Театр древнего египта доклад: Театр древнего египта

Искусство Древнего Египта

          Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине ок. 5000 лет до н. э. и просуществовали до 300 года н. э.

Архитектура

  Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе. Еще одним важным фактором было отсутствие разнообразия строительного материала.

В Египте было мало архитектурных  форм, характерных для этой страны, это также объяснялось ограниченностью строительного материала. Основными архитектурными формами были пирамида, пилон, колонна и пандус.

Последний фактор, который  играет большую роль в развитии архитектуры большинства стран, — это наличие дорог и их качество. В Древнем Египте единственной хорошей дорогой был Нил, он ей остается и до сих пор.

Египетское строительное искусство достигло своего совершенства в эпоху фараона Хуфу. После этого методы строительства никак не улучшались, хотя в архитектуре появились новые формы, а качество строительства, в широком смысле, неизменно ухудшалось.

Скульптура

  Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта. Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.

Статуи, как правило, сохраняют  первоначальную форму каменной глыбы или куска дерева, из которого она высечена.

 

Существовал очень строгий канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях; существовали определенные правила изображения египетских богов. Так бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса — с головой шакала. Все скульптуры создавались по данному канону и следование было столь строгим, что почти за трехтысячелетнюю историю существования Древнего Египта он не претерпел изменений.

Живопись

Все рельефы в Древнем  Египте ярко раскрашивались, меньше всего  изображений было в гробницах, храмах и дворцах, там рисунки были только на поверхности. Каменная поверхность  готовилась к покраске — грубый слой грязи с более мягким слоем  гипса сверху, потом известняк  — и краска ложилась более ровно. Строительные пигменты были, как правило, минеральными, дабы защитить изображения от солнечного света. Состав краски был неоднородным — яичная темпера, разнообразные вязкие вещества и смолы.

В конечном счете настоящая фреска не получалась и не использовалась. Вместо этого использовалась краска на слое высушенного пластыря, т. н. «фреска a secco». Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего, используя подобные методы, раскрашивались маленькие статуи, особенно деревянные.

Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату  Древнего Египта. Картины создавались  с намерением улучшить жизнь покойному в загробном мире. Сцены, изображенные на картине, представляли путешествие в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса). Также часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.

В Новом Царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу  мертвых. Это считалось важным для загробной жизни. Основными цветами были красный, синий, черный, золотой и зеленый.

Периоды искусства  Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в. — XXIV в. до н. э.)

 

В первой половине III тысячелетия  до нашей эры сложился монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Их постоянство обусловлено особенностями развития древнеегипетского общества, а также тем, что искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.

В этот период создаются  такие архитектурные сооружения как Великие Пирамиды и Большой  Сфинкс.

Искусство Среднего Царства (XXI в. — XVIII в. до н. э.)

Хотя искусство Среднего царства тщательно соблюдало  традиции и каноны Древнего, оно не осталось совершенно тем же самым. После долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы (области) государство в XXI веке до н. э. снова объединилось под властью фиванских правителей — этим знаменуется начало Среднего царства. Но теперь централизация уже не была столь абсолютной, как прежде. Местные правители, номархи, стали богаче и самостоятельнее. Они постепенно присваивали себе привилегии, прежде принадлежавшие только царю, — привилегии высоких титулов, религиозных церемоний, уподоблений Осирису и Хору. Теперь гробницы вельмож располагались не у подножия царских пирамид, а отдельно, на территории номов. Пирамиды же стали скромнее, меньше размерами; уже ни один фараон не отважился на сооружение таких гигантских усыпальниц как Хеопс или Хефрен.

Это приводит к тому, что  с одной стороны снижается  пафос монументальности, и поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то в искусстве, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок сниженности, обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. С другой стороны, каноны всё-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.

Искусство Нового Царства (XVII в. — XI в. до н. э.)

Более смелые и внутренне  более значительные сдвиги происходят в художественной культуре Нового царства, наступившего после победы над азиатскими племенами гиксосов. В искусстве Нового царства пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Сами традиционные формы как бы изнутри освещаются этим новым светом, он их преображает.

Впрочем, многие традиции уже  изживали себя и в формах. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху, стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Поэтому не только заупокойные храмы царей, а главным образом храмы-святилища, посвященные различным ипостасям бога Амона, определяли архитектурный облик Египта.

Правда, и в храмах прославлялась особа Фараона, его подвиги и завоевания; эти прославления велись с ещё большим размахом, чем раньше. Вообще культ грандиозного не угас, а даже возобновился с небывалой импозантностью, но вместе с тем сюда присоединилось какое-то внутреннее беспокойство.

В течение нескольких веков  строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив. Если древняя пирамида с её спокойной целостной формой уподоблялась горе, то эти храмы напоминали дремучий лес, где можно затеряться.

Многообразные художественные поиски периода XVIII династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона-реформатора Эхнатона, в XIV веке до н. э. Эхнатон смело выступил против фиванского жречества и, отменив единым законодательным актом весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами. Искусство времён Эхнатона (его называют амарнским, так как Эхнатон перенёс столицу в построенный при нём город Ахет-Атон, близ современной деревушки Амарна) обратилось к неизведанному до него: к простым чувствам людей, к их душевным состояниям.

В произведениях амарнского стиля разрушена броня душевной непроницаемости: здесь вопли и стоны плакальщиков, здесь мрачная покорность пленённых негров, здесь, наконец, лирические сцены семейной жизни Эхнатона, — он обнимает жену, ласкает ребёнка.

Религиозно-политические реформы  Эхнатона были слишком смелыми, чтобы  быть долговечными. Реакция началась уже при одном из его ближайших преемниках — Тутанхамоне, а вскоре все старые культы были восстановлены, и имя Эхнатона предано проклятью. Однако новые начала, внесённые в искусство, развивались ещё в течение, по крайней мере, столетия. Многие же новаторские идеи и приёмы, введённые при Эхнатоне, так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Таким образом, египетское искусство  в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает. Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, который теперь уже не был таким органическим, как когда-то в Древнем царстве. Пещерный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой заключительную вспышку египетского монументального гения. После Рамсеса последовала полоса тяжёлых длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами, утраты Египтом военной и политической мощи, а затем и культурного первенства. В VII веке до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей. Возродилось в это время и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Саисское искусство достаточно высоко по мастерству, но в нём нет прежней жизненности, оно холодно, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта в то время была уже исчерпана.

Литература Древнего Египта

Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного  искусства значительное место в  искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.

Первым образцом заупокойных  текстов были так называемые «Тексты  пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат  благополучие и счастливую жизнь  фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зеленый цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.

В Среднем царстве в  связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».

Новое царство было также  новой эпохой в развитии заупокойной  литературы. Способы достижения загробных благ еще более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись ее многочисленные иллюстрации.

Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.

Широкое распространение  во время XVIII династии (XVI — начало XIV веке до н. э.) получили любовные песни.

В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в  Евангелиях, по содержанию перекликаются  со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.

Театр Древнего Египта

В Древнем Египте зародился  и театр как массовое действо. В основу театрализованных представлений  легли мистерии Осириса. Сюжет этих драматических религиозных представлений составляли «страсти» Осириса — эпизоды его жизни, его страдальческая смерть. Актерами были жрецы и даже фараоны.

Существовали и другие мистерии, посвященные, например, Исиде  и Хору Бехдетскому. Мистерии включали сцены нахождения Исидой тела Осириса, ее плач по Осирису, оживление Осириса, рождение Гора, борьбу Гора с Сетом, воскресение Осириса.

Мистерии были разные, но во всех воплощалась тема борьбы добра  со злом и света с мраком.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА. ТИПЫ ТЕАТРОВ КУКОЛ И ВИДЫ КУКОЛ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка.  Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол

1. Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2.Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3.Гапитно-тростевые куклы –приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4.Ростовые куклы. Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5.Куклы вертепа.Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.Мимирующая кукла — верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7.Куклы театра теней- плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Древний египетский театр – факты о древних египтянах

Египет часто называют «культурной столицей арабского мира» благодаря множеству египетских театров, кинозалов, опер и огромного разнообразия современных культурных учреждений.

Древнеегипетский театр возник из ритуальных практик. Самый ранний пример церемонии и ритуала, эволюционировавшего в театр, происходит из Древнего Египта. Например, в Абидосе ежегодно с 2500 по 550 год до н. э. разыгрывалась пьеса о страстях, посвященная смерти и воскресению бога Осириса.

Хотя часть текста не сохранилась, ссылки на него предполагают, что это было одно из самых тщательно продуманных представлений, когда-либо разыгрываемых, и включало в себя имитацию сражений, процессий и погребальных церемоний.

«Тексты пирамид», датируемые 2800–2400 гг. до н. э., содержат драмы, отправляющие мертвого фараона в подземный мир. Эти драмы также изображают непрерывность жизни и власть фараона. Есть также Мемфисская драма, рассказывающая историю смерти и воскресения бога Осириса и коронации его сына Гора.

Однако самой важной египетской драмой была пьеса о страстях в Абидосе. Подобно мемфитской драме, абидосская пьеса о страстях касается истории Осириса. Первостепенный египетский миф, эта драма разыгрывалась в самом священном месте Египта, Абидосе, месте захоронения Осириса.

Проводится ежегодно с 2500 по 550 г. до н.э. и полная зрелищ, эта пьеса о страстях была первой в своем роде когда-либо записанной и является первым образцом театра.

Мистерии Осириса были одними из самых важных публичных представлений в Древнем Египте. Убийство Осириса Сетом, его расчленение и воскрешение были сделаны для эмоционального египетского театра и часто показывались, с главными ролями, которые, возможно, играли актеры-жрецы, которые могли носить маски, изображения богов, которых они включали, и статисты, которые были членами. публика. Абидос и Бусирис были важными центрами этой деятельности.

Местные мифы послужили сюжетом для многих пьес, часто носивших сатирический подтекст: Фараон получил пятьсот ударов плетью, его жены обманули его, он не мог решиться и стал рабом своих советников; и его архитекторы ограбили его богатство.

В Египет греческий театр прибыл как часть общей эллинизации Египта после завоевания страны Александром Македонским (332 г. до н.э.). Один из самых ранних греческих папирусов из Египта сохранил часть пьесы Тимофея Милетского «Персы».

Раскопки выявили большие театры в архитектуре римского периода в Александрии и Оксиринхе. Театральный портик в Антинополисе — один из великолепных римских памятников этого города, зарегистрированных французской военной экспедицией 1798-1801 годов, но был разрушен в начале 19 века из-за растущей индустриализации.

Несмотря на развитую цивилизацию Древнего Египта, театральная деятельность никогда не выходила за рамки ритуалов, зрелищ, погребальных церемоний и поминовения умерших фараонов.

АМЕРИКАНСКИЙ ТЕАТР | Корни в песке: Хронология египетского театра

3 сцены в Африке | Глобальный | май/июнь 2014 г. Йозеф Фахим Оставить комментарий

В послереволюционном Египте театральная культура, охваченная кризисом и цензурой, продолжает искать свою идентичность.

Джозеф Фахим

САМАЯ РАННЯЯ ФОРМА ТЕАТРА В ЕГИПТЕ ВОЗНИКАЕТ ОТ
в эпоху фараонов в религиозных церемониях, которые включали музыку, выразительные движения тела и примитивную форму олицетворения. Различные легенды древнего Египта также послужили источником вдохновения для греческого театра.

Современный египетский театр начал формироваться в 17 веке, когда пародия стала популярной формой искусства, инициированной небольшими труппами, которые устраивали свои представления в общественных местах по всему региону. Кукольный театр и игра теней также распространились в то время, выражая трепет и гнев низших классов по отношению к своим тираническим правителям в саркастической манере, которая часто использовала символику, чтобы избежать прямого столкновения с властью. Сходства с «Театром угнетенных» Аугусто Боала многочисленны, и сочетание концепций бразильского теоретика и старых египетских народных традиций продолжает формировать театр после января. 25 Египет.

Но настоящее начало современного египетского театра приходится на вторую половину 19 века. Стремясь превратить Каир в Париж Востока, правитель Османской империи Исмаил-паша пригласил французские и другие европейские компании для исполнения своих произведений в Египте. Он основал Каирский оперный театр в 1869 году и первый национальный театр страны, Тиатро Аль-Азбакея, в 1885 году, открыв дверь для великого культурного возрождения, которое, тем не менее, потреблялось преимущественно богатыми. Среди первых драматургов из числа коренных народов, появившихся в этот период, был Якуб Сану, чей театр был закрыт Исмаилом после того, как одна из пьес Сану подвергла критике социальную несправедливость, причиненную правителями страны.

Уже будучи культурным центром Ближнего Востока к 1850 году, Египет был местом, куда мигрировали художники со всего арабского мира в поисках не только славы и богатства, но и творческой и социальной свободы. В конце века начал появляться ряд трупп с характерными и нетипичными взглядами, наиболее известными из которых были Абьяд и Хиджази, чрезвычайно популярная труппа, состоящая из драматурга Джорджа Абьяда и композитора Саламы Хиджази.

Массы привлекали два типа театров с характерно разной направленностью: комический театр, представленный труппами Нагиба Аль Рихани и Али Эль Кассара, и драматический театр, представленный легендарной труппой Юссефа Вахби, включавший в себя самую большую сцену исполнители того времени.

Политика Гамаля Абдель Насера, которая подчеркивала национальную идентичность Египта после революции 1952 года, приведшей его к власти, привела к большому культурному возрождению, вылившемуся в театр. Новое поколение драматургов отошло от классических текстов и создало уникальные египетские произведения, затрагивающие различные грани египетской реальности. Тауфик аль-Хаким, Юссеф Идрис, Альфред Фараг и Номан Ашур, среди прочих, заложили краеугольные камни современного египетского театра. В дополнение к поэтическому театру и политическому театру продолжал процветать комический театр, достигший пика благодаря блестяще поставленным пьесам Фуада эль-Мохандеса и Абделя Монейма Мадбули. Театры по всей стране возникли по мере того, как Египет неуклонно укреплял свою репутацию дома самой процветающей, совершенной и популярной сцены искусства в регионе.

Потом все изменилось. Несмотря на быстрое распространение текстов, уходящих корнями в египетскую социальную реальность╤и процветающий частный комический театр, которым руководят такие звездные актеры, как Адель Имам, Мохаммед Собхи и Самир Ганем, потребляемый в основном туристами из стран Персидского середина 80-х. Через несколько лет египетский театр начал распадаться.

Внедренная в середине 70-х годов непродуманная экономическая политика открытых дверей тогдашнего президента Анвара Садата навсегда изменила лицо Египта. Один миллион египетских рабочих-мигрантов в Персидском заливе вернулся домой, обвиненный в ультраконсервативных ваххабитских идеологиях, которые нашли благодатную почву на земле, опустошенной растущей коррупцией, бедностью и хаосом. Рождаемость резко возросла; средний класс начал вымирать, когда начали расти нувориши, навсегда изменив социально-экономический уклад страны.

Крупнейшие космополитические мегаполисы Ближнего Востока, Каир и Александрия, стали тенями самих себя. Перед лицом быстро меняющегося общества, в котором культура стала рассматриваться как роскошь, театральные деятели начали терять связь с публикой. Театральное образование застряло в устаревших советских методах, компании были переданы государственным служащим, мало заинтересованным в расширении новых творческих границ, а бессильное Министерство культуры оставило гнить многочисленные сцены по всей стране.

Большая театральная инфраструктура Египта со временем пришла в упадок и до сих пор не используется. Качество спектаклей достигло рекордно низкого уровня, поскольку театральные деятели стали вялыми и беззаботными. Египетский театр сейчас стоит на месте.

Поддержите американский театр: справедливая и процветающая экология театра начинается с информации для всех. Пожалуйста, присоединяйтесь к нам в этой миссии, сделав пожертвование нашему издателю, Theatre Communications Group. Когда вы поддерживаете журнал American Theater и TCG, вы поддерживаете давнее наследие качественной некоммерческой арт-журналистики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *