Текст державина ода фелица: Благодарность Фелице — Державин. Полный текст стихотворения — Благодарность Фелице

Содержание

Благодарность Фелице — Державин. Полный текст стихотворения — Благодарность Фелице

Литература

Каталог стихотворений

Гавриил Державин — стихи

Гавриил Державин

Благодарность Фелице

Предшественница дня златого,
Весення утрення заря,
Когда из понта голубого
Ведет к нам звездного царя,
Румяный взор свой осклабляет
На чела гор, на лоно вод,
Багряным златом покрывает
Поля, леса и неба свод. Крылаты кони по эфиру
Летят и рассекают мрак,
Любезное светило миру
Пресветлый свой возносит зрак;
Бегут толпами тени черны.
Какое зрелище очам!
Там блещет брег в реке зеленый,
Там светят перлы по лугам. Там степи, как моря, струятся,
Седым волнуясь ковылем;
Там тучи журавлей стадятся,
Волторн с высот пуская гром;
Там небо всюду лучезарно
Янтарным пламенем блестит, —
Мое так сердце благодарно
К тебе усердием горит. К тебе усердием, Фелица,
О кроткий ангел во плоти!
Которой разум и десница
Нам кажут к счастию пути.
Когда тебе в нелицемерном
Угодна слоге простота,
Внемли, — но в чувствии безмерном
Мои безмолвствуют уста. Когда поверх струистой влаги
Благоприятный дунет ветр,
Попутны вострепещут флаги
И ляжет между водных недр
За кораблем сребро грядою, —
Тогда испустят глас пловцы
И с восхищенною душою
Вселенной полетят в концы. Когда небесный возгорится
В пиите огнь, он будет петь;
Когда от бремя дел случится
И мне свободный час иметь,
Я праздности оставлю узы,
Игры, беседы, суеты,
Тогда ко мне приидут музы,
И лирой возгласишься ты.

1783 г.

О природе

Стихи Гавриила Державина – О природе

Другие стихи этого автора

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Властителям и судиям

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Признание

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Бог

О Ты, пространством бесконечный,

Живый в движеньи вещества,

О религии

Река времен в своем стремленьи…

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

О жизни

Лебедь

Необычайным я пареньем

От тленна мира отделюсь,

Золотой век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

краткое содержание, описание и анализ

В 70-х годах XVIII столетия в российской словесности начинаются изменения. Они касаются конкретно поэзии таким образом, что разрушают канонизированные формы. Понемногу это начинали еще Ломоносов, Майков, Херасков, но Державин как бунтарь подошел к миру жанров. В особенности это касается жанра торжественной оды, о чем говорит, если внимательно и вдумчиво читать, ода «Фелица», краткое содержание которой представлено ниже.

Название оды

Felicitas на латинском означает «счастье». Но этого мало. Державин читал сказку, которую Екатерина II написала для своего внука, Александра, от имени царевны Фелицы царевичу Хлору, который далее будет встречаться в тексте как действующий герой. Из-за насмешек над вельможами, окружавшими Екатерину II, друзья не советовали печатать оду. Она небезобидна, эта ода «Фелица». Краткое содержание длинного произведения могло разгневать высоких сановников. Да и как могла сама императрица отнестись к шутливому описанию ее жизни? Тем более что оно говорит и о важных вопросах. Тем не менее, ода была напечатана и вызвала слезы умиления императрицы. Она узнала, кто был ее автором, и всячески его облагодетельствовала. У школьников наших дней интереса не вызывает ода «Фелица». Краткое содержание они прочтут по необходимости и с тоской.

Начало

Первые десять стихов рассказывают о том, как царевна, подобная богам, показала путь пленному царевичу Хлору — путь к тому месту, где растет роза без шипов. Эта роза была ему нужна, чтобы освободиться из рабства. А роза растет на высокой горе, где находится обитель добродетели. Эту сказку о царевиче и дочери хана Фелице сочинила, как уже было сказано, сама императрица. Так что ода «Фелица», краткое содержание которой включает пересказ труда Екатерины II, уже не могла не польстить императрице. Вторые десять стихов просят у Фелицы помощи научиться правильно жить, потому что автор сам слаб и не может справиться с житейскими страстями.

«Простота» императрицы

В следующих десяти стихах Державин создает идеальный образ героини, описывая ее поведение и привычки: любовь к пешим прогулкам, простой еде, чтению и письму, размеренному распорядку дня. Всем этим не отличались ее современники. Портретное описание отсутствует (имеется в виду ода «Фелица»). Державин, краткое содержание это показывает, выделяет демократизм монархини, неприхотливость, приветливость.

Ирония и сатира

Подобное новшество поэт вводит в оду, в то время как ранее такие вольности в этом жанре не дозволялись. Он противопоставляет добродетельную Фелицу ее окружению. Поэт пишет от первого лица, но имеет в виду князя Потемкина, который ведет разгульный образ жизни при дворе и, воюя, представляет себя полновластным властителем, подобным султану. Собираясь на войну, а воевал он много и, как правило, успешно, проводит дни в пирах, где изысканная еда, которой не счесть, подается на золотых блюдах. Или катается в золотой карете в сопровождении друзей, собак, красавиц.

Не забывает автор и А. Г. Орлова (ода «Фелица»). Державин (краткое содержание мы рассматриваем) рассказывает о его любви к конным гонкам. У Орловых на конных заводах разводились породистые рысаки. На своих замечательных конях граф устраивал скачки. Державин помнит и об увлечении фаворитов Орловых танцами и кулачными боями. Этим они веселили свой дух.

Кроме того, поэт упоминает П. И. Панина, который помог императрице в перевороте. Панин любил псовую охоту и много уделял ей времени, забывая о государственных делах. Не обделяет вниманием Державин такого большого царедворца, как Нарышкин, который обожал по ночам, а почему по ночам, неизвестно, кататься по Неве в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами. О тишине и покое в столичном городе можно было только мечтать простому обывателю, который трудом добывал себе на хлеб. Ну как же не улыбнуться мирному развлечению генерал-прокурора Вяземского? Он в свободное время читал лубочные повести и дремал над Библией.

Иронизирует поэт и над собой, словно причисляя себя к узкому кругу избранных. В таком ироническом ключе никто не решался писать. Ода «Фелица» (Державин), краткое содержание которой передается здесь, стала новаторским произведением. Когда Державина упрекали в насмешках, которые по нынешним дням кажутся довольно безобидными, поэт указывал на место, где он описывает свои недостатки, например, гонять голубей на голубятне или просто играть в карты в дурака. Люди, по мнению поэта, и правильному к тому же, не склонны все время заниматься серьезными делами. Важно только не бегать за пустыми мечтами, не вести роскошную и ленивую жизнь и не ворчать, когда требуют деньги на государственные дела. А этим славились и Потемкин, и князь Вяземский, которых Екатерина II описала в своей сказке о царевиче Хлоре под именами Лентяг и Брюзга.

Литературный анекдот

Но у поэта нет осуждения императрицы, которая окружена людьми с человеческими слабостями. Ведь их таланты стоят на службе процветания великой империи. Это показывает анализ стихотворения Державина «Фелица». Впортретах сановитых царедворцев использован прием литературного анекдота. В те времена под анекдотом понимали реальную историю о реальном человеке, но художественно обработанную, которая имеет поучительное или сатирическое звучание. Действительно, в памяти потомков остались гуляка, дуэлянт и неутомимый дамский угодник, фаворит Екатерины II Алексей Орлов, осмотрительный Панин, сибарит, но и воин-победитель Потемкин. Описывается постепенный уход со сцены масонов, который начался во времена Екатерины II под влиянием произошедшей кровавой революции во Франции. Масоны упоминаются в самом начале оды. Но в целом ирония Державина не носила пафосного, обличительного характера, она была мягкой, скорее, шутливой.

Как создается образ Екатерины

Через сказку об умнице Фелице, которая помогает царевичу Хлору, Державин создает образ идеальной правительницы. Там, где обычный человек, рассказывает Державин, сбивается с пути, идет вслед за страстями, одна царевна способна все освещать своей мудростью. Он намекает на создание губерний в государстве, приведшее управление им в больший порядок. Он ценит в Екатерине II, что она не унижает людей, не гнетет и не уничтожает, как волк, и сквозь пальцы смотрит на их слабости. Екатерина II — помазанник Божий, но не Бог, и соответственно ведет себя. Люди более подсудны Богу, нежели царю. Так говорит анализ стихотворения Державина «Фелица». Императрица соблюдает это правило, ибо она — просвещенная монархиня. И, тем не менее, Державин решается дать очень деликатный совет государыне: разделив государство на губернии, скрепить их законами, чтобы никаких разногласий не было. Далее он красиво сравнивает ее с умелым капитаном, ведущим корабль через бурное море.

Подчеркивание скромности и великодушия в образе Екатерины

Этому посвящено множество строф, но самое главное, что она отказалась от титулов «Премудрой», «Великой», «Матери отечества», которые ей преподнесли сенаторы. Да, скромность была ложной, но выглядело это красиво. Когда внимательно читаешь не только оду, но и комментарии к ней, такие выводы подразумевает анализ оды «Фелица» Державина Г. Р.

Идеализация образа Екатерины

В первой части оды образ монархини с простыми привычками обычного человека очень импонирует поэту. Далее Державин восхваляет ее как мудрого государственного деятеля. Это образ просвещенного государя в сравнении с царицами, правившими до нее, зачастую глубоко невежественными и жестокими. В третьей, завершающей части, создается образ высоко парящего над подданными философа, который глубоко задумывается над судьбами государства и народа. Это все идеалы Г. Р. Державина в оде «Фелица». Фелица — живая богиня на земле, что подтверждают завершающие строфы. Они полны восхвалений, и немудрено, что государыня прослезилась, читая это сочинение.

Восточные мотивы в оде

Построив от начала до конца оду «Фелица» на восточной сказке, написанной самой монархиней, Державин придал ей восточный колорит. В ней присутствуют Лентяг, Брюзга, Мурза, Хан, ханская дочь, богоподобная царевна. Это создаёт особый «привкус», непривычный ни русской прозе, ни поэзии. Кроме того, сделав объектом поэзии монархиню, поэт написал оду как похвалу и одновременно как сатирическое произведение. Этим обеспечивается своеобразие оды Гавриила Державина «Фелица». Он один из первых поэтов начал открывать в литературе новые сокровища живого слова, один из тех, чье творчество не умещается в рамки теории трех стилей.

Державин Ода фелице краткое содержание. Аллегорический смысл оды «фелица»

Ода «Фелица», написанная в 1782 году, является первым стихотворением, прославившим Гаврила Романовича Державина, а также ставшим образцом нового стиля в русской поэзии.

Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала сама Екатерина II. Этим же именем, которое переводится как «счастье», она названа и в оде Державина, прославившего императрицу и окарикатурившего все ее окружение. Действительно, нарушая все традиции жанра хвалебных од, Державин широко вводил в него просторечную лексику и даже нелитературные высказывания, но главное, он написал не официальный портрет императрицы, а изобразил ее человеческий облик. Но не все были в таком восторге от этого стихотворения, как императрица. Многих это смущало и возмущало.

С одной стороны, в оде «Фелица» изображен вполне устоявшийся образ «богоподобной царевны», выражающий писательскую концепцию эталона Преосвященного Монарха. Заметно приукрашивая настоящую Екатерину II, Державин свято верит в нарисованный им образ.

С другой стороны, в стихах писателя можно услышать мысль не только о мудрости власти, но и о нечестности исполнителей, которые заинтересованы только в собственной выгоде. Идея не нова, но за фигурами вельмож, которые были описаны в оде, отчетливо просматривались черты реальных людей.

В этих образах легко узнать фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их яркие, насмешливые портреты, Державин проявлял огромное мужество — ведь любой из тех, кого задел поэт, легко мог расправиться с писателем. И только благожелательное отношение императрицы спасло Державина. И даже Екатерине он решает дать рекомендацию: подчиняться закону, который един для всех. Завершается произведение традиционным восхвалением Екатерины и пожеланием ей всего наилучшего.

Таким образом, в «Фелице» Державин предстал смелым первооткрывателем, соединившим стиль хвалебной оды с индивидуализацией характеров и сатиры, внесшим в высокий жанр оды элементы низких стилей. Позднее сам автор определял жанр «Фелицы» как «смешанную оду».

Ода «Фелица», написанная в 1782 году, — первое стихотворение, прославившее Гаврила Романовича Державина, а также ставшее образцом нового стиля в русской поэзии.

Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», которую написала сама Екатерина II. Этим же именем, которое переводится как «счастье», названа она и в оде Державина, прославившего императрицу и окарикатурившего все ее окружение. Действительно, нарушая все традиции жанра похвальных од, Державин

Он широко вводил в нее разговорную лексику и даже нелитературные высказывания, но главное, писал не официальный портрет императрицы, а изображал ее человеческий облик. Но не все были в таком восторге от этого стихотворения, как императрица. Многих это смущало и возмущало.

С одной стороны, в оде «Фелица» изображен устоявшийся образ «богоподобной царевны», который выражает концепцию писателя о штандарте Преподобного Монарха. Заметно приукрашивая настоящую Екатерину II, Державин свято верит в нарисованный им образ.

С другой стороны, в стихах писателя можно услышать мысль не

Только о мудрости властей, но и о нечестности исполнителей, которые заинтересованы только в собственной выгоде. Идея не нова, но за фигурами вельмож, которые были описаны в оде, отчетливо просматривались черты реальных людей.

В этих образах легко узнать фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина.

Рисуя их яркие, насмешливые портреты, Державин проявлял огромное мужество — ведь любой, кого обидел поэт, легко мог расправиться с писателем. И только благожелательное отношение императрицы спасло Державина. И даже Екатерине он решает дать рекомендацию: подчиняться закону, который един для всех. Завершается произведение традиционным восхвалением Екатерины и пожеланием ей всего наилучшего.

Таким образом, в «Фелице» Державин предстал смелым первооткрывателем, соединившим стиль хвалебной оды с индивидуализацией характеров и сатиры и внесшим в высокий жанр оды элементы низких стилей. Позднее сам автор определял жанр «Фелицы» как «смешанную оду».

(Пока оценок нет)

Другие произведения:

  1. Репутация поэта складывается при жизни. Реальное понимание его поэзии и ее места в литературном развитии определяет и определяет историю. Яркой иллюстрацией этой закономерности являются работы Державина. Слава к Державину пришла внезапно в 1783 году, когда в первом номере «Читать дальше….
    …..
  2. Основной жанр русской поэзии XVIII века — ода. Учебными считаются оды М. В. Ломоносова «На день восшествия императрицы Елизаветы на престол…» (1747) и Г. Р. Державина «Фелица». Обе эти работы прославляют русских императриц, но резко отличаются друг от друга. Подробнее ……
  3. Памятник Гавриилу Романовичу Державину — великому русскому поэту 18 века. В своем творчестве он осветил все проблемы, которые присутствовали в высшем обществе России. В 1795 он написал стихотворение «Памятник», в котором провозгласил свое право на бессмертие. Первоначально стихотворение было Подробнее ……
  4. Заметки Заметки из известных происшествий и подлинных дел, содержащих жизнь Гаврила Романовича Державина. Автор, перечисляющий в начале заметок все свои чины, должности и ордена, но вовсе не упоминающий о поэтической славе, родился в Казани из Подробнее…
  5. Творчество Державина глубоко противоречиво. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая дорогу романтической и реалистической поэзии. Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победоносно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место Подробнее ……
  6. Гавриил Романович Державин (1743-1816) — еще один выдающийся деятель русской литературы 18 века. Его поэзия завершает классицистическую традицию и в то же время открывает новые пути, подготавливает появление пушкинской «поэзии действительности». По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом в переходе от риторики к Читать дальше ……
  7. Г.Р.Державин — поэт последней трети XVIII века. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушения, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали совершать сами классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и Читать дальше…
  8. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. Но никогда им не был, несмотря на попытки уговорить его на это (вспомним безуспешное увещевание поэта А. В. Храбровицкого, статс-секретаря Екатерины II). Его стихи говорят о бренности жизни, смерти и бессмертии. Подробнее ……
Краткое содержание Фелицы Державиной

державин фелица резюме!! очень нужно!! помощь !!

  1. Ода Фелицу воплощает в себе торжественные восхваления королевы за высокие достоинства ее царствования. Из 26 десятистишия Фелицы (лирического размышления из 260 стихов) 19выражать такие расширенные и в значительной степени монотонные похвалы.

    В «Фелице» после 4 строф вступления и первых восхвалений строгой жизни царицы, в отличие от них, следуют 7 строф, содержащих слегка насмешливое изображение вольной и беззаботной жизни самого лирического субъекта, одной из доверенные лица королевы, а в намеках и ее дворяне. В этих строфах возникает сюжетная изобразительность при воспроизведении отдельных моментов вольной жизни дворян, в ней явно преобладает медитативность. Но это все же подчинено общей иронической интонации описания. И даже синтаксически целых пять строф такого описания связаны между собой анафорическими повторениями союза или (Или на пиру я богат, // Где мне праздник дарят, // Где стол сверкает серебром и золотом , // Где тысячи разных блюд, Или средь красивой рощицы, // В беседке, где шумит фонтан и т. д.). А затем, развивая тот же контраст, поэт снова обращается к длинным, напыщенным и торжественным восхвалениям царицы и уводит их в отвлеченно-медитативную плоскость.

Ода Державина «Фелица», краткое содержание которой дано в данной статье, — одно из самых известных произведений этого русского поэта XVIII века. Он написал ее в 1782 году. После публикации имя Державина стало известно. Кроме того, ода стала ярким образцом нового стиля в русской поэзии.

Ода Державина «Фелица», краткое содержание которой вы читаете, получила свое название от героини «Сказки о царевиче Хлоре». Автор этой работы императрица Екатерина II.

В своем произведении Державин называет этим именем саму правительницу России. Кстати, оно переводится как «счастье». Суть оды сводится к прославлению Екатерины (ее привычек, скромности) и карикатурному, даже насмешливому изображению ее пышного окружения.

В образах, которые описывает Державин в оде «Фелица» (краткого содержания в «Кратко» нет, но оно есть в этой статье), можно легко узнать некоторых приближенных к императрице лиц.

Например, Потемкин, который считался ее любимцем. А также графы Панины, Орловы, Нарышкины. Поэт умело изображает их насмешливые портреты, демонстрируя при этом определенную смелость. Ведь если бы кто-нибудь из них сильно обиделся, он легко мог расправиться с Державиным.

Его спасло лишь то, что эта ода очень понравилась Екатерине II и императрица стала благосклонно относиться к Державину.

В то же время, еще в самой оде «Фелица», краткое содержание которой приводится в этой статье, Державин решил дать совет императрице. В частности, поэт советует ей подчиняться единому для всех закону. Ода заканчивается восхвалением императрицы.

Уникальность произведения

Прочитав краткое содержание оды «Фелица», можно прийти к выводу, что автор нарушает все традиции, в которых обычно писались подобные произведения.

Поэт активно вводит разговорную лексику, не чурается нелитературных выражений. Но главное отличие в том, что он создает императрицу в человеческом обличии, отказываясь от ее официального образа. Примечательно, что многих текст смущал и смущал, но сама Екатерина II была от него в восторге.

Образ императрицы

В оде Державина «Фелица», краткое содержание которой содержит смысловую квинтэссенцию произведения, императрица впервые предстает перед нами в привычном богоподобном образе. Для писателя она — образец просвещенного монарха. При этом он приукрашивает ее внешность, свято веря в изображаемый образ.

В то же время в стихах поэта проскальзывают мысли не только о мудрости власти, но и о нечестности и низком уровне образования ее исполнителей. Многие из них заинтересованы только в собственной выгоде. Следует признать, что эти идеи появлялись и раньше, но никогда прежде реальные исторические личности не были так узнаваемы.

В оде к «Фелице» Державина (краткое содержание «Кратко» пока предложить не могу) поэт предстает перед нами смелым и смелым первооткрывателем. Он создает удивительный симбиоз, дополняя хвалебную оду отдельными чертами характера и остроумной сатирой.

История создания

Именно ода Державина «Фелица», краткое содержание которой удобно для общего ознакомления с произведением, и сделала имя поэта. Изначально автор не думал о печати этого стихотворения. Он не афишировал ее и скрывал авторство. Он всерьез опасался мести со стороны влиятельных вельмож, которых изображал в тексте в дурном свете.

Лишь в 1783 году произведение получило широкое распространение благодаря княгине Дашковой. Ближайший сподвижник императрицы опубликовал ее в журнале «Собеседник любителей русского слова». Кстати, свои тексты к ней давала сама правительница России. По воспоминаниям Державина, Екатерина II была так растрогана, когда впервые прочитала оду, что даже заплакала. Именно в таких трогательных чувствах открыла ее сама Дашкова.

Императрица непременно хотела знать, кто автор этого стихотворения. Ей казалось, что в тексте все изображено максимально точно. В благодарность за оду Державина «Фелица», краткое содержание и анализ которой даны в этой статье, она прислала поэту золотую табакерку. В нем было 500 дукатов.

После столь щедрого царского подарка к Державину пришли литературная слава и успех. Такой популярности не знал ни один поэт до него.

Тематическое разнообразие произведений Державина

Давая характеристику оды Державина «Фелица», следует отметить, что само представление представляет собой юмористическую зарисовку из жизни русской правительницы, а также особо приближенных к ней дворян. В то же время в тексте поднимаются важные вопросы государственного уровня. Это коррупция, ответственность чиновников, их забота о государственности.

Художественные особенности оды «Фелица»

Державин работал в жанре классицизма. Это направление строго запрещало сочетание нескольких жанров, например, высокой оды и сатиры. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Более того, он не только объединил их в своем тексте, но и сделал нечто беспрецедентное для литературы того самого консервативного времени.

Державин просто разрушает традиции хвалебной оды, активно используя в своем тексте сокращенную, разговорную лексику. Он использует даже откровенные просторечия, что в литературе в те годы в принципе не приветствовалось. Самое главное, она рисует императрицу Екатерину II как обычную особу, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно использовалось в подобных работах.

Именно поэтому в оде можно найти описания бытовых сцен и даже литературный натюрморт.

Новаторство Державина

Обычный, будничный образ Фелиции, за которым легко угадывается императрица, — одно из главных нововведений Державина. При этом ему удается создать текст так, чтобы не уменьшать его изображение. Наоборот, поэт делает его реальным и человечным. Иногда кажется, что поэт пишет ее с натуры.

Читая стихотворение «Фелица», можно убедиться, что автору удалось внести в поэзию индивидуальные черты реальных исторических персонажей, взятых из жизни или созданных его воображением. Все это было показано на фоне повседневной жизни, которая была изображена самым красочным образом. Все это делало оду понятной и запоминающейся.

В результате в оде «Фелица» Державин умело сочетает стиль хвалебной оды с индивидуализацией реальных героев, а также вносит элемент сатиры. В конце концов, в оде, относящейся к высокому стилю, много элементов низкого стиля.

Сам Державин определил ее жанр как смешанную оду. Он утверждал, что от классической оды она отличается тем, что в смешанном жанре автор имеет уникальную возможность рассказать обо всем на свете. Так поэт разрушает каноны классицизма, открывается путь поэмы для новой поэзии. Эта литература развивается в творчестве автора следующего поколения — Александра Пушкина.

Смыслы оды «Фелица»

Сам Державин признавал, что большая заслуга заключается в том, что он решился на такой эксперимент. Известный исследователь его творчества Ходасевич отмечает, что Державин больше всего гордился тем, что он был первым русским поэтом, заговорившим в «веселом русском стиле», как он сам это называл.

Но поэт понимал, что его ода будет, по сути, первым художественным воплощением русской жизни, станет зародышем реалистического романа. Ходасевич также считал, что, если бы Державин дожил до публикации «Евгения Онегина», он, несомненно, нашел бы в нем отголоски своего произведения.

Ода написана в 1782 году — первое произведение, прославившее поэта, а кроме того, это образ нового стиля поэзии в России.

Произведение названо в честь героини сказки «Царевич Хлор», написанной Екатериной II. Также имя означает «счастье», названное и в творчестве поэта, и это прославило императрицу и смогло показать ее всем окружающим. И, разрушив обычаи жанра хвалебных од, автор вполне сумел ввести разговорную лексику, помимо этого, некоторые нецензурные фразы, но и немаловажное — изобразил саму императрицу, в человеческом обличье. Но такая работа мало кому нравилась, как самой императрице. Большинство были сбиты с толку и обескуражены.

В произведении можно увидеть как вполне сложившиеся образы благопристойной королевы, что отражает представления автора о стандарте рукоположенного монарха. Сильно оживляя саму Екатерину II, поэт верит в созданный им образ.

Но если посмотреть несколько иначе, то работа Державина отражает и недобросовестность приказчиков, которых привлекают только выгодные предложения. Эта мысль не считается новой, но за образами вельмож, которые нарисованы в этой работе, отчетливо отражаются фигуры реальных людей.

Здесь легко узнать образ фаворита императрицы, князя Потемкина, а также Орлова, Панина и других. Обрисовывая их ясные забавные образы, поэт отразил свое большое мужество — так как с Державиным легко мог расправиться любой, кого автор коснулся. И только хорошие отношения с Екатериной помогли поэту. И дает совет Екатерине — подчиняться твоим законам, ведь он один на всех.

Картина или рисунок Державин — Фелица

Прочие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Макиавелли Государь

    Ренессанс на дворе. Началось завоевание новых территорий. И ты король, который отдавал все эти приказы, но почему-то все считают тебя злым и очень плохим человеком. Народ не слушается, чувствуется скоро будет беда

  • Краткое изложение Платон Апология Сократа

    Апология Сократа состоит из трех речей в защиту на суде, по окончании которых Сократ был приговорен к смертной казни или изгнан из полиса. Сократ предпочитал смерть, потому что, во-первых, на поле смерти он надеялся найти понимание у богов,

  • Краткое содержание Толстого Бедные люди

    Рассказ писателя начинается с мрачной картины жизни бедных рыбаков. В темной хижине мы видим жену одного из рыбаков, сидящую у костра и подшивающую старый парус.

  • Резюме Паустовский Теплый хлеб

    В Бережках жил мельник Панкрат, приютивший вороного коня. Лошадь считалась ничейной, поэтому все считали нужным кормить его либо черствым хлебом, либо даже сладкой морковью.

Проект MUSE — Дерзость Дерявина: Моральная и эстетическая независимость поэта в России Анны Лизас>Крона (рецензия)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Отзывы Старуха,Анна Лиза. 7. Смелость Дерзавина. Мораль и эстетическая независимость поэта в России. Славица, Блумингтон, ИН, 200I. iv + 258 стр. Рисунки. Заметки. Приложение. Индекс. 24,95 доллара (мягкая обложка). ЭТО первая за много лет крупная англоязычная экспертиза поэзии и наследия Державина. Партоне посвящает пять глав центральным вопросам эстетики Державина и, собирая воедино взгляды Державина на тон, язык, авторитет поэзии как вида искусства и статус поэта, по сути, пытается дать трактат, который Державин мог бы написать, если бы он создал свою собственную искусство поэзии. Сила второй части заключается в широте охвата и глубине анализа, предлагаемого в следующих пяти главах. В них обсуждаются его основные и второстепенные стихотворения, сплетаются увлекательные преемственности и связи между известными и менее известными произведениями. В шестой главе дается новый взгляд на избитую тему новаторства в оде, в седьмой главе учитываются взгляды историка Ричарда Вортмана на перечитывание «Фелицы», в то время как другие главы прослеживают изменение статуса поэта и убедительно доказывают, что Державин через свою поэзию и биографию оказал серьезное влияние на статус поэзии с 1820-х годов. Одна из сильных сторон книги заключается во впечатляющем чувстве Кроун к формальным паттернам, особенно к синтаксическим структурам. Ее теоретическая отправная точка — версия структурализма Якобсона, делающая акцент на бинарных оппозициях. Она приходит к выводу, что колебания между высоким и низким стилем составляют основу лингвистического и эстетического новаторства Державина. Историкам языка ее предположения и выводы о выполнении синтаксиса Державина могут показаться проблематичными. Литературоведы могут заключить, что бинарная модель редуктивна и, возможно, затемняет риторический характер использования Державиным симметрии и батоса. Ирония и амбивалентность, истинные цели его тональной стратегии, почти никогда не упоминаются. Учитывая состояние текучести литературного языка в этот период и учитывая шаткое понимание Державином европейских моделей в любом языке (утверждения ПейсКрона на стр. 67), другие наблюдения об интенциональности и философской коннотации дикции кажутся более спорными, чем Кроун. признает. Связь между синтаксисом и эстетикой, реальная проблема для Ломоносова, должна быть обоснована не только в главе четвертой, но и в неоклассических теориях аббата Батте. Некоторые читатели, придерживающиеся иного подхода к истории литературы, могут пожалеть об использовании когда-то традиционных разделений на классицизм, романтизм, век разума и век чувств. В книге выдвигается важный тезис о вкладе Державина в формирование образа поэта в русской культуре. Это тезис, вызывающий вызов. Кроун исходит из широко распространенного клише, что русские поэты пользуются особым статусом в русской культуре, и что серьезность Державина отражает и увеличивает этот статус. Это интересная и до сих пор актуальная тема. Досадно, что Крон по крайней мере не пересматривает свои предположения (а отсутствие библиографии затрудняет отслеживание ее мыслей), поскольку ее выводы можно было бы с пользой интегрировать в спектр подходов. ОТЗЫВЫ 319Некоторые недавние ученые подтвердили иератическое значение поэта, перенеся влиятельную парадигму о сакрализации царя на фигуру поэта. Это подход, который рискует спутать две разные тенденции, объединенные родственной лексикой, а не лежащей в основе культурной грамматикой. Другие исследователи более эмпирически видят в статусе поэзии результат микроистории того или иного периода, а культ поэта все больше выглядит как ретроспективное неверное прочтение (здесь основополагающая работа Поля Бенишу о поэтах-романтиках может многое предложить русским). Кроун утверждает, что «чрезвычайное благоговение перед поэтами и поэзией [. . .] была постоянной чертой русских элитарных культур с середины восемнадцатого века» (стр. 1)? Огромное количество свидетельств легко опровергает эту анахроничную отправную точку того, что на самом деле является круговым аргументом. Императрицы Елизавета и Екатерина относились к Тредиаковскому и Сумарокову совсем не с благоговением, а сам Пушкин успокаивающе грубо относился ко многим своим предшественникам и писал стихи, утверждающие статус поэта, именно потому, что возвышение поэта не было данностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *