Смысл теории Раскольникова – сочинение по “Преступлению и наказанию”
Теория Раскольникова – неотъемлемая часть романа Достоевского «Преступление и наказание». Без нее герой не стал бы совершать убийство. Смысл теории Раскольникова в разделении всех людей на две части.
Основа теории
Основой романа стало преступление, которое совершено на основе жестокой теории. Бывший студент Раскольников, видя вокруг себя только нищету, грязь и несправедливость пришел к мнению, что люди делятся на два типа. Она основана на неравенстве людей, на возвышении одних и унижении других.
«Твари дрожащие»
Первая категория – самые обыкновенные люди, их большинство. Их призвание, по мнению Раскольникова, в слепом повиновении жизни и размножении. Они не имеют собственного мнения, делают лишь то, что диктует им жизнь. Они стараются выжить, часто наживаясь на горе других. Разврат и пьянство, нищета и богохульство – вот что присутствует в их жизни.
«Право имеющие»
Другие же люди – особенные, избранные. Их мало, но они способны вершить правосудие и создавать великие дела. Преступления для таких людей – нормальное дело, они на него «право имеют» и даже обязаны совершать их во имя спасения человечества. Современникам они кажутся жестокими тиранами, но потомки заносят их в историю как великих деятелей и кумиров. К их числу Раскольников относит Наполеона. К ним относит он и себя. Именно попытка доказать самому себе, что он относится к данной категории людей толкает его на убийство старухи.
Крах теории
После совершения убийства теория сразу же начинает рассыпаться. Попытка обокрасть старуху, чтобы раздать деньги нуждающимся (своей семье, Мармеладовым) обернулась неудачей. Преступление совершено зря. Но не только это не дает покоя Родиону. Встретившись с такими персонажами как Лужин и Свидригайлов, Раскольников понимает, насколько схожи их идеи с его пониманием жизни. В своей теории он предполагал, что «право имеющие» могут избавить мир от таких персонажей, которые похожи на Лужина и Свидригайлова.
Но размышляя об убийстве, терзаясь муками отчуждения от людей, страхом быть разоблаченным, он понимает, что именно эти ненавистные для него личности наиболее близки по духу к нему самому, к его идее. Попытка вознестись над остальными выражается одинаковыми чертами между Раскольниковым, Лужиным и Свидригайловым.Думая о тех, кого он любит больше всего на свете – о своей семье, а также о Мармеладовых, Родион все больше понимает, что по его теории именно они и относятся к категории «тварей». Герой путается в своих мыслях, он понимает, что убив старуху, убил себя, а теория его никчемна. Именно благодаря страданию и состраданию, добру и свету можно спасти мир, а зло порождает зло. Долгий путь терзаний и мук вел его к пониманию этой истины, но пришел он к ней на каторге, рядом с Сонечкой, которая не побоялась отправиться за ним. Она умела сострадать, она положила свою жизнь на служение другим, и именно этим раскрыла красоту и чистоту мира.
Нравственного воскрешения героя Достоевский в романе «Преступление и наказание» не показывает. Раскольников лишь находит путь к нему, идя долгой и тернистой дорогой. Но читатель видит, насколько одержим может быть человек идеей, к каким тяжелым последствиям может привести такая одержимость. Идея Раскольникова о том, что сильный имеет право на преступление над слабым оказалась провальной, жизнь и человеческие качества все же победили эту теорию, несмотря на полнейший упадок социального строя вокруг.
Данная статья поможет написать сочинение «Смысл теории Раскольнкиова», раскрыть ее основную суть и показать весь абсурд существования таких идей.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Анна Дымовская
13/16
Александр Левенских
16/16
‘saint’ Apocalypse
16/16
Александр Сошников
14/16
Татьяна Зубченко
16/16
Олеся Ражапоа
13/16
Миша Одинцов
14/16
Sofy Cat
14/16
Варя Калисова
16/16
Ирина Алексеевна
16/16
Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского – сочинение по теме
Теоретическая основа идеи Раскольникова
Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.
Зарождение идеи
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Право сильной личности на преступление
Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово».
Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».Проверка теории жизнью
Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений.
Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.Уроки гениального романа
Страшные последствия
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто виноват
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
Добро – основа жизни
В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.
Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Анна Дымовская
13/16
Александр Левенских
16/16
‘saint’ Apocalypse
16/16
Александр Сошников
14/16
Татьяна Зубченко
16/16
Олеся Ражапоа
13/16
Миша Одинцов
14/16
Sofy Cat
14/16
Варя Калисова
16/16
Ирина Алексеевна
16/16
Раскол в эволюционной теории открывает возможности для креационизма
Эволюционная биология переживает самое серьезное расхождение по поводу структуры эволюционной теории с момента развития современного синтеза почти 100 лет назад.
Жизненно важное значение этой конференции было подчеркнуто в научном журнале Nature в статье в стиле аргументов и контрапунктов «Нужно ли эволюционной теории переосмыслить?» 2 Они отмечают, что «исследователи расходятся во мнениях относительно того, какие процессы следует считать фундаментальными». Разделение основных процессов, лежащих в основе любой теории, предполагает, что теория неполна, основана на вводящих в заблуждение исследованиях или ошибочна.
Кевин Лаланд из Сент-Эндрюсского университета является одним из исследователей, выступающих за существенный пересмотр эволюционной теории (скромно названный расширенным эволюционным синтезом или EES). Он сказал, что «данные, подтверждающие нашу позицию, становятся все сильнее с каждым днем. Тем не менее, простое упоминание о EES часто вызывает эмоциональную, даже враждебную реакцию среди биологов-эволюционистов. Слишком часто жизненно важные дискуссии переходят в язвительность с обвинениями в путанице или искажении фактов». 2 Ожесточение, по Лаланду, порождается тем, что «это не буря в академической чайной, это борьба за самую душу дисциплины».
Дебаты: что вызывает адаптивные инновации?
Другой ученый, поддерживающий EES, Герд Мюллер из Венского университета, ранее заявлял, что одно значение расширения преодолеет «ограничения» «экстернализма». 3 Экстернализм — это прежде всего способ осмысления того, как формируются организмы. Экстерналисты рассматривают черты организма как навязанные ему внешними условиями. 4 Эти условия обозначаются как «избирательное давление». Эти «давления», по сути, являются экологическими проблемами, «заставляющими» организмы адаптироваться к выработке какого-либо признака или признаков для преодоления проблемы. В отличие от этого, большинство исследователей, продвигающих EES, сказали бы, что признаки, которые преодолевают проблемы, очевидно, обусловлены внутренними системами организма, и поэтому исследования должны быть сосредоточены в первую очередь.
Например, одной из тем конференции Королевского общества было эмбриональное развитие. Интерналистская фракция EES утверждает, что для некоторых организмов специфические черты «можно предсказать, зная механизмы их развития. Для этих биологов предвзятость в развитии, при которой одни морфологии возникают с большей готовностью, чем другие, может определять ход адаптивной эволюции. Дуглас Футуйма, напротив, представил более традиционную точку зрения, приписывая адаптивные характеристики организмов исключительно отбору…». 5
Интерналисты также рассматривают организмы как обладающие репертуаром признаков, которые достаточно «пластичны» в течение нескольких поколений, чтобы позволить им активно исследовать и заполнять новые ниши, а не пассивно управляться избирательным внешним давлением. Таким образом, еще одной областью отклонения была пластичность развития, «которую можно рассматривать как генетически определенную норму реакции, сформированную прошлым отбором, и/или как зависящую от более открытых (например, исследовательских) процессов развития, которые передаются из поколения в поколение через эпигенетические механизмы». 6
Это резкое разделение в Королевском обществе также подчеркивает совершенно разные подходы к определению причинно-следственной связи признаков. Интерналисты пытались описать наблюдаемые механизмы. Экстерналисты неоднократно ссылались на естественный отбор, что побудило одного присутствовавшего научного репортера заявить, что «событию было бы полезно, если бы кто-то за кулисами с крюком, удерживающим выступающих, настаивал на том, чтобы полагаться на мантру естественного отбора, чтобы заполнить пробелы в своей науке. Повторные упоминания этого термина стали почти смешными. Сэр Патрик Бейтсон, наконец, пришел на помощь, предостерег от чрезмерного использования «метафоры», заявив далее, что «естественный отбор не действует»9. 0007 7 Лаланд также пишет, что присутствовавшие антропологи и археологи приветствовали «гипотезу пластичности прежде всего» как «жизненно важную для их работы». Для этих социологов стандартные геноцентрические селекционные объяснения давали менее удовлетворительные объяснения».
Различные интерпретации одних и тех же данных
Интересно, что эти глубокие разногласия в Королевском обществе иллюстрируют важную мысль, которую креационисты выдвигали годами. Эволюционисты часто заявляют, что у них есть масса данных, подтверждающих их позицию, в то время как у креационистов их практически нет. Креационисты утверждают, что обладают одними и теми же данными, но интерпретируют их совершенно по-разному. Точно так же Лаланд, представитель меньшинства в Королевском обществе, также заметил: «Эта напряженность проявлялась в дискуссиях, где высказывались разные интерпретации одних и тех же открытий… Конференция выявила ключевой момент: эти дебаты касаются не данных, а скорее того, как результаты интерпретируются и понимаются». Таким образом, кажется, что спор обычно не о том, у какой стороны есть данные, а о лучшем объяснении этих данных.
Несмотря на то, что эволюционисты ведут ожесточенные споры о том, как могла произойти эволюция, они по-прежнему едины в общей вере в то, что она произошла. По их мнению, эволюция — это факт. «Были точки соприкосновения», — успокаивает читателей Лаланд. «Все стороны подчеркивали, что эволюционная биология — это энергичная и прогрессивная область науки. К огорчению креационистов и некоторых журналистов, надеющихся на борьбу, призывов к революции не было слышно».
Креационистская теория лучше объясняет данные
У креационистов есть некоторые точки соприкосновения со сторонниками EES. Во-первых, мы согласны с тем, что современный синтез, предполагающий, что на случайные генетические мутации «воздействуют» последовательные итерации борьбы за выживание, имеет некоторые фундаментальные проблемы. Проблемы не только в достаточности этих механизмов для объяснения разнообразия жизни, но и основная концептуальная проблема с проекцией воли на природу для осуществления «свободы воли» в качестве каузальной замены областей, в которых обычно работа рук реального разумного агента Быть понятым.
Мы могли бы также согласиться с Лаландом в том, что наряду с фундаментальными исследованиями биологических систем «не менее важны различные представления о том, как работает или должен работать научный процесс. Те спикеры на собрании, которые настаивают на переменах, как правило, подчеркивают роль концептуальных рамок в формировании того, какие вопросы задаются, какие данные собираются и какие факторы рассматриваются как причинно-следственные».
Механизмы, обсуждаемые в Королевском обществе, как правило, подтверждают креационистскую теорию, основанную на дизайне, которая делает упор на активные, решающие проблемы организмы, способные к самонастройке, чтобы заполнить динамичную среду. Креационистская теория предсказывает, что если бы организмы были созданы с внутренней способностью непрерывно отслеживать изменения окружающей среды, то отклонения в развитии и пластичность, затем эпигенетические механизмы и многие другие механизмы позволили бы этим организмам заполнить новые ниши. Отслеживание условий и заполнение новой среды произойдет быстро — в течение жизни родителя — и улучшит способность потомства делать то же самое.
Фактически, креационистская модель непрерывного отслеживания окружающей среды позволила бы креационистам 1) полностью описать или 2) предсказать неидентифицированные в настоящее время системные элементы, которые, как показала бы модель, основанная на дизайне, необходимы для правильного функционирования. Поскольку даже сторонники ЭЭС придерживаются эволюционного мышления и часто оказываются в ловушке натуралистических исследовательских программ, они упускают из виду явно очевидные ключевые элементы системы, которые должны быть описаны или, если они не идентифицированы, должны быть исследованы.
Например, предвзятость развития — это всего лишь выходная реакция системы, состоящей как минимум из трех частей. Хотя организм редко описывается или даже идентифицируется в эволюционной литературе, он должен сначала иметь датчик, чтобы определить наличие определенных событий или изменений в его среде; затем ему нужен соответствующий сигнал логическому центру «если-то», чтобы направить третью часть, соответствующее отклонение развития в качестве реакции.
Эволюционная теория находится в «борьбе за самую душу дисциплины» из-за открытия всепроникающей внутренних механизмов, облегчающих самонастройку… которые явно не вписываются в текущую теорию, согласно которой пассивные существа формируются внешними условиями. Но эти механизмы подтверждают модель, которая предполагает, что активные, способные решать проблемы существа, предназначенные для отслеживания меняющихся условий, «наполняют землю», демонстрируя мудрость своего Создателя — Господа Иисуса Христа.
У эволюционистов было более 150 лет, чтобы полностью разработать и отладить свою теорию, но они ожесточенно борются за ее самые фундаментальные процессы. Время и данные на стороне креационистов.
Каталожные номера
- Лаланд, К. Н. 2017. Раскол и синтез в Королевском обществе. Тенденции в области экологии и эволюции . 32 (5): 316–317.
- Лаланд, К. и др. 2014. Нуждается ли эволюционная теория в переосмыслении? Природа . 514 (7521): 161–164.
- Мюллер, Г. Б. и М. Пиглиуччи. 2010. Эволюция: расширенный синтез . Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 13. 9.0086
- Дентон, М. Дж. 2013. Типы: настойчивый структуралистский вызов дарвиновскому панселекционизму. БИО-комплекс . 2013 (3): 1–18.
- Лаланд, К. Н. Раскол и синтез в Королевском обществе, 316.
- Лаланд, К. Н. Раскол и синтез в Королевском обществе, 316.
- Мазур, С. Встреча Evo Королевского общества захвата птерозавров. Хаффпост, Блог. Опубликовано на huffingtonpost.com 21 ноября 2016 г., по состоянию на 25 апреля 2017 г.
*Д р. Гулиуцца является национальным представителем ICR. Он получил степень доктора медицины в Университете Миннесоты, степень магистра общественного здравоохранения в Гарвардском университете и служил в ВВС США в качестве летного хирурга 28-го бомбардировочного крыла и начальника аэрокосмической медицины. Доктор Гулиуцца также является зарегистрированным профессиональным инженером.
Изображение предоставлено: Copyright © 2017 The Royal Society. Адаптировано для использования в соответствии с федеральным законом об авторском праве (доктрина добросовестного использования). Использование ICR не означает одобрения правообладателя.
Статья размещена 18 мая 2017 г.
Споры о причине симптомов шизофрении
Раскольнический разум: Споры о причине симптомов шизофрении ТЕЗИС
ДЛЯ
ДОКТОР ФИЛОСОФИИ
УНИВЕРСИТЕТ ВОЛЛОНГОНГА, АВСТРАЛИЯ
2000
Аннотация
Сомнения в истинной природе шизофрении существуют давно. Нет лабораторных тестов для подтверждения диагноза, и нет уверенности в том, что диагностический процесс последователен. Были разработаны различные модели для объяснения причин симптомов. Доминирующая объяснительная модель основана на медицинских предположениях о том, что симптомы являются патологическими и вызваны болезнью ума или мозга. Медицинская модель охватывает широкий спектр психологических и биологических теорий этиологии, но научного/медицинского консенсуса нет, и все доказательства, подтверждающие медицинские теории, неоднозначны. Эта кажущаяся путаница порождает вопросы относительно обоснованности медицинской интерпретации. Альтернативные, немедицинские модели объясняют причину симптомов либо как мистическое/духовное состояние (мистическая модель), либо как социальное отчуждение (модель мифа о психическом заболевании).
Когда сравнительный анализ медицинской, мистической и мифологической моделей психических заболеваний проводится в свете теории групп интересов, становится очевидным, что конкурирующие группы интересов продвигают разные объяснительные модели для достижения политических целей. Ключевым фактором, определяющим эту политическую борьбу, является выбор и акцентирование конфликтующих императивов прав человека. Права человека занимают центральное место в проблеме шизофрении, потому что люди, у которых проявляются симптомы, как правило, ведут себя социально разрушительно и, как следствие, часто недобровольно и принудительно госпитализируются с помощью лекарств, которые истощают умственно и физически.Стол содержания
1. ВВЕДЕНИЕ (pdf-330 кб)
Цели диссертации
Методология и теоретическая точка зрения, лежащие в основе диссертации
Краткое описание шизофрении
Споры о шизофрении
Расширение диагностической сети
Диагностическая система DSM
Рост индустрии психического здоровья
Социальный контроль, молодежь и безработица
2. ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВАНИЙ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (pdf — 340 кб)
Теория групп интересов
Права человека и активизм
История прав человека
Права человека, наука и техника
Права человека и психиатрия
Советская психиатрия
Принципы ООН в отношении психических заболеваний
Расследование Бурдекина
3. МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ: СИМПТОМЫ ШИЗОФРЕНЫ КАК ПАТОЛОГИЯ (pdf — 370 кб)
Теории регрессии
Текущие диагностические критерии
МКБ-10 Диагностические критерии шизофрении
DSM IV Диагностические критерии шизофрении
Истоки описательной психопатологии шизофрении
Крепелин и Блейлер
4. ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ДИХОТОМИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ (pdf — 520 кб)
Биохимические гипотезы и связанные с ними лекарственные методы лечения
Атипичные нейролептики
Другие биохимические теории
Неопределенности в исследованиях шизофрении
Визуализация мозга
Сканирование причин
Теории инфекций
Питание
Генетические теории0125 Теории развития
Семейная среда
Теория двойной связи
Семейный стресс
Социальный стресс
5. МЕДИЦИНСКАЯ МОДЕЛЬ: ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВ И ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ (pdf — 300 kb)
Группы интересов
Кампания за расширение принудительного лечения в Новом Южном Уэльсе
Императивы прав человека
Право на лечение
Информированное согласие
6. МИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ КАК ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ СОЗНАНИЯ (pdf — 450 КБ)
Предыстория мистической традиции
Работа со знанием о смертности
Обретение мистического опыта
Мистицизм и психиатрия
Антипсихиатрия, Лэнг и мистическая модель
Юнг
Джон Вейр Перри — юнгианец
Мифологические герои и шизофрения5 Краткое изложение мистики 9012 Модель
7. МИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВ И ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ (pdf — 340 kb)
Группы интересов
Императивы прав человека
Дух статьи 18
Технические требования статьи 18
Положения о принудительном лечении в Новом Южном Уэльсе (NSW), Австралия
Лишение свободы предполагаемых шизофреников
Гипотетический психически больной
Нейролептическое лечение
Доклад о правах человека о свободе религии и убеждений
8. МОДЕЛЬ МИФА ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ: ШИЗОФРЕНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ КАК ИЗГОТОВЛЕННЫЕ АРТЕФАКТЫ (pdf — 490 кб)
Подтип 1: шизофреник-как-культурный-аутсайдер
Негативные симптомы
Примеры из практики аутсайдеров
Подтип 2: Шизофреник-как-козла отпущения
Подтип 3: Шизофрения-как-ролевая игра
9. МОДЕЛЬ МИФА ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ: ГРУППЫ ЗАИНТЕРЕСОВ И ПРАВОВЫЕ ИМПЕРАТИВЫ (pdf — 380 kb)
Группы интересов
Императивы прав человека
Предыстория заявления о невменяемости
Соответствующие права человека
Пытки и жестокое обращение
Нейролептики, модель M-M-I и права человека
Лечение или пытки
10.