Троянская война в живописи: ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА в изобразительном искусстве. Часть 1: ПРЕДИСЛОВИЕ.

Эпизод Троянской войны Лосенко написал по заказу Екатерины II

Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой». 1773

Эпизод Троянской войны изображён на картине Антона Павловича Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой», написанной в 1773 году по мотивам «Илиады» Гомера. Достоверно известно, что художник работал над этим полотном по заказу императрицы Екатерины II.

 Это последняя работа Лосенко (1737 — 1773), некоторые детали так и остались не завершёнными из-за смерти художника, скончавшегося в возрасте 36 лет от водянки. Сейчас это полотно принадлежит Государственной Третьяковской галерее и любители классицизма и древнегреческой литературы имеют возможность его лицезреть.

 Сюжет полотна в известной степени опирается на эпизод из «Илиады» Гомера. На нём изображено прощание главного военачальника троянцев Гектора с женой Андромахой и сыном Астианаксом. Вождь троянцев собирается на битву с греками-ахейцами, осаждающими родную Трою. У Скейских ворот, через которые он собирается выйти из города, Гектор встречает Андромаху, которая держит на руках их ребёнка.

  Словно предчувствуя беду, женщина уговаривает мужа не рисковать своей жизнью: «Сжалься же ты надо мною и с нами останься на башне, / Сына не сделай ты сирым, супруги не сделай вдовою». Но патриотические чувства Гектора берут верх. Ведь он считает, что обязан защищать жителей Трои, приняв участие в битве. Поэтому на все мольбы своей супруги отвечает отказом: «Всё и меня то, супруга, не меньше тревожит; но страшный / Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой, / Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя».

Обращение к богам

 Если следовать сюжету поэмы, то затем Гектор попытался обнять сына, но тот отпрянул от отца, «Яркою медью испуган и гребнем косматовласатым, / Видя ужасно его закачавшимся сверху шелома». Сняв с головы испугавший ребёнка шлем, герой обратился с мольбой к богам:

«Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нём некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!»

 Именно этот момент обращения к богам и был изобразил Лосенко на картине.

 Интересный факт: уже после смерти Лосенко особенности построения картины «Прощание Гектора с Андромахой» были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи». А потом и вовсе почти полвека полотно считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины».

Композиция

 Композиция картины включает в себя несколько групп людей. В центре можно увидеть самого Гектора, который показан народным героем. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына, левую протянул к небу. Художник показывает его не только любящим отцом, но и верным гражданином Трои.

    Как утверждает искусствовед Авраам Каганович, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Одежда Гектора, особенно его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия».

  Главное содержание образа Гектора у Лосенко заключается в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». Поэтому этот образ героя-троянца вызывал у зрителя не простое сострадание, а чувство искреннего уважения.

 Образ Андромахи, также занимает центральное место на картине. Однако, по словам Кагановича, выполнен менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, потому что «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». С маленьким сыном на руках, она повернулась к Гектору, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев».

  Немаловажное место занимает образ плачущей служанки, которая является характерным персонажем картины. Кстати, она присутствует в подготовительных эскизах Лосенко, начиная с самых ранних. Женщина плачет, утирая слёзы концом косынки. Самое интересное, что её костюм мало отличается от обычной одежды XVIII века и совсем не похож на ту, что носили во время Гомера.

Воины

 Правая группа состоит из пяти фигур. К ним относятся юноша, поддерживающий щит и мальчик со шлемом Гектора. Ещё можно видеть воинов и молодого троянца, который с нескрываемым восхищением смотрит на своего военачальника. Изображение чернобородого воина обычно называют одним из наиболее удачных в картине. Однако вместе с тем специалисты считают, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее является продолжением работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях.

 Слева расположена группа воинов со знаменем. Молодые и не очень солдаты сгруппированы вокруг главных героев, смотрят на Гектора, но не приминают никакого участия в действии. 

   Рассказывая о картине, нельзя не остановиться на изображённой Лосенко архитектуре. Свою картину он писал за сотню лет до того, как в 1870-х годах археологическая экспедиция Генриха Шлимана начала раскопки на месте подлинной Трои. Так что, главным источником информации при создании архитектурного фона для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Поэтому мастер изобразил город таким, каким его представлял. Надо сказать, смотрится он весьма грандиозно.

Источники вдохновения

 Как говорилось выше, Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II. Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из своей библиотеки. Книга была проиллюстрирована гравюрами, на одной из которых была изображена сцена прощания Гектора и Андромахи. Кроме того, искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка и поэта XIII века Гвидо де Колумны «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства, из разных древних писателей собранная».

 Однако прообразом картины послужило одноимённое полотно французского художника Жана Ресту-младшего, написанное в 1727 году. Ресту был наставником Лосенко, когда тот работал в Париже во время пенсионерской поездки за границу в 1760-1762 годах. К сожалению, некоторые детали полотна из-за смерти художника так и остались не завершёнными…

Эталон

 В течение полувека «Прощание Гектора с Андромахой» считалось в русской живописи «эталоном исторической классицистической картины», до тех пор, пока в 1824 году Фёдор Бруни не написал своё полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация».

 Картина «Прощание Гектора с Андромахой» долго находилась в музее Академии художеств, после революции перешла в Государственный музейный фонд, а в 1924 году была передана в Третьяковскую галерею.

 Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины. В частности, в собрании Государственного Русского музея есть карандашный набросок-эскиз, представляющий собой один из ранних вариантов композиционного построения будущего полотна. Ещё один рисунок-этюд находится в собрании Третьяковской галереи — на нём изображён нагнувшийся юноша со щитом. Рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы.

Антон Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой». 1773

 

Наталья Швец

Предыдущая публикация из цикла «Сто шедевров живописи»  — Гроот: портрет императрицы в мундире Преображенского полка 

«Омерзительное искусство»

Приходилось ли вам замечать, что на картинах многих европейских мастеров XV-XIX веков разворачиваются какие-то странные, порой непристойные сюжеты, то и дело попадаются неприличные, а то и отталкивающие образы и мотивы? Для того чтобы понять, с чем связан устойчивый интерес многих крупных художников к подобным темам, необходимо знать современный им литературный и культурный контекст, разбираться в античной мифологии и библейской истории. Книга Софии Багдасаровой «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи» (Эксмо, 2018) предлагает поговорить о подобных сюжетах классической живописи языком современных блогов. Предлагаем читателям N + 1 ознакомиться с этой книгой, которая вошла в длинный список премии «Просветитель» 2018 года. Фрагмент, выбранный нами для публикации, взят из главы о «трансгендерных» мужчинах, по тем или иным причинам надевших на себя женскую одежду.

Другой великий древнегреческий герой, Ахилл, также был замечен в женской одежде. Между прочим, как и Геракл, он в отрочестве тоже проходил обучение у мудрого пожилого кентавра Хирона на дальней пасеке в горах. Удивительный процент брака для преподавателя, который должен был сделать из Геракла и Ахилла лучших воинов, воплощение мужественности!

Правда, у Ахилла в отличие от старшего коллеги по мифологии оправдания есть. Причем самые веские и абсолютно непреодолимые — его в платье нарядила мама.

Мамой у смертного Ахилла была бессмертная богиня Фетида, которая знала, что ее сыну предстоит жизнь знаменитого воина. Великая, но коротенькая, как рекламная пауза. Поэтому она, как могла, пыталась отвести от сына эту участь. Когда началась Троянская война, юному Ахиллу, который как раз вступил в призывной возраст, пришла повестка.

Фетида железную дверь почтальону не открыла, сказала, что сына дома давно уже нет (сбежал на юг за яблоками), ночью же тайно вывезла Ахилла из города. Эвакуировала она его на остров Скирос, где попросила местного царя Ликомеда спрятать Ахилла получше.

Юношу поселили на женской половине дворца среди многочисленных дочерей царя, нарядили в дамские тряпки, накрасили глаза, завили локоны. Благо, он носил копну волос под Яна Гиллана и был так молод, что еще не начал бриться — щечки, как персик.

Видит Фетида, что сын готов ей во всем подчиниться.
В платье его одевает и крепкую шею смягчает,
Руки его истончает она и могучие плечи.
Волосы, гребня не знавшие, ровной ложатся прической,
И ожерельем любимую шею мать украшает.
Учит походке его, шаг смиряя поясом пестрым,
Учит девической грации сына и скромности в речи.
Стаций. Ахиллеида. I, 325–332. Пер. под ред. А. В. Подосинова.

Непонятно, почему многодетный отец дочерей царь Ликомед согласился на подобное.

Что за отец такой — пустил козла в огород. Есть подозрения, что Фетида, воспользовавшись своим служебным положением, просто приказала ему, как следует напугав. Это, между прочим, был тот самый царь Ликомед, к которому однажды приехал в гости пожилой Тезей. Ликомед сначала сказал ему: «Пойдем на балкон, покурим!», а потом «Посмотри, на твою машину что-то вылили!», и когда Тезей нагнулся через перила, чтобы посмотреть, его и толкнул. Выбросил старика с балкона, тот и разбился насмерть. Говорят, особого мотива даже не было — всего лишь из зависти. Так что сложный человек был этот Ликомед, загадочный, и Фетида могла на него иметь какой угодно компромат, нам неизвестный.

Авантюра по пусканию юного Ахилла на постоянное проживание в комнаты царских дочерей имела предсказуемые последствия. Одна из царевен, звавшаяся Деидамия, родила от Ахилла сына — Неоптолема. Про прочих девушек наглядных свидетельств нет, но натворить с ними юноша мог что угодно.

А Троянская война все бушевала и бушевала. Троянцы били греков, как наши немцев под Сталинградом, ничего у греков не получалось. Местный Кашпировский (но с гораздо большим процентом попадания) напророчил, что ничего у них не выйдет, пока на их стороне не начнет биться юный Ахилл. Бросились искать: по месту прописки давно выбыл. Пришла наводка на остров Скирос (небось сам царь Ликомед тайком и настучал, сам-то не мог юношу из дворца своего выкинуть с тем компроматом, который Фетида на него имела).

Опознать этого величайшего воина Греции среди десятка юных девушек будет очень трудно, предупредил осведомленный источник. Поэтому операцию греки поручили самому хитроумному из всех — Одиссею, будущему святому покровителю всех спецслужб в мире (кроме китайской и Моссад, у них там свои тотемы).

Одиссей сначала думал подарить всем царевнам, включая кукушонка, бесплатный поход в спа и на депиляцию и поподглядывать в щелочку. Но потом придумал план, более гуманный для собственной нервной системы. Он явился на Скирос под видом бродячего торговца, разложил перед царевнами кучу товаров — ткани, драгоценности, куклы, дешевая косметика (ее всучила ему бывшая соседка, подсевшая на сетевые продажи). Еще среди товаров, незаметно так, лежало колюще-режущее оружие. Девушки, как галки, накинулись на прилавок веселого коробейника, начали примерять украшения, смотреться в зеркала. Но тут — как заранее подготовил Одиссей — раздался шум нападения. Все выглядело так, как будто дворец начали атаковать враги (или судебные приставы).

Истинные представительницы прекрасного пола кинулись вон из комнаты (не забыв, будто по рассеянности, рассовать по карманам косметику и колечки — авось под шумок и платить не придется). А переодетый представитель противоположного гендера, то есть Ахилл, машинально схватился за оружие, не умея контролировать собственную героическую суть. Оная суть, кстати, заключалась в том, чтобы коней на скаку останавливать, в горящие избы входить — именно этому учил, по письменным источникам, Ахилла его преподаватель кентавр Хирон. Ахилл первым освоил эти жизненные принципы, некрасовские же женщины потом сплагиатили.

— Ага! — радостно воскликнул Одиссей. — Так это ты Ахилл? Приятно познакомиться.

Пойдешь с нами на самую великую войну в мировой литературе (серия «Литературные памятники», в издательстве «Наука» выйдет)?

Бедный Ахилл, который совсем уже закис на этом островке, несмотря на неограниченное количество прекрасных юных дев в своих апартаментах, радостно воскликнул: «да! да! да!», причем подпрыгивая. На беду, мамы поблизости не было, чтобы приказать ему сидеть молча. Ахилл выгреб из тумбочки все свое малочисленное барахло, закинул его в рюкзак и побежал за Одиссеем на корабль. Одиссей же пропустил юношу в дверях вперед и попрощался за руку с царем Ликомедом, незаметно сунувшим ему в ладонь конвертик с купюрами и в глаза посмотревшим со значением.

Царевны тем временем остались в комнате делить брошенный Одиссеем товар, хотя папа Ликомед за ухо выдернул пару из них и погнал к гинекологу, больше внуков ему было не нужно. Ахилла, разумеется, на той войне и убили (спойлер, извините).

Мораль: мама иногда бывает права!

Читайте полностью:
Багдасарова, София. Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи. — М.: Эксмо, 2018. — 566 с.

Starrs—Art of the Trojan War

Для работы этого сайта должен быть включен Javascript. Включите Javascript и перезагрузите страницу.

Цифровые выставки: древнее искусство 203 Главное меню Древнее искусство Оглавление Образец экспоната — Геракл в греческом искусстве Изображения Геракла в греческом искусстве Аньял — Культура доколумбовых времен Этот экспонат демонстрирует важную культуру символов древней доколумбовой эпохи. Аверса- Древние лица Коллекция включает в себя портреты многих античных лиц, выполненные из мрамора, известняка, бронзы и черного базальта. Брукс — Скульптуры богов Взгляд на скульптуры богов в классический и эллинистический период греческой истории. Это расскажет вам истории о богах и о росте реализма в этот период. CERMINARA-Древнегреческие фигурки Исследование различных терракотовых фигурок из Древней Греции.
Кук — Искусство черных фигур из Древней Греции На этой странице будут представлены некоторые работы, выполненные с использованием черной фигуры, названной в честь цвета фигур, изображенных на картине. Коста — Смерть и загробная жизнь Фоли — Статуи и фигуры греческой мифологии Моя тема — греческая мифология в виде статуй и фигур. Фаулер Как человеческое тело изображается в древнем искусстве Харрис — греческие спортсмены Олимпийские игры начались во времена Греции. На этих произведениях будут изображены греческие спортсмены, выполняющие игры. Иосиф — эллинистическое искусство Стиль элланистического искусства фокусируется на реалистичных, естественных человеческих формах. Отход от жестких неестественных форм древних скульптурных стилей до него. Ламон — мифические существа в греческом и кикладском искусстве Эта выставка расскажет о том, как средиземноморские цивилизации изображали нескольких мифических зверей в разные периоды.
Leszczynski — Поздний минойский период, Существо, Покрытый, Драгоценные камни Коллекция лентоидных драгоценных камней, выгравированных минойским мастером. Некоторые служили полезной цели в качестве тюленей. Эта коллекция охватывает период от позднеминойского периода I-II до позднеминойского периода II-IIIA. Макдонаф — Медуза в древнегреческом искусстве Взгляд на одного из самых страшных существ греческой мифологии Михан — Древнее спартанское искусство Народное искусство и обычаи Спарты и Лаконии Нельсон — Древние египетские статуи На этой цифровой выставке представлена ​​коллекция статуй из Древнего Египта. Рамос- Мраморные Статуэтки Женские фигурки являются важной частью истории искусства древних греков. Raquet — Воссоединение Акрополя Собираем Парфенон обратно КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ — Представления о Минотавре и его истории SmithKali — Изображения человеческого тела Вибл — Афродита Моя тема — изображение Афродиты через различные виды искусства.
Даниэль Беннетт 672675c081461104799d4151a54a1faf0c800419 1 2017-10-12T18:14:19-07:00 Хелен Старрс 1a349b92788d249675e05f552482d1d496bae0ad 21307 38 Образец керамики, вдохновленный мифической Троянской войной. простой 2017-10-13T15:45:57-07:00 Хелен Старрс 1a349b92788d249675e05f552482d1d496bae0ad

Введение

Эта выставка посвящена древнему искусству, изображающему Троянскую войну. Троянская война — мифическая война между греками и троянцами из Анатолии. Война началась, когда принц Парис взял Елену Спартанскую в Трою, посчитав Афродиту самой прекрасной богиней из всех. После этого десять лет бушевала Троянская война, прежде чем грекам удалось захватить Трою. Эта легендарная война, рассказанная в «Илиаде» Гомера, вдохновила многих художников позднего архаического периода на создание глиняной посуды, чтобы рассказать историю войны. Все произведения в этой галерее были созданы в период поздней архаики, и все они использовали технику черных или красных фигур для создания произведений искусства на предметах домашнего обихода. В то время люди использовали глиняную посуду для создания предметов домашнего обихода, которые также рассказывали истории. Предметы, представленные на этой выставке, рассказывают истории о Троянской войне, но также использовались в качестве сосудов для хранения и домашнего декора. Произведения развиваются от более стилизованных к более абстрактным и иллюстрируют художников того времени.

Суд Париса и восстановление Елены

История Илиады начинается с суда Париса. Здесь Парису, принцу Трои, поручено решить, какая богиня самая прекрасная, и подарить ей Золотое яблоко. В конце концов, Парис выбирает Афродиту, богиню любви, потому что она обещает ему Елену Спартанскую, которая в то время была известна как самая красивая женщина в мире. Одна сторона Суда Париса показывает эту сцену. Гермес, бог-посланник, ведет трех богинь в Париж на суд. Все трое изображены черными фигурами, за исключением их лиц и ног, что совпадает с традицией изображать мужчин в черном, а женщин в белом. На другой стороне вазы изображена Елена десять лет спустя, когда город Троя был разорен греками. Ее забирает ее муж Менелай, и она возвращается в Спарту. И снова мужские фигуры полностью черные, а у Хелен лицо и руки белые. Еще одна вещь, которую следует отметить, это то, что пропорции фигур неверны. Мужчины показаны с маленькими телами, в то время как Хелен покрыта одеждой, и ее черты не так легко определить, что может отражать состояние обеих сторон после войны.

Терракотовый киликс


Следующая деталь — терракотовый киликс. Созданная в 540 году до н. Морской бог сильно благоволил грекам, а не троянцам. Посейдон видит борьбу греческой армии и решает обновить их дух. В этой сцене его армия готовит свою колесницу под водой. У рабочих есть определенные тела, но абстрактные черты лица. Amasis Painter добавляет больше деталей вокруг края чашки, помещая разные фигуры внутрь квадратов.

Ахиллес сражается с Гектором

Спиральный кратер — сосуд для разбавления вина. Представленное здесь произведение изображает одну из самых эпических сцен «Илиады». Гектор Троянский и Ахиллес были самыми свирепыми воинами на своих сторонах. В «Илиаде» эти двое вступают в смертельную схватку, которая приводит к гибели Гектора, на глазах у Афины и Аполлона. В отличие от двух предыдущих частей, фигуры здесь выполнены красным цветом. Техника красной фигуры была более новым стилем и показывает, что это произведение немного новее, чем два предыдущих, поскольку оно было создано 49.0-460 г. до н.э. Это произведение приписывается берлинскому художнику, самому известному художнику-краснофигуристу позднего архаического периода.


Хелен уводит Пэрис
Скифос — еще один вид чаши для питья. Дизайн этой чашки приписывается гончару Гиерону и художнику Макрону. Эта работа, как и первая в этой галерее, показывает отъезд Елены из Спарты и ее возвращение после войны. Однако, в отличие от другого произведения, это сделано красной фигурой и соревновалось позже в истории, около 49 г.0-480 г. до н.э. Стиль фигур кажется более расслабленным, но и более реалистичным, чем у техники черных фигур. Хотя на теле меньше деталей, больше внимания уделяется чертам лица и текстуре одежды, что точно демонстрирует различия между двумя техниками.

Терракотовая амфора на шею Эксекиаса

Последний экспонат этой выставки — терракотовая амфора на шею. Эта работа выполнена в технике черных фигур художником рядом с Эксекиасом. Эксекиас был самым известным создателем черной фигуры. Ваза имеет богато украшенный орнамент на плече и губе, что является торговой маркой работы Эксекиаса. Ваза изображает падение Мемнона Ахиллесом в Троянской войне. Мемнон возглавил группу эфиопов, присоединившихся к троянцам, в битву, но в конечном итоге был убит Ахиллесом на глазах у обеих их матерей.

  1. 1 СМИ/index.png 2017-08-10T11:52:10-07:00 Даниэль Беннетт 672675c081461104799d4151a54a1faf0c800419 Древнее искусство Даниэль Беннетт 29 Оглавление простой 2017-10-20T10:08:49-07:00 Даниэль Беннетт 672675c081461104799d4151a54a1faf0c800419
  • 1 2017-10-13T14:22:16-07:00 Терракотовая горловина-амфора (кувшин) 1 Приписывается художнику рядом с Эксекиасом простой 2017-10-13T14:22:16-07:00 Метрополитен-музей ок. 530 г. до н.э. Изображение 98.8.13 Терракота
  • 1 2017-10-12T18:57:08-07:00 Терракотовый киликс (чашка для питья) 1 Приписывается художнику Амасису простой 2017-10-12T18:57:08-07:00 Метрополитен-музей ок. 540 г. до н.э. Изображение 1989.281.62 Терракота
  • 1 2017-10-13T13:00:59-07:00 Суд Париса 1 На этом сосуде изображен Суд Париса перед Троянской войной и последствия после нее. media/JudgmentofParis.jpg простой 2017-10-13T13:00:59-07:00 Керамика, черный рисунок приобретено MFA у Münzen und Medaillen AG за 1200 долларов США. Древний мир, Галерея Круппа, Музей изящных искусств, Бостон В целом: 44 x 14,6 см (17 5/16 x 5 3/4 дюйма) Другое (В): 27,7 см (10 7/8 дюйма) Двуручный кувшин (амфора) с изображением Суда Париса и выздоровления Елены. 510-500 до н.э. Неизвестный
  • 1 2017-10-13T13:38:34-07:00 Ахиллес сражается с Гектором 1 Завитковый кратер, изображающий классическую битву в технике красной фигуры. media/AchillesFightsHector.jpg простой 2017-10-13T13:38:35-07:00 Британский музей Красная фигура 63 сантиметра Ахиллес сражается с Гектором 490-460 до н.э. Берлинский художник
  • 1 2017-10-13T13:59:26-07:00 Скифос с уходом и выздоровлением Елены 1 Эта чаша для питья рассказывает об уходе Елены из Спарты и ее возвращении после разрушения Трои. СМИ/HelenLedAwayByParis.jpg простой 2017-10-13T13:59:26-07:00 Музей изящных искусств Бостона Керамика, красная фигура Древний мир, Галерея Круппа, Музей изящных искусств, Бостон 21,5 см приобретен МИД у Эдварда Перри Уоррена, 2 января 19 г.13, за 18 948,70 долларов США. Чаша для питья при уходе и выздоровлении Елены 490–480 гг. до н.э. Художник Макрон, Поттер Хиерон

Сказка о Трое в искусстве

Это мстительная Клитемнестра, положившая руку на окровавленный топор, стоит в задумчивости после полировки своего мужа Агамемнона в ванне, что представляет собой одно из самых запоминающихся изображений Британского музея юбилейная выставка «Троя: миф и реальность» (до 8 марта 2020 г. ).

Клитемнестра 1882

Джон Кольер (1850–1934)

Корпорация лондонского Сити

Картина Джона Кольера в Художественной галерее Гилдхолла демонстрирует безумную, убийственную беспечность – бесстыдное удовлетворение от убийства ее мужа.

Печально известного командующего греческими войсками Агамемнона обвинили в том, что он пожертвовал своей дочерью Ифигенией, чтобы улучшить погоду для своего отбывающего флота.

Клитемнестра — небольшая часть основного действия «Илиады» и «Одиссеи». Но она появляется драматично в заключительной части выставки.

Пространство посвящено женщинам Троянских войн, которые на протяжении тысячелетий обращались с ними как с объектами мужской страсти, захвата, убийства и насмешек, от Елены до мрачной пророческой Кассандры.

Выставка является первой в Великобритании более чем за столетие, на которой представлены драматические находки Генри Шлимана (1822–1890), выдающийся немецкий авантюрист и археолог, прорывший обширную траншею на склоне холма в Турции, чтобы найти мифическую Трою.

Раненый Ахилл

1825 г., мрамор работы Филиппо Альбачини (1777–1858), Чатсуорт-хаус

.

Одним из основных моментов является воссоздание «драгоценностей Елены», части так называемых Сокровищ Приама, роскошного головного убора и ожерелья, которыми Шлиман хвастался, накинув на свою молодую жену.

Древние артефакты впечатляют, но что действительно сохранилось от Трои спустя почти 3000 лет, так это история, эпос, который, возможно, был написан или передан кем-то по имени Гомер.

Ахиллес убивает царицу амазонок Пентесилею

ок. 530 г. до н.э., керамическая афинская амфора, приписываемая Эксекиасу

Миф о Трое был кормом для великолепной керамики древних греков, римской и этрусской живописи. Он вдохновил искусство эпохи Возрождения и последующих веков и широко представлен в коллекциях Великобритании.

Герои и люди пришли, чтобы олицетворить эти эпические мифологические сказки: Ахиллес, Одиссей, Парис, Гектор и Эней Вергилия (основатель Рима), Елена Троянская, Дидона, королева Карфагена, и Пенелопа.

Открытия, сделанные Шлиманом в 1871 году, еще больше усилили увлечение Троей в девятнадцатом веке.

Кольер — надо отметить — завершил вторую версию Клитемнестры. В этой версии, найденной в городских музеях Вустера, обнаженная до пояса женская фигура с наглым выражением лица держит тонкий нож, который она вот-вот уронит.

Всего на Art UK представлено около 30 раскрашенных версий одного только Суда Париса. Этот устойчивый сюжет готовит почву для Троянских войн и их фатальных междоусобиц и личностей.

В сказке Зевс просит юного троянского царевича Париса решить, кто из трех богинь — Геры, Афины и Афродиты — прекраснейшая.

Афродита (или Венера у римлян) успешно подкупает его обещанием Елены, самой красивой женщины в мире, о которой говорят, что у нее «лицо, спустившее на воду тысячу кораблей». Их бегство фатально — casus belli , которое приводит к десятилетию войны и падению Трои.

В Национальной галерее хранится картина Питера Пауля Рубенса, на которой изображен момент, когда Парис вручает золотое яблоко Афродите – победительнице.

Кураторы выставки «Троя» остановили свой выбор на остроумной, хотя и немного непроницаемой вариации 2007 года художницы Элеоноры Антин « Суд Париса» (по Рубенсу) .

Суд Париса (по Рубенсу)

2007 г., хромогенная печать, из «Одиссеи Елены» Элеоноры Антин (1935 г.р.)

Хромогенная гравюра, на которой Венера размахивает автоматом, а фигура матери Геры (Юноны) пылесосит листву.

Из других версий, найденных в британских коллекциях, наиболее яркой является, пожалуй, причудливая вариация Кеннета Дингуолла 1959 года из коллекции Эдинбургского колледжа искусств. Пэрис появляется в кресле пляжного спасателя, не выказывая никакого намерения что-либо осуждать. Среди художественных рассказов сказок редко встречается отсутствие большого количества женской плоти.

В верхней части этой статьи находится Раненый Ахиллес работы Филиппо Альбачини (1777–1858), светящаяся мраморная работа, которую можно найти в Девонширской коллекции в Чатсуорт-Хаусе.

Ахиллес — ведущий персонаж «Илиады», а также на выставке. Символ мужской ярости и уязвимости, в один момент его можно увидеть вонзающим копье в шею королевы амазонок, а затем дующимся в одиночестве в своей палатке в следующий.

Его гнев, наконец, вызван убийством его любимого друга Патрокла, убитого троянским героем Гектором. Сцена была запечатлена шотландским художником-неоклассиком Гэвином Гамильтоном (1723–1798).

Мертвый Гектор 1892

Британ Ривьер (1840–1920)

Художественная галерея Манчестера

Работа Dead Hector британца Ривьера (1840–1919 гг.)20), найденный в Художественной галерее Манчестера, показывает обнаженное тело троянского принца через несколько мгновений после того, как Ахиллес убил его и бросил труп собакам.

В стихах Гомера:

‘Но Гектора, сына Приама, Не огню, а псам отдаю… Но его псы не приставали, ибо Венера день и ночь. .. усмиряли хищных псов’.

Для работ Ривьера характерны собаки и другие животные, встроенные в его картины. Картина датирована 1892 годом, но была подарена Манчестеру в 1917 имени Джеймса Грешема — недавно умершего коллекционера и мецената.

Подаренная в разгар Первой мировой войны тема картины – молодой человек, принесенный в жертву на войне – сильно нашла отклик в свое время.

Другая работа, представленная на выставке, перекликается с этой историей.

Высадка войск на пляже C, залив Сувла, днем, 7 августа 1915 г. Троя — оспариваемое историческое место между востоком и западом — лежала за Дарданеллами.

Руперт Брук, погибший на французском госпитальном корабле в Эгейском море, писал в пути: «И Приам и пятьдесят его сыновей Просыпаются в изумлении, и слышат пушки, и снова трясутся за Трою».

Художники Анжелика Кауфман (1741–1807) и Дж. М. У. Тернер (1775–1851) широко исследовали характеры Гомера и Вергилия.

В картине Тернера « Улисс, насмехающийся над Полифемом », заимствованной из Национальной галереи, Улисс (Одиссей) стоит на своем корабле и изливает презрение на ослепленного Циклопа.

Прибытие Энея в Паллантеум работы Клода Лоррена (1604–1682) находится в коллекции Национального фонда в аббатстве Англси, где Эней прибыл на реку Тибр после бегства из Трои по пути к основанию Рима.

Тернер использовал темы Вергилия Энеада в дюжине полотен, в то время, когда правящие классы Британии и других стран любили заявлять о своем происхождении от Энея.

На его картине Энея и трагической Дидоны изображен воображаемый Карфаген на заднем плане; пейзаж явно вдохновлен берегами Темзы, а Карфаген расположен на Ричмонд-Хилл.

Художники от Джорджа Ромни (1734–1802), использовавшего леди Гамильтон в качестве модели для нескольких греческих героинь, до прерафаэлита Джона Уильяма Уотерхауса (1849–1917), с Цирцеей как изображением бессмысленного искушения, до Элизабет Фринк ( 1930–1993), пополнили британские коллекции персонажами Троянских войн.

Но подумайте об одном игроке в истории Трои, который еще не получил должного признания в живописи.

Кураторы Британского музея, а также глава раскопок Турции и другие эксперты в целом согласны с тем, что «незамеченным героем», который точно определил местонахождение Трои, был шотландский журналист, геолог, соучредитель и давний редактор Шотландец газета Шарль Макларен.

Пора, говорят, ему получить должное признание.

Чарльз Макларен (1782–1866), редактор журнала «Шотландец» и геолог

(по Уильяму Броди), 1889 г., мраморная скульптура Джона Хатчисона (ок. 1832–1910)

Работая в основном с академическими исследованиями из Эдинбурга, Макларен установил связь, согласно которой мифическая Троя находилась под Римом, а позже остается в Гиссарлыке в Турции, а не в других предложенных местах. Он описал свое открытие в 1822 году, в возрасте 40 лет, а затем более подробно в 1863 году, но его не замечали — до тех пор, пока Генрих Шлиман не подхватил теорию и не нашел денег, чтобы заняться раскопками.

Существует довольно ничем не примечательная статуя Чарльза Макларена в Национальном музее Шотландии и бюст в коллекции Национальной галереи Шотландии вместе с меццо-тинтом Эдварда Бертона после написанного маслом портрета, местонахождение которого на момент публикации было неизвестно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *