Какое учебное заведение было создано в петровскую эпоху: Образование и учебные заведения императорской России. От Петра I до Екатерины II

Образование и учебные заведения императорской России. От Петра I до Екатерины II

Лекция девятая

1. Проблема светского образования. Создание государственной системы образования в России начинается только с петровской эпохи. В Московской Руси по существу не было государственных образовательных учреждений. Обучение (преимущественно письму и чтению) проводилось частным образом духовными лицами и не выходило за рамки знания Псалтыри и житий святых. На Стоглавом соборе 1551 г. вопрос о создании училищ «в царствующем граде Москве и по всем градом» рассматривался исключительно под углом зрения подготовки церковнослужителей.

Назначенные «по благословению своего святительства», т. е. епископа, «долблие» попы, дьяконы и дьяки должны были учить «своих учеников страху Божию и грамоте, и честь и петь, со всяким духовным наказанием», блюдя «их от всякаго растления, наипаче же от всякаго содомскаго греха и рукоблудия и ото всякия нечистоты, чтобы им… пришед в возраст, быть достойными священническому чину».

Само государство еще не сознавало потребности в ученых людях: объем его прерогатив был относительно невелик и целиком удовлетворялся теми же «грамотниками», прошедшими поповскую выучку.

Положение начинает меняться с середины XVII в., когда Россия порывает с самоизоляцией и выходит на арену международной жизни. В делах государства важнейшее значение приобретает светский фактор, изменивший представление о содержании образованности и просвещения. Понимание учености больше не замыкается на знании человеком Священного писания и творений отцов церкви. Ценными стали знания мирские, позволявшие создавать материальные блага. Укрепление государственности требовало большого числа чиновников, подготовленных к службе в центральных и местных органах управления.

Снятию остроты проблемы на первых порах способствует присоединение Украины к России. В Москву устремились целые когорты западнорусских «нехаев», получивших высшее образование в Киево-Могилянской академии. Они-то и составили первый костяк русской интеллигенции. Белорус Симеон Полоцкий создает Заиконоспасское училище, где готовят кадры для посольского дела. В конце XVII в. учреждается Славяно-греко-латинская академия, профессорами которой в основном были украинцы.

Однако их деятельность не могла быть вполне свободной, поскольку им приходилось считаться с господствующим положением духовной власти. Церковь же была неумолима и настойчиво требовала запрещения всего «иностранного». Патриарх Иоаким прямо наставлял царей Ивана и Петра: «…да никако же они, государи, попустят кому христианом православным в своей державе с еретиками иноверцами, с латины, лютеры, калвины, безбожными татары… общения в содружестве творити, но яко врагов Божиих и ругателей церковных, тех удалятися; да повелевают царским своим указом, отнюдь бы иноверцы… обычаев своих иностранных на прелесть христианом не вносили бы, и сие бы им запретить под казнию накрепко».

Становилось ясно: без подавления церковной оппозиции невозможно осуществить успешное развитие светского образования. При поддержке питомцев Киево-Могилянской академии Петр I и принимается за решение этой трудной задачи, доводя дело до упразднения патриаршества.

2. Светское образование при Петре I. Первым светским учебным заведением в России была открытая по указу Петра I от 14 января 1701г. «Школа математицких и навигацких наук» в Москве. В нее принимали не только дворянских недорослей, но также детей приказных и других служилых людей. Их обучали морскому делу, артиллерии и инженерству. На базе Навигацкой школы в 1715 г. в Петербурге была создана Морская академия, а несколько ранее — Артиллерийская школа в Москве. Таким образом, общая направленность светского образования в петровское время всецело определялось диктатом военных интересов.

Это же верно и в отношении медицинского образования. В условиях Северной войны армия и флот остро нуждались в медиках, поэтому в 1707 г. при Московском военном госпитале организуется Медицинская школа. Поскольку для обучения медицине необходимым было знание латинского языка, то по указу Петра I школа была укомплектована учащимися Славяно-греко-латинской академии, владевшими этим «еретически речением». Тогда же в Петербурге при Сухопутном и Морском госпитале открылась Хирургическая школа, преобразованная в 1797 г. в Медико-хирургическую академию. Статус Военно-хирургической академии приобрела и Медицинская школа в Москве.

Если прибавить к этому многочисленные «цифирные», солдатские и прочие школы, то можно говорить о формировании светской профессиональной школы в петровскую эпоху.

3. Учреждение Академии наук. В намерение царя-преобразователя входило и создание Академии наук, которая на манер Синода могла бы осуществлять руководство всем научно-образовательным делом в России. В соответствии с подготовленным регламентом «самолутчие ученые люди» должны были:

«1) науки производить и совершать, однако-жде так, чтоб оне тем наукам

2) младых людей… публично обучали и что оне

3) некоторых людей при себе обучили, которые бы младых людей первым рудиментам (основательствам) всех наук паки обучать могли». Словом, предполагалось учредить «такое здание», т. е. ведомство, которое «с малыми убытками тое ж бы с великою пользою чинило, что в других государствах три разных собрания (академия, университет и гимназия) чинят».

Петр I хотел немедленным перенесением на русскую почву плодов западноевропейской учености сразу добиться «размножения наук» и заведения «вольных художеств и мануфактур». Открытие Академии состоялось 28 января 1724 г.

Отсутствие «русских, хто учен и к тому склонность имеет», заставило для начала обратиться к иностранным ученым. По поручению Петра I их вербовкой занимались библиотекарь царской библиотеки И. Д. Шумахер и лейб-медик Л. Л. Блюментрост, обладавшие широкими связями и знакомствами в научном и дипломатическом мире. Их усилия увенчались успехом, и с июня 1725 г. в северную столицу стали съезжаться первые приглашенные академики, в их числе:

  • профессора математики Я. Герман, X. Гольдбах и И. Бернулли,
  • профессор физиологии (затем математики) Д. Бернулли,
  • профессор физики Г. Б. Бильфингер,
  • профессор астрономии Ж. Н. Делиль,
  • профессор ботаники И. X. Буксбаум,
  • профессор медицины, анатомии, хирургии и зоологии И. Г. Дювернуа,
  • профессор химии и практической медицины М. Бюргер,
  • профессор греческих и римских древностей Г. 3. Байер,
  • профессор юриспруденции И. С. Бекен-штейн,
  • профессор элоквенции и церковной истории И. X. Коль,
  • профессор логики и метафизики X. Мартини,
  • профессор нравоучительной философии X. Ф. Гросс. 20 ноября 1725 г. первым президентом Академии назначается Блюментрост.

4. Деятельность Академии наук. Засилье иностранцев не могло способствовать сколько-нибудь быстрому «обрусению» Академии. Будь жив Петр I (он неожиданно умер 28 января 1725 г.), возможно, все повернулось бы иначе. Но ни Екатерина I, ни сменивший ее на престоле Петр II, а тем более Анна Иоанновна не обладали даже приблизительным пониманием того, чем должна заниматься наука. Начавший было функционировать университет зачах на самом корню: не было русских студентов. Попытка выписывать их из-за границы оказалась бесперспективной.

Кризис Академии усугубился после перевода Блюментроста в январе 1728 г. в Москву. В течение последующих 35 лет Академией безраздельно распоряжались Шумахер, ставший к тому времени советником Академической канцелярии, и его зять И. И. Тауберт. Основным их занятием было угождение власти. Академики превращаются в своего рода «потешных людей», тратя время и силы на организацию фейерверков для придворных торжеств, сочинение поздравительных од царским персонам и их фаворитам.

Неудивительно, что в обществе появлялись серьезные сомнения в пользе этого учреждения. Все думали, что «учения будут тамо главны», а вышли только одни «палаты славны», — сокрушался Антиох Кантемир. Он резко высмеивал парадность официальных академических собраний:

Иной бедный, кто сердцем учиться желает,
Всеми силами к тому скоро поспешает,
А пришед, комплиментов увидит немало,
Высоких же наук там тени не бывало!

Ко всему этому добавился общий упадок дворянского образования. Смерть Петра I в широких дворянских кругах была воспринята как освобождение от всех стеснительных обязанностей, наложенных на них царем, в том числе и от обязанности овладения школьной наукой. Снять с себя заботу о просвещении «благородного сословия» не прочь были и сами его ближайшие преемники. По закону 1737 г. дворянским сыновьям предоставлялось право получать образование на дому, не связывая себя какой бы то ни было официальной программой. К чему это привело — видно на примере фонвизинского Митрофанушки.

5. Образовательная политика Елизаветы Петровны. Некоторое оживление в области образовательной политики намечается в 50-60-е годы XVIII в., когда на престол восходит императрица Елизавета Петровна. При ней был открыт Московский университет (1755), в котором разрешалось «всем желающим изучать бесплатно любые науки». Этой демократической мерой он обязан прежде всего М. В. Ломоносову. При университете были созданы две гимназии — для дворян и для разночинцев. Из их выпускников составился основной контингент студентов.

Не менее значительным событием елизаветинской эпохи стало и учреждение в Петербурге Академии художеств, открытие которой состоялось 17 ноября 1757 г. Первым ее «главным директором» был назначен И. И. Шувалов, приобретший к тому времени известность своими хлопотами об основании Московского университета.

6. Реформы Екатерины II. Большое внимание развитию школьной системы уделяется в царствование Екатерины II. Признавая Россию европейской державой, императрица желала насадить в своем новом отечестве и европейское просвещение. Она постоянно сносилась с видными иностранными писателями, учеными и философами, спрашивая у них советов о школьных делах, предлагая им составлять записки и проекты о распространении народного образования. В 1762 г. Екатерина II предложила Ж. Даламберу занять должность воспитателя великого князя Павла Петровича, с тем чтобы провести одновременно подготовку общей учебной реформы, но тот отказался.

От имени императрицы обращались и к известному берлинскому педагогу Георгу Зульцеру, однако и он не решился на переезд в Россию, ограничившись составлением для Екатерины II «Мнения об учреждении народных школ» (1773). Не откликнулись на призыв также Д. Дидро и Ф. Гримм, с которыми российская монархиня состояла в длительной переписке. Екатерине II не оставалось ничего другого, как довольствоваться более скромными персонами, возложив проведение школьной реформы на одного из своих сподвижников И. И. Бецкого и приглашенного австрийского серба Ф. И. Янковича де Мириево.

Бецкой был последователем педагогической теории Дж. Локка и вслед за ним отдавал приоритет воспитанию над образованием. Добросердечие и нравственность он ставил выше всяких знаний. Поэтому начинать надо с воспитания добродетели, которая только и «делает… доброго и прямого гражданина». «Держась сего неоспоримого правила, -писал Бецкой, — единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям, и так следует из родов в роды в будущие веки».

Для исполнения «великого сего намерения» Бецкой предлагал завести закрытые воспитательные училища, где могли бы содержаться дети обоего пола с 5-6 лет до 18-20 лет безвыходно, не имея «ни малейшего с другими сообщения», кроме ближайших родственников, да и то в присутствии начальников. «Ибо неоспоримо, — доказывал он, — что частое с людьми без разбору обхождение вне и внутрь оного весьма вредительно, а наипаче во время воспитания такого юношества, которое долженствует непрестанно взирать на подаваемые ему примеры и образцы добродетелей» .

Таким образом, Бецкой высказывал сомнение не только в эффективности существующей системы образования, но и всего традиционного русского семейного воспитания. По планам екатерининского реформатора возникли воспитательные училища при Академии художеств и Академии наук, коммерческие училища в Петербурге и Москве, был преобразован Сухопутный шляхетский корпус, учрежденный еще в 1731 г. Бецкой организовал особые школы для разночинцев, детей купцов, мещан и т. д. Не было забыто и женское образование: сперва создается Смольный институт в Петербурге, а затем по его образцу и «институты благородных девиц» в других городах, которые позднее с некоторыми изменениями были преобразованы в женские гимназии.

Однако Екатерину II не устраивает в полной мере эта система «сердечного» воспитания. В ее представлении «гражданин» — не просто добросовестный человек, но подданный, слуга Отечества.

Поэтому она останавливается на австрийской системе воспитания, творцом которой был монах-августинец И. И. Фельбигер, автор широко известного трактата «О должностях человека и гражданина». Суть его педагогических рецептов сводилась к четырем основным «заповедям»:

  1. не говорить, ни делать что-либо предосудительное в рассуждении правительства;
  2. повиноваться властям;
  3. иметь упование на прозорливость и праводушие правительства;
  4. во всем выказывать рвение и исполнительность .

Именно из этих принципов и складывается любовь к Отечеству, причем независимо от того, является ли оно «вольной республикой» или монархией, подчеркивал Фельбигер.

Осуществлять данную программу было поручено Янковичу де Мириево, служившему до того директором народных училищ в сербской провинции Австрии. В соответствии с представленным им Екатерине II проектом, в Российской империи повсеместно предполагалось учредить четырехклассные губернские («главные») и двухклассные уездные («малые») народные училища. Они должны были быть бессословными и содержаться за счет государства.

Екатерина II одобрила этот проект, увеличив лишь срок обучения в губернских училищах до пяти лет ввиду возможности по их окончании поступать в университет. В 1786 г. она утвердила «Устав народных училищ». Янкович де Мириево был назначен начальником Главного училищного правления. Всего в царствование Екатерины II было открыто 223 учебных заведения.

Конечно, этого для столь обширной империи с более чем 25-миллионным населением было мало, однако здесь важна общая тенденция, заданная реформой, а именно упор на начальное обучение как «единственно верное средство для всеобщего образования народа» .

Материал создан: 01.05.2016


Образование и учебные заведения императорской России XIX века

От философии Просвещения к «духовному ренессансу»

Образование при Петре 1: реформы образования

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Образование при Петре 1 в России очень важная тема, поскольку сегодня часто приходиться слышать, что Петр Первый поднял образование, заставил народ учиться, основал новые школы, создал Академию наук. Проблема здесь том, что образование, как и большинство петровских реформ, имело парадоксальный характер — на первый взгляд все отлично функционирует, но если разбираться глубже — видны серьезные проблемы.

Изменение системы образования петровской эпохи и главные научные успехи при Петре 1 включает в себя следующие главные направления:

  • Массовое создание школ различной направленности
  • Введение гражданской азбуки в 1708 году
  • Издание первой печатной газеты «Ведомости» с 1703 года
  • Открытие в Петербурге Общественной библиотеки в 1714 году
  • В 1714 году начала работу Кунсткамера, а также военно-морской и артиллерийский музей
  • Создание академии наук в 1724 году

Реформа образования была для Петра 1 не менее важной чем военная, государственная или экономическая реформа из-за того, что страна нуждалась в квалифицированных кадрах. Из-за недостаточного уровня развития образования в стране для работы на важных государственных должностях приглашались иностранцы. России требовались опытные и квалифицированные строители, военные, артиллеристы, моряки, инженеры и представители других специальностей. Введением реформы образования Петр 1 пытался создать собственную кузницу кадров. В этом и кроется главная причина усиления внимания Петра к развитию научных знаний в России.

Как представляется образование в петровскую эпоху

Реформы Петра 1 в области образования привели к тому, что в россии появилась целая сеть школ и учебных заведений. В 1701 году начала функционировать Навигационная школа, в которой учили математике (цифрам, как тогда говорили) и навигации. Обучение велось в 3 класса: 1,2 классы — учили математику, а 3 класс — навигацию. Позднее в 1715 году старший класс был переведен на обучение в Петербург в Морскую академию. На базе Навигационной школы в дальнейшем создавались другие школы: артиллерийская, инженерная, адмиралтейская.

образование при Петре 1

Навигационная школа располагалась в Сухаревской башне. Там была создана и школа и обсерватория. Школой руководили крупные ученые из России и из других стран. В 1703 году в Навигационной школе училось 300 человек, в 1711 — уже 500 человек.

Проблемы образования при Петре 1

Внешне складывается впечатление, что все делалось правильно. Но есть 2 очень важных нюанса, о которых почему-то забывают сказать современные учителя истории:

  1. Обучение в школах было службой в прямом смысле этого слова. Например, учащиеся жили в казарме. Более показательный пример — в классе сидел солдат с палкой, который мог по своему усмотрению бить детей. Так «вбивались» науки.
  2. Деятельность школ не была подкреплена финансами. Например, известный факт — в 1711 году учащиеся Навигационной школы бежали практически в полном составе. Бежали, чтобы не умереть с голоду. Часть детей потом вернули к учебе, а часть уже никогда не нашли. Другой пример — в 1724 году Петр 1 устроил ревизию Морской академии. Выяснилось, что 85 человек 5 месяцев не посещают занятия, «не имея одежды».

Обучение в школах велось для детей 10-15 лет. Всего для обучения было 3 класса, но очень часто каждом классе сидели по несколько лет, поэтому реально обучение затягивалось в среднем на 6-8 лет. Это важно понимать и с точки зрения того, что реформа образования Петра Первого была направлена на детей. Я уже отмечал выше, что учеба была службой, следовательно к обучаемым применялись и наказания: побег со учебы – казнь, просьба об освобождении от учебы — ссылка.

Образование при Петре 1 имело несколько важных дат, и многие говорят о событиях 20-28 февраля 1714 как о чем-то крайне важном в плане развития образования в России 18 века. В это время был издан указ, который окончательно заставил всех дворян учиться геометрии и цифири (математике). До тех пор пока дворянин не оканчивал школу ему было запрещено жениться (страшная вещь для дворянства с учетом важности продолжения рода). Для этих целей Петр 1 велел назначить в каждую губернию по 2 учителя. 2 учителя на губернию это равносильно, что сегодня назначить 10 учителей на Москву — абсурд. Но главное не это, а другое. Учить было не кого…

К 1723 году было создано 42 цифирные школы. Только в Ярославле набралось 26 учеников и проходило обучение. В остальных 41 школах учеников не было, и учителя слонялись без дела.

Создание академии наук

Академии наук — это место, где собирается группа ученых и ведет научную деятельность. Такие академии создавались в Англии, Франции, Германии и других государствах. То есть, сама идея была вполне в духе Петра — скопировать европейское. Но как всегда его реформы перекручивались так, что работали они с большой натяжкой. 28 января 1724 года Петром издается Указ о создании Ведомства Академии. Сама же академия начала работать в декабре 1725 года, а ее первым руководителем стал врач Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Но важнее то, что над Академией создавалось Ведомство. Другими словами – чиновники контролировали ее деятельность. В других же странах академии получали самостоятельность. В этом было отличие.

Академия наук в Санкт-Петербурге

Для Академии были введены правила, что чиновниками академии могли быть только люди, получившие ученую степень. Проблема была в том, что в Российской Империи эту степень было получить невозможно. Не было системы и организации, способной подготовить нужного специалиста. Тот же Ломоносов ехал учиться в Германию, так как в России получить ученую степень было нельзя. Поэтому ученых стали выписывать с западной Европы. Приезжали люди самые разные, в том числе и одаренные. Но эти люди приезжали получать деньги просто за то, что они здесь находятся. Практической деятельности от них никто не требовал. Теоретически предполагалось, что приезжие будут готовить новые кадры на месте, но этого не делалось.

Смольный институт обеспечил «государство образованными женщинами»

16 мая (5 по старому стилю) в Санкт-Петербурге было основано Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Позднее он назывался Смольным институтом благородных девиц. Название «Смольный» связано со Смольным дворцом, который Петр I построил недалеко от села Смольного.

В фондах Президентской библиотеки собраны материалы по истории Смольного института. Это современные исследования, работы и документы 18-19 вв.века, уникальные фотографии, документально-исторический фильм «Смольный», видеолекция «250 лет Смольному институту благородных девиц».

Уже в петровскую эпоху были учреждены первые школы для девочек, но настоящим достижением в области женского образования в России был подписан указ о создании Смольного института. «5 мая 1764 года был подписан указ об учреждении Воспитательного общества для 200 благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем (Смольном) монастыре…», — писала в «Хронике» одна из воспитанниц этого учебного заведения Нина Распопова. Смольного монастыря в царствование императрицы Екатерины II» (1864 г.), размещенной на портале Президентской библиотеки. «…Чтобы женщина лучше выполняла свое прекрасное предназначение в семье и обществе, не следует ограничивать свое развитие управлением и учётом одного физического воспитания детей».

Иван Бецкой не только инициировал создание Смольного института, но и разработал «Устав для воспитания двухсот благородных девиц, учрежденный Ее Величеством Государыней Императрицей Екатериной Второй, самодержавной Всероссийской отечественной, и др. (1764). Этот уникальный документ доступен на портале Президентской библиотеки.

В Уставе среди прочего перечислены качества, которые следует воспитывать в девушках: «Послушание правителям, взаимная вежливость, кротость, воздержание, ровное поведение в добре, чистое, склонное и праведное сердце к добру, наконец приличная скромность и великодушие к знатным людям, словом, удаление от всего, что можно назвать гордыней».

Образовательная программа согласно Уставу «…должна обучать их русскому и иностранным языкам, чтобы они могли правильно читать, писать и говорить; Арифметике, Географии, Истории, Поэме и отчасти Архитектуре и Геральдике, а по искусствам обучают рисованию и миниатюре, танцам, вокальной и инструментальной музыке, всем видам шитья, вязания и ткачества из шелка, ниток, шерсти и бумаги; и к этому должны быть добавлены все части экономии».

Всех этих благородных девиц должны были постигать с 6-летнего возраста, в трех четырехлетних классах, причем родители или опекуны учениц должны были дать начальнику института «приличное обязательство, что они, по собственному желанию, и видя за своими дочерьми будущее, пользу от этого воспитания «под опекой совершенно, 18 лет, дабы до конца того двенадцатилетнего срока не стали требовать их ни под каким видом назад». Таким образом императрица хотела оградить воспитанников от влияния среды, в которой они выросли.

В 1765 году при Смольном институте благородных девиц, предназначенном для дворянок, в отдельном здании, построенном архитектором Юрием Фельтеном, было открыто отделение для мещанских девиц (недворянских сословий, кроме крепостных).

Екатерина II принимала большое участие в делах Смольного института, снабжала его деньгами, встречалась и беседовала с знатными дамами и ученицами, интересовалась успехами и проблемами учреждения.

После смерти Екатерины II Смольный в течение 32 лет возглавляла супруга Павла I, императрица Мария Федоровна, многое изменившая в его деятельности. В первую очередь изменились правила приема и проживания в институте. Теперь девочек принимали на обучение примерно с 8 лет, а длилось оно не 12, а 9годы.

В 1806–1808 годах для Смольного института было построено специальное здание по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

В октябре 1917 года Институт, возглавляемый княгиней Верой Голицыной, переехал в Новочеркасск. На 3-м этаже здания в Санкт-Петербурге располагался Петроградский ревком, а на 2-м этаже с ноября 1917 по март 1918 года работал Владимир Ленин. Затем здание занимала городская управа — Ленинградский горсовет рабочих. Депутаты и горком ВКП(б)/КПСС (до 1991). Сегодня в Смольном находится Администрация Санкт-Петербурга.

В Санкт-Петербурге 153 года открыт Смольный институт благородных девиц. За полтора века состоялось 85 выпускниц института, и многие девицы прославились в той или иной сфере деятельности.

Заключение | Предприниматели: политика школы в России раннего Нового времени

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПредприниматели: политика школы в России раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700)Европейская историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПредприниматели: политика школы в России раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700)Европейская историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cайт

Федюкин Игорь,

‘Заключение’

,

The Enterprisers: Политика школы в ранней современной России

(

2019;

Online Edn,

Oxford Academic

, 23 мая 2019

), https ://////ttps ://////ttps: ///////ttps: ///////ttps: //////ttp doi. org/10.1093/oso/9780190845001.003.0008,

, по состоянию на 24 ноября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПредприниматели: политика школы в России раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700)Европейская историяКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПредприниматели: политика школы в России раннего Нового времениИстория раннего Нового времени (1500–1700)Европейская историяКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Заключение устанавливает более широкий контекст для ключевых эпизодов инноваций, движимых проекторами, которые были предметом предыдущих глав. Исследуется роль разноплановых предпринимателей в эволюции школы в России во второй половине XVIII века и позже. Среди этих предпринимателей были многочисленные частные учителя, доминировавшие в образовательной среде России вплоть до XIX века, и различные чиновники, которые продвигали свои личные проекты из зарождающейся образовательной бюрократии. Вопреки распространенному мифу о том, что «государство» всегда было и остается единственным игроком в сфере образования в России, аналогичная динамика в той или иной степени наблюдается и в ХХ веке, и сегодня.

Ключевые слова: проекторы, частные школы, Горное училище, Министерство образования, Сергей Витте

Предмет

Раннее Новое время (1500-1700)Европейская история

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок.

Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *