Татьяна верила преданьям: Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И сна…➤ MyBook

Содержание

«Татьяна верила преданьям простонародной старины…» « Газета «Старицкий Вестник»

Местное время

Янв 8, 2013

st-vestnik

Святки… Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: «Ночь перед Рождеством», «Крещенский вечер» — и у каждого что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомый мир… В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о своей судьбе. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.

Но разве все мы забыли? Еще мы девчонками в рождественскую ночь клали под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. Оказывается, что современные школьницы поступают так же! Вот что рассказала одна из них: «Пишем имя юноши на клочке бумаги, целуем это слово накрашенными губами (чтобы остался след), кладем на зеркальце маленькое — и под подушку. Или кладут под подушку три лавровых листка. На одном пишут – «Ананий», на другом – «Азарий» и на третьем – «Мисаил» и произносят заклинание: «С понедельника на вторник я гляжу на подоконник, кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне»… Вот так предания «из бабушкиного сундука» дошли до наших дней!

А в прошлом веке и крестьянские девушки, и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И мы можем это сделать, причем не нужно, что называется, к гадалке ходить. Просто возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, для придания волшебной атмосферы зажжем свечу и откроем любимую главу «Евгения Онегина» — ту самую, где «зимы ждала, ждала природа»…

Помните? Татьяна, влюбленная в Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает.

Пришла зима, выпал снег…

  • Настали святки. То-то радость!
  • Гадает ветреная младость,
  • Которой ничего не жаль,
  • Перед которой жизни даль
  • Лежит светла, необозрима…
  • По старине торжествовали
  • В их доме эти вечера…

Святки — период с Рождества (25 декабря по старому стилю) по Крещение-Богоявление (6 января). Старые и молодые, девушки и парни, крестьяне и помещики – рядились и гуляли. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. Как красиво и романтично звучали подблюдные:

  • Из блюда, полного водою,
  • Выходят кольцы чередою;
  • И вынулось колечко ей
  • Под песенку старинных дней:
  • «Там мужички-то все богаты,
  • Гребут лопатой серебро,
  • Кому поем, тому добро
  • И слава!» Но сулит утраты
  • Сей песни жалостный напев;
  • Милей кошурка сердцу дев.

После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а женщина-сваха накрывала его платком. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — «подблюдные») их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Причем гадать можно было не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое, многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, как, к примеру, знаменитая «Кошурка»:

  • Кот кошурку
  • Звал спать в печурку:
  • «В печурке спать
  • Тепло, хорошо».
  • Диво али ляду!
  • Кому спели,
  • Тому добро!

Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:

  • У Спаса в Чигасах за Яузою,
  • Слава!
  • Живут мужики богатые,
  • Слава!
  • Гребут золото лопатами,
  • Слава!
  • Чисто серебро лукошками.
  • Слава!

Удивительно, но столь оптимистичная песня означала в гаданиях… смерть. Что сулит она Татьяне? Смерть на пороге ее дома — гибель Ленского, жениха сестры, скорый отъезд Онегина,- разрушенные надежды, да и в каком-то смысле ее собственную «смерть»: прежней — робкой и наивной девочкой — Татьяна уже не будет. В конце романа она предстанет перед нами совсем другой — гордой, строгой, надменной и неприступной, свято оберегающей в душе свою тайну — любовь.

Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется… И гадает.

  • Морозна ночь, все небо ясно;
  • Светил небесных дивный хор
  • Течет так тихо, так согласно…
  • Татьяна на широкий двор
  • В открытом платьице выходит,
  • На месяц зеркало наводит;
  • Но в темном зеркале одна
  • Дрожит печальная луна…

Наступило время для следующего, более важного (и страшноватого) этапа святочных гаданий. Только те из девушек, которые во что бы то ни стало хотели знать свое будущее, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета у всех народов. До сих пор считается, что с помощью зеркала можно увидеть скрытое. Гадание на зеркалах требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в коридор отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение… Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. «Подслушивали» под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью… Девицы-красавицы, не хотите ли и вы попытать счастья?

Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти. А еще выходили ночью за калитку и спрашивали имя у первого встречного — верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.

  • Чу… снег хрустит… прохожий; дева
  • К нему на цыпочках летит,
  • И голосок ее звучит
  • Нежней свирельного напева:
  • Как ваше имя? Смотрит он
  • И отвечает: Агафон.

Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг «осаживается» неожиданно простонародным именем «суженого». Над чем же посмеивается поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже Бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над нашим детским суеверием – ведь порой мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти тайные знаки и силы?

  • Татьяна, по совету няни
  • Сбираясь ночью ворожить,
  • Тихонько приказала в бане
  • На два прибора стол накрыть;
  • Но стало страшно вдруг Татьяне…

Баня — единственное помещение, где не было икон. Именно поэтому все самые «страшные», а значит «достоверные», гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Вот и Татьяна «по совету няни» приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она должна была сесть за стол и позвать: «Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать». Но множество жутких историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Не удивительно, что Татьяна все же заробела…

  1. … так и быть –
  2. С Татьяной нам не ворожить…
  • Татьяна поясок шелковый
  • Сняла, разделась и в постель
  • Легла. Над нею вьется Лель,
  • А под подушкою пуховой
  • Девичье зеркало лежит.
  • Утихло все. Татьяна спит.
  • И снится чудный сон Татьяне…

Почему Пушкин отметил такую, вроде бы незначительную деталь: снятый пояс? Но пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского «Вия»). Поэтому, совершая «гадание на сон» — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед нечистой силой, у которой, собственно, и пытались узнать будущее.

И что же снилось Татьяне? Поэт умудрился, описывая сон девушки, всего в нескольких строфах связать в единое целое весь роман, предвосхищая последующие драматические события, да и всю судьбу героев. Сон пронизан народными сказочными мотивами, фантастическими образами: заснеженный лес, мосток через пропасть, медведь, «жених» за столом в окружении чудовищ…

Остается только в очередной раз восхититься, как проникся Поэт волшебством святочной ночи, как прекрасно и тонко знал он народные поверья и «загадочную русскую душу», которая любит, надеется и верит, несмотря ни на что…

Подготовила Ольга ПРИХОДЬКО.

Поделиться

Класснуть

Новости ВРФ

«Евгений Онегин» Александр Пушкин, «Евгений Онегин» (Глав…

Глава пятая

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Жуковский.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

II

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно. ..

III

Но, может быть, такого рода

Картины вас не привлекут:

Все это низкая природа;

Изящного не много тут.

Согретый вдохновенья богом,

Другой поэт роскошным слогом

Живописал нам первый снег

И все оттенки зимних нег; {27}

Он вас пленит, я в том уверен,

Рисуя в пламенных стихах

Прогулки тайные в санях;

Но я бороться не намерен

Ни с ним покамест, ни с тобой,

Певец финляндки молодой! {28}

IV

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали

В их доме эти вечера:

Служанки со всего двора

Про барышень своих гадали

И им сулили каждый год

Мужьев военных и поход.

Татьяна верила преданьям

Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям,

И предсказаниям луны.

Ее тревожили приметы;

Таинственно ей все предметы

Провозглашали что-нибудь,

Предчувствия теснили грудь.

Жеманный кот, на печке сидя,

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:

То несомненный знак ей был,

Что едут гости. Вдруг увидя

Младой двурогий лик луны

На небе с левой стороны,

VI

Она дрожала и бледнела.

Когда ж падучая звезда

По небу темному летела

И рассыпалася, — тогда

В смятенье Таня торопилась,

Пока звезда еще катилась,

Желанье сердца ей шепнуть.

Когда случалось где-нибудь

Ей встретить черного монаха

Иль быстрый заяц меж полей

Перебегал дорогу ей,

Не зная, что начать со страха,

Предчувствий горестных полна,

Ждала несчастья уж она.

VII

Что ж? Тайну прелесть находила

И в самом ужасе она:

Так нас природа сотворила,

К противуречию склонна.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

VIII

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит;

Из блюда, полного водою,

Выходят кольцы чередою;

И вынулось колечко ей

Под песенку старинных дней:

«Там мужички-то все богаты, Гребут лопатой серебро;

Кому поем, тому добро

И слава!» Но сулит утраты

Сей песни жалостный напев;

Милей кошурка сердцу дев {29}.

IX

Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет так тихо, так согласно…

Татьяна на широкой двор

В открытом платьице выходит,

На месяц зеркало наводит;

Но в темном зеркале одна

Дрожит печальная луна…

Чу… снег хрустит… прохожий; дева

К нему на цыпочках летит,

И голосок ее звучит

Нежней свирельного напева:

Как ваше имя? {30} Смотрит он

И отвечает: Агафон.

Татьяна, по совету няни

Сбираясь ночью ворожить,

Тихонько приказала в бане

На два прибора стол накрыть;

Но стало страшно вдруг Татьяне…

И я — при мысли о Светлане

Мне стало страшно — так и быть…

С Татьяной нам не ворожить.

Татьяна поясок шелковый

Сняла, разделась и в постель

Легла. Над нею вьется Лель,

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит.

Утихло все. Татьяна спит.

XI

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток;

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.

XII

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился.

И кто ж из-под него явился?

Большой, взъерошенный медведь;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла — и что ж? медведь за ней!

XIII

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

XIV

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он все вослед,

И сил уже бежать ей нет.

XV

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Она бесчувственно-покорна,

Не шевельнется, не дохнет;

Он мчит ее лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом все глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко,

И в шалаше и крик и шум;

Медведь промолвил: «Здесь мой кум: Погрейся у него немножко!» И в сени прямо он идет

И на порог ее кладет.

XVI

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит?.. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

XVII

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конской топ! {31}

Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит.

XVIII

Он знак подаст — и все хлопочут;

Он пьет — все пьют и все кричат;

Он засмеется — все хохочут;

Нахмурит брови — все молчат;

Он там хозяин, это ясно:

И Тане уж не так ужасно,

И, любопытная, теперь

Немного растворила дверь…

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Смутилась шайка домовых;

Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола, гремя, встает;

Все встали: он к дверям идет.

XIX

И страшно ей; и торопливо

Татьяна силится бежать:

Нельзя никак; нетерпеливо

Метаясь, хочет закричать:

Не может; дверь толкнул Евгений:

И взорам адских привидений

Явилась дева; ярый смех

Раздался дико; очи всех,

Копыты, хоботы кривые,

Хвосты хохлатые, клыки,

Усы, кровавы языки,

Рога и пальцы костяные,

Все указует на нее,

И все кричат: мое! мое!

XX

Мое! — сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Осталася во тьме морозной

Младая дева с ним сам-друг;

Онегин тихо увлекает {32}

Татьяну в угол и слагает

Ее на шаткую скамью

И клонит голову свою

К ней на плечо; вдруг Ольга входит,

За нею Ленский; свет блеснул;

Онегин руку замахнул,

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

XXI

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Глядит, уж в комнате светло;

В окне cквозь мерзлое стекло

Зари багряный луч играет;

Дверь отворилась. Ольга к ней,

Авроры северной алей

И легче ласточки, влетает;

«Ну, говорит, скажи ж ты мне, Кого ты видела во сне?» XXII

Но та, сестры не замечая,

В постеле с книгою лежит,

За листом лист перебирая,

И ничего не говорит.

Хоть не являла книга эта

Ни сладких вымыслов поэта,

Ни мудрых истин, ни картин,

Но ни Виргилий, ни Расин,

Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,

Ни даже Дамских Мод Журнал

Так никого не занимал:

То был, друзья, Мартын Задека {33},

Глава халдейских мудрецов,

Гадатель, толкователь снов.

XXIII

Сие глубокое творенье

Завез кочующий купец

Однажды к ним в уединенье

И для Татьяны наконец

Его с разрозненной «Мальвиной» Он уступил за три с полтиной,

В придачу взяв еще за них

Собранье басен площадных,

Грамматику, две Петриады

Да Мармонтеля третий том.

Мартын Задека стал потом

Любимец Тани… Он отрады

Во всех печалях ей дарит

И безотлучно с нею спит.

XXIV

Ее тревожит сновиденье.

Не зная, как его понять,

Мечтанья страшного значенье

Татьяна хочет отыскать.

Татьяна в оглавленье кратком

Находит азбучным порядком

Слова: бор, буря, ведьма, ель,

Еж, мрак, мосток, медведь, метель

И прочая. Ее сомнений

Мартын Задека не решит;

Но сон зловещий ей сулит

Печальных много приключений.

Дней несколько она потом

Все беспокоилась о том.

Музыкальное видео Джона Ледженда «Ты и я» заставит вас плакать

С помощью Лаверн Кокс, Татьяны Али, Крисси Тейген и других женщин певец охватывает женщин всех возрастов, национальностей, форм и размеров

Бруна Нессиф 10 июля 2014 г., 23:18Теги

Джон ЛеджендМузыкальные видеоклипы

Браво, Джон Ледженд .

Певец представил клип на свой последний сингл «You and I (Nobody In the World)» из альбома Love in the Future 9.0014, и поверьте нам, когда мы говорим, что это 4 минуты чистой женской силы. С помощью некоторых известных лиц, в том числе Orange Is the New Black звезда Лаверн Кокс , Татьяна Али и, конечно же, его жена Крисси Тейген , Legend использовал свой последний выпуск, чтобы прославить все виды женской красоты. .

А мы, в свою очередь, неожиданно потянулись за бумажной салфеткой.

СМОТРЕТЬ: Этот очаровательный 2-летний мальчик впервые учится ходить после потери правой и левой ноги

Vevo.com

Совместно с режиссером Мишкой Корнай обладательница премии «Грэмми» снимает крупным планом женщин разных возрастов, национальностей, форм и размеров, смотрящих в камеру через одностороннее зеркало, и, следовательно, смотреть на зрителя, глядя на себя.

Определенно есть несколько ярких моментов: от обнаженной до пояса беременной женщины, баюкающей свой животик, и женщины, облысевшей после химиотерапии, до молодой девушки с синдромом Дауна и боксера с окровавленным носом. Но среди самых трогательных изображений — пожилая женщина, которая рыдает, показывая результаты мастэктомии.

На самом деле, сопутствующий документальный фильм, созданный совместно с музыкальным видео, исследует различные истории разных женщин, представленных в музыкальном видео под названием Когда я смотрю в зеркало , и вместе они будут выступать в качестве платформы для повышения осведомленности. и увеличить участие в благотворительной акции #OperationGirl Charity Challenge, говорится в пресс-релизе.

СМОТРЕТЬ: Эта девочка, столкнувшаяся с опасной для жизни болезнью, получает помощь от своего отца, чтобы выступить на конкурсе

Дочь Риз Уизерспун Ава Филлипп начинается с 2023 года с ER Trip

Подозреваемый в убийстве в Айдахо Брайан Кохбергер разрывает молчание на аресте

See Gigi Hadid и Zayn Malik’s Daught’s Pecebutate Nye In -in nye in. com

«Мы живем в мире, где в отношении девочек и женщин регулярно происходят вопиющие несправедливости. Мы обязаны принять меры и разрушить условия, которые способствуют возникновению таких трагедий», — сказал Ледженд. «С помощью #OperationGirl мы надеемся усилить голоса и влияние многих организаций, которые делают большую работу от имени девочек и женщин».

Кампания, запущенная певицей, RYOT и Burkle Global Initiative, объединит лучшие организации мира, занимающиеся расширением прав и возможностей, образованием и защитой прав женщин и девочек, говорится в сообщении. Вызов — это согласованный ответ на насилие, угнетение и неравенство, от которых женщины и девочки страдают каждый день во всем мире.

Vevo.com

ФОТО: Знаменитости преодолевают свои травмы и страхи перед здоровьем

Дочь Риз Уизерспун Ава Филлипп начинает 2023 год с поездки скорой помощи

подозреваемого в убийстве в Айдахо Брайан Кохбергер разрывает молчание на аресте

См. Джиджи Хадид и дочь Зейна Малика Хай празднуют NYE в стиле

Тиш »

Броди Дженнер ждет первенца с подругой Тией Бланко

Мост между мирами в Сибири: Татьяна Васильевна Кобежикова

На протяжении веков наши предки умели предсказывать погоду, предсказывать будущие урожаи и лечить болезни натуральными лекарствами. В наших традиционных системах верований мир населен духами: духом воды, духом огня, духами животных и духами предков. Мать Природа лежит в основе наших ценностей и систем убеждений. Люди испытывают огромное благоговение и уважение к этим божественным силам и несут ответственность перед этими духами. Силой между людьми и могущественными божествами являются шаманы, которые действуют как хранители Племени, духовные лидеры и посредники с тем, что мы сейчас называем сверхъестественным.

Шаманизм зародился в Сибири и до сих пор является важной частью культур коренных народов. Считается, что люди становятся шаманами по наследству или по избранию духов. Они становятся способными путешествовать в другие миры и приобретают способность исцелять больных, управлять погодой, общаться с предками и предсказывать будущее, среди прочих навыков.
 

Татьяна Васильевна Кобежикова (хакас) — известная сибирская шаманка, хранительница хакасской культуры. Она из Хакасии, горного района Южной Сибири, из рода Мунгат Сёска Ах Хасха. На языке коренных народов ее зовут Умай Ине (Женщина-Радуга). Кобежикова вспоминает: «В моем роду были охотники и скотоводы, а также шаманы, знахари и гадатели. Мои предки были людьми, которые знали природу и могли понимать язык птиц и животных».


Татьяна Кобежикова проводит обряд летнего солнцестояния в честь Отца Неба и подношения священной пищи духам.


Кобежикова известна далеко за пределами России и Хакасии. Она сотрудничает с учеными, археологами, антропологами и психологами в многочисленных проектах. Она была одним из организаторов первого симпозиума по астроархеологии, междисциплинарного исследования астрономических методов для установления времен года или цикла года. Вместе с другими шаманами мира она работает над экологическими проектами и проектами по возрождению духовного наследия. За свою службу она была награждена Орденом за добрые дела Международного совета старейшин, членом которого она также является.

«Необычная девочка» находит свое призвание
Кобежикова родилась на пароме на реке Чулым в Хакасии, Южная Сибирь, жарким июльским днем. По счастливой случайности или стечению обстоятельств, в мир ребёнку помог пожилой цыган. Когда она родилась, на коновязь парома приземлился гигантский орел, напугав лошадей. Увидев это, цыган сказал родителям Кобежиковой: «Должно быть, вы родили очень особенного ребенка». В тот же день разразился сильный шторм, как будто природа признавала рождение необычного человека. Считалось, что однажды летом в этой семье родится ребенок с шаманскими способностями. Все ждали, что подарок унаследует старший брат Кобежиковой, тоже рожденный летом, но Кобежикова была первой.

Необычайный талант Кобежиковой проявился еще в раннем возрасте. Она могла видеть духов, разговаривать с ними, делать подношения и гадать. Уникальный дар Кобежиковой заметили жители села, а также сосед, который стал ее проводником в мир сверхъестественного и поделился своими знаниями со своей юной подопечной. Кобежикова вспоминает: «Это был старик, и мы звали его Катык. Мы проводили много времени вместе, и он научил меня разводить и питать огонь. Он показал [мне], как сшивать и шить свою судьбу. Мы ходили на рыбалку, и он научил меня, как правильно обращаться с духами воды , как разговаривать с ними и что говорить».

Полное понимание и принятие своего истинного призвания не пришло, пока Кобежикова не вышла замуж и не родила дочь. В 33 года она тяжело заболела и провела несколько дней в коме. Там, между жизнью и смертью, Кобежикова встретила своих духов предков, которые потребовали, чтобы она придерживалась своей унаследованной силы и взяла на себя шаманский бубен, если она выберет жизнь. Кобежикова поясняет: «Шаманы не выбирают свою судьбу; это дано. Когда придет твое время, тебя призовут, и на всю оставшуюся жизнь ты будешь принадлежать обоим мирам, миру людей и миру духов».

Люди часто думают о шаманах как о магах , которые силой своего разума заставляют вещи происходить. Но даже величайшие шаманы ничем не отличаются от обычных людей. Мы можем встретить их где угодно, в городах или селах. Они ходят по магазинам, пользуются общественным транспортом, имеют мобильные телефоны и сочетают современный образ жизни с традиционными шаманскими практиками. «Как шаманы, мы уже открыты. Наша миссия – помогать людям, и мы делаем это на протяжении веков. Для меня большой город — это та же тайга. Большие города обладают огромной энергией, которая может удвоить или утроить вашу собственную. В то же время они могут усилить ваши страхи и могут быть разрушительными», – говорит она. Кобежикова считает, что в современном мире есть место шаманам, что их силы могут восстановить утраченное равновесие. «Есть вещи, которые никогда не меняются. Человеческие тела и души нуждаются в целительной энергии. Когда людям нужно сделать сложный выбор, мы здесь для них, мы можем помочь им выбрать правильный путь», — говорит она.

Со временем Кобежиковой стало ясно, что заниматься шаманством в одиночку недостаточно. «Упадок ценностей вместе с утратой традиций и культур и небрежным отношением к природе и священным землям заставили меня пересмотреть подход к работе. [Итак] я начал свою образовательную миссию. Я путешествовал по деревням, чтобы проводить церемонии и встречаться с людьми. Я говорил с ними о важности шаманских традиций, как и на научных конференциях и фестивалях. Везде я преследовала свою цель — привлечь внимание к нашим основным ценностям среди людей разных национальностей», — говорит она. Кобежикова вспоминает, что это был подходящий момент, чтобы изменить восприятие людьми шаманской традиции. «Шаманизм — очень серьезная философия с глубоким смыслом. Он сочетает в себе учения об искусстве жизни, экологии и гармонии с прошлым, настоящим и будущим, а также о месте [людей] в мире».
 

Когда уходит последний снежный барс
Снежный барс является тотемным животным для многих коренных народов Сибири. Считается, что это божество спускается на Землю, чтобы передать послания шаманов духам. Существует древняя легенда, в которой говорится, что когда исчезнет последний снежный барс, исчезнут и коренные народы. Это может быть всего лишь легенда, но опасения реальны. Будущее культур коренных народов в Сибири неопределенно, поскольку все меньше и меньше людей говорят на своих языках и соблюдают традиции своих предков. Сегодня во всей России осталось менее 50 снежных барсов, поэтому неудивительно, что Кобежикова решает активно обучать местных жителей и поддерживать местные усилия по сохранению. «Пока существует снежный барс, коренные народы будут процветать», — говорит она.

Как шаманка Кобежикова считает, что каждая женщина должна помнить о своей священной женской роли. Она говорит: «Я много работаю, чтобы убедить молодых женщин из числа коренных народов использовать свой божественный потенциал, чтобы принести в мир новую жизнь и воспитать ребенка. Как еще мы можем обеспечить будущее наших коренных народов? Кому еще мы можем передать наши традиции, наш язык и нашу идентичность, как не нашим детям? Ребенок — это новое звено в цепи, соединяющей прошлое и будущее. Я также советую женщинам из числа коренных народов не занимать места мужчин и поддерживать равновесие в своих семьях и сообществах. Когда и мужчины, и женщины знают свое место во Вселенной, гендерный баланс сохраняется».

Она добавляет: «Мы можем говорить на разных языках, но важно думать на родном языке, в том числе произносить слова, даже несколько минут в день. Чтобы понять, как работают разные языки, попробуйте представить, как вы говорите по-русски и [как вы говорите] на своем родном языке. Вы бы заметили, что звуки разные, как и ритм, даже то, как мы дышим, отличается. Когда мы говорим на языке коренных народов, мы тонко настраиваем свое тело, нашу энергию коренных народов на уровне нашей ДНК».

В гармонии с природой
Каждый шаман приносит миру послание, призывающее всех нас восстановить связь с природой. «Мы не должны забывать, что люди — творения природы, как и любое другое живое существо на Земле, — но мы думаем о себе как о высших существах, стоящих выше других. Люди возвышаются над муравьями, не зная, чья организация сложнее. Чем больше мы пытаемся подчинить себе природу, тем сильнее ее реакция. Как продукты природы, мы должны быть настроены на нее, чтобы жить в гармонии», — говорит Кобежикова.
 

В последние годы Кобежикова работает над организацией в Хакасии Международного обряда Большого огня, который объединит шаманов из разных уголков мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *