Островский гроза город калинов и его обитатели таблица: Таблица «Город Калинов глазами героев пьесы» | Учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему:

Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». Уроки литературы в 10 классе

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»


УРОК 41
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. «ГРОЗА»:
ГОРОД КАЛИНОВ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖЕСТОКИХ НРАВОВ «ТЁМНОГО ЦАРСТВА»

Цель:
ознакомить учащихся с городом Калиновым и его обитателями, изображением жестоких нравов «тёмного царства» в пьесе «Гроза»; сопоставить тиранов и жертв «тёмного царства»; научить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; эстетически и нравственно воспитывать учащихся

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст пьесы «Гроза», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают об обитателях города Калинова, характеризуют их; анализируют пьесу как жанр драматургии; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводная беседа

• Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?

• Что такое, с вашей точки зрения, «самодурство»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых — «Свои люди — сочтёмся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.

«Гроза», как охарактеризовал её Добролюбов — «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъёма, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «тёмном царстве». Город Калинов, изображённый А. Н. Островским в пьесе «Гроза»,— это и реальный город, типичный для России 60-х гг. XIX в., и обобщённый образ русского купечества, и символ России середины позапрошлого столетия в целом.

В основе композиции пьесы — принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ничем, что выходит за границы города. Несмотря на то, что Калинов находится в красивейшем месте, каждый его житель проводит почти всё своё время за высокими заборами усадеб. «И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!» — обрисовывает Кулигин картину города. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами…

О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, её рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».

2. Выразительное чтение учащимися наизусть монолога Кулигина
(действие первое, явление 3)

Беседа

• Какой предстаёт жизнь города Калинова в монологе Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

• Найдите в этом монологе Кулигина элементы фольклорного стиля, книжные обороты, устаревшие слова.

• Какую роль играют Кулигин и Феклуша в действии первом и в построении драмы в целом?

• Почему в действии первом после монолога и реплик Кулигина автор вводит Феклушу? Что общего и в чем различие в их восприятии природы и нравов города?

3. Аналитическая работа (в группах)
(Задания для групп — на доске или в виде раздаточного материала.)

1-я группа «Город Калинов и его обитатели»

Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги.
В центре города — Базарная площадь, неподалёку старая церковь. Кажется, всё мирно и спокойно, но грубостью и жестокостью отличаются хозяева города.

2-я группа «Быт и нравы “тёмного царства”»

«Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом тёмном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права…» (Н. Добролюбов)

1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?

2. Докажите справедливость слов Н. Добролюбова.

3-я группа «Самодуры русской жизни»

Дикой Савёл Прокофьич — типичный представитель «тёмного царства»

1. Что означает слово «самодур»?

2. Каково ваше представление о Диком?

3. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

4. Как он относится к окружающим?

5. Уверен ли он в безграничности своей власти?

6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

Презентация результатов работы группы

4. Обобщение учителя

— В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. В доме Кабанихи как и у Дикого всё построено на авторитете силы.

Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.

Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого — надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.

Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и вполне преуспели в этом.

Жизненный принцип Варвары — «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». По такому же закону живёт и Кудряш. Он благословляет Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и её в беду не вогнать. Эти герои полностью лишены сознания ответственности за свои поступки. Тихон — человек добрый, но его доброта не спасает Катерину от трагедии. Его безволие не даёт ему защитить не только жену, но и себя самого. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять своё человеческое достоинство.

Варвара — дочь Марфы Кабановой — умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.

В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван — единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…»,— говорит Кудряш. В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.

Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон — муж Катерины — безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила она его, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис — тот же Тихон, только более образован. Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью.

Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «тёмному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречён на гибель.

5. Составление опорной обобщающей схемы «Город Калинов и его обитатели»
(коллективная работа, запись на доске и в тетрадях)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Постановка и решение проблемных вопросов

• За что можно осудить Кабаниху, а за что — оправдать? Руководствуется ли она корыстными интересами в конфликте с невесткой?

• Сопоставьте характеры Кабанихи и Дикого. Кто из этих двух персонажей вызывает меньшую антипатию? Почему?

• Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?

• Какова роль в драме второстепенных персонажей (Кулигина, Варвары, Феклуши)? Как они характеризуют калиновскую среду и дополняют образы центральных героев?

2.

Заключительное слово учителя

— А. Н. Островский показал город вымышленный, но предельно достоверный. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько тёмным было население страны, особенно в провинции. Создаётся впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живёт какой-то особой, замкнутой жизнью.

Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности. Сочувствие к обездоленным и негодование против «тёмного царства» — вот чувства, которые драматург испытывал и которые он неизменно вызывает в нас.

VI. Домашнее задание

1. Дать характеристику городу Калинову от имени одного из персонажей пьесы (письменно).

2. Подготовиться к аналитической работе по теме «Протест Катерины против «тёмного царства».

Следующий урок: А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы >>>

Город Калинов и его обитатели в пьесе Гроза, Островский

­Главная>Сочинения по произведению Гроза

44 предложения/ 552 слова

Пьеса «Гроза» А. Н. Островского стала одним из выдающихся произведений в русской литературе. Написанная на пике больших реформаций в стране, она частично отражает изменения, происходившие в обществе. Александр Николаевич, как мастер точных описаний, сумел в полной мере показать все темные стороны Калинова и его обитателей. Большую часть населения составляли ограниченные люди с небольшим потенциалом знаний. Они были необразованны, скупы и невежественны.

Самая главная ценность для них – материальное благополучие. Нажива и обогащение – вот смысл жизни калиновцев. Из-за денег они готовы друг друга подставить или предать. Фраза Кулигина, которую он использовал, чтобы разъяснить Борису сущность жителей города, прекрасно раскрывает их ментальность: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Он и сам не прочь заработать миллион, чтобы быть на равных с богатыми купцами. Хотя Кулигина можно причислить к тем немногим в Калинове, кто осознает всю тяжесть атмосферы и выступает против необразованности, невежества и ханжества. Помимо денег и наживы, у него есть и другие ценности. Например, ему нравится жить на берегу Волги. Он искренне любуется ею и окружающей природой.

Казалось бы, в таком прекрасном месте и жизнь должна быть радужной, но беспрекословное подчинение жителей перед власть имущими привело к тому, что город просто погряз в жестокости и самодурстве. Все преклоняются перед Кабанихой и Диким. Это самые богатые люди в городе, которые установили свои патриархальные порядки и держали всех в раболепном подчинении. Примечательно то, что от этого страдают не только обычные горожане, но и их ближайшие родственники. Сын Кабанихи Тихон без ее ведома и шагу ступить не может. Дочь Варвара давно научилась притворяться, что покорно чтит патриархальные традиции. Одна только Катерина-невестка не могла привыкнуть к такой лживой и лицемерной атмосфере.

Катерина является главной героиней пьесы. В ней автор собрал лучшие черты русской души. Как верно заметил Н. А. Добролюбов, в городе Калинове она словно «луч света в темном царстве». Всякий раз ее удивляет, как можно с притворством выражать какие-то чувства, потому как сама она выросла в любящей, честной и прямодушной семье. Кабаниха от нее требует, чтобы она «выла» на людях, провожая супруга, таким образом, выражая скорбь по поводу его отъезда. А когда Катерина искренне хочет обнять мужа, она ее одергивает и говорит, что проявлять чувства на людях бесстыдно. Поэтому Варвара предпочитает жить, как желает, но так, чтобы «шито, да крыто было».

Сама Марфа Игнатьевна вспоминает о любви к детям только тогда, когда ей нужно оправдать свою жестокость. Её добродетельность, религиозность и праведность сплошь фальшивы. Она ими прикрывается как маской, чтобы безнаказанно оставаться деспотом и тираном. Не менее жесток в обращении с домочадцами и работникам Дикой, который любит говорить: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он считает, что если каждому работнику не доплатить по копеечке, то у него от этого тысячи наберутся. Племянника Дикого местные жители сразу предупреждают, что он зря приехал за законным наследством, тот ни на каких условиях ничего не отдаст. В каком-то смысле из-за страха лишиться материальных благ, Борис становится раболепной жертвой. Он не может защитить ни себя, ни Катерину.

Нежелание жителей Калинова бороться против установившейся тирании нарушает смерть Катерины. Она словно бросает вызов деспотичному миру «хозяев жизни». Тихон впервые за все время идет против матери. Он прилюдно обвиняет ее в смерти любимой жены и признается, что жить в такой семье истинное мучение. Читая «Грозу» Островского, мы видим быт и нравы классического провинциального городка середины девятнадцатого столетия. Автор показывает не просто конфликт поколений, а открытый протест против сложившихся устоев и морали.

см. также:
Все сочинения по произведению Гроза, Островский

Характеристики главных героев произведения Гроза, Островский

Краткое содержание Гроза, Островский

Краткая биография Александра Островского

Катя Кабанова | Государственная капелла Берлина

КАБАНОВА

Опера в 3-х действиях (1921)

Музыка

Леош Яначек

Текст

Леош Яначек после
«Гроза» Александр Островский

Несчастливая замужняя женщина пытается вырваться из тюрьмы условностей и трагически погибает; бессердечная свекровь больше озабочена соблюдением традиции, чем счастьем и благополучием сына и его жены; и племяннику приходится терпеть поношения своего дяди-торговца. Это мощные напряжения, которые обрамляют оперу Яначека, внутри которой происходит захватывающее дух ограниченное действие.

«В этой пьесе много пронзительной, славянской нежности и глубины чувств», — сказал моравский композитор, приступая к работе над своим шестым сценическим произведением в 1920 году, оперой по пьесе Александра Островского «Гроза». Еще раз с большой дотошностью и тщательностью Яначек изучил тон, которым люди разного происхождения и с разным социальным статусом выражают себя и общаются. И в данном случае ему представлялась важной не только тематика, но прежде всего то, как люди говорили. В «Кате Кабановой» Яначек вывел свой метод «речи-мелодии» на новый художественный уровень. Особое настроение, создаваемое персонажами и их личным и социальным окружением, постоянно резонирует в сгущенной форме, делая его все более гнетущим. А в конце даже широкая Волга поет, и страшная гроза разыгрывается во всю мощь. Природа становится зеркалом человеческой психики.

Финики

Медиен

участок

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
В маленьком городке Калинов на берегу Волги Кудряш восхищается красотой реки. Горничная Глаша не разделяет его энтузиазма. Купец Дикой в ​​очередной раз оскорбляет своего племянника Бориса, молодого московского студента. Кудряш узнает, что Борис должен оказывать своему дяде величайшее уважение, чтобы гарантировать, что он и его сестра получат наследство от бабушки по достижении совершеннолетия. Борис оплакивает потерянную молодость. Вдобавок ко всему, он влюблен в замужнюю женщину, у которой ангельская улыбка, когда она молится в церкви. Ее зовут Катя Кабанова. Кудряш предостерегает Бориса от этой любви. Катя, ее муж Тихон, свекровь (Кабанича) и Варвара (приемная дочь Кабаничи) уходят с обедни со своими слугами Глашей, Груней и фанатичной Феклушей. Кабанича приказывает сыну немедленно покинуть город и отправиться на рынок в Казань. Как послушный сын, Тихон соглашается. Кабанича обвиняет Тихона в том, что он больше не любит свою мать с тех пор, как женился на Кате. Над Катей издевается свекровь, когда та признается в любви, которую испытывает не только к сыну, но и к самой Кабаниче, которая для нее как мать. Кабанича не может понять Катю, которая не чувствует себя связанной условностями. Между всеми тремя вспыхивает серьезная ссора. Варвара упрекает Тихона в слабохарактерности, ибо он не защищает жену от обвинений матери и думает только о выпивке. Катя и Варвара ведут беседу. Катя мечтает о своей молодости, когда жила беззаботно и вольно, как птица. Варвара беспокоится за Катю, ибо знает, что ей грозит скатиться в грех. Катя признается ей, что любит другого мужчину. Она напугана и больше не контролирует себя. На сцене появляется Тихон, готовый уйти. Катя отчаянно держится за него, умоляя не уходить или взять ее с собой. Ей невыносима мысль об одиночестве. Тихон злится на поведение своей жены, в остальном так себя контролирует. Катя говорит ему, что надвигается беда. Она просит его дать ей обещание не разговаривать с незнакомцами во время его отсутствия, никого не видеть и даже не сметь ​​думать ни о ком другом. Тихон не понимает ее желания. Кабанича умоляет его уйти. Не отвечая, он принимает требования матери, которая заставляет его контролировать поведение Кати во время его отсутствия. Авторитарным тоном Кабанича дает ей инструкции, которым покорно следует ее сын, которому она затем приказывает уйти.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Кабанича, Катя, Варвара и их слуги собрались за столом. Кабанича обвиняет Катю в том, что она недостаточно страдает в отсутствие мужа, которого, по ее словам, так любит: она могла бы хотя бы сделать вид, что скучает по нему. Варвара решает прогуляться. Ключ от садовой калитки она взяла у приемной матери. Она объясняет Кате, что могла бы пригласить Бориса встретить ее там. Катя видит надвигающуюся на горизонте беду и борется с собой. Услышав голос Кабанича, она вздрагивает, берет ключ и быстро прячет его. Этот поступок напоминает ей, как сильно она хочет снова увидеть Бориса. Дикой и Кабанича снова встречаются. Он хочет, чтобы она позаботилась о нем, потому что только она может утешить его слабое сердце. Кудряш ждет Варвару. Он нервничает, потому что она впервые опаздывает на свидание. Появляется Борис и объясняет ему, что молодая девушка попросила его подождать здесь. Кудряш напоминает ему о его предупреждении не влюбляться по глупости в замужнюю женщину. Оба мужчины обеспокоены присутствием другого, когда Варвара объявляет о себе знаком, известным только Кудряшу. Она поворачивается к Борису и призывает его набраться терпения, прежде чем уйти с Кудряшем. Борис видит насквозь встречу двух влюбленных. Он, взволнованный, задается вопросом, что его ждет. Появляется Катя. Борис сразу же признается ей в любви, но Катя отвергает его, боясь того греха, который она собирается совершить, который тем не менее кажется неизбежным. Она пытается сопротивляться, но тоска сильнее. Она целует его, и они страстно обнимаются. Они расходятся, когда Варвара обещает им, что Кудряш позвонит ей, когда она вернется. Кудряш говорит Варваре об опасности организации этой встречи. Что, если Кабанича заметит обман? Варвара признает свою ошибку и просит Кудряша перезвонить им обоим. Катя и Борис возвращаются, а Катя уходит одна.

АКТ ТРЕТИЙ
Несколько дней спустя Кудряш и Кулигин рассказывают о буре и своем видении ада, свидетелями которого они теперь, похоже, являются. Появляется Дикой, боящийся бури. Убежденный, что буря — это божественное наказание, он спорит с Кудряшем, который убежден, что этому есть научное объяснение. Варвара признается Борису, что Тихон вернулся и что Катя уже не та. Она переживает, что Катя признается в измене мужу. Катя осознает, что гроза возвещает о приближении ее смерти, и чувствует необходимость признать свою вину. Когда она называет возлюбленного, Борис уходит. Тихон обезумел, а все еще жестокий Кабанича насмехается над ним, говоря, что он мог предвидеть такое развитие событий. Тихон в отчаянии. Он не знает, как реагировать, ведь он все еще любит Катю. Варвара и Кудряш видят только одну возможность избежать влияния Кабаничи: бегство. Катя совсем запуталась и уже не совсем от мира сего. В отчаянии она зовет Бориса, который появляется перед ней еще раз. Ее слова не имеют смысла. Она умоляет его взять ее с собой, но тут же отказывается. Борис должен уйти; он больше не любит женщину с ангельской улыбкой. Оставшись одна, Катя спускается к реке, к птицам и цветам, которые должны покрыть ее могилу. Она идет на смерть, совершая дело, которое давно предвидела как безальтернативное. Тихон обвиняет Кабанича в смерти Кати. Кабанича благодарит остальных за сочувствие.

Социальное заключение о работе проклятого. Сочинение на тему В чем причина драмы героини острова Островского «Дустпанница»? Жизнь и мораль провинции

В чем причина необузданного произвола дикой природы? Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Марфа — с арамейского: Госпожа Приведите примеры. Имена в драме. Дайте характеристику каждому литературному герою. Тихон. «Гроза» в русской критике. В трагическом финале… Дан страшный вызов для Самоги. Борьба Катерины за счастье. Расскажите о жителях Калинова. Каково ваше представление о дикой природе?

«Герои «Гроза»» — два конфликта. А.Н.Островский написал 50 пьес. Кудряш. Самые известные пьесы А.Н.Островского. Речевая характеристика. Основная тема «Гроза». Творчество драматурга. Прием контраста. Драма «Гроза». Смысл названия. Любовь. Драматическая русская литература. Катерины классы. Дом-музей Островского в Москве. Национальный театр. Понятие о зеркальных изображениях. Замоскворечье. И. Левитан. Человеческие чувства.

«Кусок Островского «Нуреданница»» — Выстрел Карандышева. Любовь к Ларисе. Жених Лариса. Что такое параты человека. Островский. Проблемные вопросы. Какой Карандышев. Поэтические строки. Тайна Островского. Грустная песня о безделье. Поштучный анализ. Романтика. Умение излагать свои мысли. Ли Лариса Паратова нужна. Цыганская песня. Что дает игра цыганской песни и фильм. Жестокий роман. Приобретение навыков анализа текста.

«Фрагмент «Дельпиналь»» — финальная сцена. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. Лариса получила европейские съемки и образование. Капитализм быстро развивается. Как и Катерина, Лариса принадлежит к женщинам с «горячим сердцем». Свобода и любовь – это главное, что было в характере Катерины. Лариса не окружена Ларисой. У героини «Нонменвника» покончить жизнь самоубийством с вами недостаточно воли.

«Герои Снегурочки» — сказочные персонажи. Герои. Содержание песни. Композитор. Древнерусский обряд. Танцующие птицы. Музыка Роман Корсаков. В.М.васнецов. Снегурочка. Пастельный рог. А.Н. Островский. Результаты теста. Любовь. Какие герои просто сказочные. Характер музыки. Песни. Огромная сила. Весенняя сказка. Сцена. Элементы русских народных обрядов. Утренняя любовь. Купава и Мизгирь. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Островский «Нонферданница»» — символическое значение имен и фамилий. Карандышев. На первый взгляд, первые два явления представляют собой экспозицию. Паратов Сергей Сергеевич. Обсуждение образа Л.И. Огудаллова. Персонажи. Анализ драмы «Проклятый». А.Н. Островского драма «Дустпанница». Обычно название Кусочки Островского поговорка, пословица. Что мы узнаем о паратас. Идеи творчества А.Н. Островский. Цель урока.

Пьеса «Диминант» относится к числу психологических драм, к которым обращался Островский в 1870-е годы. Это несколько выбивает из общего контекста авторской драматургии, наряду с социальными, в нем звучат психологические вопросы. После того, как мы проведем краткий анализ пьесы «Дустпанница», в них станут более очевидны те акценты, которые расставил в произведении Островский, и будет понятен авторский замысел.

Социально-психологические вопросы спектакля «Надданница»

Бездельница — девушка, не имеющая приданого, в связи с чем ей трудно выйти замуж. Это определяет основной конфликт в пьесе. Социальное положение героев определяет их судьбу, взгляд на жизнь и во многом. Итак, в начале пьесы два удачливых купца Кнурова и государи спорят о вечной столице.

С этой мысли и начнем анализ пьесы «Дустпанница». Все привыкли мерить деньги. Примечательно, что на реплику Кнуровой о том, как хорошо бы «проехаться» с Ларисой до Парижа, да ненадолго и влюбиться, государи отвечают: «Каждому товару есть цена», «Я… я лишнего не даст». В иерархии жизненных ценностей главное место занимают деньги, богатство, роскошь. Это определяет отношение людей друг к другу. Парати вызывает всеобщее уважение за хранение денег. Мать Лариса, Харита Игнатьевна, приводит богатых женихов, не думая о репутации. По словам купцов, в ее доме «Базар», «Закладка». Карандышев завидует более состоятельным людям, что усугубляет его болезненное самолюбие.

В этом мире все продается и покупается. Проводя анализ спектакля «Дустпанница», отметьте его. Парата говорит, что «женится на миллионнике», не испытывая к невесте никаких чувств. В финале Лариса, узнав, что кудри и соверсы разыгрываются в того орлянца, кому достанется, с горечью восклицает: «Правильно они, я вещь, а не человек».

Но не менее важен психологический конфликт. Оно определяется противоречием между мировым миром, его ценностями и стремлением к искренности чувств, чистоте человеческих отношений. Трагедия Ларисы в том, что она искала «любовь и не нашла». Кнуров отмечает, что Лариса «проста» в том смысле, что не умеет лицемерить, болеть, подмазывать женихов. Она верит в смысл параратов, понимая только в конце, что он ее обманул. Не сразу понимаешь, насколько мелкий пеналшев незначителен. Противоречия между внутренними устремлениями и реальностью приводят к драматическому стыку.

Анализ пьесы «Неменника» — система образов

Система образов в драме образует как бы два полюса. На одного богатого купца, людей состоятельных, уважаемых в городе. С другой — Лариса Огудалова. Купцы, в отличие от других драматургов Островского, имеют образование, едут в Европу. Однако их жизненными приоритетами по-прежнему остаются деньги и гордость. Это кенуры, пебели, парацы, карандаши, несмотря на разницу в социальном статусе. Все считают Параца «Блестящим барином», человеком широкой души. На самом деле для него «ничего заветного нет», брак по деньгам важнее Ларисы, которая его искренне любит. Карандышев, говоря о чувствах невесте, думает только о том, как теперь ему все будут завидовать. Даже мать главного героя, Харита Игнатьевна, торгует его дочерьми, пытаясь выдать их замуж. Но как видно из анализа пьесы «Несудебная», счастья это ей не приносит.

Главная героиня спектакля Лариса Огудалова. Ее имя происходит от греческого «чайка». Лариса — Романтичная, Талантливая, Тонкая Натура. Она прекрасно играет, она благородна и красива. Но из-за бедности они выглядят лишь как минутное развлечение.

Лариса выше, смелее, вокруг лучше. При всем внешнем внимании к Ларисе Ларисе. Ее душевные качества, ум, талант оказываются никому не нужными: в ее доме только развлекаются и проводят время. Любовь к Паратову также не находит отклика. Он соблазняет ее, зная, что не променяет миллионную невесту на безделье. Карандышев ставит превыше всего свою оскорбленную гордость, и женитьба на Ларисе для него само собой разумеющаяся. Понимание своего одиночества, безысходности в мире капиталов и расчетливости приводят Ларису к мысли о том, «как хорошо умереть», всех простить и умереть. Поэтому выстрел из карандашей она называет «добрым делом».

В этой статье вы прочитали краткий анализ пьесы «Диднота» Островского. Посетите наш литературный блог, где вы найдете множество статей на подобные темы. Читайте также

А. Н. Островский довольно точно описал картину равнодушия и бессердечия тех времен. Сегодня мы рассмотрим характеристики героев. «Дустпанница» — произведение, вошедшее в анналы мировой литературы. Итак, продолжайте.

Карандышев

Юлий Капытыльч в пьесе бедный чиновник, который не может похвастаться ни полным кошельком, ни уважением к себе. Главной чертой героя является гордыня, которая, в принципе, и привела к трагическому концу. Что характерно для героев? Островский А. Н. Остров — произведение, несколько упрощенное тем, что выдающийся драматург дал своим героям говорящие имена. Рассмотрим это взятие автора на примере тех же карандашей.

Хотя он и носит имя Великого Человека (Юлия Цезарь), фамилия берет свое начало от слова «Карац». Автор показывает нам несоответствие его желаний и реальных возможностей. Лариса для него способ самоутверждения, поэтому он лелеет свою гордость. Семья Огудалловых считает его запасным вариантом, единственно возможным выходом из ситуации, пусть и не очень удачным, Юлий Капытыл сильно обижается. Его «любимая» — способ победить более сильного соперника, Паратова.

О чем говорит характеристика героев? «Дустпанница» — произведение, не требующее особых усилий для понимания, так как автор также подробно описывает его персонажей, их чувства и истинное существо. Трагический конец — это еще один момент, который А. Н. Островский возводит в карандышевский характер. Поскольку Юлий Капитонч не может победить своего противника, он убивает предмет их спора. Фигура этого человека очень патетична и забавна.

Паратов

Этот персонаж продолжает далее наши характеристики героев. «Безделье» — работа, в которой не обойтись без анализа образа главного оппонента Юлии Капитоныч. Мы уже говорили об отличительной черте А. Н. Островского и говорящих именах. Так, фамилия Сергея Сергеича берет начало от слова «парати», что означает «хищник».

Обратите внимание, что его поведение в спектакле также можно охарактеризовать: «Червей нет, потому что у него оба жирные». Это цитата, характеризующая героя как бессердечного и жестокого персонажа. Он молод и честолюбив, очень ценен и жаден до жнеца: «А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчеты. Женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золото своеобразное».

Лариса

Кого еще можно продолжить по характеристикам героев? «Дустпанница» — произведение, не оставляющее без внимания главного героя, ставшего предметом спора двух бессердечных и алчных людей. Вызывает чувство сострадания, так как действительно увлечен Сергеем Сергеичем, предавшим его ради наживы. Лариса Огудалова из плохой семьи, девушка из небогатой семьи, но она невероятно худая и чувственная.

Когда ее отверг паратас, у нее осталась последняя надежда — выйти замуж за Карадышева, так как он считает его человеком с доброй душой и сердцем, никому непонятным, но невероятно хорошим. Когда Лариса поняла, что он игрушка в чужих руках, то попыталась покончить с собой, но у нее не хватило на это сил. Это только помогает избавиться от мучений.

«Неменника»: характеристики героев.

Таблица

Попробуем систематизировать анализ главных героев драмы с помощью таблицы.

Характеристика

Дворянин, 30 лет, дорогой человек, роскошный роскошный, невероятно расчетливый, бессердечный, все его действия связаны с прогрессом.

Карандышев

Молодой, бедный чиновник, гордый и завистливый. Всегда останавливает Ларису на «цыганский табор» в ее доме. Соперник Сергея Сергеича, пытаясь ему подражать, даже говоря об образованных и уважаемых людях с Паратовым, ставит их рядом.

Девушка на пожаловании из бедной семьи, безделье. Собирается жениться на Карандаше из-за безысходности положения, чтобы не жить с матерью. Талантливая, красивая и образованная девушка, но кукла в руках мужчины.

Здесь мы представили характеристики главных героев. Для того, чтобы сделать собственные выводы, советуем вам прочитать эту работу.

> Работы на работе чертенка

В чем причина драматизма пьесы героини?

А. Н. Островский написал пьесу «Надданница» в 1879 г., во время резкого скачка торговли и промышленности в стране. Многие простые купцы превратились в миллионеров, стремились получить европейское образование, одеваться и выглядеть как европейцы. Их характеры также стали более сложными. Они не хотели общаться с людьми другого социального статуса, жениться стали не по любви, а исключительно из-за материальной выгоды. Именно таким предстает торговый мир в островной драме. На фоне этих изменений изображена главная героиня и ее судьба.

Лариса Дмитриевна — натура утонченная, поэтичная, не способная на ложь и лесть ради получения материальных благ. Он несложный, хорошо воспитанный, сформированный, скромный, талантливый, способный на глубокие чувства. Казалось бы, среди достоинств. Однако в обществе, которое его окружает, такая открытость считается недостатком. Ее достоинства саркастически оценивают и даже осуждают. Как говорят юные пебели о ее отношении к парашютистке: «Какая чуткость!». Сам он часто бывает у Огудаллова в гостях, общается с Ларисой, она вроде бы ее подруга, но тут же отмахивается от нее за простоту, добавляя, что нельзя говорить правду.

На самом деле все вокруг покупается и все продается, в том числе и чувства, и красота, и девичья честь. Отныне власть и влияние в обществе за хищной, живучей и изворотливой Дельтой, чего Лариса, в отличие от матери, не понимает. Нравственные ценности Хариты Игнатьевны с дочерью настолько в порядке, что это приводит к печальному стыку. Устав от постоянных приемов, фальшивых улыбок и бесконечного выбора женихов, Лариса решается выйти замуж за первого, кто предложит. Есть что-то вроде глупого карантинышева — бедного, мелкого чиновника. Она понимает, что, приняв его предложение, бросает вызов человеку, которого он давно любил. Увы, Парац не готов к тому, чтобы она отказалась от «брака на миллионы». Он уже выбрал себе невесту с золотыми форами и не собирается ничего менять.

Можно сделать вывод, что ни бумага, ни Карандышев не испытывали к Ларисе искренних чувств. Один хотел просто пошарить от гордости, получив искреннее признание от красивой и незаурядной девушки, а другой хотел похвастаться тем, что Лариса выбрала его. В то же время Кнуров и государи решают ее судьбу, играя в Орлянах. Пожилые дилеры не против сделать подарок. Милая и понимая, что она всего лишь вещь, безделье, которое можно купить или продать, Лариса хочет умереть. От этих страданий она освобождает Карандышева. Узнав, что она хочет сорвать свадьбу, он стреляет в нее, чтобы она никому больше не досталась. Лариса принимает смерть с благодарностью, словно освобождение от жестокого мира, в котором она так мало прожила. Она умирает, простив всех, кто не смог ее понять.

Александр Николаевич Островский — Гениальный русский драматург. Его знаменитая «Пьеза» была написана в 1878 году. Автор много и упорно работал над произведением четыре года. «Дустпанница» вызвала много вопросов и противоречий у критиков и зрителей, которые первыми увидели постановку спектакля на сцене.

Как это часто бывает, признание людей в «безделье» пришло только через несколько лет после смерти автора. Первые сыгранные спектакли в петербургских и московских театрах, к сожалению, были очень неудачными, критики давали плохие оценки и писали противоречивые отзывы. Однако пьеса быстро и легко прошла цензуру и тут же была напечатана в журнале «Общественные записки» в 1879 г..
Считается, что Островский написал драму на основе реальных событий, которые ему пришлось наблюдать в своей жизни, будучи мировым судьей в Кинешемском районе.

Идея этого произведения возникла у автора осенью 1874 года, но работа над ним была долгой и кропотливой. За время ее написания автор выпускает еще несколько произведений, и «Нонфердан» заканчивается только в январе 1879 года. Пьеса, не принятая и признанная в свое время, теперь стала классикой и обрела настоящее уважение и бессмертие.

Суть работы

Для начала надо решить, кто такой проклятый? Так в старину называли девушек бедных и не имеющих приданого, которым предстояло войти в капитал своей будущей семьи. Женщина в те времена не работала, поэтому мужчина брал ее на иждивение, и, кроме денег, полученных от родителей, надеяться на него не стоило, супруга не могла ему помочь в финансовых делах, а дети автоматически остались без наследства с одной из сторон. Как правило, такие девушки старательно старались завоевать внимание женихов своей красотой, породностью и внутренними достоинствами.

Александр Николаевич Островский в своей пьесе описывает реальное внутреннее состояние обычного бездельника, который настойчиво ищет настоящей, искренней любви на земле, но осознает, что ее нет. Никто не решился заглянуть ей в душу и проявить к ней свой искренний интерес, поэтому девушка становится обыденностью для богатых, у нее просто нет другого выхода и даже шанса получить достойное отношение. Еще один вариант устроить свою жизнь – жениться на жалкой, эгоистичной и непритязательной карандаше, мелкой клерке, которая снова женится на Ларисе для самоутверждения. Но он отвергает этот вариант. Все жизненные противоречия, которые нас окружают, автор демонстрирует на примере судеб героев. Суть пизенской «Дустпанницы» состоит в том, чтобы показать читателю, как беспощадно и тонко люди меняют настоящую любовь и дружбу на обычную сделку, из которой можно будет извлечь собственную выгоду.

главные герои

  1. Действующими лицами в спектакле стали:
    Лариса Огудалова — молодая красивая девушка, не обладающая смелостью. Она чувствует себя крайне унизительно в этом мире из-за своего тяжелого положения в обществе. Такие девушки, к сожалению, мало кого интересовали во времена писателя. Героиня любит мечтать, поэтому влюбляется в богатого дворянина и надеется на счастье рядом с ним. С Парадешевым девушка чувствует вещь, ее личность становится ничтожной, она прямо говорит ему, что он не сможет любить его, как он любит другого. Одарена музыкальными и хореографическими талантами. Ее рычит и спокойна, но в глубине души она страстная натура, желающая взаимной любви. Скрытая сила воли проявилась в ее характере, когда она бежит с помолвки навстречу риску оказаться опозоренной и непонятной для своего окружения. Но ради искреннего чувства она готова пожертвовать жизнью, выкрикивая матери прощальный ультиматум: либо она будет женой Паратова, либо искать его в Волге. Как видно, отчаянная женщина не лишена азарта, она ставит себя и себя, и самого себя. Мы разобрались письменно.
  2. Харита Игнатьевна — г-жа Огудалова, мать Лариса Огудаллова, небогатый дворянин, вдова, которая отличалась особой ловкостью в хозяйственных делах, но не могла отдать до трех дочерей, так как состояние ее было невелико. Сама она еле сводит концы с концами, но успевает закатать обеды и вечера, чтобы найти вечеринку для своей последней барышни.
  3. Юрий Карандышев — бедный чиновник, жених Ларисы Огудалловой, отличался чрезмерным себялюбием и навязчивостью. Эгоистичный чудак, который часто завидовал и выглядел глупо. Лариса была для него игрушкой, которой он мог похвастаться перед другими. Он чувствует на себе все презрение окружения кадловых, но, тем не менее, не отказывается от мысли доказать им, что он все равно. Его показное высокомерие, попытки понравиться и сохранить честь раздражают общество и саму героиню, по сравнению с достоинством и мощью Парарты этот человечек безнадежно проигрывает. Он окончательно спускается в глазах невесты, когда напивается на обеде в честь помолвки. Тогда она понимает, что лучше в Волге, чем ему в жене.
  4. Сергей Паратов — уважаемый дворянин, богач, часто бросавший деньги на ветер в свое удовольствие. Он жил, кутил и ухаживал за женщинами прекрасно, поэтому ему удалось завладеть сердцем богатого геренейца после постепенного разорения. Очевидно, он такой же бездушный эгоист, как и Карандышев, просто живет на широкую ногу и умеет произвести впечатление. Душа компании и балагена, больше всего любит повеселиться и пустить пыль в глаза, поэтому и выбирает брак по расчету, а не искренним чувствам.
  5. Василий Пежеватов — друг Ларисы Огудалловой, очень богатого, но аморального и подлого человека. Герой никогда не был любим и не знает, что это такое. Отвлекся от остроумия и хитрости. Василий не собирается жениться на девушке, хотя и претендует взять ее на содержание. Он теряет ее в жребии, но поглощает себя тем, что сэкономил, что делает его безнравственным и пустым человеком. Он купец, выходец из крепостных крестьян, всего добился сам. Для него важнее всего не потерять достигнутое положение, поэтому он отказывается от помощи молодой сцене, не желая нарушать данное Кнуровым купеческое слово.
  6. Денежный вихрь — богатый человек в преклонном возрасте. Он проявляет симпатию к Ларисе, хоть и замужем. Очень конкретный и подробный человек вместо всего и сразу обещает девушке, желающей сделать свое содержание, материальные блага, оговорив: «Мне этого мало».
  7. Аркадий Счастливчик (Робинзон) — знакомый Паратхова, неудавшийся актер, который часто любил выпить, но не умел контролировать свое состояние.
  8. Габуро — Буфетчер, содержит кофейню на бульваре.
  9. Иван — Слуги в кофейне.
  10. Основная тема

    Драма человеческой души в аморальном обществе — основная суть главной трагической темы в пьесе Островского «Надридданница», которую автор широко раскрывает через героиню Ларису Огудову. Она не получила приданого от своей матери, поэтому ей придется страдать в этом бесчеловечном мире. Женихи, которые борются за девушку, не воспринимают ее всерьез, она становится для них либо предметом для хвастовства, либо просто игрушкой и вещью.

    Тема разочарования в мире также присутствует в произведении. Главную героиню ждет страшный конец: разруха, отчаяние, позор и смерть. Девушка верила в лучшую и новую жизнь, верила в любовь и добро, но все, что ее окружало, могло доказать ей, что ни любви, ни намека на просветление просто. Все сюжетные линии в произведении затрагивают социальные темы. Лариса живет в мире, где все можно получить за деньги, даже любовь.

    Проблемы

    Конечно, в трагедии не обойтись без неоднозначных и сложных моментов. Проблематика пьесы Александра Николаевича Островского достаточно обширна и многогранна.

    1. Главным в произведении являются проблемы морали: Лариса совершает нечестный поступок в глазах общества, но предыстория его полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок — обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше зайти в содержание купцов. Поэтому Лариса и благодарит ревнивого жениха за ее смерть.
    2. Автор поднимает проблемы долга и чести, покупая человеческую душу. Нравственность в обществе показательна, достаточно просто сохранить видимость приличия, а нечестный торг избранных его членов остается без осуждения и без внимания.
    3. Мы также видим проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и во всем потеряла смысл, государи и Кнуровы наслаждаются ею, как яркой игрушкой, с которой не страшно даже поспорить. Парати сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он изменяет ей и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и тронуть полное отсутствие души и равнодушие тех, кто окружает ее всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровывали героиню, она не чувствовала уважения и отношений, достойных ее. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не было, как и уважения, Лариса выбирала смерть.

    В чем смысл пьесы?

    Островский написал очень эмоциональную драму, которая не разочарует своим идейным и тематическим содержанием даже искушенного и жуткого читателя. Основная идея Драмы Островского «Дустпанница» — осудить значение богатства и денег в обществе. Материалы в жизни играют важнейшую роль, человек, не имеющий их, может быть лишь игрушкой в ​​руках богатого, не имеющего права на искренние чувства. Бедные люди становятся предметом продажи бессердечных варваров, которых раздражает их положение. Вокруг Ларисы Огудалловой все пропитано грубым цинизмом и хитростью, в которых кроется ее чистая, светлая душа. Эти качества и определяли цену жизни женщины, перепродающей ее друг другу как безликую и бездушную вещь. И эта цена небольшая.

    На примере образа героини писатель показывает, как страдает от безделья сердце, которое виновато только в том, что не имеет за плечами государства. Так нечестна и несправедлива судьба по отношению к бедным, но очень умным и умным людям. Девушка теряет веру в человечество, в его идеалы, переживая многочисленные предательства и унижения. В чем причина трагедии безделья? Она не могла смириться с крахом его мечты, с разрушением его убеждений и решила добиться от реальности того, чтобы она располагалась так, как это должно происходить в естественных условиях. Героиня с самого начала знает, что идет на смертельный риск, об этом говорит матери его прощальная реплика. Она ставит общие условия: либо ее мечта сбудется, либо она уходит из жизни, не унизившись до брака и сожительства. Даже если бы Карандейшев не убил ее, она бы выполнила его собственное предупреждение и утонула в Волге. Таким образом, молодая женщина стала жертвой своих иллюзий, своей гордыни и ненасилия с уязвимым окружением.

    Перед нами классическое столкновение романтических грез и суровой, пошлой реальности. В этой битве всегда побеждает последний, но автор не теряет надежды на то, что хоть какие-то люди сформируются и перестанут создавать и поддерживать несправедливые условия общественных отношений. Он акцентирует внимание на истинной добродетели и подлинных ценностях, которые нужно научиться отличать от уязвимого зерна пустых и мелких негодяев. Буйство героини вселяет мужество бороться за свои убеждения до конца.

    Жанр

    Драма, как жанр, представляет читателю судьбу героя в противоречивом и жестоком мире, острый конфликт души человека с обществом, в котором он живет. Цель психологической драмы – показать драматическое положение человека во враждебной среде. Как правило, героев драмы ждут трагические судьбы, душевные страдания, внутренние противоречия. В работах этого типа можно найти массу живых эмоций и переживаний, которые присущи многим из нас.

    Так, в пьесе Островского внутреннее состояние Ларисы Огудалловой, которая восстает против бесчеловечных порядков в обществе, жертвует собой, чтобы не поступиться своими принципами. Героиня с трудом переносит настигающие ее обстоятельства, она с ужасом переносит все испытания, уготованные ей судьбой. Это личная трагедия Ларисы, которую она не может пережить. Психологическая драма заканчивается ее смертью, что характерно для произведений этого жанра.

    Жизнь и мораль провинция

    В пьесе Островского освещаются жизнь и нравы русской провинции, дворян и купцов. Все они очень похожи, и в то же время отличаются друг от друга. Герои ведут себя довольно раскрепощенно и совершенно не боятся показывать всему свое истинное лицо, становится все равно, что иногда они выглядят довольно глупо. Они не боятся не в силу мужества или открытости характера. Они просто не понимают, что им кажется невежественным, пироговым, лаконичным или незначительным.

    Мужчины не обходят стороной открытое общение с женщинами, для них измена не считается зазорной. Для них это элемент статуса: любовница становится отражением богатства. Один из героев произведения господина Кнурова предложил Ларисе стать его содержанием, хотя он уже давно женат, ему было все равно, что чувствует героиня, на первом месте была только его собственная выгода и похоть .

    Девушка в провинции того времени, как мы уже выяснили, должна иметь хорошее состояние, чтобы выйти замуж и хорошо жить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *