Рем и ромул: Легенда об основании Рима | izi.TRAVEL

У истоков Рима

Древний Рим У истоков Рима

На вопрос: «Кто основал Рим?» каждый, не задумываясь, ответит – Ромул и Рем. Изображение волчицы, кормящей близнецов, знакомо всему миру и является символом Вечного города. Однако, великолепная легенда далека от исторической действительности. В самом деле, в период Античности города строились не по чьему-либо приказу, но формировались постепенно, на месте более ранних поселений, близ источников воды и пищи. Рим не был исключением. Многочисленные исторические источники, повествующие о том, как обустраивался Рим часто противоречивы и порой необъективны. Если рассматривать древнеримских авторов, то божественное провидение, безусловно, является определяющим в истории с Римом. Герои – обязательный элемент любого события. Поэтому, несмотря на то, что на месте города уже давно жили различные племена, именно герой решает основать город. В случае с Римом таким героем был Ромул.

Согласно канонической версии об основании Рима, история Ромула и Рема начинается с рассказа об их деде –Нумиторе, царя Альба-Лонги, который был свергнут с престола своим братом Амулием.

Затем Амулий поспешил избавиться и от всех наследников брата: он повелел казнить единственного сына Нумитора, а дочь, известную как Илия или Рея Сильвия, отправил в дом весталок. Согласно обычаю, весталки под страхом смерти должны были хранить обет безбрачия в течение тридцати лет со вступления в орден. Так Амулий мог быть уверен, что Илия не забеременеет. Но однажды отправившись к фонтану за водой молодая царевна повстречала бога войны Марса, от связи с которым у нее родились близнецы. Амулий тотчас же повелел бросить младенцев в Тибр, однако, бурные воды успокоились, как только приняли люльку с новорожденными, и вынесли ее к подножию Палатинского холма. Волчица, заслышав плач младенцев, подошла к ним и начала кормить своим молоком. Чуть позже мимо того места проходили пастухи. Завидев их, волчица отошла от люльки, и один из пастухов, Фаустул, забрал братьев и отдал своей жене Акке Ларентии, которая вырастила их.

Капитолийская волчица и близнецы Ромул и Рем, этрусская бронзовая статуя V в. до н. э. Фигурки детей были добавлены в эпоху Ренессанса, Музей Капитолия, Рим, Италия

Детство Ромула и Рема было тяжелым, они росли среди простых пастухов в нужде и грязи. Конечно же, их незаурядный характер начал проявляться практически с пеленок, так, например, легенда повествует о том, что браться объединили вокруг себя молодых людей и вели борьбу с воровством, выступали в защиту бедных. Когда близнецы повзрослели Фаустул открыл им их настоящее происхождение. Ромул и Рем, конечно, свергли тирана Амулия и вернули трон своему деду – Нумитору. Затем им захотелось построить город на том месте, где волчица вскормила их молоком. Приехав туда, братья затеяли ссору, они никак не могли договориться, кто именно станет основателем города. Решили положиться на знамения: Ромул взобрался на Палатинский холм, а Рем – на Авентинский. Вглядываясь в небо, Рем заметил шестерых грифов, а Ромул – двенадцать. Таким образом, боги предсказывали, что именно Ромул станет основателем. Тот сразу же приступил к строительству: сообразуясь с древним этрусским обычаем он очертил с помощью плуга глубокую борозду, которая отмечала границы будущего города.

Любому вооруженному человеку запрещалось пересекать эту границу. Рем поднял брата на смех и сказал, что не будет подчиняться глупым правилам. Однажды он пересек границу Рима будучи вооруженным и погиб в схватке с охраной, последовавшей за этим легкомысленным поступком.

Ромул очерчивает контур будущего города. Фреска Д. Чезари, Музей Капитолия, Рим, Италия

Легенда не заканчивается со смертью Рема. Она повествует далее, что вновь построенный город нуждался в жителях, которые бы заселили и благоустроили его. В низине Капитолийского холма Ромул построил своего рода прибежище странникам, куда сразу же стали стекаться всевозможные бродяги и нищие. Кроме того, в Риме совсем не было женщин. Чтобы обеспечить своему городу женское население Ромул организовал пышные празднества, на которые пригласил сабинян, племя живущее неподалеку. Сабиняне пришли на праздник вместе с женами и дочерями, которые были похищены во время пиршества римлянами, чтобы затем жениться на них и произвести потомство.

Согласно легенде Ромул правил Римом тридцать шесть лет. Существует две версии его кончины. Наиболее древняя из них рассказывает о том, что Ромул умер во время сильной грозы и вознесся на небо, где переродился в бога Квирина. Согласно второй, Ромула разорвали сенаторы, которые были недовольны его тираническим правлением.

Похищение сабинянок. Худ. Н. Пуссен, 1638 г., Лувр, Париж, Франция

По словам археологов, история Рима начинается около Х в. до н. э., а первые легенды об основании появляются только в IV в. до н. э. Обстоятельства тех или иных событий по разному пересказываются в разные исторические эпохи существования города. Безусловно, легенда – псевдоисторический источник, поэтому стоит с осторожностью полагаться на нее, особенно при реконструкции реальных событий. Специалисты считают, что в легенде об основании Рима существует очень древняя мифологическая основа, которая характеризует верования примитивных народов, заселявших Лаций. Древнейший компонент легенды – это жизнь Ромула и Рема до того момента, как они решили основать город. Действительно их детство, инициация, узнавание о своей судьбе, решение о постройке города перекликаются с легендами о других таких же героях-основателях. Истории известны: Цекула (основатель Пренесте) и Модий Фабидий (основателя Куры). Цекула был сыном бога – Вулкана, покинутым матерью сразу после рождения и спасенным двумя девушками, пришедшими за водой к фонтану. Модий Фабидий тоже сын бога – Марса и простой смертной, также как и Ромул с Ремом пережил трудное и полное опасностей детство, когда с когортой молодых людей решил основать город Куры. Легенда о Ромуле и Реме имеет много совпадений и повторений с легендой о Каке, сыне Вулкана, огненном божестве. Греческое влияние трансформировало Кака из божества в великана-разбойника, воровавшего скот и побежденного Гераклом в одном из его походов.

Сравнения с другими римскими и греческими легендами позволяют выделить древнейшую основу любого мифа. В случае с братьями-близнецами отцовство Марса идентично божественному отцовству всех других героев – Модия Фабидия, Цекулы и Какия, отцом которых был Вулкан.

Сюжет о рождении младенца царских кровей, оставленного на верную смерть и вскормленного дикими животными – довольно распространенное явление во всей мифологии среднеземноморской античной цивилизации. Ромул и Рем были вскормлены волчицей, которая появилась именно тогда, когда было нужно, чтобы братья не умерли. На известных нам изображениях волчицы и братьев можно видеть, что животное является скорее кормилицей, чем чудовищем, ее голова повернута к младенцам, которые сосут ее грудь. В появлении волчицы мы видим божественную волю, как будто небо послало ее братьям, кроме того, волчица относится к тотемным животным бога войны Марса.

Римский форум

Фигура весталки Илии (Реи Сильвии) подводит нас к мифографическому местному содержанию легенды. Практически все римские герои связаны с первозданным огнем, очагом, тогда как в римском Пантеоне огонь представлен двумя божествами — Вестой и Вулканом. Веста появляется в легенде о Ромуле и Реме, а Вулкан в легендах о Цекуле и Каке, как их отец.

Интересным с этой точки зрения представляется и детство героев, проведенное среди пастухов, в сложных условиях и вдали от цивилизации городов. Подобный орнамент характерен для легенд и мифов, описывающих инициацию героев, своеобразный ритуальный переход от детства ко взрослой жизни, сохранившийся в некоторых областях Италии и по сей день. Например, жители Лукании отправляли своих детей в сельскую местность, чтобы там они набрались опыта простой грубой жизни и смогли стать настоящими мужчинами. Кстати, некоторые апокрифы ставят Ромула и Рема во главе банды хулиганов, промышлявших воровстом скота. Поздние греческие и римские историки приукрасили неприглядное прошлое и назначили близнецов предводителями молодежи, борющейся с несправедливостью и воровством. Данная поздняя трактовка – неоригинальна, поскольку юношество Цекулы и Какия описывается в сходных образах.

Миф о Ромуле и Реме как основателях Рима полностью складывается к IV в. до н.э. Легенда заимствует множество черт у греков, соседей римлян – греческие колонии на юге Апеннинского полуострова (Великая Греция) – достигают в ту пору своего расцвета. Согласно грекам, каждый город имеет своего основателя. По одной из греческих легенд основателем Рима был Эней, герой Троянской войны, который бежал в Италию, спасаясь от ахейцев. Именно так описывается это в Илиаде Гомера. Римлянам понравилась идея о героях-основателях городов, это позволяло им соединиться с греками, как с братским народом и повысить свое влияние на международной арене. Они соглашаются с тем, что Эней прибывает в Италию, но вносят некоторые модификации. Герой Троянской войны перестает быть основателем Вечного города, а становится лишь зачинателем древнего латинского рода, многочисленные потомки которого затем становятся хранителями Рима. Естественно, римляне выбирают своего местного героя – Ромула основателем города.

Таким образом, древняя легенда вплелась в официальную версию о происхождении Рима, обрастая все новыми усовершенствованиями и добавлениями, выгодными тем, кто находился у власти. Наиболее значимой модификацией была смерть Рема, которая была предопределена, поскольку у Рима мог быть только один основатель. Ромул рисуется нам честным и мудрым правителем, поэтому казнь брата представляется оправданной: тот должен был понести наказание за свой дерзкий поступок. Практика жестоких наказаний в ту пору повсеместно применялась в Риме. Были известны случаи применения самых строгих наказаний даже к детям магистратов, поскольку последние нарушили закон.

Плутарх, например, дает иную версию о происхождении близнецов в своей «Жизни Ромула»: «Царю альбанов Тархетию, человеку до крайности порочному и жестокому, было удивительное видение: из очага в его доме восстал мужской член и не исчезал много дней подряд. В Этрурии есть прорицалище Тефий, откуда Тархетию доставили прорицание, гласящее, чтобы ой сочетал с видением девушку: она-де родит сына, который стяжает громкую славу и будет отличаться доблестью, силою и удачливостью, Тархетий поведал об этом одной из своих дочерей и велел ей исполнить наказ оракула, но она, гнушаясь такого соития, послала вместо себя служанку. Разгневанный Тархетий запер обоих в тюрьму и осудил на смерть, но во сне ему явилась Веста и запретила казнить девушек; тогда царь измыслил вот какую хитрость: он дал узницам ткацкий станок и обещал, что, когда они закончат работу, то смогут выйти замуж, но все, что они успевали соткать за день, другие женщины, по распоряжению Тархетия, ночью распускали.

Рабыня родила двойню, и Тархетий отдал младенцев некоему Тератию, чтобы тот их убил. Тератий, однако, оставил детей на берегу реки, и туда к ним стала ходить волчица и кормила их своим молоком, прилетали всевозможные птицы, принося новорожденным в клювах кусочки пищи, — до тех пор, пока их не заметил какой-то пастух. Он был чрезвычайно изумлен, но все же решился подойти и унес детей. Так они были спасены, а возмужав, напали на Тархетия и одолели его».

 

 

Палатинский холм

Легенда также рассказывает о Ромуле как о основателе институциональной системы Рима, поскольку ни одно государство (а Рим основывался как город-государство) не может существовать без властных политических институтов. Ромул создал три столпа римской политической системы: монархия, Сенат и народ. Последний был разделен на курии. Ромулу же приписывается и составление Сената: он выбрал сотню самых заметных людей из самых знатных семей и назначил их первыми сенаторами. Семьи первых сенаторов становились старейшими аристократами (патрициями). Все остальное населения составлял плебс (простонародье). Только религиозную составляющую государственной власти относят не к Ромулу. Утверждение церковных институтов и структур приписывают его преемнику – Нуме Помпилию.

Первое письменное упоминание о Ромуле как основателе Рима датируется IV в. до н.э, на это указывает в своих работах сицилийский историк Алкимос. Археологические находки подтверждают эти сведения – в Пренесте была найдена утварь с изображением волчицы, кормящей близнецов, датируемая указанным периодом. Нам также известно о том, что в 296 г. до н. э. на римском Форуме была воздвигнута статуя волчице. Вот как пишет об этом Тит Ливий: «В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульний привлекли к суду нескольких ростовщиков; их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы — изображения младенцев — основателей Города у сосцов волчицы».

В последующие столетия легенда о Ромуле и Реме претерпела множество изменений, которые были связаны с политическим заказом. В конце II в. до н. э. и в продолжении всего I в. до н. э. Римскую республику раздирал политический кризис. Гай Мария, Сулла, Цезарь, Помпей боролись за власть не на жизнь, а на смерть, вот почему в то время так часто обращались к легендарным героям, стараясь походить на них. Победители, естественно, причисляли себя к роду Ромула, подтверждая таким образом, легитимность своей власти, побежденные строили свою оппозицию на умалении роли основателя Рима.

Внутреннее убранство хижин VIII в. до н. э., найденных на Палатинском холме

С течением времени легенда о Ромуле и Реме стала элементом пропаганды в Римской республике. Многие однако, не отрицая в целом истинность легенды, сомневались в отдельных моментах, таких как, например, отцовство Марса и вмешательство в судьбу младенцев настоящей волчицы. Появились попытки рационализации мифа, поскольку многие вещи казались надуманными. Полагали, что отцом близнецов был не бог Войны, а их дядя – тиран Амулий, который выдал себя за Марса. Тит Ливий вообще отрицает существование волчицы и указывает на то, что прозвище «волчица» получила приемная мать Ромула и Рема Акка Ларентия за то, что продавала свое тело пастухам. Поздние трактовки также отрицают вину Ромула в убийстве брата и говорят, что Рем погиб от рук неизвестных. Братоубийство вообще начинает рассматриваться как «первородный грех» и объясняет таким образом кровопролитные гражданские войны, сотрясавшие Римскую республику многие века. Поэт Гораций восклицал:

Да, римлян гонит лишь судьба жестокая
За тот братоубийства день,
Когда лилась кровь Рема неповинного,
Кровь правнуков заклявшая.

Современные археологические находки, касающиеся Рима периода архаики, в целом, подтверждают легенду в части датировки образования города. Официальная дата основания Рима, согласно легенде – 753 г. до н. э. соотносится с данными о первых поселениях в этом регионе. Археологами было открыто первобытное кладбище Х в. до н. э., расположенное прямо на Форуме, что свидетельствует о том, что в указанную эпоху люди селились на месте города. На Палатинском холме были обнаружены хижины, относимые к VIII в. до н. э. похожие в целом на «хижину Ромула», которая во времена императора Августа приобретает статус реликвии. Собственно городом в прямом смысле слова Рим может считаться с 600 г. до н. э., когда в результате урбанизации были снесены ветхие хижины, а на их месте построены каменные дома, а также возведены храмы и административные здания. Историки, полагают, что урбанизация Рима – заслуга этрусского царя Луция Тарквиния Приска. Его преемник – Сервий Туллий – возвел крепостную стену, которая заключала в себе все семь римских холмов в центре которых находился Форум. Между Капитолийским и Палатинским холмом располагался Сенат, Регия (царский дворец) и храм Весты.

Стена «эпохи Ромула», найденная А. Карандини на Палатинском холме

Некоторые современные исследователи полагают, тем не менее, что легенда об основании Рима на самом деле не вымысел, а историческая правда. В 1988 г. А. Карандини в ходе раскопок на Палатине, на склоне напротив холма Велия, обнаружила каменную стену и ворота, которые были датированы третьей четвертью VIII в. до н. э. Соблазн увидеть в находке легендарную стену, возведенную Ромулом на Палатине в 753 г. до н. э. был слишком велик. Некоторые ученые примкнули к версии Карандини, однако, большинство отрицают подобную идентификацию. Тем не менее, данная находка может действительно быть одной из первых построек в Риме, подтверждая, таким образом, версию о его основании, правда без легендарной фигуры Ромула. Сама стена, обнаруженная в ходе топографических изысканий, является поистине сенсационной находкой, поскольку подтверждает ведущую роль холма Палатин в организации города. Остается добавить, что до настоящего времени не было найдено никаких материальных следов, подтверждающих существование Ромула и Рема.

Хронология: от первых поселений к Вечному городу

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Основание города — Прокопий Феофанов на DTF

Узнаем о легендах возникновения Рима.

12 060 просмотров

Древний Рим — удивительное государство, которое до сих пор привлекает каждого любителя истории. Все мы с детства знаем про Цезаря и его убийство от рук Брута, про коня Калигулы, которого тот сделал сенатором, про Цицерона и его великие речи… Список можно продолжать еще очень долго, но все это будет потом, до этого Риму пришлось пройти путь в как минимум 700 лет. С чего же все началось? В первой главе мы разберем эту странную историю про Ромула и Рема и как проходили первые годы Рима.

Оглавление

  • Легенда о двух братьях
  • Эней и Латин
  • Правление Ромула
  • Вывод и литература

Легенда о двух братья

Сразу начнем с того, что история Ромула и Рема — странная. По-хорошему легенда должна быть красивой, ну или хотя бы просто давать положительное представление о городе. То, что знаем мы, лишь омрачает Рим, о чем говорил Цицерон в своих речах, а многие римские историки пытались дать хоть какое-то логическое обоснование данному мифу. Даже великий Теодор Моммзен настолько критично относился к этой истории, что лишь быстро упомянул ее, сказав, что «Исто­рия долж­на преж­де все­го отбро­сить такие бас­ни, выда­вае­мые за насто­я­щую исто­рию». Однако эта басня все же интересна, поэтому я предлагаю чуть сильнее окунуться в нее.

Итак, близнецы родились в городе Альба-Лонга. Как мы знаем, у крутых основателей должны быть крутые родители, наши братья не исключение. Мать — жрица Рея Сильвия, которая является потомком легендарного Энея в каком-то там поколении (если быть точным, то по Дионисию — в 17-ом). Дядя Реи заставил свою дочурку стать жрицой богини Весты, тем самым обреча ее на вечную девственность. Сделано это было по той причине, что Амулий (дядя) ввел войну за власть с Нумитором (отцом Реи). Первый, в итоге, победил, и боясь наследников у второго, решил пресечь проблему на корню.

Аму­лий разде­лил отцов­ское досто­я­ние на две части, про­ти­во­по­ста­вив цар­ству богат­ства, вклю­чая и золо­то, при­ве­зен­ное из Трои, и Нуми­тор выбрал цар­ство. Вла­дея богат­ст­вом, кото­рое дава­ло ему боль­ше вли­я­ния и воз­мож­но­стей, неже­ли те, кото­ры­ми рас­по­ла­гал брат, Аму­лий без труда лишил Нуми­то­ра вла­сти и, опа­са­ясь, как бы у доче­ри сверг­ну­то­го царя не появи­лись дети, назна­чил ее жри­цею Весты, обрек­ши на веч­ное дев­ство и без­бра­чие.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Ну и конечно, все пошло не так, как хотел Амулий. Рея залетела, причем не от кого-то там, а от самого Марса (по некоторым источникам — от Энея). Историк Тит Ливий скептично относя к этому тезису, посчитав, что жрица намерено всех обманула, так как «пре­гре­ше­нье, винов­ник кото­ро­му бог, — мень­шее бес­че­стье».

Впрочем, Реи это не помогло — ее казнили (по Плутарху — заключили в темницу), а близнецов было приказано утопить, но произошло что-то непонятное, то ли вода так бушевала, что их просто оставили у берега, а потом Тибр успокоился, то ли рабы были просто тупыми и решили оставить братьев у стоячей реки. Короче, Ромул и Рем выжили.

В этом моменте приходит та самая знаменитая волчица, ну или та, кто скрывается под латинским словом «lupa», которое переводится еще и как «проститутка».

Рас­ска­зы­ва­ют, что, когда вода схлы­ну­ла, оста­вив лоток с детьми на суше, вол­чи­ца с сосед­них хол­мов, бежав­шая к водо­пою, повер­ну­ла на дет­ский плач. При­гнув­шись к мла­ден­цам, она дала им свои сос­цы и была до того лас­ко­ва, что ста­ла обли­зы­вать детей язы­ком; так и нашел ее смот­ри­тель цар­ских стад, звав­ший­ся, по пре­да­нию, Фав­сту­лом. Он при­нес детей к себе и пере­дал на вос­пи­та­ние сво­ей жене Ларен­ции. Иные счи­та­ют, что Ларен­ция зва­лась сре­ди пас­ту­хов «вол­чи­цей», пото­му что отда­ва­лась любо­му, — отсюда и рас­сказ о чудес­ном спа­се­нии.

Тит Ливий, «История Рима от основания города», Книга I

Понятное дело, что волчица вряд ли вскармливала двух мальчиков, поэтому версия Тита Ливия о том, что близнецов подобрала обычная давалка не кажется такой уж и плохой. Пока все вполне логично, не находите?

Но давайте и в этот раз поверим легендам и допустим, что волчица и правда заботилась о них. Дальше — больше, пока происходил процесс кормления, пришел пастух, который, мягко говоря, оху… сильно поразился происходящим, поэтому первым же делом позвал всех братков с села, чтобы те тоже заценили данное действо. В общем, все пришли, поглазели, поняли, что волчицу все же лучше отогнать, что и было сделано, после сего братьев приютил тот самый пастух Фаустул.

Пастух Фаустул приносит Ромула и Рема своей жене Ларентии. Николя Миньяр. 1654 год.

На самом деле, у данного момента достаточно много различных интерпретаций. То, что было в предыдущем абзаце, принадлежит историку Дионисию. Для него кормление было мимолетным процессом, то бишь волчица просто пришла, дала пососать и в этот же день была прогнана пастухами. Вот Плутарх, например, писал, что волчица о них заботилась чуть более продолжительное время, причем не одна, а с дятлом, ибо этот звериный дуэт считается священным для бога Марса. Пастух же, по данной версии, забрал мальчиков тайно, под покровительством Нумитора.

Пока пастух подбирал братьев, его жена рожала, но ее ребенок умер сразу же после родов. Однако наш герой не растерялся и подложил вместо одного мертвого младенца двух живых. Ларентия (жена) подвоха не заметила, приняв детей за родных.

Позже им дали имена — Ромул и Рем. Оба брата были крепки, умны, а что самое важное — благородны.

С пер­вых лет жиз­ни маль­чи­ки отли­ча­лись бла­го­род­ной осан­кой, высо­ким ростом и кра­сотой, когда же они ста­ли постар­ше, оба выка­за­ли отва­гу, муже­ство, уме­ние твер­до глядеть в гла­за опас­но­сти, одним сло­вом — пол­ную неустра­ши­мость. Но Ромул был, каза­лось, креп­че умом, обна­ру­жи­вал здра­во­мыс­лие государ­ст­вен­но­го мужа, и соседи, с кото­ры­ми ему слу­ча­лось общать­ся — по делам ли о пасть­бе скота или об охо­те, — ясно виде­ли, что он создан ско­рее для вла­сти, неже­ли для под­чи­не­ния.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Как вы поняли, оба брата, конечно, были хороши, но Ромул хорошее. Плутарх нам уже тут дает почву для того, что произойдет дальше, но это еще не скоро…

Для начала им еще нужно было разобраться с делами в Альбе, где все еще правил Амулий. Конец правления дяди был предрешен обычным случаем.

Все началось с того, что пастухи Амулия и Нумитора малясь повздорили. Братья часто пользовались этим и воровали скот у вторых. Конечно, за это близнецов сильно невзлюбили, и пока Ромул то ли приносил кому-то жертву, то ли просто исполнял какой-то обряд, Рема похитили и отвели к Нумитору.

Дальше настоящая Санта-Барбара. Нумитор то ли страшась гнева Амулия, то ли почуяв родственную дедовскую душу, не решился наказывать Рема лично, посему отдал его Амулию. Тот, в свою очередь, тоже не хотел разбираться с братом Ромула, ведь местные жители считали, что это личное дело Нумитора, поэтому парень был обратно отдан своему деду. Тот посмотрел на Рема и ради любопытства спросил, кто его родители, ну и тот ответил:

Что ж, я ниче­го от тебя не скрою. Мне кажет­ся, ты бли­же к истин­но­му царю, неже­ли Аму­лий. Преж­де чем нака­зы­вать, ты выслу­ши­ва­ешь и рас­сле­ду­ешь. А он отда­ет на рас­пра­ву без суда. Рань­ше мы счи­та­ли себя детьми Фаусту­ла и Ларен­тии, цар­ских слуг (мы с бра­том — близ­не­цы), но с тех пор, как нас лож­но обви­ни­ли перед тобой и нам при­хо­дит­ся защи­щать свою жизнь, мы слы­шим о себе пора­зи­тель­ные вещи. Насколь­ко они вер­ны? Это, по-види­мо­му, решит опас­ность, кото­рой я теперь под­вер­га­юсь. Гово­рят, что наше рож­де­ние окру­же­но тай­ной и что еще более таин­ст­вен­но и необыч­но мы кор­ми­лись и рос­ли, едва появив­шись на свет: нас пита­ли те самые дикие пти­цы и зве­ри, на съе­де­ние кото­рым нас бро­си­ли, — вол­чи­ца пои­ла нас сво­им моло­ком, а дятел при­но­сил в клю­ве кусоч­ки пищи, меж тем как мы лежа­ли в лоха­ни на бере­гу боль­шой реки. Лохань эта цела до сих пор, и на ее мед­ных скре­пах — полу­стер­ши­е­ся пись­ме­на. Быть может, когда-нибудь они ста­нут опо­зна­ва­тель­ны­ми зна­ка­ми для наших роди­те­лей, но — бес­по­лез­ны­ми, ибо нас уже не будет в живых.

Рем (из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха), Как вы поняли, в древности люди не умели отвечать односложно

Фаустул тем временем узнал где Рем и попросил Ромула спасти братца. Тогда пастух и поведал ему всю правду о их рождении (точнее то, что знал сам), и пока парень собирал отряд, Фаустул, взяв лохань (ту самую, в которой он нашел младенцев), решил двинуться к замку Нумитору. И так уж вышло, что чисто случайно среди караульных оказался тот, кто когда-то топил близнецов, и так как лоханка, по всей видимости, была одна на весь город, стражник сразу узнал пастуха и тут же арестовал его.

Под пытками Фаустул признался, что мальчики живы, но обманул солдат, сказав, что они где-то далеко в степи, а лохань он просто так нашел и решил передать Реи, чтобы та получила надежду о спасении своих детей. Для стражи это прозвучало достаточно правдоподобно и они доложили об этом Амулию, который сразу же подослал шпиона к Нумитору, чтобы выяснить, не знает ли тот, что его внуки живы. По мнению Плутарха это стало фатальной ошибкой для царя.

[Шпион] При­дя к Нуми­то­ру и увидев, как тот лас­ков и нежен с Ремом, послан­ный окон­ча­тель­но под­твер­дил все его пред­по­ло­же­ния, сове­то­вал деду с вну­ком ско­рее брать­ся за дело и сам остал­ся с ними, пред­ло­жив свою помощь.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Итак, Амулий остался в неведении, Ромул уже надвигался с отрядом извне, а Рем поднимал мятеж в самом городе. Царь был слишком растерян и не успел что либо предпринять — его быстро пленили и убили, новым правителем снова стал Нумитор.

Так братья героически спасли город от тирании, но желанную власть в итоге не получили, ведь не хотели ссориться со своим дедом, поэтому они покинули город, чтобы основать свой. Тут история Ромула и Рема приближается к кульминации…

Братья нашли отличное место для возведения города — 7 отличных холмов для обороны, река Тибр для торговли. Казалось бы, все прекрасно, но тут возник спор, причем довольно глупый — где же возвести главный замок и как назвать город. Рем выбрал холм Авентин, а город хотел назвать Ремурием, Ромул же выбрал холм Палатин (отсюда palace (англ.) — дворец), а название для города — Рим. Спор хотели разрешить знамением, но даже тут вышел казус:

Рему, как пере­да­ют, пер­во­му яви­лось зна­ме­нье — шесть кор­шу­нов, — и о зна­ме­нии уже воз­ве­сти­ли, когда Рому­лу пред­ста­ло двой­ное про­тив это­го чис­ло птиц. Каж­до­го из бра­тьев тол­па при­вер­жен­цев про­воз­гла­си­ла царем; одни при­да­ва­ли боль­ше зна­че­ния пер­вен­ству, дру­гие — чис­лу птиц.

Тит Ливий, «История Рима от основания города», Книга I

Далее по Тит Ливию, по итогу небольшой стачки между сторонниками братьев, Рем погиб, Ромул стал единоличным правителем.

По Плутарх Ромул обманул всех, и на самом деле, никакого знамения у него вообще не было, когда Рем узнал об этом, то начал всячески издеваться над братом, за что в порыве ярости был убит вместе с Фаустулом.

То есть, как вы понимаете, Рем в любом сюжете погибал. Или же не в любом? Интерпретаций у этой истории просто миллионы, поэтому давайте обратимся к другому сюжету. Вот, например, историк IV века Аврелий Виктор (или, скорее, тот, кто скрывается за этим псевдонимом) пишет вот что:

Когда Ромул подо­шел к нему [Рему] и спро­сил, какие имен­но ука­за­ния он полу­чил, и тот ска­зал, что к нему во вре­мя гада­ния при­ле­те­ло сра­зу шесть кор­шу­нов, Ромул вос­клик­нул: «А я тебе пока­жу сей­час две­на­дцать кор­шу­нов!» И дей­ст­ви­тель­но, сей­час же за эти­ми сло­ва­ми появи­лись при блес­ке мол­нии и рас­ка­тах гро­ма две­на­дцать кор­шу­нов. Тогда Ромул обра­тил­ся к Рему с таки­ми сло­ва­ми: «Ну что же, Рем, увидев, что про­изо­шло, будешь ли ты наста­и­вать на преж­нем?» Рем, поняв, что он про­иг­рал спор о цар­стве, ска­зал: «Мно­го сме­лых надежд это­го горо­да и дерз­ких его начи­на­ний при­ве­дут к успеш­но­му их осу­щест­вле­нию»

Аврелий Виктор, «Происхождение Римского народа»

По его версии (хотя она, скорее всего, не его, но конкретный источник он тут не указывает) все закончилось вполне себе мирно. Помимо этого, далее историк упоминает некого Эгнация, который тоже считал, что Рем ни только не умер, но и прожил дольше своего брата.

Впрочем, давайте все же оттолкнемся от того, что Рем погиб от рук Ромула, который, по Ливию, вскрикнул: «Так да погибнет вся­кий, кто пере­ско­чит через мои сте­ны». На этом моменте мы пока оборвем легенду об основании города, чтобы немного проанализировать данную историю.

Ромул убивает Рема

Давайте все же остановимся на том, что вся эта история — один большой миф. Нет ни одного факта, который хоть бы как-то подтверждал существование братьев. Слишком много противоречий в этой легенде, даже смущает и тот факт, что мы знаем точную дату основания города — 21 апреля 753 года до н.э. Археологические данные дают понять, что тут были некие поселения и до Ромула и Рема, но когда это переросло в осознание жителей единым целым точно сказать нельзя.

Так что же по итогу? Рем кажется лишним в этой истории, некоторые полагают, что наличие второго брата должно показывать дуализм римского мира, но для многих история двух братьев стала «предрешающей» для Рима. К этом часто ссылается римский поэт Гораций:

Да! Римлян гонит лишь судьба жестокая За тот братоубийства день, Когда лилась кровь Рема неповинного, Кровь правнуков заклявшая.

Квинт Горация Флакк, Эподы

Он же и подводил к одной мысли: история Ромула и Рема была спроецирована самими римлянами. Каждый писатель трактовал легенду по своему, пытаясь раскрыть свое виденье, однако по итогу главная идея о римской жестокости дает о себе знать, и дальше будет только больше.

Эней и Латин

Прежде чем продолжить историю уже одного Ромула, стоит упомянуть еще одну важную для Рима личность, с ролью которой римские историки все никак не могли определиться. То он далекий предок близнецов, то он их отец, то вообще единоличный основатель Рима. Да, поговорим об Энее. Собственно, существует легенда, по которой наш герой после троянской войны уплыл в Италию, где и основал вечный город.

Эней побеждает Турна. Лука Джордано.

Хотя историк Дионисий высказывает множество мнений, то ли он в итоге не доплыл, то ли просто отряд послал, а сам остался, то ли это вообще тезка-Эней. Более красивую историю нам преподнес Вергилий в своем эпосе «Энеида», как раз и повествующий о легендарном герое и его жизни после падении Трои.

На какой почве возникла данная легенда непонятна, еще больше вопросов к тому, как ее хоть немного привязать к созданию Рима, ведь он, как мы знаем, был основам в VIII веке до н.э., а Троя пала в XII до н.э. Вряд ли Эней жил столько времени, чтобы потом основать город.

Падение Трои. Франсиско Коллантес.

Можно предположить, что данная история была придумана греками, чтобы пытаться показать доминацию над римлянами, типо: «Вот, смотрите какие мы крутые, что ваш же город основали». По крайней мере, точно известно, что во II веке до н.э. греческое посольство с острова Делос в своих речах нередко упоминала Энея и его нахождение в Италии.

Римским историкам была знакома и это легенда, поэтому они всячески пытались их хоть как-то связать, чтобы история Ромула, Рема и Энея были где-то рядом и казались последовательной. Если же мы хотим сделать также, то логичнее будет предположить, что герой Трои основал не Рим, а Лавиниум, а сын Асканий — Альбу, ту самую, где наши братья были рождены. А так как разница между жизнями близнецов и Энея — 500 лет, то логичнее будет взять во внимание слова Дионисия, что родственниками они были аж в 17 поколении.

Однако это не все, еще более вскользь упомяну очередную версию возникновения города, по которой его основателем был сам сын Одиссея и Кирки Латин. По легенде, остров, где он родился, располагался как раз недалеко от Италии, куда наш герой и приплыл, где и основал Рим.

Латин (слева) и его жена Амата (справа)

Хотя по все тому же Дионисию, он лишь основал племя латинов, которых также любили называть аборигенами то ли от слова ab origine (изначально), то ли от глагола errare (блуждать). Две абсолютно диаметральные версии, и все же первая звучит лучше. Вторая — плод воображения все того же историка, который назвал латинов аборигинами, чтобы подогнать их под свою этимологию. Сложно сказать, почему он так считает, возможно, так он хотел обосновать образ жизни Рима, его некую текучесть и непостоянность.

Теперь, пройдясь по всем трем легендам, мы можем представить небольшую целостную картину. Латин основал племя, Эней — Лавиниум, Асканий — Альбу, а Ромул и Рем — Рим. И хотя надо все еще понимать, что это лишь красивые мифы, мы теперь проанализировали их и поняли, на какой почве они возникли и была ли в ней хоть капля правды.

Ну а теперь, обратно к Ромулу!

Правление Ромула

Итак, Ромул становится единоличным правителям только что им основанного Рима. Какие же беды смог натворить наш первый царь за 37 лет мы сейчас и узнаем.

Городу нужны были жители. К сожалению, постройка хижин не прибавляет населения, поэтому Ромул пошел на смелый шаг — объявил Рим пристанищем для беглецов, беженцев, преступников и иного сброда. Это сработало — в город прибыло много мужчин, но, к сожалению, маловато женщин. Так уж вышло, что римляне еще не постигли искусство мужского зачатия, поэтому решились на одну шалость, подумал, что раз девушки не идут в Рим, то пусть Рим придет к девушкам.

21 августа, то бишь ровно через 4 месяца после основания города, проходил праздник в честь бога Конса. Гостеприимный Ромул пригласил сабинян и латинян, обещав веселую, а главное абсолютно бесплатную тусу.

Иронично, но до этого Ромул отправлял посольства в близлежащие города с просьбой дать парочку женщин для браков, но везде получали отворот-поворот.

[Римские] посоль­ства нигде не нашли бла­го­склон­но­го при­е­ма — так вели­ко было пре­зре­нье соседей и вме­сте с тем их боязнь за себя и сво­их потом­ков ввиду вели­кой силы, кото­рая сре­ди них под­ни­ма­лась. И почти все, отпус­кая послов, спра­ши­ва­ли, отче­го не откро­ют рим­ляне убе­жи­ще и для жен­щин: вот и было бы им супру­же­ство как раз под пару.

Тит Ливий, «История Рима от основания города», Книга I

Как вы поняли, приглашение на праздник соседи приняли. Казалось бы, что могло пойти не так. Так вот, неожиданно, в самый разгар пьянки, Ромул дал знак своим людям, чтобы те начали просто выхватывать женщин из пьяной толпы и делать их женами.

Некоторые историки утверждали, что количество украденных сабинянок можно прировнять к математической погрешности и истинная цель — найти повод для войны. Хотя большинству все же видится более поверхностная причина в виде биологического размножения. Вообще Тит Ливий очень любил оправдывать это действо — видите ли, захватывали только незамужних, да и соседи так-то сами виноваты, ведь не хотели сближаться.

Похищение сабинянок. Себастьяно Риччо.

Девушки сильно горевали (кто бы не горевал), поэтому Ромул чуть ли с каждой провел сеанс реабилитации, рассказывая, как прекрасен Рим, и все похищенные станут его полноправными гражданами. Вроде как, дамы утихомирились. Не утихомирились лишь родители тех самых дам, которые начали устраивать саботаж в Риме, а позже латиняне и сабиняне и вовсе пошли войной на Рим. Итого, как мы видим, вечный город продержался без войны аж 4 месяца. Похвально.

Подробности битвы с латинянами мы не знаем. Все закончилось хорошо и Рим победил, а вот сабиняне оказались куда более серьезным противником. Ромулу пришлось пообещать Юпитеру, что построит в честь того храм, если римляне одолеют врага. Как вы поняли, вскоре в городе появилось новое здание. Сабиняне, правда, после нескольких неудач не сдались. Они решились на реванш и, собрав отряд, двинулись на Рим.

Далее Плутарх описывает невероятно смешную историю. Войско сабинян не могло подступить к городу из-за очень хорошего караула, но, как и всегда, в такое дело вмешались женщины. Начальником караула был Тарпей, у которого была дочь Тарпея. Ей, видите ли, очень понравилось богатое обмундирование сабинян, поэтому она предложила им сделку: она открывает им ворота, а они дают ей все, что имеют на левой руке. На том и порешали. Как только враги вошли в Рим, они начали выполнять свою часть договора, только, почему-то, решили не просто дать в руки все украшения, а тупо их кидать в девушку, причем в левой руке, как мы знаем, находились не только побрякушки, но и щиты (а у кого-то и основное оружие). Ну, в итоге, один удачно кинутый предмет с легкостью убил девушку, так она и погибла в куче золота.

Тарпея, предположительно, заброшенная щитами.

Во время городских боев Римляне реально чуть было не проиграли, но тут опять вмешались женщины, а именно те самые сабинянки, которых когда-то похитили. Они уже совсем не хотели возвращаться, ведь имели мужей и детей.

Что дур­но­го сде­ла­ли мы вам, чем вас так оже­сто­чи­ли, за что уже пре­тер­пе­ли и тер­пим вновь лютые муки? Насиль­ст­вен­но и без­за­кон­но похи­щен­ные нынеш­ни­ми наши­ми вла­ды­ка­ми, мы были забы­ты бра­тья­ми, отца­ми и роди­ча­ми, и это забве­ние ока­за­лось столь про­дол­жи­тель­ным, что соеди­ни­ло нас с нена­вист­ны­ми похи­ти­те­ля­ми тес­ней­ши­ми уза­ми и ныне застав­ля­ет стра­шить­ся за вче­раш­них насиль­ни­ков и без­за­кон­ни­ков, когда они ухо­дят в бой, и опла­ки­вать их, когда они поги­ба­ют! Вы не при­шли ото­мстить за нас обид­чи­кам, пока мы еще хра­ни­ли наше дев­ство, а теперь отры­ва­е­те жен от супру­гов и мате­рей от мла­ден­цев — помощь, кото­рая для нас, несчаст­ных, гор­ше давеш­не­го небре­же­ния и пре­да­тель­ства! Вот какую любовь мы виде­ли от них, вот какое состра­да­ние видим от вас! Даже если бы вы сра­жа­лись по какой-либо иной при­чине, даже в этом слу­чае вам бы сле­до­ва­ло оста­но­вить­ся — ведь бла­го­да­ря нам вы теперь тести, деды, близ­кие! Но коль ско­ро вой­на идет из-за нас, уво­ди­те нас, но толь­ко — вме­сте с ваши­ми зятья­ми и вну­ка­ми, вер­ни­те нам отцов и роди­чей, но толь­ко — не отни­мая детей и мужей! Избавь­те нас, молим, от ново­го раб­ства!

Сабинянки (со слов Плутарха)

Война окончена, сошлись на том, чтобы объединить Рим и племя сабинян, живя в неком симбиозе и разделив между собой власть. Такой расклад продлился недолго, ведь Таций (царь сабинян) сильно разругался с жителями города Лавиниума, за что был убит, а Ромулу только в кайф, править одному все-таки проще. Вместо мертвого царя, наверно, нового поставили? Как бы ни так.

… ни бес­по­ряд­ков, ни воз­му­ще­ния саби­нян не после­до­ва­ло: одни люби­ли царя, дру­гие боя­лись, третьи вери­ли, что он во всем без изъ­я­тия поль­зу­ет­ся покро­ви­тель­ст­вом богов, и чти­ли его по-преж­не­му. Чти­ли Рому­ла и мно­гие из чужих наро­дов, а древ­ние лати­няне, при­слав к нему послов, заклю­чи­ли дого­вор о друж­бе и воен­ном сою­зе.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Убийц Тация выдали Ромулу, но он решил их не наказывать, правда потом передумал, когда в Риме и Лавиниуме началась эпидемия. Все, конечно же, увидели в этом гнев самих богов, поэтому тут же покарали убийц, и о чудо — мор пошел на спад.

Собственно, далее могущество Рима только росло, все соседи лишь пытались сыскать милости у новоиспеченного города, но только один народ решил пойти войной — этруски. Придумав тупой повод, они тут же вооружили войска и отправились в поход.

Война состояла из двух битва. Первая неинтересная — там Римляне быстро сос… проиграли. Во второй, почему-то, очень часто восхваляли Ромула, будто бы он половину этрусской армии перерезал лично (всего их было 14.000). Ну, как бы то ни было, враги дали заднюю, попросили мир на 100 лет и уступили многие земли. Собственно, далее Ромул уже правил в мире.

Через какое-то время после, Нумитор, про которого все уже успели забыть, умирает. Власть над Альбой, по идеи, должна была перейти Ромулу, но наш царь решил показаться героем и дать право городу распоряжаться своими делами самостоятельно, лишь ставя им наместника раз в год. Знать Рима сразу же удивилась такому и захотела так же, поэтому между нашим героем и его верными слугами часто возникали конфликты, поэтому и не удивляйтесь, что произошло дальше.

На этом историю Ромула можно и закончить. В один день, у Козьего болота, что на Марсовом поле, царь созвал войска для осмотра. Тут же начался ураган, который унес правителя Рима в неизвестность. Конечно же, царя пытались искать, но по итогу не нашли, тем самым, больше его и не видели.

Есть, конечно, и более приближенная версии, по которой Ромула убили сенаторы, а потом по частям выносили тело, чтобы никто не смог найти и опознать.

Так и кончилась жизнь первого царя. О том, кто же такие эти ваши цари и насколько их существование достоверно, мы поговорим в следующей главе.

Вывод

Вывод для всей этой истории достаточно неутешительный — все это лишь миф, а Ромула и Рема, вполне возможно, даже и не существовало. Однако все это, как было упомянуто в начало, очень странно с точки зрения составления мифологии. Никаких тебе героев, богов особо нет, только предательства, похищения и убийства. Опять же, вполне возможно, что римляне сами придумали себе такую историю, чтобы хоть как-то оправдать свое нутро.

Многие интересные моменты я упустил. Конечно же, сделал я это специально, чтобы вы могли сами окунуться в античную и современную литературу по этой теме:

Источники и литература:

Источники:

  • Аврелий Виктор. Происхождение римского народа.
  • Аппиан. Римская история. Книга I.
  • Дионисий. Римские древности. Книга I-II.
  • Евтропии. Краткая история от основания Города. Книга I.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ромул.
  • Цицерон. О государстве. Книга II.

Литература:

  • Бирд М. SPQR История Древнего Рима. Глава 2.
  • Ковалев С.И. История Рима. Часть I.
  • Нетушил И.В. Легенда о близнецах Ромуле и Реме
  • Теодор Моммзен. История Рима. Том I. Книга I.
  • Энман А. Ф. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие.

ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ

Ромул и Рем — Основание Рима

Легенда о Ромуле и Реме

Легенда гласит, что Асканио, сын троянского героя Энея (сына Венеры и Анхиса), основал город Альба-Лонга на правом берегу реки Тибр. Многие из потомков Энея мирно правили этим поселением. Когда Нимитор был королем, его брат Амулий захватил власть и сверг Нимитора с престола, убив его наследников мужского пола и заставив его дочь Рею Сильвию стать весталкой-девственницей, чтобы она не произвела на престол наследника мужского пола.

Тем не менее, Рея Сильвия родила близнецов, Ромула и Рема, отцом которых считался Марс, бог войны. Амулий заключил дочь в тюрьму, а младенцев приговорил к смерти, утопив в реке Тибр. Однако слуга, ответственный за это задание, сжалился над ними и вместо этого поместил близнецов в корзину и столкнул их вниз по реке Тибр. Их благополучно перенесли в район семи холмов.

Там мальчиков нашла волчица по имени Лупа, которая выкормила их в своем логове в Палатинский холм, пока их не нашли пастух и его жена, которые воспитали их как пастухов. Став взрослыми, Ромул и Рем были двумя прирожденными лидерами и в бою убили короля Амулия и восстановили Нимитора как короля Альба-Лонги. Стремясь основать собственное поселение, Ромул наконец построил стену вокруг Палатинского холма, места, которое он выбрал для основания Рима.

В поисках идеального места для своего нового города близнецы бродили по семи холмам (Авентин, Челио, Капитолий, Эсквилин, Палатин, Квиринал и Виминаль). Рем хотел начать город на Авентинском холме, а Ромул предпочел Палатинский холм. Чтобы решить, кто из братьев прав , они согласились проконсультироваться с гаданием, когда исследуют птиц, чтобы увидеть, что благоволят боги. Ремус утверждал, что видел шесть птиц, тогда как его брат видел двенадцать. Несмотря на то, что Ромул видел больше птиц, Рем утверждал, что он видел их первым, и поэтому город должен быть построен на Авентинском холме. Тем временем Ромул начал строить на своем холме стену, которую Рем решил перепрыгнуть. Разгневанный поступком брата, Ромул убил его . Согласно легенде, это произошло в 754 году до нашей эры.

Легенда об Энее

Согласно другой легенде, троянский царевич Эней достиг итальянского побережья и женился на Лавинии, дочери царя Латинуса, и стал царем.

Этот миф не только рассказывают греческие историки, но и защищают его в Италии по сравнению с другими легендами, придающими Риму аркадское происхождение, связанными с мифом об Эвандро или Ахейском, связанным с Одиссеем или Улиссом. Миф об Энее дает Риму божественное и греческое основание.

К сожалению, легенда об Энее невозможна, так как Троя была разрушена в 1200 г. до н.э.

Капитолийский волк

Палатинский холм

2Смотри фотогалерею

История Древнеримская монархия

Вас также может заинтересовать

  • История

    Как был основан Рим? Как она стала Империей? Какова была роль католической церкви на протяжении всей истории Рима? Узнайте об увлекательном прошлом этого яркого города, прежде чем отправиться в Рим.

  • Древнеримская монархия

    Откройте для себя первую политическую модель Рима, которая была монархической формой правления, с 753 г. до н.э. по 509 г. до н.э.

Ромул и Рем | UNRV.com История Рима

Мифические основатели Рима

Согласно римской мифологии, основателями Рима были Ромул и Рем. Братья-близнецы были предполагаемыми сыновьями бога Марса и жрицы Реи Сильвии.

История начинается со свержения Нумитора (их деда и короля древнего итальянского города Альба-Лонга) его братом Амулием. Дочь Нумитора, Рея Сильвия, Амулий сделал весталкой Девой, а это означало, что она стала жрицей богини Весты, и поэтому ей было запрещено выходить замуж. Однако бог Марс пришел к ней в ее храм, и с ним она зачала двух своих сыновей, Ромула и Рема.


Трудное начало

Как только они родились, ее муж бросил их в отдаленном месте. Эта практика была формой квазидетоубийства, допустимой во многих древних культурах, включая римскую и греческую, когда дети были нежелательны.

Они были нежелательны, потому что Амулий боялся, что мальчики вырастут и свергнут его, поэтому он поместил их в корыто и бросил в реку Тибр. В это время река разлилась, и когда вода упала, корыто, в котором все еще находились два мальчика, вышло на берег.

Их нашла волчица, которая вместо того, чтобы убить их, присматривала за ними и кормила своим молоком. Волчице помогал дятел, который также приносил им еду. Интересно, что оба этих животных были посвящены Марсу.

Затем Ромула и Рема обнаружил пастух Фаустул, который привел детей к себе домой. Фаустул и его жена Акка Ларентия воспитали мальчиков как своих собственных.

Согласно Ливию, некоторые говорили, что их вскормила Лоба — жена Фаустула, а не волчица. Действительно, ее имя означало волк, что на латыни было Люпус.

Достигнув совершеннолетия, Ромул и Рем убили Амулия и восстановили Нумитора, своего деда, королем Альба-Лонги, после чего они решили основать собственный город.


Основание Рима

Ромул и Рем выбрали место, где их вскормила волчица. Ромул начал строить стены на Палатинском холме, но Рем насмехался над ними, потому что они были такими низкими. Чтобы доказать это, он перепрыгнул через них, и Ромул в гневе убил его.

Ромул продолжил строительство нового города, назвав его Рома (Рим) своим именем. Его первыми гражданами были преступники и беглецы, которым Ромул подарил поселение на Капитолийском холме.

Связанная страница: Основание Рима


Похищение сабинянок

Однако на всех этих мужчин не хватало жен, и поэтому Ромул решил украсть женщин у сабинян, итальянского племени. Он объявил праздник и пригласил на него многих сабинян. В то время как внимание мужчин-сабинян было в другом месте, мужчины Ромула ворвались и унесли женщин. Это было знаменитое «Изнасилование (похищение) сабинянок», ставшее впоследствии сюжетом для живописцев и римского искусства.

Сабиняне были в ярости и во главе со своим королем Титом Тацием объявили войну Ромулу. Когда бой достиг своего апогея, сабинянки, полюбившие своих римских мужей, бросились между рядами и умоляли обе стороны о мире. Так битва была остановлена, и Ромул и Тит Татий вместе правили двумя народами, пока Тит Татий не был убит в битве.

Всю оставшуюся жизнь Ромул правил в одиночку, проявив себя великим лидером как в мирное, так и в военное время. Он не умер, а исчез однажды во время сильного шторма. Римляне считали, что он был взят на небеса, и поклонялись ему под именем Квирина. Ему наследовал Нума Помпилий.


Правда или миф?

Маловероятно, что хоть какая-то часть этой легенды правдива. Почти наверняка это копия греческой сказки, придуманная для объяснения названия Рима и некоторых обычаев. Например, римских невест забирали из их семей в дни свадьбы под предлогом применения силы, и это, вероятно, объясняет историю с сабинянками.

Знаете ли вы…
В то время как внимание мужчин было отвлечено, мужчины Ромула ворвались и унесли женщин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *