«Толстый и тонкий» анализ произведения Чехова – тема, название, план, жанр рассказа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1092.
Обновлено 18 Января, 2022
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1092.
Обновлено 18 Января, 2022
Анализ произведения Чехова “Толстый и тонкий” невозможен без определённых знаний об эпохе, в которую жил и творил писатель. Рассказ освещает такую проблему, как зависимость людей от того, какой социальный статус они занимают и какие стереотипы мышления с ним связаны. Автор в юмористической манере показывает людей, пресмыкающихся перед должностью. На уроках литературы в 6 классе могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.
Год написания – 1883 год.
История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.
Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.
Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.
Жанр – рассказ.
Направление – критический реализм.
История создания
В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей.
Известно, что в черновом варианте толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно.
Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.
“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.
Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования.
Основная мысль – вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.
Композиция
Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.
Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.
Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».
Жанр
Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр необыкновенным, ёмким. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 1092.
А какую оценку поставите вы?
Толстый и тонкий читать полный текст онлайн
Библиотека
- Авторы
- Чехов
- Толстый и тонкий
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.
— Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого. — Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
— Батюшки! — изумился тонкий. — Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены.
— Милый мой! — начал тонкий после лобызания. — Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урожденная Ванценбах.
.. лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик третьего класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе… А это моя жена, урожденная Ванценбах… лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга. — Служишь где? Дослужился?
— Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое… ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведен столоначальником по тому же ведомству.
.. Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось уже статский? А?
— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, по скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились… Длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…
— Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие, вельможи-с! Хи-хи-с.
— Ну, полно! — поморщился толстый. — Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства — и к чему тут это чинопочитание!
— Помилуйте… Что вы-с… — захихикал тонкий, еще более съеживаясь. — Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил.
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
Толстый и тонкий Чехова читать сюжет рассказа
Однажды Николаевский вокзал принял на своем перроне двух школьных друзей, которые много лет не имели возможности увидеться. Оба были искренне рады этой неожиданной для того и другого встрече. Они с удовольствием пожимали друг другу руки, наперебой задавали вопросы.
В отличие от Миши (толстого), Порфирий (тонкий) был не один. Его сопровождали супруга и сын. С самого начала произведения герои противопоставляются друг другу. Прежде всего, это касается портретной характеристики и описания рода занятия.
Друзья с необыкновенным азартом принялись вспоминать эпизоды из школьной жизни, смеясь от души над собственными проделками в прошлой жизни. Когда речь зашла о том, чем каждый из бывших гимназистов занимается в своей жизни, о собственных достижениях, должность коллежского асессора, которую занимал Порфирий, была произнесена с особой важностью. Кроме того, этот человек с гордостью рассказал о жене, занимавшейся музыкой, и сыне. «Пробавляемся кое-как…» — такое заключение о себе сделал Порфирий после рассказа об изготовлении и продаже портсигар. Он дал понять, что не собирается жаловаться на судьбу и остается доволен всем.
Настроение Порфирия в следующую минуту заметно меняется, когда он узнает, в каком статусе находится его школьный товарищ. Услышав от него: «я уже до звезды дослужился», Порфирий остолбенел. Его сердце будто сжалось и от неожиданности, и от страха.
От довольной улыбки не осталось и следа. Нервозное ощущение сковало его движения и отразилось на мимике. Неподдельное удивление показалось и на лицах других членов семьи. Ему не верилось, что его знакомый оказался так высоко. А он стоит напротив и ведет с ним беседу, не зная этого. С этого момента тон Порфирия изменился до неузнаваемости, речь стала похожа на официальный разговор.
Заметив это, Миша в недоумении отреагировал: «к чему тут это чинопочитание». Догадавшись, почему друг изменился в поведении, ему стало неприятно от этого. Он поспешно подал руку на прощание.
Рассказ А. П. Чехова «Толстый и тонкий» учит оставаться самим собой в любой ситуации, сохранять чувство собственного достоинства, гордости и силу духа. Заискивание и попытка угодить человеку, имеющему более высокий статус, может закончиться плачевно для того, кто сам себя унижает.
Картинка Толстый и тонкий
Авторы
- Куприн
- Осеева
- Салтыков-Щедрин
- Чехов
© 2021 biblinka.
ru
ДВЕ ДЕВУШКИ, ЖИРНАЯ И ХУДАЯ
От Мэри Гейтскилл ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 27 февраля 1991 г.
После яркого дебюта ее сборника рассказов «Плохое поведение» первый роман Гейтскилл кажется совершенно скромным. Несмотря на тревожную сцену С-М, это в основном вдумчивый и красноречивый психологический профиль двух странным образом связанных жизней. Что объединяет двух девушек из названия, так это популярный философ Анна Гранит (слегка замаскированная версия Айн Рэнд). Жюстин Шейд, симпатичная и стройная секретарша, работающая неполный рабочий день, также пишет для таблоида, похожего на Village Voice; ее расследование умирающего культа Гранита приводит ее к контакту с Дороти Сторм (урожденная Фути), страдающей ожирением текстовым процессором с Уолл-стрит, которая изменила ее жизнь к лучшему, когда она бросила колледж и стала частью ближайшего окружения Гранита.
Длинная средняя часть романа, остро наблюдаемые набеги на прошлое двух женщин, раскрывает их странно параллельные жизни. Несмотря на существенные различия в классе и семейной жизни, обе женщины стали жертвами: Дороти — из-за сексуального насилия отца, а Жюстин — из-за эмоционально травмирующих родителей — хладнокровных, отстраненных и ох уж либерально настроенных. Обе девушки с богатым воображением, красноречивые и грамотные, они оказываются аутсайдерами среди своих сверстников: одну избегали из-за ее явных физических отличий; другой потрясен жестокостью и предательством, которым подвержены молодые люди. Если Дороти наказывает себя, проедая себе путь в забвение, Жюстин начинает открывать для себя извращенную сексуальность: сначала через мастурбационные фантазии о пытках, а затем, разыгрывая какие-то причудливые подростковые обряды. Став взрослой, Жюстин продолжает подвергать себя жестокому, унизительному сексу, в то время как Дороти обрела психическое освобождение благодаря эротически заряженным идеям Гранита, который учит ее тому, как жизнь может иметь значение, если мы решим сделать ее значимой, и другим подобным «дефинитистским» панацеям.
. Тем временем Жюстин публикует свою умную и циничную статью, которая должным образом развенчивает псевдофилософию Гранита и предает часто ругаемую Дороти. Но ярость последней утихает, когда она становится буквальной спасительницей облажавшейся Жюстин. Гейтскилл полностью понимает психодинамику неудачника и, следовательно, привлекательность таких людей, как Рэнд. Но ее прекрасный и тревожный роман — это еще и ошеломляющая работа воображения — искренняя и светлая.
- 0
Дата публикации: 27 февраля 1991 г.
ISBN: 671-68540-6
Количество страниц: —
Издатель: Simon & Schuster
Обзор опубликован в сети: 20 мая 2010 г.
Категории: ОБЩАЯ ФАНТАСТИКА | ЛИТЕРАТУРА
Поделитесь своим мнением об этой книге
Вам понравилась эта книга?
Критический и аналитический подход при написании рассказа в кульминации «Толстый и худой» – обзоры из одиночной комнаты
Опубликовано
