Темное царство гроза добролюбов: Темное царство в пьесе «Гроза» Островского – рассуждение для сочинения по теме

Содержание

Темное царство в пьесе «Гроза» Островского – рассуждение для сочинения по теме

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза». Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!

… Враждуют друг на друга». Сколько бы люди ни скрывали того, что происходит внутри семей, остальным и так всё известно. Кулигин говорит, что и Богу здесь давно никто не молиться. Все двери заперты, «чтоб люди не видали, как… своих домашних едят и семью тиранят».
За замками – разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Дикому, Дикой практически во всех сценах появляется пьяный, Кабаниха тоже не прочь пропустить рюмку — другую в компании Савла Прокофьевича.

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катерина обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Катерине не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катерина отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катерина добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства.

Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катериной. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катерина сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катерина. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины — хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

  • Наталья Сятрова

    19/19

Темное царство в пьесе Гроза Островского сочинение


Широкий смысл понятия «темное царство»


Вначале охарактеризуем широкий смысл данного понятия: темное царство в пьесе Островского «Гроза» – образная характеристика социально-политического состояния России на определенной стадии ее развития.
Ведь вдумчивый читатель, интересующийся историей, четко себе представляет, о какой России (конец XVIII века) идет речь. Огромная страна, фрагмент которой показал драматург в пьесе, жила по старинке, в то время, когда в странах Европы динамично происходила индустриализация. Народ был социально парализован крепостным правом (которое отменили в 1861 году). Еще не строились стратегические железные дороги. Народ в своей массе был безграмотным, необразованным, суеверным. Фактически государство социальной политикой занималось мало.

Все в провинциальном Калинове как бы «варится в собственном соку». Т. е. люди не задействованы в крупных проектах – производстве, строительстве. Их суждения выдают полную некомпетентность в простейших понятиях: например, в электрическом происхождении молнии.

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» – общество, лишенное вектора развития. Еще не оформился класс промышленной буржуазии и пролетариата… Финансовые потоки общества не были сформированы недостаточными для глобальных социально-экономических преобразований.

Понятие драмы, существовавшее во времена Островского

Николай Александрович далее проводит сопоставление «Грозы» со стандартами драмы, принятыми в то время. В статье «Луч света в темном царстве», краткое содержание которой нас интересует, он рассматривает, в частности, принцип, установленный в литературе, о предмете драмы. В борьбе долга со страстью обычно несчастный конец имеет место тогда, когда побеждает страсть, а счастливый — в случае победы долга. Драма, кроме того, должна была, согласно существующей традиции, представлять единое действие. При этом писать ее следовало литературным, красивым языком. Добролюбов отмечает, что под понятие таким образом, не подходит.

Темное царство города Калинов

В узком же смысле – темное царство в пьесе «Гроза» – это образ жизни, присущий мещанству и купечеству. Согласно описанию, данному Островским, в этом сообществе абсолютно доминируют зажиточные и наглые купцы. Они постоянно осуществляют психологический прессинг на окружающих, не обращая внимания на их интересы. Управы нет на этих упырей, которые «поедом едят». Для этих самодуров деньги эквивалентны общественному положению, а человеческая и христианская мораль – не указ в их поступках. Практически они творят, что им заблагорассудится. В частности, реалистичные, художественно-завершенные образы – купец Савел Прокопьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова – инициируют «темное царство» в пьесе «Гроза». Что это за персонажи? Рассмотрим их подобней.

Добролюбов отмечает значение Шекспира, а также мнение Аполлона Григорьева

Добролюбов («Луч света в темном царстве») говорит также о том, что долгое время литераторы не обращали особого внимания на движение к первородным началам человека, к его корням. Вспомнив Шекспира, он отмечает, что этот автор смог поднять на новую ступень человеческую мысль. После этого Добролюбов переходит к другим статьям, посвященным «Грозе». Упоминается, в частности, отметивший основную заслугу Островского в том, что его творчество было народно. Добролюбов пытается ответить на вопрос о том, в чем заключается эта «народность». Он говорит, что Григорьев данное понятие не объясняет, поэтому само высказывание его нельзя рассматривать серьезно.

Образ купца Савелия Прокофьича Дикого

Купец Дикой является самым богатым человеком Калинова. Однако состоятельность в нем граничит не с широтой души и хлебосольством, а с «крутым нравом». И понимает он свою волчью натуру, и хочет как-то измениться. «О посту как-то, о великом, я говел…» Да самодурство является его второй натурой. Когда к нему приходит «мужичонка» с просьбой одолжить денег, Дикой грубо его унижает, более того, дело едва не доходит до избиения несчастного.


Причем этот психотип поведения характерен для него всегда. («Что поделать, сердце у меня такое!») Т. е. он строит свои отношения с окружающими на основании страха и своего доминирования. Это его обычная модель поведения относительно людей с низшим социальным статусом.

Этот человек не всегда был богат. Однако он пришел к состоятельности путем примитивной агрессивной сложившейся социальной модели поведения. Отношения с окружающими и родственниками (в частности, с племянником), он строит на одном только принципе: унизить их, формально – лишить социальных прав, а затем воспользоваться ими самому. Впрочем, ощутив психологический отпор от человека с равным статусом (например, от вдовы купца Кабанихи, он начинает к нему относиться более уважительно, не унижая). Это – примитивная, двухвариантная схема поведения.

За грубостью и подозрительностью («Так ты знай, что ты – червяк!») скрыта жадность и корысть. Например, в случае с племянником он фактически лишает его наследства. Савел Прокофьич вынашивает в душе ненависть ко всему окружающему. Его кредо – рефлекторно всех давить, всех подминать, расчищая для себя жизненное пространство. Живи бы мы в это время, такой идиот (извините за прямоту) вполне бы мог, просто посреди улицы, ни за что ни про что избить бы нас, просто для того, чтоб мы перешли на другую сторону улицы, расчистив для него путь! А ведь такой образ был привычен для крепостной России! Не зря ведь темное царство в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал чутким и правдивым отображением российской действительности!

Николай Добролюбов — Темное царство

1 …

Николай Александрович Добролюбов

Темное царство

(Сочинения А. Островского. Два тома. СПб., 1859)

I

Что ж за направление такое, что не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят историю, – и хоть бы какой-нибудь смысл был… Однако ж разнесли, стало быть, была же какая-нибудь причина.

Гоголь{1}

Ни один из современных русских писателей не подвергался, в своей литературной деятельности, такой странной участи, как Островский. Первое произведение его («Картина семейного счастья») не было замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова – ни в похвалу, ни в порицание автора{2}. Через три года явилось второе произведение Островского: «Свои люди – сочтемся»; автор встречен был всеми как человек совершенно новый в литературе, и немедленно всеми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим, после Гоголя, представителем драматического искусства в русской литературе. Но, по одной из тех странных, для обыкновенного читателя, и очень досадных для автора, случайностей, которые так часто повторяются в нашей бедной литературе, – пьеса Островского не только не была играна на театре, но даже не могла встретить подробной и серьезной оценки ни в одном журнале. «Свои люди», напечатанные сначала в «Москвитянине», успели выйти отдельным оттиском, но литературная критика и не заикнулась о них. Так эта комедия и пропала, – как будто в воду канула, на некоторое время. Через год Островский написал новую комедию: «Бедная невеста». Критика отнеслась к автору с уважением, называла его беспрестанно автором «Своих людей» и даже заметила, что обращает на него такое внимание более за первую его комедию, нежели за вторую, которую все признали слабее первой. Затем каждое новое произведение Островского возбуждало в журналистике некоторое волнение, и вскоре по поводу их образовались даже две литературные партии, радикально противоположные одна другой. Одну партию составляла молодая редакция «Москвитянина»{3}, провозгласившая, что Островский «четырьмя пьесами создал народный театр в России»{4}, что он —

Поэт, глашатай правды новой, Нас миром новым окружил И новое сказал нам слово, Хоть правде старой послужил, —

и что эта старая правда, изображаемая Островским, —

Простее, но дороже, Здоровей действует на грудь,{5}

нежели правда шекспировских пьес.

Стихи эти напечатаны в «Москвитянине» (1854 г., № 4) по поводу пьесы «Бедность не порок», и преимущественно по поводу одного лица ее, Любима Торцова. Над их эксцентричностью много смеялись в свое время, но они не были пиитической вольностью, а служили довольно верным выражением критических мнений партии, безусловно восхищавшейся каждой строкою Островского. К сожалению, мнения эти высказывались всегда с удивительной заносчивостью, туманностью и неопределенностью, так что для противной партии невозможен был даже серьезный спор. Хвалители Островского кричали, что он сказал новое слово{6}. Но на вопрос: «В чем же состоит это новое слово»? – долгое время ничего не отвечали, а потом сказали, что это новое слово есть не что иное, как – что бы вы думали? – народность! Но народность эта была так неловко вытащена на сцену по поводу Любима Торцова и так сплетена с ним, что критика, неблагоприятная Островскому, не преминула воспользоваться этим обстоятельством, высунула язык неловким хвалителям и начала дразнить их: «Так ваше новое слово – в Торцове, в Любиме Торцове, в пьянице Торцове! Пропойца Торцов – ваш идеал» и т. д. Это показыванье языка было, разумеется, не совсем удобно для серьезной речи о произведениях Островского; но и то нужно сказать, – кто же мог сохранить серьезный вид, прочитав о Любиме Торцове такие стихи:

Поэта образы живые Высокий комик в плоть облек… Вот отчего теперь впервые По всем бежит единый ток. Вот отчего театра зала От верху до низу одним Душевным, искренним, родным Восторгом вся затрепетала. Любим Торцов пред ней живой Стоит с поднятой головой, Бурнус напялив обветшалый, С растрепанною бородой, Несчастный, пьяный, исхудалый, Но с русской, чистою душой.

Комедия ль в нем плачет перед нами, Трагедия ль хохочет вместе с ним, — Не знаем мы и ведать не хотим! Скорей в театр! Там ломятся толпами, Там по душе теперь гуляет быт родной: Там песня русская свободно, звонко льется; Там человек теперь и плачет и смеется, Там целый мир, мир полный и живой. И нам, простым, смиренным чадам века, Не страшно, весело теперь за человека: На сердце так тепло, так вольно дышит грудь. Любим Торцов душе так прямо кажет путь! (куда?) Великорусская на сцене жизнь пирует, Великорусское начало торжествует, Великорусской речи склад И в присказке лихой, и в песне игреливой. Великорусский ум, великорусский взгляд, Как Волга-матушка, широкий и гульливый… Тепло, привольно, любо нам, Уставшим жить болезненным обманом!..

За этими стихами следовали ругательства на Рагдель{7} и на тех, кто ею восхищался, обнаруживая тем дух рабского, слепого подражанъя{8}. Пусть она и талант, пусть гений, – восклицал автор стихотворения, – «но нам не ко двору пришло ее искусство!» Нам, говорит, нужна правда, не в пример другим. И при сей верной оказии стихотворный критик ругал Европу и Америку и хвалил Русь в следующих поэтических выражениях:

Пусть будет фальшь мила Европе старой, Или Америке беззубо-молодой, Собачьей старостью больной… Но наша Русь крепка! В ней много силы, жара; И правду любит Русь; и правду понимать Дана ей господом святая благодать; И в ней одной теперь приют находит Все то, что человека благородит!. .

Само собою разумеется, что подобные возгласы по поводу Торцова о том, что человека благородит, не могли повести к здравому и беспристрастному рассмотрению дела. Они только дали критике противного направления справедливый повод прийти в благородное негодование и воскликнуть в свою очередь о Любиме Торцове:

– И это называется у кого-то новое слово, это поставляется на вид как лучший цвет всей нашей литературной производительности за последние годы! За что же такая невежественная хула на русскую литературу? Действительно, такого слова еще не говорилось в ней, такого героя никогда и не снилось ей, благодаря тому, что в ней еще свежи были старые литературные предания, которые не допустили бы такого искажения вкуса. Любим Торцов мог явиться на сцене во всем безобразии лишь в то время, когда они начали приходить в забвенье… Удивляет и непонятно поражает нас то, что пьяная фигура какого-нибудь Торцова могла вырасти до идеала, что ею хотят гордиться как самым чистым воспроизведением народности в поэзии, что Торцовым меряют успехи литературы и навязывают его всем в любовь под тем предлогом, что он-де нам «свой», что он у нас «ко двору!» Не есть ли это искажение вкуса и совершенное забвение всех чистых литературных преданий? Но ведь есть же стыд, есть литературные приличия, которые остаются и после того, как лучшие предания утрачены, за что же мы будем срамить себя, называя Торцова «своим» и возводя его в наши поэтические идеалы? (От. зап., 1854 г., № VI).

Мы сделали эту выписку из «Отечествен. записок»{9} потому, что из нее видно, как много вредила всегда Островскому полемика между его порицателями и хвалителями[1]. «Отечествен. записки» постоянно служили неприятельским станом для Островского, и большая часть их нападений обращена была на критиков, превозносивших его произведения. Сам автор постоянно оставался в стороне, до самого последнего времени, когда «Отечествен. записки» объявили, что Островский вместе с г. Григоровичем и г-жою Евгениею Тур – уже закончил свою поэтическую деятельность (см. «Отечествен. записки», 1859 г., № VI){10}. А между тем все-таки на Островского падала вся тяжесть обвинения в поклонении Любиму Торцову, во вражде к европейскому просвещению, в обожании нашей допетровской старины и пр. На его дарование ложилась тень какого-то староверства, чуть не обскурантизма. А защитники его все толковали о новом слове, – не произнося его однако ж, – да провозглашали, что Островский есть первый из современных русских писателей, потому что у него какое-то особенное миросозерцание… Но в чем состояла эта особенность, они объясняли тоже очень запутанно. Большею частию отделывались они фразами, напр. в таком роде:

У Островского, одного в настоящую эпоху литературную, есть свое прочное новое и вместе идеальное миросозерцание с особенным оттенком (!), обусловленным как данными эпохи, так, может быть, и данными натуры самого поэта. Этот оттенок мы назовем, нисколько не колеблясь, коренным русским миросозерцанием, здоровым и спокойным, юмористическим без болезненности, прямым без увлечений в ту или другую крайность, идеальным, наконец, в справедливом смысле идеализма, без фальшивой грандиозности или столько же фальшивой сентиментальности (Москв., 1853 г., № 1){11}.

1 …

Образ купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой

Вторым типажом диких нравов Калинова является богатая купеческая вдова Кабаниха. Ее социальная модель поведения не столь примитивна, как у купца Дикого. (Почему-то относительно этой модели вспоминается аналогия: «Плохое зрение носорога – это проблема окружающих, а не самого носорога!) Марфа Игнатьевна Кабанова, в отличие от купца Дикого, выстраивает свой социальный статус постепенно. Инструментом также является унижение, однако – совершенно другого рода. Она воздействует, в основном, на членов своей семьи: сына Тихона, дочь Варвару, невестку Катерину. В основу своего доминирования над окружающими она ставит как свое материальное превосходство, так и моральное.
Ханжество – вот ее ключ к манипулированию людьми. У купчихи – двойная мораль. Формально и внешне следуя христианскому культу, она далека от настоящего милосердного христианского сознания. Наоборот, свой статус оцерквления она трактует, как своеобразную сделку с Богом, считая, что ей дано право не только поучать всех окружающих всему, но и указывать, как им следует поступать.

Этим она занимается постоянно, совершенно уничтожив своего сына Тихона, как личность, и подтолкнув невестку Катерину к самоубийству.

Если купца Дикого, встретив на улице, можно обойти, то относительно Кабанихи дело обстоит совсем иначе. Если можно так выразиться, то она непрерывно, постоянно, а не не эпизодически, как Дикой, «генерирует» темное царство в пьесе «Гроза». Цитаты произведения, характеризующие Кабаниху, свидетельствуют: она зомбирует своих близких, требуя, чтобы Катерина кланялась мужу, когда тот входит в дом, внушая, что «матушке перечить нельзя», чтобы муж давал строгие наказы жене, а по случаю и избивал ее…

Р. А. КИРЕЕВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА: ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ К. Д. КАВЕЛИНА И Б. Н. ЧИЧЕРИНА публикация №1613303349

14 февраля 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: Р. А. КИРЕЕВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА: ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ К. Д. КАВЕЛИНА И Б. Н. ЧИЧЕРИНА

Открыть полную версию публикации →

Финансово-кредитная поддержка развития образовательных услуг в России публикация №1611913437

29 января 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: Финансово-кредитная поддержка развития образовательных услуг в России

Открыть полную версию публикации →

Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 — 1947 гг. публикация №1609863178

05 января 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: Создание сети школьных учреждений в Калининградской области в 1946 — 1947 гг.

Открыть полную версию публикации →

Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг. публикация №1603536517

24 октября 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: Земская школа Поволжского и Уральского регионов в 1864-1917 гг.

Открыть полную версию публикации →

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ публикация №1592340483

16 июня 2021 Шаталова Наталья Петровна ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация от автора: В статье показана необходимость создания специальных педагогических условий для формирования универсальных учебных действий школьников. Рассмотрены особенности использования математических задач в формировании у детей универсального логического действия. Предоставлена таблица для выявления уровня сформированности универсального логического действия у обучающихся.

Открыть полную версию публикации →

Причины появления языкового барьера у школьников и пути его преодоления на уроках иностранного языка. публикация №1589033124

09 мая 2021 Михайлова Мария Алексеевна

Аннотация от автора: Данная статья посвящена обучению говорению на уроках иностранного языка в средней школе. В частности, языковому барьеру. В статье рассмотрено понятие «языковой барьер», изучены основные причины появления языкового барьера, а также выявлен ряд мер применимых для его устранения и обеспечения успешной коммуникации на уроках иностранного языка.

Всё о частных средних школах США публикация №1571050490

14 октября 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: Всё о частных средних школах США

Открыть полную версию публикации →

АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК О КРЕСТЬЯНСКОЙ ШКОЛЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ публикация №1570523565

08 октября 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК О КРЕСТЬЯНСКОЙ ШКОЛЕ ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

Открыть полную версию публикации →

ОБСУЖДАЯ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК… публикация №1565435144

10 августа 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: ОБСУЖДАЯ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК…

Открыть полную версию публикации →

Как подготовиться к решению экономических задач ЕГЭ публикация №1561459047

25 июня 2021 Научная библиотека Порталус

Аннотация от автора: В последние годы текстовые задачи с экономическим содержанием входят в перечень заданий, которые предложены для единого государственного экзамена.

Открыть полную версию публикации →

Следующая страница

1

… Публикации, отправленные в архив рубрики

2004-2021 гг. @ Научная библиотека «Порталус» Разместить рекламу | О Порталусе | Рейтинг | Каталог | Авторам | Поиск Главный редактор: Смогоржевский B.B.

О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама

Слабые попытки противостоять самодурам

Что же противопоставляет сообщество города Калинов экспансии двух вышеупомянутых самодуров? Да практически ничего. Те пребывают в комфортном для себя социуме. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует…». Кто-то, образованный, пытается робко высказывать свое мнение, как инженер Кулигин. Кто-то, как Варвара, искалечил себя морально, живя двойной жизнью: поддакивая самодурам и делая, что самой заблагорассудится. А кого-то ждет внутренний и трагический протест (как Катерину).

Гроза в темном царстве. Катерина — это свет в темном царстве твери. Твир на тему Катерины

Из-под пера известного драматурга 19 века Александра Николаевича Островского вышел безличный двор, в котором проходила купеческая свадьба. В основном цейт населения властолюбивые, неразумные люди, в форме деспотизма, которые, в первую очередь, страдают от ближнего и дальнего зарубежья. В 1859 году критик Николай Александрович Добролюбов, раскольников Островского, написал статью «Темное царство», в которой заявил, что человеческая доброта и невежество являются главными живущими мещанами для темного света. Але обовьязково незабаром приходят давить часы. Добролюбов запитує: «Кто сумеет бросить свет в снисходительный мрак темного царства?»

П’єса стал художественной иллюстрацией тезиса Добролюбова о «темном царстве». В своем новом творении Островский смотрит на проблему просвещения людей через путь купеческого быта. Кстати, место Калинова символизирует всю Россию.В мире есть невежество, жадность, грубость, а также деспотизм, который является источником характера общего между богатыми и молодыми, старшими и молодыми, сильными и

Много молодых персонажей, большинство из них либо типичные представители «темного царства», либо люди, которые видят в них мир и мир. видеть от других персонажей.Недаром в своих новых статтах Добролюбов называл її»сменить свет в темном царстве».Всю жизнь Катерина жила счастьем.В своих спогадах они не хотели любить,чтобы дожить до жизни в доме отца; Религиозные книги, ри туры, а также поход в церковь пробуждали її наяву, так как приводили її на небо, в царство небесной жизни. Вся жизнь дьявола жива и природа хулигана закрыта в затхлом и удушающем свете купеческого нищего, де царувал деспотична Кабаниха. Катерина тоже чужая жизнь и противная, видать, рук и ног не хватало. До тех пор, пока холовик Тихон, за которого его видел папа, не почувствовал к ней никаких чувств. Я не могу заслужить вина в глазах Катерины, так как воля к взрослению приказывает беспокойная мать. Аллею оси к Счастью и Биду завоевал самый новый в мире человек — Борис, который со своими интеллигентными, столичными характерами оказывается грубыми и невежественными жителями Калинова на стороне. Але за культурные манеры безвольный, душа у него одухотворенная, и Борис, похоже, не находится в состоянии противостояния с «темным царством» и не влечет его с собой.

Катерина, навпаки, готова бороться за свое праведное «Я», а если особенность будет втоптана в расплод во всем мире, она будет готова бороться за того, кто ее потерял — за свою любовь. Але во всем месте захлебнуться корнями, быть-подобно разорению души. Зраю її и Борис. Я потеряла одну голову героини и не заблудилась таким образом, так как наложила на себя руки. «Темное царство» одолело, и жизнь Катерини увяла «обмен светом». Жизнь жизни в человека загнать невозможно. К этому вы будете привязаны знанием.

«. На початке її Добролюбов напишите о тех, кто «Островский Володя Глыбокий розуміння Россійського життя». Проанализируем данные о других критиках Островского, напишем о тех, в которых они имеют «прямой взгляд на речи».

Потом Добролюбов поправил «Гроза» драматическими канонами: «Тема драмы не безошибочна, но Борг борется с пагубными привычками и Борг — с ничем не примечательными наследствами преодоления пагубных пристрастий для счастливых, если Борг захлестнет «. Точно так же и в драме має бути, адніст дейя, вин буты написаны высоким литературным языком. «Гроза» в то же время «не удовлетворилась найсуттєвишою метидрами — вселить повагу к нравственному послушанию и показать грызущее наследство пристрастие. Катерина, ревностная женщина, кажется нам в драме не терпящей сумрачный свет, а обретающей мученицу. Видно так добрая, страдальческая так жалка, все вокруг нее так грязно, что просвещаешься против гнилых и с таким чином в лице докажешь порок. Опять же, драма не имеет своего высшего приоритета. Все действие нагло и в общем, наполнено сценами и лицами, абсолютно не относящимися к делу. Нарешты и я имею в виду, как бы сказать, дёві личности, опрокинув всякое терпение злых людей.

Канонический процесс Добролюбова надо провести, чтобы показать, как мы готовим заявления о виновных в новом шоу, но реальной причины нет. «Подумай о бабенке, типа, избив бабу с гарниром, и начал резонировать с восторгом, почему у нее нет такого табора, как у Венеры Милокойи? Истина не в диалектических тонкостях, а в живой правде того, о чем и говорите. Невозможно сказать, почему люди гневались на свою природу, и это нельзя принять за литературные произведения. Принципы на том, что, например, порок приведет к торжеству, а гарнир будет наказан.

«Литературная доси надана була не велика роль во всей России людей к природным початкам», — писал Добролюбов, следуя мысли Шекспира, как «навязав массу народных свидетельств на осколке тарабарщины, на некоторых других вещах ». Дав автору дойти до самых мелких критических статей о «Грози», зокреме, Аполлоне Григорьеве, якы тверджух, главная заслуга Островского в его «народности». «Но почему это люди из людей, я не буду объяснять это Григору, и ответ пришел к нам довольно забавным образом».

Потэн Добролюбов приехать до назначения Островского в целом як «п’ус життя»: «Хотим вам сказать, что новый дом на первом плане є ищите из ряда вон выходящую ситуацию жизни . Победа — это не наказание ни за озорство, ни за жертву. Слушай, ты же знаешь, что лагерь над ними пануну, а вызываешь только потому, что вонь не проявляет достаточно энергии, чтобы ты покинул лагерь. Во-первых, мне не нужно заботиться о бесполезных и занимающих личностях Островского, так как они не принимают непосредственного участия во вторжении. С нашей точки зрения и индивидуальный стиль и потребность в п’уси, как и в голове: зловоние показывает нам ту обстановку, в которой видна сцена, картина стана, являющаяся признаком нечестия головы персонажи’.

В «Грози» особенно очевидна потребность в «лишних» символах (другие рядные и нечетные символы). Добролюбов анализирует реплики Феклуши, Глаши, Дикого, Кудряша, Кулигина тошо. Автор анализа внутреннего лагеря героев «темного царства»: «Все кажется неспокойным, недобрым. Крим, который не спал, виросла инша жизни, с теми же началами, а если не видишь, то нехорошо видеть, но темной скотине тиранов от этого добра не стало. Я, Кабанова, буду серьезно переживать за стариков ордена, живших с ними. Вона передавая тонкость, готовься брать на себя смысл, вообще видишь, нет возможности дать им кучу свиней и выкинуть, когда они соберутся.

Пусть автор напишет о тех, кто «Гроза»є «самое ришуче твири Островского; взаимно всякого рода мелкое самодурство довело в них до главнейшего наследства; и при всем том большая часть прочитана и бачили цю p’усу немного подождать в «Грози» было найти ее свежей и резкой.Це «шхось»і, на наш взгляд, предыстория п’єси, смыслы нами и какой хитрый и близкий конец тирании. Сымитируем самый характер Катерини, которая мчится на всю жизнь, быть может, на нас новую жизнь, Яка увидит нас в самом конце».0003

Даля Добролюбова проанализировала образ Катерины, которая думала «крокодить вперед во всей нашей литературе»: «Русская жизнь зашла так далеко, что увидела потребность в людях более сильных и энергичных». Образ Катерины «непривычен к естественной правде и самосвидетельству тому, кто прекраснее умереть, а не жизни во время тихих засад, которая всем противна. Сила полярности лежит в основе целостности и гармонии полярности. Несмотря на все сокровища уже непрекращающегося мелкого произвола, он вивается в камеру Катерини, пытаясь обрести новую жизнь, желая умереть во всей каше. Какая смерть? Все равно — на живое и живое не посмотришь, как на маленькую часть в роду Кабанова живешь».

Автор лекции выделяет мотивы вчинки Катерини: «У Катерины не буйный темперамент, она неудовлетворенная, любящая руинувати. Навпаки, этот характер будет иметь большое значение, любвеобильный, идеальный. Ось того, что будет облагораживаться по-своему. Почувствовав любовь к народу, в жизни молодого появилась востребованность людей из низших чинов природного чина. Але це не будет Тихон Кабанов, которого «даже забивают, чтобы увидеть характер смайлика Катерини: «Я тебя, Катя, не пойму, — говорит вин ий, — тогда и слова не добьешься, дон не приласкаешь, а то так лизеш сама.» Это так нечестиво зипсовани природы, чтобы судить о природе сильной и свижои.

Добролюбовь пришла перед выходными, так как в образе Екатерины Островской проявилась великая народная мысль: «В последних произведениях нашей литературы сильный характер, подобный фонтанам, паровым от стороннего механизма. Катерина ж як великая рика: дно, гарне — там течет тихо, камни великих проектов — перепрыгиваешь, сбрил — каскадом, запрудил — не мешать и пролезать посредине миссия. Чи не тот, кто хочет пошуметь, или разозлиться на перекрестке, а просто тот, что нужен для наглядности природных богатств — для случайного прерывания.

Анализируючи деи Катерини, автор пишет о тех, кто ценит поток Катерини и Бориса как самое красивое решение. Катерина готова к большому размаху, но вот другая проблема — материал Бориса от его дяди Дикого. «Мы сказали немного слов о Тихоне; Борис — то же самое, только иллюминация.

В кінці п’єси «Рады бачити избавленной Катерини — Хочу чрез смерть, коли инакше нельзя. Живя в «темном царстве» смерти. Тихон, бросься на труп отряд, отойти в сторону, крикнуть в неуравновешенном: «Хороша тебе, Катя! А я так мучаюсь своей жизнью!» придумай сильнее и вернее такой конец. Слова Тихона змушуют взор, подумай не о любовной интриге, а обо всей жизни, если доживем, то и умрем».

В конце добролюбовского поворота читать статистику: «Как известно нашим читателям, как русская жизнь и русская сила побеждает художника в «Грозах» справа, и как важно, что закон важен и литературные суждения».

Главная героиня п’уси А.Н.Островский»»є. Критика сближает этот образ с самыми сильными и могущественными женскими персонажами того часа. см. литературу Катерину я называю вундеркиндом светлым в «темном царстве «.Почему так? Этот род божественных не похож на других обитателей Калинова местечка, они не доросли по своему пути к свободе, по своей душевной чистоте и по своим высшим чувствам любви.

Знай героиня, ми розуміємо, мрийливу натуру не кончишь. Мы часто говорим о тех, какая она красивая, то ли птичка добрая, то ли метель, и пурхати от дерева к дереву, от билета к билету. Зворушу читает послание Катерини о свободе, о жизни в родном доме. Вона не знала бид и гражданина, провела великий час в любимом саду, милостиво цитатами и радила прекрасней жизни… Вона вірила у Всевышнего и неуклонно возливала молитвы к небу.

Повеселитесь в свете «темного царства», отправив своего наместника, появился черт, тупой до чертиков. Катерина неоднократно была свидетельницей погони, и она не похожа на последних жертв Садиби Кабанова и всей округи.

По мере развития сюжета спостируем на время, как в душе такой чистой и невинной женщины возникнет много любви и более уважительно. Вона разумеет, що ее внутреннее изменение света. Не будет таким особенным, так как можно пойти против религиозного порога и унаследовать волю ее сердца. Катерина видит искреннюю любовь к Борису и видит его сполна. Вона увидела его мужчину Тихона и его самого выжила в Кабанихе и рести оточення. Душевный грех и испепеление желающих перестать хотеть не потерять свой образ жизни — я закончу свою жизнь самоубийством. Головна героиня подопытного. Эль со своей виноградной лозой не даст ложного удара свету «темного царства», свету жорстокости, лицемерия, черствости, ненависти и злобы.

Осью образа Катерины можно назвать истинную проницательность света в этом тревожном темпераменте и темной глуши человеческих душ.

А. Н. Островский, много написавший о купце. Смрад правдивых и яскрави, как называл их Добролюбов «песами жизни». Жизнь купеческая описывается в цихах жизни купеческой как свет затравленный, тихий печали, свет тусклый, тихий свет, свет остроги, мертвый ход. А если есть глухой-глухой наркоман, то глава мира уже со своим народом. Критик Н. А. Добролюбов назвал свою статью, посвященную избранию п’єса Островского, «Темным царством». Победная мысль о том мелком произволе купца, который смущает только отсутствие и послушание. Если нет знаний, то в людях невозможно узнать жизнь жертвы. Я не смогу этого сделать.
«Кто такой зум, чтобы бросить свет в снисходительную тьму темного царства?» — накормил Добролюбов. Путеводителем по пищевой цепочке послужила новая повесть драматурга «Гроза».
Написанный в 1860 году, он был написан в 1860 году, со своим духом, и своим названием он символизировал процесс обновления подвески, так как именно благодаря высокому качеству он был напуган. І в н’єсі гроза есть не только проявление природы, но и явный образ внутренней борьбы, Она почила в темной жизни.
У п’єси багато диёвых особ… Эль глава им є Катерина. Образ целостной женщины не только самый распространенный, его очень быстро видно из всех. Недаром критик назвал її «променяем свет в темном царстве». Почему Катерину так видят среди жителей этого королевства?
Тупых людей много! Никаких тиранов, никаких таких жертв є. Здесь можно обмануть, как Варвару, но жить по правде и совести, если в душе не кривляться, нельзя.
Если Катерина хотела идти в купеческую семью, то «жила дома, но не тужила об этом, как птица на воле». Але після заміжжится вільна природа предавалась буре мелкого произвола своего тестя.
У киоска Катерины было много паломников и молящихся товарищей, которые качались (вся обстановка в балагане) делали еще более религиозными, распространенными в заповедях церкви. Не чудесно, что Борис не получит моей любви к Борису, это тяжкий грех. Але Катерина в религии — «поет» (по Вислову горьковского героя). Вона переполнена яскравою явою, вона мрийлива и эмоциями. Услышав развитие истории, не бахнет их в реальности. Вам часто снились райские сады и птицы, а если вы вошли перед церковью, то бачила ангелов. Навит мова музыкально-звуковая, нагаду народных поговорок и песен.
Однако религия, близкая жизнь, видимость нездорового характера природы пробудили в Катерине нездоровую чувствительность. К тому, не успел час грозить, почувствовав проклятия растерянного мастера, она стала молиться. Коли об стенку малюток не побьешь, нервы не витримил, да и Тихону про любовь свою к Борису гадал.
Религиозность, чтобы увидеть, как внешний вид такой фигуры, как прагматизм к независимости и правде, жизнерадостности и практичности. Самодур Дикие и постоянно перестраивают родные Кабанихи в сознании тех людей. У них с собой семья, за отсутствием характера Тихон, лишив только одного из них позволив им загулять на несколько дней, с Борисом, нездатная оценка Я буду любить тебя, Катерина стала особенно очаровательна. Не хочешь, да и не умеешь обманывать и прямо заявляешь: «Я не умею обманывать; Я ничего не могу себе позволить!» Любовь к Борису — все для Катерини: туго на волю, мир о жизни. В пору любви она вступает в непростую дуэль с «темным царством». Не приму ваш протест против всей системы, вы о ней не забываете. Але, «темное царство» исключено так, будь то проявление самостоятельности, самостоятельности, благости, особенности, снимай это как смертный грех, как восстание против основ панування тирании. То же самое и кончится смертью героини: дело тут не только в себе, а в разведенном внутреннем свидетельстве его «греха».
Изгиб такой женщины не крик я вижу. Ні, нравственное преодоление «темного царства» есть нравственное, которое будет сковывать свободу, волю, розум. Самоубийство, за вченья церкви непрощенный грех. Але Катерина больше никого не боится. Влюбившись, победила объявить Борису: «Если я не боялась греха за тебя, то убоюсь и человеческого суда». А остальные слова хулиганские: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Вы можете выпрашивать или зиновачувать Катерину для ее развития, що призванного к трагическому финалу, или вы не можете не быть поражены цельностью природы, обжигающей свободой, богатством. Смерть потрясла, увидев таких людей, как Тихин, который уже в глазах матери побитой дружины.
Значит, вчинки Катерины будут «страшным злым фитилем тиранической силы». Это значит, что в «темном царстве» я могу просветить людей природы, как своей жизнью или смертью, я могу освятить «царство».


«Катерина — свет в темном царстве»

А.Н. Островский, автор числовых п’єс, поистине погружен в «співак купеческого нищего». Сам образ еще одного столичного купца половины XIX, названного Добролюбовым в одной из трех статей «темным царством», стал главной темой творчества Островского.

Драма «Гроза» появилась на Преси в 1860 г. Роц. Сюжет її добивает простота. Главная героиня, Катерина Кабанова, не умевшая видеть в ней чоловика, покохала лудина. Ее пытают к концу дня, и она меня тоже не смущает, ее увидят на собственной вчинке в церкви, прилюдно. Невыносимо думать, что это невыносимо, но конец жизни — самоубийство.

Таков холст для творчества, с помощью которого автор открыл перед нами галерею шрифтов. Здесь и купцы-самодуры (Савель Прокопович Дикой), и шановны матери семейств (Марта Гнатовна Кабанова), и мандаринки-крестные, выращивающие невинные, коричневые дома, темные и нераскаявшиеся. …Впрочем, при всей многогранности типов, не важно на что обращать внимание, а все запахи типа би распадаются на два табора, как это ловко можно назвать: «темное царство» и «жертвы темное царство».

«Темное царство» строят люди, в чьих руках влада зоосереджена, то есть кто может влить в огромную куклу в Калиновом городке. Во-первых, Марту Гнатовну Кабанову, которая в мире, вважают, вважают острый гарнир и береговую линию традиций. Кабанова и правда соблюсти традицию, потихоньку остыть, типа «в старину грабили», почистить права свахи, увидев мужика или зайдя в церковь. Кабанова непримиримая противница всего нового: по-новому мечется угроза заезженной речи; … Кабанова вважає, что мужчина виноват в том, что живет в страхе Божием, а женщина виновата в страхе перед мужчиной.

Будинок Кабанов глава моления молящихся мотыльков и мандаринов, так как здесь узнают «милости», и натомность тех, кто вроде хочет их видеть — плачет о земле, чтобы люди жили с собачьими головами, о «божественных» людях в великих мирах при виде паровоза и сами по себе получаем свет божий. «Мантика, — говорить о Кабанове Кулигине, — злой человек, но домохозяйки кричали…» Вся семья живет в страхе перед ней. Тихон, совершенно обожаемый мамой-матерью, живи только простодушными бажанами — вирватися, не хей и нехорошо, из дому да гуляй. Домашнюю обстановку трудно угнетать його, как и доброту отряда, как и любовь, но этот дом не приручишь, если захочешь его увидеть. Сестра Тихона, Варвара, тоже на себе видела все тяготы семейного окружения. Однако, по мнению Тихона, у Володи сильный характер, а у нее сильный дух, не обращайте на это внимания, пусть мать не осудит.

Глава семьи, представленной в драме, Савел Прокопович Дико. По видмину из Кабанихи, как считаться с вашим мелочным самодурством с лицемерным миркуванным о благе диких, мы диких возьмем себе. Знай сам, как тебя заманят, для кого предпочтительнее — сусидов, працивников, членов своей семьи; не платить роботам надлежащие копейки («знаю, мне нужно платить, но я не могу все сделать один…»), и я не хочу попасть в передрягу, навпаки, не без лживой гордыни , заявляет, что дело не в авторских правах хранится меньше тысячи». Дикий один из его племянников — Борис и его сестра, которые, следуя заповеди отцов, отвергают свое отклонение от Дикого в том випаде, «как Хоть бы от них шанобль.» Все на свете, и сам Борис, великий ум, что от сестры смрад не отнять, Дикому не сказать, ни одному из племянники были бы с ним.К тому же Дико говорить прямо, чтобы ни копейки не отделаться, так как это как бы новый «силовой ребенок є»9.0003

Самодур «правит бал» в городе Калинове. Однако во всей провинции есть представители не только самого «темного царства», но и ни в малейшей степени мира ваших «жертв». Жодень тихий, хто растерялся от грубости и свавил, чтобы не заморачиваться открытым протестом. Тихон прагматичен всеми силами своей жизни по дому; Борис, красиво задумчиво, никакого упадка не отнимаем, все равно не заморачиваемся разворив с дядей и продовжу «играть по течению». Вин не может отнять у него любовь и лишить его нарика: «Эх, ​​якби — сила!» — если ты не будешь протестовать, если ты пойдешь «направо» тебя отправят в Сибирь. Сестру Тихона, Варвару, протест захлестнет, однако жизненная философия не очень сильно усматривается в философии представителей «темного царства» — роби, хочешь, «все так плохо сшито». Затем Вона берет у матери ключ от садовой хвиртки, идет в домик и выпивает с ней Катерину. Зрештою Варвара сразу поехала в дом от Кудряшова, и просто так, не просто так на место Калинова пошла. Так что поскорее, как и ведь, тихоновский прагматизм попал в шинок, безглуздо.

Навит Кулигин, вполне самостоятельный мужчина, она прошла перед Диким, важаючи за самые красивые вещи, не цепляйтесь за него. Мрия Кулигина о красивой жизни и утопическом техническом прогрессе. Його фантазии вистачає только для тех, кто пытается получить гром на благо благосостояния или создать сонный год на площади. Выиграй из жополенням мриє., Що б выиграй зробив, якби мав миллион, не бейся белок, просто миллион заработок, а за гроши иди на Дикую.

Представители «темного царства» не только умеют заботиться о своих интересах, но еще лучше умеют за себя постоять. Ледве пьяний дикой намагаться вилаяти и кабаниха, как то его миттю «поставить на место», и только бушув сусид, все сразу переходят на благожелательный тон.

В таком чине предстать в самосознании Катерина, настолько больная, насколько она могла любить только еще более сильную и чувствительную натуру. Ничто не в состоянии очистить — ни чоловик, ни кохан людин, ни горожане, спивчуваючи (Кулыгин). Варвара продвинула Катерину не к турбулентности и жизни, как прежде: запороть дом и заодно отправиться к чёрту за кохановцев. Однако для Катерины это неприемлемо, ибо это дело ума, что если я теряю душу, то шаг за шагом буду всасывать в себя состояние души и недобро любить. Чтобы не заморачиваться с лицемерием Кабанихи, Катерина в своем «хихиканье» зовет только себя, а не Бориса словом, чтобы не портить всякую зусилу, хотя бы на помощь.

Смерть Катерини в начале естественна — для нее нет выхода. Нельзя спокойно прийти к тому, кто ратует за принцип «темного царства», между прочим, потому что это означало, что так будет удобнее для мира, вирвати от души, все чисто, светло; Але Вона тоже не может помириться с пидлеглим станом, приходите в «жертвы темного царства» — жить по принципу «аби все шьется так критично було» и шукати ломать по бокам. Вина Катерини — это не вина перед конкретным человеком или группой людей, а вина перед собой, перед своей душой за тех, кто догнал эту чушь. Разумная, Катерина не виновата ни перед кем, протестующими разумом и теми, кто не может жить в «темном царстве», не теряясь в душе. Мне не нужна такая жизнь, мне наплевать на то, чтобы лучше от нее отделиться, — самое то, что сказать Кулигину Кабанову над праздным телом Катерини: «Тило, но теперь твоя душа не твоя, теперь прежде судья, милостивый к тебе!»

Таким образом, протест Катерини есть протест против лицемерия и лицемерной морали подвески, против вздорности и пошлости человеческих отношений. Протест Катерини не подавляющий, потому что голос самоуверенный, и он недостаточно силен, но он не способен довести ум до сути. Протест оказался самоуправляемым, ale vin buv и є свидетелем выбора особости, которая не хочет мириться с законами, но навязана отстранением от святой морали и сирены затравленного человека.

Список литературы

Для подготовки данного робота-хулигана використани материалы с сайта http://www. bobych.spb.ru/

‘Темное царство’ по драме А.Н. Островский «Гроза»

Доходило до крайности, до отрицания всякого здравого смысла; она более чем когда-либо враждебна естественным запросам человечества и более яростно, чем когда-либо, старается остановить их развитие, ибо в их торжестве видит приближение своей неминуемой гибели.
Н. А. Добролюбов
Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир «темного царства», нарисовал красочные образы тиранов, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу «косности», «оцепенения». Анализируя «игры жизни» Островского, Добролюбов писал: «Нет ничего святого, ничего чистого, ничего правильного в этом темном мире: господствующая над ним тирания, дикая, безумная, неправильная, изгнала из него всякое чувство чести и права. ..И не может быть их там, где человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье, святыня честного труда повержены в прах и нагло попраны тиранами. Однако многие пьесы Островского изображают «ненадежность и скорый конец тирании».0047 Драматический конфликт в «Грозах» состоит в столкновении устаревшей морали тиранов с новой моралью людей, в душах которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важна сама подоплека жизни, само окружение. Мир «темного царства» основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: «Жестокие нравы-с, в нашем городе, жестокие! У кого есть деньги, тот старается поработить бедняка, чтобы на его трудах свободных больше денег было больше». Немедленная денежная зависимость вынуждает Бориса уважительно относиться к «матерящемуся» Дикому. Тихон безропотно послушен матери, хотя в финале пьесы и он поднимается на своего рода бунт. Коварны и изворачиваются приказчик Дикого Кудрявого и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. «Кажется, здесь все вышло из кабалы», — думает она.
Образы тиранов в «Грозах» художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикий — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. На первый взгляд, его могуществу ничего не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, «сорвался с цепи»: он чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Не об этом ли говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся чем-то рассердить Савела Прокофьевича, жена его благоговеет перед ним.
Дикий чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Просьбы восстановить справедливость оказались напрасными, с чем и обращаются обманутые купцом «мужики» к воеводе. Савел Прокофьевич похлопал городского головы по плечу и сказал: «Стоит ли, ваше благородие, говорить с вами о таких пустяках!»
При этом, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крепкий нрав «значительного в городе человека» сталкивается не с каким-то внешним протестом, не с проявлением недовольства окружающих, а с внутренним самоосуждением. Сам Савел Прокофьевич не доволен своим «сердцем»: « Как-то о посте, о великих делах, я постился, а тут не легко и подсунуть мужику; пришел за деньгами, возил дрова. .. Согрешил: ругал, так ругал, что нельзя было требовать лучшего, я чуть не прибил. Вот какое у меня сердце! Попросив прощения, он поклонился ему в ноги. Вот к чему меня влечет мое сердце: здесь, во дворе, в грязи и кланяться; кланяться ему на глазах у всех. В этом признании Дикого заключен страшный смысл для основ «темного царства»: тирания настолько противоестественна и бесчеловечна, что она изживает себя, теряет всякое нравственное оправдание своего существования.
Богатого купца Кабанова тоже можно назвать самодуром в юбке. Точное описание Марфы Игнатьевны вложено в уста Кулигина: «Скромница-с! Она одевала нищих, а домочадцев ела полностью. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: «О, тяжкий грех! Доколе грешить!»
За этим притворным восклицанием скрывается властный, деспотичный характер. Марфа Игнатьевна активно защищает устои «темного царства», пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроительным принципом «да боится жена мужа своего». Стремление Марфы Игнатьевны во всем следовать старинным традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может полностью успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну пугает то, что молодежь хочет свободы, что традиции седой древности не соблюдаются. «Я не знаю, что будет, как умрут старики, как устоит свет. Ну хоть хорошо, что ничего не увижу, — вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, он не рассчитан ни на какое внешнее воздействие (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).
Существенную роль в пьесе Островского играет образ скитальца Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. На самом деле Феклуша не принимает непосредственного участия в действии, но она мифотворец и защитница «темного царства». Прислушаемся внимательно к рассуждениям странника о «махать персидским саланом» и «махать турецким салатаном»: «И они не могут… судить ни об одном деле праведно, такой предел им установлен. Наш закон праведный, а их. .. неправедный; что по нашему закону получается так, а по своему все наоборот. И все судьи их, в странах их, тоже все неправедны…» Главный смысл приведенных слов в том, что «мы имеем закон праведный».0047 Феклуша, предчувствуя гибель «темного царства», делится с Кабанихой: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем признакам, последние». Странник видит зловещий признак конца в ускорении течения времени: «Время уже начало убывать… умные люди замечают, что наше время становится короче». Действительно, время работает против «темного царства».
Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает почти символические образы (гроза). Обращает на себя внимание замечание в начале четвертого акта пьесы: «На переднем плане узкая галерея со сводами старого здания, начинающего разрушаться…» Звучит жертвенная исповедь Катерины. Судьба героини так трагична прежде всего потому, что она восстала против собственных домостроительных представлений о добре и зле. Финал пьесы говорит нам о том, что жить «в темном царстве хуже смерти» (Добролюбов). «Этот конец кажется нам отрадным… — читаем мы в статье «Луч света в темном царстве», — …он дает страшный вызов тиранической силе, он говорит ей, что больше нельзя идти кроме того, вы не можете больше жить с его насильственными, мертвящими принципами». Непреодолимость пробуждения человека в человеке, восстановление живого человеческого чувства, приходящего на смену ложному аскетизму, составляет, мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И сегодня это помогает преодолеть силу инерции, оцепенения, социального застоя.

Сочинение по литературе на тему: «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»

Другие сочинения:

  1. А. Н. Островский закончил свою пьесу в 1859 году, накануне отмены крепостного права. Россия находилась в предвкушении реформ, и пьеса стала первым этапом осознания грядущих перемен в обществе. В своем творчестве Островский представляет нам купеческую среду, олицетворяющую «темное царство». Подробнее ……
  2. Известно, что крайности зеркально отражают крайности, и что самый сильный протест никогда не бывает тот, который в конце концов поднимается из грязи самого слабого и самого терпеливого. Пьесы Н. А. Добролюбова Островского не были придуманы. Эти произведения рождены самой жизнью, а автор лишь процитировал Подробнее ……
  3. «Гроза» была опубликована в 1859 году (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Его историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она соответствует духу времени. «Гроза» — идиллия «темного царства». Самодурство и безмолвие довели Подробнее ……
  4. Имя Александра Николаевича Островского — одно из самых славных в истории русской литературы и русского театра. В 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского в день его 35-летия литературной деятельности, сказал: «Ты сделал все, что подобает великому Читать дальше ……
  5. «Гроза» — удивительное произведение русского, мощного, до конца освоенного таланта. И, Тургенев С. Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут писать трактаты, Н. Добролюбов сойдется в полемике о нем Подробнее ……
  6. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» написана в 1859 году. В это время русское общество задавалось вопросом о дальнейший путь развития России. Славянофилы и западники яростно спорили о том, что лучше: патриархат (самодержавие, народность, православие) или ориентация на западные ценности Подробнее ……
  7. Каждый человек – это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, нравственностью, самооценкой. Именно проблему чести и достоинства ставит Островский в своей пьесе «Гроза». Для того, чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между Подробнее ……
  8. Драма «Гроза» написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году после путешествия по Волге. Считалось, что прототипом Катерины послужила некая Александра Клыкова. Ее история во многом похожа на историю героини, но Островский закончил работу над пьесой за месяц до самоубийства Читать дальше ……

«Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в среде литературоведов и критиков. Этому произведению посвятили свои статьи А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов через некоторое время после выхода «Бури» в печать написал статью «Луч света в темном царстве». Хороший критик, Добролюбов подчеркивал хороший стиль автора, хвалил Островского за глубокое знание русской души и упрекал других критиков за то, что они не смотрели прямо на произведение. Вообще взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что драмы должны показывать пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович все же говорит, что Катерина тоже мученица, потому что ее страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов дает очень точные характеристики. Это он назвал торговцев «темным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить, как купечество и примыкающие к нему социальные слои отражались на протяжении десятилетий, то вырисовывается полная картина деградации и упадка. В «Миноре» Простаковы показаны как ограниченные люди, в «Горе от ума» Фамусовы — застывшие статуи, отказывающиеся жить честно. Все эти образы являются предшественниками Кабанихи и Дикого. Именно на этих двух персонажах основано «темное царство» в драме «Гроза».

Автор знакомит нас с нравами и обычаями города с первых же строк пьесы: «Жестокие нравы-с, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов жителей поднимается тема насилия: «У кого есть деньги-с, тот бедняка поработить пытается… А между собой-с, как живут!… Враждуют друг с другом Другой.» Как бы многие не скрывали происходящее внутри семей, остальные и так все знают. Кулигин говорит, что здесь уже давно никто не молится Богу. Все двери заперты, «чтобы люди не видели, как… они едят свои семьи и тиранят свои семьи». За замками — разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Диким, Дикой почти во всех сценах появляется пьяным, Кабаниха тоже не прочь выпить рюмочку — другую в компании Савла Прокофьевича.

Весь мир, в котором живут жители вымышленного города Калинова, пропитан ложью и обманом. Власть над «темным царством» принадлежит тиранам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепию перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, зная при этом, что он их унизит, но нужной суммы не даст. Больше всего негативных эмоций у торговца вызывает его собственный племянник. Даже не потому, что Борис льстит Дикому, чтобы получить деньги, а потому, что сам Дикой не хочет расставаться с полученным им наследством. Его главные черты — грубость и жадность. Дикий считает, что раз у него большая сумма денег, значит, окружающие должны ему подчиняться, бояться его и в то же время уважать.

Кабаниха выступает за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что чтит старые порядки, на самом деле разрушает семью. Ее сын Тихон с радостью уезжает как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь не заботится о мнении Кабанихи, врет ей, а в конце пьесы просто убегает с Кудряшем . Катерине досталось больше всего. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое ее действие, была недовольна любой мелочью. Наиболее показательна сцена прощания с Тихоном. Кабан обиделся на то, что Катя на прощание обняла мужа. Ведь она женщина, а значит, она всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – броситься к ногам мужа и рыдать, моля о скором возвращении. Кате эта точка зрения не нравится, но она вынуждена подчиниться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучиком света в темном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хотя и воспитана по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет иное представление о жизни. Катя добрая и чистая. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке все это кажется невозможным в силу одного простого факта: в «темном царстве» в «Грозах» невозможно обрести внутренний покой. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным с самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, по законам физики, должен отражаться от какой-то поверхности. Также известно, что черный цвет обладает способностью поглощать другие цвета. Аналогичные законы применимы и к ситуации с пьесами главных героев. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «прилично образованный человек», не могли понять причину внутреннего конфликта Кати. Даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности наследства. Он тоже связан цепью обмана и лжи, потому что Борис поддерживает идею Варвары обмануть Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь второй закон. В «Грозах» Островского «темное царство» настолько всепоглощающе, что найти выход из него невозможно. Это съедает Катерину, заставляя взять на себя один из самых страшных грехов с точки зрения христианства — самоубийство. «Темное царство не оставляет другого выбора. Оно найдет ее где угодно, хоть Катя сбежит с Борисом, хоть она уйдет от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации : такая ситуация была характерна для всех городов России.Но только ли России?

Неужели выводы такие неутешительные? Власть тиранов постепенно начинает ослабевать. Это чувствуют Кабаниха и Дикий. Они чувствуют, что скоро их место займут другие люди, новые. Такие, как Катя. Честно и открыто. И, может быть, именно в них возродятся старые обычаи, которые ревностно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что концовку пьесы следует рассматривать в положительном ключе. «Мы рады видеть избавление Катерины — даже через смерть, если иначе нельзя. Жизнь в «темном царстве» хуже смерти. Это подтверждают слова Тихона, который впервые открыто выступает против не только своей матери, но и всего порядка в городе. «Этим восклицанием пьеса заканчивается, и нам кажется, что ничего более сильнее и правдивее такого финала. Слова Тихона заставляют зрителя задуматься не о любовном романе, а обо всей этой жизни, где живые завидуют мертвым».0003

Определение «темного царства» и описание образов его представителей будет полезно учащимся 10 класса при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе Островского «Гроза».

Тест продукта

Это столкновение двух и более сторон, не совпадающих во взглядах, установках. В пьесе Островского Грозы несколько конфликтов, но как решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считалось, что самым главным в пьесе является социальный конфликт. Конечно, если мы видим в образе Катерины отражение стихийных протестантских народных масс против сковывающих условий темного царства и воспринимаем смерть Катерины как результат ее столкновения с мелкой свекровью, Жанр пьесы следует определить как социальную драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь, находятся под угрозой гибели от внешних, неподконтрольных им сил. В спектакле также присутствует конфликт поколений Катерины и Кабанихи, новое всегда приходит к старому, старое не хочет сдаваться новому. …Но пьеса гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина, прежде всего, борется с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можно определить как трагедию.

Трагедия — произведение, в котором существует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, возникающими в сознании главного героя. В целом пьеса очень похожа на античную трагедию, хор заменяется некоторыми внесюжетными героями, развязка заканчивается смертью главного героя, как и трагедия, кроме бессмертного Прометея. Екатерины – результат столкновения двух исторических эпох.

Некоторые герои пьесы, кажется, отличаются временем, в котором они живут. Например, Кулигин — человек 18 века, он хочет изобрести солнечные часы, которые еще были известны своей вантичностью, или вечный двигатель, являющийся отличительной чертой Средневековья, или громоотвод. Он сам своим умом идет к тому, что они уже давно придуманы, а он об этом только мечтает. Цитирует Ломоносова и Державина — это тоже человеческая черта

13. Изображение «темного царства» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в спектакле показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемого «темного царства», и люди нового направления, более прогрессивные, которые не хотят жить по старым законам и обычаям.

Дикий и Кабанова — типичные представители «темного царства». Именно в этих образах Островский хотел показать правящий класс в России того времени.

Дикий и Кабанова — это и есть то самое «темное царство», остатки, сторонники устоев этого «темного царства». Вот кто они такие, эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. Они проповедуют тот же мир и порядок. Это мир денег, гнева, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.

Идея А. Н. Островскому предстояло разоблачить «темное царство» с помощью образов Дикого и Кабанова. Он обличал всех богатых людей в бездуховности и подлости. В основном в светском обществе. Такие Дикие и Кабановы были в России 19-го века.века, как показал нам автор в своей драме «Гроза».

Александр Николаевич Островский был наделен большим талантом драматурга. Его заслуженно считают основоположником русского национального театра. Его разнообразные по тематике пьесы прославили русскую литературу. Творчество Островского носило демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен.

Великая заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной публике купеческий мир, о быте которого русское общество имело поверхностное представление. Купцы на Руси обеспечивали торговлю товарами и продовольствием, их видели в магазинах, считали необразованными и неинтересными. Островский показал, что за высокими заборами купеческих домов в сердцах и душах людей из купеческого сословия разыгрываются почти шекспировские страсти. Его звали Колумб Замоскворечье.

Способность Островского утверждать прогрессивные тенденции в русском обществе в полной мере раскрылась в пьесе «Гроза», вышедшей в 1860 году. В пьесе нашли отражение непримиримые противоречия между личностью и обществом. Драматург остро ставит вопрос о положении женщины в русском обществе 1860-х гг.

Действие спектакля происходит в маленьком волжском городке Калинове, где живут в основном купцы. В своей знаменитой статье «Луч света в темном царстве» критик Добролюбов так характеризует жизнь купцов: «Жизнь их течет гладко и мирно, никакие интересы мира не тревожат их, потому что они не достигают их; королевства могут рухнуть, новые страны откроются, лик земли… измениться — жители городка Калинова продолжат существовать в полном неведении остального мира… Понятия и образ жизни у них приняты самые лучшие в мире, все новое исходит от нечистой силы. .. Темная масса, страшная по своей наивности и искренности.

Островский на фоне красивого пейзажа рисует безрадостную жизнь жителей Калинова. Кулигин, который в пьесе выступает против невежества и произвола «темного царства», говорит: «Жестокие нравы-с, в нашем городе, жестокие!»

Термин «тирания» вошел в обиход вместе с пьесами Островского. Драматург называл тиранов «хозяевами жизни», богачами, которым никто не осмеливался перечить. Таковым изображен Савел Прокофьевич Дикий в спектакле «Гроза». Не случайно Островский наградил его «говорящей» фамилией. Дикий славится богатством, нажитым обманом и эксплуатацией чужого труда. Закон ему не писан. Своим нелепым, грубым нравом он вселяет страх в окружающих, он «жестокий ругатель», «пронзительный человек». Его жена вынуждена каждое утро уговаривать окружающих: «Отец, не сердись! Дорогие ребята, не сердитесь! Безнаказанность развратила Дикого, он может кричать, оскорблять человека, но это касается только тех, кто не дает ему отпор. Полгорода принадлежит Дикому, но он не платит тем, кто на него работает. , поясняет он: «Что тут такого особенного, я даю им грошовые недостачи, а у меня целое состояние». Патологическая жадность затуманивает его разум.

Передовой человек Кулигин обращается к Дикому с просьбой дать денег на установку в городе солнечных часов. В ответ он слышит: «Зачем ты лезешь ко мне со всякой ерундой!

Может быть, я не хочу с тобой разговаривать. Вы бы сначала узнали, в настроении ли я вас слушать, дурак, или нет. Так прямо с рылом и лезут разговаривать. Дикой совершенно необуздан в своем произволе, он уверен, что любой суд будет на его стороне: «Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Что ты собираешься делать? подать на меня в суд?.. Так знай, что ты червяк, если захочу, раздавлю тебя».0003

Еще одна яркая представительница нравов «темного царства» — Марфа Игнатьевна Кабанова. Кулигин отзывается о ней так: «Фантик. Нищих одевала, а домочадцев ела целиком. Кабанова единолично правит домом и своей семьей, она привыкла к беспрекословному подчинению. В ее лице Островский показывает ярого защитника диких порядков домостроения в семьях и в жизни. Она уверена, что семью держит только страх вместе, не понимает, что такое уважение, понимание, хорошие отношения между людьми. Вепрь всех подозревает в грехах, постоянно жалуется на отсутствие должного уважения к старшим со стороны молодого поколения… «Старших не очень уважают теперь…», — говорит она. Вепрь всегда жалеет, изображая из себя жертву: «Мать старая, глупая; Ну, вы, молодые люди, умные, не должны собирать с нас, с дураков».0003

Кабанова «чует сердцем», что старому порядку приходит конец, ей тревожно и страшно. Она превратила собственного сына в немого раба, который не имеет никакой власти в собственной семье, действует только по воле матери. Тихон с радостью уходит из дома, лишь бы отдохнуть от скандалов и гнетущей атмосферы родного дома.

Добролюбов пишет: «Насильники русской жизни, однако, начинают испытывать какое-то недовольство и страх, сами не зная, что и почему… Вдобавок к ним, не спрашивая их, выросла другая жизнь, с иными принципами , и хотя он далеко, но и не ясно виден, но уже дает о себе предчувствие и насылает дурные видения на темный произвол тиранов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *