Тема и идея моцарт и сальери: Тема, идея и проблема произведения А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»

Анализ произведения «Моцарт и Сальери» (А.С. Пушкин)

Одним из интереснейших произведений Александра Пушкина является трагедия «Моцарт и Сальери». Это весьма оригинальное произведение по конспирологическому сюжету: вокруг смерти Моцарта до сих пор витают мифы. Но суть книги — не в альтернативной версии о причине гибели музыканта. Центральная тема трагедии — зависть, и сюжет ли иллюстрирует ее. Александр Сергеевич прекрасно понимал, что собой представляет зависть и к чему она приводит, ведь не раз с нею сталкивался. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом трагедии «Моцарт и Сальери» по плану. Приятного просвещения!

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр и направление 
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы 
  • 8 Основная мысль 
  • 9 Чему учит? 

История создания 

Идея создать произведение «Моцарт и Сальери» у Александра Сергеевича возникла в 1826 году. Наиболее ярким периодом творчества русского писателя является время болдинской осени. Тогда Александр Сергеевич создал свои самые выдающийся творения. Произведение «Моцарт и Сальери» вошло в состав так называемых «маленьких трагедий». Известно, что Пушкин планировал создать девять таких трагедий, однако он успел написать только четыре. Каждая из них была посвящена определенной страсти, которая имеет роковое значение в жизни человека. Так, «Скупой рыцарь» повествует о жадности, «Каменный гость» — о похоти, «Пир во время чумы» — гордыня.

Не секрет, что началу девятнадцатого столетия был присущ некий культ Моцарта. Великим композитором искренне восхищались, все грамотные люди интересовались подробностями из его биографии. После того, как Александр Пушкин создал свое произведение, особую популярность приобрела догадка об отравлении Моцарта, которая впоследствии превратилась в своеобразный стереотип. При этом имя Сальери стало ассоциироваться со словом «завистник». В своей известной трагедии Александр Сергеевич продемонстрировал собственное видение человеческой зависти.  

Правда, в наши дни врачи исследовали причины гибели Моцарта и сошлись на том, что его поразило системное ревматическое заболевание. Он всегда жаловался на слабое здоровье: отеки, лихорадки, боли. Но напряженный график работы с самого детства (отец музыканта был его требовательным учителем и продюсером) ухудшил положение Моцарта. А вот история про отравление была плодом воображения самого композитора. Он всегда любил драматизировать события и жаловался жене, что его отравили. Правда, за полгода до смерти. Но после гибели Моцарта Констанция стала поддерживать этот миф, ведь внезапная кончина 35-летнего мужчины могла насторожить каждого. И все же теория об отравлении не выдерживает критики, тем более странно винить в преступлении Сальери. Он был преуспевающим музыкантом и на недостаток славы пожаловаться не мог. Миф о его участии в расправе над коллегой распространился после газетной статьи явно провокационного содержания. Перед смертью Сальери сказал своему ученику: 

Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это — злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал.

Так что Пушкин не отражал реальные события. Он лишь переиграл распространенный миф, чтобы показать распространенный порок — зависть. 

Жанр и направление 

Произведение «Моцарт и Сальери» нельзя считать исторической трагедией, ведь нет доказательств того, что Сальери действительно отравил великого классика. Известно, что сначала Пушкин хотел назвать свое творение «Зависть». Это название отражает суть всей книги. 

Перед нами маленькая пьеса, являющаяся трагедией. Произведению «Моцарт и Сальери» присущи основные черты этого жанра, а именно чётко поставленная идея, диалоговая форма повествования, острый конфликт и трагический финал. По объёму произведение сравнительно небольшое. В трагедии представлены всего два главных персонажа и слепой скрипач. Александру Сергеевичу удалось создать поистине содержательное произведение в философском и смысловом плане.  

Произведение «Моцарт и Сальери» написано в духе классицизма. Об этом свидетельствуют вечные темы, поднятые в произведении, классическое триединство, а также деление персонажей на плохих и хороших. 

Композиция 

Экспозицию составляет монолог Сальери, посвященный его жизни и искусству. Автор достаточно глубоко раскрыл и другие структурные элементы трагедии: кульминацию и развязку. Композиция произведения «Моцарт и Сальери» имеет свои особенности. Так, два действия включают в себя монологи и диалоги главных персонажей. 

Благодаря глубоким монологам Сальери композиция трагедии приобретает кольцевую структуру. Произведение начинается с мыслей композитора. Их же читатель замечает и в конце трагедии. Автор показывает, как зависть способна разрушить человеческую душу. Тяжёлое внутреннее состояние Сальери переходит в агрессию. Внутреннюю основу композиции произведения составляет борьба добра и зла в душе героя. 

Суть

В основе произведения лежит конфликт творческого и рационалистического начала. Пожилой композитор, которому присуще трудолюбие, под своей профессией подразумевает тяжкий труд и научный подход. Молодой композитор Моцарт совсем не осознает собственной гениальности. Персонаж просто наслаждается жизнью и творит. 

Несмотря на то, что Моцарт — друг Сальери, пожилого композитора мучает непреодолимая зависть. Сальери хочет отправить Моцарта, потому что тот, не осознавая своей избранности, дописывает завершающую главу в музыке. Если он и дальше продолжит творить, то другим музыкантам уже нечего будет делать после него. Сальери возмущен тем, что молодой композитор присвоит все лавры себе, не прилагая тех усилий, которые приложил Сальери. Зависть в трагедии предстаёт в образе разрушительной силы. Именно зависть, которая является одним из самых серьёзных грехов, толкает Сальери на преступление.

Подробное краткое содержание доступно по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Главные герои пьесы «Моцарт и Сальери» представлены в списке от Многомудрого Литрекона. В произведении представлены два главных персонажа — Моцарт и Сальери, которые являются выдающимися композиторами. 

  1. В образе Моцарта автор изобразил добродушного и жизнерадостного человека. Перед читателем предстаёт очень жизнелюбивый человек, которому легко даётся музыка. Он талантлив от природы, ему не нужно много работать, чтобы добиться успеха. Гениальная музыка этого человека подводит итог многовековой истории искусства, по мнению Сальери. При этом Моцарт совсем не высокомерен. Он относится к людям с симпатией, в том числе и к Сальери, даже не догадываясь о его подлой душе. Он открыт, доверчив, наивен.
  2. Сальери представляет собой полную противоположность Моцарту. По своей натуре персонаж является чрезмерно высокомерным и безжалостным. Он горд, тщеславен, амбициозен. В отличие от Моцарта, музыка Сальери давалась очень тяжело. Лишь благодаря невероятному усердию и труду он смог добиться хороших результатов. Хороших, но не гениальных. Персонаж очень завидовал Моцарту, поэтому принял решение от него избавиться.
     

Темы

Тематика трагедии «Моцарт и Сальери» представлена в списке:

  1. Зависть. Основная тема пьесы — это чувство зависти по отношению к более удачливому коллеге. Сальери обидно, что он приложил много труда для достижения цели, а его молодой друг все получил задаром — от природы. Героя мучает мысль, что в таком случае его жизнь прошла напрасно.
  2. Искусство. Сальери считает, что после Моцарта развитие музыки прекратится, и искусство достигнет наивысшей точки. Получается, что все остальные после него будут обречены на бесславие и бездействие. Сальери не мог допустить этого и убедил себя, что спасет музыку, убив самого гениального музыканта.
  3. Дружба и соперничество. Моцарт доверял Сальери, а тот воспользовался этой наивностью, чтобы переиграть соперника. Герой не мог дружить, в его отношениях не было места искренности. Поэтому дружба стала орудием в руках вражды.

Что еще можно сказать в этом разделе? Пишите в комментариях, и мы все дополним)

Проблемы 

Не секрет, что Александр Пушкин интересовался проблемами человеческих судеб. Автор, прислушиваясь к мнениям великих гениев, стремился к созданию своей творческой правды. Посмотрим, какова проблематика в пьесе «Моцарт и Сальери»:

  1. В своем произведении писатель поднял проблему влияния зависти на душу. На примере Сальери автор показал читателю, как зависть разрушает душу человека. Сначала человек не замечает подвоха: он сравнивает свои успехи с чужими и негодует, если кому-то повезло больше. Но потом это чувство обиды вытесняет здравый смысл. Человек уже питается завистью и все видит в ее искаженной призме. Финалом этой деградации служит акт агрессии против того, кому «повезло больше».
  2. Предвзятость. Сальери не сомневается, что его оценка будущего искусства единственно верная. Но он утрирует и искажает действительность, опираясь лишь на свой опыт и свое восприятие. То, что музыка после Моцарта исчезнет, это абсурдное утверждение, которое герой сформулировал себе в оправдание.
  3. Несправедливость. Сальери решил, что сам может судить, кому жить, а кому умирать? Он возомнил себя Богом и нарушил право другого человека на жизнь. А ведь мы не можем делать это, не погрешив против справедливости и морали.

Основная мысль 

Смысл пьесы «Моцарт и Сальери» заключается в том, что зависть и злость лишают человека всего, что он имеет. Сальери был талантливым человеком, но его поступок перечеркнул все его достоинства и достижения. Молодой композитор, будучи отравленным, торжествует. Сальери удивлён его фразой, что гений и зло — несовместимые понятия. Моцарт снова оказался впереди, ведь он выше всякого злодейства. 

В своём произведении Александр Сергеевич хотел донести до читателя простую истину. Человек, совершивший грех, останется наедине со своей совестью. И никто не выступит в его защиту, ведь он сам прекрасно знает, что поступил подло. Сальери сам перечеркнул весь свой труд, все свои усилия в искусстве. Ведь он выбрал легкий путь: устранить конкурента. Но стал ли он от этого Моцартом? Нет. Он лишь перестал быть собой. Из опытного композитора он превратился в жалкого преступника. Такова основная идея пьесы «Моцарт и Сальери».

Чему учит? 

Автор в произведении «Моцарт и Сальери» заставляет задуматься о том, что ни в коем случае нельзя завидовать победам и успехам других людей. По мнению Александра Пушкина, каждый человек должен иметь свое собственное мнение, но его не нужно навязывать окружающим. Трагедия призывает каждого человека радоваться простым мелочам и своему месту в жизни. 

Чему учит А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери»? Тому, что гений и злодейство несовместимы. Важно выбрать свой путь: либо достигать успеха честным путем и праздновать заслуженную победу, либо идти по кривой дорожке и страдать от заслуженного поражения.

Автор: Виктория Комарова

Анализ произведения Пушкина «Моцарт и Сальери»

Одна из самых ярких и противоречивых поэм в драматургии Александра Сергеевича Пушкина — «Моцарт и Сальери». Анализ произведения позволяет раскрыть его основные темы — опасность зависти и конфликт между музыкой в форме искусства и ремесла. Сюжет трагедии основан на многочисленных слухах и исторически недостоверен, однако это не снижает его литературной ценности.

История написания

Исследователи творчества Пушкина считают, что мысли о создании поэмы возникли у Пушкина в 1826 г. во время ссылки в Михайловском. Однако возможность их реализации появилась только в период Болдинской осени. Время холерного карантина в 1830 г. было одним из самых плодотворных в творчестве поэта. Тогда он вспомнил о ранее сделанных набросках и приступил к написанию произведения. Оно стало вторым в цикле «Маленькие трагедии». В планах автора было написать девять подобных произведений, но он остановился на четырех.

Пушкин обратился к теме загадочной гибели австрийского композитора неслучайно. В 20-е годы XIX в. существовал культ Моцарта. Поклонники его музыки терялись в догадках по поводу безвременного ухода из жизни своего кумира. При написании стихотворения поэт опирался на несколько источников:

  • Слухи о Сальери. В 1824 г. по Европе прокатились известия о том, что находящийся в психиатрической клинике придворный музыкант признался в убийстве Моцарта. Однако вскоре они были опровергнуты.
  • Легенды о Микеланджело. По легенде, итальянский скульптор распял своего натурщика в попытке изобразить библейскую сцену. На этот поступок ссылается в конце произведения Сальери. Сцена раскрывает тему преступления во имя искусства.
  • «Драматические сцены» Барни Корнуолла. Вдохновили поэта на написание «Маленьких трагедий». Они стали основой структуры цикла, из них взят ряд текстовых строк.
  • «Музыкальная жизнь художника Иосифа Берглингера». Поэту не была известна точная биография Сальери и не находил нужной для себя информации в сообщениях имеющихся источников. В «Музыкальной жизни» подробно описан творческий и жизненный путь известного музыканта. Вот почему это произведение стало для Пушкина опорой в творчестве.

Первоначально автор хотел назвать пьесу «Зависть», что лаконично отражало суть. В конце 1831 г. ее опубликовали в альманахе «Северные цветы». В произведении была указана дата его завершения — 26.10.1830 . Поэт понимал, что сюжет и характеры героев — вымысел. Однако его забавляло отношение публики к описанной истории.

Тема и жанр

В произведении Пушкина раскрыт распространенный литературный сюжет, в котором конфликтуют рационалистическое и творческое начало. Пожилой Сальери добился своего положения придворного музыканта тяжелым трудом. Моцарта одарила природа. Молодой и беззаботный, он сочиняет музыку с легкостью, не задумывается о завтрашнем дне. У него есть все, чтобы быстро стать успешным и знаменитым.

Несмотря на то что между коллегами завязывается дружба, Сальери мучается от зависти. Он считает молодого коллегу недостойным своего таланта. По мнению Сальери, тот должен понимать свою избранность и благодарить небо за редкий дар. Разрушительное чувство зависти становится основным фактором развития сюжета. Она вынуждает Сальери пойти на преступление и лишить жизни гения.

Главная мысль поэмы проста. Совершив грех, преступник остается один на один со своей совестью. Ему не удается уйти от конфликта с самим собой, ведь проблема не решена. Она находится внутри самого человека. Отравленный композитор поражает друга фразой: «Гений и злодейство несовместимы». Он снова вышел победителем. Он чище, гениальнее, выше подлости и злобы.

Жанру, в котором написано произведение, присущ острый конфликт, четкая идея, насущная проблематика и драматический финал.

Как и большинство трагедий, поэма изложена белым пятистопным (шекспировским) ямбом. Объем текста невелик, сюжет прост. Маленькая трагедия в два действия содержательна в смысловом и философском ключе.

Особенности композиции

В основе описываемого Пушкиным сюжета лежит противостояние добра и зла. Поэт говорит о том, что зависть ранит человека, а потом душит. Важные композиционные особенности произведения:

  • В начале и конце трагедии присутствуют монологи и размышления Сальери. Мысли опытного придворного музыканта глубоки, а его рассуждения о музыке, труде и искусстве лежат в основе произведения. Используя этот прием, Пушкин показывает, как медленно и мучительно в душе человека зарождается зависть.
  • Характер монологов злоумышленника резко меняется во второй части. Его логичные рассуждения сменяют отрывистые, противоречивые фразы. Это свидетельствует о внутреннем конфликте персонажа.
  • Связующее звено между описываемыми событиями и размышлениями злодея — флакон с ядом. Он у Сальери всегда при себе, что демонстрирует темную сторону его души. Имея отраву под рукой, завистник быстро переходит к действиям.
  • Фразу о гении и злодействе произносят оба героя. Первым — Моцарт, затем — Сальери. Этим Пушкин подчеркивает главную мысль своей литературной работы.

Разбор трагедии

Проводя анализ «Моцарта и Сальери» Пушкина, следует отметить художественные средства, найденные поэтом для своих героев. Сальери общается напыщенно, в его речи много литературных штампов. Он высказывается уверенно, часто говорит сам с собой. Поэтому на монологах злодея основана большая часть пьесы.

Моцарт выражает свои мысли неуверенно, говорит редко. В его высказываниях часто встречаются слова «кто-то», «что-то», «кое-что». Однако первым главную фразу о злодействе и гении произносит именно он. Из содержания пьесы можно понять, что в ней звучит только музыка молодого гения и нет ни одной ноты из произведений Сальери. Проводить анализ поэмы для урока литературы следует кратко по такому плану:

  1. Название. «Моцарт и Сальери».
  2. Кто написал. Русский поэт А. С. Пушкин.
  3. Период написания. 1830 г., осень в Болдино.
  4. Основа. Легенда о безвременной кончине австрийского композитора Моцарта и слухи, порожденные этим событием.
  5. Направление. Классицизм (единство времени, места, действия).
  6. Тема. Конфликт между творческим и рационалистическим началом. Герои произведения по-своему пришли к успеху: Сальери — через упорный труд. Моцарт — благодаря природному таланту. Легкость, с которой композитор сочиняет гениальную музыку, вызывает чувство зависти у его старшего коллеги.
  7. Жанр. Трагедия в двух действиях. Монологи и диалоги написаны белым стихом.
  8. Композиция. Традиционная. Монологи Сальери окольцовывают действие.
  9. Цитаты. «Боже! Ты, Моцарт, недостоин сам себя» (Сальери). «Нас мало избранных, счастливцев праздных» (Моцарт).
  10. Выводы. Поэма объединила реальную жизнь, автобиографические мотивы и философские размышления. Пушкин был убежден в несовместимости гения и злодейства, что изобразил в своей трагедии. Несмотря на небольшой объем, произведение затрагивает важные жизненные темы. В сочетании с драматическим конфликтом они создают оригинальную сюжетную линию.

Анализ структуры и особенностей поэмы позволяет говорить об уникальности «Маленьких трагедий» Пушкина. К этому жанру относят также произведения автора «Каменный гость», «Скупой рыцарь» и «Пир во время чумы». Написанные в направлении классицизма, литературные работы побуждают читателей размышлять по поводу вечных тем и неразрешимых конфликтов.

тем Amadeus | GradeSaver

Купить учебное пособие

Признание — явная тема в фильме.

Рассказ Сальери — исповедь отцу Фоглеру. Он признается отцу Фоглеру в своей роли в смерти Моцарта. Хотя Сальери строит повествование таким образом, чтобы вызвать сочувствие, он не уклоняется от того, чтобы рассказать отцу Фоглеру об ужасных действиях, которые он предпринял против Моцарта. Кроме того, Констанца и Моцарт признаются Сальери в нескольких вещах на протяжении всего фильма, поскольку их финансовое положение ухудшается. Сальери использует эти признания для реализации своей программы мести.

Один из ироничных моментов фильма происходит ближе к концу фильма, когда одинокий Моцарт просит Сальери не оставлять его, а Сальери говорит Моцарту, что не оставит его. Это нежный момент, но он также ироничен, потому что Сальери стоит за отчуждением Моцарта от венского общества, Констанции и Карла. Сальери следит за тем, чтобы оперы Моцарта исполнялись очень редко, и распространяет злонамеренные слухи, которые лишают Моцарта ценных возможностей преподавания. Действия Сальери также вызывают напряжение между Констанце и Моцартом.

Он заказывает Моцарту Реквием; эта смертельная месса заставляет Моцарта физически и умственно ухудшаться. В этом состоянии ухудшения Моцарт все больше отдаляется от своей жены, и в конце концов она покидает его.

В фильме преобладают мужчины, и различные мужские персонажи соревнуются друг с другом. Моцарт, например, много раз оскорбляет и публично унижает Сальери. Встретив императора Иосифа II, Моцарт называет произведение, написанное Сальери, повторяющимся и упрощенным, и тут же улучшает его. Сальери мстит более тайно. Он нанимает служанку Лорл, чтобы шпионить за Моцартом, а затем использует информацию, которую он получает от нее, для саботажа опер Моцарта. В то время как Моцарт действует открыто, Сальери на протяжении всего фильма двуличен. Моцарт не знает о различных действиях Сальери против него, и по ходу фильма Моцарт даже начинает видеть в Сальери своего рода доверенное лицо. Сальери, к сожалению, не единственный конкурент Моцарта в кино. Граф Орсини-Розенберг и капельмейстер Бонно, другие влиятельные музыкальные деятели при дворе императора Иосифа II, присоединяются к заговору Сальери, чтобы саботировать творчество Моцарта.

Действия всех троих мужчин продиктованы сильным чувством зависти к Моцарту; Однако Сальери выходит на новый уровень.

Герои фильма посвящают себя самым разным вещам. Моцарт, например, постоянно сочиняет, даже когда его тело и разум изнашиваются; он даже работает над произведением в свои последние часы. Сальери, с другой стороны, во всеуслышание провозглашает свою преданность Богу и музыке при каждом удобном случае. К сожалению, два увлечения Сальери вступают в противоречие друг с другом по ходу фильма; В конце концов Сальери разрывает связь с Богом.

Точно так же Леопольд и Констанция отрываются от Моцарта, предмета их преданности, когда они вступают с ним в конфликт: Леопольд бросает Моцарта после того, как не смог убедить его вернуться в Зальцбург, а Констанция оставляет Моцарта, когда он продолжает вести себя беспорядочно, несмотря на ее лучшие усилия.

И Сальери, и Моцарт на протяжении всего фильма испытывают потребность отстаивать свою личность. Когда священник не узнает ни работу Сальери, ни Сальери, Сальери изо всех сил пытается утвердить свою личность, и он продолжает делать это на протяжении всего фильма. Он очень гордится тем, что рассказывает священнику о положении, которое он занимал при дворе императора Иосифа II. Моцарт также утверждает свою личность на протяжении всего фильма. В резиденции принца-архиепископа, например, Моцарт получает похвалу от гостей, и он открывает двери комнаты, где он только что закончил спор с принцем-архиепископом, чтобы втирать лесть принцу-архиепископу в лицо. Кроме того, на протяжении всего фильма Моцарт утверждает, что он лучший композитор в мире, и даже пытается лишиться заветного положения, чтобы сохранить гордость, связанную с такой личностью. Он отказывается подать заявку на возможность обучать племянницу императора, потому что считает, что его, как лучшего композитора Вены, не следует заставлять подавать заявку. Он считает, что император должен просто дать ему должность.

И Сальери, и Моцарт страдают от безумия на протяжении всего фильма. После многочисленных унижений и оскорблений со стороны Моцарта Сальери решает отомстить Моцарту и быстро становится одержим местью до безумия. Даже после смерти Моцарта он все еще доводит Сальери до безумия: Сальери чувствует себя виноватым за роль, которую он сыграл в смерти Моцарта, и чувство вины в конечном итоге переполняет его и заставляет его приземлиться в приюте. Безумие Моцарта недолговечно по сравнению с безумием Сальери, но все же сильно. Моцарт, который на протяжении всего фильма демонстрирует себя убедительным оратором, теряет способность общаться в разгар своего безумия — безумия, которое во многом связано со смертью, истощением и неудачами Леопольда как в профессиональной, так и в личной жизни. . Сальери играет роль в каждом из этих факторов, способствующих смерти Моцарта. Он мучает Моцарта, одеваясь в костюм, который Леопольд когда-то носил на вечеринке, он заставляет Моцарта работать над Реквиемом, несмотря на то, что знает об ослабленном состоянии Моцарта, и он является главной причиной неудач Моцарта как в профессиональной, так и в личной сфере.

Сальери восстает против Бога, пытаясь уничтожить Моцарта, которого он считает орудием Бога.

Однако его бунт против Бога приводит к его собственному падению: его роль в смерти Моцарта мучает его десятилетиями, пока он не оказывается в приюте. Моцарт тоже бунтует в фильме. Он восстает против принца-архиепископа Зальцбургского и Леопольда: он не возвращается в Зальцбург, несмотря на приказ принца-архиепископа, и женится на Констанце без одобрения Леопольда. Моцарт даже бросает вызов императору Австрии Иосифу II. Моцарт дает понять императору, что он недоволен предложением императора взять несколько нот из его немецкой оперы. Моцарт также нарушает многие запреты императора. Констанца — еще один персонаж фильма, который восстает против авторитетных фигур. Она спорит с Леопольдом и тайно встречается с Сальери, чтобы показать ему работы Моцарта, когда Моцарт отказывается претендовать на возможность обучать племянницу императора.

Купить учебное пособие
Как цитировать https://www.gradesaver.com/amadeus/study-guide/themes в формате MLA
Гарро, Розанни. Судуйко, Аарон изд.
«Темы Амадеуса». GradeSaver, 4 августа 2015 г. Интернет. Цитировать эту страницу

Трижды Моцарт: Интерлюдия

Марко Мораес 25 января 2011 г.

Пушкина Моцарт и Сальери — это фантастическое исследование природы художественного творчества. Эта короткая драма с белыми стихами, написанная в 1830 году, много раз пересказывалась (в частности, Римским-Корсаковым в его «1898 одноименной оперы и Питера Шаффера в его пьесе 1979 года « Амадей » и киноверсии 1984 года, поставленной Милошем Форманом). Несмотря на бесспорное превосходство более поздних версий, простота пушкинского сюжета делает суть ясной и элегантной.

Легенда о соперничестве двух композиторов, завершившемся убийством Моцарта ревнивым Сальери, вероятно, такова: широко распространены свидетельства того, что на самом деле Моцарт и Сальери были если не лучшими друзьями, то уважали и поддерживали друг друга. Моцарт и Сальери здесь, однако, просто средства Пушкина для обсуждения музыки — и искусства в целом. Менее чем за 20 минут, всего двумя персонажами (не считая краткого и безмолвного явления старого слепого скрипача), Пушкин мастерски исследует две концепции искусства.

С точки зрения Сальери, он противопоставляет два взгляда на искусство: мастерство и гениальность. С одной стороны, Сальери рассматривает музыку как ремесло, плод кропотливого обучения и кропотливого развития. Объясняя свой метод, он говорит:
Мастерство
Я принял за пьедестал искусства:
Я сделал себя ремесленником (…) препарируя
Музыку как труп, я проверил
Свою гармонию алгеброй.

Затем он видит Моцарта, сочиняющего музыку, как если бы он был затронут божественным. Из-за этого пренебрежения искусством как ремеслом, которое ставит под угрозу саму преемственность искусства, Сальери заключает, что Моцарт должен умереть. И поскольку он единственный в их кругу, кто может понять высшую божественность Моцарта, он тот, кто должен убить его:
Ибо я избранный, я должен остановить его сейчас,
Или он погубит всех нас,
Нас, служителей и служителей музыки,
Не только меня скромной славы… Что хорошего
Если бы Моцарт дожил до достичь новых высот?
Будет ли музыка лучше? Нисколько;
Музыка снова падет, он не оставит наследника.
Какой от него прок? Он приносит нам, херувим,
Обрывки песни с небес, лишь бы расшевелить
Желание бескрылое в нас, бедных сыновей праха
И улететь… Тогда пусть улетает!

Сальери так благоговеет перед гением Моцарта и так осознает собственную ограниченность, что в пьесе Шаффера называет себя покровителем « всех посредственностей мира ». Но решающим фактором является то, что Сальери не посредственность. Он очень опытный композитор, творческий музыкант и одаренный педагог. Он просто не… гений? Возвышенный? Моцарт? Возможно, его самое большое препятствие находится в его голове: Сальери видит искусство как ремесло, а не искусство как идею. Первое требует труда и хлопот, математического совершенства, а затем, « достигнув мастерства в теории, [а] предприятие на восторге творения ”: идея служит технике. У последнего сначала возникает восторженная искра, которая затем приводится в действие техникой: теория на службе идеи.
Это противопоставление искусства-как-ремесла и как идеи является одной из главных тем современного искусства. Разве экспрессионизм, например, не стремился сначала поставить идею, ниспровергнув творческий порядок? Или Дада; окончательная подрывная деятельность, «антиискусство»? Конечно, развитие искусства-идеи неотъемлемо сопровождается субъективизмом и метаанализом, типичными для «концептуального искусства». Иногда это можно развить до абсурда. Но когда эти два понятия искусства, творческий гений и техническое мастерство идут рука об руку, мы имеем Моцарта.

…и Пушкин. Так уместно, что вся эта история была впервые кристаллизована им, который был для русского языка таким же чудесным творцом, как Моцарт для музыки. Итак, у Моцарта и Сальери мы имеем не только исследование искусства, но и двойное зеркало, в котором совершенный образец гениального художника представляет себе, что подумает художник-ремесленник о таком, как он. Короче говоря, у нас есть три Моцарта: настоящий, воображаемый Сальери в пьесе и сам Пушкин. Затем эта пьеса становится прекрасным концертом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *