Энеолит картинки: ЭНЕОЛИТ • Большая российская энциклопедия

ЭНЕОЛИТ ПЕРИФЕРИЙНЫЙ • Большая российская энциклопедия

Авторы: С. В. Кузьминых

ЭНЕОЛИ́Т ПЕРИФЕРИ́ЙНЫЙ (по­ст­не­о­лит, ква­зи­эне­о­лит), фе­но­мен ар­хео­ло­гич. куль­тур, в ко­то­рых эне­о­лит раз­ви­вал­ся вне осн. ме­тал­лур­ги­че­ских про­вин­ций. Ох­ва­ты­ва­ет лес­ную, ле­со­степ­ную и от­час­ти степ­ную зо­ны от Фен­но­скан­дии до Иши­ма и Ир­ты­ша. Но­си­те­ли культур Э. п. уме­ли до­бы­вать и об­ра­ба­ты­вать медь, но ос­но­вой хо­зяй­ст­ва, в от­ли­чие от др. куль­тур эне­о­ли­та, бы­ли ры­бо­лов­ст­во и охо­та (мне­ние о ко­не­вод­ст­ве в тер­сек­ской и бо­тай­ской куль­ту­рах Ура­ло-Ир­тыш­ских сте­пей спор­но). Ка­либ­ро­ван­ные ра­дио­уг­ле­род­ные да­ты (кон. 4-го – нач. 2-го тыс. до н. э.) и др. дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют о су­ще­ст­во­ва­нии в это вре­мя Цир­кум­пон­тий­ской ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции, др. общ­но­стей ран­не­го, сред­не­го и нача­ла позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка.

Од­на из зон, где про­из-во из­де­лий из ме­тал­ла раз­ви­ва­лось осо­бым пу­тём, ло­ка­ли­зу­ет­ся на зем­лях Ка­ре­лии и Сев.

Фен­но­скан­дии. Сто­ян­ки куль­ту­ры ром­боя­моч­ной ке­ра­ми­ки, с ко­то­ры­ми свя­за­ны мед­ные по­дел­ки, кон­цен­три­ру­ют­ся у сев.-зап. по­бе­ре­жья Онеж­ско­го оз., где есть и вы­хо­ды са­мо­род­ной ме­ди. Все мед­ные пред­ме­ты (их бо­лее 100) из­го­тов­ле­ны хо­лод­ной ков­кой – приё­мом, яв­но за­им­ст­во­ван­ным от тех­ни­ки из­го­тов­ле­ния ка­мен­ных ору­дий. При уча­стии куль­ту­ры ром­боя­моч­ной ке­ра­ми­ки фор­ми­ру­ют­ся куль­ту­ры ас­бе­сто­вой и по­рис­той ке­ра­ми­ки, в ко­то­рых мед­ных из­де­лий из­вест­но мень­ше, но на­мно­го ши­ре их аре­ал, поя­ви­лась плав­ка в гли­ня­ных тиг­лях, ли­тьё, тер­мич. об­ра­бот­ка хо­лод­но­ко­ва­ных слит­ков, го­ря­чая ков­ка. Как и рань­ше, ис­поль­зо­ва­лась толь­ко са­мо­род­ная медь, ас­сор­ти­мент – про­кол­ки, но­жи, пла­сти­ны, коль­ца, крюч­ки. Эту дли­тель­ную эво­лю­цию пре­рва­ло по­яв­ле­ние при­шлой куль­ту­ры кру­га тек­стиль­ной ке­ра­ми­ки куль­тур позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка.

Находки энеолитической юртикской культуры: 1 – тесло. Яшма, шлифовка; 2 – нож. Медь, литьё, ковка. Музей Удмуртского университета (Ижевск). Музей Удмуртского государственного университета

Дру­гой блок по­ст­не­о­ли­тич. ме­тал­ло­нос­ных куль­тур про­сти­ра­ет­ся от вер­ховь­ев Вол­ги и По­очья до пред­го­рий Ура­ла, от бас­сей­нов Вы­че­гды и Пе­чо­ры до Са­мар­ской Лу­ки. Осн. на­ход­ки, свя­зан­ные с ме­тал­ло­об­ра­бот­кой, – ка­п­ли, спле­ски, потёки, слит­ки ме­ди, ка­мен­ные на­ко­валь­ни, гли­ня­ные тиг­ли, ред­кие ка­мен­ные и гли­ня­ные от­кры­тые фор­мы для от­лив­ки мас­сив­ных за­го­то­вок до­лот и тё­сел (с по­сле­дую­щей куз­неч­ной фор­мов­кой). Хо­тя эти тра­ди­ции сло­жи­лись под влия­ни­ем из сев.-вост. пе­ри­фе­рии Цир­кум­пон­тий­ской про­вин­ции (гл. обр. фать­я­нов­ской куль­ту­ры и ти­па

Ба­ла­но­во), за­тем аба­шев­ской куль­ту­ры (общ­но­сти), тех­но­ло­гия и фор­мы из­де­лий – ме­нее слож­ные, а сырь­ём бы­ла медь без ис­кусств. до­ба­вок. Её ис­точ­ни­ки (ме­ди­стые пес­ча­ни­ки) на­хо­дят­ся в При­ка­мье, где на по­се­ле­ни­ях га­рин­ской куль­ту­ры вы­яв­ле­ны сле­ды вы­плав­ки ме­ди, ко­то­рая шла в цен­тры ме­тал­ло­об­ра­бот­ки во­ло­сов­ской куль­ту­ры, юр­тик­ской, ша­гар­ской и др. куль­тур. Бо­лее вы­со­кий уро­вень ме­тал­лур­гии и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки свя­зан с вхо­ж­де­ни­ем ре­гио­на в сис­те­му Ев­ра­зий­ской степ­ной ме­тал­лур­ги­че­ской про­вин­ции.

Ещё один блок ох­ва­ты­ва­ет гор­но-лес­ной Урал, тай­гу и ле­со­степь За­ура­лья, сте­пи То­бо­ло-Ир­тыш­ско­го ме­ж­ду­ре­чья, где на­хо­дят­ся па­мят­ни­ки гре­бен­ча­то­го гео­мет­риз­ма куль­тур. Ме­тал­ло­об­ра­бот­ка сло­жи­лась здесь под влия­ни­ем из При­ка­мья и, воз­мож­но, ям­ной куль­ту­ры степ­но­го При­ура­лья, но на­бор из­де­лий бед­нее. Гл. от­ли­чие – ис­поль­зо­ва­ние «чис­той» ме­ди, вы­плав­лен­ной из окис­лен­ных руд ко­рен­ных ме­сто­ро­ж­де­ний За­ура­лья. Фи­нал этой ли­нии эво­лю­ции куль­тур Э. п. так­же свя­зан с внеш­ни­ми им­пуль­са­ми – по­яв­ле­ни­ем здесь па­мят­ни­ков аба­шев­ской общ­но­сти, син­таш­тин­ской куль­ту­ры, пет­ров­ской куль­ту­ры на­ча­ла позд­не­го брон­зо­во­го ве­ка.

Что ели ваши предки? Энеолит

Картинку подсмотрел здесь

В продолжение прошлого поста про изотопные исследования энеолитических культур. В нем мы говорили об одном интересном погребении времен энеолита из Самарской области. Важного человека похоронили с очень богатым инвентарем, включавшим помимо всего прочего руки-ноги других людей, а также молоденькую домашнюю козу. При том, что он всю жизнь ел рыбу. Мы говорили о людях энеолита Поволжья, которым было известно животноводство, но ежедневное питание которых тоже состояло из рыбы. Мы увидели, что южнее, в предгорьях Кавказа, люди майкопской культуры тоже питались речными продуктами, но они не были для них столь же значимы, как в Поволжье, уступая наземным животным и растениям. Мы видели, что есть некоторая вариативность в зависимости от окружающих условий. В этом посте мы продолжим рассказ про энеолит и  рассмотрим другие территории Восточной Европы, сделаем кое-какие обобщающие выводы.

Среднестоговская культура и энеолит Украины

Мы покинем Поволжье и отправимся западнее, на запад России и на Украину. Там была распространена энеолитическая культура, названная Средним Стогом или среднестоговской. С ней был связан один интересный случай. На одном из памятников (Дереивка) были обнаружены останки коня со следами удил на зубах. Тогда это стало важным аргументом для сторонников курганной гипотезы в ее достаточно радикальном выражении  — предполагалось, что люди Среднего Стога были этакими кочевыми конными воинами. В дальнейшем выяснилось, что конь этот оказался не энеолитическим, а «заплыл» из слоя железного века, памятник Дереивка стал включаться в отдельную дереивскую культуру, а значительное количество костей лошадей на этом памятнике говорило о поедании коней, а не их разведении для каких-то других целей. Дискуссии о роли коня в энеолитических обществах не утихают до сих пор, но мы сосредоточимся на диете среднестоговцев.

Стоит привести несколько слов о реконструкции их экономики. Например, в монографии Котовой, посвященной культуре Средний Стог, обрисованы основные аспекты ее хозяйства.

У меня как-то был отдельный пост по этой монографии, приведу выдержку из него:

«Данные о хозяйстве Среднестоговской культуры позволяют исключить ее чисто скотоводческий характер.   Имеющиеся материалы показывают существование комплексного хозяйства, включающего как скотоводство, так и земледелие. Судя по отпечаткам культурных растений на керамике, население среднестоговской культуры выращивало пшеницу двузернянку, ячмень, просо, вику эрвилию и возможно, горох. Присутствие пыльцы хлебных злаков и сорняков в среднестоговском слое на поселении Раздорное позволяет исключить получение зерна  как продукта обмена.

Среднестоговское население разводило крупный скот, овец, коз, свиней и лошадей. Прослежена зависимость роли животноводства в зависимости от климатических изменений. В период увлажнения климата роль охоты возрастала, соответственно сокращалось костей количество домашних животных.  Кроме того, наиболее значимым в этот период было разведение крупного рогатого скота. При наступлении аридизации главным домашних животным становится мелкий рогатый скот».

Такое описание рисует нам довольно прогрессивную культуру. И данные о присутствии одомашненных растений или животных не обязательно ставить под сомнение. Важнее вопрос – насколько они отражали ежедневный рацион, какую долю составляли? В посте о пищевых пристрастиях жителей древнего Поднепровья я использовал одну из статей [10], в которой изотопные данные были довольно продолжительных периодов – от эпипалеолита до интересующего нас энеолита.  За энеолит там отвечает среднестоговский памятник Молюхов бугор и пять образцов из него. Количество δ13C  у них колеблется от  -23.14 до -21.2 (в среднем -21,6) . Количество δ15N от 11.47 до 12.88 (в среднем 12.17). Эти значения интерпретируются как комбинация наземных ресурсов с пресноводными. Авторы, сравнивая эти показатели с показателями предыдущих эпох, указывают, что в энеолите происходит сокращение пресноводных ресурсов и расширение ресурсной базы.

Еще одно исследование [11] продолжает изучение людей долины Днепра, но расширяет его за счет как раз десяти энеолитических образцов из могильника Игрень 8, а также одного человека неолита.

К сожалению, индивидуальные данные по всем образцам не приведены, но авторы указывают, что результаты людей энеолита показали, что к 12 годам все изученные образцы потребляли диету со значительным включением пресноводных ресурсов  — рыбы, моллюсков. Приучение к такой пищи начиналось с возраста 2-3 лет, когда детей отнимали от груди.

Жаль, что  изотопных исследований среднестоговской культуры не так много, как хотелось бы. Но есть еще один метод, который поможет в исследовании диеты древних людей.  Это изучение остатков липидов на древней керамике. У этого метода есть недостатки, о которых нужно сказать. Собственно, это лишь покажет нам, что готовили в глиняной посуде. Это палка о двух концах.  Если люди готовили основную часть своей пищи в посуде – это даст нам практически полную информацию об их диете. Но если нет?  Вдруг «основной продукт» не предполагал готовку в керамике?  Какое-нибудь мясо или рыбу могли  коптить, жарить или вообще квасить без использования сосудов. Известны примеры подобных разночтений.

Одно из исследований, основанных на подобном методе, называется «New insights into the subsistence economy of the Eneolithic Dereivka culture of the Ukrainian North-Pontic region through lipid residues analysis of pottery vessels» [12]и как следует из названия, сосредоточено на уже упоминавшейся выше Дереивке.   Доля костей лошади там весьма велика. Но в зависимости от способа подсчета (по костям или по особям) процентное соотношение весьма изменчиво. Можно увидеть это в табличке.

Дискуссия о дереивских лошадях, даже если не брать в расчет лошадь из железного века, «заплывшую» в энеолитический слой, весьма обширна.  Не совсем ясно и что это была за лошадь (домашняя или дикая), и зачем ее использовали, если она была домашняя (на мясо или на молоко).  Сначала зоологами было предположено, что кости принадлежат домашней лошади. Но остеологическая разница между дикими лошадьми и домашними на ранних этапах доместикации вообще слаборазличима.  Выяснилось, что соотношение самцов и самок составляет 9:1. Если это была охота, то избирательная.  Убитые лошади в основном 5-8 летние жеребцы. Если бы их  разводили убивали на мясо, это следовало бы делать в 2-3 года для максимального выхода мясной продукции. Если для молочных продуктов – то в 15-16 лет.   И так далее, и тому подобное. В общем, вопрос этот достаточно дискуссионный.   Делать его полный обзор здесь не имеет смысла, потому что это далеко уведет от основной темы.

В этом исследовании были изучены черепки 40 сосудов из Дереивки. В итоге подтвердилась ориентация ее жителей на эксплуатацию лошадей. Это не противоречило фаунистической коллекции. Лишь один из черепков показал остатки нежвачного животного, вероятно, свиньи. Это удивительно, потому что фаунистическая коллекция давала 5-10% свиньи и 14% кабана. Подтвердилось значение пресноводных ресурсов. Часть сосудов содержит следы рыбы – в них ее готовили.  И это подтверждает изотопный анализ людей, исследованных в Дереивке чуть более ранней эпохи (неолита). Вероятно, энеолитическое население продолжило эту тенденцию. Только 22% сосудов показало следы жвачных животных.  Но самое главное, что исследование практически не показало использования вторичных продуктов животноводства, таких как молоко.  Это придает дополнительный вес тем интерпретациям, которые предполагают самое начало доместикации животных на этом памятнике. Потому, что  молочные продукты указали бы на полноценное скотоводческое хозяйство.  Можно было бы, конечно, списать отсутствие следов молока на непереносимость лактозы. Последние исследования указывают, что  ни в энеолитической степи, ни в степи эпохи бронзы не было достаточного уровня усваиваемости лактозы.  Но та же самая непереносимость не мешала каким-нибудь земледельцам неолита использовать молочные продукты, что фиксируется на керамике. Не мешала появению следов молочных продуктов в эпоху бронзы здесь же, в степи. В Дереивке, увы, такого не было. Жиры на керамике сами по себе не могут ответить на вопрос – были ли лошади этого поселения дикими или домашними, но авторы считают, что по совокупности факторов, в том числе и перечисленных выше, вероятность того, что дереивцы охотились на диких лошадей выше, чем вероятность, что это был убой домашних животных.

В другом исследовании под названием «Differing modes of animal exploitation in North-Pontic Eneolithic and Bronze Age Societies» [13] применили тот же метод, но на большем числе памятников.   Это довольно интересная статья, где есть данные как по энеолиту, так и по бронзовому веку, и я к ней обязательно вернусь, когда буду рассказывать об эпохе бронзы. К ней и к многим другим статьям, которые уже упоминал.  А сейчас расскажу о том, что выяснили в ней об энеолите. В общей сложности изучили черепки от 216 сосудов с поселений, представлявших по большей части средний и поздней энеолит, а также ранний бронзовый век. Эти поселения можно разделить на степные и лесостепные. Авторы поставили два главных вопроса: 1) Можно ли утверждать, что скотоводство было частью хозяйства к 3-ему тысячелетию до н.э.? 2)  Была ли эксплуатация животных и диетические привычки продиктованы условиями окружающей среды?

Семь поселений представляют такие культуры как дереивская, нижнемихайловская, репинская, типа Рогачик и ямная.

Мы можем видеть это в табличке.

Дереивка и Молюхов бугор представляют лесостепные поселения, остальные степные. Кстати, на карте хорошо видно, что и лесостепные, и степные памятники привязаны к пойме крупной реки – Днепра или его притоков. Поселение Генералка расположено на острове Хортица.

Имеются данные фаунистических коллекций по этим поселениям.  Мы можем видеть, что согласно им  в лесостепных поселениях преобладают кости диких животных (лошади указаны отдельно, но идут как дикие особи), а в степных – домашних, причем далеко не лошадей.

Судя по результатам анализа липидов,  экономика Дереивки была основана на эксплуатации лошадей на мясо (предположительно диких),  охоте, рыболовстве и животноводстве жвачных. Последнее было незначительно.  Для Молюхова бугра реконструировать хозяйство сложнее. Тут тоже эксплуатировались лошади, но такие результаты не соответствуют фаунистическим остаткам, где у лошади скромная доля. Возможно, других животных готовили не в сосудах. Кроме того, доля жвачных выше. Возможно, это коррелирует с повышенным количеством трипольским импортов на Молюховом бугре. Больше, чем в Дереивке И таким образом, люди Молюхова Бугра теснее общались с населением, живущим производящим хозяйством.

Оба этих памятника сильно отличаются от почти синхронной им  Михайловки I, представляющей нижнемихайловскую культуру.   Большая часть сосудов с этого поселения использовалась для обработки продуктов жвачных животных (94%). Сюда включены и остатки молочных продуктов (21%). Это находит подтверждение в данных по костным останкам животных. Практически 90% представляют собой одомашненные виды – корову, козу, овцу. Лишь 2% исследованных сосудов с этого степного памятника несут следы эксплуатации лошади. Похоже, что михайловцы среднего неолита были скотоводами, разводившими овец и коз, обладавшими знаниями использования вторичных продуктов животноводства.  Авторы исследования считают, что в отличие от них, люди среднего энеолита из Дереивки и Молюхова бугра были в основном охотниками и рыболовами.

Подавляющее большинство сосудов с поселений позднего энеолита использовалось для переработки туш и молочных продуктов домашних жвачных животных, что находит отражение в  фаунистических данных, где представлены эти виды. Кроме того, это население не забывает рыбалку,  о чем свидетельствуют остатки жиров пресноводных рыб. Интересный момент – в фаунистических коллекциях как правило рыбьих костей нет вообще. В редких случаях до 3%. А среди исследованных сосудов доля «рыбных» гораздо больше – до 18%. При этом стоит учесть, что не всю еду готовили в сосудах.

Тем не менее, степные памятники конца энеолита показывают, что население этого времени уже вполне можно назвать скотоводческим. Оно обладало необходимыми познаниями для использования одомашненных животных и успешно это делало. Это подтверждают и фаунистические коллекции раннего бронзового века, показывающие большой процент одомашненных животных. Основное преобразование этого времени – увеличение костей крупного рогатого скота. Это может указывать на уменьшение мобильности, потому что такие животные обычно используются более оседлыми общинами.
Огромная роль охоты и рыбалки фиксируется и традиционными археологическими методами, о чем свидетельствуют артефакты среднестоговских памятников лесостепи [14, 15].   Среднестоговская керамика фиксируется на тех же поселениях, что и керамика неолита.  Считается, что конкуренция за одни и те же ресурсы в лесостепи между среднестоговской и неолитическими культурами могла приводить к открытым конфликтам.


В свете вышеизложенного полезно привести в пример разницу в топографии  поселений между ориентированными на скотоводство группами и культурами  энеолита. Например, для последних более характерно расположение памятников в поймах рек, а для скотоводов поздней бронзы – на водоразделах. Вообще, энеолитические культуры с развитым животноводческим комплексом в саму степь выходят в финале своего существования.  В таком контексте интересно вот такое замечание:
«Следует упомянуть еще об одной трансформации, в данном случае связанной с хозяйственной сферой. Как показали аналитические разработки В. А. Дергачева, в позднем энеолите и особенно при переходе к бронзовому веку в степной зоне Восточной Европы отчетливо наблюдается существенное увеличение доли мелкого рогатого скота в составе домашнего стада (до 50–60 %). Одновременно происходит относительно резкое смещение животноводческого комплекса из лесостепной полосы на степные территории (Дергачев 2012: 33).»

И есть из той же статьи вот такой интригующий момент. По нему есть кое-какие мысли, но нужно собирать информацию:

Сходные тенденции в этот же период обнаруживаются и в других европейских регионах, в частности, в Паннонии, где отмечается возрастание роли козы/овцы на памятниках с керамикой, украшенной техникой накола в борозде (Furchenstich), а также культуры Протоболераз и ранний Болераз (Grabundžija, Russo 2016: 317– 318). По всей вероятности, в это время вырабатываются какие-то новые модели скотоводческого хозяйства, основанного в большей степени на разведении мелкого рогатого скота со всеми сопутствующими новыми элементами жизненного уклада. Данные процессы, вероятно, вполне соответствуют изменившейся культурной обстановке на юге Восточной Европы того времени» [16].


Первая часть цитаты нам говорит о том, что  тот самый переход к скотоводству в значительной степени произошел не с наступлением энеолита, а в самом его конце.   Могу осторожно предположить, что это могло быть этаким переходом от «престижной» технологии к утилитарной.

Поясню, что имеется в виду. В неолит Восточная Европа вошла не так, как остальные ее части. В остальную Европу т.н. неолитический пакет пришел почти везде комплексом, включавшим множество явления, таких как керамика, земледелие, скотоводство и т.д. и т.п. В Восточной Европе распространилась керамика, но с остальными частями неолитического пакета вышло туговато:

«Точность копирования технологии изготовления, выбора сырья, орнаментации, форм сосудов, сохранение начальных традиций в  среде местного населения в течение долгого времени свидетельствует о том, что глиняная посуда стала явлением транскультурным. В современных лесных районах распространение керамики не сопровождалось изменением других компонентов культуры, что позволяет предположить лишь наличие мощного культурного импульса, приведшего к появлению традиции изготовления керамики (Мазуркевич 1995: 82).
Одной из причин этого может быть идея престижа и  /или сакральности появившейся глиняной посуды (Мазуркевич, Долбунова 2009). В  этой связи интересно выделение исследователями практических и  престижных технологий (Hayden 1998). Престижные технологии легко маскируются под практические, и  в археологическом контексте их легко можно не заметить. Логика и  стратегия создания престижных и  практичных артефактов фундаментально разные.
Важным признаком престижных вещей является определенная сложность их изготовления, требующая наличия сложившихся навыков, материалов и  т.  д. Престижные вещи играют активную роль в  функционировании системы культуры, они могут также служить и  практическим нуждам ежедневно (Hayden 1998: 11–18). Причем со временем престижные технологии могут быть включены в обиход обычной жизни, и многие элементы, являвшиеся изначально престижными (архитектура, каменные сосуды, скотоводство, земледелие, глиняные сосуды и т. д.), вошли в разряд практических технологий. Глиняная посуда включена в список наиболее распространенных типов престижных технологий. Серия исследований из различных частей мира показала, что самая ранняя керамика использовалась первоначально в  престижном контексте, вероятнее всего — как часть пиров (Hayden 1998: 29, tabl. 1)» [17]

Вы можете спросить — при чем здесь керамика, мы ведь говорили о скотоводстве или диете? Но я не зря выделил наиболее интересные мысли в этой цитате. Животноводство — тоже часть неолитического пакета. И все, что выше сказано о керамике применимо к животноводству. Можно вернуться к вопросу о большом и важном человеке из Екатериновского мыса. Как так получилось, что ему в могилу положили молодого козленка, а он всю жизнь питался рыбой? Весьма вероятно, что для общества этих людей животноводство было престижной, а не утилитарной технологией. Они знали как содержать животных, как их разводить. Но их употребление, вероятно, было связано с какими-то нечастыми действиями — праздниками, церемониями, значимыми событиями, похоронами. Индивид из погребения 45 Екатериновского мыса, человек важный для своего времени, но всю жизнь питался рыбой, несмотря на то, что был похоронен с домашним животным самого вкусного возраста. С чего бы ему козу класть в могилу? Видимо, было престижно. Умираем один раз — почему бы и молодую козу понежнее не положить? Гулять так гулять.

Даже мы часто поступаем так же. Так и вспоминается «Не трогай — это на Новый год!» И человек из Екатериновского мыса не одинок. Тот же сценарий можно предполагать и для хвалынцев, фаунистические коллекции которых включают домашних животных, а изотопный анализ указывает на огромное потребление рыбы. Возможно, так же было и у среднестоговцев, которые зачастую полагались на охоту и рыболовство, будучи знакомыми с производящим хозяйством.

Таков обзор энеолитической системы жизнеобеспечения в степи и лесостепи Восточной Европы. Очень жаль, что исследований не так много, как хотелось бы. Я полагаю, что степные подкурганные погребения энеолита Прикаспия, которые близки хвалынской культуре, а последнее время включаются в нее, могли бы отличаться от классических хвалынских могильников по своим изотопным показателям. Мне было бы интересно взглянуть на большее количество среднестоговских образцов из изотопных исследований. Было бы хорошо увидеть изотопы каких-нибудь усатовцев, например. Чего уж говорить о более мелких культурных группах, таких как Животиловка. Они мне весьма интересны.

В любом случае, при некоторой существующей вариативности, население степной и лесостепной зон Восточной Европы очень часто полагалось на старый способ жизнеобеспечения – рыбалку или охоту на речных/озерных животных. И лишь потом случилось увеличение роли скотоводства, пока оно не стало главной отраслью. Но не стоит ожидать тут какой-то революции и бешеных темпов. Похоже, что производящее хозяйство в Восточной Европе даже в бронзовом веке наступало постепенно, но неумолимо. И об этом тоже поговорим.

10. Stable isotope analysis of prehistoric populations from the cemeteries of the Middle and Lower Dnieper Basin

https://www.academia.edu/4910413/Stable_isotope_analysis_of_prehistoric_populations_from_the_cemeteries_of_the_Middle_and_Lower_Dnieper_Basin_Ukraine

11. Factors Influencing the Radiocarbon Dating of Human Skeletal Remains from the Dnieper River System: Archaeological and Stable Isotope Evidence of Diet from the Epipalaeolithic to Eneolithic periods

https://www.academia.edu/29210760/Factors_Influencing_the_Radiocarbon_Dating_of_Human_Skeletal_Remains_from_the_Dnieper_River_System_Archaeological_and_Stable_Isotope_Evidence_of_Diet_from_the_Epipaleolithic_to_Eneolithic_Periods

12. New insights into the subsistence economy of the Eneolithic Dereivka culture of the Ukrainian North-Pontic region through lipid residues analysis of pottery vessels

https://www.researchgate.net/publication/315547201_New_insights_into_the_subsistence_economy_of_the_Eneolithic_Dereivka_culture_of_the_Ukrainian_North-Pontic_region_through_lipid_residues_analysis_of_pottery_vessels

13. Differing modes of animal exploitation in North-Pontic Eneolithic and Bronze Age Societies

https://www.academia.edu/36217470/Differing_modes_of_animal_exploitation_in_North_Pontic_Eneolithic_and_Bronze_Age_Societies

14. К ВОПРОСУ О «ПЕРЕЖИТОЧНОМ НЕОЛИТЕ» ЛЕСОСТЕПНОГО ДОНА

https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-perezhitochnom-neolite-lesostepnogo-dona

15. ДИСКУССИЯ О «НОВОМ МЕДНОКАМЕННОМ» ВЕКЕ ЛЕСОСТЕПНОГО ПОДОНЬЯ

https://cyberleninka.ru/article/n/diskussiya-o-novom-mednokamennom-veke-lesostepnogo-podonya

16. Восточная Европа на заре курганной традиции

https://www.academia.edu/33804548/Eastern_Europe_at_the_dawn_of_the_kurgan_tradition_in_Russian_

17. Керамические традиции в раннем неолите Восточной Европы

http://archeo.ru/izdaniya-1/rossiiskii-arheologicheskii-ezhegodnik/vypuski-ezhegodnika/pdf/05RAE3Mazurkevich_et_al.pdf

Картины эпохи неолита | Скачать бесплатные картинки на Unsplash

Neolithic Pictures | Скачать Free Images на Unsplash
  • ФотоФотографии 32
  • Стопка фотографийКоллекции 54
  • Группа людейПользователи 0

на улице

природа

древний

9 0010 земля

история

археология

растение

поле

здание

сельская местность

пастбища

доисторические

К. Митч Ходж

северная ирландия 2700 bcgrave

Максвелл Эндрюс

Коричневый фон

–––– –––– –––– –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

Violeta Vv

северная македония ohridancient

Andreas Brunn

irelandco.

Томас Робертсон0011 Ева Даррон

мальтакрендихагар ким храмы

Андреас Брунн

дерринамуклагхд вода обоико. Керри

Халки Окан Табак

Коньякаталхоюк археологические раскопки

К. Митч Ходж

poulnabronecounty clarepoulnabrone dolmen

Кэтрин Кей Гринап 9001 1

Nature imagesholy islandholyhead

K. Mitch Hodge

belfastriteдревняя религия

K. Mitch Hodge

кольцо гигантапамятникземляные работы

Джоран Квинтен

Пейзаж картинки и картинкиИталия картинки и картинкиостров

К. Митч Ходж

ukreligious

Bertrand Borie

ФранциякарнакHD синие обои

Бьорн Пьер

доисторическая Англия доисторический памятник

К. Митч Ходж

дольменпортал надгробие возраст

Андреас Брунн

рокирландкилклуни больше

К. Митч Ходж

историясельская местностьместо встречи

северная ирландия2700 до н.э.могила

северная македонияohridancient

errynamucklaghhd обои для рабочего стола. керри

poulnabronecounty clarepoulnabrone dolmen

кольцо великанамонумент земляные работы

ukreligious

dolmenportal надгробная плита возраст

–––– –––– –––– – –– –– – –––– –– – –– ––– – – – –– ––– –– –––– – –.

Коричневый фон lewiscallanish

irelandco. донегалграфство донегал

maltaqrendiħaġar qim храмы

коньячатальхоюк археологические раскопки

фото природысвятой островхолихед

белфастритдревняя религия

пейзаж изображения и картинкииталия картинки & imagesisland

франциякарнакHD синие обои

доисторическаяанглиядоисторический памятник

Похожие коллекции

Неолит

6 фото · Куратор Сидней Петерсон

Камни и горы

108 фото · Куратор Томас Эллефсруд

Элементаль

40 фото · Куратор Джесс Кеннард

рокирландкилклуни море

историясельская местностьместо встречи

северная ирландия2700 bcgrave

Ирландия. донегалграфство донегал

природа фотосвятой островхолихед

кольцо гигантапамятникземляные работы

франциякарнакhd синие обои

dolmenportal возраст надгробной плиты

Коричневый фонisle of lewiscallanish

Турция изображения и картинкианталияархеология

maltaqrendiħaġar qim храмы

konyacatalhoyuk археологические раскопки

белфастритдревняя религия

Пейзаж изображения и изображенияИталия изображения и изображенияостров

доисторическаяАнглиядоисторический памятник

историясельская местностьместо встречи

–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.

северная македония ohridancient

avebury United KingdomТрава фоны

derrynamucklaghHd вода обоиco. kerry

poulnabronecounty clarepoulnabrone dolmen

Похожие коллекции

Неолит

6 фото · Куратор Сидней Петерсон

Камни и горы

108 фото · Куратор Томас Эллефсруд

Elemental

40 фотографий · Куратор Джесс Кеннард

ukreligious

rockirlandkilclooney more

Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock

Логотип Unsplash

Сделайте что-нибудь потрясающее

Искусство эпохи неолита: хронология, типы, характеристики


Мыслитель из Чернаводы
(5000 г. до н.э.)
Национальный музей Румынии.
Великолепный образец
терракотовой скульптуры
эпохи неолита.

ХРОНОЛОГИЯ
ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Ориньякское искусство
(40 000–25 000 до н. э.)
Граветтское искусство
(25 000–20 000 до н. э.)
Солютрейское искусство 902 45

(20 000–15 000 до н. э.)
Искусство Магдалины
(15 000–10 000 до н.э.)
Искусство мезолита
(от 10 000 до н.э.)
Искусство неолита
(Заканчивается около 2000 г. до н.э.)
Искусство бронзового века
(ок. 3500–1100 гг. до н. э.)
Железный век Искусство
(ок. 1100–200 гг. до н. э.)

Что такое неолит Искусство? (Определение)

В доисторическом искусство, термин «неолитическое искусство» описывает все искусства и ремесла созданные обществами, отказавшимися от полукочевого охотничьего образа жизни и сбор пищи в пользу земледелия и животноводства. Не удивительно следовательно, древняя керамика, включая терракоту скульптура была основной формой искусства неолита, хотя человеческое творчество эпохи выразились во многих различных типах искусства, включая доисторические гравюры и ручные трафареты, а также как разновидность мобильного искусства (скульптурного статуэтки, личные украшения). Кроме того, строительство религиозных храмы, святыни и гробницы для обслуживания новой оседлой культуры привели к развитие мегалитического искусства и форма монументального каменного зодчества с использованием мегалитов (нефтеформы).

Исторический Хронология

Период неолита, ознаменовавший собой начало цивилизации — стали свидетелями массовых изменений в образе жизни во всем мире. Со времени что ледниковый период закончился (около 10 000 г. до н.э.), древние палеолитические охотники-собиратели существование начало исчезать, так как стада северных оленей и других животных пошел на север.

Наскальное искусство исчезло вместе с людьми стали вести более оседлый образ жизни, основанный на земледелии, домашних животных и использование полированного, а не колотого камня инструменты. Однако единой даты, знаменующей начало неолита, поскольку земледелие возникло в разное время в разные части света.

В Северной и Южной Америке это продолжалось с от 2500 г. до н.э. до примерно 500 г. н.э.
В Северной/Западной Европе неолит длился с 4000 до н.э. 1800 г. до н.э.
В Центральной Европе это продолжалось с 5500 до 2000 г. до н.э.
В Восточной Азии это продолжалось с 6000 до 2000 г. до н.э.
В Юго-Восточной Европе это продолжалось с 7000 до 2500 г. до н.э. -Восточная Азия, она длилась от 8000 до 2500 г. до н.э.

г.

ПРИМЕЧАНИЕ. Приведенные выше даты очень приблизительны. только потому, что среди ученых сохраняются разногласия по поводу того, когда именно Неолит начался и закончился в разных географических регионах.

Для больше дат см.: Доисторический Хронология искусства (от 2,5 миллиона до н. э.).

 

Характеристики и виды неолитического искусства

Как и во все эпохи Камня Искусство эпохи, то, что происходило в повседневной жизни, оказало большое влияние на искусство периода. Палеолитический человек сосредоточил всю свою энергию на охоте. для еды и размножения — как показано Ласко наскальные рисунки и символы плодородия, известные как Венера фигурки соответственно. Напротив, неолитический человек обнаружил, что возделывание урожай сделал жизнь намного безопаснее. Действительно, как неолитические земледельческие поселения получили контроль над своей пищей и стали менее уязвимыми для хищников, произошло несколько вещей. Во-первых, население значительно увеличилось: от 8 миллионов до 65 миллионов в течение 5000 лет.

Во-вторых, сообщества стали более осведомлены и более бережно относятся к своей «территории». Они часто сливались с другими, создавая более крупные поселения и (в конечном итоге) города. В-третьих, они стали более организованными и иерархичными. Наконец, неолит человек начал развивать системы веры в сверхъестественные божества. Каждый из эти социальные события оказали влияние на искусство того периода.

Керамика

Керамика по-прежнему считается диагностический артефакт эпохи неолита, несмотря на то, что японский Дзёмон керамика и немного китайского керамика предшествует неолиту на несколько тысячелетий (!). Для мира самые ранние керамические горшки, см.: Xianrendong Пещерная керамика (ок. 18000 г. до н.э.), чуть более поздняя Ючаньян. Пещерная керамика (16 300 г. до н.э.) и Амур Керамика речного бассейна (14 300 г. до н.э.) через сибирскую границу в России.

Дальний Восток. О ранней керамике в Европе см .: Vela. Керамика Спила (15 500 г. до н.э.) с острова Корчула, Хорватия.

Искусство керамики на Ближнем Востоке обычно выделяют четыре периода: период Хассуна (7000-6500 до н.э.), период Халаф (6500-5500 до н.э.), период Убайд (5500-4000 до н.э.) и период Урук (4000-3100 до н.э.). Во время Хассуны периода малообжиговые горшки изготавливались из плит, не украшенных и неглазурованных. Но к эпохе Халаф изделия были украшены замысловатыми расписными узорами, а также резные узоры и полированные. С изобретением гончарный круг в Месопотамии в период Убайдов, производство гончарных изделий был революционизирован, позволив все более специализированным мастерам и производителям форм удовлетворить растущий спрос на новые формы и новые типы судов. См. также: Хронология гончарного дела (от 26000 г. до н.э.).

В эпоху неолита в Индии использовалась глиняная посуда. во время периода Мергарх II (5 500–4 800 до н.э.) и периода Мергарх III (4800-3500 до н.э.), а также во время более позднего Инда Долинная цивилизация (3300–1300 гг. до н. э.). В Европе глиняная керамика возникла в эпоху палеолита искусство — см., например, чешскую статуэтку, известную как Венера Долни-Вестонице (ок. 26 000 г. до н.э.) — и впоследствии развивался в приступах и начинается. В Африке самая ранняя керамика, датируемая по крайней мере 9,500 до н.э. был обнаружен швейцарскими археологами в Центральном Мали.

Хорошие образцы керамики эпохи неолита включают:

Керамика эпохи энеолита из Персии (5000–3500 гг. до н. э.)
Керамические горшки, украшенные изображениями людей, птиц, растений или животных.
[См. Также: Искусство Древней Персии. (от 3500 г. до н.э.).]

Тарелки Самарра и Халаф из Ирак и Сирия (5000 г. до н.э.)
Керамическая посуда, украшенная фигуративным или абстрактным орнаментом.
[См. Также: Месопотамское искусство. 4500-539 гг. до н.э.]

Орнамент и портативные резные фигурки

Создано более статичное домашнее существование огромный спрос на эстетическую отделку и украшение. Как результат, ремесла также были развиты в виде различных декоративных арт, живопись и дизайн. В домах стали появляться фрески; как и маленькие статуи, и узоры для керамики и текстиля. Правда, самый древний искусство оставалось в основном функциональным по своей природе, но неолитическая культура тоже захотелось красоты. Таким образом, были изобретены новые творческие методы, чтобы удовлетворить это примитивное стремление к украшению, примером которого являются китайские нефритовая резьба (от 4900 г. до н.э.) и китайский Лаковые изделия (от 4500 г. до н.э.). Хорошим примером является кулон «Свинья-дракон». (3800 г. до н.э., Ляонинский провинциальный институт археологии, Шэньян, Китай), древняя китайская резьба по нефриту, сделанная художниками культуры Хуншань. [См. Также: неолит Искусство в Китае: 7500-2000 гг. до н.э.]

Неолитическая культура также была известна своей резьба по камню и керамическая скульптура. Прекрасные примеры включают:

Резные фигурки Цзяху, Хуанхэ Долина, Китай (7000–5700 гг. до н. э.)
Резьба по панцирю черепахи и 33 флейты Цзяху, вырезанные из крыла кости журавлей, которые являются одними из древнейших музыкальных инструментов в мире.
Видовданка (5500-4700 гг. до н.э.)
Терракотовая фигурка из Винча-Бело Брдо. Сейчас в Национальном музее Сербии.
Мыслитель из Чернаводы (5000 г. до н.э.)
Необыкновенная культовая фигуративная скульптура, созданная во времена неолита Хамангиа. культура. Сейчас в Национальном музее, Бухарест, Румыния.
Рыбный бог Лепенского Вира (5000 г. до н.э.)
Скульптура из песчаника, изображающая человека-бога, найденная в Дунайском поселении Лепенски Вир, Сербия.
Царь-жрец Месопотамии (3300 г. до н.э.)
12-дюймовая статуэтка из известняка культуры уруков древнего Ирака. Сейчас в музее Лувр, Париж. Для других более поздних месопотамских культур, пожалуйста, см.: Ассирийское искусство (1500-612 гг.). до н.э.) и хеттское искусство (1600-1180 гг. до нашей эры).
Коленопреклоненный бык с сосудом (3000 г. до н.э.)
Одно из самых ранних сокровищ серебряных изделий из металла, созданное месопотамцами. серебряников в протоэламский период. Сейчас в Метрополитен Художественный музей, Нью-Йорк. [См. Также: Месопотамский Скульптура.]
Баран в чаще (2,650-2,550 до н.э.)
Один из величайших примеров шумерского искусство древнего Ирака.

Мегалитическая Архитектура

По мере того, как неолитические поселения росли в размерах, возникла потребность в правилах и социальных нормах. Это привело или совпало с развитие систем религиозных верований и поклонения божествам. Это, в свою очередь, привело к постепенному появлению монументальной религиозной архитектуры. для святынь и гробниц, которые развивались вместе с религиозными верованиями, это праздновалось. Самыми известными примерами таких произведений являются египетские Пирамиды (ок. 2650–1800 гг. до н. э.). Для получения более подробной информации, пожалуйста см.: Древнеегипетская архитектура. (3000 г. до н.э. — 200 г. н.э.) и ранние Египетская архитектура (3100–2181 гг. до н. э.).

Другие важные памятники эпохи неолита включают:

Гобекли Тепе (ок. 9 500–7 500 до н. э.)
Важнейшее постпалеолитическое сооружение каменного века. Начато в эпоху мезолита, завершенную в эпоху неолита.
Невали-Кори (ок. 9000–7000 гг. до н. э.)
Сестра Гёбекли-Тепе.
Чатал-Хуюк, Анатолия (ок. 7500–5700 гг. до н. э.) [см. ниже]
Крупный протогород эпохи неолита и энеолита на юге Турции.
Мехргарх, Пакистан (7000–2500 гг. до н. э.) [см. ниже]
Один из важнейших археологических памятников периода неолита. в Южной Азии. Смотрите также: индийский Скульптура (3300 г. до н.э. — 1850 г.).
Храмовый комплекс Джгантия, Гозо (ок. 3600 г. до н.э.)
Считается центром культа плодородия.
Проходная могила Гавриниса, Бретань (ок. 3500 г. до н.э.)
Украшено спиралями, лабиринтами, антропоморфными мотивами «щитов».
Ньюгрейндж Мегалитическая проходная гробница (ок. 3300 г. до н.э.)
Обширный некрополь, известный своими выгравированными пиктограммами, в том числе спиральными и ромбовидные мотивы, а также концентрические круги, елочка узоры, зигзаги и оси.
Zuschen Tomb Gallery Grave, Германия (ок. 3300 г. до н. э.)
С декоративными точками, символизирующими крупный рогатый скот, телеги и плуги.
Мегалитическая гробница Ноут Комплекс (около 2500 г. до н.э.)
По оценкам, он содержит четверть всего мегалитического искусства, произведенного в Европа.
Каменный круг Стоунхенджа (ок. 2600 г. до н.э.)
Самое известное в мире собрание больших вертикальных камней (менгиров).

Наскальное искусство

В Африке, Океании и Австралии эпоха неолита эпоха характеризуется открытым наскальным искусством, в том числе петроглифы и уменьшающееся количество наскальная живопись, особенно ручные трафареты и прочие пиктограммы и петрограммы. Вот краткий список самых известных образцов наскального искусства, созданных во времена Неолитический период.

Берруп Наскальные рисунки полуострова
Одна из крупнейших в мире коллекций петроглифов, датируемых палеолитом. Мезолит и неолит периоды. Пилбара, Западная Австралия.
Наскальные рисунки Убирра
Картины аборигенов, созданные в период от каменного века до современности эпоха. Арнемленд, Северная территория.
Картины Брэдшоу
Различные стили изображений человеческих фигур (кисточка, пояс, элегантное действие Фигуры и более поздние фигурки на прищепках) в районе Кимберли в Австралии, создавался на протяжении позднего каменного века.
Погребальный камень Колдстрим (6000 г. до н.э.)
Наскальные рисунки на кварцитовом камне, найдены у реки Лоттеринг, Западно-Капская провинция, Южная Африка.
Сиднейские наскальные рисунки (5000 г. до н.э.)
Фигуративные наскальные изображения людей и животных, высеченные в песчанике, в Новом Южном Уэльсе, Австралия. [См. Также: аборигены Наскальное искусство.]
Гравюры жирафов Дабу (4000 г. до н.э.)
Петроглифы слонов, антилоп, крокодилов и крупного рогатого скота культуры таурегов, обнаружен в Агадесе, Нигер. [См. Также: Племенной ст.]
Пещера залива Эландс (4000 г. до н.э.)
Известна своими коллажами из нескольких сотен рук. трафареты в Западной Капской провинции, Южная Африка.
Ниола Доа (Прекрасные дамы) (3000 г. до н.э.)
Монументальные гравюры с изображением женских фигур на плато Эннеди, Чад. [См. также: Африканское искусство.]

Крупные центры искусств и ремесел эпохи неолита

Чатал Хуюк (Чаталхоюк) Археологические раскопки (ок. 7500–5700 гг. до н. э.)

Этот объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с расчетное население около 10 000 человек, полностью построенный из сырцового кирпича. постройки, является наиболее обширным и лучше всего сохранившимся неолитическим памятником. на сегодняшний день. Раскопки показали, что все помещения тщательно охранялись. чистыми, а мертвых хоронили в ямах под полами и очагами. Красочные фрески были нарисованы на внутренних и наружных стенах по всему периметру. поселение. Около сотни глиняных фигурок женщин, таких как «The Богиня Чатал Хуюк на троне» (около 7000 г. до н.э.), богиня-мать. фигура, готовящаяся родить сидя на троне, была вылеплена в мрамор, голубой и коричневый известняк, алебастр, кальцит, базальт и терракота. Еще 1900 статуэток были скульптурами животных. Хотя нет храмов были идентифицированы, богато украшенные залы могли быть святынями или общественные места отправления культа. Настенные росписи представлены сцены охоты, туров и оленей, а также изображения мужчин с эрегированные фаллосы. Картина с изображением деревни на живописном фоне. с горными вершинами-близнецами Хасан-Даг считается мировым первый образец пейзажа рисование. Жители Чатал-Хуюка выращивали зерновые и занимались домашним хозяйством. овец и крупного рогатого скота, хотя охота по-прежнему оставалась основным источником пропитания. активность.

Мехргарх Археологический Сайт (около 7000-2500 лет до н.э.)

Расположен на равнине Каччи в Белуджистане, Пакистан, этот участок площадью 495 акров является одним из старейших известных центров неолита. земледелие и животноводство в Южной Азии, из которых около 32 000 артефактов раскопаны на сегодняшний день. Он также является крупным производителем неолита. керамика. Ученые классифицировали оккупацию сайта на несколько различные периоды следующим образом. Мехргарх Период I (7000-5500 до н.э.) был неолитом. и керамический (без керамики). Украшения из известняка, лазурита лазурит, песчаник, бирюза и морские раковины были обнаружены вдоль со статуэтками женщин и животных. Открытие этих статуэток имеет большое значение: это означает, что Мергарх был ответственен за древнейшие известные керамические культовые фигурки в Южной Азии, изготовленные еще до первая керамика сайта. Это было только в период II Мехргарха (5500-4800 до н.э.). и период III Мехргарха (4800-3500 гг. до н.э.), когда мастера начали изготавливать гончарные изделия. В период II был введен гончарный круг. Мастера Мехргарха также изготовляли глазурованные фаянсовые бусы и терракотовые фигурки, украшенные краски и украшения, а также пуговичные печати из кости и терракоты и кости, украшенные геометрическим орнаментом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *