Сюжет и композиция романа Герой нашего времени Лермонтова М.Ю. (Герой нашего времени Лермонтов)
Тема романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840) — изображение общественной ситуации 30 — 40-х годов XIX века. Этот период в истории России принято называть «межвременьем», потому что общество переживало так называемую смену идеалов. Восстание декабристов потерпело поражение, что свидетельствовало об ошибочности их общественно-политических убеждений. Но, разочаровавшись в декабристских идеалах, общество пока ещё не сформировало новых общественных целей. Таким образом, молодые люди (в том числе и Лермонтов), живущие в 30 — 40-е годы, могут быть отнесены к «потерянному поколению»: они находятся как бы на распутье. Старые идеалы уже отвергнуты, а новые ещё не найдены. Лермонтов так писал о своём поколении в стихотворении «Дума» (1838): И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом.
Идея романа выражена в самом заглавии — «Герой нашего времени». Так Лермонтов назвал Печорина. Характеристика главного героя весьма иронична, потому что слово «герой» может быть понято по крайней мере в трёх значениях. Во-первых, герой — это просто участник события; во-вторых, герой — это человек, совершивший подвиг доблести и чести; в-третьих, слово «герой» может употребляться иронически, когда этим словом называется недостойный человек, то есть «герой» воспринимается как «антигерой». Ирония писателя заключается в том, что автор не объясняет, в каком значении он употребляет слово «герой». В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина. Мой ответ — заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» — скажут они. — «Не знаю»».
«Герой нашего времени» — социально-психологический роман: Лермонтов описывает состояние русского общества в период межвременья, а главное внимание уделяет раскрытию характера Печорина — представителя современного российского общества. И сюжет, и композиция служат решению этой художественной задачи.
Сюжет романа необычен. В нём отсутствует экспозиция: читатель ничего не знает о жизни Печорина до его приезда на Кавказ, кто его родители, как он воспитывался, какое у него образование, почему он оказался на Кавказе. В сюжете нет и завязки — например приезда Печорина на Кавказ. В романе само действие представлено как ряд эпизодов из жизни главного героя, описанных в пяти повестях. Поэтому в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных повестей. В романе есть развязка: это сообщение, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.
Каждая отдельная повесть имеет свой законченный сюжет. Это можно легко доказать на примере «Тамани». Завязкой повести является ночная сцена, когда Печорин случайно подглядел встречу контрабандистов. Описание же городка Тамани, дома, где Печорин получил временный постой, и обитателей этого дома — экспозиция повести. Кульминацией становится сцена ночного свидания, в результате которого герой чуть не утонул. Развязка наступает сразу же после неудачного свидания: Печорин видит, как девушка-контрабандистка уплывает со своим милым Янко, прихватив большие узлы, в которых, как потом выяснилось, были вещи, украденные у Печорина. Повесть заканчивается своеобразным эпилогом, где главный герой рассуждает о своём приключении и о своей несчастной судьбе — разрушать всё вокруг себя.
Композиция романа также, как и сюжет, необычна. Как уже было отмечено, общий сюжет романа не имеет экспозиции и завязки, а развязка находится в середине текста. Весь роман построен по кольцевой композиции: начинается с «Бэлы» и кончается «Фаталистом», то есть время обеих повестей относится к периоду службы главного героя в далёкой горной крепости, вначале и в конце присутствуют два героя — Максим Максимович и Печорин.
Кроме того, пять повестей, которые составляют всё произведение, расположены странным образом, с нарушением временной последовательности. По намёкам, разбросанным в романе, учитывая логику развития действия, можно утверждать, что повести должны быть расположены следующим образом: «Княжна Мери», «Бэла», одновременно с ней «Фаталист», потом «Максим Максимович». Литературоведы спорят о месте в этом ряду повести «Тамань». По одной версии «Тамань» открывает приключения Печорина на Кавказе, по другой — эта повесть может быть поставлена в любое место хронологической цепи, потому что в «Тамани» отсутствуют какие-либо сведения или намёки на события в других повестях. Из приведённых точек зрения более убедительной кажется вторая.
Повести в романе расположены не в хронологической последовательности, а именно: «Бэла», «Максим Максимович», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Почему же Лермонтов выбирает именно такое построение? Потому что для писателя важна прежде всего не временная последовательность, но наиболее полное раскрытие характера главного героя. Избранная писателем очерёдность повестей лучше всего служит поставленной задаче.
Характер Печорина раскрывается постепенно. В «Бэле» о главном герое рассказывает Максим Максимович, человек добрый, честный, но довольно ограниченный, недостаточно образованный для того, чтобы понять Печорина. В результате, из рассказа штабс-капитана, Печорина можно представить крайним эгоистом, который по своей прихоти, не задумываясь, губит Бэлу. Печорин — человек, который сам для себя устанавливает правила поведения: он помогает Азамату украсть у Казбича чудесную лошадь, что явно противоречит кодексу чести русского офицера. Но, несмотря на такие неприглядные поступки, Максим Максимович замечает, что характер Печорина противоречив: Григорий Александрович быстро охладел к Бэле, однако очень тяжело переживал её смерть; он не боялся на охоте идти против кабана, но бледнел от скрипа двери и т.д. Эти непонятные противоречия оставляют у читателя впечатление, что Печорин не заурядный злодей и эгоист, а человек с неоднозначным, сложным (то есть интересным) характером.
Такое впечатление усиливается во второй повести, где Печорина описывает безымянный офицер-путешественник, более близкий главному герою по взглядам и развитию, чем Максим Максимович. Офицер наблюдает во Владикавказе нетоварищеское поведение Печорина, который не спешит встретиться с добрым штабс-капитаном, но одновременно наблюдатель отмечает, что Печорин побледнел и принуждённо зевнул, когда Максим Максимович упомянул о Бэле. Кроме того, рассказчик даёт психологический портрет Печорина, в котором сочетаются самые противоречивые черты. Волосы у героя светлые, а усы и брови тёмные; походка небрежная и ленивая, а руками не размахивает; у него стройная, крепкая фигура, а сидит он так, как будто у него в спине нет ни одной косточки; на вид ему тридцать лет, а в улыбке есть что-то детское и т.д. Это портретное описание ещё больше подчёркивает противоречивость характера главного героя.
Три последние повести составляют дневник («журнал», как говорили во времена Лермонтова), в котором Печорин сам рассказывает о себе и своих мыслях. Из «Тамани» выясняется, что Григорий Александрович имеет чрезвычайно деятельную натуру: из любопытства, не задумываясь о последствиях, он вмешивается в жизнь совершенно посторонних людей. Из самых опасных ситуаций ему удаётся счастливо выпутаться (не умея плавать, он бесстрашно отправляется в лодке на свидание и в критический момент успевает — таки скинуть девушку в воду). Заканчивая свой рассказ о случае в Тамани, Печорин, однако, не очень радуется счастливому финалу, но с грустью отмечает, что и здесь, как обычно, оставил после своего приключения только беды и разрушения, вопреки собственным желаниям.
В «Княжне Мери» к прежним чертам героя (эгоизму, презрению к общепринятым правилам чести, таланту подчинять себе окружающих, влюблять в себя дам и вызывать ненависть кавалеров) добавляется очень важная черта, которая выясняется в решительный момент жизни Печорина — из ночных размышлений перед дуэлью. Григорий Александрович, вполне допуская, что завтра может быть убит, подводит своеобразный итог прожитой жизни. Он спрашивает себя, для чего жил, ради какой цели родился, и не находит ответов. Перед читателем предстаёт страдающий от собственной бесполезности, одиночества человек, о котором никто не пожалеет, никто не заплачет в случае его смерти.
В последней повести «Фаталист» автор отодвигает на второй план эпизоды, в которых проявляется уже известный читателю эгоизм Печорина (бессердечное пари с Вуличем), а подробно описывает успешный захват пьяного казака, который произошёл бескровно, благодаря решимости и смелости Печорина. Автор доказывает, что главный герой способен не только на эгоистические поступки, но и на деятельное добро. Таким образом, характер Печорина поворачивается к читателю совершенно неожиданной стороной.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что роман «Герой нашего времени» чрезвычайно сложен как по построению, так и по идейному содержанию. Эта сложность обусловлена, в свою очередь, психологической неоднозначностью образа Печорина.
Общий сюжет произведения имеет практически только два обязательных элемента — пять кульминаций и развязку. Композиция кольцевая и, кроме этого, необычная потому, что нарушены, во-первых, логическая последовательность элементов общего сюжета (развязка находится в середине романа), во-вторых, временная последовательность событий. Такое построение подчинено постепенному раскрытию характера главного героя — от бессердечного эгоиста и циника в начале романа до очень привлекательного человека, способного на благородные поступки, в конце. Иными словами, последовательность повестей в «Герое нашего времени» мотивируется не только сменой рассказчиков (Максим Максимович, автор, Печорин), но и постепенным знакомством читателя с главным героем.
Сюжет и композиция романа…. (Герой нашего времени Лермонтов)
В 1838 году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Геро-ем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бэла» и «Тамань» были опубликова-ны в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Оте-чественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завершился анонс многообещаю-щими были опубликованы в виде отдельных повестей. При публика-ции «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных и ненапечатанных». Завер-шился анонс многообещающими словами: «Это будет новый, пре-красный подарок русской литературе». Итак, читатели ждали сборник повестей и автор изначально, видимо, не задумывал своё произведе-ние как целостное и связное повествование. В 1840 году роман «Герой нашего времени» увидел свет. Повести, вошедшие в него, имели сплошную композиционную структуру.
Психологическая сложность центрального образа определила композиционное строение произведения. Лермонтов постепенно знакомит читателя со своим героем, всё глубже раскрывая перед нами душу Печорина, всё сильнее нас заинтересовывая.
Композиция кроме сюжета вбирает в себя и другие составляющие произведения. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъем-люще раскрыть внутренний мир героя.
Мы знакомимся с Печориным в «Бэле». Рассказывает о герое Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч человек добрый, но понять Печорина он не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нём, это: «слав-ный малый», «но с большими странностями». Максим Максимыч и Печорин чужды друг другу. Перед нами люди разных эпох, разного мироощущения. Максим Максимыч — старый служака, беспрекословно выполняющий любые приказы начальства, не умеющий и не желаю-щий рассуждать.
Иное дело Печорин. В «Бэле» он скрытен, потому непонятен штабс-капитану. Печорин напоминает романтического героя. История его трагической любви, разочарованность, тоска поражают добродуш-ного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчинённого он не может.
Читатель заинтересован, но делать выводы о характере героя ещё рано. Автор передаёт право рассказать о Печорине проезжему офице-ру, от лица которого ведётся повествование романа. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга.
Перед нами предстаёт психологический портрет героя. Подробно описывая внешность, повествователь пытается понять характер Печо-рина. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать, что скрывают они, и потому с радостью берёт у Максима Максимыча записки Печорина.
Ореол таинственности не исчезает, хотя мы уже многое узнали о герое. Автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе. Роман продолжает «Журнал Печорина», его предваряет предисловие повест-вователя. Здесь мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать моё мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, лич-ность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.
«Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». «Та-мань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лири-кой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретает в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вёл нас автор. Печорин переходит от самооценки к раз-мышлению о своём поколении. Каковы же его мысли? Здесь Лермон-тов говорит о том, о чём кричал он в «Думе», что не давало ему покоя всю жизнь, — о горькой судьбе своего поколения: «… мы… жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без насла-ждения и страха… мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению.
«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Круг замкнулся. «Кольцевая» композиция подчёркивает обре-чённость героя. Печорин пытается решить самый сложный вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой. «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?»
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравст-венные и философские проблемы. Психологически точно даётся картина взаимоотношений общества и личности.
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени». Краткое содержание и сюжет
Безусловно, одним из самых выдающихся писателей девятнадцатого века является Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени», краткое содержание которого отличается непоследовательностью фабулы сюжетных действий, считается одним из самых значительных его произведений. И тому есть причины. В романе выражены основные мысли, которые Лермонтов испытывает к поколению своих современников. «Герой нашего времени», краткое содержание которого композиционно построено таким образом, чтобы полностью раскрыть характер главного героя, приобрел цельность и завершенность именно благодаря такому расположению частей произведения.
По сюжету, то есть в хронологическом порядке рассказа, следует расположить так: сначала «Тамань», затем «Княжна Мери», затем «Фаталист», затем «Бэла», затем «Максим Максимыч», и наконец, «Предисловие к журналу Печорина». Но автор предпочел изменить порядок повествования, чтобы облегчить читателю понимание его мыслей. Такой искаженный порядок выбран для данного произведения не случайно, ведь жанр психологического романа призван показать нам душу героя. Подходящую форму для этого выбрал Лермонтов. «Герой нашего времени», анализ которого неоднократно предпринимался многими критиками, даже в нашем веке считается одним из самых глубоких психологических романов.
Итак, повествование начинается с главы «Бэла», в которой рассказчик по пути в Тифлис встречает попутчика Максима Максимыча, рассказавшего историю своей совместной службы с Григорием Печориным в чеченской крепости. В центре его воспоминаний — рассказ о том, как Печорин, молодой прапорщик, положил глаз на дочь местного князя и тайком похитил ее с помощью младшего брата по имени Азамат. «Приручив» красавицу и влюбившись в нее, офицер вскоре устает от отношений с ней. Максим Максимыч уже предчувствует беду. А на самом деле — Белу похищает Казбича, оставленного Печориным без лошади во время авантюры, после чего убивает девушку.
Далее следует глава «Максим Максимыч». Рассказчик становится свидетелем встречи Григория Печорина с капитаном, во время которой он составляет психологический портрет юноши. Максим Максимыч, рассерженный Григорием за его холодность, дает рассказчику путевые заметки Печорина, составляющие большую часть романа.
В главе «Тамань» в роли рассказчика появляется уже сам Григорий, который прибывает в одноименный город и демонстрирует свою склонность к приключениям, прослеживая ночные маршруты слепого мальчика, живущего «на ветру». Из-за этого герой чуть не погибает в схватке с девушкой — помощницей контрабандиста.
Глава «Княжна Мери» иллюстрирует страсть Печорина к экспериментам и анализу своих поступков. Григорий из упрямства решает завоевать сердце интеллигентной девушки по имени Мария, дабы задеть самолюбие своего друга Грушницкого. В конце концов между ними произошла дуэль, на которой последний погибает. В этой главе мы можем ярче всего наблюдать упрямство героя и его склонность к раздумьям, которыми он наделил своего героя Лермонтова. «Герой нашего времени», краткое содержание которого поможет нам понять причины поступков персонажа, постепенно раскрывает перед нами мир его души.
В последнем романе «Фаталист» автор выражает надежду на то, что его поколение еще не все потеряло: Печорин совершает поимку казака-убийцы. На этом заканчивается роман, который написал Лермонтов, «Герой нашего времени». Краткое содержание этого психологического произведения должно прояснить те мысли, которые вложил в него автор.
Герой нашего времени Михаила Лермонтова
Герой нашего времени , единственный роман Михаила Лермонтова, причем короткий, — это то, что меня сразу разогревает: маленькая, граненая, в рамочке , фильтруя свою историю через несколько слоев сетки и выходя на другую сторону с несколькими рассказчиками и нехронологическим сюжетом.
еще так молод и простодушен, что не понимает басни, если не находит в ней мораль. Он не понимает шутки, не чувствует иронии; просто плохо воспитан. Оно еще не знает, что в приличном обществе и в приличной книге не может быть места вопиющей брани; что современный уровень образования изобрел инструмент более острый, почти невидимый и тем не менее смертоносный, который, прикрываясь лестью, наносит неотразимый и верный удар. Наша публика похожа на человека из провинции, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает собственное правительство в пользу нежнейшей взаимной дружбы.
Итак, тут не должно быть недоразумений: Григорий Александрович Печорин «герой нашего времени» в том смысле, что он великий злодей, антигерой, великолепный и романтический байронический герой, злой и прекрасный и скучающий и неотразимый. Но мы этого еще не знаем.
Сначала мы знаем только рассказчика, путешествующего по Кавказу писателя-путешественника, который получает рассказ о Печорине от попутчика, штабс-капитана Максима Максимыча. Кто, кстати, в первом упоминании о Печорине сводит байроновскую характеристику героя к мишеням:
Он был славный малый, смею вас уверить, только немного странный. Я имею в виду, например, в дождь, в холод, охоту целыми днями; все промерзнут, устанут, а он цел. В другой раз, когда он сидит в своей комнате, подует ветер, и он утверждает, что простудился; хлопнет ставень, он вскочит и побледнеет; но я видел, как он один на один бросался на кабана; бывало, часами от него не вытянешь ни слова, а потом, когда он начинал рассказывать байки, так и лопалось от смеха… Да-с, были в нем какие-то очень странные вещи, и он, должно быть, богатый человек: у него было столько дорогих мелочей!..
Портрет слишком идеален; что же может быть этот Печорин, как не герой какого-нибудь романа? Он явно страстный и загадочный; странно, но в целом прекрасно. Максим Максимыч изрядно съедает его, даже когда Печорин, стоя в том же форте со штабс-ротмистром, затевает гнусную интригу прямо из самого готического из романов: он похищает туземную девушку, чтобы взять ее в жены. Максим Максимыч прикован к захватывающей истории, разыгрывающейся на его глазах. В романтической кульминации, когда двое молодых людей наконец обнимаются, «Ты поверишь? Стоя с другой стороны двери, я тоже заплакал, то есть, знаете, не то что заплакал, а ну — глупость!..»
Действительно глупо, как сентиментальная молодая женщина, которая тратит слишком много времени на чтение романов !
Наш рассказчик, писатель-путешественник, снова нуждается в нашем внимании. После этого он нас дразнит: «А, может быть, вы хотите узнать, чем закончилась история Белы? Во-первых, я пишу не выдуманную повесть, а путевые заметки: следовательно, я не могу заставить штабс-капитана рассказать историю раньше, чем он начал ее рассказывать в действительности». И чего же нам ждать, как не романтической поездки по заснеженным горам, через страшную бурю, через экстремальную климатическую погоду.
Мы все еще только в кадре. Писатель-путешественник случайно встретит Печорина и получит его бумаги, в том числе журнал, составляющий основную часть Герой нашего времени . Здесь Печорин и для него персонаж романа, рассказанного Максимом Максимычем, и путешественник ждет его «с некоторым нетерпением; хотя из рассказа штабс-капитана я составил себе о нем не очень выгодное впечатление, все же некоторые черты его характера показались мне замечательными». Он не может сопротивляться плохому мальчику! Затем, наконец, мы получаем физическое описание нашего антигероя, которое мы обычно должны были бы иметь в начале, в менее отсталом романе:0003
Во-первых, [его глаза] не смеялись, когда он смеялся! Случалось ли вам замечать такую странность у некоторых людей?.
. Это признак либо злого настроения, либо глубокой, постоянной печали. Из-под полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорным блеском, если можно так выразиться. …Все эти замечания пришли на ум, быть может, только по той причине, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на кого-нибудь другого его вид произвел бы совсем другое впечатление; но так как вы не услышите о нем ни от кого, кроме меня, то должны — хотите вы того или нет — довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что он был вообще довольно хорош собой и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся светским женщинам.
Наш путешественник, поскольку он описывает Печорина в конце, после того, как узнает его историю, описывает между прочим «злобный нрав, или… глубокую, постоянную печаль»; он осознает, как знание этой истории повлияло на его впечатления о Печорине-человеке, и что он не может быть беспристрастным репортером даже о такой простой вещи, как внешность.