Третий рим что это: Москва — третий Рим: откуда пошло выражение?

Почему Москва — третий Рим?

Есть такая крылатая фраза: Москва — третий Рим. Её слышал когда-нибудь каждый, но о том, откуда взялась эта странная поговорка, мало кто задумывается. Между тем, история этого выражения довольно интересна. Как известно, друзья Спутника — сплошь пытливые умы, желающие постоянно узнавать что-то новенькое! Есть у нас! Особенно актуально в свете того, что Спутник запускается в Москве! 

Древний Рим все считали непобедимым государством, вечной империей. Но в 313 году официально признали христианство и пошло-поехало. По сути, в стране стало два «императора» — светский и духовный. Многим казалось, что Римская Империя — это земной вариант Царства небесного. Что всю дорогу преследует христианство? Правильно, расколы. Сначала раскололась церковь — на сторонников христианства и католиков. А потом — и империя, разделившаяся по религиозному принципу на Западную и Восточную. 

В 410 году Западная Римская империя с трудом отбивалась от варваров и их предводителя — знаменитого Алариха. Осада этими ребятами Рима принесла плоды — горожане практически согласились на все условия захватчиков. Условия были варварские (а чего еще можно было ждать от варваров?). Аларих требовал всё римское золото, всё имущество и всех рабов. Взамен обещал пожаловать римлянам жизнь. Многие исследователи уверены, что жители Вечного города были готовы сдаться, но варвары несколько опередили события и захватили Рим силой — разграбили и практически до основания разрушили. Но падение Рима — это полбеды. Основная беда в том, что пострадала непоколебимая до этого репутация и слава Рима, как вечного города. 

В 455 году пришли вандалы и снова захватили Рим. И снова сделали это с легкостью неимоверной. Вандалов, кстати, было бы разумнее назвать садистами. Такого ужаса римляне не испытывали никогда в своей истории. Пожалуй, вторжение 455 года — самый кровавый эпизод истории Священной Римской Империи. 

До падения Империи оставался 21 год. А говорили, что не очко губит. .. Эти годы страна провела в какой-то непонятной и необычной для нее агонии. От былого величия и богатства не осталось следа, защитить своих граждан и собственные границы государство больше не было способно. Филиал Царства небесного на земле превратился в ад. 

Итак, Западная Римская Империя пала. А куда же делась Восточная? Никуда! Восточная пока осталась. Восточная Римская Империя — это Византия. На неё не покушались ни варвары, ни вандалы. Всем был интересен Рим — богатый и влиятельный. Дикарям не было дела до того, кто, с кем, когда и почему поделился. Им была нужна столица — они взяли ее. 

Византия стала преемницей Западной Римской Империи — Великого Рима. Мировым центром христианства стал город Константинополь. Эта, как сказали бы сейчас, сверхдержава, просуществовала предсказуемо недолго — всего около десяти веков. Критическим моментом оказался захват византийской столицы султаном Мехмедоом II — лидером османов. Это случилось в 1453 году. 

«Два Рима пали, а четвёртому не быть» — пишет в письме князю Василию III старец Филофей из псковского Елеазарова монастыря. Считается, что именно он впервые использовал эту фразу. На самом деле, эта формулировка — очень русская. В XV-XVI веках она будет основной политического пути России. Иван Грозный как раз стал именоваться царём, а Русская православная церковь взошла на степень патриаршества. Правящие элиты (назовем их так) много говорили о великом значении России, о том, что она — новая Византия, а значит, и новый Рим. Другой крупной христианской империи в мире не было. Пытались провозгласить себя «третьими Римами» еще Сербия и Болгария. Но они были слишком маленькими. Миру просто пришлось смириться с тем, что Москва — третий Рим, после, собственно, самого Рима и Константинополя. 

Именно тогда Русь стали называть Святой. Русский народ поверил в собственную непобедимую духовную силу. Руси предстояло беречь православие как таковое — от любых его врагов. С тех пор Москва — третий Рим. Говорят, четвертому — не быть. Кажется, это зависит от нас. 

Спутник уверен, что по красоте и размаху современная Москва затмит и Константинополь, и даже сам Рим. Сомневаетесь? Обязательно записывайтесь на наши замечательные и необычные экскурсии по Москве. Их готовят и проводят для вас самые обычные москвичи. Они хотят показать то, что нравится им самим, то, в чем они разбираются по-настоящему. Это делает спутниковые экскурсии по Москве удивительными. Присоединяйтесь! Мы точно знаем, что посмотреть в Москве!


Почему Москва – не «Третий Рим»

(Друкуємо мовою оригіналу)

«Москва – Третий Рим, а четвертому – не бывать» – это фраза, которую обронил псковский монах Филофей в начале 16-го века, и которая до сих пор является национальной идеей России. Кто и когда придумал эту мифологему и как ее аргументировал? Почему это – манипуляция? И изменится ли самосознание россиян после предоставления Украинской церкви автокефалии? Об этом в эфире Радио Донбасс.Реалии говорили историк, координатор проекта «Лікбез – Історичний фронт» Кирилл Галушко и российский политолог, доктор философских наук Игорь Чубайс.

– Кирилл, в источнике, откуда появилось выражение «Москва – Третий Рим», цитируют фрагмент так. Это псковский монах Филофей в 1523 (или 1524) году написал письмо великокняжескому дьяку: «Так знай, крестолюбец и боголюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам. Это и есть Римское царство, ибо два Рима пали, а Третий стоит, а четвертому – не бывать». Что имел в виду монах Филофей?

Кирилл Галушко: По поводу того, что он имел в виду, специалисты спорят долго. Есть два послания Филофея, то, что вы назвали, и второе, великому князю московскому Василию.

В 1453 году, за полвека до того, как он это написал, пал Константинополь, его захватили мусульмане. В результате на тот момент Московское государство оставалось единственным суверенным и независимым православным государством. Часто эту фразу вырывают из контекста, а это всего лишь кусочек того, что он излагал. Старец переживал по поводу роста греховности в Московском княжестве. В послании великому князю это все было в контексте, например, распространения мужеложства, то есть содомии, не только среди мирян, а и среди священников.

Поскольку оставалось одно единственное православное царство, то надо было беречь его святость.

– Когда Филофей писал эти строки, имел ли что-либо подобное на то, как мы смотрим на эту мифологему в 2018 году?

«Третий Рим стоит, а четвертому – не бывать», это была риторическая фраза, которая взывала к ответственности властителя

Кирилл Галушко

Кирилл Галушко: Так глобально он не имел в виду. То есть, как для средневекового священника, у него был взгляд глобальный, в предчувствии конца света, который может наступить, если в Московском государстве будет что-то не так. Поэтому «Третий Рим стоит, а четвертому – не бывать», это была риторическая фраза, которая взывала к ответственности властителя.

Понятно, что потом сама фраза использовалась в разное время по-разному. Что-то актуализировалось во времена Екатерины Второй, у которой был греческий проект, возрождение Византийской империи, поэтому она своего первого сына назвала Константином.

Если бы русские войска дошли до Константинополя-Стамбула, возродилась бы Византийская империя, ее бы возглавил дом Романовых и, например, сын Екатерины.

Потом это было переиздано во времена Александра Второго в средине 19-го века, когда была очередная фаза активности Российской империи. Крымская война на самом деле была Восточной из-за претензий России на святые места – Палестину. Надо было возобновить, переосмыслить идеологические претензии на Ближний Восток.

И нельзя забывать, Петр Первый, когда становился всероссийским императором, упомянул, что император Священной Римской империи Максимилиан называл того самого Василия, к которому обращался Филофей, как императора россов. То есть это были прецеденты борьбы за наследие Византийской империи.

Российская империя пыталась протянуть ниточку через Мономаха до максимальной современности, чтобы это давало исторические прецеденты для экспансии.

Кирилл Галушко, историк, координатор проекта «Лікбез – Історичний фронт»

– К максимальной современности. До сих пор, эта фраза, идеологема – одна из столбов российской национальной идеи. Вы согласны, что она актуальна?

Общественное сознание россиян и их видение исторического пути России опирается на ряд мифов и мифологем

Кирилл Галушко

Кирилл Галушко: Я согласен, потому что общественное сознание россиян и их видение исторического пути России, ее корней, происхождение ее власти, монархии и так далее, опирается на ряд мифов и мифологем.

В этом есть какие-то факты, а есть идеология, которая вводилась в определенное время. Это, прежде всего, мессианство. Великая историческая миссия Российского государства, которое в своем великодержавии, великой культуре, воздействии на мир, геополитических претензиях является наследником как минимум Киевской Руси, «мы все вышли из киевской купели» и «Киев мать городов русских».

Памятник Киевской княгине Ольге, которая в 957 году приняла христианство, Святому Апостолу Андрею Первозванному и создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию, Киев

– А в чем мессианство русских?

Российская идеология в последние 20 лет очень обеднела, потому что нечего предложить кроме расширения пределов России

Кирилл Галушко

Кирилл Галушко: В этом возникает его главная проблема, потому что оно для внутреннего потребления. У Советского Союза в его мессианстве была одна из ведущих мировых идеологий, коммунистическая, которая представляла свой рецепт общественного развития. Достаточно гуманный, идеалистический, с практикой тоталитарного Советского Союза далеко не все сталкивались. Было много людей, которые симпатизировали этому социалистическому и коммунистическому проекту.

После 1991 года предложить нечего, потому что Америка, Запад и так далее, могут манипулировать такими словами, как борьба за демократию, права человека, свободу и так далее, имея для этого определенные рецепты.

Сейчас идеология Третьего Рима рассчитана прежде всего на россиянина

А российская идеология в последние 20 лет очень обеднела, потому что нечего предложить, кроме расширения пределов России, опираясь на какие-то исторические претензии. Но что дать тем людям, которые будут присоединены, неизвестно. Поэтому сейчас идеология Третьего Рима рассчитана прежде всего на россиянина. Кроме исторических аргументов, нет программы на будущее.

– Игорь, слышите ли вы еще эту формулировку «Москва Третий Рим, четвертому – не бывать»? Жива ли она в народной памяти россиян?

Игорь Чубайс: Эта формула не забыта, но в последнее время упоминается крайне редко и никакого отношения не имеет к тому, что сегодня происходит в нашей стране.

У нынешней власти сохраняется авторитаризм, но идеи никакой нет

Игорь Чубайс

​Я бы сказал, что кроме всего прочего, в России сейчас глубочайший идейный кризис. Тоталитарная, авторитарная власть существует тогда, когда она выдвигает какой-то миф. У Гитлера была идея Третьего Рейха, у Ленина идея мирового коммунизма. У нынешней власти сохраняется авторитаризм, но идеи никакой нет. Хотя ее кусочки существуют. Например, такими фрагментами является миф о тотальных врагах. Но этот миф сегодня умирает.

Особенно серьезные изменения произошли после вбрасывания тезиса о реформе пенсии. На самом деле, о лишении права целой возрастной группы на пенсию.

Многие люди поняли, что эта власть их не поддерживает и против них. Этот идейный кризис хорошо осознается и вне России, и внутри России. Поэтому после 1991 года мы видим постоянные отпады разных прежних систем, которые существовали.

Игорь Чубайс, российский политолог, доктор философских наук

– Недавно была опубликована статья Владислава Суркова «Одиночество полукровки», ее резюме в том, что «Россия 4 века шла на Восток, 4 на Запад, ни там, ни там не укоренилась и теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизаций, третьего мира, Третьего Рима». Суть в том, чтобы идти по какому-то особому своему пути. Разве это не идея?

Мы 70 лет жили по принципу «весь мир идет не в ногу, а мы в ногу». Это привело к катастрофе, которая еще не забыта

Игорь Чубайс

Игорь Чубайс: Нет, это конечно не идея. Это не путь. Мы 70 лет жили по принципу «весь мир идет не в ногу, а мы в ногу». Это привело к катастрофе, которая еще не забыта. Снова выстраивать, аргументировать такую стратегию, это пережевывать уже съеденное. Тем более, теряется не только структура, теряется наш русский язык, теряются фундаментальные ценности из которых складывается цивилизация.

Кирилл Галушко: Вопрос на каком пространстве оно работает. В самой России это работает очень хорошо, потому что это опирание на те шаблоны, которые использовались разными формами российской государственности. Никого не удивляет синтез православия и сталинизма. Хотя одна доктрина атеистическая, другая является конфессией.

У Константинополя практика игры на этом поле на тысячу лет дольше

Кирилл Галушко

​С православием ситуация аналогичная внешнеполитическим проблемам России. Поскольку РПЦ является элементом государственной идеологии, государственной структуры повторяет абсолютно зеркально то, что делает Путин. Вселенские патриархаты, в том числе Константинополь, у которого практика игры на этом поле на тысячу лет дольше. Второй Рим не совсем умер. Когда идет претензия со стороны Московской патриархии на главенство в православном мире, Второй Рим начинает нервничать.

Президент Украины Петр Порошенко и вселенский патриарх Варфоломей во время встречи в Константинополе / Стамбуле. Турция, 9 апреля 2018

– Кирилл, не станет ли противостояние «Второго» и «Третьего» Римов – томос, который ожидает украинская православная церковь, началом переосмысления самих россиян?

Кирилл Галушко: Главная проблема в отношениях Украины и России, которая будет продолжаться очень долго, что Киев мать городов русских. Весь образ прошлого, который есть у россиян, начинается в Киеве. Но после 1991 года Украина продолжает изучать свою историю на своей территории, а Россия изучает историю в школе начиная с украинской территории.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

​(Радіо Свобода опублікувало цей матеріал у рамках спецпроекту для жителів окупованої частини Донбасу)

НА ЦЮ Ж ТЕМУ:

Філарет розповів про процедуру отримання томосу про автокефалію в Україні

Томос наближається: на що піде РПЦ?

Томос для України: погрози Кремля нашкодили самій Росії

Вселенський патріарх підтвердив рішучість надати автокефалію Україні – ЗМІ

У Московського патріархату немає власності в Україні – Єленський

Вселенський патріарх Варфоломій I під час вшанування пам’яті жертв Голодомору-геноциду в Україні 1932–33 років. Київ, 26 липня 2008 року

Третий Рим | Encyclopedia.com

буря

просмотров обновлено 23 мая 2018

Третий Рим относится к учению о том, что Россия или, в частности, Москва сменила Рим и Византию Рим как высший центр истинного христианства и Римской империи. Это наиболее часто неправильно понимаемое и злоупотребляемое из нескольких выражений нового места России в мире, возникших в результате внутренних и международных событий 1430-х и 1520-х годов. Преподобный Филофей из Псково-Елиазарова монастыря сформулировал ее в одном или двух посланиях, написанных между 1523 и 1526 годами, которые затем были переработаны в течение XVI и XVII веков.

Ни послания в первоначальном виде, ни рукописи, несомненно, времен Филофея не сохранилось. Первый, написанный, вероятно, в 1523–1524 годах статс-секретарю-администратору Пскова Михаилу Мисюр-Мунехину, нападает на астрологию, Римско-католическую церковь и притязания Священной Римской империи и в связи с этим утверждает, что Россия вместе с Москвой Успенский собор в ее центре, согласно пророческим книгам, является третьей и последней Римской империей. Неназванным противником Филофея был немецкий врач Василия III Николас Бюлев, продвигавший астрологию и церковный союз с Римом. Второе послание, адресованное неназванному царю — возможно, Василию III (1524–1526) или, возможно, Ивану IV (1533–1584) — и, возможно, вовсе не Филофею, призывает адресата обеспечить надлежащее применение знака пересекают его подданные; защищать церковное богатство; подавлять гомосексуальность; будь этичным, справедливым и благочестивым правителем; и, в косой форме, заполнить иерархические вакансии.

Мышление Третьего Рима служило возвышению представлений России о своем месте в православном мире и необходимости сохранения веры и ее обрядов в неискаженном виде. Если эта потенциально мессианская доктрина сыграла роль в установлении русского патриаршества в 1589 году и, возможно, помогла русским обрести чувство ответственности по отношению к православным, а затем и к униатским подданным Польши, Литвы и Османской империи, то она никогда не фигурировала. в агрессивной политике по отношению к неправославным или неуниатским народам. Современные попытки закрепить его как неотъемлемый элемент русского сознания с начала 1500-х годов не имеют под собой никаких оснований.

Христианское представление о переселении священного восходит к основанию Константинополя как Нового Рима (до сих пор в официальном титуле Константинопольского патриарха) и его последующим заявлениям о том, что он является Новым Иерусалимом, центром мессианского царства. В ходе соперничества с Византией, еще до разделения Восточной и Западной Церквей (в период с 860-х по 1054 г.), германские (Священноримские) императоры также претендовали на то, чтобы представлять истинный Рим. Точно так же, когда Византийская империя все еще существовала, среди православных славян болгары утверждали, что их столицей, в данном случае Трново, был Новый Имперский Город (Константинополь) в 1300-х годах.

Русские серьезно не оспаривали притязания Византии до Феррерско-Флорентийского собора с 1438 по 1439 год, когда фракции греческой и русской православной церкви приняли союз с Римом. Защищая православие от католицизма, московские митрополиты относились сначала к Василию II, а затем к Ивану III как к новому Константину. С падением Константинополя османами в 1453 году Московия/Россия стала православной монархией. Поскольку Иван III отбросил правовые и церемониальные остатки подчинения кыпчакским (золотоордынским) ханам в период с 1476 по 1480 год, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло доказывал абсурдность нерушимой присяги подлинного царя ложному царю разбойничьего происхождения. . Представляя новые восточные таблицы за годы после 149 г.2 в. н.э., который православные календари считают 7000-м тысячелетием от Творения, митрополит Зосима объявил Москву новым Константинополем, который сам был Новым Римом в одном раннем списке и Новым Иерусалимом в нескольких других. Дипломатия Ивана по отношению к претензиям имперской Германии в 1480–1490-х годах и церемония коронации его внука Дмитрия в 1498 году подчеркнули историческое равенство правителей России и Византии. В 1510-х годах Иосиф Волоцкий, утверждая, что православный Царь находится в силе, как и Бог, утверждал, что любое отклонение от Православия приведет к падению России, как и другие православные царства прекратили свое существование из-за отступничества. Исторические труды, созданные в 1520-х годах этой школой мысли ( Русский хронограф, Никоновская летопись ) подчеркивали превосходство России среди православных владений, а генеалогические изобретения, используемые для государственной дипломатии, утверждали римско-династическое происхождение правящего дома России.

Филофей был не единственным русским церковником своего времени, выступавшим против идей Бюлева; так же поступали митрополит Даниил и Максим Грек. Другие также выдвигали новые всемирно-исторические претензии на Россию.

См. также: базилик II; базилик III; Успенский собор; Иван III; Иван IV; патриаршество; собственники и несобственники

Островски, Дональд. (1998). Московия и монголы: межкультурные влияния на степной границе, 1304–1589 гг. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.

По, Маршалл. (2001). «Москва, Третий Рим: истоки и трансформация« поворотного момента »». Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 49: 412-29.

Дэвид М. Голдфранк

Энциклопедия российской истории ГОЛДФРАНК, ДЭВИД М.

оксфорд

просмотра обновлено 23 мая 2018

Третий Рим (Москва): см. ВТОРОЙ РИМ.

Краткий Оксфордский словарь мировых религий ДЖОН БОУКЕР

Москва: Третий Рим | Оксфордская исследовательская энциклопедия литературы

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/literature/view/10.1093/acrefore/9780190201098.001.0001/acrefore-9780190201098-e-1243

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Сводная информация о показателях. публиковались русские источники, в которых Москва упоминалась как «третий Рим». Когда российские историки 19-го века обнаружили эти тексты, многие интерпретировали их как свидетельство древней имперской идеологии бесконечной экспансии, идеологии, которая будет определять внешнюю политику России с 16-го века до наших дней. Но что на самом деле имели в виду эти изображения Москвы в XVI веке как третьего Рима? Осталось ли их значение стабильным или изменилось в течение периода раннего Нового времени? И насколько они были значимы для российской имперской идеологии раннего Нового времени в более широком смысле?

Ученые отмечают, что нельзя предполагать, что изображения Москвы как третьего Рима обязательно должны были быть имперскими торжествами как таковыми. Ведь москвичи считали, что первый Рим пал за разные еретические верования, в частности, что Христос не имел души человеческой, а второй Рим, Константинополь, пал перед турками в 1453 году именно потому, что принял некоторые из этих еретиков». латинские учения. Таким образом, образ Москвы как третьего Рима мог означать прославление города как нового имперского центра, но он также мог намекать на долг Москвы защищать «истинную» православную веру после падения — фактического и богословского — Римской империи. Рим и Константинополь. Однако с течением времени нюансы религиозной полемики, когда-то захваченные тропом, были утрачены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *