Терминологический словарь по истории: Словарь терминов по истории

Содержание

Словарь понятий и терминов по истории

Абсолютная монархия — самодержавие, государство, в котором монарху принадлежит неограниченная власть. При этом создаются мощный бюрократический аппарат, армия и полиция, а деятельность органов управления прекращается.
Автократия — бесконтрольное самовластие одного лица.
Автономия — право самостоятельного осуществления власти (в некоторых оговоренных заранее пределах) для части государственного образования на своей территории.
Авторитаризм — антидемократическая система политической власти, обычно сочетающаяся с элементами личной диктатуры.
Агора — площадь, где собирались свободные граждане, — народное собрание в древнегреческом городе-государстве.
Агрессор — государство, осуществляющее вооруженное посягательство на суверенитет, территорию или политическую систему другого государства.
Администрация — совокупность органов управления.
Административно-территориальное деление — деление территории страны на более мелкие единицы со своими органами управления.
Акрополь — укрепленная часть древнего города.
Амнистия — освобождение от уголовной или др. ответственности.
Анархия — безвластие, неподчинение законам, вседозволенность.
Антанта — союз Англии, России и Франции против Германии в Первой мировой войне;
Антигитлеровская коалиция — союз стран, боровшихся против гитлеровской Германии и др. держав оси, — СССР, Великобритании, США, Франции, Китая, Югославии, Польши и др.
Аристократия — родовая знать, высшее сословие.
Аутодафе — публичная казнь еретиков по приговору инквизиции.
Баланс сил (равновесие, уравновешивание) — примерное равенство военных потенциалов противостоящих сторон.
Барщина — принудительный труд крепостного крестьянина в хозяйстве феодала.
Блокада — система политических и экономических мероприятий, направленная на нарушение внешних связей какого-либо государства. Применяется с целью изоляции блокируемого объекта.
Буржуазия — класс собственников, использующий наемный труд. Доходы обеспечивает присвоение прибавочной стоимости — разницы между затратами предпринимателя и его прибылью.
Буферные государства — страны, расположенные между враждующими государствами, разделяющие их и обеспечивающие таким образом отсутствие общих границ и контакта враждебных друг другу армий.
Бюрократия — господство чиновничества, власть бумаг, когда центры исполнительной власти практически не зависят от народа. Характеризуется формализмом и произволом.
Вандалы — древнегерманское племя, захватившее и разграбившее Рим. В переносном смысле — дикари, враги культуры.
Вассал — феодал, зависящий от своего сеньора. Нес определенные повинности и воевал на стороне сеньора.
Великое переселение народов — движение германцев, славян, гуннов и др. на территории бывш. Римской империи в IV-VII вв.
Вербальная нота — форма текущей межгосударственной переписки.
Вече — народное собрание в Древней Руси (Новгород, Псков)
Вотум — мнение, выраженное голосованием.
Гаагские конвенции — международные соглашения о законах и обычаях ведения войны (приняты в Гааге в 1899 и 1907 гг.), о защите культурных ценностей (1954), по международному  частному праву и др.
Герб — отличительный знак страны, области, дворянского рода.
Гетман — военачальник, глава “реестровых” казаков в XVI- XVIII вв. в Украине.
Гильдия — союз купцов, торговцев, ремесленников в средние века.
Гимн государственный — торжественная песнь, официальный символ государства.
 Государство — объединение людей (населения), проживающих на одной территории и подчиняющихся одним законам и распоряжениям общей для всех власти.
Демократия — форма государства и общества, основанные на признании народа источником власти и участником управления.
Демонстрация — шествие, митинг или другая форма массового выражения настроений в обществе.
Денонсация — отказ одной из сторон соблюдать в дальнейшем заключенные ранее соглашения, договоры и т.п.
Депрессия — фаза развития экономики, следующая за кризисом перепроизводства. Синоним — застой. Великая депрессия — экономический и политический кризис 1929-1933 гг. в США.
Деспот — правитель, угнетающий своих подданных самовластнои бесконтрольно.
Диктатура — политический режим, означающий полное господство отдельной личности или общественной группы.
Династия — последовательный ряд родственников — правителей государства.
Дож — глава Венецианской и Генуэзской республик в средние века.
 Дружина — постоянный вооруженный отряд, войско князя,
Ересь — отклонение от предписанных религией взглядов.
ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, “Общий рынок”) -организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами.
Железный занавес — так на Западе называли границу между странами Варшавского договора (“коммунистическими”) и остальным миром.
Закон — свод правил, выполнение которого обязательно для всех.
 Запорожская Сечь — организация украинского казачества, военная республика во главе с кошевым атаманом в XVI- XVIII вв. с центром за днепровскими порогами, на островах.
 Изоляция — создание непреодолимых барьеров между государствами или общественными группами.
 Империализм -• фаза развития общества, когда соперничающие между собой финансово-промышленные группировки, монопольно владеющие рынком, контролируют все области жизни и сливаются с государственной властью.
Империя — монархия или деспотия, имеющая колониальные владения или включающая в себя разнородные элементы.
Индустриальная революция — переход на качественно новый уровень техники и технологии, приводящий к резкому увеличению производительности труда и выпуска продукции.
Инквизиция — в XIII-XIX вв. система судов в католической церкви, независимых от светской власти. Преследовала инакомыслящих и еретиков, применяла пытки и казни.
 Казачество — военное сословие в России в XVI-XX вв. Возникло на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке в виде вольных общин, являлось главной движущей силой народных восстаний в Украине и в России. В XVIII в. превратилось в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Семиреченское, Уральское, Уссурийское, Сибирское, Астраханское, Амурское), насчитывавших в общей сложности 4,4 млн чел., свыше 53 млн десятин земли. С 1920 г. как сословие упразднено. В 1936 г. созданы казачьи соединения, принимавшие участие в войне; в 40-х гг. расформированы. С конца 80-х гг. началось возрождение казачества; общая численность в СНГ — свыше 5 млн чел.
 Капитализм -общественная формация, основанная на частной собственности на орудия и средства производства, системе свободного предпринимательства и наемного труда.
 Класс — большая группа людей, роль которых в экономической системе общества и в отношении к собственности сходна.
Коммунизм — общественный строй, отвергающий частную собственность на средства производства. Теория была разработана К. Марксом, ф. Энгельсом, В. И. Лениным. Попытка построения такого строя была предпринята в 1917-1991 гг. в СССР.
Консерватизм — приверженность к старому, устоявшемуся, недоверие ко всему новому и неприятие изменений в обществе.
Конституционная монархия — система правления, при которой власть монарха ограничена законом (обычно конституцией).
Конституция — основной закон государства.
 Контрразведка — деятельность специальных служб по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других стран на собственной территории.
Конфедерация — форма объединения стран, при которой они полностью сохраняют свою независимость, но имеют общие (объединенные) органы для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооруженные силы. Пример — Швейцарская Конфедерация.
Кризис — период острых затруднений в экономике. Характеризуется увеличением безработицы, массовыми банкротствами, обнищанием населения и т.п.
Кроманьонец — первобытный человек; древний представитель современного человеческого вида (Homo sapiens, человек разумный). Ему предшествовал неандерталец.
Либерал — сторонник свободы личности и свободы предпринимательства.
Матриархат — устройство общества, характеризующееся доминирующим положением женщины. Родство и наследование считались по материнской линии. Был распространен в начальный период родового строя.
Монархия — государство, во главе с королем, царем, императором и т, п., власть которого обычно передается по наследству.
Народ — все население одной страны (реже — часть населения, однородная по национальному составу).
НАТО — Североатлантический союз, военно-политический блок государств Европы, а также США и Канады.
Национал-социализм — идеология немецких нацистов. Для нее характерны слепое подчинение “фюреру”, чувство превосходства над другими народами, вседозволенность по отношению к “низшим”, стремление к мировому господству.
Национальная символика — совокупность символов, изображений, цветовых сочетаний, присущих определенным национальным, этническим или территориальным общностям. Используется в гербах и флагах государств и др. образований.
Национально-освободительное движение — борьба за независимость этнической группы или всего населения колонии, а также борьба за экономическую и политическую самостоятельность части населения многонациональной страны.
 Нация — историческая общность людей, сложившаяся благодаря общности их территории, экономических связей, литературы, языка, особенностей культуры и характера.
Оброк — натуральная или денежная повинность крестьян феодалу.
Общий рынок — то же, что и ЕЭС (организация, основанная в 1957 г. с целью устранения всех ограничений в торговле между ее членами).
Опричнина — система мероприятий Ивана IV Грозного по борьбе с боярской оппозицией (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и др.).
 Ось (“ось Берлин -Рим”) — военный союз агрессивных фашистских режимов (1936 г.) для подготовки и ведения войны за мировое господство. Вскоре к “оси” присоединилась Япония.
Патриархат — устройство общества, в котором доминируют мужчины. Возник в период разложения родового строя.

Парламент — представительный (выборный) орган власти в государстве. Впервые образован в XIII в. в Англии.
Плебисцит — опрос населения по важнейшим вопросам: Целостности государства, форме правления, реформам и т. д. Как правило, законодательной силы не имеет.
Племя — объединение нескольких родов под управлением вождя.
Президент — избираемый глава государства или организации.

Полис — город-государство в античном мире.
Раб — человек, жизнь и труд которого принадлежат рабовладельцу.
Радикал — сторонник решительных, крайних, кардинальных мер в вопросах преобразования общества.
Разведка — совокупность мер для сбора данных о действительном или возможном противнике.
Расизм — теория об изначальном превосходстве людей с определенным цветом кожи, глаз и другими внешними различиями. На практике приводит к унижению, конфликтам, погромам, кровопролитным войнам и т. п.
 Реакционный — сопротивляющийся общественному прогрессу, стремящийся к сохранению отживших общественных порядков.
Республика — форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборному представительному органу (парламентская) или избираемому президенту (президентская республика).
Революция — качественный скачок; насильственное изменение общественных отношений.
Референдум — всенародное голосование по важнейшим вопросам жизни страны. Имеет законодательную силу.
Род — группа людей, связанная кровным родством (происходит от общего предка) и обладающая общей собственностью.
 Свободное предпринимательство — система поощрения частной инициативы в организации предприятий, банков, торговли и т. п.
Славяне — крупнейшая группа народов Европы: восточные (русские, украинцы, белорусы), западные (поляки, чехи, словаки и др.), южные (болгары, сербы, хорваты и др.).
Смерды — крестьяне в Древней Руси.
Социализм — общественная система, основанная на государственной или общественной собственности на орудия и средства производства и отсутствии эксплуатации человека человеком (в соответствии с теорией марксизма-ленинизма).
Социальная защита — поддержка государством или обществом малообеспеченных слоев населения (стариков, детей и т. п.).
Суверенитет государства — независимость его во внешних и верховенство во внутренних делах.
Сюзерен — феодал, которому подчинены другие, более мелкие феодалы (вассалы). Король — всегда сюзерен.
Терроризм — преступное посягательство на жизнь невинных людей с целью достижения политических или иных целей.
Фашизм— террористическая диктатура с использованием крайних форм насилия. Сочетается с национализмом и расизмом.
 Федерация — устройство государства, при котором вся территория разделена на административные единицы, а часть полномочий верховной власти делегируется местным властям (издаются местные законы, взимаются местные налоги и т. д.).
Форум — площадь в Древнем Риме, центр политической жизни. В настоящее время — представительное собрание, съезд.
Царь — монарх, король. Титул происходит от имени Гая Юлия Цезаря. Титул государей всея Руси, начиная с Ивана IV Грозного.
Чиновник — исполнитель государственных установлений и законов государства, государственный служащий.Эволюция — постепенный, плавный (в отличие от революции) переход к новому качеству, новой общественной формации.

Терминологический словарь. История = Тиэрмин тылдьыта. Устуоруйа

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пользователь перешел на сайт; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; IP-адрес) в целях функционирования сайта и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, Вы должны покинуть данный сайт.

Терминологический словарь. История = Тиэрмин тылдьыта. Устуоруйа

Заглавие

Терминологический словарь. История = Тиэрмин тылдьыта. Устуоруйа

Место издания

Якутск

Издательство

ИГИиПМНС СО РАН

Год издания

2013

Количество страниц

148 с.

Аннотация

В словарь вошли термины по истории. Словарь содержит более 1200 терминов

Оглавление/содержание

Библиографическая запись

Терминологический словарь. История = Тиэрмин тылдьыта. Устуоруйа / Рос. Акад. наук, Сиб. отд- ние , Ин-т гуманитар. исслед. и проблем малочисл. нар. Севера ; [сост.: Л. А. Афанасьев, Л. М. Готовцева, Н. И. Данилова и др. ; отв. ред.: Н. И. Данилова, Н. И. Попова]. — Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2013. — 141, [3] с.

Включен в подборки

  • Общий отдел,
  • Языкознание.
    Филология. Художественная литература,
  • ШКОЛА > Школьнику > История ,
  • ШКОЛА > Школьнику > Преподавание языков > Якутский язык ,
  • ШКОЛА > Школьнику > Преподавание языков > Русский язык,
  • ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > История,
  • ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Якутский язык ,
  • ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Русский язык,
  • iYakutia > Языки народов Якутии > Словари.

Вам будет интересно

Как сканировать QR-код?

Для пользователей Android:

  1. Скачайте приложение для сканирования QR-кодов (Google Play)
  2. Откройте скачанное приложение;
  3. Наведите камеру на QR-код.

Для пользователей iPhone:

  1. Откройте приложение «Камера»;
  2. Наведите камеру на QR-код;
  3. Нажмите на всплывающее уведомление.

Полка доступна только для аутентифицированных пользователей. Чтобы войти, нажмите сюда.

Глоссарий терминов по истории книги

Этот глоссарий призван помочь как новичкам, так и более продвинутым исследователям истории книги и ее многочисленных вариантов понять некоторые общие термины, используемые во многих различных дисциплинах, которые вносят свой вклад в эту область исследований. Чтобы узнать о других ресурсах для исследований такого рода, обратитесь к статье Руководства по исследованиям.

bifolium
два сопряженных (соединенных) листа, подготовленные как поверхность для письма.
широкая сторона
неразделенный лист бумаги с односторонней печатью.
ключевое слово
слово, расположенное под последним словом на данной странице, которое дублирует первое слово на следующей странице, чтобы направлять принтер или читатель.
цепные линии
линии, видимые на верже, вызванные вертикальными проволоками бумажной формы, смещающими волокна в процессе изготовления бумаги.
погоня
прямоугольная рама (сначала деревянная, позже железная), в которую помещались формы при ручной печати. Сделанные парами, они использовались с деревянной мебелью и клиньями, чтобы запереть шрифт.
кодекс
распространенная форма книги в западном мире после ок. 350 г. н.э., листы папируса, затем бумага или пергамент, переплетенные по одному краю.
сопоставление
процесс сравнения книги в руках с одним или несколькими другими свидетелями для выявления различий и установления полноты. Сопоставление может также относиться к библиографическому описанию книги, данному в формуле, которая формулирует ее физический состав (формат, подписи и количество листов).
колофон
примечание в конце книги или произведения, содержащее всю или часть следующей информации: название произведения, его автора, писца или типографа, место изготовления и дату.
наборная палочка
переносной поднос, изготовленный из дерева или металла, в котором наборные части из футляра собирались в наборный ряд.
наборщик
рабочий, который набирает шрифт, накладывает страницы на форму, иногда вносит исправления и, наконец, чистит и распределяет шрифт.
корректор
рабочий типографии, проверяющий корректуру на наличие ошибок.
кошер
производитель бумаги, который переворачивал форму на войлок, укладывал только что изготовленный лист бумаги и возвращал форму в чан.
декель
съемный деревянный ободок, который можно установить на бумагоделательную форму, чтобы превратить ее в сито в виде лотка с приподнятым краем.
кромка декеля
неровный край бумаги ручной работы, созданный волокнами, просочившимися под декель.
ESTC
Каталог кратких названий на английском языке, http://estc.bl.uk/. Каталог произведений, опубликованных между 1473 и 1800 годами, в основном, но не исключительно на английском языке, и в основном, но не исключительно на Британских островах и в Северной Америке, с библиографической информацией и библиотеками.
муха или дьявол печатника
подмастерье или мальчик, в чьи обязанности входили чернильный шрифт, чистка и переноска.
фолио
1. лист бумаги или пергамента
2. Формат книги, создаваемый при однократном сгибании листа бумаги или пергамента.
3. в терминах книжного коллекционирования размер определяется по определению 2.
шрифт (или шрифт)
полный набор типов букв, цифр и других символов, вырезанных и отлитых в одном стиле и размере .
формат
размер и форма книги, определяемые количеством сложений исходного листа бумаги или пергамента для формирования составляющих его листов.
фолиант (лист или 2°) = сложен один раз
quarto (4to или 4°) = сложенный вдвое
октаво (8vo или 8°) = сложить три раза
duodecimo (12mo или 12°) = сложенный в четыре раза
forme
полный текстовый блок для каждой страницы, установленный в канавке и окрашенный перед печатью. «Скелетная форма» включает в себя части формы, которые можно оставить настроенными при изменении содержимого страниц, например бегущие заголовки и расположение номеров страниц и ключевых слов. Эти повторяющиеся элементы известны как «форма работы».
неправильная коробка
наборная коробка, в которой есть наборы в неправильных коробках.
общий титульный лист
титульный лист сборника. ср. внутренний титульный лист.
внутренний титульный лист
специальный титульный лист для отдельной работы, которая появляется как часть коллекции. ср. общий титульный лист
incunabula
от латинского слова «колыбель», произведение, напечатанное до 1501 года.
incipit
начальные слова текста, от латинского глагола incipere , означающего «начинать».
лист
лист бумаги или пергамента, каждая сторона которого представляет собой страницу; фолио.
неправильная сортировка
неправильный элемент сортировки или отдельного типа, выбранный наборщиком либо по ошибке, либо по ошибке.
пресс-форма
или пресс-форма: в производстве бумаги проволочная сетка, опирающаяся на деревянную раму, через которую сливается бумажная масса с образованием листа бумаги. Обычно разрабатываются и используются парами.
паратекст
любой текст, окружающий основной текст произведения. Паратексты могут включать титульный лист, предисловия, указатели, колонтитулы, аннотации на обложке и т. д. Эти тексты могут быть предоставлены автором, редактором, переводчиком, издателем, типографией или другими вовлеченными сторонами и влияют на интерпретацию основного текста. Это Термин взят из основополагающей работы Жерара Женетта Seuis (1987), переведенной на английский язык как Paratexts: Thresholds of Interpretation.
лицевая сторона
лицевая сторона листа, правая сторона отверстия переплетного тома. ср. оборотная сторона
хранилище
библиотека, архив или музей.
бегущий заголовок
иногда также называемый заголовком или бегущим заголовком, строка в верхней части страницы текста, которая содержит название книги или раздела.
полочный знак
идентификационный номер, который идентифицирует книгу по ее месту в библиотеке. Теперь в обобщенном виде эквивалентно «номеру вызова». Маркировка полки может быть комбинацией букв и цифр или может быть более экзотической и уникальной. Библиотека сэра Роберта Коттона, например, была размещена в прессах (книжных шкафах), каждый из которых был увенчан бюстом одного из Двенадцати Цезарей или двух Императорских Дам; таким образом, Хлопковая коллекция в Британской библиотеке до сих пор сохраняет имена римских императоров как часть своих товарных знаков, например. Хлопок Nero D II будет второй книгой на четвертой полке книжного шкафа, увенчанной Nero.
подписи
буквы напечатаны на нижнем поле страницы в качестве руководства по переплету. Обычно они появляются, по крайней мере, на первом листе собрания; предварительные листы могут быть вообще не подписаны или могут быть подписаны символом, например звездочкой.
Магазин канцелярских товаров
При капитализации член Лондонской компании канцелярских товаров.
STC
А. В. Поллард, Г. Р. Редгрейв, В. А. Джексон, Ф. С. Фергюсон и Кэтрин Ф. Панцер, ред., Каталог книг, напечатанных в Англии, Шотландии и Ирландии, и английских книг, напечатанных за рубежом, с короткими названиями, 1475-1640 (НТЦ), 2-е издание, 3 тт. (Лондон: Библиографическое общество, 1976-91).
quire
, также известный как набор, определенное количество сложенных двух листов, помещенных один в другой, или сложенный лист пергамента или бумаги. В полиграфии и некоторых рукописях помечаются подписями для правильного складывания и упорядочивания.
неисправленный лист
лист, отпечатанный и часто переплетенный до исправления, сделанного для формирования более поздних оттисков ср. лицевая сторона.
водяной знак
рисунок в виде рисунка или алфавита на бумаге ручной работы, выполненный с помощью пришитого к форме рельефного рисунка из проволоки. Рисунок выглядит как более тонкий узор на бумаге, наиболее заметный при контровом свете. При более позднем использовании графический или буквенный рисунок может сопровождаться надчеканкой, указывающей дату изготовления формы.
Wing
Дональд Винг, изд., Каталог кратких названий книг, напечатанных в Англии, Шотландии, Ирландии, Уэльсе и Британской Америке, и английских книг, напечатанных в других странах, 1641-1700 (Крыло), 2-е издание, 4 тт. (Нью-Йорк: MLA, 1972-98).
свидетель
одиночный материальный экземпляр данного текста.

См. также

Мишель П. Браун, «Глоссарий иллюминированных рукописей», Британская библиотека https://www.bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/glossary.asp

Джон Картер, Азбука для коллекционеров книг . ред. Николас Баркер и Симран Тадани. 9-е изд. Oak Knoll Press, 2016. Загружаемый PDF-файл доступен здесь: https://www.ilab.org/download.php?object=documentation&id=29..

Ричард В. Клемент, «Глоссарий терминов по истории доиндустриальной книги» (2009 г. ). Публикации преподавателей и сотрудников библиотеки. Документ 11. http://digitalcommons.usu.edu/lib_pubs/11.

Филип Гаскелл, Новое введение в библиографию . Новый замок: Oak Knoll Press, 2009. https://www.oakknoll.com/pages/books/60423/philip-gaskell/new-introduction-to-bibliography-a.

Дон Этерингтон и Мэтт Т. Робертс, Переплетное дело и сохранение книг: словарь описательной терминологии . http://cool.conservation-us.org/don/don.html

Понимание исторических терминов и понятий

Возможно, вы пытаетесь получить доступ к этому сайту из защищенного браузера на сервере. Пожалуйста включите скрипты и перезагрузите страницу.

Перейти к содержимому

Студенты должны изучить новую терминологию, если они хотят развить свое понимание исторических понятий.

Исторический язык ставит перед учащимися новые задачи. Учащиеся должны понимать

  • терминологию, относящуюся к конкретной дисциплине, в современных текстах
  • то, как слова используются и имеют значения в первоисточниках (Downey & Long, 2015, стр. 8).

Это особенно касается письменных первоисточников, которые отражают традиции письма и условности времени или социально-культурного контекста (например, литературные стили елизаветинского английского языка по сравнению с викторианским английским языком).

Значения слов могут меняться со временем. Слова, используемые в текстах и ​​дискурсах по истории, также могут требовать определенных знаний для понимания. Например, демократия, рабство, класс, культура или революция (например, Французская революция, промышленная революция, аграрная революция) имеют разное значение в разных исторических и социокультурных контекстах (Taylor & Young, 2003).

Различные типы исторического языка с примерами показаны ниже.

(адаптировано из Taylor & Young, 2003, стр. 16; Мужья 1996, с. 40)

Кроме того, при преподавании исторических терминов и понятий необходимо учитывать несколько соображений:

  1. Некоторые ключевые термины, используемые в истории, могут быть очень специфичными для определенного места, времени или периода
  • , например , «Блиц», «Реформация» и «Крестовые походы».
  • Некоторые ключевые термины относятся к одному периоду или контексту, но могут быть применены к другим
    • например, «нацизм».
  • Некоторые ключевые термины могут применяться во многих различных контекстах, а также могут иметь разное значение в разных предметах.
    • Например, «Промышленная революция» отличается от «Русской революции», а «Церковь» может означать место отправления культа или средневековый католицизм.

    Поэтому важно научить студентов явным значениям, примерам и контекстам, в которых используются эти исторические термины и понятия.

    Введение новой лексики повышает способность учащихся понимать исторические источники и точно передавать историческое понимание.

    Учителя могут сделать это с помощью модели Frayer. Другие стратегии пополнения словарного запаса можно найти в наука и Англоязычные разделы инструментария.

    Видео о грамотности на практике: История — Понимание исторических терминов и понятий

    В этом видео учащиеся знакомятся с новой лексикой, чтобы лучше понимать исторические источники и поддерживать точную передачу исторических событий в устной и письменной речи.

    Прочтите подробные примечания к этому видео.

    Модель Frayer — это графический органайзер, который помогает учащимся идентифицировать и определять незнакомые исторические термины и понятия. Его использование в классе помогает учащимся глубже понять термин/понятие (Biehl, 2001).

    При использовании модели Frayer

    • дать определение термину/понятию
    • описать его основные свойства или характеристики
    • привести примеры термина/понятия
    • не являющиеся примерами термина/понятия.

    Показан пример заполненной диаграммы модели Frayer о промышленной революции, созданной учащимся 9 или 10 уровня (VCHHK129, ВЧХК130, ВЧХК131, ВЧХК132).

    Способы использования Frayer Model

    • Если в источнике информации содержится несколько ключевых терминов/понятий для урока, учителя могут выделить разные термины/понятия для отдельных учащихся или пар, чтобы сосредоточиться на них.
    • Учитель ведет класс в обсуждении квадранта определения модели, и вместе они вместе составляют определение основного исторического события или периода (например, промышленная революция, черная чума или средневековая Япония).
      • Учащиеся работают в парах, чтобы обсудить информацию, которая должна быть включена в разные квадранты.
      • Затем учитель просит учащихся высказать свое мнение об информации, которую они включили в каждый квадрант, и собирает собранную модель на доске или использует текстовый документ, спроецированный на класс.
      • Готовая модель предоставляется учащимся.
    • В качестве альтернативы учащиеся заполняют модель Фрайера парами для определенных терминов, таких как промышленная революция, а учитель ведет обсуждение в классе о сходствах и различиях между завершенными моделями для одного и того же термина.
      • Например, одна пара учеников считает, что что-то является характеристикой ключевого термина/понятия, а другая пара учеников так не считает, поэтому учитель ведет обсуждение в классе, чтобы определить, относится ли идентифицированная характеристика к термину.
    • После того, как модель Frayer завершена, учитель предлагает учащимся включить в свои модели Frayer дополнительные слова или изображения на основе дальнейшего обсуждения в классе каждого ключевого термина/понятия.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *