Много мифов и немного правды о Трое на выставке в Британском музее
ВыставкиЛондон Великобритания
№80
Материал из газеты
Археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами
Дональд Ли
17.02.2020
Филиппо Альбачини. «Раненый Ахилл». 1825.
Фото: Chatsworth House/The Devonshire Collections, Chatsworth. Reproduced by permission of Chatsworth Settlement Trustees.
Название выставки «Троя. Миф и реальность» в Британском музее акцентирует внимание на главном вопросе о легендарном городе древности, на который нет однозначного ответа и сегодня: где грань между мифами о Трое и археологическими артефактами, обнаруженными в XIX веке при раскопках на холме Гиссарлык на северо-западе современной Турции?
Основным источником информации о Трое и Троянской войне и сегодня остаются литературные памятники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, пьесы Еврипида, Софокла и Эсхила, эпическая поэма «Энеида» Вергилия.
Вновь вернувшись к этой теме, кураторы выставки Эндрю Шепленд и Лесли Фиттон собрали более 300 экспонатов: античную вазопись, скульптуру, мозаику, саркофаги и другие редкие предметы с изображением Троянской войны и ее героев из Музея искусства и археологии Ашмола в Оксфорде, Датского национального музея в Копенгагене и музеев Берлина.
Экспозиция разведена по трем темам. Первая сфокусирована на древнегреческих и древнеримских мифах о Трое, и здесь собрана в основном чернофигурная и краснофигурная вазопись, дополненная другими редкими экспонатами, как римская серебряная чаша I века н.э. со сценой из «Илиады», где царь Трои Приам умоляет Ахилла вернуть тело его убитого сына Гектора, или одна из сохранившихся рукописей поэмы Гомера, датируемая XI веком. Второй раздел посвящен собственно «правде» о Трое, то есть археологическим раскопкам, начатым в 1870-е годы на холме Гиссарлык археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом. Результаты его раскопок стали сенсацией, ведь до этого мало кто верил в то, что Троя существовала на самом деле. Более 8 тыс. найденных там предметов, включающих золотые кольца и две диадемы, Шлиман назвал кладом Приама.
«Приам и Ахилл». Серебряный кубок. I в. н.э.
Фото: Roberta Fortuna and Kira Ursem/National Museet Denmark
В 1877 году он привез свои сокровища в Лондон и показал в Музее Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта), а затем передал Этнографическому музею в Берлине, ныне Музею доисторического периода и ранней истории. Оттуда приехало около 100 предметов из шлимановской коллекции.
Сегодня же известно, что находки Шлимана относятся к более древнему периоду, чем время Троянской войны, описанной Гомером, но кураторы решили не включать в экспозицию артефакты из раскопок последующих, более поздних слоев.
«Хотя большинство археологов сегодня сходятся во мнении, что Гиссарлык и есть то место, где находилась древняя Троя, вопрос о том, действительно ли там найдены свидетельства Троянской войны, остается дискуссионным, — говорят они. — Проблема в том, что археологические свидетельства не всегда можно увязать с историческими событиями, а тем более с мифами».
О том же, что мифы и после Гомера продолжали и продолжают волновать воображение, — последний раздел выставки. Из самого запоминающегося здесь — «Суд Париса» Лукаса Кранаха Старшего, отреставрированная скульптура Филиппо Альбачини «Раненый Ахилл» (1825), монументальная фоторабота перформансистки и феминистки Элинор Антин «Суд Париса (в подражание Рубенсу)» (2007), эффектная световая инсталляция Спенсера Финча «Щит Ахилла» (2013).
Британский музей
Троя. Миф и реальность
До 8 марта
Подписаться на новости
Выставка «Троя: миф и реальность» в Британском музее
Вслед за выставкой «Тутанхамона» в Лондоне открылся еще один исторический блокбастер – «Троя: миф и реальность». На этот раз Британский музей попытался максимально развернуто рассказать о Троянской войне, раскопках Генриха Шлимана и о влиянии легендарного сказания на современную культуру.
Считается, что на этой выставке впервые в Великобритании будет представлена большая часть находок Шлимана. Почти 150 лет назад, когда археолог предлагал Британскому музею приобрести у него коллекцию артефактов, руководство отказалось, сославшись то ли на нехватку места, то ли на недостаток средств. В итоге все сокровища перешли в Берлинский музей, где до сих пор и хранятся. Все, кроме одного из самых ценных, – клада Приама. Его вывезли в годы Второй мировой войны в Москву и вплоть до 1990-ых годов не показывали широкой публике. Он, кстати, на выставке тоже представлен. Правда, в виде фотографии.
Открытию Генриха Шлимана не зря придают такое значение. Долгое время считалось, что Троя и Троянская война не что иное, как плод воображения автора «Илиады». Трою искали, как ищут Атлантиду. Но только одному человеку удалось ее обнаружить. Генрих Шлиман – археолог-самоучка, предприниматель немецкого происхождения, чей бизнес начался и разросся в России. После кругосветного путешествия он меняет сферу своих интересов и поступает в Парижский университет, где увлекается гомеровским эпосом. Изыскания новоиспеченного археолога приводят его сначала в Грецию, где он находит свою любовь и вторую жену – Софию, а затем и на берег современной Турции. Именно здесь ему удалось обнаружить легендарный город. Открытие Шлимана имело сенсационное значение и окончательно убедило ученых в историчности гомеровского эпоса.
На выставке представлено свыше 300 объектов, рассказывающих историю великой войны, поводом к которой стала любовь к одной женщине – Елене Троянской. Основной источник повествования – бесчисленные греческие амфоры, многие из которых поражают тонкостью и мастерством работы. Внимательно читайте описания под экспонатами, и вам откроются удивительные сюжеты.
Помимо традиционных предметов древности кураторы добавили в экспозицию произведения классического и современного искусства, сюжетным центром которых стала Троянская война и ее герои. Среди наиболее интересных объектов можно выделить работу Филиппа Альбачини «Раненный Ахиллес», портрет Елены Троянской кисти Эвелин де Морган и фотоработу американской художницы Элеонор Антин «Судейство Париса», созданную по мотивам полотна Рубенса.
Перед походом на выставку не забудьте ознакомиться с лекционной программой. Британский музей всегда приглашает знаковых лекторов, с которыми вам точно не будет скучно. Подробности по ссылке.
- Троя: миф и реальность
- Британский музей
- 21 ноября 2019 — 8 марта 2020
Юлия Минц
Troy: Myth and Reality обзор – дары с собой, без коня | Выставки
Все начинается с поразительного видения любви с первого взгляда, написанного афинским художником около 530 г. до н.э. Греческий герой Ахиллес изображен в блестящих черных доспехах, надвигающимся на Пентесилею, предводительницу амазонок. Как только его копье пронзает ее белое горло, их взгляды встречаются, и Ахиллес влюбляется. Его видимый глаз в профиль увеличивается от двойного шока узнавания. Ее умирающая точка.
В качестве метафоры войны эту картину на урне трудно превзойти: любовь и жизнь бессмысленно уничтожены в роковую долю секунды. И из-за чего они вообще дерутся? Всем известен миф о происхождении. Троянский царевич Парис похищает Елену, жену спартанского царя Менелая. Греки в отместку осадили Трою. Десятилетие войны заканчивается только тогда, когда Одиссей придумывает уловку гигантского деревянного коня, набитого солдатами, которого троянцы по глупости затаскивают в свой город только для того, чтобы ночью их убить. Кровь бежит потоками, заливая землю.
Но что примечательно в этой выставке Британского музея, которая иногда кажется такой же растянутой, как и сама Троя, так это множество вариаций этой истории, которую она охватывает. Возьмите Елену Троянскую. Была ли она похищена, ушла ли она добровольно, почему она не известна как Елена Спартанская? Почему она скупа в гомеровской «Илиаде » , а в одноименной пьесе Еврипида даже не добирается до Трои. Эти вопросы кажутся вновь разумными здесь, перед таким множеством различных изображений.
Как на самом деле выглядела Хелен? Лицо как гром, огромный нос и большой подбородок, согласно одной этрусской настенной росписи; волосы до колен, по словам другого. На афинском кувшине для воды 470 г. до н.э. она с дерзким носом, с высокой грудью и роскошными кудрями, ее тога усыпана блестками. И, возможно, она знает свою красоту, одобрительно глядя на себя в зеркало на греческой урне.
Но на рельефе этрусской гробницы она просто выглядит так же, как и все остальные в этой сцене. И что не менее поразительно, так это то, что Пэрис выглядит явно скучающим, когда его солдаты запихивают Хелен на корабль, как еще одну военную добычу. Возможно, она была просто военной пешкой, и тысяча кораблей была спущена на воду скорее воинственностью, чем красотой.
Краснофигурный кувшин, c480-470BC: Одиссей, привязанный к мачте, плывет мимо сирен. Фотография: Британский музей Ахиллес, самый храбрый герой из всех, может появиться в действии на поле битвы, но он также изображен волочащим труп Гектора за своей колесницей, пока он не превратится в месиво, и перерезающим горло одному троянскому подростку. за другим в психотической мести. На вазах, мраморной резьбе и фризах изображены женщины и дети, выстроенные в очередь на бойню. На картине 20-го века Сая Твомбли завеса дрожащей крови образует букву А: Ахиллес и его смертоносный наконечник копья.
«Твомбли» демонстрирует рвение к современной актуальности, включая разрушительный фильм о сирийских женщинах-беженках, исполняющих « троянских женщин » Еврипида в 2013 году: что с ними станет теперь, когда их дома и семьи были разрушены? Параллели ужасающие. Не случайно один из исполнителей утверждал, что их фильм теперь используется Британским музеем для «художественного приукрашивания» деятельности его спонсора, BP. (Каждый, кто хочет присоединиться к акции протеста, может сделать это в рамках кампании «Незапятнанная культура».)
Но наследие Трои в западном искусстве — тема мрачной и занимающей много места второй половины шоу — в целом представляет собой набор посредственности. Один Рубенс не может компенсировать все слюнявые изображения полуобнаженной Елены или кучи прерафаэлитской халтуры. И кто бы ни думал, что шоу должно закончиться так, как оно закончилось, с макетом ахиллесова щита 19-го века, за которым следует неоновая абстракция 20-го века, понятия не имеет, как вести эпопею.
Должен также упомянуть, чтобы предостеречь от резкого разочарования, что в Британском музее нет гигантской деревянной лошади. Есть что-то вроде массива подвешенных гнутых ребер, которые вызывают в воображении внутренности кита более эффективно, чем лошади. Но, несмотря на доступное колоссальное пространство и все чудесное мастерство, связанное с освещением и отображением этого темного и мерцающего города-шоу, единственная имитация троянского коня — это миниатюрная опора из фильма.
Зал Британского музея, где выставлены открытия Генриха Шлимана. Фотография: Гай Белл/Рекс/Shutterstock Гораздо более успешной является галерея шарнирных точек, посвященная открытию Трои как реального места. Это было предметом противоречивых мнений, восходящих к «Илиаде » Гомера, в которой упоминается город Илион на севере Турции. Среди множества рассудительных цитат из литературы, искусно выведенных в нужные моменты на протяжении всего спектакля, есть прекрасное описание Байроном пустоты пейзажа, где он искал Трою: «где я искал стены Илиона, / Тихо пасется овца, и ползает черепаха». .
На протяжении веков считалось, что Троя находится в месте под названием Бунарбаши. Но шотландский журналист и геолог Чарльз Макларен предположил в 1822 году, что Троя лежит под Гиссарлыком, а англичанин Франк Калверт, которому принадлежала часть участка, провел там раскопки в 1863 году. виды сокровищ, чтобы укрепить его теорию. Среди них были те самые горшки с лицом совы, которые вы видите в этом шоу, которые, по его мнению, были связаны с троянским культом Афины, и кувшины с надрезами, которые на современный взгляд выглядят как грубые украшения, но Шлиман считал, что это были древние письмена.
Все эти объекты выставлены на дне глубокого темного пространства, что-то вроде траншеи Шлимана, и великолепно освещены, так что вы видите, как их бледные эллиптические формы выворачиваются, как и он, как драгоценные картофелины в тяжелом черноземе. Но еще более впечатляющим является небольшой фрагмент мрамора, вырезанный греческим шрифтом. Слова напоминают о реальной женщине по имени Иероклея, которая когда-то здесь жила. Но когда-то считалось, что они из гробницы Ахилла.
На римской настенной росписи Эней изображен с легендарной стрелой, воткнутой в бедро, а его маленький сын рыдает в складках тоги. Позади них мать Энея, Венера — получеловек-полубожество — мерцает, как призрак. Одиссей, привязанный к мачте, препятствует воле сирен, ныряющих носом птиц с женскими лицами, лязгающих крыльями над его кораблем.
И когда Хелен идет по сходням на картине из Помпеи, выражение ее лица невольное, мужественное, ошеломленное. Это потрясающее произведение искусства, способное соперничать со всей поэзией, предзнаменование будущего, полное предчувствий.
Троя: мифы и реальность — Выставка Британского музея
Опубликовано 05 декабря 2019 г.
Троя — город воображения и археологический факт. Недавняя выставка в Британском музее посвящена троянским мифам и истинам, которые пленяли нас более 3000 лет.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Ахиллес убивает царицу амазонок Пентесилею, афинская амфора, ок. 530 г. до н.э., керамика © The Trustees of the British Museum
История Троянской войны — одна из величайших историй в мире. На протяжении более 3000 лет он формировал необыкновенную повествовательную традицию — рассказывал и пересказывал от Гомера до Шекспира и Голливуда.
Это история эпическая по масштабу и трагичная по своей цепочке эффектов. От первых семян конфликта до возможного возвращения выживших греков он охватывает почти полвека беспорядков и потерь. Его рассказ о греческих царях и воинах, объединившихся в битве против Трои, отражает зарождающуюся греческую идентичность, однако смысл троянского рассказа более чем патриотичен. Он говорит нам, как относительно незначительная причина может иметь катастрофические последствия, что не существует такой вещи, как победа на войне, и что страдания и травмы ощущаются повсеместно.
Но есть ли какие-то факты за этой основополагающей историей? Была ли троянская истина такой же, как Троя многочисленных воображений посредством искусства, письма и театра? А как же мифологические персонажи? Воин Ахиллес, похитивший Елену, хитрый Одиссей.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Филиппо Альбачини (1777–1858), Раненый Ахиллес, 1825 г., мрамор, Чатсуорт-Хаус. Фотография © The Devonshire Collections, Chatsworth. Воспроизведено с разрешения попечителей поселения Чатсуорт.
На своей недавней выставке «Троя: мифы и реальность» Британский музей соединил археологические поиски «настоящей Трои» с хитросплетениями повествования, которые составляют троянскую историю и ее художественные интерпретации на протяжении веков.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Филиппо Альбачини (1777–1858), Раненый Ахиллес, 1825 г., мрамор, Чатсуорт-Хаус. Фотография © The Devonshire Collections, Chatsworth. Воспроизведено с разрешения попечителей поселения Чатсуорт.
Археологическая история сосредоточена на подвигах Генриха Шлимана, немецкого археолога и шоумена, которому приписывают открытие затерянного города в конце 19 века. Он нашел его на месте Гиссарлыка на территории современной Турции. Шлиман был не первым, кто раскопал там, но он был самым успешным, обнаружив всевозможные сокровища, подтверждающие троянское прошлое, в том числе изысканные сосуды, драгоценности и горшки с филинами, которые Шилеман отождествлял с троянским культом Афины.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Терракотовый горшок для лица из Трои, ок. 2550–1750 гг. до н.э., Museum für Vor- und Frühgeschichte Фотография © Staatliche Museen zu Berlin, Museum für Vor- und Frühgeschichte, Фото: Клаудия Пламп
Это было замечательное открытие, одна из величайших археологических находок, и Шлиман с удовольствием добавил еще один слой мифа к его раскопкам.
Выставка Британского музея не только включала большое количество оригинальных находок Шлимана, но также воссоздала поперечный разрез древнего кургана, который он копал, решив найти некоторые троянские следы в нижних слоях истории.
Открытие настоящей Трои, возможно, только оживило ее привлекательность для воображения и художественного выражения. В коллекции Британского музея хранятся некоторые из самых изысканных антикварных артефактов троянской истории, в том числе удивительные вазы, изображающие Ахиллеса, убивающего королеву амазонок Пентесилею, и Одиссея, ошеломленного сиренами по пути домой.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Одиссей и сирены, афинский кувшин, ок. 480-470 гг. до н.э., керамика © The Trustees of the British Museum
Для этой выставки музей позаимствовал у многих других учреждений, чтобы показать наряду с этими более современные интерпретации троянской легенды. классические образы. Был коллаж Siren’s Song афроамериканского художника Ромара Бирдена. Была серия фотографий Элеоноры Антин Одиссея Хелен , где Хелен обретает голос в воображаемых сценах из своей жизни. Там была преследующая 9 Сая Твомбли0007 Месть Ахилла , и есть фильм Сирийские царицы , разрушительное исполнение пьесы Еврпида Троянские женщины 2016 года группой сирийских женщин-беженцев.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Элеонора Антин Суд Париса (по Рубенсу), 2007, из «Одиссеи Елены» © Элеонора Антин. Предоставлено художником и галереей Рональда Фельдмана, Нью-Йорк
На протяжении более 3000 лет истории и правда о Трое очаровывали и находили отклик в поколениях и культурах. Путешественников, исследователей, историков, писателей, художников и исполнителей привлекали его богатства как материала, так и повествования. В своей запутанной паутине предметов и произведений искусства эта выставка исследовала слои смысла, которые мы нашли — и продолжаем находить — как в мифической, так и в реальной Трое.