго-Восточной Европы (до середины XIX в.). Кишинев, 1980. С. 133 — 138.

Каргалов В. В. Полководцы XVII века. М., 1994.

Кияновский М. И. Русские военные памятники // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. (данная статья — репринт с издания 19 века).

Козляков В. Н. Смута в России. XVII век. М, 2007.

Курбатов О. А. Наемный корпус Делагарди на службе царя Василия Шуйского: Опыт внедрения нидерландской военной системы в России в начале XVII века // Цейхгауз. М., 2002. № 19 (3/2002). С. 4 — 6.

Рабинович Я. Н. Малые города северо-запада России в Смутное время: Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Саратов, 2010.

Тюменцев И. О. Жители Московского уезда и воры в 1608 — 1611 гг. (по материалам русского архива Яна Сапеги) // Памяти М. П. Лукичева. Сборник статей по истории и источниковедению. М., 2006. С. 323 — 345.

Тюменцев И. О. Иноземные солдаты на службе Лжедмитрию II. 1607 — начало 1610 года // Иноземцы в России в XV-XVII веках. Сборник материалов конференций 2002-2004 гг. М., 2006. С. 270-283.

Тюменцев И. О. Оборона Троице-Сергиева монастыря в 1608 — 1610 гг. М., 2007.

Тюменцев. И. О. Смутное время в России начала XVII столетия: Движение Лжедмитрия II. М., 2008.

Флоря Б. Н. Польско-литовская интервенция в России и русское общество. М., 2005.

Борис Годунов — Астраханский государственный театр оперы и балета

Трудно назвать другую оперу с таким количеством редакций. М. Мусоргский оставил две версии (1869 и 1872). Н. Римский-Корсаков написал еще два (в 1896 и в 1908 гг.). В 1959 году Д. Шостакович предложил свою версию и оркестровку. В середине 20 века Д.Гутманн и К.Ратхаус сделали еще две оркестровки для нью-йоркской Метрополитен-опера. Кроме того, была инструментальная обработка сцены у храма Василия Блаженного М. Ипполитовым-Ивановым. Все эти версии были всего лишь попытками объединить все лучшее, что было в двух версиях самого композитора.

В 1825 году 26-летний Александр Пушкин закончил, а в 1831 году опубликовал трагедию «Борис Годунов», охватывающую семь лет царствования Бориса Федоровича Годунова.

В 1869 году 30-летний Модест Мусоргский закончил оперу «Борис Годунов» по ​​трагедии Пушкина и «Историю государства Российского» Николая Карамзина.

Мусоргский, как глубоко русский человек, был очень впечатлен образом мучимого муками совести царя. Он написал большую часть текста либретто не только для чтения драмы Пушкина, но и для «Истории Государства Российского» Карамзина.

Между трагедией и оперой прошло 44 года. Разные эпохи порождали разные проблемы. Пушкинский «Годунов» создавался во времена Александра I, вступившего на престол в результате смерти Павла I, и причастность Александра к убийству была для Пушкина острым вопросом не истории, а современности. Его волновала проблема человека и власти. Вскоре она была резко поднята в его стихотворении «Медный всадник». Но к тому времени, когда Мусоргский начал писать свою оперу, эпоха Николая I уже прошла, Александр II правил 14 лет. Композитор стал свидетелем крепостной реформы 1861 года и ее последствий. Тема обманутых в своих стремлениях людей стала одной из главных проблем его оперы.

Люди, впервые вышедшие на оперную сцену в роли главного героя, традиционно считались верными «батюшке-царю». Царь Борис превратился в «царя-Ирода», которому нельзя даже молиться: «Богородица не велит». Люди видели в нем причину всех бедствий.

Театральный комитет под предлогом отсутствия выигрышной женской роли не взял оперу. Композитор подготовил вторую версию, в которой появился польский артист с расширенной ролью Марины Мнишек. Но была и мощная сцена возле Кромы. Опера закончилась не смертью Бориса, а сценой народного бунта, торжеством Самозванца и плачем юродивого о бедной России.

27 января 1874 года, несмотря на всевозможные препятствия, в Мариинском театре состоялась премьера. Публика встретила оперу восторженно, но критика была резко негативной. Опера повторялась тогда с большими сокращениями и довольно редко. В 1881 году Мусоргский умер в возрасте 42 лет. В следующем году «Бориса Годунова» сняли с репертуара русских театров.

Четырнадцать лет спустя Н. Римский-Корсаков переработал партитуру Мусоргского, во многом следуя вкусам того времени. Эта версия оперы стала известна во всем мире благодаря парижским дягилевским сезонам 1908, и с Шаляпиным в главной роли.

Астраханский государственный театр оперы и балета использовал авторскую партитуру в своей постановке.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ АСТРАХАНСКОГО КРЕМЛЯ

Астраханский кремль — один из красивейших кремлей России, уникальный архитектурный комплекс, выдающийся памятник русской военной инженерии. Сам Петр Великий в свое время был в восторге от Успенского собора Кремля. Лобное место в Астрахани — второе сохранившееся в России после Москвы и единственное, составляющее общий ансамбль с собором.

Но не только по этим причинам Астраханский государственный театр оперы и балета решил поставить оперу «Борис Годунов» в сложнейшем формате спектакля под открытым небом, на Соборной площади Кремля.

Имена Бориса Годунова и Марины Мнишек имеют прямое отношение к Астраханскому Кремлю.

В 1584 году, после смерти Ивана Грозного и сразу после свадьбы царя Феодора Ивановича, Борис Годунов получил титул наместника Казанского и Астраханского царств. Он начал строительство городов на окраинах Московского государства. Первоначальный Астраханский кремль, построенный в 1558 году, был деревянным и не мог служить серьезной защитой. Став наместником Астраханского царства, Годунов руководил строительством каменного Кремля, который был построен, по его приказу, Михаилом Вельяминовым и Даем Губастым, а к 1589 г.город был сплошь обнесен каменной стеной с башнями: «…Город многообразен, а кругом его пояс мраморный, зеленый и красный».

Многое в истории Астраханского кремля связано с Мариной Мнишек, русская царица, жена Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II.

Ровно 400 лет назад Москву освободило от поляков народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским. Лжедмитрий II по прозвищу «Тушинский» вор», был убит, Марина Мнишек с сыном, «воришкой», и атаман Заруцкий укрылись в Астрахани.

В 1605 году в Астрахани произошли серьезные волнения после появления Самозванца «Цесаревича Димитрия Ивановича», которые раскололи Русь. Астраханский воевода Михаил Сабуров и архиепископ Феодосий резко обличили лжеца Гришку Отрепьева и стали вести астраханцев к присяге царю Феодору, сыну Бориса. Именно поэтому Астрахань последней в России присягнула Лжедмитрию. Сабуров и Феодосий были отстранены от власти, арестованы и отправлены в Москву.

Астраханское царство раздирали смуты (вошедшие в историю как «Астраханские») все последующие годы до изгнания поляков из России. Здесь появились местные самозваные князья. Их было двенадцать за три года! Удивительно, что в Астрахани претендентов поддерживал в основном не плебс, а правители во главе с воеводой князя Ивана Хворостинина.

Монахи Троицкого монастыря были активными участниками Смуты. Они поддержали Лжедмитрия I. Игумен Иона, сменивший свергнутого архиепископа Феодосия, лично поехал в Москву поклониться самозваному царю. Неудивительно, что Мнишек и Заруцкий нашли приют в Троицком монастыре Астрахани.

Сначала Заруцкий, которого князь Хворостинин принял в своем доме, был спокоен, но вскоре он и его казаки стали творить безобразия. Кровь астраханцев пролилась на пытки и казни; Сам Хворостинин был убит. Это быстро отрезвило астраханцев, в городе снова было неспокойно. Марина Мнишек даже запретила раннее освящение утрени, опасаясь нарастания возмущения горожан. Она слишком хорошо помнила тревогу 17 мая 1606 года, когда в Москве началось восстание против польских захватчиков и был линчеван Лжедмитрий I.

Астраханцы пригрозили расправой Заруцкому и «еретику-лютеранину», и были вынуждены бежать. Бегство стало возможным через Никольские церковные ворота, которые шли прямо к пристани, где в ночь на 12 мая 1614 года беглецы погрузились в лодки. Однако вскоре они были схвачены. 25 июня их привезли в Астрахань, а отсюда через Казань отправили в Москву. 230 стрелков охраняли Заруцкого, 600 стрелков охраняли Марину и ее сына. Был секретный приказ убивать заключенных при попытке их освобождения.

В Москве Заруцкого на щуку посадили, сына Марины повесили. Сама она умерла в тюрьме: по московским сводкам, умерла от горя, по польским — задушена или утонула.

Так ужасно и бесславно закончилась история первой коронованной русской царицы Марины Мнишек.

В Астраханском государственном музее хранится ценнейшая реликвия: плащаница, вышитая матерью Ивана Грозного Еленой Глинской. Она находилась в Архангельском соборе Московского Кремля и была вывезена Мариной среди других реликвий Мнишек, а после ее бегства долгие годы хранилась в Астраханском соборе, пока не была передана в музей.

Троицкий собор, входивший в состав Троицкого монастыря, остался на территории Астраханского кремля. В нем прятался Мнишек. В России 13 действующих Кремлей. Астраханский Кремль — один из немногих, сохранивших свою историческую достоверность, поэтому его стены помнят Мнишека.

Ветхая церковь Николая Чудотворца была перестроена в начале XVIII века, но находилась точно в том же месте, откуда бежала Марина.

Белая Пречистенская колокольня стоит рядом с Успенским собором, которым гордятся астраханцы. На ее месте во времена Мнишека стояла проходная башня. На башне была построена надвратная церковь в честь иконы Казанской Божией Матери вскоре после изгнания Мнишека и Заруцкого из Астрахани и в память об этом событии. С этого времени главные ворота Кремля стали называться Пречистенскими: по одному из имен Богородицы — Пречистой Богородицы.

Что такое Семибоярщина? Семибоярщина в Смутное время

В истории России период 1610-1612 гг. Вступила в качестве Семибоярщины — годы правления семи представителей Боярской думы, которые создали переходное правительство, целью которого была подготовка к избранию нового царя на место низложенного Василия Шуйского. Однако особенности Смутного времени, на фоне которых развивались события, требовали от них немедленных решений.

Страна в состоянии тяжелого кризиса

Политическое и экономическое положение России к началу 1610 года было очень тяжелым. Крайне неблагоприятной для него была война с Речью Посполитой, кроме того, вплотную к Москве подошла армия другого самозванца, выдававшего себя за наследника престола — Лжедмитрия II. В историю он вошел под кличкой Тушинский вор — по месту расположения его лагеря в подмосковной деревне Тушино.

Ситуация усугублялась последствиями незадолго до этого восстания под предводительством Ивана Болотникова, а также нападения нагаев и крымских татар. Все это приводило к крайнему обнищанию народа и неизбежному в таких случаях социальному напряжению. Очередное поражение царских войск в битве с поляками послужило толчком к народным волнениям и свержению царя Василия Шуйского.

Образование Семибоярского района

Впереди были выборы нового самодержца, и для подготовки этого важнейшего акта в жизни государства, а также для управления страной в переходный период было создано временное правительство сформировалась, в которую вошли семь самых заносчивых и влиятельных членов Боярской думы. Среди них были князья Ф. И. Мстиславский, И. М. Воротынский, А. В. Трубецкой, А. В. Голицын, а также бояре Б. М. Лыков-Оболенский, И. Н. Романов и Ф. И. Шереметев.

Так на волне польской интервенции и внутренних проблем образовалась Семибоярщина. Годы правления этой власти во главе с князем Федором Михайловичем Мстиславским завершились восшествием на престол первого царя из Дома Романовых — Михаила Федоровича и окончанием Смутного времени. Но этому предшествовал сложный и длительный период.

Ограниченная власть бояр

Чтобы понять, что такое Семибоярщина и насколько широки были ее полномочия, необходимо учитывать ситуацию, сложившуюся в то время вокруг Москвы. Из документальных источников известно, что к западу от него в непосредственной близости от городских застав стояли поляки во главе с гетманом Желковским, а на юго-востоке, в Коломенском, к нему присоединилось войско Лжедмитрия, усиленное литовским отрядом Сапеги. Таким образом, за все время существования Семибоярщины ее власть не выходила за пределы столицы.

Принудительный сговор с поляками

Вопрос о том, что такое Семибоярщина в истории России, как правило, никогда не вызывал дискуссий. Обычно членам этого государственного органа отводилась роль национал-предателей, и в этом суть. Лично для них главной угрозой были не поляки, с которыми можно было при желании договориться, а отряды самозванца, имевшие много сторонников среди московского простонародья. В случае победы тушинского вора бояре точно не снесли бы головы.

Это побудило их пойти на переговоры с гетманом Желковским и подписать договор, согласно которому русским королем должен был стать Владислав Ваз, сын польского короля Сигизмунда III. Поддержавшие самозванца литовцы во главе с Сапегой также согласились присягнуть польскому князю, таким образом, Лжедмитрий II лишился реальной возможности захватить власть в Москве.

Заложники собственных решений

Однако, чтобы иметь большие гарантии личной безопасности, бояре в ночь на 21 сентября 1610 года тайно открыли кремлевские ворота и впустили интервентов в столицу. С этого момента вся сущность Семибоярщины сводилась к роли марионеток в руках польского короля, проводившего устраивающую его политическую линию через своего ставленника, коменданта Москвы Александра Гонсевского. Бояре были лишены реальной власти и стали, по сути, заложниками. Именно в этой жалкой роли и заключается ответ на вопрос: «Что такое Семибоярщина?»

Хотя договор ущемлял национальные интересы русского народа и был для него оскорбителен, он не касался присоединения России к Речи Посполитой, а предусматривал сохранение православия на всей ее территории. Сам же князь Владислав, согласно договору, был обязан перейти из католической веры в православие.

Произвол, вызвавший всенародное возмущение

После того, как вся реальная власть перешла из рук переходного правительства к польскому воеводе, он, получив чин боярина, стал неуправляемым в стране. По своей воле Владислав отбирал земли и поместья у тех русских, которые остались верны своему патриотическому долгу, и раздавал их полякам, своим ближайшим сподвижникам. Это вызвало волну возмущения в стране. Считается, что в этот период изменилось их отношение к полякам и семибоярщине.

В Смутное время особым авторитетом в народе пользовался глава Русской Православной Церкви патриарх Гермоген. Истинный патриот своего Отечества, он при поддержке боярства разослал по всей России грамоты с призывами к созданию ополчения и вооруженной борьбе с захватчиками. Несмотря на то, что по приказу польского воеводы он был заточен в пещеру Чудова монастыря, где вскоре умер от голода, его послания стали тем толчком, в результате которого под стенами города появились полки Минина и Пожарского. Москва.

Конец Семибоярского периода

Избрание в 1613 г. избрания царя Михаила Федоровича на престол стало завершением периода, вошедшего в историю России как Семибоярщина. Годы правления семи представителей высшей московской знати по праву считаются одними из самых тяжелых за весь период Смутного времени. По их завершению страна вступила в новую историческую эпоху.

Говоря о происхождении самого термина, следует упомянуть относительно позднее возникновение слова «Семибоярщина». В Смутное время и в последующие два столетия члены этой государственной структуры именовались «семибоярами». Употребляемое в настоящее время выражение впервые встречается лишь в 1813 г. в романе А. А. Бестужева-Марлинского.

В русской истории и раньше были периоды, когда в отсутствие царя власть концентрировалась в руках боярских комиссий. В основном это происходило, когда император отправлялся на войну или в длительное паломничество. Именно тогда стало традицией создавать эти временные органы управления из семи человек. Об этом подробно рассказывает в своих трудах русский историк XVII века, чиновник Посольского приказа Г. К. Котошихин.

Попытки переосмыслить события прошлого

Следует отметить, что в последние годы вопрос о том, что такое Семибоярщина и какова ее роль в русской истории, получил несколько иное освещение. Если в советский период действия этой временной власти однозначно расценивались как предательство, то в постперестроечный период появились публикации, в которых сговор с поляками рассматривался как единственный разумный дипломатический ход, направленный на спасение страны от кровавой хаос неизбежен в случае победы Лжедмитрия II.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *