Термин монголо татары: Монголо-татарские термины: базовый уровень — Конспекты — Ненаглядные пособия — Все статьи

почему этот термин появился только в XIX веке — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2021-09-05 23:00:42

Принято считать, что татаро-монголы, завоевавшие Русь в XIII веке, были низкорослыми, смуглыми и черноволосыми. Однако современная наука опровергает эти устоявшиеся стереотипы. Так как на самом деле выглядели воины армии Чингисхана и Батыя?

Тартаро-моголы

По официальной версии, татаро-монгольское иго пришлось на XIII—XV столетия. Про прошествии нескольких веков трудно восстановить ход событий, ведь в дошедших до нашего времени документах существует масса ошибок и неточностей.

Главная ошибка восприятия тех событий заключается в том, что общеизвестный термин «монголо-татарское иго» был создан искусственно, и упомянул его историк-картограф Христофор Крузе в своем «Атласе истории европейских земель» только в 1817 году. На русский язык этот атлас был переведен лишь в 1845-ом.

За 20 лет до этого о монголо-татарах заговорил российский историк П. Н. Наумов, но в школьных учебниках это понятие появилось только в конце XIX века. В архивных документах за более ранний период нет никаких описаний монголо-татар. Зато в дошедших до нас атласах средневековой Европы есть упоминание о моголах (не монголах!). В переводе на русский это слово означает «великий».

Удивительно, но «моголами» в XIII столетии арабы и китайцы называли славян. Настоящие же кочевники, обитавшие в юго-восточных степях Евразии, называли себя «ойратами» или «халху». Имя «монголы» они получили  только в XX веке. Это и внесло путаницу.

Много вопросов вызывает и слово «татары». Изначально оно произошло от названия «Великая Тартария» и народа «тартары». Исследователь истории древних славян Николай Левашов указывает, что к тюркам они не имели никакого отношения. «Тартарией» раньше иностранцы называли Русь. Это слово возникло от имен славянских божеств: великого Тарха (Даждьбога) и его сестры Тары (богини природы).

Древние славяне называли себя «детьми Тары и Тарха». Иностранцы переиначили эти слова на свой лад и стали называть славянские земли Тартарией. Откуда же взялся термин «татаро-монгольское иго», если оба названия — «моголы» и «тартары» — указывают на славян? При этом никакого цельного народа или объединения «монголо-татары» не существовало. Нет летописей и документов того времени, где они бы упоминались хоть единожды.

Отец всех монголов

В связи с путаницей в терминологии возникает еще один вопрос. Если названия «моголы» и «тартары» указывают на славян, то как же выглядели захватчики Руси в XIII веке? Учебники по истории указывают на то, что монголо-татары были типичными монголоидами: были широколицыми, узкоглазыми и смуглыми. Вдобавок еще и приземистыми, из-за кочевого образа жизни.

Тем не менее, многое указывает на то, что вооруженные отряды, кочующие в XIII—XV столетиях по значительной территории Руси, выглядели по-другому. К примеру, Чингисхан совсем не походил на монголоида.

Во-первых, Чингисхан — это не имя, а титул. Ханами на Руси называли князей-военачальников, поэтому и Чингисхан был не один. Людей с таким титулом было множество на протяжении длительного периода времени.

Во-вторых, человека, которого все мы привыкли называть Чингисханом, на самом деле звали Тэмучжин. Он принадлежал к роду Борджигинов, а это название дословно переводится как «синеокие». В Сборнике летописей Рашида ад Дина подтверждается тот факт, что великий предводитель был голубоглазым и светловолосым, и никак не смуглым брюнетом.

Известные в наше время портреты Чингисхана, на которых он предстает типичным монголоидом, были созданы гораздо позднее и явно не на основе исторических фактов. Так, хранящийся в тайваньском музее Тайбэй портрет на шелке датируется XIX веком. Монгольский археолог Довбойн Баяр подчеркивает, что именно в это время происходил глобальный процесс фальсификации памятников древности.

Лев Гумилев в своем труде «Древняя Русь и Великая степь» указывает, что древние монголы были высокими статными мужчинами. Им были присущи открытые лица, голубые глаза и густые окладистые бороды. Такие описания «кочевников» Гумилев нашел в летописях и на фресках в Маньчжурии.

Марко Поло тоже говорил о Чингисхане как о европейце. Миниатюра «Смерть Чингисхана» из его книги представляет зрителю типичного славянина со светлыми волосами, густой бородой и открытым русским лицом.

Внук великого хана

Внук Тэмучжина Бату, более известный как Батый, тоже был потомком «голубоглазых» Борджигинов. В Турции хранится бюст этого исторического персонажа. Хан Батый предстает типичным славянином с присущими европейцам высоким лбом, точеными скулами, широко открытыми глазами.

Таким образом, все описания более или менее известных личностей, которых причисляют к монголо-татарам, сводятся к одному: военачальники ордынского войска выглядели как настоящие славяне. Никаких узких глаз и плоских лиц у них и в помине не было.

В 1517 году польский историк Матвей Меховский исследовал взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, которая якобы напала на своих соседей. Он упоминает, что в 1246—1257 годах ордынцы провели первую перепись населения Руси. Информация собиралась для определения размера дани, которую должно было платить каждое русское княжество.

Другой исторический факт указывает на то, что русичи и ордынцы имели довольно тесные контакты. В 1258—1287 годах они предприняли несколько совместных походов на польские, венгерские и литовские земли.

Русские дружинники вместе с ордынцами воевали не только с европейскими странами. В 1333-м Московское княжество выступило против Новгородского, через год — Брянск пошел войной на Смоленск. Во всех этих междоусобицах постоянно участвовали войска Золотой Орды.

Выходит, что самого по себе «татаро-монгольского ига» не было. Было лишь более или менее выгодное взаимодействие Руси с Золотой Ордой с далеко идущими политическими планами. Это подтверждают многие историки и путешественники Средневековья. В частности, араб Ибн Баттута, оставивший письменные свидетельства своих странствий — «Подарок созерцающим о диковинках».

В 1334-м ему довелось побывать в столице Золотой орды. Путешественник был удивлен, как много в Сарай-Берке было славян. Одни из них там работали, другие служили в ордынском войске.

Читайте наши статьи на Дзен

Термин «монголо-татары» — придумали сами монголы Чингисхана, а не историки

Одним из «козырей» ревизионистов от так называемой альтернативной истории, которые, опираясь на бредовые и лживые книжонки Фоменко, Носовского и их последователей, пытаются «отменить» монголо-татарское нашествие и монголо-татарское иго, является аргумент, что «монголо-татар» никогда не было, что этот термин придумали историки, чтобы зачем-то обмануть наивных и безмозглых русо-славянских тартариев (татарских арийцев), что источники не знают термина «монголо-татары» не знают. Так вот, термин «монголо-татары» придумали сами монголы, и он существовал в XIII в., впервые его записал китайский чиновник в 20-х гг.

XIII в. в сочинении «Полное описание монголо-татар», или «Мэн-да бэй-лу», где слово мэн-да буквально переводится, как монголо-татары (Мэн – монголы, да — татары). Поэтому термин монголо-татары имеет давнюю историю и создан был самими монголами. Поэтому фантазии альтернативщиков, что источники не знают монголо-татар являются ложью. Знали, еще как знали. Вопрос, как возник этот термин у монголов рассмотрели Н. Крадин и Т. Скрынникова в книге «Империя Чингис-хана», М., 2006, главы из которой представляю читателю ниже (лучше, чем историки-профессионалы не напишешь).

************************************

Монголо-татары

Как нам кажется, в идентификационной практике Великой Монголии в дополнение к упоминаемому выше денотату yeke в наименовании своей страны (Yeke Mongol ulus) для различения монголов этой территории от северных (usutu mongol) использовался еще один маркер — мэн-да. Этот термин был символом не только внешней, но и самоидентификации, поскольку был необходимым инструментом внешней политики в данном регионе.

Выше приводились свидетельства китайских хроникеров о монголах, которые отличаются чрезвычайной сбивчивостью. Существование двух Монголии усложняло описание кочевых соседей Китая того времени (сюжеты о Великой Монголии перемежались рассказами о монголах севера), что затем приумножалось позднейшими комментаторами. Соответственно, это перенеслось и в научные исследования.

Монголы, вклинившиеся на территорию, заселенную татарами, способствовали смешанному (анклавному и рассеченному) расселению аборигенного и пришлого населения. Необходимость отделения себя в реальной политической практике от прародины актуализировала идентификацию юго-западных монголов, перекочевавших в Трехречье, где жили общности, обозначаемые в китайской историографической традиции как татары через второй маркер —

мэн-да. Вот чем, по нашему мнению, объясняется странная на первый взгляд информация Хуна: «[Я], Хун, лично замечал, как их временно замещающий императора го-ван Мо-хоу каждый раз сам называл себя „мы, татары»; все их сановники и командующие [также] называли себя „мы. ..» подозреваю, что [после этого слова] пропущено три иероглифа: „да-да жень».> Они даже не знают, являются ли они монголами (в тексте сокр.: мэн) и что это за название… По монгольскому тексту Юань-чао би-ши, монголы во всех случаях называют себя манхол, а не говорят „татары». Здесь [монголы] разговаривают с китайцем и поэтому употребляют название, [распространенное] в Китае» [Мэн-да бэй-лу]. Конечно, объяснение Н.Ц.Мункуева справедливо, и в этом контексте можно интерпретировать отрицание принадлежности Мухали к монголам и его дифференцирующей идентичности татарам. Но возможно и другое объяснение: Мухули и в самом деле не монгол, а чжалаир. В «Сокровенном сказании» (§ 137) сказано, что чжалаирский Гуун-ува приводит в боголы к Чингис-хану двух своих сыновей — Мухали и Буха. Вероятно, прежняя идентичность сохранялась не только в начале XIII в., но и до рубежа XIII-XIV вв. Так, во втором разделе «Сборника летописей», посвященном описанию «тюркских племен, которых в настоящее время называют монголами», есть сведения о чжалаирах и сообщается, что они служили Гурхану, «который был государем уйгуров» [Рашид-ад-дин].
И возможно, фраза о Мухали в «Мэн-да бэй-лу» констатирует этнолингвистическую принадлежность чжалаиров, что соответствует классификации Рашид-ад-дина.

Поскольку именно Великая Монголия оставила заметный след в истории, в том числе восточноазиатской, постольку в китайско-монгольских словарях юаньской и минской эпох монголы интерпретируются как

дада, а дада, в свою очередь, как mongjol. Следует заметить, что не только в китайской историографии эта территория обозначалась татарской. Так, Махмуд Кашгарский (XI в.) «называет обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном „татарской степью»». Монголы стали занимать земли, которые были заселены народами, носящими в китайской историографии общее имя дада, а в монгольской традиции, зафиксированной «Сокровенным сказанием», известными как татар. Естественно, когда на самых разных социальных уровнях стали практиковаться смешанные браки, в источниках часто татары называются народом, откуда монголы берут себе жен, т. е. они были свойственниками по браку (анда-куда). Это способствовало появлению новой тенденции — формированию новой, смешанной властной элиты и закреплению земель в руках монголов. В результате создаются союзы, объединенные представлениями об общности происхождения, культурных традиций и исторической памяти.

Новый термин монголо-татары не только стал инструментом внешнеполитической деятельности, но и зафиксировал некое внутреннее состояние гетерогенного населения данной территории и свидетельствовал о появлении новой реальности — общности, находящейся в состоянии одновременного существования амбивалентных связей: союза (анда-куда, богол) и вражды (кровной мести). Часто отношения принимали враждебный характер, что было вызвано борьбой за преимущественное главенство на данной территории.

Доказательством того, что термин монголо-татары был маркером не только внешней, но и самоидентификации, кажется, может служить тот факт, что и на западе Евразии их обозначали этим именем.

Трудно предполагать, что оно стало известно далеко на западе благодаря китайцам, вероятнее всего, его там распространили сами монголы, точнее их войска. Этот закрепившийся за населением Монгольского улуса маркер был известен и понятен всем, европейские миссии в одинаковой степени оперировали как отдельными терминами (монголы или татары), так и парным этнополитонимом (монголо-татары или, чаще, татаро-монголы). Известно, что самоидентификация монголов Великой Монголии как монголо-татар оставила след не только в китайской историографии, но и в европейской. Например, армянский хронист Киракос Гандзакеци употребляет сочетание «мугал татары», многочисленны упоминания монголо-татар и в русских хрониках.

В период острой политической борьбы имя группы, расширяющей территорию власти, актуализируется и приобретает манифестный характер. А в случае с Монгольской империей XIII в., периода утверждения на политической арене нового политического образования, монголам требовалось еще дистанцироваться от своей прародины.

Группы монголов, перекочевавшие из Малой в Великую Монголию, стали пользоваться двойной идентичностью: они обозначали себя и как монголы, сохраняя свою этническую идентификацию, и как татары — монголо-татары или татаро-монголы, выделяя геополитический аспект, в зависимости от того, что они хотели подчеркнуть.

Иногда дифференциация (отделение себя от монголов севера) была настолько сильной, что имя татар могло приобретать характер рода, тогда как монгол обозначало вид. Анализ текста Плано Карпини и употребления терминов татар и монгол в его изложении позволяет заметить, что они используются, с одной стороны, как синонимы, а с другой — в широком смысле как татар и в узком — как монгол, т.е. частное от татар. Например, «татары, а именно монголы«, и никогда наоборот. В разделе, озаглавленном Карпини «О князьях татар» (§ II), перечисляются сыновья Чингис-хана и констатируется, что «от этих четырех лиц произошли все вожди монгалов» [Плано Карпини].

Плано Карпини употребляет двойную идентичность монголов, отдавая приоритет в их обозначении имени татар. Под этим именем они и стали известны в Евразии — как участники походов Чингис-хана и его полководцев: «татары или другие народы могут нас убить или подвергнуть вечному пленению…», «дабы татары своим случайным и внезапным вторжением не застигли их (христиан. — авт.) врасплох» [Плано Карпини]. Двойная идентичность постоянно подчеркивалась им: он пишет, что будет говорить об истории монголов, «именуемых татарами», о деяниях татар, о стране татар [там же]. Причем обозначение татары применительно к монголам у Карпини употребляется гораздо чаще. Например, Чингис-хан и его потомки на с. 46 его труда названы татарами шесть раз, тогда как монголами лишь один раз, на с. 47 три раза упоминаются татары и Чингис-хан; на с. 68 четыре раза упоминаются татары и их император. Рассказывая о дальнейших завоеваниях монголов, Карпини по-прежнему чаще называет их татарами, одновременно отмечая: «. ..и пока то войско, именно монгалов…» [там же].

Известно, что и на Руси Бату и его потомков называли татарами [Плано Карпини ]. Хотя, по свидетельству другого путешественника XIII в., на территории Руси монголы настаивали именно на своей, этнической идентичности. Так, в тексте Г.Рубрука отмечается: «Прежде чем нам удалиться от Сартака, вышеупомянутый Койяк вместе со многими другими писцами двора сказал нам: не говорите, что наш господин — христианин, он не христианин, а моал, так как название „христианство» представляется им названием какого-то народа. Они вознеслись до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами, желая свое название, т.е. моал, превознести выше всякого имени; не желают они называться и татарами. Ибо татары были другим народом» [Рубрук ]. Здесь проявился редкий для того периода дискурс идентичности: приоритетный выбор этнонима монгол в ущерб не менее известному даже на западе этнониму татар. По словам Рубрука, это объясняется тем, что «в недавних частых войнах почти все они (татары. — авт.) были перебиты. Отсюда упомянутые моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое» [там же].

Но все-таки чаще, и об этом свидетельствуют другие источники, двойная идентичность сохраняла свою актуальность довольно долго и на Западе. Возможно, в каждом конкретном случае следует помнить о том, что наряду с коллективной идентичностью и ситуативностью выбора, определяемой также географией места, где эта идентификация актуализируется, существует индивидуальная идентификация, причем нельзя отрицать ее значения и в средневековом мире. Можно, например, вспомнить свидетельство китайского автора, по словам которого Мухули относил себя к сообществу татар, хотя он, как известно, был включен в число первых лиц, маркировавших общность монгол, о чем свидетельствует «Сокровенное сказание»: «§ 202. Когда он направил на путь истинный народы, живущие за войлочными стенами, то в год Барса (1206) составился сейм, и собрались у истоков реки Онона. Здесь воздвигли девятибунчужное белое знамя и нарекли ханом — Чингис-хана. Тут же и Мухалия нарекли Го-ваном… Чингис-хан назначил девяносто пять (95) нойонов-тысячников из Монгольского народа, не считая в этом числе таковых же из Лесных народов». «§ 203. Однако в этом числе полагаются и ханские зятья».

Мы/наши

Частота употребления термина монгол в двух основных средневековых текстах -«Сокровенном сказании» и «Сборнике летописей» различна. У Рашид-ад-дина она прописывается подробнее, поскольку монгольская династия правит в иносреде, где принадлежность к группе дает доступ к власти. Поэтому именно он предполагает подробное моделирование границ общности монголы разного уровня — более или менее настоящих (например, нируны — дарлекины). «Сокровенное сказание» составлялось как текст обоснования легитимности власти в своей среде, не было необходимости моделировать общность, для ее членов она была очевидна, и представители своей группы (монголы) называются — наши (bidan-u qara’ul, мы—мы-монголы (bida mongqol).

Если иметь в виду, что местоимение наши использовалось для очерчивания и фиксации границ своей общности, то можно предположить, что перечисленные ниже этносы еще не входили в политию монголы. В «Сокровенном сказании» (§ 120) отмечается, что «к намприсоединились» другие племена, а ниже — «сдались нам«. Неоднократные упоминания наших предков, наших отцов и дедов, которых губили татары. Можно с большой долей вероятности предположить, что часто встречающаяся в тексте идентификационная категория наши обозначает монголы и ее функцией является отделение своих от внешнего мира.

Употребление по отношению к сообществу личных притяжательных местоимений первого лица множественного числа (мы, наши) в сочетании с общепринятым и повсеместно распространенным самоназванием (монголы) является показателем базового уровня идентификационных практик, на основании которого можно судить о наличии или отсутствии групповой идентичности и ее изначальных свойствах. В данном случае следует ответить на вопрос о том, какой из аспектов самоидентификации актуализируется рассматриваемой лексемой — уже не только и даже, может быть, не столько этнокультурный, сколько этнополитический. Тем самым манифестируется гетерогенное сообщество, возникшее благодаря завоевательной деятельности лидера и носящее имя его этнической общности. Разделение этнического и политического компонентов традиционного сознания, характерной чертой которого являлась нерасчлененность, затруднено. Безусловно, с усилением Монгольского улуса, завоеванием татар и включением их в конфедерацию, возглавляемую монголами, значение этнофора монгол возрастает .

Но еще долго двойная идентичность имела значение, поскольку идентификация как процесс, постоянно учитывающий происходящие изменения, позволял одновременно использовать разные маркеры, и не было необходимости в переименовании общностей. Более того, при отсутствии государственных институтов, моделирующих границы общности, нежесткость этих границ даже инспирировала многоуровневую идентичность. Сначала группы, перекочевывавшие из «Малой» в Великую Монголию, обозначались этнонимом лидеров— монголы. Затем с политическим усилением нового образования они стали пользоваться двойной идентичностью: обозначались и как монголы, сохраняя свою этническую идентификацию, и как татары («черные»), монголо-татары или татаро-монголы. В свою очередь, татары, завоеванные и включенные в новую общность, вынуждены были называться монголами. Использование обеими группами двух этнонимов вполне объяснимо и обусловлено конкретной политической практикой. Сначала монголы присваивают имя аборигенного населения, чтобы отделить себя от населения прародины, затем их имя переносится на все население и на территорию его проживания. Причем, возможно, идентичность татар преимущественно актуализировалась как раз при самоидентификации, так как усиливала дифференциацию (например, в случае самоидентификации Мухули). Для других (немонголов) более важной была манифестация принадлежности ко вновь образованному союзу во главе с монголами, поэтому и закрепляется обозначение мэн-да.

О том, что и для самоидентификации употребление двойного этнофора было актуально, свидетельствует широкая распространенность обозначения Монгольского улуса и его войска на западе Евразии именно в двойном имени — монголо-татары. Необходимость употребления двойного имени отпала, на наш взгляд, с угасанием значения территории первоначального расселения монголов в регионе р. Амур (Аргунь), знание о котором сохранилось лишь в воспоминании о миграции оттуда первопредков. Вероятно, значительность потока миграций с Амура не позволила монголам прародины восстановиться в такой степени, чтобы создать достаточно значительное объединение, способное сохранить имя, например Монголия или Малая Монголия, как это было в других регионах: Великобритания-Британия, Великая Венгрия-Венгрия, Великая Булгария-Болгария, Великая Русь-Малая Русь. Причем результат такого исторического развития разный: в первом случае значение Великобритании сохраняется по сей день, а первоначальное обозначение всех островов севернее Галлии как Британия не сохранилось; во втором и третьем примерах Великая Венгрия и Великая Булгария исчезают с карты Евразии; в последнем случае в разных контекстах сохранилось и название Малороссия, и определение «великорусский».

Конечно, трудно предположить полную осознанность идентификационных практик человеком средневековья, но следующий текст Рашид-ад-дина, безусловно, привлекает внимание: «Из-за [их] чрезвычайного величия и почетного положения другие тюркские роды, при [всем] различии их разрядов и названий, стали известны под их именем и все назывались татарами. И те различные роды полагали свое величие и достоинство в том, что себя относили к ним и стали известны под их именем, вроде того как в настоящее время, вследствие благоденствия Чингиз-хана и его рода, поскольку они суть монголы, — [разные] тюркские племена, подобно джалаирам, татарам, ойратам, онгутам, кераитам, найманам, тангутам и прочим, из которых каждое имело определенное имя и специальное прозвище, — все они из-за самовосхваления называют себя [тоже] монголами, несмотря на то что в древности они не признавали этого имени. Их теперешние потомки, таким образом, воображают, что они уже издревле относятся к имени монголов и именуются [этим именем], а это не так, ибо в древности монголы были [лишь] одним племенем из всей совокупности тюркских степных племен. Так как в отношении их была [проявлена] божественная милость в том смысле, что Чингиз-хан и его род происходит из племени монголов и от них возникло много ветвей, особенно со времени Алан-Гоа, около трехсот лет тому назад возникла многочисленная ветвь, племена которой называют нирун и которые сделались почтенны и возвеличенны, [то] все стали известны как племена монгольские, хотя в то время другие племена не называли монголами» [Рашид-ад-дин].

В этой цитате содержится вполне современное объяснение не только моделирующих возможностей этнонима/политонима, но и значения этого моделирования в политической практике. Для кочевых народов, граничивших с Китаем, включение общности в более крупную конфедерацию, с одной стороны, обеспечивало покровительство сильного суверена и выступало в качестве защиты от бесконечных нападений воинственных кочевых соседей. С другой стороны, оно способствовало поддержанию жизненно важных для кочевников приграничных торговых контактов с земледельческим соседом, Китаем, который обычно не вступал в такие связи с мелкими слабосильными кочевыми группами.

Конечно, несмотря на то что на основании средневековых источников реконструируются генеалогии, география расселения и иные характеристики (физические особенности, обычаи, одежда и пр.), невозможно удовлетворительно рассказать о реальном процессе идентификации в тот период и составить жесткий реестр ее элементов, поскольку этнические категории на самом деле применялись к этнически гетерогенным группам. «Так как внешность, фигура, прозвание, язык, обычаи и манеры их были близки у одних с другими и хотя в древности они имели небольшое различие в языке и в обычаях, ныне дошло до того, что монголами называют народы Хитая и Джурджэ, нянгасов, уйгуров, кипчаков, туркмен, карлуков, калачей, всех пленных и таджикские народности, которые выросли в среде монголов. И эта совокупность народов для своего величия и достоинства признает полезным называть себя монголами» [Рашид-ад-дин].

Совмещение разных уровней самоидентификации определялось, безусловно, постоянным переструктурированием краткосрочных военных союзов, которые возникали зачастую на добровольной основе, а не только за счет включения завоеванных соседей. Если выражения все монголы, много монголов (qamuq mongol, olon mongol) еще содержат признаки гентильного самосознания, указывая на процесс слияния родственных (монгольских) родоплеменных групп, то общий этноним для всех населяющих Великую Монголию — Yeke Mongol ulus свидетельствует о формировании одновременно этнического самосознания и потестарно-политического — более высокого уровня самоидентификации. Можно сопоставить конкретное наполнение этих двух категорий: в политии Yeke Mongol ulus собираются qamuq mongol (все монголы), qamuq Mongol-tayijiud (все монголы и тайджиуты) и избирают qamuq-un qahan (всеобщего хана) — ulus-im ejen (владыку/господина [всего] народа). В данном контексте гентильная категоризация подтверждает прежде всего легитимность власти верховного правителя, избранного всеми входившими в состав Великого Монгольского улуса, или Великой Монголии, вопреки утверждению китайского источника о незаконности присвоения правителем высочайшего имени. Но о том, что актом интронизации Хабул-хана ознаменовалось начало нового этапа монгольской истории, свидетельствует и сам китайский хронист, когда пишет: «Как говорится в Чжэн-мэн цзи Ли Ляна, монголы некогда переменили период правления на Тянь-син и [их владетель] назвал себя „родоначальником династии и первым просвещенным августейшим императором» (Тай-цзу юань-мин хуан-ди)» [Мэн-да бэй-лу].

Полностью книгу можно прочитать здесь.

Источник: Термин «монголо-татары» — придумали сами монголы Чингисхана, а не историки

«татарин». В 1292 году монгольское войско вторглось на Яву… | by Средневековая Индонезия

В 1292 году монгольская армия вторглась на Яву. Это событие описано в китайских историях и в ряде исторических текстов на старояванском языке, в том числе kakawin Deśawarnana , написанном в 1365 году и сохранившемся в ряде рукописей, в основном девятнадцатого века, и Pararaton , народной истории Восточная Ява на позднем старояванском (так называемом «среднеяванском») языке, составленном, вероятно, в шестнадцатом веке и также сохранившемся в более поздних рукописях (1) .

Одной из интересных особенностей этих текстов является то, что они оба используют слово татарский для обозначения монголов. Монгольский хан, который во время вторжения был Хубилай-ханом, также известным как «Хубилай-хан», упоминается в Параратон как рату татар или рату рин татар «царь татар». Солдаты, которые в обеих версиях на стороне Радена Виджая против узурпатора Джаякатвана, называются вон татар (или, в Deśawarnana [44.4], wwaṅ татарский ), что означает «татарский народ». Это то, что яванские тексты имеют общего со многими другими средневековыми афро-евразийскими источниками о монголах и их завоеваниях.

Татарин — один из великих странников Средневековья. Это имя, под которым монголы почти всегда были известны по всей Афро-Евразии, хотя на самом деле «татары» изначально были этнонимом одного из первых врагов монголов — противников в степи до огромной монгольской экспансии. 0003 улус при Чингисхане. Это старое имя встречается в ряде древнетюркских надписей восьмого века нашей эры, древнейшей из которых является Кул-тегинская надпись.

Неизвестно, почему именно монголов стали называть татарами; монгольские источники чаще всего используют слово «монгол» (ᠮᠣᠩᠭᠣᠯ), даже с древнейших времен. Например, в письме Хубилая к «царю Японии» в 1266 г., незадолго до основания династии Юань, мы находим термин 大蒙古國 «Великое монгольское государство» (предположительно эквивалентный монгольскому 9).0003 Еке (Их) Монгольский улус ) (рис. 1).蒙古 (пиньинь: ménggǔ ; произношение ‘Phags-pa: munggu ) — это просто китайская транслитерация Monggol , возможно, посредством чжурчжэньского (2) . В каменной надписи Чингисхана 1224–1225 гг. (Санкт-Петербург, Эрмитаж, инв. № БМ-728) также используется слово монгол в стандартном классическом монгольском написании (3). Таким образом, мы можем быть уверены, что «татарин» не было монгольским самоназванием, по крайней мере, среди элиты 9. 0003 (4) .

Рис. 1 — Копия 1268 г. письма Хубилай-хана 1266 г. «царю Японии» с выделенными иероглифами 蒙古 — Нара, Тодай-дзи.

В любом случае, запись от 1224 г. н.э. (6732 г. по византийскому календарю, за которым следует Русь) в древневосточнославянской Новгородской летописи является самым древним русским текстом, в котором упоминается имя «татар», и, возможно, самым древним таким упоминанием. в западной части Афро-Евразии. В переводе Сергея Зеньковского (1974:39):

‘6732 (1224) В том же году за грехи наши пришли неведомые племена. Никто не знал, кто они, каково их происхождение, вера или язык, и одни называли их татарами, другие — таурменами, третьи — печенегами».0009

Зеньковский предположил, что монголы были известны русским (и другим) как «татары», потому что «татары были […] монгольским племенем, из которого были взяты ударные отряды для наступающей монгольской армии». Это кажется распространенным объяснением, но мне интересно, насколько оно применимо к яванским свидетельствам. Возможно ли, что такие же «ударные отряды» использовались армией Сюбедэя в походах в Среднюю Азию в 9000-е и 9000-е годы XII века в заморских экспедициях юаней в 1290 с?

Опять же, вполне возможно, что яванское имя произошло из западного афро-евразийского источника, возможно, персидского или арабского, а не из непосредственного опыта. «Татарский» встречается в обоих языках, по-видимому, пишется <تتار> — как, например, в энциклопедии египетского ученого ан-Нувайри начала четырнадцатого века, The Ultimate Ambition in the Arts of Erudition (§5.2), где Чингисхан описывается как «царь татар» (в переводе Элиаса Муханны 2016 года).

Рис. 2 — «þe lond of Tartary» в начале рассказа Сквайра из « Кентерберийских рассказов» Чосера. Лондон, Британская библиотека, Harley 7334, f.149r, датированный 1410 годом.

В латинско-христианской Европе к названию добавился дополнительный — не татарский , а татарский (отсюда стейк тартар ). Говорят, что это произошло из-за влияния классического греческого Τάρταρος ( Tartaros ), адской тюрьмы титанов, подразумевая, что татары/монголы пришли из ада. Эта форма встречается в латинском стихе о монгольском вторжении в Венгрию, Planctus Destructionis regni Hungariae per Tartaros (1242), а к позднему Средневековью оно стало стандартным названием не только для монголов, но и, как Tartaria или Tartary (см. рис. 2), для огромной полосы земля во Внутренней Азии. Примечательно, что в греческом языке эта форма была принята , а не : например, в описании вторжения Тимура в Анатолию в «» Михаила Панарета «Об императорах Трапезунда» (конец четырнадцатого века) мы находим Τάταρ (в § 105 после Скотта Кеннеди, 2019 г.издание и английский перевод текста).

Называя монголов wwaṅ татар , яванские композиторы kakawin Deśawarṇana и Pararaton , таким образом, следовали тенденции, обнаруженной во всем афро-евразийском полушарии — еще одно свидетельство, если таковое вообще было необходимо, что Ява была неотъемлемая часть средневекового мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Здесь я полагаюсь на 9-е издание Теодора Пижо 1960 года.0003 Дешаварнана в томе I его Java in the 14th Century , древнеяванский текст которого, по-видимому, заслуживает доверия. Однако, как известно, это не так, и для интерпретации текста я использую гораздо лучший английский перевод KITLV 1995 года, сделанный Стюартом Робсоном. Pararaton еще не опубликован в актуальном издании, но первая попытка транскрипции и английский перевод И. Густи Путу Пхалгунади вышла в 1996 г. ( The Pararaton: A Study of the Southeast Asian Chronicle , Нью-Дели: Sundeep Prakashan), и это текст, который я использую здесь.

(2) Это до сих пор название Монголии и монголов на китайском языке. Если я правильно помню, это довольно старое имя и может быть датировано до завоеваний, но я не хочу продолжать это глубокое погружение, поэтому я оставлю его там.

(3) Я сфотографировал этот камень в Эрмитаже в начале этого года, но комната, в которой он находится, откровенно говоря, довольно темная, и текст неразборчив, если не знать, на что именно смотришь. Вы можете найти изображения и транскрипцию в Интернете, если хорошо посмотрите (и фотографии реплики в Улан-Баторе тоже).

(4) Но посмотрите это интересное видео по татаро-монгольскому вопросу, в котором есть ссылка на недавнюю работу Стивена Поу о взаимодействии между двумя именами. Поу утверждает, что «татар» было старым именем, а «монгол» — новым обозначением, созданным монгольской элитой (возможно, самим Чингисханом), которая постепенно заменила «татар» в течение тринадцатого века.

Дополнительное примечание : Среднее форматирование не допускает вертикального текста на классическом монгольском языке. Это позор, но на самом деле классический монгольско-уйгурский шрифт, написанный горизонтально, известен из некоторых рукописей эпохи Тимуридов, поэтому я полагаю, что могу с этим жить.

РЕКОМЕНДАЦИИ

аль-Нувайри, Шихаб аль-Дин. 2016 г. (1314–1333 гг.). Высшее стремление в искусстве эрудиции. Муханна, Элиас (пер. ). Нью-Йорк: Книги пингвинов.

Кеннеди, Скотт. 2019. Две работы по Трапезунду . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Пижо, Th. Г. Т. 1960. Ява в 14 веке . Том I. Гаага: Мартинус Нийхофф.

Робсон, Стюарт. 1995. Десаварнана . Лейден: KITLV Press.

Зеньковский Серж А. (ред.). 1974. Древнерусские былины, летописи и сказания . Нью-Йорк: Меридиан.

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Отчет Ван Даюаня о Банде

Отчет Чжао Рукуо о Сунде ваша благодарность за эту и другие истории на Medium: https://ko-fi.com/P5P6HTBI

Татары: Золотая Орда, люди из ада или что-то еще?

Обновлено 6 октября, 2018 — 23:05 Ancient-origins

Сегодня татары — это собирательное название ряда тюркоязычных групп, проживающих в России и некоторых странах бывшего СССР. Но татары имели различные другие значения на протяжении всей истории. Например, китайцы называли всех своих северных соседей варварами «Та-Та» или «Да-Да», а в течение 14 века жители Запада использовали этот термин для обозначения населения Монгольской империи и ханств, которые удалось это.

Татары в истории

Говорят, что имя татар впервые появилось примерно в начале V века нашей эры среди кочевых тюркских народов северо-восточной Монголии в районе озера Байкал. Говорят, что китайский термин «Та-Та» означает «грязный» или «варвар».

В то время как татары уже были в контакте с китайцами в начале своей истории, их встречи с европейцами произошли гораздо позже. В начале 13 века Чингисхан объединил различные кочевые племена монгольских степей и отправился завоевывать мир. Бату-хан, один из внуков Чингисхана, возглавил монгольское вторжение в Восточную Европу.

  • Удар грома и удар молнии! Завоевание мира и битва за Анкару. Часть 1
  • Казаки-колдуны народных сказаний и исторических хроник
  • Забытая империя: Древнее королевство Митанни

Под предводительством Батыя Золотая Орда (так стали называть вторгшихся монголов) пронеслась через европейскую часть России, достигнув Венгрии и Германии в 1241 году. в Тартар, древнегреческую версию Ада.

Монголы у стен Владимира Василий Максимов. ( Public Domain )

Татарская религия и управление

Несмотря на это название, татары далеко не были нецивилизованными варварами. Например, у них была сложная административная система, которая позволяла им эффективно управлять своими землями. Завоеванные земли были разделены на округа и создана местная администрация, обеспечивающая повиновение местного населения и уплату дани.

Хотя вторгшиеся татары были шаманистами, они терпимо относились к другим религиям. Например, в 1261 году они разрешили учредить православное епископство в Сарае, столице Золотой Орды, а духовенство Киевской Руси было освобождено от уплаты налогов.

«Александр Невский в Орде» Генриха Семирадского. 1876 ​​г. ( Public Domain ) С изображением Александра Невского и монгольского шамана.

Татарская экономика

Из-за кочевого происхождения татары занимались скотоводством. Тем не менее, они также приняли смешанное земледелие. Оба они продолжают оставаться важными видами экономической деятельности для татар и сегодня. Кроме того, татары развивали свои навыки ремесленников и мастеров в таких областях, как керамика, изделия из дерева и металла. Кроме того, татары занимались торговлей, причем их основными торговыми партнерами были итальянские колонии по берегам Черного моря и Египта.

Золотая Орда превращается в ханства

К 14 веку Золотая Орда начала приходить в упадок, а столетие спустя распалась на четыре самостоятельных ханства – Казанское, Астраханское, Сибирское и Крымское. В 16 в. Казанское, Астраханское и Сибирское ханства были завоеваны русскими, а Крымское ханство стало вассалом Османской империи, хотя и было аннексировано Россией (в 1783 г.).

Казаки воюют с татарами Крымского ханства (1890) Юзеф, Брандт. ( Public Domain )

Татарские традиции

Татары, хотя и были частью Российской империи, сохранили свои традиции, которые можно увидеть и сегодня. Например, татары со временем приняли ислам и до сих пор являются приверженцами этой религии. Тем не менее, татары мирно сосуществовали со своими русскими соседями. Это можно увидеть, например, в Татарстане.

  • От Тэмуджина до Чингисхана: тяжелая жизнь ведет к пути возмездия – Часть I
  • Обнаружено монументальное монгольское захоронение, включающее 14 гигантских колонн с письменами
  • Русская Атлантида: невидимый город Китеж в игре Tomb Raider был НАСТОЯЩИМ местом

В этом районе жили волжские булгары, которые после завоевания вошли в состав Золотой Орды. После распада Золотой Орды территория стала Казанским ханством. К тому времени захватчики приняли ислам. В историческом городе Казани, сегодня столице Татарстана (одной из внутренних республик современной России), можно увидеть как христианские, так и мусульманские культовые сооружения.

На сегодняшний день в России проживает 6,6 миллиона татар, это третья по численности этническая группа в стране. Татары также имеют значительное присутствие в странах Центральной Азии, таких как Казахстан, Таджикистан и Туркменистан. Кроме того, в результате диаспоры татарские общины также встречаются в Северной Америке, Германии и Турции.

Татарский семейный портрет XVI века. ( Public Domain )

Верхнее изображение: «Taniec tatarski» («Татарский танец»), картина Юлиуша Коссака. Источник: общественное достояние. Режим доступа: http://factsanddetails.com/russia/Minorities/sub9_3c/entry-5100.html

Энциклопедия Новый Свет, 2015. Татары. Доступно по адресу: http://www.newworldencyclopedia.org/entry/Tatars

The Editors of Encyclopaedia Britannica, 2014. Татарский. Доступно по адресу: https://www.britannica.com/topic/Tatar

www.encyclopedia.com, 2016. Татары. Режим доступа: https://www.encyclopedia.com/social-sciences-and-law/anthropology-and-archaeology/people/tatars

Закиев М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *