Тема оды вечернее размышление о божием величестве: «Вечернее размышление о Божием величестве» – анализ и краткое содержание

Темы и идеи од Ломоносова

Темы и идеи од Ломоносова

Тему «Вечернего размышления о Божием величестве при случае, великого северного сияния» можно определить как вос­торженное преклонение перед могуществом Творца, сумевшего создать тысячи обитаемых миров, создать пространство настоль­ко бескрайнее и насытить его настолько неисчерпаемыми загад­ками, что ум отказывается воспринимать и вмещать в себя такое разнообразие.

Так, смысл строчек «Открылась бездна, звезд полна; // Звез­дам числа нет, бездне — дна» в том, что при проявлении не­большой наблюдательности можно обратить внимание на неис­черпаемость мира, свидетельства которой находятся совсем близко. Вселенная тогда предстаёт настолько безграничной и не­понятной в своей сложности, что её можно сравнить только с бездной, наполненной бесчисленными звёздами. Сама мысль об этом будоражит ум и воображение, вызывает невольные размыш­ления о необыкновенной сложности божеского творения.

Тем не менее главная мысль произведения состоит в том, что разум для того и дан человеку, чтобы тот сумел постичь законы мира, научился задавать «натуре» вопросы, искать и находить на них ответы.

Тему «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» можно определить как возвеличение преобразований Петра I, утверждение национальной самодостаточности и само­бытности русского государства, огромных природных богатств страны и великих способностей русского народа.

Двадцатилетнее царствование Елизаветы Петровны началось в ноябре 1741 года. Ода написана к шестой годовщине царство­вания дочери Петра, за шесть лет уже проявились основные тен­денции правления Елизаветы, и можно было подводить промежу­точные итоги.

Главной заслугой Елизаветы Ломоносов считает установле­ние «возлюбленной тишины», которая даёт спокойствие «рос­сам» и которой не нужен «крови ток» (Елизавета в первые 15 лет правления не вела войн).

Вторая заслуга — возвращение к политике Петра (были вос­становлены полномочия Сената, воссозданы коллегии, ликвиди­рован созданный Анной Иоанновной Кабинет министров): «…Когда от радостной премены / Петровы возвышали стены / До звёзд плескание и клик!» Эту же мысль подчёркивает обширное прославление Петровых деяний и резюме: «…Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает, / Довольство муз усугубляет / И к счастью отверзает дверь».

Третья заслуга — покровительство наукам: «…Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет». На самом деле Елизавета наукам уделяла немного внимания. Но её фаворитом был И. И. Шувалов, известный покровитель наук и искусств, дру­живший с Ломоносовым, переписывавшийся с Вольтером и Гельвецием, который способствовал открытию Московского университета и Академии художеств.

Важнейшее достижение Ломоносова состоит в том, что он не только восхвалял Елизавету, но учил её тому, что она должна де­лать как императрица: если Всевышний поручил в «счастливое подданство» такое «земель пространство» и открыл сокровища, то надо знать, что

…требует к тому Россия Искусством утверждённых рук.

Сие злату очистит жилу;

Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Право поэта учить царей проявилось в том же веке в творче­стве Державина.


На этой странице искали :
  • ломоносов фильм стихзвездам числа нет бездне дна
  • какая тема од ломоносова
  • какая тема од м в ломоносова
  • тема од ломоносова
  • тема оды вечернее размышление о божием величестве

сочинение по литературе на Сочиняшка.

Ру


О личности Михаила Ломоносова можно говорить бесконечно. Он обладал редким талантом мыслить рационально, и в то же время ему не была чуждой лирика. Ломоносов считал, что не только научные труды, но и поэзия должна служить отечеству, приносить пользу.

Однако в 1743 году приключился досадный случай, вследствие которого великого ученого заключили под стражу. Ломоносов был известен своим крутым нравом и принципиальностью. Из-за спора с иностранными учеными ему пришлось провести 8 месяцев за решеткой. Но даже этот сложный период он проводит с пользой: пишет научные труды и стихотворения. Именно тогда было написано произведение «Вечернее размышление о Божием величестве». Несмотря на упоминание Господа в названии, церковь высказывала негодование по поводу этого произведения. Так как многие размышления Ломоносова об устройстве Вселенной носили материалистический характер.

Поэт не отрицает существование Бога, но также верит и в науку. Можно предположить, что Ломоносову была близка философия деизма.

Он не признавал религиозный догматизм, но восторгался природой, которая не могла возникнуть ниоткуда.

Ода начинается с образного описания наступления ночи: «лице свое скрывает день». Вечернее небо поразительно: открывается бездна, полная звезд. Поэт говорит, что звездам нет числа, а бездне – дна. Лирический герой не просто так размышляет о Вселенной именно вечером. Ведь в это время человек не так обременен делами, и может задуматься о чем-то по-настоящему Великом.


Повествователь сравнивает себя с песчинкой в море, малой искрой. Он всего лишь частичка мироздания, но хочет узнать ее тайны, поэтому углублен в бездну. В попытке найти ответы, он теряется и утомляется от мыслей.

Авторские размышления о существовании разных миров видны в строке: «Там разных множество светов». Михаил Ломоносов ссылается на мнение «премудрых» людей, которые полагают, что во Вселенной не одно Солнце горит, а несчетное количество.

Много внимания в оде уделяется размышлениям о природе северных сияний. Это необычное, даже парадоксальное, явление не давало покоя Михаилу Ломоносову. Он изучал труды разных ученых по этому поводу. В произведении мы видим отсылку к теории Христиану фон Вульфа, который полагал, что явление происходит из-за «тонких испарений»: «солнечны лучи блестят, склонясь сквозь воздух к нам густой».

А строка «Иль тучных гор верхи горят» касается теории ученых Бреславля. Они связывали северные сияния с огнями вулкана, которые отражаются в морских льдах.

Автор так же предлагает и свою теорию. Ломоносов полагал, что природа такого необычного явления кроется в электричестве: «И гладки волны бьют в эфир».

Ода была включена в сборник «Риторика» в 1748 году. Поэт не раз вносил правки в стихотворение, пытаясь достичь стройности научной мысли. В итоге он создал замечательную оду, в которой гармонично соединяются размышления ученого и лирика.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ произведения Ломоносова «К статуе Петра Великого»
  • Анализ произведения Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру. ..»
  • Анализ произведения Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
  • Анализ стихотворения Ломоносова «Памятник»

  • Ломоносов, «Вечернее размышление о Божием величестве»: анализ, краткое изложение, главное

    Михаил Ломоносов — Леонардо да Винчи русской истории. Человек, при жизни внесший вклад в развитие многих наук, содействовавший возникновению высшего образования в России, написавший научные труды по химии и физике, литературе и языкознанию, истории и географии. Оставил после себя чертежи вертолета и теорию строения русского языка. В данной статье приведены: краткое содержание од, которые Ломоносов написал в 1743 году, «Вечернее размышление о Божием величестве», анализ этой оды и история написания.

    Ломоносов как поэт

    Как блестящий ученый и государственный деятель Михаил Ломоносов известен многим. Но ведь он был еще и поэтом, и по признанию многих, пожалуй, лучшим поэтом своей эпохи. Он много сделал для развития русского языка и литературы, замечательно писал. Многие стихотворения Ломоносова сейчас включены в программу изучения литературы того периода.

    Заниматься поэзией, согласно источникам, Ломоносов начал в раннем возрасте. После него осталось множество произведений совершенно в разных жанрах: это и оды, и лирические поэмы, и басни, и трагедии, и наполненные патриотическим пафосом стихотворения. Но все же, как и многие поэты той эпохи, Ломоносов отдавал предпочтение такому жанру, как ода. Рассмотрим подробнее этот жанр стихосложения.

    Что такое ода?

    Этот вид лирических поэм возник еще в Древней Греции. Суть оды в том, чтобы выразить восторг, вызываемый предметом или явлением, и передать этот восторг исключительно возвышенным слогом, с должным пафосом. Оды могут быть на вступление императора на престол, обращены к Богу, вдохновлены грандиозными событиями, повлиявшими на историю. В переводе с греческого «ода» — «песня». В Древней Греции самым известным поэтом, написавшим самые известные оды той эпохи, был Пиндар. Одной из главных тем, вдохновивших его на новые песни, являются победители Олимпийских игр. Собственно, тогда и родилось выражение «воспеть героев». В Древнем Риме самым значительным поэтом, писавшим оды, был Гораций Флакк. Проведя в этой статье для оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов) анализ, мы выясним, далек ли Ломоносов от «канонов».

    Ода в Российской империи

    Расцвет этого жанра в России пришелся на XVIII век. Первым творил в этом жанре один из самых известных русских поэтов «допушкинской эпохи» В. К. Тредиаковский. Основной идеей оды в России, как и в античности, является поклонение, часто весьма напыщенное, а потому излишне пафосное. Вслед за Тредиаковским в этом жанре стал писать М. Ломоносов, а в конце XVIII века — Г. Державин. Влияние этих поэтов и жанра сказывается на раннем творчестве Александра Пушкина, но в течение XIX века жанр оды как один из важнейших в творчестве русских поэтов угас. Хотя в начале ХХ века поэт Владимир Маяковский написал произведение «Ода революции». Но это все же исключение, ибо поэзия нашла себя в других формах.

    «Вечернее размышление о Божием величестве»: история создания

    В 1743 году, в мае месяце, Ломоносов, конфликтуя с иностранными профессорами, работавшими в Петербургской Академии наук и художеств, был взят под стражу. Михаил Ломоносов пробыл в камере ровно восемь месяцев. Исследователи его биографии отмечают, что этот период отмечен его активной деятельностью как в науках, так и в творчестве. Именно в тюрьме Михаил Ломоносов написал стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» в жанре оды.

    Вообще введение в титул бога — это попытка угодить царской цензуре. Мы не будем винить в этом известного русского ученого и поэта, ибо в трудных ситуациях к этому методу прибегали многие — и Александр Пушкин, и Державин, и Достоевский, писавшие любые дифирамбы и посвящения императорской семье или событиям из русской истории. То же сделал и Ломоносов с целью добиться скорейшего освобождения.

    Но в самом произведении Михаил Ломоносов высказал несколько мыслей, вызвавших сильное возмущение церковных властей. А вот содержание оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов), анализ этого произведения, основная мысль — в следующих разделах. Давайте начнем.

    «Вечернее размышление о Божием величестве»: краткое содержание

    Почему церковным властям не понравилась ода? Давайте разберемся. В этом произведении Ломоносов, называя человека «песчинкой перед величественной и бездонной вселенной», не умаляет значения человека и его возможностей.

    Ночь падает на землю, покрывает тенью все вокруг, и человек видит бездну, что звезды полны. И, видя эту бездну, человек осознает себя песчинкой в ​​бесконечной вселенной. И прежде чем разверзнется бездонная пропасть, человек начинает ощущать себя песчинкой в ​​этой вселенной. «Утопая» в этой бездне, человек в поисках ответов обращается к тому, кто решительно все знает. И пусть ответы на вопросы не даются, человек продолжает поиски. И в «Вечернем размышлении о Божием величестве» главная мысль — показать человеку именно это: никогда не сдаваться перед недостатком знаний или ответов, постоянно искать, постоянно сомневаться.

    Возможно, это не понравилось церковным властям. Человек, в их понимании, должен быть робким, смиренным и податливым, и тогда — совсем другой образ.

    Анализ произведения

    Это стихотворение не просто ода. Это поэтическое размышление Ломоносова о науке. Действительно, в поэме говорится о «множестве светил», а ведь Ломоносов утверждал о множестве обитаемых миров, хотя и за многие тысячи и миллионы километров от Земли. Часть работы посвящена северному сиянию как природному явлению, которое также изучал Михаил Ломоносов.

    Ода при каждой публикации подвергалась изменениям: видно, что Ломоносов искал идеальную форму для изложения своих мыслей. Впервые произведение было опубликовано в «Риторике» в 1748 году. Позднее оно дважды переиздавалось — в 1751 и 1758 годах. Как отмечают исследователи творчества Ломоносова, в окончательном варианте поэту удалось добиться высочайшего качества «смеси» Ломоносов-поэт и Ломоносов-ученый.

    Критика и оценка

    В 1765 году поэма впервые была опубликована во Франции. В 1766 и 1778 годах были еще два перевода, очень благосклонно принятые французскими читателями. В 1802 году в городе Ревеле (ныне Таллинн) вышла ода на немецком языке.

    Русский писатель девятнадцатого века Николай Гоголь писал, что «в таких произведениях Ломоносова скорее видится натуралист, чем поэт». Ему вторит Плеханов: «Подлинно чувствующим поэтом Ломоносов становится не тогда, когда он пишет о чем-то с точки зрения мифа, а тогда, когда он смотрит на вещи как естествоиспытатель».

    Значение

    Ода духовного направления выделяется специалистами из всего поэтического наследия Ломоносова как наиболее зрелое и совершенное не только по содержанию, но и по форме произведений. Их стиль и манера письма очень усовершенствованы Ломоносовым путем очень частых переделок. А образы, нарисованные метафорами, остаются очень яркими и живыми и по сей день.

    Тема «Вечернего размышления о Божием величестве» Михаила Ломоносова еще не раз найдет отклик в дальнейшем — в творчестве поэтов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, таких как Державин, Пушкин, Тютчев. Проблемы взаимоотношений человека и Бога будут тревожить наших классиков, ибо где только не в русской литературе такие понятия, как «земное» и «небесное», встречаются повсеместно. Несомненно, когда классицизм с очень жесткими канонами и формами ушел в прошлое, уступив место поэзии более реалистической и менее возвышенной, оды как стиль по большей части тоже изжили себя. Но было эмоциональное напряжение, духовные искания, смятение человека «среди мира», как писал в ХХ веке Арсений Тарковский. Попытки «наладить контакт» между человеком и Богом никуда не исчезнут через не молитвы, а стихи. И не исчезнет череда пророков, несущих вечное, искреннее, божественное. И, начиная с «Пророка» Александра Пушкина, затем Михаила Лермонтова, русские поэты и писатели будут пророчествовать, пытаться говорить от имени Бога или пытаться вести с ним переговоры. Но самое главное, они будут создавать.

    Краткое содержание «Вечернего размышления о Божием величестве», приведенное в данной статье, лишь подтверждает утверждение о том, что тема взаимоотношений Бога и человека в русской поэзии была задана Ломоносовым.

    Заключение

    Михаил Ломоносов оставил огромный след в русской культуре и науке. Часть его исследований, несмотря на развитие науки, актуальна, его исторические труды поражают глубиной познания, а стихи Ломоносова читают и изучают. Пожалуй, мало назвать таких людей, которые так много сделали для своей страны, для своей страны. Историка и географа, лингвиста и химика, поэта и физика можно перечислять долго, но главное, что он был настоящим патриотом своей страны. В данной статье дан анализ оды «Вечернее размышление о Божием величестве» (Ломоносов) (достаточно подробный), краткое содержание произведения, а также основные темы творчества, факты биографии поистине «большой человек для русской истории».

    Это прекрасный вечер Темы

    Выберите раздел сайта для поиска

    Искать на этом сайте

    Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопрос

    Начать бесплатную пробную версию

    Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой Делиться

    Последнее обновление: 19 июня 2019 г., редакция eNotes. Количество слов: 371

    Одной из самых очевидных тем в стихотворении является величие природы и многочисленные силы, которые она оказывает на дух, разум и тело.

    Первое преимущество природы заключается в ее способности вызывать у наблюдателя безмятежность и мирное созерцание. Поэт использует яркие, чувственные образы, чтобы описать мощный и успокаивающий эффект, который производит на него закат солнца над океаном.

    Помимо создания чувства благополучия, поэт намекает, что природа может порождать мудрость, так как заставляет заниматься «торжественными размышлениями». Вордсворт считал, что природа — это творческая сила, которая действует как катализатор для размышлений о жизни и истине. Он считал, что эти медитации, вдохновленные миром природы, служат для развития интеллектуальных способностей человека и понимания мира и людей, которые в нем живут.

    Наконец, Вордсворт считал, что природа предоставила человеку возможность более глубоко соединиться с божественным. Это можно увидеть по религиозным словам и образам, которые он использует в самом стихотворении, например, описывая сцену как «святое время», которое напоминает монахиню, которая «задыхается от обожания». Когда говорящий идет по берегу со своей дочерью, он вспоминает об устрашающей силе Бога. Это видно, когда он отмечает, что атмосфера напоминает ему «мягкость небес». Он также представляет действия Бога в мире как «вечные движения», которые никогда не прекращаются.

    Он сравнивает шум океана с громом, созданным «могущественным» Богом, чье влияние безгранично.

    Помимо природы в стихотворении появляется тема природы детства. Вордсворт гуляет со своей дочерью и отмечает, что она не так поглощена медитацией, как он. Ее мысли «не затронуты» величием обстановки, которую они разделяют; однако это не вызывает беспокойства у говорящего. Он считает, что дети естественным образом несут в себе божественное и святое, поскольку они все еще полны невинности и удивления, не омрачены мирским пороком и испорченностью.

    В этом стихотворении сочетаются две главные любви автора к природе и Богу; он, кажется, говорит, что они работают вместе, каждый повышает оценку другого.

    Ссылайтесь на эту страницу следующим образом:

    «Прекрасный вечер — темы» eNotes Publishing Эд. Редакция электронных заметок. eNotes.com, Inc. eNotes.com 25 апреля 2023 г.

    Примечание: При ссылке на онлайн-источник важно указывать все необходимые даты. Цитата выше будет включать 2 или 3 даты.

    • Если есть три даты, первая дата является датой оригинала публикация в традиционной печати. Второе – это дата публикация онлайн или последняя модификация онлайн. Последняя дата сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.
    • Если указаны две даты, дата публикации и появления онлайн то же самое, и будет первой датой в цитировании. Второе свидание сегодня date — дата, когда вы цитируете материал.

    См. eNotes без рекламы

    Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией

    , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *