О спартанском воспитании плутарх: .. . (VIII- VI. ..). II.

Содержание

Плутарх «Древние обычаи спартанцев» « Книжная лавка

Плутарх Афинский (др.-греч. Πλούταρχος ὁ Ἀθηναῖος, ум. 431—432), античный философ-неоплатоник.

Из биографических сведений известно, что отца Плутарха звали Несторий; дед Плутарха, которого звали также, был жрецом в Афинах, занимался астрологией и психотерапией; известно имя дочери Плутарха — Асклепигения.

Плутарх — основатель и глава Афинской школы неоплатонизма (названной по традиции «афинской Академией»), которую он после большого перерыва фактически возобновил в своем частном доме. Одним из самых известных учеников Плутарха был Гиерокл Александрийский. Сочинения Плутарха Афинского не сохранились.

Недостаток сведений не позволяет уверенно реконструировать концепцию Плутарха Афинского. Для построения своей философии Плутарх детально использовал «Парменида», вершину платоновского богословия, указав тем самым на характерный для своего времени синтез прогрессирующего магического теургизма, самой настоящей практической магии, с тонкой категориальной диалектикой.

Чтение Плутархом в Академии платоновских и аристотелевских текстов было той базой, на которой быстро выросли две традиции школьного платонизма V века: афинская и александрийская. Марин в жизнеописании Прокла (гл. 12) сообщает, что с Плутархом Прокл прочел «О душе» Аристотеля и «Федона» (или «О душе») Платона.

В сохранившихся изложениях концепции Плутарха почти невозможно реконструировать какие-либо его тексты в буквальном смысле. Тем не менее, он известен как комментатор Платона (комментарии к диалогам «Федон», «Парменид», «Горгий») и Аристотеля («О душе»; известность и значительность этого комментария конкурировала с таким же комментарием Александра Афродисийского). Как большинство поздних комментаторов, стремился примирить и согласовать мнения Платона и Аристотеля там, где они, как кажется, высказываются о предмете по-разному. Оказал влияние на позднейших комментаторов-неоплатоников (напр. Иоанн Филопон). В собственных трактатах уделял внимание разработке учения о Едином и о Душе (особенно о ее главнейших способностях — способности составлять мнение (δόξα) и представление (φαντᾰσία)).

Плутарх

1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает: «Ни одно слово не выходит за них».1

2. Больше всего спартанцы ценят так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиран Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: «О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях».2

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам по ночам.

3

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.4

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.5

6. Молодые люди спали совместно по илам и агелам6 на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.

7

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав. 8

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших, куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки.9 Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.10

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии.11 Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного.12

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

13

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех членов, а грузность и полнота этому препятствуют.14

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

15. Было три хора: каждый во время праздников представлял определенный возраст. Хор старцев, начиная, пел:

Когда-то были мы сильны и молоды!

 

Его сменял хор мужей в расцвете лет:

А мы сильны и ныне.
— Хочешь, так попробуй сам.

 

Третий хор мальчиков подхватывал:

А мы проявим доблесть даже большую!15

16. Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звук флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.16

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну.

Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.17

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего, связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а также плач и рыдания при похоронах.18

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины,

19 чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию — изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному. 20

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни, установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого начала мойру.21

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.

22

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь. 23

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, — то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.24

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.25

29. Любители поговорок часто приводят слова:

Не приложивши рук, богов не призывай,

 

то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а иначе не стоит.26

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства. 27

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

32. Они пользовались не железными скребками, а делали их из тростника.28

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.29

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.30

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.31

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.32

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались,
кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год.33

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.34

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.35 Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано:

«Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит».36 Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями.

Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой.37 Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив,38 признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне, хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении,39 осмелились не принимать участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить фороса. 40 Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами. Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались под властью римлян.

 ПРИМЕЧАНИЯ

1. «…не выходит из них». — См. Ликург, 12; Заст. бес. с. 188 и примеч.

2. «…в физических упражнениях». — См. Ликург, 12, где изложение несколько короче (нет упоминания о физических упражнениях, а сам эпизод связан не с Дионисием, а с одним из понтийских царей).

3. …по ночам. — Эти сведения восходят к Ксенофонту (Лаконское государство, V 7).

4. …добиваться победы. — См. Ликург, 16; Isocrates Panathenaicus, 209, где рассказано о своеобразной спартанской «евгенике» (уничтожение слабых и безобразных детей).

5.умащать тело. — Натирание после бани тела растительным (чаще всего оливковым) маслом входило в древности обязательным элементом туалета зажиточного человека. Ср. Ликург, 16; Ксенофонт, Лаконское государство, II 4.

6. …по илом и агелам… — Агела (буквально «стая») — подразделение мальчиков; ила — группа подростков. В каком отношении друг к другу были эти подразделения, сказать трудно.

7. …способно согревать. — Этот параграф почти дословно вошел в биографию Ликурга (гл. 16).

8. …лишался гражданских прав. — Этот апологетический экскурс находится в противоречии со многими фактами, сообщаемыми Плутархом и другими авторами. О платонической любви спартанцев к красивым юношам см. также: Ликург, 18; Ксенофонт, Лаконское государство, II 12 сл.; Элиан, Пестрые рассказы, III 10 и 12.

9. …придумывал отговорки. — Сообщение восходит к Ксенофонту (Лаконское государство, II 10).

10. …еще большему поношению. — Ср. Ксенофонт, Лаконское государство, VI 2.

11. …в их присутствии. — См. выше изречение Телекла (Изр. спарт. с. 471).

12. …не прикажет… ничего дурного. — См. Ксенофонт, Лаконское государство, VI 2.

13. …не останавливаться. — Место восходит к Ксенофонту. (Лаконское государство, II 629) и Исократу (Isocrates Panathenaicus, 211-214), ср. Ликург, 17.

14. …грузность и полнота этому препятствуют. — Мысль, заимствованная у Ксенофонта (Лаконское государство, II 5-6), повторяется в биографии Ликурга (Ликург, 17).

15. …доблесть даже большую! — Эта песня приводится также в биографии Ликурга (Ликург, 21) и в Plu. De laude ipsius (544 Е).

16. …достойные доброй славы. — О жертвоприношениях Музам см. также: Ликург, 21; Фукидид, V 70; D. Chr. II 31 М, 92 R; Ath. 632 F.

17. …сверх положенных семи. — О консерватизме спартанцев и их стремлении сохранить древние лады и правила исполнения музыкальных произведений писали многие. См. выше примеч. к изречению Экпрепа (Изр. спарт. с. 446).

18. …при похоронах. — Об этом Ликурговом законе Плутарх пишет в его биографии (Ликург, 27). Сходное мероприятие, преследующее уравнительные цели, провел в Афинах Солон (Солон, 21). Целью его было обуздать чванство аристократов, нанимавших многочисленных плакальщиц.

19. …покидать пределы родины… — Этот закон был введен в начале VI в. до н. э., после второй Мессенской войны, и ставил целью не допустить имущественной дифференциации и внутренних противоречий у спартанцев. Ср. Ликург, 27.

20. …чему-либо дурному. — Подробно тому как спартанцам был запрещен выезд за границу, так и иноземцам было запрещено посещать Спарту. Уже находившиеся в стране иностранцы были изгнаны (ксенеласия буквально — «изгнание иноземцев»).

21. …с самого начала мойру. — Мойрой или морой называли в Спарте подразделение граждан. Согласно Ксенофонту (Лаконское государство, 11, 4), вся спартанская пехота состояла из шести мор, каждая из которых делилась на четыре лоха. Примером длительного проживания в Спарте иностранца было пребывание там Алкивиада (415-412 гг. до н. э.).

22. …уходил. — Материал заимствован у Ксенофонта (Лаконское государство, VI 3-4) и Аристотеля (Политика, II 5).

23. …скрыть кровь. — См. Ксенофонт. Лаконское государство, II 3; Элиан, Пестрые рассказы VI 6; Val. Max. II 6, 2.

24. …осваивать полководческое искусство. — Следует учитывать, что жертвоприношение сопровождалось угощением участников. Жертва петуха не давала возможности устроить трапезу, а полученный в награду за военную хитрость бык предоставлял спартанцам редкий случай отведать жареного мяса.

25. …воинская доблесть. — См. выше, примеч. 4 к изречению Харилла (Изр. спарт. с. 471).

26. …иначе не стоит. — Ср. русскую поговорку «на бога надейся, а сам не плошай». Ср. Paroemiographi, II 653.

27. …отвратить их от пьянства. — Плутарх неоднократно упоминает этот спартанский обычай (Plu. De virt. 455 Е; Ликург, 28; Деметрий, 1). Ср. также: Платон, Законы, 816 Е.

28. …из тростника… — Скребки (стригили) употребляли для очистки песка, налипшего на тело при борьбе и других гимнастических соревнованиях.

29. …вразрез с их законами. — Объяснение Плутарха кажется наивным. Отсутствие в Спарте театральных представлений связано с тем, что появление их в Греции (VI в. до н. э.) совпало с введением в Спарте запрещения гражданам заниматься чем-либо, кроме военного дела. С этого времени в Спарте не стало ни поэтов, ни ученых, и некому было ни сочинять, ни ставить драмы. Ср.: Платон, Законы, 816 сл.

30. …новый могу я добыть. — PLG, fr. 6 (v. II, р. 384). Стихотворение дано в переводе В. В. Вересаева. Эта мысль Архилоха встречается и у других древних авторов. См. Гораций, Оды, II 7; Val. Max. VI 3, ext. 1. Рассказ об изгнании Архилоха из Спарты — поздний анекдот.

31. …в Пилею. — О местонахождении Пилеи ничего не известно. Смысл отрывка можно восстановить только предположительно. По-видимому, юношам полагалось идти из гимнасия прямо в казарму.

32. …с важностью дела. — О краткости речей спартанцев (лаконизме) см. выше — Изр. спарт, с. 422, и др.

33. …каждый год. — Диамастигосис (буквально — «бичевание») носил, по-видимому, также религиозный характер и был своеобразной заменой совершавшихся в глубокой древности человеческих жертвоприношений Артемиде (ср.: «Ифигения в Тавриде» Еврипида). Сообщение о бичеваниях мальчиков восходит к Ксенофонту (RL, 2, 9) и повторяется Плутархом в некоторых биографиях (Ликург, 18; Аристид, 17), см. также: Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VI 20; Цицерон, Тускуланские беседы, II 14.

34. …не стремились бы к накоплению. — О том, что спартанцы не занимались производительным трудом, см. выше: Изр. спарт. с. 433 и примечание к этому месту.

35. …к худшему. — Наивное объяснение Плутарха не позволяет понять основную причину потери спартанцами господства на море. Главным было воссоздание афинского флота, построенного на деньги Персии, опасавшейся чрезмерного усиления Спарты.

36. «…Спарту погубит». — См.: Агид, гл. 9; D. S. VIII 12, 5; Paroemiographi, I 39, 201.

37. …пользуясь доброй славой. — Идеализация спартанского строя характерна для аристократических писателей и опровергается свидетельствами современников расцвета Спарты. Нарисованная Плутархом картина упадка Спарты также восходит к аристократической традиции, прежде всего, к Ксенофонту (Лаконское государство, XIV).

38. …после разрушения Фив… Александр подавил начавшееся после убийства Филиппа II восстание греческих городов и разрушил Фивы, обратив жителей в рабство (335 г. до н. э.).

39. …искры Ликурговых установлений… — Эта фраза, и в частности сочетание слов ζώπυρα διασώζοντες, сходное с платоновским ζώπυρα… διασεσωσμένα, указывает на влияние Платона (Законы, 677 В).

40. …не платить фороса. — Коринфский союз, созданный македонским царем Филиппом II после битвы при Херонее (338 г. до н. э.), формально управлялся Союзным советом (Синедрионом), куда входили все греческие государства, кроме Спарты. Эти государства обязаны были вносить в союзную казну взносы (форос). Фактически казной распоряжалась Македония, в руках которой сосредоточилась вся власть.

Читать произведения Плутарха:

  • Плутарх «О суеверии»
  • Плутарх «Застольные беседы»
  • Плутарх «Хорошо ли изречение: «Живи неприметно»?»
  • Плутарх «О злокозненности Геродота»
  • Плутарх «О том, что Пифия больше не прорицает стихами»
  • Плутарх «О судьбе и доблести Александра»
  • Плутарх «Древние обычаи спартанцев»

Плутарх о древних обычаях спартанцев. Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах

Плутарх о древних обычаях спартанцев

Согласно законам, установленным легендарным Ликургом, спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело. Молодые люди спали совместно на ложах, которые сами приготовляли из тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.

У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.

Если кто-нибудь наказывал мальчика, и он рассказывал об этом своему отцу, то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично. Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам не прикажет детям ничего дурного.

А некоего мальчика по имени Скирафид наказали только за то, что многие обижали его.

Юноши, где только предоставляется случай, воровали продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывали голодом и поркой. Обед же у них был такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

Это делалось для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми.

Больше всего спартанцы ценили так называемую черную похлебку, так что старые люди даже не берут свой кусок мяса, но уступают его юношам. Говорят, что сицилийский тиранн Дионисий купил спартанского повара и приказал ему, не считаясь ни с какими расходами, приготовить такую похлебку. Однако, попробовав, он с отвращением ее выплюнул. Тогда повар сказал: «О царь, чтобы находить вкус в этой похлебке, надо, искупавшись в Евроте, подобно лаконцу, проводить всю жизнь в физических упражнениях».

Пили они мало и после трапезы расходились без факелов. Им вообще не разрешалось пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это было установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно ходить по дорогам ночью.

Из искусств в Спарте в почете была лишь музыка, но самая простая. Темы их маршевых песен побуждали к мужеству, неустрашимости и презрению к смерти. Их пели хором под звук флейты во время наступления на врага. Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы.

Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.

В текстах песен не содержалось ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь.

Было три хора: каждый во время праздников представлял определенный возраст. Хор старцев, начиная, пел: «Когда-то были мы сильны и молоды!»

Его сменял хор мужей в расцвете лет: «А мы сильны и ныне. Хочешь, так проверь сам».

Третий хор мальчиков подхватывал: «А мы проявим доблесть даже большую!»

Грамоту спартанцы изучали только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны — не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы.

Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную себе в укор, то есть сам себя подвергнуть поруганию.

Некий Архилох, присужденный к этому, пропел следующее:

«Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть».

Власти были крайне возмущены и выслали Архилоха из Спарты.

Также они изгнали оратора Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.

Но этим двоим еще повезло: одного беднягу спартанцы казнили только за то, что, нося рубище, он украсил его цветной полосой.

Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского воспитания. Если чужеземец был заподозрен в том, что он учит местных граждан чему-то плохому — ну например, смущает умы цитатами из Пифагора, то его немедленно изгоняли из страны. Но если чужеземец выдерживал образ жизни, установленный Ликургом, то ему можно было даровать гражданские права.

Спартанцы не любили театр, считая, что в комедиях и трагедиях содержатся мысли, противоречащие их законам.

Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.

Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

Если спартанцам удавалось победить врага хитростью, они жертвовали богу Аресу быка, а если победа одержана в открытом бою, — то петуха. Полководческое искусство они ценили.

Всех богов они изображали вооруженными, даже Афродиту.

Клавдий Элиан:

«У лакедемонян был закон, гласивший: никто не должен носить одежду не подобающего для мужа цвета и быть полнее, чем это согласуется с потребностями гимнасия. Последнее рассматривалось как свидетельство лености, а первое — как признак немужественных склонностей. Согласно этому же закону, эфебам полагалось каждые десять дней голыми показываться эфорам. Если они были крепки и сильны, словно высеченные из камня, благодаря телесным упражнениям, то удостаивались одобрения. Если же эфоры замечали в них следы дряблости и рыхлости, связанные с наросшим от недостатка трудов жиром, юноши подвергались телесному наказанию. Эфоры ежедневно осматривали их одежду, следя, чтобы все в ней соответствовало установленным предписаниям. В Лакедемоне держали поваров, приготовляющих только мясные блюда; тех же, чье искусство было более разносторонним, выгоняли из его пределов…»

Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли «диамастигосис», и происходило оно каждый год.

Отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным, и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.

Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему. Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: «Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит». Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями.

Клавдий Элиан:

«Спартанские юноши держатся с теми, кто в них влюблен, без гордости и заносчивости, наоборот, их обращение противоположно обычному в таких случаях поведению юных красавцев — они сами просят, чтобы влюбленные „вдохновили их“; в переводе это значит, что мальчиков надо полюбить. Однако эта любовь не содержит ничего постыдного. Если же мальчик посмеет допустить по отношению к себе нескромность или влюбленный на нее отважится, обоим небезопасно оставаться в Спарте: их приговорят к изгнанию, а в иных случаях даже к смерти».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Преобладание спартанцев. — Возвышение Фив. — Восстановление могущества Афин

ГЛАВА ТРЕТЬЯ Преобладание спартанцев. — Возвышение Фив. — Восстановление могущества Афин Мир. Спартанская гегемонияНесколько десятилетий подряд Спарта стояла во главе Греции. В одном только смысле Спарта действительно могла господствовать над этим чрезвычайно

37. Плутарх и Петрарка

37. Плутарх и Петрарка Исследователи творчества Петрарки отмечают непонятную для них странность. Петрарка написал много писем к своим современникам. И вот, в своей латинской переписке, Петрарка старался — якобы специально — ЗАТУШЕВЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

37. Плутарх и Петрарка

37.  Плутарх и Петрарка Исследователи творчества Петрарки отмечают непонятную для них странность. Петрарка написал много писем к своим современникам. И вот, в своей латинской переписке, Петрарка старался – якобы специально – ЗАТУШЕВЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

«Немцы». Германский Плутарх?

«Немцы». Германский Плутарх? Книга Артура Мёллера «Немцы» появилась на свет в вестфальском издательстве Брунса без указания даты выхода. В этой большой работе Мёллер попытался вывести некую типологию людей, сыгравших значительную роль в немецкой истории. При написании

Плутарх

Плутарх Третьим крупным представителем наличной традиции является Плу­тарх, грек из Херонеи, родившийся в середине I в. н. э. Он занимал видное положение в имперской администрации при Траяне и Адриане и был чрез­вычайно образованным и плодовитым писателем. Для историка

Военное дело спартанцев

Военное дело спартанцев Распространенное заблуждение, которое встречается и у профессионалов-историков, связано с попытками идентификации сторон в батальных сценах древнегреческого искусства. Некоторым исследователям достаточно увидеть шлем-пилос, чтобы определить,

10.1. Геродот о битве греков с персами при Фермопилах и гибели доблестных спартанцев

10.1. Геродот о битве греков с персами при Фермопилах и гибели доблестных спартанцев Одним из наиболее ярких и знаменитых событий похода Ксеркса на Элладу является сражение при Фермопилах и геройская гибель спартанского отряда численностью в 300 бойцов во главе с царем

Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар

Глава 3 Сведения об антропологических признаках «древних монголов», или древних и средневековых татар Л.  Н. Гумилев пишет: «Самые древние монголы ничего общего не имели с блондинами, населявшими Европу. Европейские путешественники XIII в. никакого сходства между

Конец лидерства спартанцев

Конец лидерства спартанцев Весной 394 г. до н. э. перемирие, заключенное с Титраустом, закончилось. Поэтому Агесилай, как и обещал, отступил и разбил лагерь у святилища Афины Астирены на Фиванской равнине, где он начал собирать новое войско. Он мечтал о более глубоком

Плутарх

Плутарх Третьим крупным представителем наличной традиции является Плу­тарх, грек из Херонеи, родившийся в середине I в. н. э. Он занимал видное положение в имперской администрации при Траяне и Адриане и был чрез­вычайно образованным и плодовитым писателем. Для историка

Что рассказали Крезу о войне спартанцев с тегейцами

Что рассказали Крезу о войне спартанцев с тегейцами Спарта и вправду была самым сильным государством Греции. Это было государство, устроенное, как военный лагерь. Свободные граждане знали здесь только одно искусство: войну. Все были равны друг другу, как солдаты в строю,

2.3.2. Царь Леонид и триста спартанцев

2.3.2. Царь Леонид и триста спартанцев Битва при Фермопилах произошла летом 480 г. до н. э. между греками и персами. Широкой публике это событие представлено в художественных фильмах «300 спартанцев» (1962) и «300» (2006).В действительности первоначально в бою со стороны греков

Плутарх

Плутарх Плутарх был греком времён римского господства. Жил он якобы около 47 – 120 годов н.э. Прославился тем, что составлял сравнительные жизнеописания выдающихся исторических деятелей Греции и Рима. Впрочем, собственно история не была его целью. Он нигде не вводит точных

Плутарх

Плутарх Плутарх (??????????) жил приблизительно между 46 и 120 годами. Он родился в богатой греческой семье в беотийском городе Херонее. Получил хорошее философское образование. Многократно бывал в Риме и однажды в Египте, пользовался влиянием и при римском дворе, и у себя на

Спартанское образование: Часть II

В этих текстах и ​​комментариях мы продолжаем наше исследование спартанского образования, на этот раз обращаясь к свидетельствам Плутарха, опасениям и аргументам критиков Спарты, включая эксцессы, которые даже ее защитники не могли одобрить или полностью игнорировать. Критика, как правило, сосредоточивалась на нескольких моментах: спартанское образование было близоруким и жестоким; Спарта учила свою молодежь убивать, терпеть и повиноваться, и ничему другому.

Плутарх,

Жизнь Ликурга  16.1-2

«Потомство не воспитывалось по воле отца, а было взято и отнесено им в место, называемое Леще, где старейшины племен официально осмотрели младенца, и если он был хорошо сложен и крепок, они приказали отцу вырастить его и выделили ему один из девяти тысяч участков земли; но если оно было дурно рожденным и уродливым, они отправляли его в так называемые Apothetae, похожее на пропасть место у подножия горы Таигет, [2] в убеждении, что жизнь того, что природа не очень хорошо устроила в самого начала для здоровья и сил, не было пользы ни себе, ни государству. По такому же принципу женщины купали своих новорожденных детей не водой, а вином, производя, таким образом, своего рода испытание их конституции. Ибо говорят, что эпилептические и больные младенцы впадают в конвульсии от крепкого вина и теряют рассудок, а здоровые от него скорее закаляются, как сталь, и приобретают твердую форму».

Плутарх — единственный источник, сообщающий об этой практике спартанского детоубийства, и некоторые ученые сомневаются в правдивости этого утверждения. Ксенофонт опускает упоминание об этой практике, но это может быть потому, что он избегает упоминания о худших спартанских обычаях. [См. Плутарх, Жизнь Ликурга 16.4-5 ниже]. Детоубийство не было чем-то неизвестным в Греции, но оно редко, если вообще когда-либо, совершалось столь систематически и по евгеническим причинам. Для наших целей достаточно отметить две вещи. Во-первых, в последующие восприятие  идеи спартанского образования, евгеническое детоубийство было часто включенной чертой, и оно фигурировало в современных и последующих утопических схемах. Во-вторых, важно то, как эта практика — реальная, преувеличенная или воображаемая — видится вписывающейся в общую схему спартанских законов, где каждая часть воспитания и образования детей направлена ​​на воспитание идеальных солдат. Точно так же, как спартанское государство регулировало и контролировало образование, в то время как в других греческих государствах это было частным делом, так и само решение оставить или исключить новорожденного также было (или воображалось) прерогативой спартанского государства или сообщества. осуществляется старейшинами племени.

Плутарх, 

Жизнь Ликурга  16.4-5

«[A]как только им исполнилось семь лет, Ликург приказал всех их взять государству и зачислить в компании, где они были подчинены та же дисциплина и воспитание, и поэтому они привыкли делить друг с другом занятия спортом и учебу. Мальчик, который отличался рассудительностью и был самым храбрым в бою, был назначен капитаном своего отряда; на него смотрели все остальные, повинуясь его приказам и подчиняясь его наказаниям, так что их мальчишеское воспитание было практикой послушания. Кроме того, пожилые люди наблюдали за их спортом и, часто подталкивая их к борьбе и соперничеству, точно узнавали, как каждый из них был естественно настроен, когда речь шла о смелости и агрессивности в их борьбе».

Плутарх развивает заявление Ксенофонта в Конституции лакедемонян 2.1-2 о том, что «[Ликург] дал этому человеку [ payonomos ] полномочия на сбор мальчиков.  Когда воспитатель «собирает» детей вместе, он распределяет их по войскам или ротам, как рота солдат. Они учатся и тренируются вместе, как одна группа, и их самый многообещающий член стал их капитаном. Этому капитану было дано право наказывать других мальчиков, как и подростков старшего возраста.

Здесь важно сделать несколько замечаний. Во-первых, уже в этом раннем возрасте мальчиков готовят к военной жизни, организуя их жизнь по принципу солдатского отряда. Во-вторых, представлена ​​одна из целей спартанского воспитания помимо послушания и жесткости: коллективность или солидарность. Мальчиков учат действовать и жить вместе, а не поодиночке. В то же время они начинают строить дух товарищества, который продлится всю их жизнь и сделает их более лояльными к своим сослуживцам в бою. В-третьих, лидерство сверстников здесь включает в себя дисциплину, в том числе применение телесных наказаний. Таким образом, даже самые маленькие дети, особенно те, кого нужно готовить к лидерству, приучены к насилию и причинению боли.

Несмотря на стремление к коллективизму, ожесточенная — даже жестокая — конкуренция также поощряется, когда пожилые мужчины подстрекают молодых к победе и сражаются, чтобы осудить их за смелость и агрессию. Это поднимает несколько вопросов: во-первых, спартанское образование, как и другие аспекты греческой культуры в целом, имело конкурентное, «агонистическое» качество, когда людей поощряли доказывать, что они лучшие в какой-либо конкретной области посредством конкурса. Эта конкурентная, индивидуалистическая черта индивидуального отличия была полностью переплетена с более коллективным идеалом служения полису.

Во-вторых, это показывает, что спартанское образование использовалось для отбора и даже подготовки будущих лидеров, особенно военных. Перспективных кандидатов не только отбирали, но и часто наделяли командованием и властью над другими мальчиками, младшими или их сверстниками. В то время как другие мальчики должны были подчиняться приказам лидеров, их также поощряли пытаться затмить его, если они могли. Это неизбежно привело бы к конфликту.

В-третьих, это еще раз указывает на тот факт, что насилие было обычным явлением в спартанском образовании, что поощрялось среди мальчиков даже в недисциплинарных контекстах.

Плутарх 

Жизнь Ликурга  19.1

«Мальчиков также учили говорить, сочетая в себе остроту и изящество, и сводить много наблюдений в несколько слов. Действительно, свои железные деньги Ликург, как я заметил, изготовил большого веса и небольшой стоимости, но ходячую монету речи он приспособил к выражению глубокого и обильного смысла простой и краткой речью, ухитрившись, чтобы общая привычка к молчанию должны сделать мальчиков сентенциозными и правильными в их ответах. Ибо как половая невоздержанность обычно производит бесплодие и бесплодие, так и невоздержанность в разговоре делает речь пустой и пресной» 9.0003

Спартанцы были известны своей немногословностью и короткими содержательными высказываниями. Даже сегодня слово «лаконичный» увековечивает эту репутацию, и некоторые из самых известных спартанских шуток, такие как « molōn labe » царя Леонидаса (приди и возьми их), все еще произносятся. Плутарх утверждает, что этот стиль речи был выработан путем обучения мальчиков привычке молчать. В целях образования важным моментом является то, что молчание детей настоятельно поощряется. Можно утверждать, что эта практика не готовит детей к «выражениям глубокого и многозначительного смысла», даже если у них будет «простая и краткая речь». Афиняне, напротив, имели репутацию болтливых, но тогда Афины произвели много выдающихся поэтов, ораторов и философов, в то время как Спарта не произвела ни одного после начала 7 в. до н.э., а только ряд шуток и высказываний, многие из которых сомнительной достоверности.

Плутарх

Жизнь Ликурга 21.1-2

и пробудил восторженные и действенные усилия; их стиль был простым и непринужденным, а их темы были серьезными и назидательными. Это были по большей части восхваления людей, погибших за Спарту, называя их блаженными и счастливыми; порицание людей, притворившихся трусами, воображающих свою тяжелую и злополучную жизнь; и такие обещания и хвастовство доблестью, как и подобает разным векам. Из последних, может быть, не лишним будет процитировать один в качестве иллюстрации. На праздниках у них было три хора, соответствующие трем векам, и хор стариков пел первым:

‘Мы когда-то совершали подвиги и были сильными юношами.’

«Тогда хор юношей отвечал:

‘Таковы мы теперь, и если хочешь, смотри и смотри’

«И затем третий хор, хор мальчиков, пел:

«Когда-нибудь мы будем сильнее обоих». музыка и поэзия/литература) были ядром раннего и классического греческого образования. Спартанцы были известны тем, что давали своим ученикам исключительную физическую подготовку и лишь минимальный уровень обучения письмам. Плутарх предполагает здесь, что спартанское образование и общество были серьезными около musike , представляя музыку и поэзию , чтобы вдохновлять своих мальчиков и мужчин дома и в кампании. Однако Плутарх также указывает на то, что утверждают другие источники: что тематика этой музыки была весьма ограниченной, ограниченной в первую очередь пробуждающими и / или морально-назидательными сообщениями, особенно в отношении отваги в бою. Победа или смерть в бою были центральной целью спартанского образа жизни и, следовательно, его образования. Это предполагается в припевах, которые подчеркивают их прошлую военную доблесть и подвиги, их нынешнюю силу или их будущую мощь.

Плутарх

Древние обычаи спартанцев 237a, iv;

«Они выучили буквы ради нужды; но все другие формы образования они изгнали из своих границ, слов (логосов) не меньше, чем мужчин. Все их образование было направлено на то, чтобы хорошо выполнять приказы, переносить трудности и побеждать или погибать в бою».

Плутарх 

Жизнь Ликурга  16,6

«Читать и писать они научились ровно столько, сколько нужно; все остальное их обучение было рассчитано на то, чтобы они хорошо слушались команд, переносили трудности и побеждали в битвах».

Среди различных обычаев или законов «античной» Спарты (Плутарх пишет о спартанцах почти на полтысячелетия раньше) тот факт, что спартанцы запрещали иностранных учителей и иностранную литературу. Они учили только «буквам», т. е. элементарной грамоте ради необходимых дел, т. е. основных повседневных дел, а не литературе, такой как поэзия или философия. Он объясняет, что они не были частью их образования, потому что их образование было направлено только на три вещи: сделать ученика «хорошим, когда им управляют», то есть послушным приказам, способным переносить трудности, такие как боль и тяжелый труд, и «побеждать или умирать в битве», то есть иметь мужество и подготовку, чтобы либо победить, либо умереть в бою, но не отступать. Хотя Плутарх пишет века спустя, этот отчет хорошо согласуется с другими нашими дошедшими до нас источниками, такими как Ксенофонт, Платон и Аристотель, возможно, отчасти потому, что Плутарх также опирается на них. В любом случае, он, безусловно, прав в том, что спартанское образование было направлено на создание полностью послушных пехотинцев, мало заботившихся о собственной жизни или комфорте. Для этого любые иностранные идеи или исследования идей в целом были исключены из их образования, что сделало «образованного» спартанца культурно неграмотным по сравнению с образованным греком из большинства других городов.

Исократ

Панафиней 208-209

обладают превосходными способностями и оба способны усвоить большую часть того, что было открыто раньше их времени, и больше, чем все остальные, готовы посвятить свои умы поиску нового. Но в этом отношении лакедемоняне более отсталые, чем варвары. Ибо вы обнаружите, что последние были и учениками, и учителями многих открытий, тогда как лакедемоняне так далеко отстали от нашей общей культуры и учености, что даже не пытаются обучаться буквам — науке, обладающей такой силой, что те, кто понимает и использует его, узнают не только о том, что было совершено в их время, но также и о том, что произошло в любую эпоху».

Здесь, в своей речи, восхваляющей Афины, оратор Исократ нападает на утверждение, что спартанцы открыли лучший образ жизни и живут им. Первый аргумент Исократа против этого заключается в том, что спартанцы не из тех людей, которые откроют что-то полезное, поскольку они не изучают прошлое и не занимаются активными исследованиями. Исократ заходит так далеко, что предполагает, что спартанцы даже неграмотны. Другие источники предполагают, что они грамотны, но едва ли, изучая буквы в достаточном количестве для самых основных практических занятий, но не изучая письма или музыку / литературу. Величайшая сила письма, как указывает Исократ, заключается в способности узнавать о современных и прошлых открытиях. Спартанцы, однако, отрезали себя от этого. В этом отношении спартанцы отстают не только от других греков, но и от негреков, т. е. от «варваров», поскольку они были и «учениками, и учителями многих открытий», то есть многие открытия они сделали сами, а другие адаптировали из в другом месте. Таким образом, спартанцы, в силу своего подхода к знанию, не созидательны и не адаптивны.

Исократ

Панафиней 210-214

«Тем не менее, вы осмелились утверждать даже о тех, кто несведущ в таких вещах, что они были первооткрывателями наилучшего образа жизни, и это также, когда вы знают, что они приучают своих мальчиков к привычкам и практикам, с помощью которых, как они надеются, они не станут благодетелями других, а станут наиболее искусными в причинении вреда эллинам. Если бы я прошел через все эти практики, я бы очень утомил и себя, и своих слушателей, но если я упомяну только одну, которую они больше всего ценят и которой они больше всего дорожат, я думаю, что могу предложить вам весь их образ жизни. Ибо каждый день они посылают своих мальчиков, так сказать, с самой колыбели, с такими товарищами, какие каждый может предпочесть, якобы для охоты, а на самом деле для кражи имущества людей, живущих в деревне. В этой практике пойманные наказываются штрафами и побоями, а те, кто совершил наибольшее количество краж и сумел избежать разоблачения, пользуются большим уважением среди своих сверстников, чем другие, и когда они достигают мужественности, при условии, что они остаются верными тому, что практиковали в юности, они находятся в очереди на самые важные должности. Если кто-нибудь может указать на образование, которое они более ценят или которому они придают большее значение, чем это, я готов признать, что в том, что я сказал, нет ни слова правды о чем бы то ни было. И все же что есть в таком поведении хорошего или достойного восхищения, а не, наоборот, постыдного? Как не осудить глупость тех, кто восхваляет людей, которые так далеко отошли от наших обычных законов и ни в каком отношении не мыслят того же, что и эллины, и варвары? Ибо остальной мир смотрит на злодеев и воров как на более развращенных, чем на рабов, тогда как лакедемоняне считают тех, кто первым совершает такие преступления, лучшими среди своих юношей и больше всего их почитает. И тем не менее, кто в здравом уме не предпочел бы много раз умереть, чем прослыть за то, что посредством таких практик он воспитывает себя в добродетели?»

Продолжая предыдущий текст, Исократ выдвигает второй аргумент против утверждения, что спартанцы открыли лучший образ жизни и живут им. Исократ утверждает, что этого не может быть, поскольку спартанцы тренируют свою молодежь таким образом, чтобы наносить вред другим грекам. Доказательством того, что спартанцы приучают свою молодежь к нанесению вреда, является тот факт, что их самая заветная образовательная практика учит их воровать и, когда это возможно, избегать наказания за это. Текст 2.03, сочувствующий спартанцам источник, говорит нам, что спартанцы поощряли своих мальчиков и юношей из числа людей (вероятно, крепостных) в сельской местности, чтобы они оставались незамеченными или подвергались наказанию. Вылазки у них номинально «на охоту», но известно, что воровать (или того хуже). Исократ указывает, как возмутительно с моральной точки зрения то, что спартанцы учат своих детей воровать и становиться опытными ворами, в то время как греки и негреки повсеместно избегают воровства, считая его неправильным.

Плутарх

Life of Lyc. 28.1-3

«Во всем этом нет и следа несправедливости или высокомерия, которые некоторые приписывают законам Ликурга, объявляя их действенными в порождении мужества, но недостаточными в порождении справедливости. Так называемая «krypteia» [или тайная служба] спартанцев, если это действительно одно из учреждений Ликурга, как говорит Аристотель, могла дать и Платону такое мнение о человеке и его конституции. Оно имело следующий характер: магистраты время от времени отправляли в сельскую местность самых умных на вид юношей, вооруженных только кинжалами и необходимыми пайками. Днем они разбредались по темным и отдаленным местам, где прятались и лежали тихо; но ночью они вышли на дороги и убили всех пойманных илотов. Часто они пересекали поля, где работали илоты, и убивали самых крепких и лучших из них».

Как и в случае со спартанским детоубийством (см. Plutarch, Life of Lycurgus  16.1-2), Плутарх является нашим основным источником информации о печально известной krypteia , и Ксенофонт не упоминает ни о том, ни о другом. Однако в этом случае есть и другие свидетельства того, что спартанских юношей отправляли в сельскую местность, чтобы воровать и иным образом беспокоить население, так что реальность криптеи вполне правдоподобна. Как образовательная практика это поразительно. Как и другие спартанские методы обучения, он дает молодежи мало ресурсов и требует находчивости, скрытности и смелости. Он тренирует военные навыки, например. проникновение, сокрытие и ближний бой. Это глубоко жестоко, так как связано с преднамеренным массовым убийством.

Цель этих массовых убийств неясна, как и их частота и масштабы. Однако разумно предположить, что их можно было использовать для запугивания жестоко угнетенных илотов (спартанский крепостной класс порабощенных мессенцев). Однако это легче было бы сделать взрослым и хорошо вооруженным спартиатским солдатам. Практикуя krypteia описанным образом, она стала практикой внедрения и вовлечения участвующих молодых людей в систему насилия и угнетения, делая их соучастниками и приспособленными к ней.

Примечательно, что для этой практики были выбраны самые умные юноши. В какой-то мере это должно быть связано с трудностью и опасностью задания. Но это также означало, что быть выбранным для этого было знаком отличия, вероятно, сигнализирующим о будущей пригодности для лидерства. Если это правда, то, по всей вероятности, это была долгожданная честь.

Короче говоря, криптея  была образовательным инструментом, который обучал следующее поколение будущих спартанских лидеров жестокости и бесчеловечности.

Агоге, Спартанская Образовательная Программа

Агоге была древней Спартанской образовательной программой, которая обучала юношей искусству войны. Это слово означает «выращивание» в смысле выращивания домашнего скота с юных лет для достижения определенной цели. Эта программа была впервые введена законодателем Ликургом (ок. 9 в. до н. э.) и была неотъемлемой частью военной мощи и политической власти Спарты.

Участие спартанских мужчин в агоге (произносится как а-го-гей на древнегреческом и а-гож-ух на современном английском) было обязательным. Спартанским девушкам не разрешалось присоединяться, но они обучались дома у своих матерей или тренеров. Мальчики вошли в назад в возрасте 7 лет и закончили обучение в возрасте около 30 лет, когда им было разрешено жениться и создать семью.

Удалить рекламу

Реклама

Гоплит-воин, Додона

О.Мустафин (общественное достояние)

Целью агоге было превращение мальчиков в спартанских солдат, которые были верны государству и своим братьям по оружию, а не своим семьям. Грамотность была включена в учебную программу, но не была так важна, как военная подготовка и навыки выживания. Как и в других греческих городах-государствах, гомоэротические отношения между старшими кандидатами и младшими считались естественным аспектом роста и зрелости, но в Спарте, похоже, поощрялись для создания более тесной связи между мужчинами, которые в конечном итоге будут служить в вооруженных силах. .

YouTube Следите за нами на YouTube!

агоге достиг своего апогея в классический период (V-IV вв. до н.э.) и восхвалялся как идеальная форма образования философами Платоном (л. 428/427-348/347 до н.э.) и Аристотелем (л. 384-322 до н.э.), а также писатель Ксенофонт (л. 430 — ок. 354 до н.э.). Более поздние историки, такие как Плутарх (ок. 45/50 — ок. 120/125 н.э.), относились к программе более критично. Агоге постепенно терял поддержку с 4 века до н.э., хотя некоторая его форма существовала в первые годы существования Римской империи. Точная дата конца 9 в.0006 агоге неизвестно, но он не пережил разграбления Спарты в 396 г. н.э. вестготами Алариком I (годы правления 394-410 н.э.).

Удалить рекламу

Реклама

Спарта и Ликург

Спартанцы заселили территорию Пелопоннеса в долине Лаконии в какой-то момент в 10 веке до н.э., а позже вытеснив коренное население — perioikoi и илотов — которые были затем покорены. Согласно легенде, правящий дом Спарты ок. 920-й век до н. э. был разделен недоверием и интригами, и людям не хватало сильных образцов для подражания в правительстве. Ликург был спартанским принцем, чей старший брат умер, оставив после себя беременную жену. Ликург был следующим в очереди на престол, но отрекся от престола в пользу малолетнего сына своего брата и, чтобы избежать любых подозрений, что он может причинить вред ребенку, чтобы вернуть себе власть, покинул Спарту.

Независимо от того, был ли Ликург историей мифа, программа, которую ему приписывают, стала основой спартанского общества и военной мощи.

Говорят, что он путешествовал сначала на Крит, затем через Малую Азию, в Египет и во многие другие места, изучая их законы и размышляя о лучших сторонах общества. Через несколько лет с ним связались спартанцы с просьбой вернуться домой. Его племянник Харилай, очевидно, не был лучшим кандидатом на царскую должность, и, похоже, имели место серьезные социальные волнения. Ликург вернулся с новой концепцией закона, которую люди будут изучать, живя по ней и не нуждающейся в письменной форме, и постепенно завоевал высший класс своим видением.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Реформы Ликурга носили всеобъемлющий характер, охватывая все стороны народной жизни, и, как он с самого начала завещал, не были зафиксированы в письменной форме; законы будут храниться в сердцах людей, потому что они будут знать, что эти заповеди ведут к наилучшему возможному обществу. Среди его реформ было создание формального образования и военной подготовки, которые стали года назад года. Ученый Пол Картледж описывает агоге как «система образования, обучения и социализации, [которая] превратила мальчиков в воинов, чья репутация дисциплины, мужества и мастерства была непревзойденной» (32). Ликург, возможно, был мифологической фигурой (его даты указаны где-то между 9 и 6 веками до нашей эры), но независимо от того, был ли он историей мифа, программа, которую ему приписывают, стала основой спартанского общества и военной мощи.

Агоге Посвящение: Пайдес

Когда рождались спартанские дети, старейшины семьи мужского пола решали, годен ли младенец для жизни и воспитания. По некоторым сведениям, одним из испытаний было бросить ребенка в чан с вином, и, если он плакал, он считался слишком слабым, но это может быть недостоверным. Детей мужского пола воспитывали в основном их отцы до семи лет, когда они вступали в агоге и были известны как payes (мальчики). Картледж комментарии:

В возрасте от семи до восемнадцати мальчиков и юношей объединяли в «стаи» и «стада» и отдавали под присмотр молодых взрослых спартанцев. Им было предложено разорвать исключительные связи со своими родными семьями и считать всех спартанцев возраста их отца [своими родителями]. (69)

В течение первых пяти лет агоге, в возрасте от 7 до 12 лет, мальчиков учили читать и писать, но упор в программе делался на соревнованиях на выносливость, спортивных соревнованиях, воинской доблести и обучении их выживанию и перехитринию других. Плутарх пишет:

Удалить рекламу

Реклама

Чтению и письму они научились ровно столько, сколько нужно; все остальное их обучение было рассчитано на то, чтобы заставить их хорошо подчиняться командам, переносить трудности и побеждать в битвах. Поэтому по мере того, как они становились старше, их телесные упражнения увеличивались; головы их были коротко острижены, и они привыкли ходить босиком и играть большей частью без одежды. (16,6)

«Упражнения юных спартанцев» Дега

Национальная галерея (общественное достояние)

В этот период детей-солдат также учили воровать, особенно воровать еду, так как их мало кормили. Если они были успешными, даже если кража была обнаружена впоследствии и виновный явно подозревался, наказание не назначалось; если их ловили, их жестоко избивали. Примечания Плутарха:

Мальчики настолько серьезно относятся к своей краже, что один из них, как рассказывают, который носил под плащом украденную им лисенку, позволил животному вырвать ему кишки зубами и когтями, и умер. а не обнаружение его кражи. И даже эта история подтверждается тем, что теперь переживает их молодежь, многие из которых, как я видел, умирали под бичом у алтаря Артемиды Орфии. (18.1)

Воровство считалось важным навыком выживания, поэтому наказывалось не само воровство, а небрежность, проявленная при поимке. На начальном этапе основное внимание в программе уделялось привитию основных навыков, которые позволили бы не только выжить, но и победить. Мальчикам приходилось в буквальном смысле слова делать себе кровати — то есть конструировать их — из грубого тростника, который рос у реки, и ломать его вручную, без использования ножа.

Любое действие или рутинное поведение, считавшееся пустой тратой времени, не поощрялось, и это относилось даже к манере говорить. Современный термин лаконичное , означающее выразить многое в нескольких словах, происходит из Лаконии, родины спартанцев. Молодежь учили сжимать свою речь, чтобы придать максимальное значение и силу как можно меньшему количеству слов. Самым известным примером этого является рассказ о Филиппе II Македонском, посылающем угрозу: «Если я успешно войду в Лаконию со своей армией, я сравню Спарту с землей», на что спартанцы ответили: «Если».

Удалить рекламу

Реклама

Назад Переход: Пайдиской

Обучение речи продолжалось в переходный период, когда примерно в возрасте двенадцати лет человек стал известен как пайдискои (мальчик постарше). Плутарх пишет:

.

Когда мальчики достигли этого возраста, их облюбовало общество любовников из числа уважаемых юношей. Старики тоже внимательно наблюдали за ними, чаще приходя к местам их упражнений и наблюдая за их состязаниями в силе и уме, не бегло, а с мыслью, что все они в каком-то смысле отцы и воспитатели и правители всех мальчики. Таким образом, в любое подходящее время и в любом месте мальчик, который ошибся, имел кого-то, кто увещевал и наказывал его. (17.1)

Плутарх приравнивает отношения молодых любовников к классической модели других греческих городов-государств, в которых старший мужчина ( erastes , «любовник») поощряет и воспитывает более молодого мужчину ( eromenos , «возлюбленный») . В контексте программы агоге считается, что такого рода отношения также углубили связи между младшими и старшими учениками, которые думали о себе и считались другими сыновьями одного и того же отца, государства. Комментариев о Картледже:

Одним особенно поразительным примером такого перемещенного или суррогатного отцовства был институт ритуализированной педерастии. После двенадцати лет каждый спартанский подросток должен был получить молодого взрослого воина в качестве своего любовника — технический спартанский термин для активного старшего партнера был «вдохновителем», а младший партнер был известен как «слушатель». Отношения, вероятно, были сексуальными, но секс ни в коем случае не был единственной и даже не всегда главной целью. (69)

Кайликс с мужчинами, ухаживающими за молодыми людьми

Метрополитен-музей (авторское право)

Ксенофонт, однако, отрицает наличие какого-либо сексуального элемента в отношениях мальчиков в агоге . Хотя Ксенофонт был афинянином, он был другом Спарты и фактически служил государству в качестве наемника. Оба его сына получили образование по программе агоге , и он утверждает, что в их отношениях вообще не было гомоэротического элемента. В его «Политика афинян и лакедемонян» , он пишет:

Удалить рекламу

Реклама

Отношения любящего и возлюбленного [в агоге] подобны отношениям родителя и ребенка или брата и брата, где плотские аппетиты отложены. Однако меня не удивляет то, что этому факту едва ли следует верить в некоторых кругах, поскольку во многих штатах законы не противоречат рассматриваемым желаниям. (2.13-14)

Другими словами, поскольку другие города-государства считали сексуальные отношения между старшими и молодыми мужчинами естественными, они приписывали то же самое Спарте, но Ксенофонт утверждает, что спартанская модель отличалась от других. Ранее в том же отрывке он отмечает, что Ликург создал систему со своими agoge не похожи ни на какие другие и поощряли только отношения, которые обогащали душу, а не те, которые удовлетворяли аппетиты тела.

Проблема с заявлением Ксенофонта, однако, заключается в том, что отношения между любовником и возлюбленным — где бы то ни было — предназначались для обогащения души, а отношения, которые преследовались исключительно для сексуального удовлетворения, в целом не одобрялись в Греции, поэтому Спарта не была бы исключительный случай. Поэтому возможно, что Ксенофонт ошибается, несмотря на то, что современные авторы часто цитируют его, утверждая, что между кандидатами 9-го ордена не было гомоэротических отношений. 0006 назад .

Агоге Срок погашения: Эбонтес

После переходного этапа ученики были известны как hebontes (молодые мужчины) и находились под опекой пайономос (мальчик-пастух). Плутарх пишет:

.

Под [руководством пайономос ] мальчики в своих нескольких отрядах подчиняются самому благоразумному и воинственному из так называемых Эйренов . Так называли тех, кто в течение двух лет был вне класса мальчиков, и Melleirens , или потенциальный eirens , так звали самого старшего из мальчиков. Этот эйрен затем, двадцатилетний юноша, командует своими подчиненными в их тренировочных боях, а в помещении заставляет их прислуживать ему за едой. Большим он поручает принести дрова, а мелким траву. И они крадут то, что приносят, некоторые из них проникают в сады, а другие хитро и осторожно пробираются в общественные столовые мужчин; но если мальчика поймают на краже, его жестоко пороли, как нерадивого и неумелого вора. (17.2-3)

По достижении совершеннолетия нужно было избираться в некую столовую, также известную как «общая палатка» (a suskania ).

пайономос был назначен городскими эфорами (надзирателями), которые были выборными должностными лицами, поклявшимися соблюдать законы Спарты и даже получили право бросить вызов действующему королю, если он не сделает того же. Эфоры были среди старших мужчин, которые наблюдали за наказаниями, которые старшие назначали младшим мальчикам. Они не вмешивались во время исполнения наказания, но потом судили, было ли оно чрезмерным или слишком мягким. payonomos учился у эфоров , что представляет собой чрезмерность или снисходительность, и часто был надзирателем за наказаниями.

Кажется вероятным, что мальчики ели все вместе в течение агоге , но в возрасте зрелости нужно было избираться в некую столовую, также известную как «общая палатка» (a suskania ). Было много разных обеденных столов, и нужно было обязательно, чтобы в один из них был избран молодой человек. Картледж отмечает:

Выборы были конкурентными; одного голоса «против» было достаточно, чтобы кандидат был отклонен. Некоторые трапезы были, конечно, более эксклюзивными и желанными, чем другие, особенно королевская трапеза, в которой оба царя обедали вместе со своими избранными помощниками, когда были в Спарте. Неучастие в избрании в какой-либо беспорядок вообще было равносильно исключению из спартанского гражданского общества и, возможно, также из армии. (71)

Как только выборы в столовую были обеспечены, все мужчины этой столовой ели каждый прием пищи вместе. Единственным оправданием неявки было участие в религиозном ритуале или охотничья экспедиция. Были ли они в Спарте или развернуты где-то еще, каждый человек в этом беспорядке должен был принести еду, чтобы поделиться ею, и поэтому, очевидно, должен был присутствовать. Основная трапеза проводилась после наступления темноты, и не разрешалось использовать факелы для освещения пути в столовую или из нее, чтобы стимулировать у мужчин умение ориентироваться на местности в темноте и, таким образом, дать им возможность собираться и есть в поле. не предупреждая силы противника об их местонахождении.

В течение этого заключительного периода агоге мужчина мог жениться, но большинство из них не женились до тех пор, пока не закончили учебу в возрасте 30 лет. После женитьбы они могли создать семью, но все равно должны были есть со своим беспорядком. Женщины Спарты также ели сообща, только отдельно от мужчин. У женщин была своя сфера влияния и власти, но им не разрешалось участвовать ни в одном аспекте греческой войны. Для спартанцев у женщин была самая важная обязанность: рождение воинов.

Заключение

Здоровые дочери также были приоритетом, так как в конечном итоге ожидалось, что они произведут собственных детей. Пока мальчики проходили программу « агоге », девочек воспитывали их матери или доверенные слуги, но, в отличие от других городов-государств, таких как Афины, они не учились прясть, ткать или убираться в доме. Спартанские девочки в молодости занимались теми же физическими упражнениями, что и мальчики, даже сначала тренировались с ними, а затем обучались чтению, письму и 9. 0006 mousike («музыка») термин, включающий пение, танец, игру на музыкальном инструменте и сочинение стихов. Спартанские девушки также занимались рядом видов спорта, включая бокс, борьбу, метание диска и копья, верховую езду и пешие бега. Им не нужно было учиться шить или ткать, потому что черновая работа в Спарте выполнялась илотами.

Бронзовая статуя Спартанки

Пользователь Википедии: Путиновац (общественное достояние)

Хотя спартанская женщина не имела большого отношения к повседневному воспитанию своих сыновей, мальчики все же должны были признавать и чтить своих матерей, проявляя мужество, мастерство и военные победы. Плутарх и другие древние историки сообщают, что спартанские матери убивали своих взрослых сыновей, бежавших с поля боя или каким-либо образом проявлявших признаки трусости. Думать о себе и о своих желаниях считалось не только эгоистичным и слабым, но и изменой в том, что ставили собственные желания выше благ государства. Плутарх пишет:

Обучение Спартанцев продолжалось в годы полной зрелости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *