Основатель ордена иезуитов был: Кто является основателем Ордена иезуитов ? А) Жан Кальвин; Б) Мартин Лютер; В) Томас…

Содержание

Лойола Игнатий


1491-1556

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Основателем ордена иезуитов («Общество Иисуса») был испанский дворянин Игнатий Лойола (1491—1556). Лишившись из-за тяжелого ранения возможности служить в королевских войсках, решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе с еретиками. После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне, Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса». Деятельность этого общества началась практически с 1534 года, но официально орден иезуитов был учрежден в 1540 году, когда он был утвержден римским папой. В дальнейшем он неизменно поддерживал тесную связь с папством.

Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава. В ордене господствовала строжайшая дисциплина. Формально высшим органом власти у иезуитов являлась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, но фактически вся власть была сосредоточена в руках генерала, при котором имелся совет в составе 6 человек с совещательными правами. Иезуиты разделили весь мир на особые районы, называвшиеся провинциями, которые, как правило, включали не одну, а несколько стран. Деятельностью иезуитов в провинции руководили провинциалы, имевшие при себе совещательные коллегии. Члены ордена хотя и давали, как все монахи, обет послушания, целомудрия и нестяжательства, жили в отличие от монахов не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на нее свое влияние, как требовали того интересы католической церкви и директивы руководителей ордена. Подчиненный «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собою, как если бы он был трупом», — таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту.

Главными направлениями деятельности иезуитов были: воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения, проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической церкви, осуществление планов папской политики, борьба с ересями и распространение католицизма.

Всемирная история. АН СССР. М, 1958.

Вернуться на главную страницу Игнатия Лойолы

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Игнатий Лойола, основатель ордена Иезуитов

Содержание

  • 1 Игнатий Лойола
  • 2 Детство и молодость основателя ордена иезуитов
  • 3 Игнатий Лойола начинает новую жизнь
  • 4 Путешествие в Иерусалим
  • 5 Инквизиция
  • 6 Лойола в Париже
    • 6.1 Related Posts:

Игнатий Лойола

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола. Об этой исторической личности известны во многом противоречивые сведения. Почти исключительно его биографами являются иезуиты, и многие из них, рассказывая жизнь основателя их ордена, наполнили ее мистическими сведениями.

Еще его мать по их словам, предчувствовала, что произведет на свет божьего любимца, и потому родила будто бы не дома, а в хлеву, как Богородица — Христа. Встречаются у католических биографов и указания, что с момента появления Лойолы на свете стали совершаться чудеса, выходящие из ряда обыкновенного, а затем каждый шаг малютки выказывал его гениальные способности, свойственные лишь божественному избраннику, и явное желание быть служителем единого Бога. Напротив — противники иезуитского ордена в своих сочинениях изображают Лойолу смесью все пороков и наиболее отвратительных черт, которыми мог быть наделен человек. Так как понять где кончается одна правда и начинается другая, благодаря противоречивым сведениям практически нельзя, я постараюсь беспрестрастно пересказать биографию основателя ордена иезуитов опираясь лишь на факты с которыми соглашается и та и другая стороны.

Детство и молодость основателя ордена иезуитов

Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика пажем в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди спесивых и богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке.

Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя — герцога и пользовался славою блестящего офицера.

В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции. Испанские войска двинулись из Кастилии в Капитонии, быстро покорили южную Наварру. Крепость важнейшего города Наварры, Памплун, защищал от французов тридцатилетний Лойола. В бою его тяжело ранило в обе ноги. Пощаженный противником, он был с переломами отправлен на излечение домой, и вскоре с ужасом узнал, что одна кость срастается криво. Это несчастье оказалось невыносимым, потому что не оставляло надежд на возвращение к военной жизни. Призванные хирурги нашли необходимым сломать кость, чтобы срастание шло успешнее. Легко вообразить, как мучительна была операция при тогдашнем уровне хирургии! Однако Лойола выдержал все. Кость сломали, и она срослась опять, но когда лубки сняли вторично, возле колена обнаружили выдававшийся кусок кости, который мешал ходить. Больной настоял, чтобы этот кусок отпилили. Когда оказалось, что, благодаря ранам, одна нога стала короче другой, то Лойола, надеясь их сравнять, согласился, чтобы ему вытягивали ноги особенным воротом. Новая пытка стоила предыдущих, но изуродованная нога осталась короткой на всю жизнь.

Эту любопытную историю приводят все церковные биографы Лойолы, чтобы показать силу его выдержки, воли и попытаться тем самым найти истоки фанатического упорства, с каким он впоследствии преодолевал препятствия, возникшие с самого начала перед иезуитским орденом. Отказать Лойоле в признании таких качеств, действительно, нельзя — это была волевая натура. Однако эта история вряд ли повествует о приверженности Лойолы мрачному аскетизму или другим католическим «добродетелям», образцом которых он тогда ничуть не старался прослыть.

Прошло время острых страданий и тяжелых операций, но больной не мог покидать постели, ожидая окончательного выздоровления. Ясность мыслей и жажда деятельности вернулись, но приходилось спокойно лежать. Тогда Лойола накинулся на чтение и потребовал рыцарских романов. Чья-то рука, может быть матери, потрясенной болезнью сына, подала ему жития святых и жизнеописание Иисуса Христа. Вскоре чтение его заинтересовало. Биографы-иезуиты рассказывают, что в сознании Лойолы под влиянием этого чтения совершился внезапный перелом — он пришел к уверенности в своем сверхъестественном призвании стать спасителем церкви. Но как бы то ни было, скорее мысль о возможности прославиться на духовном поприще заставила Лойолу отказаться от всего прошлого и начать новую жизнь во славу Господа Бога, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, рыцарем которой он решился объявить себя.

Игнатий Лойола начинает новую жизнь

Приняв твердое намерение начать новую жизнь, Игнатий Лойола в марте 1522 года тайком покинул родительский дом. Свои новые планы он начал осуществлять так, как подсказывали «жития» и рыцарские романы: переночевал в часовне богородицы, которую избрал своей покровительницей, оставил оружие, затем сменил офицерский мундир на лохмотья, стал нищенствовать. Уничижая себя в фанатизме, он дошел до мысли, что всего этого мало, и расположился в пещере недалеко от Манресы. Именно в ней он написал книгу «Духовные упражнения», которую иезуиты сделали одним из главнейших своих практических руководств. В это время, по словам иезуитских биографов, у него были сверхъестественные «озарения» и «видения».

Путешествие в Иерусалим

В феврале 1523 года Лойола, объявив своим друзьям — бенедиктинцам о намерении отправиться на поклонение гробу Господню в Иерусалим и затем обратить в христианство всех сарацин-мусульман, покинул Манресу. В чем заключалось мусульманское вероучение он вовсе не знал, да и о католическом, как известно, у него было смутное представление. И все же Лойола двинулся в путь. В Иерусалим он прибыл в сентябре 1523 года. Там находилось представительство ордена францисканцев. Когда Лойола явился туда познакомиться, его подняли на смех. Францисканцы попытались объяснить, что затея его бессмысленна — что его не смогут выслушать, что содержание его будущих проповедей сомнительно с католической точки зрения. Вполне вероятно, что францисканцы были к тому же недовольны появлением этого красноречивого конкурента. Как бы то ни было, напуганный и растерявшийся Лойола пустился в обратное плавание. Нисколько непоколебимый годом неудач, Игнатий Лойола понял, что с его скудными познаниями не достигнуть цели и, вернувшись в Барселону, прежде всего засел за латынь, о которой имел самое туманное представление, тогда как на этом языке средневековой учености были написаны богословские и богослужебные книги. Параллельно с учением Лойола стал приводить в исполнение свой другой план — вербовки сотоварищей. Мало того, он не оставил старой привычки исправлять согрешивших поучениями и проповедями, подавая пример строгим образом жизни. В городе скоро заговорили о суровом проповеднике нравственности, и вокруг него стал образовываться кружок ревностных последователей. Лойола выбрал себе четырех учеников и этим положил основу духовному товариществу. Молодые дворяне не переставали зубрить латинскую грамматику.

Инквизиция

Через два года, не окончив курсов, они отправились в Алкалу, чтобы поступить в университет. Лойола поступил на курсы в университет и повел тот же образ жизни, какой он вел в столице Каталонии. Вокруг него стали собираться кающиеся, о нем заговорили по городу. Здесь Лойола был арестован «святейшей» инквизицией: на него донесли как на еретика — настолько странное впечатление производили его речи даже в Испании, видавшей всякие образцы проповеднического рвения. Однако все обошлось благополучно — у него не оказалось за душой ничего, кроме фанатизма, слепой преданности папе и тщеславия. В Саламанке, куда Лойола отправился после того, как ученики отреклись от него чтобы получить обучение, произошло то же самое. Записавшись на университетские курсы, Лойола вел тот строгий образ жизни, что в Алкале. Инквизиция всполошилась после того, как в городе заговорили о суровом ревнителе нравственности. После ареста Лойолы была рассмотрена его книга «Духовные упражнения», в которой не было найдено ничего противохристианского в духе католицизма, к тому же книгу оценили как неумело написанную.

Лойола в Париже

В январе 1528 года Лойола прибыл в Париж. Как совершил он свое путешествие, что случилось с ним дорогою, остается неизвестным, хотя ко времени своего появления в Париже он во многих отношениях изменился. Оставаясь прежним ревнителем своеобразно понимаемого христианства и нравственности, Лойола практически поумнел, перестал подвергать себя публичному осмеянию. Только в Париже и смог он по-настоящему увидеть трудное положение церкви. Это были годы подъема антифеодальных и реформационных движений. Сорбонские богословы изо всех сил старались опровергнуть учения Лютера, Цвингли, Виклефа, Гуса — новых и старых протестантских вождей. В Париже печатались сочинения против протестантов, проникали сюда также протестантские книги против католицизма и папства и один богословский диспут сменялся другим.

Источник — А.А. Быков «И. Лойола, его жизнь и общественная деятельность» (1890 г.), Д.Е. Михневич «Очерки из истории католической церкви (Иезуиты)»,(1953 г.), С.Г. Лозинский «История папства», (1986 г.)


  • иезуиты

 

 

Также вас может заинтересовать:


    Игнатий Лойола: основатель ордена иезуитов

    В «Конклаве Игнатия» английского поэта Джона Донна у Люцифера в аду есть два заместителя: Макиавелли и Лойола, которые претворяют в жизнь сочинения Макиавелли. Даже Люцифер настороженно относится к Лойоле, опасаясь, что тот свергнет его. Так кем же был Игнатий Лойола, человек, которого боялся даже Люцифер?

    Иниго де Лойола

    Дон Иниго Лопес де Лойола родился в 1491 году (или, по слухам, в 1495 году) в маленькой деревушке под названием Лойола, недалеко от французской границы в Испании. Он был младшим из 13 братьев и сестер, включая восемь мальчиков и пять девочек. Игнатий потерял мать, когда ему было 7 лет. Он присоединился к армии в 1517 году и начал работать под покровительством герцога Нахера. Вместе с ним он участвовал в различных войнах.

    В 1521 году началась война между Францией и Испанией. Защищая город Памплона от французов, Иниго был ранен пушечным ядром в правую ногу. Его нога была почти сломана. Он выздоровел в течение месяца, но остался хромым на всю жизнь.

    Алумбрадос

    Иниго вернулся в свою деревню, чтобы отдохнуть. Во время выздоровления он читал книги, подаренные ему медсестрами, с описанием жизни святых и Иисуса. Прочитав их, он заинтересовался религиозными вопросами. Он подружился с людьми, связанными с сектой Алумбрадос (Просветленные).

    Игнатий Лойола в качестве генерал-настоятеля. (Викимедиа)

    Члены секты Алумбрадос, казалось, были христианами, но в основном это были евреи, которые тайно исповедовали свою веру и собирались небольшими группами по домам. Подобно герметикам Востока, они не верили ни в какую божественную религию или внешнее поклонение. Они верили, что Бога можно достичь и даже поговорить с ним посредством духовной эволюции. Иниго без колебаний присоединился к ним.

    Примерно через год Иниго достаточно поправился, чтобы встать с постели, но у него больше не было ни желания, ни энтузиазма служить в армии. Он нашел убежище в городе Манреса за пределами Барселоны, где заперся в пещере. Чтобы заработать на жизнь, он иногда подрабатывал санитаром в городской больнице. Он также изменил свое имя на «Игнатий» в честь святого Игнатия Антиохийского.

    Exercitia Spiritualia

    В пещере, где он провел несколько месяцев, Игнатий стал аскетом, постился, молился и бичевал себя. Через какое-то время его тело ослабло, и иногда он лежал целыми днями, как мертвый. Он начал видеть демонов и джиннов. Игнатий впал в тяжелую депрессию и чуть не покончил жизнь самоубийством. Затем у него были видения, и он утверждал, что контактировал с Богом и испытал просветление. Он начал вести дневник своих переживаний. Так начала оформляться книга «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia»), которую он позже издаст и которая станет настольной книгой иезуитов.

    Отец Игнатия, Бельтран де Лойола, участвовал в Гранадской кампании против мусульман. Один из его братьев также погиб, сражаясь с турками в Венгрии. По этим причинам Игнатий с детства ненавидел турок, то есть мусульман. В 1523 году он отправился в паломничество в Иерусалим. Его целью было жить там и обращать мусульман в христианство. Но христианское духовенство города под властью Османской империи не любило Игнатия и хотело, чтобы он уехал. Затем Игнатий вернулся в Барселону.

    Доменикино «Видение Христа и Бога святым Игнатием Лойолы». (Викимедиа)

    В Испании Игнатий начал проповедовать народу. Несмотря на преклонный возраст, он понимал, что для того, чтобы завершить свои проекты и заставить людей относиться к нему серьезно, ему необходимо иметь диплом. Он поступил в школу, чтобы завершить образование, которое оставил незаконченным из-за службы в армии. Позже он продолжил свое образование, поступив в университеты Алкалы и Саламанки.

    Во время учебы в Университете Алкалы в 1527 году Игнатий привлек внимание Инквизиции благодаря своим идеям и написанной им книге «Духовные упражнения». Мысли Игнатия были очень похожи на систему верований секты Алумбрадос, за которой гналась инквизиция. Игнатий был заключен в тюрьму и допрошен за то, что якобы он маррано (человек, тайно исповедующий иудаизм). Он сказал им, что написал эту книгу с непосредственным вдохновением от Бога. Он находился в заключении более месяца, но позже был освобожден.

    Общество Иисуса

    Игнатий, чтобы уйти от инквизиции, в 1528 году отправился в Париж и продолжил свои лекции в Парижском университете. Во время учебы здесь его обвинили в развращении молодежи. У него было много последователей среди учеников, особенно его друзей, таких как Пьер Фавр и Франсиско Ксавьер. Именно здесь он заложил основы общества, которое он создаст в будущем. Окончил в возрасте 44 лет.

    Портрет Игнатия Лойолы работы Питера Пауля Рубенса. (Викимедиа)

    Игнатий, отправившийся со своими последователями в Италию, хотел отправиться в Иерусалим из Венеции. Но в то время венецианско-османские отношения были плохими. После этого дож Венеции Маркантонио Тривизан нашел Игнатия, находившегося в Венеции, и отправил его в Рим.

    Игнатий и его друзья встретились в Риме весной 1539 года. Они начали работу по созданию новой секты для распространения своей веры. Они подготовили небольшой регламент, который назвали «Формула», описывая свои обязанности.

    Они преподнесли его Папе Павлу III в качестве культового подношения.

    Человеком, который больше всех помогал Игнатию в Риме, был кардинал Гаспаро Контарини. Контарини были одной из семей, основавших Венецию. Гаспаро, проводивший реформы в католической церкви вместе с Папой Павлом III, был лидером секты Спиритуали, которая была аналогом секты Алумбрадос в Италии. Итак, несмотря на возражения некоторых других кардиналов, папа принял предложение, и орден иезуитов начал свою деятельность 27 сентября 1540 года как Общество Иисуса.

    Общество Иисуса было организовано как военная секта. По этой причине, согласно масонам, «тамплиер 13-го века был иезуитом, а иезуит 17-го века был тамплиером». Служа первым генеральным настоятелем этого нового ордена, Игнатий умер в 1556 году. Он был похоронен в церкви Джезу, первой церкви и центре иезуитов в Риме, спроектированной его другом Микеланджело.

    Общество Иисуса — Иезуитская церковь Непорочного Зачатия

    Что такое Общество Иисуса?


    Общество Иисуса — религиозный орден Римско-католической церкви, основанный св. Игнатием Лойолой. Иезуиты — крупнейший мужской религиозный орден в мире, насчитывающий около 19 000 членов по всему миру.

    Как было основано Общество Иисуса?
    Игнатий Лойола вместе с шестью другими (Франсиско Ксавье, Пьер Фабер, Алонсо Сальмерон, Диего Лайнес, Николас Бобадилья и Симао Родригес) основал «Компанию Иисуса» и принял первые обеты на мессе на Монмартре в Париже в 1534 году. В 1537 году они отправились в Италию, чтобы получить разрешение от Папы Павла III на религиозный орден. Позже в том же году Игнатий и его товарищи были рукоположены в священники в Венеции, Италия. 27 сентября 1540 года в Палаццо Сан-Марко в Риме папа Павел III подписал буллу «Regimini militantis ecclesiae», официально учреждающую Общество Иисуса как религиозный орден.

    Как организовано Общество Иисуса?
    Иезуиты по всему миру организованы в 91 географическую область, называемую провинциями, управляемые провинциальным настоятелем, который назначается и подчиняется непосредственно генеральному настоятелю Общества. Провинции иезуитов сгруппированы в 10 региональных «помощников», в каждой из которых есть «помощник» отца генерала в Риме. В Соединенных Штатах десять провинций образуют единую помощь.

    Кто в настоящее время является генеральным настоятелем Общества Иисуса?
    19 января 2008 года отец Адольфо Николас, SJ, модератор Восточно-Азиатской помощи, был избран 30-м генеральным настоятелем Общества Иисуса.

    Откуда взялось имя иезуит?
    Сначала оно было насмешливо применено к Обществу, означая «того, кто слишком часто использовал или присваивал имя Иисуса». Хотя его основатель никогда не работал, члены и друзья Общества со временем присвоили это имя в его теперь положительном значении.

    Какие клятвы дают иезуиты? Какой четвертый обет?
    Бедность, целомудрие и послушание. Четвертый обет — послушание Папе в отношении миссии.

    Какова формула четырех торжественных клятв, которые дают иезуиты?
    Я, (имя), исповедую свою, и обещаю Всевышнему Богу, в присутствии его Девы-Матери, всего небесного суда, и всех здесь присутствующих и к вам, преподобный отец (провинциальный, настоятель и т. ) представляющий Генерального настоятеля Общества Иисуса и его преемников и занимающий место Бога, вечной бедности, целомудрия и послушания; и, в соответствии с этим, особая забота об обучении детей в соответствии с образом жизни, содержащимся в апостольских письмах Общества Иисуса и его Уставах.

    Я также обещаю особое послушание Верховному Понтифику в отношении миссий в соответствии с теми же апостольскими письмами и Конституциями.

    Место (имя), в церкви (имя), в день (дата)

    (Подписи дающего обеты и принимающего их).

    Есть ли у иезуитов официальная привычка (идентификация одежды)?
    У иезуитов нет официальной одежды. В Уставе Общества он дает эти инструкции относительно одежды; «Одежда тоже должна иметь три характеристики: во-первых, она должна быть приличной; во-вторых, в соответствии с обычаями страны проживания; и, в-третьих, не противоречащей нищете, которую мы исповедуем…» (Const. 577)

    Исторически сложилось так, что «подрясник иезуитского покроя» стал стандартом: он оборачивался вокруг тела и завязывался поясом, а не обычным застегивающимся спереди, биреттой без хохолка (хохолки носили только епархиальные священнослужители) и простой накидкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *