Невский проспект гоголь критика: Критика о повести «Невский проспект» Гоголя, отзывы современников

Критика о повести «Невский проспект» Гоголя, отзывы современников

Невский проспект.
Художник Д. Кардовский

«Невский проспект» относится к числу Петербургских повестей Н. Гоголя. 

В этой статье представлена критика о повести «Невский проспект» Гоголя, отзывы современников о произведении.

Смотрите: 
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Невский проспект»

Критика о повести «Невский проспект» Гоголя, отзывы современников

А. С. Пушкин:

«Перечел с большим удовольствием; кажется, все может быть пропущено [цезурой].» (А. С. Пушкин — Н. В. Гоголю, вторая половина октября 1834 г.)

В. Г. Белинский: 

«…Пирогов!.. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов!. . Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек!»
(В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя»)

Ф. М. Достоевский:

«Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много, так много, что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоеный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывертывал, делая па, свои столь недавно оскорбленные члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения, думал. А было ли ему стыдно? Без сомнения, нет!»

(Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя» за 1873 г.) 

В. Я. Зеньковский:


«Два художника (Чартков в «Портрете», Писарев в «Невском проспекте») оба стоят в несомненной близости к раскрытию в них «поэтического огня» и оба кончают страшной смертью. Их нельзя упрекнуть в пошлости… но наличность «поэтического огня» не подымает душу сама по себе, если душой завладевает ничтожная по своему смыслу страсть. Зато поручик Пирогов (приятель художника) — это уже законченное и безнадежное воплощение пошлости, предваряющее более яркий образ Ноздрева (недалек от Пирогова и Хлестаков). <…>

…именно Гоголь первый нанес сокрушительный удар эстетическому гуманизму. Ярче всего это выразилось в трагедии художника Пискарева («Невский проспект»), в переживаниях которого выражена основная идея эстетического гуманизма: «В наших мыслях только с одной непорочностью и чистотой сливается красота». Но красавица, которая так поразила Пискарева, была уже «тронута тлетворным дыханием разврата».

Это пока еще не отразилось на ее чудной красоте, но когда Пискарев приблизился к своей красавице и понял, кто она, — он убежал от нее. Предложение, которое он сделал красавице через несколько дней, выйти за него замуж и зажить честной трудовой жизнью, встретило с ее стороны презрение и насмешку. Бедный художник не смог перенести «раздора мечты с существенностью»… «Как отвратительна действительность — что она против мечты» — в таких словах передает Гоголь переживания бедного Пискарева. Но тем самым рассыпается и вся система эстетического гуманизма! Никакого единства красоты и моральной правды нет — и это Гоголь сознавал…»

(В. Я. Зеньковский, «Н. В. Гоголь», 1961 г.)

К. В. Мочульский:

«…в «Невском проспекте» в жизнь художника Пискарева злые духи не вмешиваются непосредственно: он гибнет от силы женской красоты, от естественно присущего ей демонизма.

Художник Пискарев, романтик–идеалист и девственный мечтатель, принимает женщину с Невского проспекта за «святыню» и «божество». Для его эстетического сознания красота есть высшая ценность, абсолют; она — откровение Бога на земле; поклонение красоте, любовь к прекрасной женщине равно религиозному служению. И вот Пискареву раскрывается иная правда: в этом мире «божественные черты» могут принадлежать развратнице, ведущей «низкую и презренную жизнь».

  <…>

В нашей «ужасной жизни» сама красота, эта небесная гостья, находится во власти злых сил; обреченная на гибель, она губит всех, кто к ней приближается; на такую действительность Пискарев не согласился: сначала он пытался уйти от нее в сны, потом в видения, порожденные опиумом; но бегство не спасло его. <…> Кончилось тем, что Пискарев был однажды найден с перерезанным горлом.

В чем тайна красоты? — спрашивал Гоголь в «Вие». И в «Невском проспекте» он отвечает: красота — божественного происхождения; но в нашей «ужасной жизни» она извращена «адским духом». Принять такую жизнь нельзя. Если нужно выбирать между «мечтою» и «существенностью», то художник выберет мечту. И Гоголь приходит к полному эстетическому идеализму: «Лучше бы ты (красавица) вовсе не существовала! не жила в мире, а была создание вдохновенного художника». Злая красота нашего мира губит, возбуждая в сердцах людей «ужасную, разрушительную» силу — любовь. <…>

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» — Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух идеалов — идеала Мадонны и идеала Содомского… <…>

(К. В. Мочульский, «Гоголь. Соловьев. Достоевский»)

А. А. Измайлов:

«Гоголь, написавший «Невский проспект», кажется, первый у нас серьезно и реалистично тронул скользкую тему о падшей женщине и доме терпимости. Это одна из самых романтичных его повестей, и с Гоголя у нас установилась реалистически не очень верная, но психологически чудесно-красивая, характерная для русской души традиции идеализировать падшую. <…>

…по Невскому ходило наглое, тупое, раскрашенное бесполое существо, циническое, пьяное, басящее, сквернословящее, похотливое и грязное.»

(А. А. Измайлов «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

Н. А. Котляревский:

«Вопрос о трагической участи непримиренного с жизнью поэта поставлен Гоголем и в повестях „Невский проспект» и „Записки сумасшедшего». Обе повести имеют также двоякое значение в творчестве Гоголя…

Они любопытны, во-первых, по той основной мысли о разладе мечты и действительности, мысли, которая составляла для нашего автора всегда предмет самых упорных и печальных раздумий; во-вторых, важно в них то, что эта идея, которую современники Гоголя почти всегда старались осветить с ее сентиментальной и романтической стороны, развита и воплощена Гоголем в образах самых реальных, житейски-правдивых, без всякого повышения тона и настроения.

Обе повести — пример того, как быстро развивался в Гоголе талант бытописателя. <…> В „Невском проспекте» и в „Записках сумасшедшего» тон постоянно меняется, переходя от патетического к резко комическому, всегда в соответствии с изображенным лицом и положением, т.е. в соответствии с житейской правдой.

Сколько, например, жанровых картинок и изумительно верных силуэтов разбросано на тех страницах, где Гоголь описывает Невский проспект в различные часы дня и ночи, где он описывает быть ремесленников, офицерскую жизнь, жизнь художников и притоны разврата. «

(Котляревский Н.А. «Николай Васильевич Гоголь. 1829-1842 : Очерк из истории рус. повести и драмы» 1908 г.)


Критика о повести Невский проспект Гоголя и отзывы критиков

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Критика о повести Невский проспект

Многие критики оставили свои отзывы о написанной Гоголем повести под названием «Невский проспект». Одним из критиков, который оставил свой отзыв был Александр Сергеевич Пушкин, отзывающийся о повести весьма лестно, он говорит о том, что прочитал все произведение с великим удовольствием, но вот цензура. Может не пропустить столь резкие высказывания.

Белинский рассказывает о том, что Пирогов – это целая каста, которая способна образовать целую нацию. Образ является единственным и неповторимым, он является первообразом из первообразов. Миф, созданный Гоголем, является настолько мистическим, он скроен весьма прекрасно, как кафтан, который подойдет по плечам любому человеку.

Федор Михайлович Достоевский говорит о том, что Поручик Пирогов, созданный в произведении стал фактически пророчеством. Спустя сорок лет после написания произведения Пироговых стало безмерно много, так что и пересчитать их невозможно. Да и ему фактически не за что стесняться, чего бы он не сделал, маленький чиновник, который не видит повода покрываться багрецом.

Мочульский подчеркивает мысль, что в существование Пискарева, который был именитым художником, не вторгались злые духи, его погубила простая женская красота. Автор уверен, любой женской красоте присущ демонизм, больше чем обычным злым духам, витающим в воздухе. Женщина с Невского проспекта становится для него фактически чудом, настоящим пророчеством, которое он желает обрести и передать его во всех чертах. Во время рисовки он понимает, что ему раскрывается совершенно иная правда, прекрасные черты принадлежат не божественному существу, а низменной распутнице, настоящей развратнице. Окончанием его жизни является то, что мужчину, который не смог справиться с внутренним противостоянием, которое постоянно терзало его, приводит к том, что его тело находят с перерезанным горлом на полу собственного дома.

Безумие не довело ни до чего хорошего, он не смог справиться со своими эмоциями, а женщина с прекрасными чертами преследовала его даже во снах.

Измайлов делиться тем, что Гоголь смог тронуть скользкую тему происходящего в обществе, он показывает, что падшая женщина может быть прекрасной наружности и трогать даже великого художника. Гоголь как никто смог описать стремление русской души к возвеличиванию и приукрашиванию падшей женщины, которая следует по улицам Невского проспекта. Художник старался передать каждую ее совершенную черту, уследить за каждым ее движением, чтобы передать его точно. Он не смог справиться с противостоянием разума и чувств, он старается понять, каким же образом, такая низменная женщина была столь прекрасной и замечательной, как господь позволил ей вместить такие нежные и прекрасные черты.

Другие сочинения:

← Анализ повести Портрет↑ ГогольКритика о творчестве Гоголя →

Критика о повести Невский проспект

Несколько интересных сочинений

Николай Гоголь, зоркий чертёнок | The Masthead

У Гоголя странность неизбежна, и одна постоянная вещь — это головокружение, которое резко искажает реальность, прежде чем позволить ей снова установиться — только оно сместилось на дюйм от того места, где мы думали найти его.

Собранные рассказы о Николае Гоголе · Николай Гогол · 1830-‘42
Певеар и Волохонский перевод · Vintage, 2009 · 465 Pages, Ipplyback

9000 · 465 Pages, Ipplyback

9000 · 465 Page.0002 Читать гоголевскую повесть — значит читать историю многослойной перспективы, в которой мечты сливаются с реальностью, превращаясь в необыкновенно заколдованную вселенную, которая существует бок о бок с нашей собственной.

Д. С. Мирский сказал о вселенной Николая Гоголя, что это «один из самых чудесных, неожиданных — в самом строгом смысле, оригинальных — миров, когда-либо созданных художником слова».

Его новелла – это разнообразное творчество высокотворческого ума, скромного ума и души, созвучной ритму жизни Украины и Санкт-Петербурга.

Хотя он и старался точно изображать украинские традиции и одежду, малороссийские обычаи и казачий быт, провинциальную мысль и суеверия, он из той породы, чья поверхностная трактовка вещей позволяет его читателям дополнить остальное так, что он может перейти к следующему делу и с одинаковым наслаждением раскладывать пуговицы советникского фрака и блеск столичного бального зала.

Переводчики Ричард Пивер и Лариса Волохонская разделили подборку сказок Гоголя в этом сборнике на украинские сказки, рассказы о провинциальной жизни и казачьих кутежах, которые имеют сильный фольклорный уклон, и его петербургские сказки, параллельную вселенную таких мест, как Невский проспект и Купеческие ряды, и все это с дистиллированной насмешкой, стопроцентно подтвержденной беспечным остроумием Гоголя.

Эта отстраненность Гоголя родна ему как чужаку из Миргорода, переехавшему в 1828 году в Петербург и сохранившему, даже будучи брошенным в блеск и гламур, шлюх и экипажей, свою малороссийскую перспективу: как пить чай через сахара и глядя на человека напротив, который просто бросает целый кубик в свою чашку.

Петербургские сказки — смесь скромности и насмешки, настоящая пошлость, успех которой обеспечен терпением наблюдательности.

«Дневник сумасшедшего» — острая сатира на петербургское табель о рангах, где достоинство не зарабатывается, а присваивается и где его советники прихорашиваются над своими именами в печати, когда их единственная работа — точить перья для начальства.

В «Шинели», рассказе с ухмылкой, Акакий Акакиевич, само имя смешное, является героем рассказа, и он одержим стремлением к более высокому статусу, несмотря на финансовый крах. Гоголь издевается над своим героем в самой малой степени — над его повествованием. Коллеги Акакия Акакиевича называют его потертое пальто домашним халатом. Сам Гоголь берет термин и надеется, что вы все это заметите.

Гоголь, кажется, любил вот так вклиниваться в свои рассказы. Он ваш приятель в театре, который подталкивает вас и указывает вам на каждый случай, когда то, что он видит на сцене, уводит его мысли куда-то еще. Он делает торжественное более буйным, но ничуть не менее правдивым. Это сатира, в которой нет подлости, потому что в основе своей она представляет собой простое наблюдение, причем наблюдение, которое глубоко разделяет друг с другом.

Странность гоголевских повестей в их содержании, да, но также и в экспериментах автора с формой и в его решительном отсутствии самосознания.

Гоголь был писателем капризным. Он экспериментировал ради удовольствия, и мы оказываемся непрошено привязанными к такому живому уму, который может гипнотизировать обыденностью. Мы следуем за Гоголем, куда бы он ни вел нас, очарованные его прихотью, и хотя нам кажется, что мы видим свою цель, то, что мы видим как цель, вовсе не так.

Гоголь понимал изменчивость вещей, что он вписал в «Невский проспект». Он всем сердцем принял, что то, что ведет нас в какое-то место, отличается от того, что следует за нами домой.

Именно так в его рассказах. Гоголь любил резкость. Ему нравился внезапный конец истории; ему понравился уход в другую историю, конец, который не является эпилогом, а вместо этого превращается в пролог.

Рассказ в «Иване Федоровиче Шпоньке и его тетке» сразу поглощается мечтой о размножающейся жене, как «Страшная месть» кончается скальной версией, а «Дневник сумасшедшего» оставляет желать скромная украинская Шахерезада, чтобы дать нам больше.

Его язык, который Пивер во введении называет «беспредметным» и «бессодержательным», является частью гораздо большей структуры, если не беспредметной, то, по крайней мере, извилистой и управляемой импульсом.

Слабейшим из собранных здесь рассказов является «Коляска», характерная своей бесцельностью, но лишенная острого легкомыслия «Носа» или мелкого стариковского юмора в «Рассказе о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», качеств которые делают nugatory прибыльным.

По сравнению с колоссальной инсценировкой в ​​рассказе о двух Иванах, в которой гоголевский диалог может быть таким же фарсом, как и диалог трех марионеток, и который заканчивается разочарованием рассказчика, «Коляска» — одномерный пошлость , что даже не пошлость , а только пожимание плечами.

Если не считать Шпоньку и двух ссорящихся Иванов, то украинские сказки Гоголя ярче его петербургских сказок. Искажение в украинских сказках, хотя и является главным их качеством, не столько искажение, сколько мир, каким его задумал Бог. Фантастика не пронизана суровой трезвостью реализма, как в его рассказах о Петербурге, а представлена ​​нам как первичная сила гармонии в этой жизни.

…целый рой призраков вздымался облаком в стороне.

В «Грозной мести» персонажи произносят монолог, а пиршество перед боем легко скатывается в кровавую бойню на берегу Днепра. Языки прошлого и настоящего действуют как преграды между твердостью бодрствующей жизни и магией ночных кошмаров. Трудно сказать, когда отец Катерины сливается с проклятым призраком мифа.

Гоголевский размах достигает своего апогея в «Ночи перед Рождеством» — рассказе о волшебной ночи, карманных чертях и диковинных подвигах ради флирта в самые священные церковные месяцы. В «Ночи перед Рождеством» Гоголь непринужденно начинает сразу много рассказов и лишь наполовину заканчивает некоторые из них.

Но, перескакивая с одного на другое, Гоголь не перестает оглядываться назад и вспоминать своих читателей. Он делает паузу, когда уходит слишком далеко вперед, чтобы вернуться и догнать нас. Несмотря на всех его монстров и ведьм… мы ему доверяем.

Гоголя мы верим в первую очередь как человека, неспособного на лжесвидетельство своей души. Это дерзкий мастер, грубое нарушение писательских условностей которого показало, что он человек состоятельный в литературном мире (эту тему он поднял в «Портрете», петербургской повести о художнике, увлеченном деньгами и чьим талантом он торгует). за банальность).

Вы не найдете у Гоголя ни последовательности повествования, ни многословности рассуждений. В этих сказках вы найдете писателя, который в совершенстве разыгрывал чертенка и обладал необходимым обольщением, чтобы обмануть своих читателей, заставив их поверить в то, что его собственный мир является единственно правдивым.

Собрание повестей Николая Гоголя ·  Николай Гоголь ·  1830-42
Перевод Певера и Волохонского  ·  Винтаж, 2009 г. 60 60 страниц · 0003

Нравится:

Нравится Загрузка…

Невский проспект – Паола Н.В.

«Не с чем сравнить Невский проспект, по крайней мере, не в Санкт-Петербурге, где он воплощает в себе все. Нет конца шику этой улицы – красавицы нашей столицы! Я знаю, что ни один из его бледных и высокопоставленных жителей не променял бы Невский проспект на мир».

Николай Гоголь, Невский проспект

Улица проходит прямо через сердце города, начинаясь у Адмиралтейства, которое когда-то было штаб-квартирой Адмиралтейств-коллегии и Императорского Российского флота, и заканчиваясь у Санкт-Петербурга – Гланвы или Московский вокзал, старейший в городе. Улица носит имя князя Александра Невского, жившего с 1221 по 1263 год, за много-много лет до основания Санкт-Петербурга. Он имеет длину 4,5 км и полон кафе, церквей, магазинов, театров, кинотеатров и призраков художников.

Адмиралтейство

«На днях в русской библиотеке, по неграмотной судьбе низведенной в темный берлинский переулок, я достал три-четыре новинки, и среди них ваш роман «Адмиралтейский шпиль». Красивое заглавие — хотя бы потому, что это, не правда ли, четырехстопный ямб, адмиралтейская игла, да еще знаменитая пушкинская строчка».

Владимир Набоков, Адмиралтейский шпиль

Мы были там пару раз. Мы увидели фонтан, бюсты, мемориальные доски, имперскую архитектуру и шпиль с кораблем на конце. Но мы не задержались надолго, так как было холодно, а посмотреть еще предстояло многое. Адмиралтейство присутствует во многих литературных произведениях, действие которых происходит в Санкт-Петербурге. Рассказ Набокова — лишь один из них.

Ресторан «Литературное кафе»

На углу Невского и канала Мойки находится ресторан «Литературное кафе», когда-то называвшийся «Кафе Вольф и Беранже». Это место с большой историей и большим количеством искусства. Его легко найти по табличкам на внешней стене. Некоторые говорят, что именно здесь Чайковский выпил один из своих последних стаканов воды в ноябре 1813 года, а также видели здесь писателей Михаила Лермонтова и Федора Достоевского.

Вы могли заметить профиль Александра Пушкина на одной из табличек. Как только вы войдете, справа увидите восковую фигуру писателя. Он всегда сидит у окна с пером в руке и думает.

Александр Пушкин погиб в феврале (или январе по юлианскому календарю) 1837 года на дуэли с Жоржем Дантесом, который все пытался соблазнить жену автора Наталью. За пару дней до выхода на дуэль, которая положит конец его жизни, Пушкин встретился в Литературном кафе со своим секундантом, который передал ему свой пистолет. Дом Пушкина находится в нескольких метрах от Кафе.

Место не слишком большое. Это старомодное, теплое место с живой музыкой. На первом этаже живет пианист, а на втором — скрипач. Вы, наверное, помните, что мы поехали в Россию в первую неделю января, а это значит, что мы должны были быть там во время православного Рождества, 7 января. Мы решили провести его в Литературном кафе.

Мы предполагали, что это будет очень дорого, и планировали съесть вход и, возможно, десерт. Кафе ведь очень популярное, у него богатая история, оно находится на главном проспекте одного из самых известных городов России. Этого следовало ожидать.

Каково же было наше удивление, когда мы увидели цены в меню! Цены были настолько доступными, что в итоге мы заказали основное блюдо, десерт, холодный напиток и два кофе!

В соответствии с их темой, они принесли нам счет в коробке в форме книги.

Дом Книги,

Дом Книги

Расположенный на углу Невского проспекта и канала Грибоедова Дом Зингера построен в стиле модерн мода 1910 года для швейных машин Зингер. После революции он стал книжным магазином и в настоящее время является самым большим магазином в городе.

С его академическими и литературными книгами, с его газетами и журналами, с его календарями и канцелярскими принадлежностями, и с его большим отделом иностранных языков, Дом Книги — место, где Вы можете легко потерять счет времени.

Из-за сезона у них было несколько рождественских разделов, которые включали такие вещи, как украшения, подарки, еду, книги и открытки. Мы с Мириам потратили много часов, рассматривая все подряд, и возвращались не раз. У нее было больше книг на выбор, так как она понимает и говорит по-русски. Я прошел все этажи, но большую часть времени проводил в отделе иностранных языков, где была как русская, так и зарубежная литература.

Есть две вещи, которые я всегда делаю, когда иду в книжный магазин в другой стране: 1) я ищу одну или две книги, написанные в указанной стране, и 2) я ищу Хулио Кортасара.

На этот раз я нашел оба.

Невский проспект заканчивается у старейшей станции города, Московского вокзала, который соединяет Санкт-Петербург с Москвой. Он был построен между 1844 и 1851 годами, и это станция, где Анна Каренина села на поезд в Москву в одноименном романе Толстого. Я погуглил и увидел, что это очень красивое здание. Я пошел туда и увидел, что они работают над этим, поэтому я не смог его увидеть. Ну, по крайней мере, они разместили его изображение, так что мы поняли идею.

Так заканчивается первый литературный маршрут в Россию. Санкт-Петербург нужно посетить несколько раз, чтобы по-настоящему оценить все, что он может предложить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *