Сюжет рассказа матренин двор: 👵🏻 «Матрёнин двор» за 11 минут. Краткое содержание рассказа Солженицына

Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» (Матрёнин двор Солженицын)

Россия богата не только безграничными просторами, плодородными землями, фруктовыми садами, но и незаурядными людьми, праведниками, одаренными чистой, божественной энергией. Они смотрят на нас ясными глубокими глазами, будто заглядывают в душу, да так, что ничего от них не скроешь. Праведники жертвуют многими жизненными прелестями ради чистоты души, с радостью помогают окружающим достойно преодолеть все невзгоды, выйти победителем из борьбы с самим собой, духовно очиститься. И что бы о них ни говорили, сколько бы ни удивлялись их неприхотливости, на русской земле всегда найдется место таким людям, ибо они проповедуют правду.

Железная дорога черной змейкой убегает за горизонт, по ней все так же проносятся поезда, где-то быстрее, где-то медленнее. Но «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход».

Нет, пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд опять набирал скорость. Только машинисты знали и помнили, отчего это все. Да Игнатич, повествующий о той горько-нелепой трагедии от первого лица. «Матренин двор» — это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, — о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич.

Действие происходит в 1956 году, через три года после смерти тирана. Люди еще не знают, как жить дальше: из «пыльной горячей пустыни» бесчисленных лагерей они попадают «просто в Россию», чтобы навсегда затеряться где-нибудь в средней полосе — «без жары, с лиственным рокотом леса». Еще год назад, вернувшись из неволи, человек мог устроиться разве что носилки таскать. Даже электриком на порядочное строительство его бы не взяли.

А теперь извольте — можете учительствовать. В отделе кадров, куда следовало обратиться по вопросу трудоустройства, «кадры уже не сидели за черной кожаной дверью, а за остекленной перегородкой, как в аптеке». Воздух был просто наэлектризован свободой. Подождешь, пока объяснение всем твоим странностям найдут, каждую букву в документах «перещупают», походят из комнаты в комнату, куда-то позвонят, — и ты трудоустроен.

В тот год быстрых перемен рассказчик возвращается в новый мир из краев, откуда еще недавно живым мало кто мог вернуться. Устроился он учителем в местечке, «где не обидно бы и жить и умереть», в Высоком Поле. Ночью лишь тихий шелест ветвей по крышам, днем ниоткуда не слышно радио, и все в мире молчит. Но человек нуждается каждый день в завтраке и обеде, а хлеба в Высоком Поле не пекли, да и ничем съестным не торговали. Что ж, благородные работники отдела кадров смилостивились над рассказчиком и направили его судьбу в Торфопро-дукт, куда легко можно было приехать, но уехать — невозможно.

В этом поселке смешались две эпохи — «однообразные худо штукатуренные бараки тридцатых годов и, с резьбой по фасаду, с остекленными верандами, домики пятидесятых». Но жители и тех и других в равной степени вдыхали вонь и копоть из фабричной трубы. Вот куда может завести мечта о тихом уголке России! А ведь там, откуда приехал рассказчик, «дул такой свежий ветер ночами, и только звездный свод распахивался над головой». Но лучше свободно вдыхать фабричные выхлопы, чем наслаждаться красотами природы за колючей проволокой.

На торфяном поселке скитания рассказчика не закончились. Судьбе было угодно, чтобы остановился он в соседней деревушке с ничего не говорящим названием — Тальново, в доме «с четырьмя оконцами в ряд на холодную не красную сторону и с украшенным под теремок чердачным окошком». Избу построили давно и добротно, на большую семью, а жила в ней теперь одинокая женщина лет шестидесяти. Безмолвную, с кругловатым желтым, больным лицом хозяйку звали Матрена. О ней мы узнаем гораздо больше, чем о рассказчике.

Эта женщина с незатейливым деревенским именем много работала, несмотря на болезнь, работала бесплатно: «не за деньги — за палочки».

Пенсию ей не платили. У Матрены в избе жили колченогая кошка, подобранная из жалости, мыши и тараканы. «Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах. А недоступны были мыши для кошки из-за того, что кто-то когда-то оклеил Матренину избу зеленоватыми обоями, да не просто в слой, а в пять слоев. Друг с другом обои склеились хорошо, от стены же во многих местах отстали — и получилась как бы внутренняя шкура на избе. Между бревнами избы и обойной шкурой мыши и проделали себе ходы и нагло шуршали, бегая по ним даже и под потолком». Солженицын описывает деревенский быт с изрядной долей иронии. Желание выполнить работу наверняка, чтобы потом переклеивать не пришлось, оборачивается многочисленными неудобствами для животного и людей. Матрена Васильевна избу не жалела — ни для мышей, ни для тараканов, ибо в шуршании мышей, непрерывном, как далекий шум океана, шорохе тараканов не было ничего злого, не было лжи.

Шуршание было их жизнью.

Матрена отличалась трудолюбием: вставала в четыре-пять утра, «тихо, вежливо, стараясь не шуршать, топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трех чугунках». Наверное, Матрене выпал жребий жить в то время, когда люди работали бескорыстно, не думая о пенсии. А деньги и награды получал тот, кто о высоких результатах докладывал. Матрена никому не могла отказать: без нее ни одна пахота огорода не обходилась. Денег она не брала, получала удовольствие, прилив сил от работы. Матренина покорность шла от сердца. Она не прислуживала, но служила окружающим, всегда была готова поделиться последним.

Матрена Васильевна — человек не от мира сего. Ее дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И все же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрена напоминает библейскую героиню Марию.

Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской крестьянки. Ее облик подобен иконе, жизнь — житию святой. Ее дом — сквозной символический образ рассказа — как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от потопа вместе с семьей и парами всех земных животных, чтобы продолжить род людской. Матрена — праведница. Но односельчане не ведают о ее утаенной святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Подобно Лукерье из рассказа Тургенева «Живые мощи», Матрена на свою жизнь не жаловалась, Богу не докучала, ведь он и так знает, чего ей надобно. Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей ее с Богом. Однако смерть героини — горько-нелепая.

Брат покойного мужа, алчный старик Фаддей, принуждает Матрену отдать ему горницу. Безотказная Матрена остро ощущает вину перед Фаддеем: незадолго до I мировой войны она стала его невестой, но, уверенная, что тот погиб на фронте, вышла замуж за Фаддеева брата. Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают гибель дома Матрены и ее смерть. Быть может, она и предчувствовала неладное: боялась пожара, боялась молнии, а больше всего почему-то — поезда Под поезд она и попала.

Гибель героини символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника» — по русской пословице. Праведница-крестьянка жила в окружении недоброжелательных и корыстных колхозников. Их убогая и несчастная судьба мало чем отличалась от существования лагерных узников. Они жили по искони заведенным порядкам. Даже после смерти Матрены, сделавшей для всех так много добра, соседи не особенно переживали, хотя и плакали, в избу шли с детьми, будто на спектакль. «Те, кто считал себя покойнице роднее, начинали плач еще с порога, а достигнув гроба, наклонялись голосить над самым лицом усопшей».

Плач родственников был «своего рода политикой»: в нем каждый излагал собственные мысли и чувства. И все эти причитания сводились к тому, что «в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!».

Жаль, что добром, народным или своим, называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо. Рассказ «Матренин двор» невозможно читать без слез. Эта грустная история праведницы-крестьянки — не художественный вымысел автора. Солженицын доверяет жизни и ее творцу — Богу — больше, чем художественному вымыслу. Оттого с таким сопереживанием и гордостью читается рассказ: ведь остались еще на земле русской праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша.

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» по главам (И.С. Солженицын)

Рассказ Солженицына «Матрёнин двор» — это трагическое описание судьбы одной женщины и всей советской деревни. Повествование в произведении ведётся от первого лица. В рассказчике читатель угадывает самого Солженицина. Писатель провёл восемь лет в исправительно-трудовых лагерях, после чего он поселился в деревне. Многомудрый Литрекон предлагает читателю краткий пересказ рассказа «Матренин двор» по плану. Основные события в сокращении помогут быстро узнать сюжет книги, а разобраться в нем можно с помощью анализа по плану.

Глава 1

В 1956 году рассказчик Игнатич возвращается в Россию из пустыни. Десять лет он отбывал наказание в лагере, а теперь хотел вернуться к нормальной жизни в средней полосе России. Он хочет начать работать учителем, в каком-нибудь тихом месте, подальше от городской суеты. Он переживает, что на работу его не возьмут, ведь за плечами у него срок.

Но рассказчику дали назначения, правда, в те места, где не было ничего, кроме производства. Даже еду деревенские люди мешками несли из города. Но и в этой местности герой смог найти настоящую деревню — с традициями и историей. Автор остановился в деревушке под названием «Тальново» и поселился в доме у пожилой Матрёны Васильевны. Она квартиранту не обрадовалась, так как уже не могла его обслужить как следует.

По словам Игнатича, Матрёна — одинокая женщина лет шестидесяти с болезненным и жёлтым лицом. Несмотря на солидный возраст, она весьма хозяйственна и трудолюбива. Однако здоровье время от времени сильно подводило её. Хворь налетала неожиданно и укладывала Матрёну на несколько дней в постель. Как только болезнь отступала, героиня принималась хлопотать по дому. Половина ее избы была заставлена растительностью. Также жили больная и старая кошка, мыши и тараканы. Квартирант быстро к ним привык.

Квартирант был выгоден Матрене, но она хотела подыскать для него жилье получше. Но ни она, ни рассказчик ничего не нашли. А ему понравился этот вариант, так как у Матрены не было радио, которое так ему досаждало. Позже рассказчик выяснил, что хозяйка многие годы не получала никаких денег, так как не выплачивали пенсию. Вместе оплаты в колхозе она получала «палочки» — зачтенные трудодни. Жила она только за счет очень скудной помощи от родных.

Просыпалась Матрёна Васильевна в четыре часа утра, двигалась тихо, стараясь не будить квартиранта. Сперва она доила козу и наводила в доме порядок, после чего принималась стряпать завтрак своему квартиранту. С продуктами была напряжёнка, почти все в селе жили впроголодь. Ели одну картошку, сдабривая её жиром, и ячменную кашу. Самая мелкая и гнилая доставалась единственной козе, чуть получше — ей самой, а самая крупная — с куриное яйцо — рассказчику. Огород был очень плох и скуден. Пища в деревне была невкусной и вызывала изжогу, потому что нормальных продуктов не было, а готовка в печи была неудобной, и пища всегда пригорала. Но квартирант всегда искренне благодарил Матрену, а она лучезарно улыбалась. 

Узнав от соседок про пенсионные реформы, женщина пыталась получить выплаты от государства. Однако этот процесс оказался непростым и долговременным: Матрена болела, но инвалидом ее не признали; она работала 25 лет в колхозе, но не на производстве, а потому ей самой пенсия не полагалась, и можно было получать лишь за мужа — из-за утери кормильца. А его не было на свете уже 15 лет, и было сложно достать все справки. Героиню намеренно гоняли туда-сюда неумелые чиновники. Контора находилась очень далеко, и Матрёне приходилось мотаться по несколько раз в разные места. И только к зиме ей все-таки удалось получить долгожданную пенсию: 80 р. На эти деньги Матрёна купила себе валенки и пальто, а оставшуюся часть денег оставила на «чёрный день».

После всех этих хлопот лишь одно утешало Матрену: труд. Она часто ходила в лес по ягоды и за торфом, а также копала картошку. Однако за воровство торфа было положено наказание. Лишь учителям, рабочим и приближенным власть имущих полагалось по машине торфа на зиму, и то мало. А крестьяне не получали даже этого, а потому искали сами и рисковали. У них отняли лошадей для колхоза, и у всех людей были больные спины из-за вечной необходимости нести огромные грузы несколько километров.

Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста

Были и другие проблемы в советской деревне. Так, Матрена не могла держать корову, как и многие другие, потому что нигде не было травы для ее кормёжки. У каждого луга был свой хозяин — советское предприятие, короче запрещало брать траву для сена. Даже в колхозе все уходило на нужды колхоза, и людям ничего не оставалось. Также всем инвалидам и пенсионерам обрезали огороды, причем, лишняя земля так и осталась пустой.  А когда в колхозе не хватало рабочих рук, старухам вроде Матрены приходилось выходить на работу бесплатно. И со своими вилами. Часто героиня вспоминала, что на себя люди работали куда охотнее. Раз в полтора месяца нужно было кормить пастухов, и тогда Матрена покупала то, что не ела сама, лишь бы угодить. Медицинской помощи в деревне не было. Если врач и приезжал, то был зол и гнал пациента до приемного пункта, а там его анализы благополучно терялись. Доехать по железной дороге было нереально, так как билеты продавали лишь мимо кассы. Из-за этой жадности контролеров вагоны шли пустыми.

Часто Матрена помогала людям просто так, потому что не могла отказать. Но от денег всегда отказывалась. Но при этом героиня считала, что теперь ни на что не способна. В молодости она могла остановить буйного коня на скаку — такая была у нее сила. Но в старости все забыли о Матрене. Даже родные сестры не приходили к ней, опасаясь, что она попросит помощи.

Когда Игнатьич получил первую зарплату, он завел личное радио, на котором часто слушал музыку. Матрене очень понравились романсы Глинки, она даже плакала.

Глава 2

За время, что Игнатич жил у Матрёны, они привыкли друг к другу. Матрёна не досаждала его расспросами о жизни, и он «не бредил её прошлым». Однако он знал, что она вышла замуж еще до революции и сразу же взялась за хозяйство в новом доме. Сама Матрёна Васильевна рожала шесть раз, и ни один ребёнок не выжил. Вскоре Ефим ушёл на Вторую мировую войну и пропал без вести. Оставшись одна в огромной избе, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея (брата мужа) Киру.

Однажды в дом Матрёны приходит высокий и «весь черный» старик Фаддей. Он просит рассказчика поставить его сыну хорошую оценку. Антоша не хотел учиться, потому что его и так переводили в другие классы из-за высоких требований к успеваемости учеников. Игнатьич ничем не мог помочь, ведь мальчик и правда не знал азов школьной программы в 8 классе. 

Когда гость ушёл, и настал вечер, Матрёна призналась Игнатичу, что когда-то она должна была выйти замуж за Фаддея, но его взяли в плен во время Первой мировой войны. Прождав три года, Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима по настоянию родственников жениха. И переехала в дом, где и прожила всю жизнь. Однако летом из венгерского плена вернулся Фаддей. В порыве гнева он чуть не зарубил Матрёну и родного брата. Мужчина не смог простить Матрёне измену. Долго после этого Фаддей искал себе жену с таким же именем. И всё-таки нашёл в соседней деревне невесту. Построил отдельную избу, народил детей. Однако часто поднимал руку на жену, а она в слезах прибегала и жаловалась другой Матрене. Фаддей был скаредным, злым и жестоким мужем. У них с женой родилось 6 детей, а у Матрены все погибли, и люди думали, что на ней порча. Тогда Матрена попросила у них одну из девочек на воспитание, чтобы не было скучно. Десять лет воспитывала ее Матрена, пока не отдала замуж. Только Кира с мужем ей и помогали. Женщина завещала Кире часть своего дома — горницу. 

Через несколько дней после этого разговора мужу Киры выделили участок земли и, чтобы удержать его, нужно было что-нибудь построить на нём. Горница вполне подходила. Фаддей хотел получить участок даже больше молодых, а потому стал часто наведываться в гости к Матрёне и уговаривал при жизни отдать горницу. Делать было нечего, и она согласилась.

Следующим же утром Фаддей с сыновьями приехали отделять пристрой от избы. Когда-то эта горница была предназначена Фаддею, для его молодой семьи, и теперь он с удовольствием ломал ее, чтобы вновь забрать себе. Дом Матрены был сильно изуродован и больше не годился для зимовки, но Фаддею было наплевать. А к Матрене пожаловали три младших сестры и обругали ее дурой, ведь они рассчитывали получить целый дом после ее смерти. В те же дни из дома пропадая кошка.

Но вывезти доски сразу не удалось — разыгралась сильная метель. За один раз всё вывезти не получалось. Сруб на санях не умещался, и сыновья Фаддея наспех сколотили ещё одни. Две ходки трактористу делать не хотелось, поэтому к трактору привязали сразу оба прицепа. Матрёна решила помочь и отправилась с ними, чтобы довезти горницу до места. Однако домой она больше не вернулась. В избу постучались люди в шинелях, чтобы узнать, была ли попойка перед отправкой горницы. За самогон в деревне можно было получить немалый срок, и Игнатьич прикрыл Матрену, сказав, что не заметил самогона. От людей в шинелях Игнатич узнаёт, что вторые сани застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погибли тракторист, сын Фаддея и сама Матрёна Васильевна.

Пришла подруга Матрены — Маша. Она и рассказала, что из-за аварии были повреждены рельсы, что трактор и сани разрушены, что есть раненые. Муж Киры едва не повесился из-за чувства вины. Племянник Фаддея был ранен и спрятался у тетки. Все боятся, что не миновать уголовного дела. А Маша поплакала и напомнила о том, что Матрена завещала ее дочери вязанную кофту. Так начался дележ имущества Матрены.

Глава 3

Оплакивали и отпевали Матрёну уже на следущий день. Искренне горевала по Матрёне только её названная дочь Кира, а остальные только делали вид, что скорбят. Кира потеряла еще и родного брата, а мужа ее должны были судить, и все боялись за ее психическое здоровье. В похоронах был только продуманный и холодный расчет: те, кто считал себя наследниками, выли больше всех, но не искренне.

Хозяйством мигом завладели три её сестры, о которых раньше даже слышно не было. Они плакали не о Матрене, а о том, что она отдала горницу родне мужа. А родня мужа плакала о том, что Матрена вообще полезла не в свое дело. Нужно было просто отдать горницу и сидеть дома. А Фаддея беспокоили только сани, оставшиеся на переезде. Там еще остались бревна для горницы.

На похоронах о Матрене не говорили вовсе. Все пили и болтали о своем. После них Фаддей и сестры ругались за наследство. В итоге Фаддею достались только горница, сарай и забор.

Скоро избу Матрёны заколотили, а Игнатич переселился к одной из её родственниц, которая часто вспоминала покойную Матрёну Васильевну недобрым словом. По ее словам, Ефим в городе завел себе любовницу и не хотел даже возвращаться к «деревенщине» Матрене. После описанных событий, автор понимает, что весь мир держится именно на таких людях, как Матрёна. Образ Матрёны — это образ праведника, без которого ни стоит ни село, ни город, ни вся наша земля.

Автор: Василиса Козьменко

Судьба матрёны, как к ней относятся односельчане. А.И. Солженицын «Матрёнин двор» (вопросы к анализу рассказа) учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

В 1963 году был опубликован один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. На основе событий из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в повести «Матрена двор» уникален. Ничего подобного в деревенской прозе раньше не было. Именно поэтому это произведение заняло особое место в русской литературе.

Сюжет

История рассказывается с точки зрения автора. Некий учитель и бывший отдыхающий ходит летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель – заблудиться где-нибудь в российской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, проведенных в лагере, герой рассказа все еще надеется найти работу учителем. Ему это удается. Он поселяется в селе Тальново.

Образ Матрены в повести «Матрена двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайный знакомый помогает главному герою найти убежище. После долгих и безуспешных поисков он предлагает пойти к Матрене, предупреждая, что «она в глуши живет и больна». Они направляются к ней.

Владение Матрены

Дом старый и гнилой. Он был построен много лет назад для большой семьи, но сейчас в нем жила всего одна женщина лет шестидесяти. Без описания бедной деревенской жизни повесть «Матренин двор» не была бы такой проникновенной. Образ Матрены — самой героини рассказа — полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, усталые глаза…

В доме полно мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, есть тараканы и криворукий кот.

Образ Матрены в повести «Матрена двор» — основа повести. На ее основе автор раскрывает свой духовный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее непростой судьбе. Она потеряла мужа на фронте. Она всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее гостья узнает, что она уже много лет не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палки.

Она была недовольна жильцом, некоторое время уговаривала его найти дом почище и поудобнее. Но желание гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, что учительница поселилась у нее, старушка встала засветло, приготовила нехитрый завтрак. И казалось, что в жизни Матрены появился некий смысл.

образ крестьянки

Образ Матрены в повести «Матрена двор» — удивительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина работает уже полвека не для того, чтобы сделать добро, а по привычке. Потому что другого бытия не существует.

Надо сказать, что судьба крестьянства всегда привлекала Солженицына, так как его предки принадлежали к этому сословию. И считал, что именно трудолюбие, искренность и щедрость отличают представителей этого социального слоя. Что подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в повести «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает жильцу историю своей жизни. Муж Ефима погиб на войне, но перед этим за ней сватался его брат. Она согласилась, числилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один из детей Матрены не выжил. А потом она овдовела.

Конец трагичен. Она умирает из-за своей наивности и доброты. Этим событием заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведной Матрены печальнее тем, что при всех своих хороших качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрёна всю жизнь прожила в большом доме одна, кроме недолгого женского счастья, которое разрушила война. А также те годы, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и у них было шестеро детей. Матрена попросила его воспитать девочку, от чего он не отказался. Но ее приемная дочь бросила ее.

Удивителен образ Матрены в повести А. И. Солженицына «Матренин двор». Ни вечная нищета, ни обиды, ни всякого рода притеснения не разрушают его. Для женщины лучшим способом вернуть хорошее настроение была работа. И после трудов стала довольная, просветленная, с доброю улыбкой.

Последний Праведник

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю жизнь добра, она не очерствела, сохранила способность сочувствовать. Ни одна тяжелая работа в деревне не обходилась без ее участия. Несмотря на болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в плуг, забывая о преклонном возрасте и о болезни, мучившей ее более двадцати лет.

Эта женщина никогда и ни в чем не отказывала родным, а ее неумение сохранить собственное «добро» привело к тому, что она лишилась горницы – единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в повести А. И. Солженицына олицетворяет самоотверженность и добродетель, которые почему-то не вызывали ни уважения, ни отклика у окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противостоит ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого система образов была бы неполной. «Матрена двор» — это история, в которой, кроме главного героя, есть и другие лица. Но Фаддей представляет собой разительный контраст с главным героем. Вернувшись с фронта живым, он не простил невесте измены. Хотя, следует сказать, что она не любила его брата, а только жалела его. Понимая, что его семье трудно без любовницы. Смерть Матрены в конце повести — следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили быстрее перенести комнату, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Только правая рука осталась целой. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело равнодушно, равнодушно.

В судьбе Фаддея тоже много горестей и разочарований, но разница между двумя персонажами в том, что Матрена смогла спасти свою душу, а он нет. После ее смерти его волнуют только скудные пожитки Матренино, которые он тут же тащит в свой дом. Фаддей не приходит на поминки.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, с ее уходом рассеивается. Деревня не может стоять без праведника. Образ Матрены, героини повести Солженицына «Матрена двор», — это остатки чистой русской души, которая еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому что в России все меньше и меньше ценится праведность и доброта.

История, как уже было сказано, основана на реальных событиях. Отличия только в названии населенного пункта и некоторых деталях. Героиню на самом деле звали Матрена. Она жила в одной из деревень Владимирской области, где автор провел 1956-1957 годы. В 2011 году в ее доме планировали сделать музей. Но у Матрены двор сгорел. В 2013 году дом-музей был отреставрирован.

Произведение впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительный отклик. История праведницы породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что повесть создана великим и правдивым художником, способным вернуть народу родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

Взгляд А. И. Солженицына на деревню 1950-1960-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Поэтому редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский, настоял на переносе времени действия повести «Матрена двор» (1959) с 1956 на 1953 год. Это был редакционный ход в надежде добиться публикации нового произведения Солженицына: события повести были перенесены в время до хрущевской оттепели. Изображенная картина оставляет слишком тягостное впечатление. «Листья облетели, снег выпал — и тут же растаял. Снова вспахал, снова посеял, снова пожал. И снова облетели листья, и снова выпал снег. И одна революция. И еще одна революция. И весь мир перевернулся.

В основе сюжета обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. Солженицын строит свой рассказ на этом традиционном принципе. Судьба забросила героя-рассказчика на станцию ​​со странным для русских мест названием — Торфяной продукт. Здесь «выстояли и преодолели революцию дремучие, непроходимые леса». Но потом их вырубили, свели на корню. В деревне хлеб уже не пекли, ничего съестного не продавали — стол стал скудным и скудным. Колхозники «до белых мух, все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров должны были собирать уже из-под снега.

Характер главной героини повести Матрёны раскрывается автором через трагическое событие — её смерть. Только после ее смерти «предо мною проплыл образ Матрены, какой я ее не понимал, даже живя рядом с ней». На протяжении всего рассказа автор не дает подробного, конкретного описания героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучистая», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Но к концу рассказа читатель представляет себе облик героини. Отношение автора к Матрене чувствуется в тональности фразы, подборе красок: «От красного морозного солнца замерзшее окно балдахина, теперь укороченное, налилось чуть розовым, и лицо Матрены согрело это отражение». А дальше – прямое авторское описание: «Хорошие лица всегда у тех людей, кто не в ладах со своей совестью». Помню ровную, мелодичную, исконно русскую речь Матрены, начинавшуюся «каким-то тихим теплым ропотом, как у бабушек в сказках».

Окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печкой является как бы продолжением ее самой, частью ее жизни. Здесь все органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и лохматый кот, подобранный Матреной из жалости, и мыши, носившиеся за обоями на трагическая ночь Матрениной смерти, как будто сама Матрена «невидимо носилась и прощалась здесь со своей избой. Любимые фикусы «заполнили одиночество хозяйки молчаливой, но живой толпой». Те самые фикусы, которые когда-то Матрёна спасла при пожаре, не думая о скудном нажитом благе. «Напуганные толпой» фикусы замерзли в ту страшную ночь, а потом их навсегда вынесли из шалаша…

Автор-рассказчик разворачивает историю жизни Матрены не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей испытать на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а потом списал за ненадобностью оставшуюся без пенсии и содержания. В судьбе Матрены сосредоточена трагедия деревенской русской женщины — самая выразительная, вопиющая.

Но она не злилась на этот мир, она сохранила хорошее настроение, чувство радости и жалости к другим, лучезарная улыбка до сих пор озаряет ее лицо. «У нее был верный способ вернуть себе хорошее настроение — работа». И на старости лет Матрёна покоя не знала: то лопату схватила, то пошла с мешком на болото косить траву для своей грязно-белой козы, то пошла с другими бабами торф воровать на зимнюю растопку тайком из колхоза.

«Матрена рассердилась на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того, по первому же постановлению она пошла помогать колхозу, не получив, как прежде, ничего за свой труд. Да и не отказала она в помощи ни одному дальнему родственнику или соседу, без тени зависти потом рассказав гостю о богатом урожае картошки у соседа. Работа никогда не была ей в тягость: «Матрена никогда не жалела ни труда, ни добра». И беззастенчиво все вокруг Матрёны пользовались бескорыстием.

Жила бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измученная работой и болезнью. Родственники в ее доме почти не появлялись, видимо, опасаясь, что Матрена попросит их о помощи. Все дружно осуждали ее, что она смешная и глупая, работает на других бесплатно, всегда лезет в мужские дела (ведь ее сбил поезд, потому что она хотела помочь мужикам тащить сани через переправу). Правда, после смерти Матрёны сестры тотчас же сбежались, «схватили избу, козу и печку, заперли её сундук на замок, двести погребальных рублей выпотрошили из подкладки её пальто». Да и полувековой друг, «единственный искренне любивший Матрёну в этом селе», прибежавший в слезах с трагическим известием, тем не менее, уходя, забрал с собой вязаную кофточку Матрены, чтобы сестры не достались . Невестка, узнавшая простоту и радушие Матроны, говорила об этом «с презрительным сожалением». Все безжалостно пользовались добротой и невинностью Матрёны — и единогласно осуждали за это.

Значительное место в повести писатель уделяет сцене похорон. И это не случайно. В последний раз в доме Матрены собрались все родственники и друзья, в окружении которых она прожила свою жизнь. И оказалось, что Матрена уходила из жизни, так никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная. На поминальном обеде много выпили, громко сказали: «Дело совсем не в Матрёне». Пели, как обычно, «Вечную память», но «голоса были хриплые, разные, лица пьяные, и никто не вложил чувства в эту вечную память».

Смерть героини — начало разложения, гибели тех нравственных устоев, которые Матрена укрепила своей жизнью. Она единственная в деревне жила в своем мире: устроила свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив душу и внутреннюю свободу. По-народному, мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по натуре, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор», свой мир, особый мир праведников. Но Матрена умирает — и этот мир рушится: ее дом разваливается бревном, ее скромные пожитки жадно делят. И некому защитить Матрену Двор, никто даже не думает, что с уходом Матрены уходит что-то очень ценное и важное, не поддающееся разделу и примитивной житейской оценке.

«Мы все жили рядом с ней и не понимали, что она такой же праведник, без которого, по пословице, село не стоит. Ни город. Не вся наша земля».

Горький конец истории. Автор признается, что он, породнившись с Матреной, не преследует никаких корыстных интересов, тем не менее, он не понял ее до конца. И только смерть открыла ему величественный и трагический образ Матрены. Повесть представляет собой своего рода покаяние автора, горькое раскаяние в нравственной слепоте всех окружающих, в том числе и самого себя. Он склоняет голову перед человеком бескорыстной души, абсолютно безответным, беззащитным.

Несмотря на трагичность событий, история выдержана на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте. Он настраивает читателя на хорошие чувства и серьезные размышления.

В журнале «Новый мир» опубликовано несколько произведений Солженицына, в том числе «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобиографичен и достоверен». В нем рассказывается о русской деревне, о ее жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи — качествах, которые подходят праведнику, без которого «деревня не стоит».

«Матрена двор» — это рассказ о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советском порядке постсталинской эпохи и о жизни самых обычных людей, живущих вдали от городской суеты. Повествование ведется не от лица главного героя, а от лица рассказчика Игнатьича, который во всей повести как бы играет роль лишь стороннего наблюдателя. То, что описывается в повести, относится к 1956 году — со дня смерти Сталина прошло три года, и тогда русский народ еще не знал и не осознавал, как жить дальше.

Матренин Двор разделен на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, она начинается на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он бывший заключенный, а сейчас работает учителем в школе, приехал туда в поисках мира и спокойствия. В сталинские времена отсидевшим практически невозможно было найти работу, а после смерти вождя многие становились школьными учителями (редкая профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой он легок в общении и спокоен на душе. Жилище ее было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нем не было уюта: «Может быть, кому-нибудь из деревни, кто побогаче, Матренина изба казалась неблагоустроенной, но мы были с ней в ту осень и зиму хорошо».0106
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрены, когда ей пришлось многое пережить. Война забрала у нее жениха Фадея, и ей пришлось выйти замуж за его брата, у которого на руках были дети. Сжалившись над ним, она стала его женой, хотя совсем его не любила. Но через три года неожиданно вернулся Фадей, которого женщина по-прежнему любила. Вернувшийся воин возненавидел ее и ее брата за предательство. Но тяжелая жизнь не смогла убить ее доброту и трудолюбие, ведь именно в работе и заботе о других она находила утешение. Матрёна даже погибла, занимаясь бизнесом — помогла любовнику и сыновьям перетащить по железнодорожным путям часть её дома, завещанную Кире (его родной дочери). И эта смерть была вызвана жадностью, жадностью и черствостью Фадея: он решил забрать наследство еще при жизни Матрёны.
  3. В третьей части рассказывается о том, как рассказчик узнает о смерти Матрены, описываются похороны и поминки. Близкие ей люди плачут не от горя, а потому, что так принято, и в голове у них только мысли о разделе имущества покойного. Фейди нет на поминках.
  4. главные герои

    Григорьева Матрена Васильевна — пожилая женщина, крестьянка, освобожденная от работы в колхозе по болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже незнакомым. В эпизоде, когда рассказчик поселяется в своей избе, автор упоминает, что она сознательно никогда не искала себе жильца, то есть не хотела зарабатывать на этом деньги, даже не наживалась на том, что могла. Ее богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла с улицы, коза, а также мыши и тараканы. За брата жениха Матрёна тоже вышла замуж из желания помочь: «Мать у них умерла… рук не хватило».

    У самой Матрёны тоже были дети, шестеро, но все они умерли в раннем детстве, поэтому позже она взяла на воспитание младшую дочь Фадею Киру. Матрена вставала рано утром, работала до темноты, но никому не выказывала ни усталости, ни недовольства: ко всем была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать чьей-то обузой, не жаловалась, даже боялась лишний раз вызвать врача. Повзрослевшая Матрена, Кира, хотела подарить свою комнату, для чего надо было делить дом — во время переезда вещи Фадея застряли в салазках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить о помощи, не было человека, готового самоотверженно прийти на помощь. Но родственники покойного держали в голове только мысль о наживе, о дележе того, что осталось от бедной крестьянки, думая об этом уже на похоронах. Матрена очень выделялась на фоне односельчан; Таким образом, она была незаменимой, невидимой и единственной праведницей.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он вышел из ссылки и был оправдан, затем отправился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Он нашел пристанище у Матрёны. Судя по желанию отойти от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он переживает, когда женщина по ошибке берет его телогрейку, а себе не находит места из-за громкости громкоговорителя. Рассказчик поладил с хозяйкой дома, это показывает, что он еще не совсем асоциален. Однако он не очень хорошо разбирается в людях: смысл того, что Матрена жила, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и вопросы

    Солженицын в повести «Матрена двор» рассказывает о жизни жителей русской деревни, о системе отношений между властью и человеком, о высоком значении самоотверженного труда в царстве себялюбия и жадности.

    Из всего этого наиболее ярко показана тема труда. Матрена – человек, который ничего не просит взамен, и готов отдать себя на благо других. Они этого не ценят и даже не пытаются понять, но это человек, который каждый день переживает трагедию: сначала ошибки молодости и боль утраты, потом частые болезни, тяжелая работа, не жизнь , а выживание. Но от всех проблем и невзгод Матрёна находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и переутомление приводят ее к гибели. Смысл жизни Матрены именно в этом, а еще забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближнему – главная тема повести.

    Проблема морали также занимает важное место в повести. Материальные ценности в деревне возвышаются над душой человека и его трудом, над человечеством вообще. Второстепенные персонажи просто не способны понять глубину характера Матрены: жадность и желание обладать большим ослепляют их глаза и не позволяют увидеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит тюремное заключение, но мысли его о том, как спасти бревна, которые не успели сжечь.

    Кроме того, в повести присутствует тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей — которых коснулись полные корысти люди. Фадей проклял горницу Матрены, взявшись ее снести.

    Идея

    Вышеуказанные темы и проблемы в повести «Матрена двор» направлены на раскрытие глубины чистого мировоззрения главной героини. Обыкновенная крестьянка — пример того, что трудности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены рушится все, что она образно строила. Ее дом разбирают, остальное имущество делят между собой, двор остается пустым, бесхозным. Поэтому ее жизнь выглядит жалкой, об утрате никто не подозревает. Но не произойдет ли то же самое с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материала и учит не судить о других по богатству и достижениям. Истинный смысл – это нравственный образ, который не меркнет даже после смерти, потому что остается в памяти тех, кто видел его свет.

    Возможно, со временем герои заметят, что в их жизни отсутствует очень важная часть: бесценные ценности. Зачем раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? А что же тогда означает название рассказа «Матрена двор»? Последние слова о том, что Матрена женщина праведная, стирают границы ее двора и раздвигают их до масштабов всего мира, тем самым делая проблему нравственности всеобщей.

    Народный персонаж в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Покаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы, они кажутся невесомыми, они словно скользят по этой жиже, совсем в ней не тонут, даже касаясь ее поверхности ногами? Таких людей встречал каждый из нас, в России их не десять и не сотня, они праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие моменты отвечали им тем же, распоряжаются , — и тотчас же погрузились обратно в наши обреченные глубины».0003

    Матрёна отличается от остальных способностью поддерживать человечность и твёрдым стержнем внутри. Тем, кто без зазрения совести пользовался ее помощью и добротой, могло показаться, что она была безвольной и податливой, но героиня помогала, основываясь только на внутреннем бескорыстии и нравственном величии.

    Интересно? Сохраните себе на стену!

>Характеристика героев Матренин двор

Матрена

Григорьева Матрена Васильевна — главная героиня повести А. И. Солженицына «Матренин двор», пожилая крестьянка из села Тальново. Это одинокая шестидесятилетняя женщина, которая всю жизнь проработала бесплатно в колхозе, а теперь не могла получить пенсию, так как у нее не было фиксированного стажа. Она также не могла получить выплаты по потере кормильца, так как ее муж пропал без вести на фронте пятнадцать лет назад, а справок с прежних мест работы уже не было. Вскоре у нее появился гость — новый учитель математики в деревне Игнатьич. После этого ей назначили пенсию в восемьдесят рублей, а школа стала платить сто рублей за жильца, а еще давала торфяную машину на зиму.

Соседи стали завидовать женщине. Откуда ни возьмись появились родственники: три сестры, претендующие на наследство. Сама Матрена была по натуре очень добрым, трудолюбивым и отзывчивым человеком. Несмотря на преклонный возраст и различные недуги, она пошла на помощь соседям, колхозу, бросив свои повседневные дела. В молодости она любила Фадея Мироновича и ждала его три года из армии. Не получив от него известий, Матрёна была выдана замуж за брата Фаддея, Ефима. А через несколько месяцев вернулся и сам Фаддей, он хотел убить молодого топором, но передумал, все-таки брат. Он тоже полюбил Матрену и нашел себе жену с таким же именем. «Вторая» Матрена родила ему шестерых детей, а у Матрёны Васильевны не было ни одного ребёнка. В деревне говорили, что на ней «порча». В результате она усыновила и воспитала младшую дочь Фаддея и «вторую» Матрену Киру.

После замужества Кира с мужем-машинистом уехали в Черусти. Матрена Васильевна обещала после смерти отдать ей часть своей избы в качестве приданого. Но Фаддей не стал ждать, пока Матрена умрет, и стал требовать обещанный сруб для горницы. Выяснилось, что молодым людям выделили участок земли под дом, и сруб не помешал бы. Фаддей с сыновьями и зятем стал разбирать хижину и перетаскивать ее через железную дорогу. Помогала им и в этом Матрона. Сестры ругали ее и просили не отдавать дом, но она не слушала. Она погибла на рельсах под колесами поезда, везущего собственную хижину. Такая нелепая и трагическая смерть постигла героиню. Родственники Матрены на похоронах думали только о том, как поделить несчастное имущество. А рассказчик Игнатьич искренне восхищался ею и считал, что именно на таких, как она, держатся села, города и вся наша земля.

Канадско-американские славистические исследования Том 33 Выпуск 2-4 (1999)

Заголовок:
СОЛЖЕНИЦЫН, ИЗГНАНИЕ И ГЕНИЙ МЕСТА
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/221023999X00256
Язык:
Английский
Страницы:
307–334
В:
Канадско-американские славистики
В:
Том 33: Выпуск 2-4
Издатель:
Брилл | Шёнинг
E-ISSN:
2210-2396
Распечатать ISSN:
0090-8290
Предметы:
История, славяноведение и евразийство

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 170 28 5
Полнотекстовые просмотры 51 0 0
Просмотры и загрузки PDF 27 2 0

Заголовок:
СОЛЖЕНИЦЫН, ИЗГНАНИЕ И ГЕНИЙ МЕСТА
Тип статьи:
научная статья
DOI:
https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *