«Певцы», краткое содержание рассказа Тургенева
Рассказ И. С. Тургенева «Певцы» начинается с описания сельца Колотовка Орловской губернии, прозванного в народе Стрыганихой в память о прежней помещице, которая славилась своим «лихим нравом». Сложный рельеф местности автор сравнивает с зияющей бездной. На самом краю оврага стоит «Притынный» дом, в который любит съезжаться местный народ.
Особый нрав Николая Ивановича, целовальника «Притынной», придаёт этому заведению уютную и демократичную атмосферу. В один из жарких летних дней, сопровождаемый своей собакой, сюда наведывается и барин, автор-рассказчик «Записок охотника», чтобы отдохнуть и выпить кружку кваса или пива. С радостью и любопытством он узнаёт новость: известный в округе мужик по прозвищу Турок-Яшка и рядчик из Жиздры, подстрекаемые Диким-Барином, сошлись в этот момент в кабаке для того, чтобы состязаться в певческом мастерстве. На кону «осьмуха пива»: кто лучше всех споёт, тот и получит её в награду. Барин ещё раньше слышал о необыкновенном голосе Яшки-Турка и теперь захотел убедиться в справедливости этих слухов.
Обалдуй вдруг скомандовал, чтобы соперники начинали петь. Яков заволновался. Решили бросить жребий. Барин в этот момент уже сидел в сторонке с кружкой пива и с удовольствием наблюдал за происходящим. Яков кинул в картуз Обалдуя, вызвавшегося судить состязание, свой грош, рядчик сделал то же самое. Моргач несколько раз встряхнул гроши и вытянул жребий рядчика. Рядчик не сразу решается запеть. Ему советуют выбрать песню «по совести» — какую душа попросит. Когда же он наконец решается выступить, Яков впивается в него взглядом.
В этот момент автор-рассказчик передаёт свои наблюдения за собравшимися. Перед читателем предстаёт целая галерея разнообразных типов людей, прозвища которых очень точно выражают их характеры, привычки и манеры. Обалдуй. Настоящее его имя Евграф Иванов куда меньше, чем прозвище, выражает его нрав. Это загульный холостяк из дворовых, который, не имея работы и каких-либо талантов, всегда находил возможность поесть и выпить за чужой счёт.
Моргач, толстый приземистый мужик с вечно моргающими и что-то высматривающими глазами. Про него известно то, что он когда-то был кучером у старой барыни, бежал от неё, бродяжничал, но разочаровался в такой самостоятельности и вернулся с покаянной. Жизненный опыт угадывался в каждом взгляде этого человека «себе на уме». Его не любят, но уважают.Якова автор описывает коротко, отмечая, что его прозвище напрямую связано с его матерью — пленной турчанки. Дикий-Барин фигурой напоминает медведя и такая же у него уверенность в своём могуществе. Он живёт сам по себе и для себя. Бывает чаще всего угрюм и привык подчинять себе людей.
Далее автор описывает выступление певцов. Рядчик запел удалую плясовую песню высоким голосом — фальцетом. Пел сложно, заливисто, приятно, хотя и немного сипло. В какой-то момент публика восхитилась его пассажами и подхватила песню. Не удержался от восхищения и его соперник Яков. Только Дикий-Барин оставался словно безучастным к этому всеобщему ликованию.
От песни Якова всем стало «сладко» и «жутко». Было в его голосе и что-то болезненное, и глубоко страстное. Яков пел с упоением, забыв о том, что он с кем-то соревнуется. И размах его голоса напомнил барину когда-то увиденную на берегу моря чайку. Почти без движения она медленно взмахивала крыльями и снова складывала. Голос Якова совершенно потряс всех присутствующих, даже Дикого-Барина, невольно уронившего слезу. Рядчик сам вслух признал победу Якова. «Притынная» наполнилась доброй атмосферой. А рассказчик поторопился покинуть это место, чтобы не испортить впечатления от увиденного. Позже, проходя снова мимо питейного дома, он невольно заглянул в окно и увидел, что все были пьяны. Народу прибавилось, но Дикого-Барина уже не было.
Спускаясь по склону оврага барин вдруг услышал голос мальчика, зовущего протяжно: «Антропка-а-а! …» На голос отозвались, но, когда тот же мальчик, обрадованный, крикнул, что Антропку хочет высечь барыня, голос затих. Долго потом этот крик в ночи: «Антропка-а-а! …» — слышался рассказчику.
- «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
- «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Первая любовь», анализ повести Тургенева
- «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
- «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
- «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева
По произведению: «Певцы»
По писателю: Тургенев Иван Сергеевич
Тургенев певцы краткий пересказ.
ПевцыИ. С. Тургенев — выдающийся классик, внесший огромный вклад в развитие культуры конца XIX века. Многие из его произведений входят в обязательную программу по изучению литературы общеобразовательных школ. Его цикл рассказов «Записки охотника» посвящен в основном теме обнищания и оскудения русской деревни и тяжелого положения и бесправия крестьян на селе. Одним из таких рассказов является произведение автора «Певцы». В нем писатель много времени уделяет описанию деревни Котловки, где и происходят все основные события. Главные герои — черпальщик Яков Турка и рядчик из Жиздры. Здесь приведено краткое содержание Тургенева «Певцы».
Знакомство с целовальником Николаем Ивановичем
Место действия произведения — небольшое село Котловка, лежащее на скате холма, который рассечен глубоким оврагом. Неподалеку от начала этой большой впадины стоит избушка, крытая соломой. Это местный кабак «Притынный», который держит целовальник Николай Иваныч. Это грузный седеющий мужчина с полным лицом и маленькими глазками.
Знакомство с посетителями кабачка
Однажды в кабачке целовальника произошло событие, поглазеть на которое собрались все местные выпивохи. Лучший певец в Котловке Яшка Турок решил посоревноваться в пении с рядчиком из Жиздры. Гости кабака нетерпеливо ожидали состязания. Здесь были и Евграф Иванов, которого в народе называли Оболдуй. Без него не обходится ни одна попойка. И Дикий Барин — широкоплечий татарин с черными волосами и свирепым Никто не знал, чем он занимался, и откуда у него деньги.
Однако он пользовался большим уважением в местном обществе. Этот странный человек с недобрыми глазами был большим поклонником пения. Сюда же пришел и Моргач — маленький толстый человечек с лукавыми глазами. Вместить полное описание собравшейся публики не позволит краткое содержание «Певцы». Тургенев в этом произведении рисует образы людей совершенно разных, но объединенных одной общей страстью — любовью к музыке и пению.Состязание в пении
Состязавшиеся — Яшка Турок и рядчик — были также здесь. Первый из них был стройным молодым человеком 23-х лет от роду. Его большие серые глаза и русые кудри были симпатичны собравшимся зрителям. Яшка был черпальщиком на местной фабрике. Его противник, рядчик из Жиздры — низкорослый плотный мужчина лет тридцати с рябым лицом и жиденькой бородкой. Он запел первым. Голос у него был приятный, сладкий, с небольшой хрипотцой. Рядчик пел веселую плясовую песню с переливами и переходами, чем вызвал улыбку у слушателей. Его пение им очень понравилось.
Победа Якова
Прежде чем запеть, Яшка закрылся ото всех рукой. А когда открылся, лицо его было бледно. Первый звук, вырвавшийся из его груди, был слабый и глухой. Но второй был уже громче и звонче. Песня была печальная, заунывная. Голос его был как будто немного надтреснутый, болезненный. В нем было все: и молодость, и грусть, и страсть, и сила, и скорбь, словом, все то, что так знакомо и дорого русской душе. Яшка пел с волнением, весь отдавшись песне и позабыв о зрителях. Когда он закончил, то увидел на глазах многих слушателей слезы. А кто-то, например жена целовальника, даже рыдал, отвернувшись от всех. Было ясно, что Яшка победил. Рядчик сам признал поражение. В этот день долго в кабачке праздновали победу певца Яшки. Этим эпизодом закончил свой рассказ Тургенев. «Певцы» — это произведение, в котором с убогостью жизни соседствует чудо творчества и желание видеть в этом мире красоту.
Радует то, что люди, казалось бы, уставшие от обыденности и бедности, способны разглядеть в человеке настоящий талант. Это певческий дар заставляет сердца окружающих трепетать и плакать.Здесь приведено лишь краткое содержание Тургенева «Певцы». Я советую прочесть произведение в полном объеме.
Небольшое село Колотовка лежит на скате голого холма, рассечённого глубоким оврагом, который вьётся по самой середине улицы. В нескольких шагах от начала оврага стоит небольшая четырёхугольная избушка, крытая соломой. Это — кабак «Притынный». Посещается он гораздо охотней, чем остальные заведения, и причиной этому — целовальник Николай Иваныч. Этот необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками уже более 20-ти лет проживает в Колотовке. Не отличаясь ни особой любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать гостей и знает толк во всём, что интересно русскому человеку. Ему известно обо всём, что происходит в округе, но он никогда не пробалтывается.
У соседей Николай Иваныч пользуется уважением и влиянием. Он женат, и дети у него есть. Жена его — бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, Николай Иваныч во всём на неё полагается, а пьяницы-крикуны её боятся. Дети Николая Иваныча пошли в родителей — умные и здоровые ребята.
Был жаркий июльский день, когда я, мучимый жаждой, подошёл к Притынному кабачку. Вдруг на пороге кабачка показался седой мужчина высокого роста и начал кого-то подзывать, махая руками. Ему отозвался низенький, толстый и хромой человек с лукавым выражением лица по прозвищу Моргач. Из разговора между Моргачом и его приятелем Обалдуем я понял, что в кабачке затевается соревнование певцов. Лучший в околотке певец Яшка Турок покажет своё мастерство.
В кабачке уже собралось довольно много народу, в том числе и Яшка, худой и стройный человек лет 23-х с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями. Возле него стоял широкоплечий мужчина лет 40-ка с чёрными блестящими волосами и со свирепо-задумчивым выражением на татарском лице. Звали его Диким Барином. Напротив него сидел соперник Яшки — рядчик из Жиздры, плотный, невысокий мужчина лет 30-ти, рябой и курчавый, с тупым носом, карими глазками и жидкой бородкой. Распоряжался действом Дикий Барин.
Прежде, чем описывать соревнование, хочу сказать несколько слов о собравшихся в кабачке. Евграф Иванов, или Обалдуй, был загулявший холостяк. Он не умел ни петь, ни плясать, но ни одна попойка не обходилась без него — его присутствие переносили как неизбежное зло. Прошлое Моргача было неясным, знали только, что он был кучером у барыни, попал в приказчики, был отпущен на волю и разбогател. Это опытный человек себе на уме, не добрый и не злой. Всё его семейство состоит из сына, который пошёл в отца. Яков, происходивший от пленной турчанки, был художником в душе, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике. Никто не знал, откуда появился Дикий Барин (Перевлесов) и чем он живёт. Этот угрюмый человек жил, ни в ком не нуждаясь, и пользовался огромным влиянием. Он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
Первым запел рядчик. Пел он плясовую с бесконечными украшениями и переходами, чем вызвал улыбку Дикого Барина и бурное одобрение остальных слушателей. Яков начал с волнением. В его голосе была глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская душа звучала в нём и хватала за сердце. У всех на глазах выступили слёзы. Рядчик сам признал поражение.
Я вышел из кабачка, чтобы не испортить впечатление, добрался до сеновала и заснул мёртвым сном. Вечером, когда я проснулся, в кабачке уже вовсю праздновали победу Яшки. Я отвернулся и стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка.
Небольшое село Котловка лежит на скате голого холма, рассечённого глубоким оврагом, который вьётся по самой середине улицы. В нескольких шагах от начала оврага стоит небольшая четырёхугольная избушка, крытая соломой. Это — кабак «Притынный». Посещается он гораздо охотней, чем остальные заведения, и причиной этому — целовальник Николай Иваныч. Этот необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками уже более 20-ти лет проживает в Котловке. Не отличаясь ни особой любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать гостей и знает толк во всём, что интересно русскому человеку. Ему известно обо всём, что происходит в округе, но он никогда не пробалтывается.
У соседей Николай Иваныч пользуется уважением и влиянием. Он женат, и дети у него есть. Жена его — бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, Николай Иваныч во всём на неё полагается, а пьяницы-крикуны её боятся. Дети Николая Иваныча пошли в родителей — умные и здоровые ребята.
Был жаркий июльский день, когда я, мучимый жаждой, подошёл к Притынному кабачку. Вдруг на пороге кабачка показался седой мужчина высокого роста и начал кого-то подзывать, махая руками. Ему отозвался низенький, толстый и хромой человек с лукавым выражением лица по прозвищу Моргач. Из разговора между Моргачом и его приятелем Обалдуем я понял, что в кабачке затевается соревнование певцов. Лучший в околотке певец Яшка Турок покажет своё мастерство.
В кабачке уже собралось довольно много народу, в том числе и Яшка, худой и стройный человек лет 23-х с большими серыми глазами и светло-русыми кудрями. Возле него стоял широкоплечий мужчина лет 40-ка с чёрными блестящими волосами и со свирепо-задумчивым выражением на татарском лице. Звали его Диким Барином. Напротив него сидел соперник Яшки — рядчик из Жиздры, плотный, невысокий мужчина лет 30-ти, рябой и курчавый, с тупым носом, карими глазками и жидкой бородкой. Распоряжался действом Дикий Барин.
Прежде, чем описывать соревнование, хочу сказать несколько слов о собравшихся в кабачке. Евграф Иванов, или Обалдуй, был загулявший холостяк. Он не умел ни петь, ни плясать, но ни одна попойка не обходилась без него — его присутствие переносили как неизбежное зло. Прошлое Моргача было неясным, знали только, что он был кучером у барыни, попал в приказчики, был отпущен на волю и разбогател. Это опытный человек себе на уме, не добрый и не злой. Всё его семейство состоит из сына, который пошёл в отца. Яков, происходивший от пленной турчанки, был художником в душе, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике. Никто не знал, откуда появился Дикий Барин (Перевлесов) и чем он живёт. Этот угрюмый человек жил, ни в ком не нуждаясь, и пользовался огромным влиянием. Он не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение.
Первым запел рядчик. Пел он плясовую с бесконечными украшениями и переходами, чем вызвал улыбку Дикого Барина и бурное одобрение остальных слушателей. Яков начал с волнением. В его голосе была глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская душа звучала в нём и хватала за сердце. У всех на глазах выступили слёзы. Рядчик сам признал поражение.
Я вышел из кабачка, чтобы не испортить впечатление, добрался до сеновала и заснул мёртвым сном. Вечером, когда я проснулся, в кабачке уже вовсю праздновали победу Яшки. Я отвернулся и стал спускаться с холма, на котором лежит Котловка.
Вы прочитали краткое содержание рассказа Певцы. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями известных писателей.
Сюжет произведения «Бирюк»:
Возвращаясь с охоты охотника застала непогода. Он остановился в лесу. Вдруг он увидел человеческую фигуру, выросшую словну из земли это оказался лесник. Его звали Фома, а по прозвищу Бирюк.Фома пригласил охотника переждать в грозу у него в избе. В избе оказалась девочка дочь лесника её звали Улитой. Она бережно качала люльку с ребёнком. Ребёнок тяжело дышал. Охотнику стало жалко семью лесника. Когда закончилась гроза Бирюк предложил охотнику проводить его из леса. Выходя из леса Бирюк поймал старенького мужика, который с голодухи воровал дерево. Он хотел его наказать но охотник заступился за него и заплатил за испорченное дерево.
Сюжет произведения «Хорь и Калиныч»: В Жидринский уезд приехал охотник,на охоту. В поле он познакомился с помещиком Полутыкиным. В первый же день знакомства Полутыкин пригласил охотника переночевать у него. Но так как до него было идти пять вёрст, они пошли к мужику Полутыкина Хорю. Хорь — человек зажиточный, умный, практичный. Позже охотник познакомился со вторым мужиком Полутыкина. Его звали Калиныч. Калиныч близкий друг Хоря. Охотнику понравились эти люди,ему было приятно общаться с ними. На четвёртый день охотник покинул Жидринский уезд.
Сюжет произведения «Касьян с красивой мечи»: Охотник, возвращаясь с охоты, увидел поезд. Это были похороны Мартыны-плотника. Только успев подумать что похороны не к добру встречаются на дороге у телеги сломалась ось. Тогда охотник и кучер шагом добрались до Юдиных выселок, чтобы купить новую ось. Там он познакомился с необычным человеком по имени Касьян. Касьян был «карликом лет пятидесяти со смуглым, сморщенным лицом, маленькими карими глазками и шапкой густых,курчавых,чёрных волос.» Он помог найти им дорогу до выселок, для того чтобы купить ось.
Сюжет произведения «Певцы»: В небольшом селе Котловка стоит небольшая четырёхугольная избушка, покрытая соломой. Называлась она кабак. Торгует здесь целовальник Николай Иванович, толстый, поседевший мужчина «с заплывшим лицом и хитро-добродушными глазками». Что-то в нем есть такое, что привлекает и удерживает гостей. «У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт; и крестьянский, и мещанский». Он знает толк во всем: в лошадях, в лесе, в любом товаре,в песнях и плясках, много видел на своем веку, «знает все, что делается на сто верст кругом» и, как человек осторожный, помалкивает. У Николая Ивановича «бойкая, востроносая» жена, здоровые и умные дети. В его кабаке часто случаются соревнования певцов. В один из жарких июльских дней состоялось состязание певца Яшки-Турока и Дикого-Барина. Дикий Барин, неуклюжий, как медведь, отличался «несокрушимым здоровьем», «неотразимой силой» и «спокойной уверенностью в собственном могуществе». Яков, прозванный Турком, действительно происходил от пленной турчанки. Он «по душе художник», «а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца». Долго участники состязаний не могли решить кто будет первым петь. Дикий-Барин предложил тянуть жребий, в результате чего первым стал петь Яшка. Он запел весёлую песню и тем самым вызвал у поситителей улыбку. Яшка победил.
Сюжет произведения «Бурмистр»: В рассказе «Бурмистр» И.С.Тургенев рассказывает о молодом богатом помещике, офицере в отставке, Аркадии Павловиче Пеночкине. Он человек рассудительный и положительный, воспитанье получил, как водится, отличное, служил, в высшем обществе потерся, а теперь хозяйством занимается с большим успехом». И внешность у него приятная — небольшого роста, но «весьма недурен», «с его румяных губ и щек так и пышет здоровьем». Он «отлично и со вкусом» одевается; «до чтенья небольшой охотник», но в губернии «считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов»; «дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры». «Дом у него в порядке необыкновенном». Но при всём этом в гости к нему ходили неохотно. Заезжий охотник рассказал помещику,о том,что собирается на охоту в Рябово,тогда Пеночкин напросился с ним,так как его деревня Шипиловка была в пяти верстах от Рябово. По дороге Аркадий Павлович рассказал что у него в Шипиловке «государственный человек» бурмистр Софрон Яковлич. Позже становиться известно что Софрон несправедливо исполнял свои обязанности и что за глаза про него говорили «собака,а не человек этот Софрон Яковлич».
План пересказа
1. Описание хозяина кабака и его заведения.
2. Описание посетителей кабака. Спор на лучшее исполнение песни.
3. Пение рядчика из Жиздры.
4. Победа Якова Турка.
5. Пьяный разгул в кабаке.
Пересказ
Сельцо Колотовка, когда-то принадлежавшее помещице, прозванной Стрыганихой, а ныне принадлежащее какому-то петербургскому немцу, стоит на скате голого холма, рассеченного страшным оврагом. У самого начала оврага стоит небольшая избушка, покрытая соломой. Это кабак, прозванный «При-тынным». Посещается он часто из-за целовальника (продавца в кабаке) Николая Иваныча. Этот некогда стройный и кудрявый парень, а теперь необычайно толстый, поседевший мужчина с заплывшим лицом уже более двадцати лет проживает в Колотовке. Он человек расторопный и сметливый, не отличается говорливостью или особенной любезностью, но обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека. Знает на сто верст вокруг, что делается, и никогда не пробалтывается, и не показывает даже, что знает. Соседи его уважают, он человек с влиянием. Он женат, и есть дети. Жена, бойкая мещанка, в последнее время тоже растолстела, как и муж. Он во всем на нее полагается. Пьяницы-кутилы ее боятся.
В жаркий июльский день рассказчик подходил к кабачку и услышал разговор: Яшка-Турок, лучший певец в околотке, петь будет на спор. Описывается внутренне устройство кабачка: светлая изба разделена надвое перегородкой, в ней над широким дубовым столом проделано большое продольное отверстие. На этом столе, или стойке, продается вино. За стойкой стоял Николай Иваныч. Он наливал вино только что вошедшим Морга-чу и Обалдую. Посреди комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый кафтан голубого цвета. Все его лицо говорило, что это человек страстный и впечатлительный. Он находился в большом волнении. Рядом с ним стоял человек лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами и черными блестящими волосами. Лицо его было спокойно и задумчиво. Он почти не шевелился, только медленно поглядывал вокруг. Одет он был в какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами. Его звали Диким-Барином.
Напротив на лавке под образами сидел соперник Яшки -рядчик из Жиздры. Это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с живыми карими глазками и жидкой бородкой. На нем был новый, тонкий армяк из серого сукна, алая рубаха и щегольские сапоги с оторочкой. Рассказчик взял пиво и сел возле него. Начали решать, кому первым петь. Кинули жребий, выпало рядчику. Рассказчик делает отступление, описывая противников. Обалдуй, настоящее имя которого было Евграф Иванов, был загулявший холостой дворовый человек, от которого отстали даже его хозяева. Он, не имея никакой должности и не получая жалованья, находил средства каждый день покутить на чужой счет. У него было много знакомых, которые поили его вином и чаем. Он не умел ни петь, ни плясать, не сказал ни одного умного слова, все «лопошил» да врал что попало. Обходились с ним презрительно, а укрощать его нелепые порывы мог только Дикий-Барин.
Моргач, настоящего его имени никто не знал, когда-то был кучером у старой бездетной барыни, но сбежал с лошадьми, а через год вернулся уже хромой, вымолил прощение у своей барыни и через несколько лет примерного поведения выбился в приказчики. После смерти барыни каким-то образом был отпущен на волю, приписался в мещане, разбогател и живет теперь припеваючи. Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица, болтлив, хотя никогда не проговаривается. Он счастлив и верит в свое счастье. Он вообще очень суеверен. Вся его семья — это один сынишка, в котором он души не чает.
Яков, прозванный Турком, потому что происходил от плененной турчанки, был в душе художник, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца. Судьба рядчика осталась для охотника неизвестной, «он показался изворотливым и бойким городским мещанином». Дикий-Барин (настоящее имя его было Перевлесов) производил впечатление грубой, тяжелой, неотразимой силы. Сложен он был неуклюже. Никто не знал, откуда он попал в этот уезд и какого он сословия. Никто не мог сказать, чем он живет, каким ремеслом занимается. Он ни к кому не ездил, ни с кем не знался, а деньги у него водились. Он жил тихо, словно никого вокруг не замечая, но пользовался огромным влиянием во всей округе. Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение. В нем была смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства.
Итак, рядчик запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный, хотя и несколько сиплый. «Он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью». Он пел веселую плясовую песню, и все слушали его с большим вниманием. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать. Когда, обливаясь потом, он закончил, Обалдуй кинулся ему на шею, а Яков, как сумасшедший, закричал: «Молодец, молодец!»
Наступила очередь Якова. Он встал и закрылся рукой. Когда он открыл лицо, все увидели, что он бледен и глаза его мерцают. Он глубоко вздохнул и запел. Сначала казалось, что голос его залетел случайно в комнату. Но понемногу разгорячалась и расширялась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», — пел он, и всем сладко становилось и жутко. В его голосе была неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Яков пел, совершенно забыв про своего соперника, про всех остальных. От каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, к глазам у всех подступали слезы.
Когда он закончил петь, все стояли оцепенев. Рядчик тихо встал и подошел к Якову: «Ты… твоя… ты выиграл», — и выбежал из комнаты. Все разом заговорили, поздравляли Якова, а он наслаждался победой, как дитя. Рассказчик, боясь испортить впечатление от песни, вышел. Добрался до сеновала и лег на траву, все еще чувствуя песню.
Проснулся он, когда уже стемнело, и, выйдя на улицу, услышал, как из кабака доносится нестройный, смутный гам. В окно он увидел, что все там пьяны, в том числе и Яков… Воздух был наполнен тенями ночи…
Накануне | роман Тургенева
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Читать далее
- 12 романов, которые считаются «величайшей книгой из когда-либо написанных»
Викторины
- Известные романы, викторина «Первые строчки»
- Назовите писателя
- Литературный мир (Известные романы)
Семья Третьяковых и Иван Тургенев
15 декабря 2008 года в Третьяковской галерее состоялось торжественное мероприятие, посвященное памяти Павла Третьякова, в котором, по традиции, чествовали старших сотрудников музея. Мероприятие, организованное Благотворительным фондом Павла Третьякова, приурочено к двум знаменательным датам: 110-летию со дня смерти основателя Галереи Павла Третьякова и 125-летию со дня смерти писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Это мероприятие, посвященное семье Третьяковых и великому русскому писателю Ивану Тургеневу, дало возможность обратиться к русской литературе, важной части культурного мира семьи Третьяковых.
Павел Третьяков, всю жизнь содействовавший процветанию русского искусства и почитавший театр и музыку, несомненно, осознавал тот факт, что русская литература определяла национальную культуру России. Русская литература, отличавшаяся «идеологическим вдохновением и возвышенным пониманием социальной и духовной природы человека», соответствовала собственным нравственным убеждениям и гражданской позиции Третьякова. Не случайно изображения литераторов занимают главное место в галерее собранных портретов «любимых лиц нации». Среди них Иван Тургенев, изображенный на трех портретах из собрания Третьяковской галереи: Кирилла Горбунова (1846 г. ), Ильи Репина (1874 г.) и Ивана Похитонова (1882 г.). Однако Павел Третьяков еще много раз обращался к разным художникам с просьбами написать портреты Тургенева. Третьяков вел переговоры по этому поводу с Карлом Гуном, Василием Перовым, Иваном Крамским, Константином Маковским и дважды с Ильей Репиным.
Такая настойчивость объясняется желанием Третьякова увидеть Тургенева таким, каким он его знал — «совершенно настоящим человеком, каким он есть». Двух выдающихся современников связывали добрые и уважительные отношения, подпитываемые «временными встречами и перепиской и искренним восхищением Павла Михайловича талантом Тургенева».
Жена Третьякова, Вера Николаевна, относилась к Тургеневу так же; она много раз упоминала имя Тургенева на страницах своей синей тетради. Написав о праздновании Пушкина в Москве и открытии памятника поэту в мае-июне 1880 года, она изобразила Тургенева как значительную фигуру, сыгравшую важную роль в происходивших в то время торжествах.
Писатель Тургенев, чье творчество повлияло на мировоззрение целого поколения, часто упоминается в воспоминаниях как Елизаветы Мамонтовой, близкой семьи Третьяковых, так и дочерей Павла Третьякова, Александры Боткиной и Веры Зилоти, которая вспоминает: «…мы воспитывались на Тургеневе.
На мероприятии 15 декабря были прочитаны все произведения Тургенева, от известных произведений («Русский язык») до редко читаемых рассказов («О соловьях»). Ведущие также зачитали воспоминания современников Тургенева, полные юмора и острых комментариев. Среди этих воспоминаний особенно выделялось мнение ведущего искусствоведа Владимира Стасова, советами которого Третьяков дорожил, приобретая искусство передвижников. Горячие дискуссии, столь заметные во второй половине XIXХХ век, вероятно, побудил Тургенева написать стихотворение в прозе «С кем спорить», в котором предостерегало от споров со Стасовым. Тургенева и Стасова примирила их высокая оценка музыки Чайковского, которого очень уважала семья Третьяковых.
Виртуозное музыкальное исполнение стало кульминацией церемонии чествования лауреатов премии имени Павла Третьякова. Президент Фонда Третьяковки Виктор Бехтиев объявил собравшимся имена и, по традиции, вручил грамоту, памятный жетон и сам приз. Лауреатами премии 2008 года стали Лидия Ромашкова, Ида Гофман и Галина Юшкевич. Генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов тепло поздравил каждого лауреата премии и выразил благодарность.
Ромашкова Лидия Ивановна — Заслуженный деятель искусств РФ. Работает в ГТГ с 1961 г. в должностях научного сотрудника, хранителя, директора по коллекциям, главного хранителя ГТГ (1981-2001), заместителя генерального директора по охране и координации сохранности музейных фондов. В период реконструкции Галереи руководила сложнейшим процессом передачи всей коллекции из Галереи в хранилище и здание на Крымском валу. При проектировании и строительстве хранилища принимала активное участие в разработке технического задания, системы контроля температуры и влажности, пожарной и охранной сигнализации — всего того, что обеспечивает условия сохранности художественной коллекции. Лидия Ивановна — настоящий образец личности с глубокими знаниями и чувством ответственности — всегда готова поделиться с коллегами своим опытом в ведении и учете музейных коллекций, в научных публикациях, в просветительской работе.
Гофман Ида Марковна — доктор искусствоведения, Заслуженный работник культуры РФ. Работает в Третьяковской галерее с 1954 года последовательно научным сотрудником-руководителем, научным сотрудником отдела каталогов, научным сотрудником-редактором изданий Галереи, старшим научным сотрудником, главным научным сотрудником по живописи конца XIX — начала XX века. отделение. Ее безграничная энергия и глубокая художественная эрудиция проявились в организации и курировании блестящих выставок: «Сказки и сны Сарьяна», «Николай Сапунов», «Москва-Берлин», «Автопортрет в русской и советской живописи», «Русская Символизм», «Голубая роза». «Голубая роза» выставлялась в Брюсселе и в Москве под эгидой Европейского Союза в рамках Года России. Книга «Голубая роза» награждена серебряной медалью Российской академии художеств и признана лучшей книгой года на 13-й Московской международной книжной выставке-ярмарке. Произведения, написанные Гофманом, с честью представляют автора, сотрудника Третьяковской галереи, в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне и в Научной библиотеке Национальной галереи в Берлине. Недавняя выставка «Золотое руно» также получила широкий общественный резонанс и сопровождалась (как и предыдущие выставки) каталогом. Ида Гофман планирует в 2013 году организовать выставку художественного наследия Александра Головина9.0128
Юшкевич Галина Сергеевна — Заслуженный работник культуры РФ Юшкевич Галина Сергеевна — художник-реставратор первой категории. Лауреат премии «Золотой скальпель» (II степени), Юшкевич более 50 лет проработал в Третьяковской галерее, все время в отделе реставрации масляной живописи. Будучи современницей предыдущего поколения таких мастеров-реставраторов, как Федоров, Махалов, Иванов-Чуронов, гордость русской реставрации, Юшкевич накопила богатый профессиональный опыт и всегда сохраняла творческое отношение к своей работе. Вместе с выдающимися мастерами Александром Петровичем Ковалевым и Леонидом Романовичем Астафьевым работала над реставрацией таких произведений, как «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина, «Театральные панно Марка Шагала и «Принцесса мечты» Михаила Врубеля.