Разгром Хазарского каганата князем Святославом – кратко о причинах
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 147.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 147.
Разгром Хазарского каганата князем Святославом стал первым внешнеполитическим успехом этого молодого правителя из династии Рюриковичей. Он смог одержать военную победу над одним из крупнейших по площади государств X века.
Предпосылки войны и особенности государства Хазария
Хазарский каганат появился в VII веке на границе Европы и Азии. В лучшие годы это государство охватывало территорию от Северного Кавказа на юге и до среднего Поволжья на севере, от Аральского моря на востоке и до Крыма и Приазовья на западе.
Рис. 1. Хазарский каганат карта.Каганат окружали различные противники – Древняя Русь, Волжская Булгария, Византия (граница с ней проходила в Крыму) и Арабский халифат. Государство было кочевым, им управлял каган. Столица каганата находилась на нижней Волге, недалеко от современной Астрахани, она называлась Итиль.
Противником Святослава стал хазарский царь Иосиф. Он правил с 930 года и вошел в историю как единственный правитель каганата, о чьей деятельности осталась достаточно сведений. Он переписывался даже с евреями с противоположного конца Европы – из Кордовского халифата.
Рис. 2. Хазарский поход Святослава.Походы Святослава
Дата начала боевых действий между хазарами и Древнерусским государством является спорной из-за малого количества источников о событиях X века. Около 960 года хазарский царь, в письме адресованном представителям Кордовского халифата, сообщил, что ведет войну и опасается движения русов на юг до Багдада.
В древнерусской летописи “Повесть временных лет” под 965 годом упоминается поход Святослава сначала на Дон, где он взял Саркел (он находился на территории современной Ростовской области), а потом на Кубань. К 969 году Святослав смог обойти с войском большую территорию, от Волжской Булгарии на севере и до Семендера на юге. Саркел был переименован в Белую Вежу и до первой четверти XII века в этой крепости размещался русский гарнизон. Других территорий князь к своим владениям не присоединял.
Во время походов Святослав разгромил не только хазар, но и племена ясов и касогов, которые жили на Северном Кавказе. Так в X веке называли предков современных адыгов и осетин.
Что мы узнали?
Год разгрома Хазарского каганата можно считать началом самостоятельного правления этого князя.
Святославу удалось избавиться от одного из самых сильных противников Древней Руси.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Алиса Падун
5/5
Маргарита Карташова
5/5
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 147.
А какая ваша оценка?
День победы над хазарами: alternathistory — LiveJournal
Святослав не только сокрушил Хазарский каганат, но и пытался закрепить завоёванные территории за собой. На месте Саркела появлется русское поселение Белая Вежа, Тмутаракань переходит под власть Киева, есть сведения о том, что русские отряды находились в Итиле и Семендере до 990-х.
Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии.
Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. С крушением в 50-х годах VII века Западно-тюркского каганата, хазары обретают независимость. С этого времени и можно говорить о начале Хазарского каганата. Глава хазар объявил себя главой всех тюркских и кочевых племен Евразии, то есть каганом.
Одержав победу над булгарами, хазары значительно усилились. Под их власть подпало все Северное Причерноморье, большая часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Ко второй половине VII в. относится и покорение хазарами лесостепной полосы будущей Киевской Руси. Воспоминание об этом времени сохранилось в «Повести временных лет» в рассказе о требовании хазарами дани с полян.
В подчинении у хазар оказалось большинство тюркских и угрских племен, кочевавших в Причерноморских и Прикаспийских степях.
Примерно в 730/731 году один из знатных людей Хазарии Булан обращается в иудейскую веру. К X веку Хазария, подчинившая часть восточно-славянских племен, была мощным очагом распространения иудаизма и его воззрений.
Смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря.
Готовя наступление на Хазарию, Святослав отверг фронтальный натиск через волго-донское междуречье и предпринял грандиозный обходной маневр. Прежде всего князь двинулся на север и покорил зависимые от каганата земли славянского племени вятичей, выведя их из зоны хазарского влияния.
Перетащив ладьи из Десны на Оку, княжеская дружина поплыла по Волге, где разгромила зависимые от каганата племена волжских булгар и буртасов. Так Святослав обеспечил безопасность своего северного фланга. Хазары не ожидали удара с севера. Они были дезорганизованы подобным маневром и не смогли организовать серьезную оборону.
Достигнув хазарской столицы — Итиля, Святослав атаковал пытавшееся спасти ее войско кагана и в жестокой битве разбил его. Далее киевский князь предпринял поход в Северо-Кавказский регион, где разгромил опорный пункт хазар — крепость Семендер. Во время этого похода Святослав покорил племена касогов и основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество.
После этого дружина Святослава двинулась к Дону, где взяла штурмом и разрушила восточный хазарский форпост — крепость Саркел. Таким образом Святослав, совершив безпрецедентный поход длиной в тысячи километров, захватил основные опорные пункты хазар на Дону, Волге и Северном Кавказе.
Одновременно он создал базу для славянского влияния на Северном Кавказе — Тмутараканское княжество. Эти походы сокрушили мощь Хазарского каганата, который прекратил свое существование на рубеже X-XI вв. В результате походов Святослава Древнерусское государство добилось безопасности своих юго-восточных рубежей и стало в тот период основной силой в Волжско-Каспийском регионе.
Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов.
Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития.
Как отмечают многие исследователи, сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения — порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения — духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы.
Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского каганата. Освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава.
Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования.
Для Киевской Руси же эта победа означало колоссальное укрепление могущества русского государства, выход Руси на главные роли в мировой политике того времени, торжество русского оружия и духовного превосходства над паразитическим хазарским государством.
Источник:http://ru-an.info
rusfront.ru/9518-den-pobedy-nad-hazarami.h
МИХА ЕЛИСАВИЧДЖОН СЛОАН | |||
10 век | Херсонес по-прежнему важнее всего центр в Тавриде, контролирует регион, простирающийся вдоль побережья до Судака и Готии климат.![]() | ||
901-907 н.э. | У императора Льва Мудрого есть список Архиепископы — Херсонеса, Боспора, Готии, Сугдеи, Фуллы. | ||
902 н.э. | Варяжская Русь упоминание служения в византийской морской экспедиции на Крит. Русам также служат хазары и наемники. | ||
903 н.э. | Летопись датирует женитьбу Игоря и Ольга, скандинавская принцесса из Пскова. Первое упоминание о Пскове, но село существовало там раньше. | ||
906 н. э. | Моравское королевство распалось поражение от венгров | ||
904-7 н.э. | Хроника сообщает о походе Олега из Киева против Византии — стягивает войска вплоть до чудских племен — результат новый мирный договор, но этого нет в византийских источниках. | ||
909 н.э. | С варягами союзниками Русидружина захватывает хазарский форт Абезгун на Каспии. | ||
911 н.э. | г. Переяславль основан южнее г. Киев | ||
911-2 н.э. | Второй Договор между Олегом, (Киевская Русь) и Византия. Текст включен в русскую летопись. | ||
912-13 г. н.э. | Александр II, византийский император. | ||
912-45 н.э. | Игорь, князь Киевский. | ||
912-3 -59 н.э. | Константин VII, Багрянородный, византийский император — тот же список архиепископов.![]() | ||
913 н.э. | Поход князя Игоря через Крым и Тмуторахан к Каспию. | ||
914 н.э. | Поход князя Игоря через Кавказ, победоносные русские войска на обратном пути попали в засаду хазар. | ||
915 н.э. | Печенеги предстанут перед Киевом за впервые в силе. Князь Игорь подписывает с ними мирный договор о создании граница между Доном и Днестром. | ||
920 г. н.э. | Война печенегов с Игорем Киев.![]() | ||
920-29 н.э. | Святой Вацлав, герцог Пршемыслский в Моравия- Богемия. | ||
920-44 н.э. | Роман I, альтернативный византийский император. | ||
922 н.э. | Ибн-Фадлан, посольство арабов к Волжскому Булгару, булгары хотят союза с Аббасидами против хазар. | ||
929 -67 н.э. | Вацлав убит, Болеслав I ведет был с немцами, словаками, моравами и поляками.![]() | ||
942 н.э. | Болгары (Симеон) атакуют хорватов и терпит поражение. Его сын Петр становится правителем болгар. | ||
935-41 н.э. | Игорь (Ингвар) неудачный Морской поход Киевской Руси против Византии, побежденный морским применением «Греческий огонь». Возможно, по инициативе хазар. | ||
937 н.э. | Углич основан | ||
943 н. э. | Киевская Русь поход Игоря Рюриковичей против хазар через Судак и Тмуторахан через Кавказ, первоначально успешным, но позже потерпел поражение. | ||
944-45 н.э. | Летописные заметки — поход Игоря к Дунаю, он сначала заключает союз с печенегами, грозит войной против Византия. Последующий договор с Византийской империей включает условия о Крым запрещает нападение русов на Херсонес — русы хотят византийского шелка, русы торгуют с печенегами важно. В договоре перечислены многие скандинавские имена в составе делегации. Но кампания может быть мифом. | ||
945-64 н.э. | Варяг Игоревдружина требует походов по сбору добычи. Он ведет их против древлян. После
Игорь убит древлянами в Искоростене, его вдова, (Хельга) Ольга, правительница-регентша
Киева для сына Святослава. Она захватывает Искоростень и собирает дань. Ее
столица находится в Вышгороде. Печенеги контролируют днепровские пороги. | ||
945 н.э. | Контроль над Крымом оспаривается между Святославом и хазарами — князь Святослав нападает на Херсонес. | ||
946 н.э. | Продление мирного договора между Русь и Византийская империя. | ||
947 н.э. | Ольга открывает торговые посты и собирает дань до Новгорода, Мсты и Луги.![]() | ||
950 г. н.э. | Константин Багрянородный пишет, что пацинаки оккупируют Россию и Крым — пацинаки заменяют хазар в степи северного Крыма, византийцы восстанавливают власть над готами у Дороса (Мангуп-кале). | ||
954-57 н.э. | (Хроника датирует эту поездку 948-55- Византийская летопись 957 г.) Ольга посещает Византию, переходит в Христианство. | ||
954 н.э. | Русские войска в Византийской армии в Сирия, проигравшая битву при Хадате. | ||
955 н. э. | Оттон I, саксонский король Германии побеждает венгров, открывая вакуум на Балканах. | ||
956-64 н.э. | Святослав начинает дирижировать военные действия. Он едет на Оку, чтобы узнать о вятичах. | ||
959 н.э. | Ольга связывается с королем Оттоном I, спрашивает для немецких епископов. Бишоп отправил в 962. | ||
959-63 н.э. | Роман II, византийский император. | ||
960-92 н. э. | Мешко I Пяст, первый правитель Польша, становится христианской в 966 году. | ||
960-61 н.э. | Византийская война в Сирии уходит Крым уязвимый. | ||
962 н.э. | Хазары пытаются атаковать Мангуп управлять готами и аланами. (Посылают ли готы с Мангупа к Святославу искать помощь?) | ||
963-69 н.э. | Никифор II, Византийский император. | ||
964-72 н. э. | Святослав I — князь киевский. | ||
965 г. н.э. (960?) | Византийский наместник (стратег) Херсонеса просит Святослава о помощи против хазар — поход Святослава на Дон — по пути он нападает на волжских булгар — Он совершает набеги на Беля Веш, Итиль и Саркел и Тмуторахан, захватывает и Херсонес. Возможно, он подписал соглашение с Печенеги перед пересечением их территории. Он вступает в союз с Ожузом (Торксом) для кампания. Одна из целей — получить дань от вятчей на Оке, удалив их Хазарские владыки. Он также покоряет ясов и касогов на Тамань-Кубани. | ||
966-67 н.э. | Поход Святослава в Болгария к Дунаю принимает 80 городов. — В Преславе был подписан первый мирный договор.
Дунай | ||
967 н.э. | Поход Никифора против Булгары | ||
967-8 н.э. | Византийцы устраивают печенег напасть на Киев, чтобы открыть поход за Святославом. Он мчится назад и Печенег уходить в отставку. | ||
967-99 н.э. | Болеслав II Богемский продолжает войны с Германией и Польшей. | ||
968 н.э. | Поход Святослава против Волжские булгары и хазары.![]() | ||
969 н.э. | Вторая Булгарская война, Печенег осадить Киев. Святослав спешит на защиту города. | ||
969-76 н.э. | Иоанн Цимисхий Византийский Император.. | ||
969-76 н.э. | Архиепископы — Херсонес, Гофия, Сугдая, Боспор, Фуллы. | ||
970-е годы нашей эры | Полоцк ныне важное торгово- перевалочный пункт со скандинавским владыкой, Гнездово также приобретает важное значение. Прибалтийская торговля все больше перемещалась из Волго-Средней Азии в Днепро-Византию.![]() | ||
970 г. н.э. | Святослав назначает своих сыновей воеводы — Ярополк в Киеве и Олег в Дереве. Новгородцы просят наместника поэтому он посылает молодого Владимира и дядю Владимира Добрыню. | ||
970 г. н.э. | Печенеги и венгры участвовать первоначально на стороне Святослава в походе на Византию. Он сжигает Филиппопол — Мирный договор Руси и Византии. также договор Руси и Булгары (царь Борис II и князь Святослав). | ||
971 н.э. | Святослав возобновляет войну и проигрывает битва (осада) при Доростоле (Аркадиополе) против византийца Иоанна Цимисхия, он вынужден подписать с ними договор. Византийский флот на Дунае и кавалерия по суше. Святослав отправляется в обратный путь, вынужденный задерживать контроль печенегов над
Днепр. | ||
972 н.э. | Святослав попал в засаду и убит печенежскими воинами на Днепровских порогах. Вероятно, их подтолкнули к этому это византийцы. | ||
976-78 н.э. | Ярополк I Святославич, князь Киева, нападает на брата Олега под Овруче. Олег погибает во время осады. Владимир бежит из Новгорода в Скандинавию, чтобы набирать варяжские войска. | ||
972 н.э. | Русско-Византийский мирный договор, Русь обязуются не нападать на Херсонес.![]() | ||
970-х?год нашей эры | Рогвальд, скандинавский принц устанавливает правление в Полоцке, Туре, устанавливается у реки Припять (Туров). | ||
976 — 1025 | Василий II, византийский император. | ||
976 н.э. | Ярополк Святославич война против печенегов заканчивается крупной победой Руси. | ||
977 или 79 г. н.э.? | Ярополк приводит печенежского князя Ильдеу на службе? | ||
978 — 1015 г. н.э. | Владимир I Святославич, князь Киева, он приводит с собой 6000 варягов-скандинавов, возвращает себе Новгород, затем осаждает Рогвальд и берет Полоцк, убивает Рогвальда и сыновей, женится на Рогнеде, марширует на юг, забирая города к Киеву. Ярополк бежит к печенегам. | ||
978 н.э. | После убийства Ярополка его боярин Баряжко бежит в Печенег; следует война, а затем заключение финала мирный договор. Владимир назначает своего дядю Добрыню в Новгород. | ||
980 г. н.э. | г. Туров основан | ||
981 н.э.![]() | Булгары Самуил II, поражение Византийская армия (Василий II), Империя теперь слишком слаба, чтобы защитить Херсонес и Крым. из хазар | ||
981 н.э. | Владимир I повторный поход Ляшский край и Червень и Перемишль Карпатский контролируют пути в Прагу и Краков, также подчиняет себе вятичей (983 г.), радимичей (984 г.) и ятвягов (а прусское племя, именуемое судауэрами или судовцами) (984 г.). | ||
981-85 н.э. | Поход Владимира I в Хазарию Каганат. | ||
984 н. э. | Договор между Киевом и Волгой Болгар. | ||
985 н.э. | Первый поход Владимира против Волжские булгары с дружиной Добрынииз Новгорода. Тогда новый мир договор. | ||
987-8 н.э. | Владимир помогает византийцу император Василий II с 6000 воинами в гражданской войне против Варды Склероса и Варда Фока — начало Варяжской гвардии. | ||
988 н.э. | Основан Владимир на Волыни. | ||
988 г. н.э. ? | Входит печенежский князь Метига Киевская служба Владимира. | ||
988-9 н.э. | Князь Владимир пленяет Херсонес крестится, женится на византийской царевне Анне и возвращает город Византия — Он посылает своего сына Мстислава править Тмутороканью на Таманский Пенн. | ||
989 н.э. | Варяжские войска выигрывают битву Абидос 13 апреля для Василия II. | ||
989 н.э. | Мирный договор между Русью и Стефан I Венгерский в рамках общего договора с польским королем. | ||
989 н. э. | Начало другого прерывистого Киево-печенежская война. Киевляне строят пограничные укрепления и укрепрайон города. Укрепите Белгород и Перяславль и 100 крепостей и городов, внутренний комплекс крепости вокруг Киева. | ||
991 н.э. | Владимир I поход против белых Племя Хорват. Он основывает Белгород и переселяет население на юг. | ||
992 или 93 AD | Поход печенегов на Русь, бой на реке Трубеж под Переяславлем. Русская победа Владимира I а затем трехлетнее перемирие с печенегами. В благодарность Владимир находит Переяславль. | ||
992-1025 н.э. | Болеслав I, Храбрый, Организует Польское правительство, завоевывает Поморье, Силезию, Моравию, Краков.![]() | ||
994-6 н.э. | Около 6 августа, г. Печенег, стремясь отомстить, напасть на город Васильево под Киевом и почти захватить Владимир при победе над егодружина. | ||
997 н.э. | Хроника сообщает о войне с печенеги, которые захватывают укрепленные посты и осаждают Киев. Владимирские походы в Новгород. Второй поход Владимира на волжских булгар. Печенегская осада Белгород. Владимир начинает строительство обширного «земив вала» земляные и бревенчатые укрепления через степные дороги вдоль Реки Сула и Трубеж, а также реки Ирпень и реки Стугна правый берег Днепра. Владимир переселил людей с севера в область южнее Киева, 500 км. валы. Крупный форт Воин. | ||
998 н. э. | Мирный договор между Владимиром I и Стефан I Угорский, Болеслав I Храбри великий Польша и Болеслав II Богемски. | ||
999 н.э. | Варяжские войска в Византии армия захватывает Эмесу в Сирии. | ||
999 н.э. | Болеслав Храбрый из Польши завоевывает Силезию, Моравию и Краков у Богемии. | ||
Перейти в 11 век. | |||
Еврейская община Самары, Россия
Д-р Ирена Владимирская
Историк и исследователь кафедры истории Педагогического колледжа Ахва, Израиль, специализирующаяся на истории Центральной Азии.
Город Самара расположен в Нижнем Поволжье европейской части России. С 1935 по 1991 год город назывался Куйбышев. Территория Самары попала под влияние Хазарского каганата в 7 веке. Через него проходили крупные торговые пути, связывавшие Хазарию с Китаем. Хазарскому правлению пришел конец в конце 10 века, когда войска киевского князя Святослава разгромили войска хазарского кагана Иосифа. Город Самара был основан в 1568 году для защиты юго-восточных границ Русского государства от ногайцев и крымских татар. Самара упоминается в официальных документах с 1586 г. при правлении Федора Иоанновича (1557-159 гг.).8) который отвечал за строительство крепости на Волге для защиты от ногайцев и калмыков.
С укреплением Русского государства вокруг Москвы стратегическое значение Самары уменьшилось. В 1688 г. Самара была признана областным городом и начала развиваться как центр торговли и коммерции, обслуживающий общины в районах средней полосы России и Поволжья. В XVII-XVIII вв. Самара служила убежищем для участников крестьянских восстаний Степана Разина (ок.
1630-1671) и Емельяна Пугачева (ок. 1742-1775). После отмены крепостного права в России (1861 г.) Самара стала центром сельского хозяйства и мукомольной промышленности. Через Самару проходила первая железная дорога, соединившая Сибирь с Уральским регионом.
Раннее еврейское поселение
Самара находилась вне черты оседлости1. В связи с этим евреи стали селиться в городе только во второй половине XIX века, когда принятие ряда законов позволило некоторым категориям евреев жить вне черты оседлости. Бывшие кантонисты, юноши-евреи, насильно призванные в русскую армию, где в числе первых получили разрешение поселиться за пределами черты оседлости, отслужив 25 лет военной службы. По законам 1859 г.и 1865 г. все категории еврейских торговцев и ремесленников получили разрешение селиться в городах вне черты оседлости, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. К 1853 г. в Самаре проживало всего восемь евреев (все мужчины, возможно, бывшие кантонисты). К 1862 г. их число возросло до 92, и в последующие годы заселение продолжалось.
К 1871 г. евреев было 339, а в 1878 г. — 515. Большинство из них были крупными торговцами, отставными солдатами, ремесленниками и членами их семей.
евреев были в числе инициаторов и организаторов Оренбургского проекта, приведшего к прокладке железной дороги, соединяющей Самару с губерниями Средней России. В 1874 году в Самару приехал первый раввин. Две синагоги были открыты в 1880 и 1887 годах, но официальная регистрация еврейской общины Самары была отложена до 1895 года. выросла примерно до 1550 г. Крупные еврейские торговцы начали вывоз сельскохозяйственной продукции из Самарской губернии. Они также основали первый пивоваренный завод, производивший пиво «Жигулевское», которое известно и сегодня. «Большая синагога» вместимостью около 1000 человек была построена в Самаре в 1908, а затем в 1910 г. при финансовой поддержке отделения Всероссийского общества распространения образования среди русских евреев было создано высшее учебное заведение для членов еврейской общины. Важную роль в еврейской общине Самары сыграли Яаков Тейтель (1850-1939), известный юрист, и Вениамин Португалов (1835-1936), известный врач, журналист, видный член еврейской общины.
Еврейская жизнь в советское время
Во время Первой мировой войны и Гражданской войны в России многие еврейские беженцы из западных регионов России поселились в Самаре, спасаясь от антиеврейского насилия. В 1926 году еврейское население Самары оценивалось примерно в 7000 человек, что составляло 4% всего населения города. В 1920-е гг. партия большевиков и комсомол — молодёжная организация коммунистической партии — вели кампанию против религии, в том числе иудаизма. В 1929 году Большая синагога была преобразована в Дом культуры, а затем в хлебозавод. Еврейская школа на идише, включавшая в себя театральную школу, функционировала до 19 века.38.
Во время Великой Отечественной войны в Самару было переведено тридцать девять важных советских министерств и иностранных посольств. Еврейская жизнь Самары в годы войны была тесно связана с деятельностью Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). ЕАК был создан в Самаре в апреле 1942 года. Идея организации ЕАК была предложена начальником НКВД-КГБ Лаврентием Берией (1899-1953).
Организация была призвана служить интересам советской внешней политики и советских вооруженных сил посредством пропаганды в СМИ, а также посредством личных контактов с евреями за границей, особенно в Великобритании и США. Ключевыми фигурами в ЕАК были Хенрик Эрлих (Вольф Герх) (1882-1941), журналист, член-ветеран и один из лидеров Бунда – Еврейской социалистической партии – в Польше, и Виктор Альтер (1890-1941), член исполкома Бунда в Польше. Эрлих, который в начале своей карьеры был членом Исполкома Петербургского Совета с 1917 года, позже эмигрировал в Польшу. В 1939 году он был арестован и отправлен в тюрьму советскими властями, но освобожден для создания и организации деятельности ЕАК. Эрлиху помогал в его работе Альтер, который был его близким другом, после того как Альтер тоже был освобожден из тюрьмы. В Самаре они контактировали с иностранными представителями, в основном с американцами. Они предложили организовать в США специальный еврейский легион и развернуть его на советско-германском фронте.
Оба мужчины считали, что могут изменить советскую политическую систему и превратить ее в более либеральный режим. Их снова арестовали в конце 1942 за «антикоммунистическую деятельность». Эрлих покончил жизнь самоубийством в городской тюрьме, а позже был казнен Альтер.
Председателем ЕАК был назначен Соломон Михоэлс (1890-1948), известный актер и режиссер Московского еврейского государственного театра. Шахне Эпштейн, еврейская журналистка, была секретарем и редактором газеты ЕАК «Эйникайт» («Единство»). Другими видными членами ЕАК были поэт Ицик Феффер (1900-1952), бывший член Бунда, писатель Илья Эренбург (1891-1967), генерал Аарон Кац (?-1952) Главной военной академии имени Сталина и Бориса Шимеловича (?-1952), главного хирурга Советской Красной Армии. Через год после основания ЕАЦ переехал в Москву и стал одним из важнейших центров еврейской культуры и литературы на идише. В 1952 г. все члены ЕАК были обвинены в антисоветской деятельности и расстреляны.
В 1959 г. в Самаре проживало 17 167 евреев.
К 1970 году это число уменьшилось до 15 929, а затем до 14 185 и 11 464 в 1979 и 1989 годах соответственно. Сокращение еврейского населения также отражало начало еврейской эмиграции в США, Канаду и Израиль в XIX веке.70-е-1980-е годы. Несмотря на антисемитскую кампанию, еврейская община Самары в 1960-1970-х годах выживала и пыталась сохранить еврейский образ жизни. Члены общины решили профинансировать деятельность раввина и шохета (ритуального забоя). Шаббатные и праздничные молитвы проводились в старой хасидской синагоге. Возрождение еврейской жизни в Самаре началось в середине 1980-х годов после процесса перестройки и открытости в бывшем Советском Союзе. Евреи Самары одними из первых в Советском Союзе создали еврейский культурный центр в 1986 и еврейской библиотеки в 1988 году.
Современная еврейская жизнь
В 1990-х годах еврейская община в Самаре начала восстанавливаться, когда был создан ряд новых организаций, в том числе Союз прогрессивного иудаизма «Хаим», женский ассоциация Эстер и молодежная организация Шомрон – Бней Акива.
Кроме того, в Самаре начали функционировать три еврейские воскресные школы, еврейский клуб и Открытый еврейский университет. Культурное общество Tarbut la Am издает газету тиражом 3000 экземпляров. Распространяется не только среди еврейской общины Самары, но и в городах Поволжья и за ее пределами. Только одна из синагог Самары, небольшой хасидский молитвенный дом, действовала в годы коммунистического правления. Под этой синагогой находится миква: очень маленькая, но отвечающая всем требованиям Галахи. С 1991, синагога служила центром еврейской религиозной деятельности, такой как субботние и праздничные молитвы, кидушим, воскресная школа и бесплатная столовая для нуждающихся, частично работающая на местные пожертвования.
Скрипач еврейского музыкального ансамбля Алия. Самара, 1991 год. Фото: Софья Денисенко, Украина. Центр документации Остера, АНУ – Музей еврейского народа. Предоставлено Софьей Денисенко, Украина
В 2002 году губернатор Самары принял решение вернуть евреям Самары заброшенное здание бывшей Большой синагоги.
Бейт-Хабад, одна из тридцати одной еврейской организации Самары, инвестировала три миллиона долларов в реконструкцию здания с целью превращения четырехэтажного здания в будущий Еврейский общинный центр Самары.
В 1992 году организован Еврейский национальный центр Самары. Раввин Шломо Дойч из движения Хабад был назначен главным раввином Самары в 2000 году. В 2001 году Роман Бейгель был избран президентом еврейской общины Самары. В январе 2002 года впервые за 100 лет синагога Самары получила новый свиток Торы. Город является центром еврейской активности для всех 35 000 евреев, проживающих в Самарской области. В 2003 г. в Самаре проживало около 10 000 евреев, что составляло 0,67% всего населения города.
В соответствии с тремя указами (указами) Екатерины II в 1783, 1791 и 1794 годах была установлена «черта оседлости», которая ограничивала право проживания евреев либо на территории, присоединенные к Польше вдоль западной границы, либо на территории, отторгнутые от Османской империи вдоль берегов Черного моря.


э.
Киев


э.
Он ведет их против древлян. После
Игорь убит древлянами в Искоростене, его вдова, (Хельга) Ольга, правительница-регентша
Киева для сына Святослава. Она захватывает Искоростень и собирает дань. Ее
столица находится в Вышгороде. Печенеги контролируют днепровские пороги.
э.
э.
э.
— В Преславе был подписан первый мирный договор.
Дунай

Святослав отправляется в обратный путь, вынужденный задерживать контроль печенегов над
Днепр.
н.э.
э.
н.э. ?
э.
э.