Церковная реформа патриарха Никона в 17 веке – суть, причины проведения, последствия кратко
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 330.
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 330.
Среди событий 17 века особенно важным является церковная реформа патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Ее проведение относится к царствованию второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича.
Предыстория и начало реформы
Один из ключевых вопросов реформы – о порядках в богослужении, стал актуальным еще в середине XVI века под влиянием новогреческих богослужебных традиций.
Рис. 1. Царь Алексей Романов.К середине XVII века молодой царь Алексей Михайлович попал под модное в духовной среде грекофильство. Об этом говорит переписка московского патриархата, который существовал с 1589 года, с восточными патриархами на территории Османской империи.
Планировалось привести русскую богослужебную практику в соответствие с греческой. В 1653 году Москву посетил Вселенский Патриарх, то есть Константинопольский патриарх, Афанасий III Пателларий.
Это событие совпало с присоединением Левобережной Украины, которая находилась в церковной юрисдикции Константинопольского патриарха. Церковные обряды там были ближе к новогреческим, чем к московским. Следовательно, это также стоит отнести к причинам церковной реформы. Также с конца 1640-ых годов при помощи переводчиков из Киева и Греции шла работа по редактированию текстов богослужебных книг – “Книжная справа”.
Пост Московского патриарха с 1652 года занимал патриарх Никон. С 1653 года он внес следующие изменения в богослужебные традиции:
- Книжная справа, правка богослужебных книг.
- Замена двуперстного крестного знамения на трехперстное.
- Крестный ход против солнца. Ранее было наоборот – посолонь.
- Во время богослужения “Аллилуйя” произносили трижды, а не дважды.
- Изменение печати на литургическом хлебе – просфоре.
Ориентация патриарха Никона на греческие стандарты породила неожиданные заимствования в одежде священников.
Ход реформы
В 1656 году в Москве был создан собор русских епископов. На нем было принято решение об отлучении от церкви тех, кто крестился двумя перстами. Чуть раньше, в феврале 1656 года Москву посетил Антиохийский патриарх Макарий. В ходе его визита в Успенском соборе Московского Кремля отлучили от церкви сторонников двуперстного крещения.
Датой церковного раскола логично считать 1666-1667 годы. В апреле 1666 года в Москве прошел Большой церковный собор. Противников обновленного православия тогда называла раскольниками. В мае перед этим собором выступил противник реформы – протопоп Аввакум. Вскоре его отправили в ссылку в Пустоозерский острог на реке Печора. К началу 1667 года сторонников старых обрядов объявили раскольниками и еретиками. Это привел к оттоку населения на окраины государства и даже за его пределы.
Одним из последствий церковного раскола стали вооруженные конфликты с раскольниками. Например, Соловецкий монастырь сопротивлялся с 1668 по 1676 год. В 1687 году царские войска произвели штурм Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере.
Рис. 3. Церковный раскол.Что мы узнали?
Для понимания церковной истории России следует знать когда была проведена церковная реформа патриарха Никона и в чем заключалась реформаторская деятельность середины XVII века, есть какие реформы провел царь Алексей Михайлович, отец Петра I. Кратко суть реформы и ее последствия проходят в школьном курсе истории 7 класса.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Данил Якимов
10/10
Оценка доклада
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 330.
А какая ваша оценка?
Церковная реформа Никона: причины раскола русской православной церкви 17 века кратко, основные положения, направления и последствия никоновской реформы, при каком царе
Церковная реформа Никона, приведшая к расколу церкви, является важнейшим событием в России 17 века, в результате которого произошли изменения мировоззрения всего общества страны.
По мнению исследователей, главной причиной этого события являлись не разногласия в церкви, а сложившаяся ситуация в политической жизни страны.
Содержание
Кратко о церковном расколе 17 века
События, приведшие к церковному расколу, произошли во времена царствования Алексея Михайловича, считавшего себя верующим православным человеком. Деятельному правителю ещё в юные годы понравился игумен Никон, который по его велению стал архимандритом при Московском Новоспасском монастыре, затем митрополитом Новгородским.
Со временем Никон принял высший церковный сан, заменив патриарха Иосифа. Назревала ситуация, когда необходимость в реформе церкви была видна всем. Реформа была разработана патриархом Никоном и поддерживающим его государем Алексеем Михайловичем, основными инициаторами нововведений.
При проведении реформы церковь раскололась, появились «староверы», не принявшие нововведения, которые подвергались гонениям. Последствия раскола проявились в народных волнениях и трагических событиях.
Причины церковного раскола
Раскол церкви произошёл из-за того, что никоновская реформа не была принята большинством верующих.
Произошло это из-за:
- Применения способов реализации реформы, которые проводились насильственно, духовенством и прихожанами не было принято изъятие и уничтожение церковных святынь и старинных книг, которые чтили с древних времён, это отталкивало многих от никонианства.
- Непродуманного быстрого перехода к проведению богослужений согласно новым правилам. При этом реформы сопровождались гонениями, а у людей появлялись убеждения в том, что навязывается иная, не православная вера.
- Безграмотности и малообразованности со стороны духовенства, не способного понять и объяснить прихожанам суть изменений, среди малограмотных священнослужителей были такие, которые не могли работать с новыми текстами книг, они и со старыми разбирались с большим трудом.
- Неточного перевода текстов книг с греческого на русский, изменяющий смысл написанного.
- Разногласий по сути реформы среди священнослужителей, приведших к появлению среди духовенства представителей старообрядчества.
Основные положения церковной реформы
Изменения, согласно церковной реформе, включали следующее:
- замену крестного знамения с двупёрстного на троепёрстное, противники реформы называли троепёрстие «кукишем Богу», оскорблением Господа,
- изменение написания имени Господа с «Исус» на «Иисус»,
- уменьшение количества просфир, необходимых для проведения литургии,
- замена земных поклонов на поясные при проведении служб,
- направление крестных ходов должно быть против солнца,
- во время пения в церкви двухразовое произношение «Аллилуйя» заменено на трёхразовое.
Какие цели преследовали реформы Патриарха Никона
Появление реформы вызвано необходимостью навести порядок при проведении церковных обрядов, что сказалось бы на поддержании статуса России как центра православной веры и укрепило внутриполитическую обстановку.
При государе Алексее Михайловиче сложилась политическая обстановка, требующая поддержки греческой церкви. Обряды богослужения на Руси того времени не соответствовали греческим правилам, что и послужило основной причиной появления церковной реформы.
Этому же способствовало присоединение к России в 1654 году Малороссии, бывшей территории польской Украины, где соблюдались греческие каноны во время проведений православных литургий.
Возникновение церковной реформы связано с надеждой правительства на то, что единообразие правил церковных обрядов поддержит национальное единство страны, будет способствовать стабильности политической обстановки внутри страны.
Кто выступил против церковных реформ
Противники реформ осуждали методы их проведения, возмущались жестокостью и непримиримостью Никона, их раздражало его высокомерие. Среди участников волнений историками называются имена боярыни Феодосии Морозовой, Евдокии Урусовой и многих других, которые были жестоко казнены.
Протопопу Аввакуму Петрову, одному из лидеров участников раскола церкви, Церковным Собором было назначено наказание в виде ссылки в Сибирь, в которой он провёл 11 лет. За упорство и несогласие с нововведениями, он был заточён в земляную тюрьму, а затем сожжен.
Центром раскола стал Соловецкий монастырь, который был осаждён царскими полками, где было казнено более 400 старообрядцев.
Понятие «староверы» относится к идейным противникам реформы. Это определение многочисленного количества защитников старой веры, бежавших от гонений на север, и живших в изоляции от мира.
Живущие в общинах (скитах) раскольники не просто создали церковную организацию, они жили по особой морали, основой которой служило почитание старших, труд, честность и скромность.
К чему привела церковная реформа середины XVII века
Возникновение религиозных разногласий основной результат проведения реформ 1964 года. Раскол церкви создал условия для начала установления верховенства власти царя над священнослужителями.
Положительной стороной раскола является роль старообрядческого движения для развития русского искусства в направлениях иконописной школы, сохранение традиций особого пения и древнерусского книгописания.
Несмотря на то, что реформа не затрагивала канонов Русской церкви, изменяла лишь обряды, и что её поддерживали и высшее духовенство и царь, она была не принята многими верующими. Раскол привел страну к национальной трагедии.
Русские церковные реформы XVII века
Раздел
Реформы патриарха Никона в России середины XVII века привели в движение многие процессы, которые продолжаются и по сей день. Хотя ядро реформ было литургическим, связанным с молитвой, в них был также глубокий социальный и идеологический слой. Эти реформы привели к расколу в Русской православной церкви, который остается в значительной степени незаживающим даже в наше время.
Последствия раскола были огромными. Они вызвали появление того, что сегодня обычно называют «старообрядцами», большой и разнообразной группы христиан, отвергающих эти реформы. Некоторые историки говорят, что целых 20% членов Русской Православной Церкви оказались в расколе, уже как «старообрядцы».
Основной целью курса является предоставление объективного и критического обзора реформ Патриарха Никона, а также их исторического, социально-политического и религиозного контекста. Также будут рассмотрены последствия реформ. Более подробно будут рассмотрены события реформ, ключевые фигуры, реформаторы и противники. Будет изучено появление старообрядчества в десятилетия после реформ, а также общий обзор различных групп старообрядцев сегодня, поповских и беспоповских.
- После завершения этого курса студенты
сможет:
- Распознать и понять некоторые исторические события, предшествовавшие реформам, которые позже оказали влияние и влияние на реформы.
- Знать и обрисовывать в общих чертах основные события реформ и уметь определять различные основные движения, участвующие в них.
- Проанализируйте исторический контекст (религиозный, социальный, политический) России XVII века и покажите, как он связан с реформами. Однозначного ответа на этот вопрос нет, и приходится делать различные выводы, предоставляя учащимся определенную степень свободы и требуя от них думать, а не просто запоминать.
- Опишите различные аргументы, связанные с полемикой по поводу реформ.
- Принципиально определите практические изменения реформ и объясните, почему они были отвергнуты теми, кто станет старообрядцами.
- Определить различные старообрядческие группы, образовавшиеся после реформ, некоторые их религиозные практики и основные доктрины.
- Распознать и понять некоторые исторические события, предшествовавшие реформам, которые позже оказали влияние и влияние на реформы.
- Куратор курса
Диакон Филипп Калингтон, доктор богословия (PhD)Получил степень доктора богословия в Свято-Сергиевской Православной Богословской институт в Париже, в области литургии и церковной истории.
Его магистерское исследование и диссертация были посвящены старообрядчеству и расколу в Русской Церкви XVII века.
Выступал на международных конференциях о старообрядчестве, например на конференциях «Японского общества старообрядцев».
Он является основателем и администратором крупнейшей старообрядческой группы на английском языке в социальных сетях, насчитывающей почти 2500 участников.
- Содержание
Курс начинается с рассмотрения некоторых важных исторических событий до 17 века, чтобы связать их с событиями, изучаемыми в 17 веке. Далее следует рассмотрение исторического контекста России XVI-XVII веков, где происходили события. Впоследствии рассматриваются сами реформы, а также ключевые лица и идеологические направления этих реформ.
В то время как литургия была в центре реформ, этот курс не является литургическим курсом как таковым и затрагивает в основном только литургические вопросы в общем и всеобъемлющем виде, без более глубокого исторического изучения литургического развития в Православной Церкви.
Тем не менее, будет проведен анализ крестного знамения на протяжении всей истории, чтобы продемонстрировать, почему его формы могли развиваться и изменяться. Это продемонстрирует учащимся развитие некоторых частей христианского богослужения и позволит им понять его в контексте реформы.
Рассмотрены последствия реформ, в частности формирование различных старообрядческих групп, с акцентом на три основные группы: поповские старообрядцы, беспоповские старообрядцы и единоверцы, а также их основные притязания и верования.
Краткое введение в историю христианства на Руси. Кратко будет затронуто крещение Руси и дано очень общее и краткое изложение истории вплоть до XVII века. Затем более углубленно будет рассмотрено общественно-политическое и религиозное положение на Руси в годы Великой Отечественной войны. 16-17 века, что позволяет учащимся понять исторический контекст реформ, изучаемых впоследствии.
Какое место занимала Россия в христианском мире в эту эпоху?
Какие влияния начинают оказывать влияние на Россию?Повлияло ли падение Константинополя на Россию?
Студенты должны знать и понимать общий исторический контекст, а также общественно-политическую и религиозную ситуацию в России в 16-17 веках.
Итоги первой недели:
Учащиеся должны иметь общее представление об истории Русской Церкви до XVII века. Они должны уметь объяснить общий социальный и религиозный контекст в России XVII века, уметь указывать на возможное иностранное влияние и быть хорошо осведомлены об историческом контексте эпохи.
Во второй лекции мы рассмотрим Стоглавский собор, который состоялся в 1551 году. Мы узнаем, что сделал этот собор и почему он имел такое значение для противников реформ, а затем и для старообрядцев. Во многом Собор 1551 г. сделал оппозицию никонианским реформам «жизнеспособной» в глазах противников. Будет объяснена идеология Третьего Рима. Вопросы Стоглавого собора и идеология Третьего Рима — два очень важных аспекта для идентичности противников реформ и для современных старообрядцев.
Итоги второй недели:
Учащиеся должны понять основные причины значения Стоглавского собора 1551 года и его связь с никонианскими реформами примерно через 100 лет.
Идеологию Третьего Рима также следует понимать в ее собственном историческом контексте.
В третьей лекции мы перенесемся во времена вокруг реформ и сосредоточимся на некоторых из самых важных людей реформ. Прежде чем приступить к изучению самих реформ, очень важно, чтобы студенты знали некоторые из ключевых фигур. Это даст исторический и личный фон событиям. Поскольку очень немногие люди за пределами России знают о жизненно важной роли этих ключевых фигур, важно представить их здесь.
В первую очередь мы подробно рассмотрим шесть человек: патриарх Никон, царь Алексей, протоиерей (протопоп) Аввакум, Арсений Грек, патриарх Макарий Антиохийский и Павел Алеппский. Особое внимание будет уделено патриарху Никону, царю Алексию и протоиерею Аввакому, поскольку эти трое считаются тремя наиболее значимыми личностями в этих событиях.
Итоги третьей недели:
Учащиеся должны быть знакомы с различными фигурами, связанными с событиями реформ, и иметь общее представление о позиции, которую каждый из них занимал во время реформ.
Детальное знание историй их жизни менее важно, чем демонстрация понимания того, как эти ключевые люди вписываются в общую картину. Знакомство с этими деятелями, особенно с царем Алексеем, патриархом Никоном и протоиереем Аввакумом (и его последователями), позволит лучше понять последующие события.
Изучив фигуры, участвовавшие в реформах, самые большие изменения реформ и исторический контекст, приведший к реформам, на этой неделе мы сосредоточимся исключительно на самих событиях. Хронологически начнем с первого собора 1654 г. и пройдем события до кульминации реформ на соборе 1666-1667 гг. Это продемонстрирует студентам, что эти (и другие церковные реформы) не происходят в одночасье; скорее, это обычно длительный, затяжной процесс. Приведем обе стороны аргументов, так как понимание этих событий старообрядцами часто сильно отличается от понимания «официальной» государственной церкви того времени.
Итоги пятой недели:
Студенты должны быть ознакомлены с мероприятиями реформ.
Они должны быть в состоянии понять весь процесс и быть в состоянии продемонстрировать хронологическую хронологию реформ. Они должны иметь представление о мотивирующих факторах и последствиях этих событий, а также о том, как все они связаны на протяжении почти 15 лет. Студенты также должны уметь обобщать принципиальные различия между старообрядческой версией событий и «государственной» церковной версией.
Изучив реформы, в этом модуле мы сосредоточимся на появлении старообрядчества в результате этих реформ. Это, конечно, было «органическим» развитием, а не чем-то, что произошло в одночасье. На этой неделе мы сосредоточимся на первых противниках реформ, а затем перейдем к различным группам, которые возникнут позже. Здесь мы рассмотрим, обрисуем в общих чертах и представим богословские утверждения различных групп. Мы исследуем, почему Беспоповские группы отвергают священство, почему Священнические группы принимают некоторое священство и почему Единоверие принимает полные обряды и таинства (таинства) Русской Православной Церкви, называя себя «старообрядцами».
Итог шестой недели:
Студенты должны быть знакомы с различными старообрядческими движениями и уметь продемонстрировать базовое понимание их богословия и позицию по вопросам обрядов и реформ. Учащиеся должны уметь определять общие категории и определения, а не конкретные подгруппы.
В последнюю неделю мы рассмотрим текущую ситуацию в изучении реформ и старообрядчества. Мы рассмотрим изменившееся в последнее время отношение Русской Православной Церкви к реформам и старообрядчеству (например, снятие анафем) и коснемся вероятности уврачевания раскола, которому более трехсот лет.
Итог седьмой недели:
Студенты должны быть ознакомлены с текущей ситуацией в области изучения реформ, особенно внутри Русской Православной Церкви по отношению к старообрядцам. Студенты должны продемонстрировать базовое понимание препятствий на пути к прекращению раскола.
- Инструкция
Курс преподается полностью онлайн.
Курс организован в виде серии лекций с материалами для чтения к каждой лекции. Каждая лекция также включает вопросы, размещенные на форуме, где могут происходить обсуждения.
Курс полностью на английском языке.
- Оценка
В течение 7-недельного курса студентам будет предложено написать три коротких эссе на темы, связанные с лекциями. Два из них будут выбраны учителем, представлены всеми студентами и будут напрямую связаны с темой, изучаемой в определенной части курса. Третье эссе в конце курса будет выбрано самими студентами по согласованию с преподавателем и продемонстрирует их более глубокое понимание выбранной темы.
- Аудитория
- Курс будет интересен изучающим историю. (Раскол — коренное событие в истории России).
- Этот курс послужит хорошей базой для всех, кто искренне интересуется русским православием, особенно для тех, кто хочет узнать и открыть для себя древнее благочестие и обряды Русской Церкви.
Это междисциплинарный курс в области богословия, церковной истории и всеобщей истории России.
Предварительные знания богословия и истории России от студентов не требуются: в начале курса будет дана вводная информация.
- Обратная связь
» Это был замечательный курс, и я очень рекомендую его всем, кто интересуется восточным православием и/или историей России. , а задания на эссе короче, но все же на уровне, который является сложным и полезным.Преподаватель также включает возможность встретиться с ним в видеочате дважды в течение курса, чтобы обсудить материал и задать вопросы.Что в этом лучше всего курс — материал затрагивает основные темы, а затем, при желании, можно продолжить исследование десятков различных обсуждаемых элементов.По завершении курса я пополнил свои знания по истории Русской Православной Церкви, и также увеличил количество материалов в моей домашней библиотеке (книги, статьи и т.
д.)
Если вам нужен подробный курс с меньшими временными рамками и объемом (чтобы вписаться в ваш образ жизни), я настоятельно рекомендую его! Мне очень не терпится узнать, какие новые курсы они могут предложить на английском языке, и я воодушевлен продолжать изучение русского языка, так что, даст Бог, я мог бы участвовать в курсах, предназначенных для тех, для кого русский язык не является родным »
(Григорий Корбут)
Патриарх никон — Academic Kids
From Academic Kids
В Википедии нет статьи с точным названием.
- Начать статью патриарха никон ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Patriarch_nikon&action=edit ) .
- Искать Патриарх никон в других статьях.
- Ищите Патриарх никон в Викисловаре, нашем дочернем словарном проекте.
- Ищите Patriarch nikon в Commons, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.
- Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Patriarch_nikon&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
- Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.
com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Предыстория )
- Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ренессанс )
- Графики времени ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.
- Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Динозавры )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные науки ( http://www.
academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- Планеты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Графики времени ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.