Манифест 17 октября 1905 года: текст, причины, последствия
Манифест 17 октября 1905 года открывает одну из важнейших страниц в истории России. Это важнейший документ конституционного характера. В этой статье мы его кратко охарактеризуем, а также в конце мы привели полный текст документа. Выдержки его могут встречаться ЕГЭ по истории.
Собрание рабочих Путиловского завода в Петербурге во время Первой Русской революции
Предпосылки
Важно понимать, что в истории ничто не происходит просто так. У любого события есть предпосылки, причины, повод, ход событий и последствия. Подробнее об этом узнайте здесь.
Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года. Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина.
Непосредственно принятию документа предшествовала Всероссийская политическая стачка, которая началась в сентябре и продолжалась весь октябрь. Это был пик стихийного этапа революции. 19 сентября стачка подобралась к Москве: начали бастовать печатники, затем все остальные.
Николай II (Кровавый) 1968 — 1918. Русский самодержец с 1894 по 1917 год
Для тех, кто не понимает — стачка — это такая форма протеста, когда рабочие прекращают работать и выдвигают чисто экономические требования: повышение зарплаты, нормальный 8-часовой рабочий день и пр. Так вот особенность этих стачек в том, что вслед за экономическими требованиями люди стали выдвигать политические, которые были провозглашены еще в январской петиции царю.
Самое интересное и примечательное то, что верхи понимали, что надо проводить преобразования, чтобы выйти из кризиса, но какие конкретно — тут никто ничего предложить не мог, кроме одного человека.
Вот, например, современник А.А. Маслов писал:
«Все признавали необходимость реформ, но почти никто не отдавал себе отчета в том, в высказывались за введение либеральной конституции, другие – за создание совещательного органа, третьи – за диктату-ру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены государем диктаторскими приемами»
Только один человек — граф Сергей Юльевич Витте — прекрасно понимал, что нужно народу. Да, это понятно — землю и волю, но в данной конкретной ситуации, он представил царю записку. В ней было четко написано, что народу надо представительство, чтобы оно принимало участие управлении страной. Нужны демократические свободы. Нужно такое правительство, чтобы народ знал, что оно знает о его нуждах и стремится их реализовать.
Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Министр финансов, дипломат, государственный деятель, председатель Совета Министров
Кстати, напомню, что вам надо знать Витте и по его реформам в ходе индустриализации, особенно про денежную реформу.
Вот слова С.Ю. Витте:
«Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания – ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут несомненно – разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в 50-х гг. правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения»
Таким образом, именно Витте и являлся подлинным составителем текста Манифеста. Кстати, Витте также был тем самым дипломатом, который заключил Портсмутский мир с Японией в том же 1905 году.
Суть документа
Вот его основные положения:
- Манифест провозглашал в России демократические свободы: право на свободу слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенность личности. Это было актуально ввиду, например, еврейских погромов, которые устраивали черносотенцы.
- Документ заложил основы (хоть и зыбкие) российского парламентаризма — предусматривал введение Государственной думы, которая бы имела права принимать законы, и без чьей бы воли ни один закон империи не был принят.
- Вместе с тем, документ заложил основы и российского конституционализма, поскольку декларирование законодательной власти парламента — есть ограничение власти монарха.
Конечно, в реальности, этого не произошло из-за Третьеиюньского переворота 1907 года.
Последствия
В России, благодаря Манифесту, открылась историческая альтернатива реального ограничения царской власти и превращения России в парламентскую монархию. Это бы вызвало начало диалогу между властью и обществом, и кто знает, может быть и не было бы Февральской революции, а затем и Октябрьской в 1917 году.
А значит не было бы и фашизма, который был реакцией на победы коммунизма в России. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Манифест — в России был дан сверху властью, которая сама себя никогда и ни при каких обстоятельствах не ограничит.
Вместе с тем, сразу после издания документа, в России стали появляться легальные политические партии: Союз 17 октября (октябристы), Партия народной свободы (кадеты) и пр. Таким образом, Манифест заложил основы российской партийной системы — изначально как многопартийную.
Манифест изменил саму структуру органов власти в России, введя в России Государственную думу как законодательный орган власти. Плюс в России изменилась и форма власти: сформировалась дуалистическая монархия, для которой характерно сосуществование власти монарха и парламента, при лидерстве первой.
Такого значение документа и его последствия. Жаль, что эта историческая альтернатива так и не реализовалась.
Текст
17 октября 1905 г.
Манифест об усовершенствовании государственного порядка Смуты и волнения в столицах и во многих
местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы
нашей.
Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те
классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного
участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. Отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литература, 1994. С.41. Источник
Поделиться в соц. сетях
- Троцкий (держит портфель) среди членов Петроградского Совета во время суда над ними
- 22 января 1905 года: Красное воскресенье в Санкт-Петербурге
Манифест 17 октября. Доклад Сергея Витте
110 лет назад император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный председателем Комитета министров Российской империи Сергеем Витте (1849-1915). Этот документ, вместе с ранее принятым Манифестом 6 августа о созыве Государственной Думы (и сохранявшим, при этом, неограниченное самодержавие) и с последовавшими в 1906 году поправками в Основные государственные законы Российской империи, создал возможности для политического выхода страны из революционных волнений 1905 года.
Манифест не решил и не мог решить всех проблем государства. Недовольный результатами выборов в Первую (апрель-июль 1906 г. ) и Вторую (февраль-июнь 1907 г.) Государственные Думы, император 3 июня 1907 года совершил так называемый «третьеиюньский переворот», изменив избирательное законодательство и тем самым ослабив в глазах большинства населения авторитет парламента и его значение как выразителя мнения всего общества, а не одних только привилегированных кругов.
К этому времени Сергея Витте уже не было в правительстве. Николай II его всегда недолюбливал и 23 апреля 1906 года, в день вступления в силу новой редакции Основных законов (по сути — конституции Российской империи), Витте, выполнив важнейшую для страны работу, вышел в отставку по собственному желанию.
Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории. Возможность, которой император и его окружение не воспользовались в должной мере, воспринимая конституционные начала лишь как вынужденные и досадные уступки.
The Smart Power Journal предлагает вниманию читателей текст Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и связанный с ним доклад Сергея Витте.
Манифест 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка
Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.
Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.
На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:
1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и
3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Сергей Юльевич Витте. Художник А. Левченков, 2008 (по фотографии нач. ХХ в.)
Всеподданнейший доклад статс-секретаря графа Витте
Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать Правительство в связи с соображениями о современном состоянии России и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.
Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее:
Волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они — в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы
В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных вашего императорского величества, независимо от вероисповедания и национальности. Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствоваться законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности Государства.
Следующей задачей Правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идее большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Задача эта сводится к устроению правового порядка. Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах.
Намеченные здесь в нескольких словах основания правительственной деятельности для полного осуществления своего требуют значительной законодательной работы и последовательного административного устроительства. Между выраженным с наибольшей искренностью принципом и осуществлением его в законодательных нормах, а в особенности проведением этих норм в нравы общества и приемы правительственных агентов, не может не пройти некоторое время.
Для осуществления сего необходимым условием является однородность состава Правительства и единство преследуемой им цели. Но и Министерство, составленное по возможности из лиц одинаковых политических убеждений, должно еще приложить все старания, чтобы одушевляющая его работу идея стала идеей всех агентов власти от высших до низших.

В отношении к будущей Государственной Думе заботой Правительства должно быть поддержание ее престижа, доверия к ее работам и обеспечение подобающего сему учреждению значения. Правительство не должно явиться элементом противодействия решениям Думы, поскольку эти решения не будут, что невероятно, коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней ее историей. Правительство должно следовать мысли, высказанной Вашим Императорским Величеством в Манифесте об образовании Государственной Думы, что положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени. Правительству надлежит выяснить и установить эти запросы, руководствуясь, конечно, господствующей в большинстве общества идеей, а не отголосками хотя бы и резко выраженных требований отдельных кружков, удовлетворение которых невозможно уже потому, что они постоянно меняются.
Весьма важно сделать реформу Государственного Совета на началах видного участия в нем выборного элемента, ибо только при этом условии можно ожидать нормальных отношений между этим учреждением и Государственной Думой.
Не перечисляя дальнейших мероприятий, которые, должны находиться в зависимости от обстоятельств, я полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть, охвачена следующими руководящими принципами:
1. Прямота и искренность в утверждении на всех поприщах даруемых населению благ гражданской свободы и установление гарантий сей свободы.
2. Стремление к устранению исключительных законоположений.
3. Согласование действий всех органов Правительства.
4. Устранение репрессивных мер против действий, явно не угрожающих обществу и государству, и
5. Противодействие действиям, явно угрожающим обществу и Государству, опираясь на закон и в духовном единении с благоразумным большинством общества.
Само собою разумеется, что осуществление поставленных выше задач возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое позволило бы направить силы к плодотворной работе. Следует верить в политический такт русского общества. Не может быть, чтобы русское общество желало анархии, угрожающей помимо всех ужасов борьбы расчленением Государства.
Заглавная иллюстрация: картина Ильи Репина «17 октября 1905 года», 1907, 1911. Русский музей.
Глава 7 — Воспоминания об Алексее Волкове
Многие исторические события, свидетелем которых я был, с годами стерлись в моей памяти, и поэтому я могу вспомнить их лишь в общих чертах. Так, например, я лишь смутно помню день 9 января 1905 года. В то воскресенье я не был на службе в Зимнем дворце. Перейдя Невский проспект, я увидел процессию во главе с священником Гапоне, направлявшуюся к Зимнему дворцу. За ним шла огромная толпа. Это шествие, однако, было вызвано принципиальным недоразумением, учитывая, что демонстранты стремились увидеть императора, который в тот день находился не в Зимнем дворце, а скорее в Царском Селе. Против демонстрантов была выслана конная гвардия, но только после долгих призывов к спокойствию и порядку и приказа разойтись. Однако взволнован был Гапоне с крестом в руке.
Призывы к порядку не успокоили толпу, и в воздух прозвучал холостой выстрел. Когда процессия продолжила движение, они открыли огонь по толпе, чтобы разогнать ее, в результате чего на площади и тротуарах осталось много убитых и раненых.
В течение этого напряженного года я много раз видел графа Витте. Он просто задавил всех своим ожирением. Огромного роста, он отличался медлительностью движений и неспокойным характером. Упомянуть Витте — значит упомянуть манифест от 17 октября (ст. ст.) 19 г.05 о «свободах». Он писал ее — и довольно долго — в Петергофе. Многие близкие к императору люди помогали графу Фредериксу на этих встречах и внесли много поправок в Манифест, даже флигель-адъютант Владимир Николаевич Орлов (который впоследствии был опозорен, несмотря на дружбу с императором, из-за своей враждебности к Распутину) приписан в свите к великому князю Николаю Николаевичу на Кавказе. Его не следует путать с другим Орловым, Александром А., гвардейским уланом, известным своей жестокостью при подавлении восстания в Прибалтике в 19 г.05.
Подготовка Манифеста шла полным ходом во время заговора. Как только текст был принят, император внимательно прочитал его, перекрестил и поставил свою подпись.
Я не присутствовал на Первом Открытии Думы Империи. Я вообще не помню первых членов Думы. Я очень хорошо помню приезд С. А. Муромециева, первого председателя Думы, вместе с делегацией Думы и начало ее существования. В то время я особо обратил внимание на личность Муромецева. К тому же нам казалось странным видеть скромное платье депутатов Думы, привычка к яркости военных и придворных костюмов.
В том же году я впервые увидел Столыпина. Это произошло в финских водах на борту императорской яхты «Штандарт», когда Столыпин прибыл с докладом императору.
Я был в тот день на службе и мог видеть представление Столыпина этим лицам в свите Императора.
После доклада и аудиенции у Государя Столыпин прошел в Столовую, где стоял стол, накрытый захусскими, и куда спешили офицеры свиты, ожидая прибытия Государя. Там же были граф Фредерикс и морской министр. В тот момент, когда появился Столыпин, все взгляды были устремлены на него. Крупный, красивого вида и вида, он спокойно остановился посреди Обеденного салона и посмотрел на группу придворных. После секундного колебания Фредерикс подошел к нему и представил все блюда захаски одно за другим. Ясно, что сильная личность Столыпина сразу произвела глубокое впечатление.
Через несколько минут вошли Император и Императрица и подошли к столу. Столыпин сидел рядом с императрицей, и всю трапезу они вели оживленный разговор. Разговор в основном велся между императорской четой и премьер-министром.
Мне часто приходилось видеть Столыпина с Императором и Императрицей. Однако я должен добавить, что, несмотря на дружеский прием, который он всегда получал в Императорском дворце, между ним и императорской семьей никогда не было настоящей близости. Когда бы он ни был с Императорской семьей, у них никогда не было бы с ним никаких личных отношений.
Вскоре после визита Столыпина император Вильгельм II прибыл в финские воды на знаменитую встречу. По-видимому, он воспользовался случаем познакомиться с министром, как с генералом графом Татичевым (который был одним из самых преданных сановников Двора и никогда не покидал Государя, даже следуя за Царской Семьей в ссылку, а мы пошли дальше всего, он был убит одновременно с императорской семьей) сказал мне в Свите, что Вильгельм II сообщил ему о своем удовлетворении встречей со Столыпиным. После беседы со Столыпиным Вильгельм II подошел к Татичеву и сказал: «Если бы у меня был такой министр, я мог бы завоевать всю Европу!» Во время этой встречи между двумя императорами их личные отношения были особенно дружескими. Вскоре после встречи император уехал в Германию, чтобы присутствовать на свадьбе единственной дочери Вильгельма, принцессы Виктории-Луизы.
В конце лета 1911 года Император отправился в Киев, и я сопровождал его. Я и несколько сослуживцев ночевали в Императорском поезде, а 1 сентября, ничего, конечно, не подозревая, прогулялись по Крестчатику. Возле театра мы заметили, мой спутник и я, какое-то беспокойство. Один из агентов службы безопасности суда объяснил нам причину. Чтобы быть в безопасности, мы снова сели в наш поезд.
На следующий день я присутствовал на праздничном ужине и подслушал разговор двух незнакомых мне генералов, которые говорили об убийстве накануне. Выстрелив в Столыпина, Богров попытался бежать. Два чиновника бросились на него и хотели добить его шпагами. Их остановили от этого. Когда Богрова спросили, знает ли он, кого он убил, и намеревался ли он вместо этого лишить жизни Императора, он ответил взмахом руки и сказал: «Мне было все равно, я должен был кого-то убить».
И начальник отдела Киевской охраны Кулябко, и его вышестоящий адъютант министр внутренних дел Курлов были обвинены не только в халатности, но и в «косвенном, морально причастном, к убийству нелюбимого в высших эшелонах Столыпина». Это последнее обвинение возникло, когда революционер Натансон сообщил в своих «Воспоминаниях», что Богров, будучи агентом охраны в Киеве, отправился в Петербург, чтобы предложить партии эсеров свои услуги по убийству царя. Натансон не последовал его предложению.
Убийство Столыпина вызвало настоящую панику среди еврейской общины Киева, которая только начала жить в городе. Богров, видите ли, был евреем. Железнодорожный вокзал был заполнен людьми, пытающимися уйти. К счастью, их тревога не была основана на истине. На третий день после катастрофы я сам слышал, как Государь, прощаясь с генералом Треповым, говорил ему самым строгим образом, что он (Государь) ни под каким предлогом не потерпит никакого еврейского погрома, и Император предложил Трепову, чтобы он должен использовать все свои силы для поддержания абсолютного порядка в городе. Как известно, приказ императора был выполнен буквально.
Из Киева мы поехали в Ливадию.
Осенью 1912 года отмечалось столетие отечественной войны. После церемоний в Москве Государь и его гости отправились в Бородино.
После инаугурации в палатках, установленных в поле, состоялся обед, осмотр захоронений и древних укреплений. Много богослужений было совершено за упокой душ. Вечером встретились с «ветеранами», помнящими войну 1812 года.
Одну замечательную старушку спросил у Императора:
«Сколько тебе лет?
«Сто десять», — ответила она.
«Что ты знаешь?» — спросил император. На что Государь от души посмеялся и остался доволен.
Целый день мы пробыли на Бородинском поле, без Императрицы.Государя сопровождали некоторые из его дочерей.Они обедали в их поезде.Всю дорогу они слушали эстрадных певцов. петь для них на улице
Комментарии на этом сайте должны быть адресованы Бобу Атчисону.
Отказ от долгов в основе революций 1905 и 1917 годов
Троцкий, председательствовавший в Совете Санкт-Петербурга (столица России до марта 1918 г.), объяснял в своей автобиографии, что арест всего его руководства 3 декабря 1905 г. было вызвано публикацией манифеста, в котором избранные члены совета призывали отказаться от долгов, взятых на себя царским режимом. Он также пояснил, что это 1905 призыв к неуплате долга был окончательно реализован в начале 1918 г. , когда Советское правительство приняло декрет об отказе от царских долгов:
«Арест произошел через день после опубликования нами нашего так называемого финансового манифест, провозгласивший неизбежность финансового краха царизма и категорически предупредивший, что долги Романовых не будут признаны победившим народом. [1] [2]
«В манифесте Совета рабочих депутатов прямо говорилось:
«Самодержавие никогда не пользовалось доверием народа и никогда не получало от народа никакой власти. Поэтому мы решили не допускать погашения таких займов, которые были сделаны царским правительством, когда оно открыто вело войну со всем народом».0054
«Французская биржа ответила на наш манифест через несколько месяцев новым займом в три четверти миллиона франков. Либеральная и реакционная пресса осыпала сарказмом серьезную угрозу Советов царским финансам и европейским банкирам. В последующие годы манифест был благополучно забыт, но вспомнился. Финансовое банкротство царизма, подготовленное всей его прошлой историей, совпало с военным разгромом. А позже, уже после победы революции, декретом Совета Народных Комиссаров от 10 февраля 19 г.18, объявил все царские долги аннулированными. Этот указ остается в силе и по сей день. [3] Неправильно говорить, как это делают некоторые, что Октябрьская революция не признает никаких обязательств: свои обязательства революция признает в полной мере. Обязательство, которое она взяла на себя 2 декабря 1905 г., она выполнила 10 февраля 1918 г. Революция имеет полное право напомнить кредиторам царизма: «Господа, вы были своевременно предупреждены». уважаю, как и у других, год 1905 был подготовкой к 1917 году». [4]
В книге под названием 1905 Троцкий описал развитие событий, приведших к принятию Финансового манифеста, в котором Совет, высший орган революционной демократии, призывал к отказу от уплаты долгов, заключенных Царь:
«Перед Советом открывалось огромное поле деятельности. Повсюду огромное пространство новой политической почвы ждало глубокого орала революции. Но времени было мало. Реакция лихорадочно ковала свое оружие, и удар ожидался с часу на час. Среди массы повседневных дел Исполнительный комитет торопился провести в жизнь резолюцию Совета от 27 ноября. Он издал воззвание к войскам (см. «Ноябрьская забастовка») и на совместном заседании с представителями революционных партий утвердил текст «финансового» манифеста (…). [5]
«2 декабря «Манифест» был опубликован в восьми петербургских газетах, четырех социалистических и четырех либеральных.
Вот текст этого исторического документа:
«Правительство на грани банкротства. Он превратил страну в руины и забросал ее трупами. Измученные страданиями и голодом крестьяне не в состоянии платить подати. Правительство кредитовало помещиков из народных денег. Теперь оно в недоумении, что делать с помещичьими заложенными имениями. Заводы и фабрики стоят. Безработица и общий застой в торговле.
‘Правительство использовало капитал, полученный за счет иностранных займов, на строительство железных дорог, военных кораблей и крепостей, а также на накопление оружия. Зарубежные источники сейчас исчерпаны, кончился и госзаказ. Купец, поставщик, подрядчик, фабрикант, привыкшие обогащаться за счет казны, остаются без новых прибылей и закрывают свои конторы и заводы. Одно банкротство следует за другим. Банки терпят неудачу. Все торговые обмены были сведены к минимуму.
‘Борьба правительства против революции вызывает ежедневные волнения. Никто больше не знает, что принесет завтрашний день.
‘Иностранный капитал возвращается домой. «Чисто российский» капитал также утекает в иностранные банки. Богатые продают свое имущество и уезжают за границу в поисках безопасности. Хищные птицы бегут из страны и уносят с собой имущество людей.
‘В течение многих лет правительство тратило все свои государственные доходы на армию и флот. Школ не хватает. Дороги игнорировались. Несмотря на это, денег не хватает даже на снабжение войск продовольствием. Война была проиграна отчасти из-за нехватки военных поставок. По всей стране вспыхивают мятежи нищих, голодных войск.
‘Железные дороги экономически больны по вине правительства. Для восстановления железнодорожного хозяйства нужны многие миллионы рублей.
«Правительство разворовало сберегательные кассы, раздавало вклады для поддержки частных банков и промышленных предприятий, часто совершенно фиктивных. Это использование небольшого капитала вкладчика для игры на фондовой бирже, где этот капитал ежедневно подвергается риску.
‘Золотой запас государственного банка ничтожен по сравнению с имеющимися требованиями государственных займов и потребностями торгового оборота. Оно сведется на нет, если для каждой транзакции будут требовать золотые монеты.
‘Пользуясь отсутствием какого-либо контроля над государственными финансами, правительство уже давно выдает кредиты, которые намного превышают платежные средства страны. С этими новыми кредитами он покрывает проценты
Интерес
Сумма, уплаченная в качестве вознаграждения за инвестиции или полученная кредитором. Проценты рассчитываются на сумму вложенного или заемного капитала, продолжительность операции и установленную ставку.
на старых.
‘Год за годом правительство публикует ложные отчеты о расходах и доходах, показывая, что и то, и другое меньше, чем они есть на самом деле, и грабя без разбора, чтобы показать профицит вместо годового дефицита. Чиновники вольны грабить казну, которая и без того уже истощена.
‘Только Учредительное собрание, после свержения самодержавия, может остановить эту финансовую разруху. Он проведет тщательное исследование государственных финансов и составит подробный, четкий, точный и сертифицированный баланс.
Остаток средств
Отчет на конец года об активах компании (то, что компания имеет) и обязательствах (то, что она должна). Другими словами, активы предоставляют информацию о том, как были использованы средства, собранные компанией; и обязательства, о происхождении этих средств. ведомость государственных доходов и расходов (бюджет).
«Страх перед народным контролем, который обнаружит всему миру финансовую несостоятельность правительства, вынуждает его постоянно откладывать созыв народного представительства.
‘Чтобы защитить свою грабительскую деятельность, правительство заставляет людей сражаться насмерть. В этой борьбе гибнут и разоряются сотни тысяч граждан, разрушаются в самом основании промышленность, торговля и пути сообщения.
‘Выход один: свергнуть правительство, лишить его последних сил. Необходимо отрезать правительство от последнего источника его существования: финансовых доходов. Это необходимо не только для политического и экономического освобождения страны, но и, в частности, для восстановления финансового равновесия государства.
‘Поэтому мы решили:
‘Отказаться от уплаты выкупа земли и всех других платежей в казну. Во всех сделках и при уплате жалованья требовать золото, а при суммах менее пяти рублей — наличные деньги (чеканку) в полном весе.
«Изымать вклады из сберегательных касс и из госбанка, требуя выплаты всей суммы золотом».
‘Самодержавие никогда не пользовалось доверием народа и никогда не получало от народа авторитета.
‘В настоящее время правительство ведет себя в пределах границ своей страны так, как если бы оно управляло завоеванной территорией.
«Поэтому мы решили не допускать погашения кредитов, которые правительство заключило, когда оно явно и открыто вело войну против всего народа».
(Конец текста Манифеста.)»
Под манифестом, опубликованным в печати 2 декабря 1905 г., появился список следующих организаций, поддержавших этот призыв отказаться от уплаты царского долга и удушить самодержавие финансово:
«Совет рабочих депутатов
Главный Комитет Всероссийского Крестьянского Союза
ЦК и Оргкомитет Российской социал-демократической рабочей партии
ЦК партии социалистов-революционеров
Центральный комитет Польской социалистической партии».
Троцкий добавил последний комментарий:
«Само собой разумеется, что этот манифест сам по себе не мог свергнуть царизм и его финансы.
« Финансовый манифест Совета был не чем иным, как увертюрой к декабрьскому восстанию. Подкрепленная забастовкой и боями на баррикадах, она произвела мощный резонанс по всей стране. Если в декабре месяце за предыдущие три года вклады в сберегательных кассах превышали платежи на 4 миллиона рублей, то в декабре 1905 года превышение платежей над вкладами равнялось 90 миллионам: за один месяц манифест извлек из государственных резервов 94 миллиона рублей. ! Когда восстание было подавлено царскими полчищами, равновесие в сберегательных кассах снова было восстановлено».
Разоблачение незаконности и гнусности царского долга сыграло фундаментальную роль в революциях 1905 и 1917 г. Призыв не возвращать долги был окончательно реализован в декрете об отказе от долгов, принятом Советским правительством в феврале 1918 г.