Сюжет тургенев отцы и дети: О сюжете романа Тургенева «Отцы и дети» (Отцы и дети Тургенев)

сюжет романа Тургенева, характеристика героев, поднятые темы

Сочинения

12.11.21

16 мин.

В культовом романе «Отцы и дети» Тургенев ярко изобразил вечное противостояние старого и молодого поколений, которые никак не могут найти точки соприкосновения. Кроме того, писатель представил читательской публике принципиально нового художественного героя — нигилиста, с насмешкой относящегося к устоявшимся в обществе принципам и нормам. Анализ произведения «Отцы и дети» позволит понять, какая атмосфера царила в России накануне отмены крепостного права.

Оглавление:

  • Сюжет романа
  • Характеристика главных героев
  • Описание второстепенных персонажей
  • Идейный замысел и проблематика
  • Краткий анализ

Сюжет романа

Успешно завершив учебу в университете, Аркадий Кирсанов возвращается в родные пенаты. Молодой человек знакомит отца, Николая Петровича, со своим другом Евгением Базаровым, начинающим врачом и рьяным нигилистом.

Гость сразу же вызывает неприязнь у дяди Аркадия, изысканного аристократа, ратующего за интересы дворянского сословия.

Между дерзким Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым раз за разом вспыхивают жаркие споры на житейские и философские темы. При этом оппоненты до конца остаются при своем мнении.

Аркадий и Евгений решают съездить в губернский городок, где встречают последователя Базарова. Ситников, сын откупщика, знакомит друзей с эксцентричной Кукшиной, которая разделяет их нигилистические взгляды.

Далее герои отправляются в имение очаровательной вдовы Анны Одинцовой. Базаров, как и Аркадий, влюбляется в эту женщину, несмотря на то что всегда отрицал высокие чувства. Между друзьями впервые пробегает холодок. Кирсанов, поняв, что Анна Сергеевна не ответит ему взаимностью, переключает внимание на ее младшую сестру.

Не желая оказаться в плену страсти,

Базаров уезжает в имение своих родителей. В обществе стариков ему быстро становится скучно, поэтому главный герой снова мчится к Кирсановым.

В саду Базаров застает Фенечку, возлюбленную отца Аркадия, и внезапно одаривает ее нежным поцелуем. Свидетелем этой сцены становится Павел Петрович, тайно влюбленный в избранницу брата. Конфликт нигилиста и благородного аристократа выливается в дуэль. Кирсанов получает легкое ранение, а Евгений вновь возвращается в родительское гнездо.

Павел Петрович, ранее категорически возражавший против женитьбы брата на сироте-простолюдинке, теперь уговаривает его решиться на этот шаг.

Базаров случайно заражается тифом, когда осматривает пораженный труп. Он понимает, что его дни сочтены, поэтому просит отца, чтобы тот пригласил Одинцову. Перед самой смертью он признается ей в любви.

Спустя полгода о Евгении все забывают, лишь родители, которые безумно любили и гордились своим отпрыском, регулярно посещают его могилу на сельском кладбище.

Характеристика главных героев

Прежде чем начать анализ глав «Отцы и дети», необходимо ознакомиться с персонажами знаменитого произведения Тургенева. Сюжетная линия романа завязана на взаимодействии следующих центральных героев:

  1. Евгений Базаров. Ключевая фигура произведения, сын военного врача, друг Аркадия Кирсанова. Посредством этого действующего лица писатель показал, как, по его мнению, выглядит яркий представитель молодежи и разночинно-демократической интеллигенции той эпохи. Будучи нигилистом, молодой человек не признает никаких авторитетов, бросает вызов общественному укладу. Обладая сложным и противоречивым характером, он скептически относится к искусству и любви, считая, что любое явление можно объяснить языком науки. Он уходит из жизни по нелепому стечению обстоятельств, оставшись до конца не понятым.
  2. Аркадий Базаров. Молодой дворянин, считающий Базарова своим духовным наставником, но не углубляющийся в тонкие детали нигилизма. Ему просто нравится чувствовать себя свободным и независимым от навязываемых извне постулатов. Нигилизм открывает в Аркадии такие нетипичные для него качества, как самоуверенность и дерзость, хотя по своей натуре он добрый и бесхитростный человек, который чтит дворянские традиции. Попав под влияние Базарова, не сразу сумел продемонстрировать свое истинное лицо.
  3. Николай Петрович Кирсанов. Отец Аркадия. После того как остался вдовцом, долгое время горевал, пока не встретил Фенечку, родившую ему сына. Несмотря на солидный возраст, старается следить за новыми веяниями, увлекается поэзий и музыкой. На протяжении всего романа автор симпатизирует этому герою. При всей своей слабости и нерешительности он, однако, чуток и благороден.
  4. Павел Петрович Кирсанов. Идейный антипод и достойный соперник Базарова. Этот принципиальный, проницательный аристократ наделен недюжим интеллектом и силой воли. Отличается либеральными взглядами, испытывает тягу ко всему английскому, всегда одет по последнему писку моды, ухожен и изящен. Княгиня, в которую он был безумно влюблен в молодости, разбила ему сердце, и мужчина долгие годы пришлось залечивать душевные раны.

Полезные статьи по роману «Отцы и дети»:

  • Споры между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым
  • Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»
  • Творческая история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»
  • Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Испытание любовью для Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»
  • Характеристика Фенечки в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Литературная критика о романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Сочинение на тему отношения окружающих к Базарову в «Отцы и дети»
  • Образ Базарова в романе «Отцы и дети» — описание внешности, характер, происхождение, воспитание
  • Особенности написания сочинения на тему: «Нужны ли Базаровы России»
  • Базаров и Одинцова: взаимоотношения и история любви героев

Описание второстепенных персонажей

Герои второго плана в структуре романа нужны скорее для цельного раскрытия главных фигур. Среди второстепенных персонажей стоит выделить следующих лиц:

  1. Анна Сергеевна Одинцова. Изумительной красоты аристократка, сумевшая растопить сердце, циничного и холодного как лед Базарова. Она принадлежит к новому поколению дворян, не кичится своим происхождением, выступает за свободу мысли и демократические идеалы. После смерти отца на ее хрупкие плечи легла забота о младшей сестре.
  2. Фенечка. Скромная девушка из крестьянской среды. Когда ее мать, работавшая гувернанткой в доме Николая Петровича, скончалась, барин взял сироту под свою опеку, а спустя какое-то время влюбился в нее.
  3. Екатерина. Младшая сестра Анны Одинцовой, спокойная и рассудительная для своих юных лет особа. Теплые чувства между ней и Аркадием зародились не сразу, но ближе к развязке произведения молодые люди уже не мыслят жизни друг без друга. В итоге герои поженились и у них родился сын.
  4. Василий Иванович Базаров. Бывший полковой лекарь, отец Евгения. Ушел на заслуженный отдых, однако продолжает безвозмездно помогать крепостным, оказывая медицинские услуги. Жизнерадостный и трудолюбивый, не чает души в своем сыне.
  5. Арина Власьевна Базарова. Мать Евгения. Набожная и мнительная пожилая женщина. Всегда ласкова и обходительна с сыном, смерть которого сильно ударила по ней.
  6. Виктор Ситников. Ученик и поклонник Базарова, слепо подражающий всему новому, невежда и назойливый собеседник.
  7. Кукшина. Подруга Ситникова, увлекается естественными науками и отстаивает права женщин.

Идейный замысел и проблематика

Работа над романом велась в непростой для Российской империи период. Говоря кратко, регулярные крестьянские бунты и давно назревавший кризис феодально-крепостнической системы обернулись тем, что в 1861 году царь подписал указ об отмене крепостного права.

Крестьяне жаждали радикальных перемен, в результате чего общество оказалось расколото на два противоборствующих лагеря: движущей силой одного стали революционеры-демократы, заручившиеся поддержкой крестьянских масс, а другого — либерально настроенные дворяне, которые выступали за реформаторское преобразование сложившейся системы.

В романе «Отцы и дети», автором которого стал гениальный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, показано, как происходило столкновение двух политических направлений, исповедующих диаметрально противоположные идеи.

Произведение построено на противопоставлении мировоззрений аристократа Кирсанова и нигилиста Базарова, являющимися ярчайшими представителями своих лагерей. Герои неустанно спорят о том, как надо относиться к простому народу, какую роль в жизни человека играют труд, наука, искусство. В уста персонажей вложены размышления автора о судьбе русской деревни.

Само название романа отражает главный вопрос, волнующий писателя, — взаимоотношение двух разных поколений, то есть отцов и детей. Разногласия между молодежью и умудренными опытом людьми существовали испокон веков. Вот и здесь Евгений Базаров, представляющий интересы прогрессивных юнцов и желающий сиюминутных изменений в социально-общественной сфере, ни во что не ставит жизненное кредо «отцов», тем самым создавая конфликт поколений и обличая противоречия между ортодоксами и революционерами.

Отдельного разговора заслуживает тема любви. Трепетные чувства стали настоящим испытанием для главного героя. Поначалу он не хочет принимать любовь, осуждает брак, выдвигая гипотезу, что отношения между мужчиной и женщиной обусловлены одной лишь физиологической потребностью, но именно не поддающееся логике влечение к Анне Одинцовой выбивает почву из-под ног героя. В один миг рушится вся его нигилистическая идеология. Он приходит к выводу, что жизнь устроена намного сложнее, чем кажется.

Краткий анализ

«Отцы и дети» — произведение, написанное в жанре романа. Принимая во внимание жанровые особенности, книгу вполне можно назвать социально-философской.

Рассматриваемый роман имеет общие черты с повестью. Во-первых, в центре повествования находится одна фигура (Евгений Базаров) и все сюжетные нити тянутся к нему. В произведении отсутствуют значительные эпизоды, где он бы не участвовал.

Во-вторых, это сжатые временные рамки — все действие умещается в два месяца.

Основу композиции составляет антитеза. Бурные диалоги Базарова с Павлом Петровичем призваны подчеркнуть:

  • социально-идеологическую направленность романа;
  • несовпадение взглядов;
  • разное восприятие мира.

Многие критики были удивлены тем, какая участь была уготовлена Тургеневым главному герою, но писатель лучше многих понимал, что время таких людей еще не наступило, отчего принятая достойно смерть стала единственно верным исходом жизненного пути Базарова.

С тех пор как роман «Отцы и дети» вышел в свет, прошло много лет, однако произведение и по сей день не теряет своей актуальности, заставляя читателей задуматься над серьезными вопросами.

Отцы и дети | это… Что такое Отцы и дети?

У этого термина существуют и другие значения, см. Отцы и дети (значения).

«Отцы́ и де́ти» (рус. дореф. Отцы и Дѣти) — роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883), написанный в 60-е годы XIX века.

Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.[1]

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Главные герои
  • 3 Другие герои
  • 4 Экранизации романа
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Сюжет

Действия в романе происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

  1. Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***[2]. Аркадий едет с ним.
  2. Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи (Кукшина, Ситников). Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.
  3. Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий.
  4. Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный прием, возвращаются в Марьино.
  5. Базаров живёт некоторое время в Марьине. Флиртует с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.
  6. Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям.
  7. Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.
  8. Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович — на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Смысл финала:

Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, — сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой — позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

Главные герои

  • Евгений Васильевич Базаров — нигилист (скептически относится к любви, считает бесполезным искусство, отрицает общепринятую мораль, религию), студент, учится на лекаря. В нигилизме он — наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова. Умирает от заражения крови в конце романа.
  • Николай Петрович Кирсанов — помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.
  • Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в «ляшку».
  • Аркадий Николаевич Кирсанов — недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.
  • Василий Иванович Базаров — отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
  • Арина Власьевна — мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.
  • Анна Сергеевна Одинцова — богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего (важнее любви).
  • Екатерина Сергеевна Локтева[3] — сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Другие герои

  • Дуняша — служанка при Фенечке.
  • Виктор Ситников — знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма.
  • Кукшина — знакомая Ситникова, которая, как и он, является псевдоприверженцем нигилизма.
  • Петр — слуга Кирсановых.
  • Княгиня Р. (Нелли) — возлюбленная П.П.Кирсанова
  • Матвей Ильич Колязин — чиновник в Городе ***

Экранизации романа

  • 1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
  • 1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
  • 1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
  • 1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)

Примечания

  1. Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 2. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00848-X
  2. Название города обозначено в романе тремя астерисками.
  3. Оригинал романа. Глава XV

Ссылки

  • «Отцы и дети» в библиотеке Максима Мошкова
  • Краткое содержание романа

Анализ произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

во всем, кроме того, что нужно разумному человеку» — «Отцы и дети» Исайи Берлина, изданные в 1862 году, часто называют великим трудом Ивана Сергеевича Тургенева. Темы книги касаются различных вопросов, окутывающих российскую общественно-политическую сцену в то время, поскольку действие самой книги происходит в 1859 году.3, время, которое подчеркивает «состояние ожидания, в котором находилась Россия до того, как Александр II начал «Великие реформы» 1860-х годов.

Не используйте плагиатные источники. Получите индивидуальное эссе по номеру

«Анализ произведений Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»»

НОВИНКА! смарт-сопоставление с писателем

»(Бартлетт, стр. 16) Намерение этой статьи состоит в том, чтобы обсудить некоторые важные темы романа, а именно конфликт поколений между старыми и молодыми и идеологический конфликт между либералы и радикалы, традиционная цивилизация против зарождающегося жесткого позитивизма и, наконец, понятие рационального человека в романе.

Статья должна быть посвящена только исследованию этих вопросов и не обязательно делать какие-либо выводы по ним. Важно сначала установить исторический фон романа, который облегчит понимание других тем.

Глин Тертон в своем эссе «Исторический контекст «Отцов и детей» пишет: «Отцы и дети» были опубликованы… всего через год после самого знаменательного события в истории России девятнадцатого века — освобождения крепостных. Одним махом императорский указ об освобождении крестьянства от дворянства, чьи земли они были обязаны обрабатывать, расшатал все русское общество… Потребовалось катастрофическое поражение России в Крымской войне и воцарение более либерального царя Александра II в 1856 г., чтобы убедить в неизбежности реформирования полукрепостнического строя, тормозившего экономическое развитие России и морально разлагавшего нацию.

(с.180-181) Это повторение российской ситуации важно еще и потому, что тургеневские «персонажи сталкиваются с неуверенностью и противоречиями внутри себя и в своих отношениях с другими, которые сродни тем, с которыми русскому народу в целом пришлось столкнуться, чтобы установить собственной идентичности и автономии». также.

Это находит отражение в характеристике, построенной по образцу некоторых социальных типов того времени, например Базарова-нигилиста, а также в сюжете романа, в который вплетены и широкие исторические темы, например, Конфликт поколений между мужчинами 40-х и мужчинами 60-х Само название книги предполагает изображение двух поколений: Отцов и Сыновей. Книга вращается вокруг «вечных конфликтов между поколениями по поводу ценностей, убеждений и поведения» (Аллен, стр. 26). На этот конфликт влияет не только разница в возрасте, но и идеология, отстаиваемая поколениями, которые также находились в конфликте. В целях данной статьи будет проанализирована связь между двумя поколениями в характерных отношениях Базарова и дяди его друга Аркадия Павла, а также Аркадия и его отца Николая, чтобы пролить больше света на этот вопрос. Базаров, возможно, является персонажем, о котором спорили и говорили до тошноты, и эта статья также будет использовать его при обсуждении каждой темы.

В романе следующая беседа Павла и Аркадия ясно показывает перспективу поколенческого и идейного конфликта между Павлом и Базаровым: Павел Петрович шевельнул усами. «Ну, а что такое, собственно, господин Базаров?»… «Он нигилист… Нигилист есть человек, не преклоняющийся ни перед каким авторитетом, не принимающий на веру ни одного принципа, как бы ни уважали этот принцип»… « Действительно. Ну, я вижу, что это не для нас. Мы, старшее поколение, думаем, что без принципов, — (Павел Петрович произносил слово principes по-французски мягко, а Аркадий, наоборот, с ударением на первый слог произносил «принцип»), — без принципов, принятых на веру, как вы говорите, мы не можем сделать ни шагу вперед или дышать» (с. 23 24)

Возможно, этот разговор означает суть конфликта между поколениями. Что же касается идейного конфликта, то Йозеф Франк неумело и кратко дает понять, когда пишет: «Тургеневские… Отцы и дети… изображают конфликты, вспыхнувшие в русской культуре около 1858 года между двумя поколениями. Одним из них было поколение 1840-х годов, которое сформировалось на романтической литературе и немецкой идеалистической философии и было политически либеральным или утопическим социалистом по своим симпатиям. Новое поколение 1860-х — поколение тургеневского героя Базарова — предпочитало реализм, а не романтизм в литературе… и было люто враждебно либеральному реформизму всех мастей. В то время как, с одной стороны, Павел Петрович — праздный человек 40-х годов, ценящий искусство и хорошие манеры и, будучи либеральным демократом, сочувствующий реформистским голосам и считающий Британию прекрасным образцом сохранения аристократических нравов и свободы в в то же время, с другой стороны, Базаров ненавидит аристократию и является разнокитайской интеллигенцией, «новыми людьми», как их называли в России, которые были молодыми интеллигентами-иконоборцами, призывающими к более решительным мерам против царского режима.

Не исключено, что этот конфликт старого и молодого перекрывается конфликтом либерала и радикала. Также важно признать, что базаровский радикализм по существу взаимозаменяем с нигилизмом, хотя оба они не обязательно означают одно и то же, но многие ученые, такие как историк Рональд Хингли, просто определяют нигилистов в историко-политической манере как «русских радикалов и революционеры в царствование Александра II» (с. 121). Таким образом, роман безусловно означает культурный раскол между либералами и радикалами. Исходя из последнего пункта, несмотря на то, что между Базаровым и Павлом существуют очень глубокие идеологические различия, забавным образом можно определить и сходство. Здесь можно сделать два важных критических замечания. Во-первых, в 24-й главе романа Павел вызывает Базарова на дуэль, и Базаров соглашается на нее.

Здесь важно понимать, что в романтической традиции «главной функцией дуэли было разрешение споров между равными»! (Джан, стр. 86). Таким образом, выдвигая вызов и принимая вызов, и Павел, и Базаров соответственно признают друг друга равными. Во-вторых, Элизабет Аллен, описывая Базарова и Павло, утверждает, что: …они… движимы давними моральными принципами и все же морально ущербны; они… яростно борются за сохранение своего самосознания, и все платят за это в высшей степени высокую цену… кончают тем, что трагически замерзают в одиночестве навеки… Павел Петрович в добровольном изгнании. .. и Базаров в могиле навеки лишен человеческих привязанностей, которые их сильные, но хрупкие личности не посмеют доверять. (стр. 27)

Точно так же отношения Аркадия с его отцом Николаем также являются еще одним примером конфликта поколений. Гэри Ян пишет: «В начале романа отношения Николая Петровича и Аркадия содержат элементы напряжения и беспокойства… причина беспокойства, очевидно, является результатом того, что они осознают свою принадлежность к разным поколениям, мешающим лежащему в их основе чувству близости и привязанности. Двусмысленность окончательно разрешается, когда Аркадий сам посещает Никольское и под влиянием растущей привязанности к Кате подразумевается, что он отказался от желания считать себя копией Базарова… Позже разрыв между двумя молодыми людьми открыто признается обоими… Этот отказ от приоритета солидарности среди молодого поколения расчищает путь для окончательного портрета Николая и Аркадия, уступивших место чувству привязанности, которое их объединяет.

Таким образом, хотя роман прежде всего пронизан проблемой конфликта поколений, можно также увидеть, что он достаточно проблематичен, когда этот конфликт ставится между двумя идеологическими крайностями, как в случае Базарова и Павла, и разрешением идеологические различия могут привести к единству и преемственности, как в случае с Аркадием и Николаем. Можно сказать, что «роман начинается с предположения, что поколения по существу находятся в конфликте, и заканчивается выводом, что поколения по существу одинаковы». цивилизация по отношению к новоявленному жесткому позитивизму в романе. Традиционную цивилизацию отстаивали «славянофилы, верившие, что путь России лежит в ее традиционной духовности». Один из примеров такого традиционализма можно увидеть в мире или в первобытной русской крестьянской общине, организованной на основе коллективной ответственности, которая, по мнению некоторых, заключала в себе сущность аграрного социализма. Базаров холодно комментирует «тему коммуны» Павлу Петровичу, говоря: «Вы лучше поговорите с братом. Я думаю, что теперь он на собственном опыте узнал, что такое коммуна» (F&S, стр. 54).

Возможно, Базаровская критика традиционализма исходит из его положения как эмблемы нового позитивизма. В романе сцена хуторского имения Николая, которое более прямо называется Хутором бедняка (ФиС, стр. 15), показана так: … все крестьяне, мимо которых они проходили, были одеты в лохмотья и ехали на жалких лошадях. Ивы у дороги стояли, как оборванные нищие, с оборванной корой и сломанными ветвями. Изможденные коровы с грубой шкурой, сплошь костлявые, жадно жевали траву в канавах. (F&S, стр. 13-14) Критики Вернон А. Чемберлен и Джек Вайнер справедливо отмечают: «… намёки на пейзаж, похожий на нищих, являются прелюдией к их описанию бедных жителей этой земли… Ужасные условия в сельской местности кажутся указывают на большую потребность в прогрессивных идеях и ноу-хау молодых выпускников университетов, которые оба страстно убеждены, что наука может преодолеть ущерб, нанесенный суеверием и недостаточным образованием. Этот огромный акцент на необходимости науки как раз и подразумевает Базаров и позитивизм. Базаров — нигилист, а нигилист — позитивист, т. е. большой сторонник науки, строго придерживающийся того, что «настоящее», достоверное знание основано на действительном чувственном опыте». (Дубнов, стр.4).

Кейджи Нишитани также указывает на эту связь между нигилизмом, позитивизмом и наукой, когда пишет о нигилистах, говоря, что «в сочетании с их атеизмом была непоколебимая вера в германскую науку, решительно посттеологическую и постфилософскую. Эта наука поддерживала позитивизм и материализм и делала упор прежде всего на реализм 16 (стр. 133). Это отражено в заявлении Базарова: «Приличный химик в двадцать раз дороже любого поэта» (F&S, стр. 26). Наконец, статья завершает свое обсуждение исследованием рациональности в романе. Для начала этой дискуссии статья должна рассмотреть фигуру Базарова только как человека разумного и постарается связать вышеупомянутый позитивизм с бесполезностью и только с потребностью разумного человека, как сказал Исайя Берлин. Арье Дубнов, говоря о нигилисте, утверждает, что «наука, которую он обожает, представляет собой рациональную эпистемическую систему, которую он считает тотальной, ибо все, по его мнению, должно основываться на ее рациональных методах… Он является крайним сторонником утилитаристской этики». разумного эгоизма». (стр. 5)

Проблеск этого виден и в комментариях Базарова, когда он говорит о любви: А что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем все об этих отношениях. Просто идите и изучите анатомию глаза: откуда берется загадочный взгляд, о котором вы говорите? Это все романтика, вздор, тлен, художественные хитрости. Лучше приезжайте и посмотрите на жука. (F&S, стр. 33) К сожалению, Базаров, несмотря на эту интенсивную рационализацию через суровый позитивизм, влюбляется в Одинцову, и с этого момента роман показывает его упадок, что в конечном итоге привело к его смерти. Здесь, пожалуй, можно заметить, что позитивизм становится бесполезным и выступает как простой атрибут разумного человека. Здесь важно поставить вопрос о необходимости рационализации в первую очередь, и Элизабет Аллен дает ответ на этот вопрос, когда пишет о Тургеневе:0003

Центральное место в его работах занимает иллюстрация людей, защищающих себя от своей уязвимости, разрабатывая стратегии психического выживания… умственные махинации самозащиты — отрицание, проекция, сублимация и, прежде всего, рационализация — используемые людьми для минимизации боли человеческого существования… однако, сочувствуя потребностям и желаниям, которые вдохновляют такое поведение, он разоблачает его как регулярно приносящее больше вреда, чем пользы, коренящееся, как это часто бывает, в самообмане. (стр. 16-17)

Как указывалось ранее, статья предназначалась для обсуждения тем, а не для конкретных выводов, поскольку роман может подвергаться множественным интерпретациям, которые чаще всего носят противоречивый характер. Газета, таким образом, хотела бы закончить цитированием Джеймса Вудворда»), который также подчеркивает эту амбивалентность текста: В заключении романа его (Базарова) неповиновение и смерть противопоставляются беспрекословному утверждению жизни Николаем и Аркадием… , способности их сердец найти смысл жизни, недоступный разуму героя, что дарует Тургенев победу. И все же это победа, омраченная трагедией героя, которую Тургенев вкладывает со всей силой, проистекающей из его собственного отчаяния, из его собственных тщетных поисков разумного средства в жизни. Ибо конфликт между головой и сердцем был собственным конфликтом Тургенева, и именно этот конфликт роман в конечном счете драматизирует, приобретая в результате ту тревожную амбивалентность, которая продолжает стимулировать критические споры.

  1. Аллен, Элизабет Череш. «Введение: Тургенев сегодня» в «Основном Тургеневе» изд. Элизабет Череш Ален. Иллинойс: Издательство Северо-Западного университета. 1994. Берлин, Исайя.
  2. Отцы и дети: Тургенев и либеральные затруднения. Лондон: Книги пингвинов. 1994.
  3. Чемберлин, Вернон А. и Джек Вайнер. «Doña Perfecta Гальдоса и отцы и дети Тургенева: две интерпретации конфликта между поколениями». ПМЛА, том. 86, нет. 1, 1971, стр. 19–24. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/460997.
  4. Дубнов, Арье. «Нигилизм и дилемма либерального интеллектуала: от Тургенева до Берлина и обратно», в «Концепции нигилизма: пределы политической критики», Иерусалимский институт Ван Леера, июнь 2009 г.
  5. Фрэнсис, Артур Мориус. Нигилизм: философия небытия. lulu.com. 2015.
  6. Фрэнк, Джозеф. «Сыновья против отцов» в книге «Сквозь русскую призму: очерки литературы и культуры». Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, Оксфорд. 1990.
  7. Хингли, Рональд. Нигилисты: русские радикалы и революционеры в царствование Александра II (1955-81). Лондон: Вайденфельд и Николсон, 1967.
  8. .
  9. Ян, Гэри Р. «Характер и тема в «Отцах и сыновьях». Студенческая литература, том. 4, нет. 1, 1977, стр. 80–91. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/25111152.
  10. Нишитани, Кейджи. «Нигилизм в России». В самопреодолении нигилизма. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, 1990. с. 127-139
  11. Тургенев Иван. Отцы и сыновья. Перевод Питера Карсона. Нью-Дели: Книги пингвинов. 2015.
  12. Тертон, Глин. «Исторический контекст отцов и детей» в «Реалистическом романе» изд. Деннис Уолдер. Нью-Йорк: Рутледж. 1995.
  13. Вудворд, Джеймс. «Отцы и дети» в Справочнике по русской литературе под ред. Нил Корнуэлл, Николь Кристиан. Чикаго: Издательство Фицрой Дирборн. 1998.

Альма Кортез

Отцы и дети (1862), Иван Тургенев

Добавил: Лиза Хилл | 6 июля 2012 г.

Тургенев. (Источник: Wikipedia Commons)

Иван Тургенев (1818-1883) был крупным русским писателем, и когда я увидел Отцы и дети в качестве аудиокниги в библиотеке, я прихватил ее к своему «Году русского чтения». Впервые она была опубликована в 1862 году и сразу же вызвала споры, оскорбив почти все классы российского общества.

В этой интереснейшей книге не так много действия: в основном это диалоги, в основном между двумя молодыми друзьями, анализирующими, что не так с русским обществом XIX века (незадолго до революции). Во время учебы в Петербургском университете юный Аркадий Кирсанов знакомится с Евгением Базаровым (учится на врача) и настолько увлекается его интеллектом, что приглашает его домой, в Марьино, родовое имение в провинции. Далее следует классический рассказ о разрыве между поколениями: Базаров – нигилист, не признающий ни авторитета, ни идеалов, ни цели жизни. Он любит поспорить ради этого, и ему все равно, кого он обижает — он не согласен со старомодными представлениями о вежливости с хозяевами! Его радикальные нападки на условности вызывают отвращение у отца Аркадия Николая и дяди Павла, и в то время как Николай, кажется, втайне лелеет свое беспокойство и готов не обращать внимания на взгляды Базарова, потому что он так рад видеть Аркадия дома, его брат Павел больше всего возмущен грубостью Базарова. Эта враждебность достигает кульминации в самой драматической сцене книги, которую я оставляю читателям для самостоятельного открытия.

ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕРЫ

Чтобы показать степень небрежного отношения Базарова к чувствам других, тургеневский сюжет затем переносит их в гости к Анне Одинцовой в соседнюю губернию. Она ближе всего к тому, чтобы женщина могла быть интеллектуалкой в ​​обществе, которое отрицает женское образование. Дружба мужчин время от времени подвергается испытаниям во время романа, когда они думают, что соревнуются за одну и ту же женщину, но в конечном итоге Аркадий уступает своему властному другу и вместо этого проявляет интерес к сестре Анны Кате.

Анна наслаждается спаррингом с Базаровым, который громко и долго читает ей лекции о том, что ничто (включая любовь) не имеет никакой ценности. Но интерес Анны к Базарову интеллектуальный, а не эмоциональный. В свои 29 лет, богатая вдова, у нее либеральные взгляды, но она очень упряма и боится перемен, которые может принести эмоциональная привязанность. По иронии судьбы именно Базаров в конце концов отказывается от своей гордыни и признается в своих чувствах к ней. Но, обреченный на несчастье из-за своей философии, Базаров не может возбудить ее привязанности, и его дерзость встречает холодный прием. Молодые люди уходят с нахлынувшими эмоциями, но ничего не решается.

Далее молодые люди посещают семью Базаровых, где родная мать Ирина не может понять его пресыщенного отношения к семейной жизни. Она плачет обильными слезами из-за его пренебрежительного отношения к ней и, хотя она гордится его достижениями, когда он уходит, она скорбит, как «гриб в почве, который не может летать за ним» . К настоящему времени Аркадий скучает по Кате, а его отношения с Базаровым немного гормональные вспыльчивые — они чуть ли не в потасовке. Когда они возвращаются в Марино, дела идут все хуже и хуже, и в конце концов Аркадий отправляется ухаживать за Катей, а Базаров остается, чтобы разжигать дальнейшую вражду со стороны дяди Павла. Плохо кончается для Базарова…

Каждый персонаж представляет тип русского общества. Молодое поколение символизирует реформаторов. Базаров представляет собой молодую радикальную интеллигенцию, которая ниспровергнет господствующие ценности и возглавит революцию. Он дерзкий и недобрый, с утилитарным отношением к людям, и чувствуется только, что Одинцовой без него лучше, (тем более, что в конце концов он флиртует с наложницей Николая). Аркадий — дилетант, которого Базаров привлекает новизной и иной мыслью, но в глубине души обижен небрежным поведением друга. Аркадий – ненадежный последователь.

Старшее поколение символизирует консерватизм, сопротивление переменам и барьеры на пути перемен. Павел представляет непримиримую аристократию, не желающую слушать никаких идей о реформах и легко провоцируемую на насилие, когда их интересам угрожает опасность. Николай, с другой стороны, немного более приспособляем, но не заинтересован в каких-либо изменениях, которые могли бы поставить под угрозу его личный комфорт. Он представляет тех, кто просто хочет спокойной жизни и будет стоять в стороне и ничего не делать, пока прогресс проходит мимо них. Есть также скептически настроенные крестьяне и слуги, которые, как мы (задним числом истории) знаем, скоро возьмут верх над этими аристократами, которым нечего делать, кроме как болтать…

История прочитана Энтони Хилдом с большим чутьем.

Автор: Иван Тургенев.
Название: Отцы и дети.

Доступность:
Рыбный пруд: Отцы и дети (аудиокнига) Отцы и дети (печатная версия)

Нравится:

Нравится Загрузка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *