Святослав против Царьграда — Статьи
Итак, как верно подметили все те же сотрудники «Сатирикона», Святослав был князем воинственным. При этом, однако, благородным: согласно «Повести временных лет», противников он зачастую оповещал о запланированных походах, рассылая предупреждения в стиле «Иду на вы».
Столкновение Святослава с Византией произошло в 971 году. Начиналось все, если верить русской летописи, примерно так: «Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву со Святославом, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: «Здесь нам и умереть; постоим же мужественно, братья и дружина!». И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город».
Далее, по словам летописца, события разворачивались поистине былинным образом. «Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань и на всю свою дружину и скажи, сколько вас, и дадим мы по числу дружинников твоих», — сказали хитроумные греки.
Встреча Иоанна Цимисхия и Святослава. Византийское изображение. (wikipedia.org)
Святослав же ответил «лживым грекам», что численность его войска — двадцать тысяч, что, впрочем, не было правдой: князь-язычник располагал лишь десятью тысячами человек. Греки, получив необходимую информацию, никакой дани, разумеется, не выплатили, а выставили против Святослава сто тысяч воинов. Тут-то сын Игоря и произнес свои знаменитые слова: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим — должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвым не ведом позор. Если же побежим — позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь». По преданию, ответ воинов был таким: «Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим».
Победил, по закону жанра, разумеется, Святослав. Летописец повествует и о том, как князь отвергал и принимал дань, подойдя практически вплотную к Царьграду. Выяснилось, что на золото и дорогие ткани он не падок, а в дар с радостью принимает лишь оружие. «Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Соглашайся на дань», — посоветовали византийцы своему царю. Суровый Святослав взял дань с расчетом как на живых, так и на погибших воинов, и отправился восвояси.
Византийская конница X века. (wikipedia.org)
Также летописец рассказывает о заключении мира между Русью и Византией и приводит текст документа — мирного договора: «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира.
Разумеется, «Повесть временных лет» сложно назвать в полной мере достоверным историческим источником. Некоторые исследователи и вовсе призывают относиться к ней исключительно как к художественному произведению. Поэтому неудивительно, что летопись вступает в противоречие с византийскими хрониками. Историк Лев Диакон вложил в уста Святослава такие слова: «Я не вижу никакой необходимости для императора ромеев спешить к нам; пусть он не изнуряет свои силы на путешествие в сию страну — мы сами разобьем вскоре свои шатры у ворот Византия и возведем вокруг города крепкие заслоны, а если он выйдет к нам, если решится противостоять такой беде, мы храбро встретим его и покажем ему на деле, что мы не какие-нибудь ремесленники, добывающие средства к жизни трудами рук своих, а мужи крови, которые оружием побеждают врага. Зря он по неразумию своему принимает росов за изнеженных баб и тщится запугать нас подобными угрозами, как грудных младенцев, которых стращают всякими пугалами».
Сами же события, согласно византийским источником, разворачивались едва ли не противоположным образом. Константин Манассия в XII веке описал русско-византийскую войну так: «При этом царе Никифоре завоевали русы Болгарскую землю. Дважды за два года царь Никифор наводил Святослава на болгар… После взятия Преслава князь русский Святослав завоевал Болгарскую землю, подчинил себе и сел в Доростоле. Пришёл туда Цимисхий с большой ратью, победил его, а самого отпустил восвояси. Но Святослав дошёл до земель печенегов и там был убит вместе со своими воинами». Вполне вероятно, что правда, как это часто бывает, где-то посередине. По крайней мере, и автор «Повести временных лет», и византийский хронист солидарны в одном: вскоре после описываемых событий князь Святослав погиб от руки печенегов. По легенде, из его черепа сделали чашу.
Летописец, кстати, не слишком-то горевал об убийстве Святослава. Описание финала его жизненного пути совсем не похоже, например, на рассказ о смерти Ольги. Дело в том, что в вопросе религии Святослав оказался «слабым звеном» — он не принял христианство, несмотря на все увещевания матери.
Сборник: Первые киевские князья
Они отражали набеги кочевников и совершали походы на Византию, устанавливали выгодные торговые отношения и формировали основы русской государственности.
- Статьи
- Европа
- X-XIII вв.
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Появление Ольги в качестве действующего лица русской истории напоминает молниеносный разящий прыжок тигрицы, доселе таившейся в лесной чаще. Энергия, решительность, отвага, коварство и расчётливая свирепость её действий ужасают и завораживают одновременно.
- Статьи
- Европа
- X век
Святослав против Царьграда
Святослав против Царьграда
Что известно о взаимоотношениях князя Святослава Игоревича с Царьградом из древнерусских и византийских источников?
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
Вещий Олег и поход на Царьград
Вещий Олег и поход на Царьград
Князь Олег, как известно, не был представителем династии Рюриковичей, а, вероятно, являлся регентом при сыне Рюрика, Игоре.
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
«Алчный князь» Игорь Рюрикович
«Алчный князь» Игорь Рюрикович
Сын Рюрика принял княжение после смерти Вещего Олега, а закончил жизнь разорванным между двух деревьев.
- Статьи
- Европа
- X век
Ярополк Святославич — жертва предательства
Ярополк Святославич — жертва предательства
Старший сын Святослава Игоревича, Ярополк, княжил в Киеве пять лет, пока не был убит младшим братом Владимиром.
- ЕГЭ
- Европа
- IX-XV вв.
Первые князья Древней Руси
Первые князья Древней Руси
Сколько языков знали древние князья? Сколько жён было у Владимира Крестителя? И кто заказал Бориса и Глеба?
- Статьи
- Европа
- X-XIII вв.
Княгиня Ольга: мстить по-русски
Появление Ольги в качестве действующего лица русской истории напоминает молниеносный разящий прыжок тигрицы, доселе таившейся в лесной чаще. Энергия, решительность, отвага, коварство и расчётливая свирепость её действий ужасают и завораживают одновременно.
- Статьи
- Европа
- X век
Святослав против Царьграда
Что известно о взаимоотношениях князя Святослава Игоревича с Царьградом из древнерусских и византийских источников?
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
Вещий Олег и поход на Царьград
Князь Олег, как известно, не был представителем династии Рюриковичей, а, вероятно, являлся регентом при сыне Рюрика, Игоре.
- Статьи
- Европа
- IX-X вв.
«Алчный князь» Игорь Рюрикович
Сын Рюрика принял княжение после смерти Вещего Олега, а закончил жизнь разорванным между двух деревьев.
- Статьи
- Европа
- X век
Ярополк Святославич — жертва предательства
Старший сын Святослава Игоревича, Ярополк, княжил в Киеве пять лет, пока не был убит младшим братом Владимиром.
- ЕГЭ
- Европа
- IX-XV вв.
Первые князья Древней Руси
Сколько языков знали древние князья? Сколько жён было у Владимира Крестителя? И кто заказал Бориса и Глеба?
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель
- Статьи
- Европа
- XX век
Почему адмирал Колчак проиграл?
- Статьи
- Америка
- XX век
Инвалидное кресло Рузвельта
- Статьи
- Европа
- XV век
«Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
- Статьи
- Европа
- XI-XV вв.
Медицина Средневековья: жить или не жить?
- Статьи
- Азия
- XVI-XIX вв.
Как христиан в Японии мучили
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
Суд над гетерой
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чёрная смерть
- Статьи
- Европа
- XIX век
Последний император Франции Наполеон III
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Вильгельм III Оранский — голландец, славно захвативший Англию
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Эпоха дворцовых переворотов в Российской империи
- Статьи
- Европа
- XX век
Вторая мировая война: могло ли человечество её избежать?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 71356
- 📚 Статьи
- 👀 70157
- 📚 Статьи
- 👀 65632
- 📚 Статьи
- 👀 65454
- 📚 Статьи
- 👀 60809
- 📚 Статьи
- 👀 60352
- 📚 Статьи
- 👀 56608
- 📚 Статьи
- 👀 54657
- 📚 Статьи
- 👀 42192
- 📚 Статьи
- 👀 42105
- 📚 Статьи
- 👀 5000102
- 📚 Статьи
- 👀 810881
- 📚 Статьи
- 👀 437385
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 365050
- 📚 Статьи
- 👀 335382
- 📚 Статьи
- 👀 229894
- 📚 Статьи
- 👀 92245
- 📚 Статьи
- 👀 88570
- 📚 Статьи
- 👀 87281
Святослав Игоревич ℹ️ биография киевского князя, жизнь, жена, дети, политика и реформы, характеристика деятельности и итоги правления
Ранние годы
Точная дата рождения Святослава неизвестна. Считается, что князь родился в период между 930 и 942 годами, при этом предпочтение историки отдают второй дате. Отцом Святослава был князь Игорь, сын знаменитого Рюрика, первого князя древнерусского государства. Матерью — княгиня Ольга, вошедшая в историю, как первая правительница Руси, принявшая православие.
Святослав рано потерял отца — Игорь погиб в 945 году во время сбора дани со славянского племени древлян. Согласно летописям, причиной нападения древлян на Игоря стала непомерная дань, которой киевский князь обложил своих соседей славян. Сразу после смерти отца малолетний княжич стал формальным правителем государства, но фактически властью обладала его мать —княгиня Ольга.
Большая часть жизни князя прошла в боевых походах. По преданию, уже в возрасте 3 лет Святослав участвовал в знаменитом походе на древлян. Княгиня Ольга, желая отомостить древлянам за убийство своего мужа, отправилась с войском на их столицу Искоростень. Во время этого похода малолетний Святослав совершил символический бросок копья в сторону врагов, тем самым объявив начало боя. С тех пор война стала привычным делом для князя.
Правление князя
По мере взросления Святослав все больше начинает принимать участия в государственных делах. Однако при жизни матери он неохотно занимался административными делами княжества, уделяя больше внимания военным походам. И в этом была большая необходимость. Русское государство находилось в окружении трех основных геополитических соперников:
- Византийской империи;
- Хазарского каганата;
- Болгарского царства.
Помимо этого, на границах киевского княжества проживали многочисленные неподконтрольные племена славян и других народностей, которые Киев пытался подчинить. Одним из таких было племя вятичей.
Первые походы
Обширные территории вятичей простирались по восточной границе Киевского княжества, в районе верховьев реки Ока и Десна до современной Рязани на Востоке. Основным занятием вятичей была охота и собирательство (грибы, ягоды). Начинало развиваться земледелие. Пушнина, которую добывали охотники-вятичи, служила основным товаром для торговли.
Князь начал поход на вятичей в 964 году. Выбор этот был неслучаен. Вятичи платили дань другому крупному сопернику русов — Хазарскому каганату. И желание вырвать вятичей из-под контроля хазаров было вполне естественно. Кроме того, за землями вятичей на востоке находилась территория Волжской Булгарии, тоже данников Хазарского каганата. Булгары контролировали торговый путь по Волге и могли чинить препятствия русским купцам.
Русские летописи не сохранили особых свидетельств о результатах этих походов. Известно лишь, что вятичи перестали платить дань хазарам, но это случилось уже после покорения Святославом каганата. Что касается Волжской Булгарии, рассказы арабских хроникеров свидетельствуют, что земля эта была подвергнута опустошению и разорению. Впрочем, само государство булгар сохранилось и существовало еще несколько веков.
Большинство историков сходятся во мнении, что эти первые походы были предварительным этапом более важной будущей войны с Хазарским каганатом.
Война с хазарами
Хазарский каганат, занимавший обширную территорию от предгорий Кавказа на юге до Волго-Донского междуречья на севере, был давним врагом русского княжества. К середине X века Хазарский каганат уже не имел того величия, что некогда заставляло трепетать жителей соседних с ним стран. Напротив, с юга и востока в каганат активно проникало исламское влияние, подрывавшее основы хазарской государствености.
Поход на хазар Святослав начал примерно в 965 году. По поводу точной даты согласия у историков нет. Считается, что одной из причин войны стала просьба Византйиской империи, которая также находилась в состоянии вражды с каганатом. Так это или нет, но у Святослава явно было желание подорвать ослабевших хазар. В то же время отношения Киева и Византии были разными. С одинаковым успехом русы и воевали, и дружили с Константинополем, о чем, например, говорит факт принятия княгиней Ольгой православия именно по византийской традиции.
За время хазарских походов были покорены значительные территории. В излучине Дона был взят северный форпост хазар — крепость Саркел. Переименованный в Белую Вежу, этот город стал центром удаленного русского княжества. В низовьях Волги была захвачена и разорена столица хазар — город Итиль. Дальше свои взоры Сятослав обратил на земли Кубани. Здесь на территории Таманского полуострова в результате походов Святослава образовалось русское Тьмутараканское княжество.
И хотя русское войско не нанесло окончательного поражения хазарам, влияние киевского княжества на южных территориях многократно возросло.
Болгария и Византия
Западный вектор внешней политики Святослава был связан с противодействием Византии и Болгарскому царству. Это государство, некогда образованное переселенцами из Волжской Булгарии, в первой половине X века находилось на пике своего могущества. Византийская империя даже одно время платила дань болгарам. Однако к середине X века внутренние смуты и набеги венгров подорвали былое величие болгар.
Война с Болгарией была начата Святославом не по собственной инициативе. В истоках русско-болгарского противостояния усматриваются византийские корни. Византия опасалась вступать в противоборство, поэтому решила привлечь русов, посулив Святославу экономические выгоды. Византийский посол лично обещал киевскому князю в дар почти полтонны золота.
Поход на Болгарское царство начался примерно в 968 году. Поначалу русам сопутствовали военные успехи. Святослав взял множество городов на Дунае, разгромил булгар в битве при Доростоле. Князь задумал даже перенести столицу на территорию Болгарского царства. Но пока Святослав находился в Болгарии, на родной киевской земле произошла беда. Кочевые племена печенегов, занимавших северное Причерноморье, вторглись в пределы русской земли и осадили Киев. Святославу пришлось срочно вернуться с войском на родину и отбивать осажденную столицу, в которой находилась его престарелая мать — княгиня Ольга.
Существует мнение, что поход печенегов на Киев был инициирован византийцами. Константинополь опасался возросшего русского влияния в Болгарии. И эти опасения были вполне справедливы. Покорив Болгарию, Святослав начинает строить военные планы и в отношении византийцев. В 970 году русское войско выступает с походом дальше на юг.
Византийская компания оказалась неудачной для Святослава. В ходе битвы у Аркадиополя (в 120 км от Константинополя) основные силы русской армии были разгромлены. Святослав был вынужден отойти в Болгарию, но следующим летом византийцы нанесли русам очередное поражение. Русская армия в течение трех месяцев была осаждена в крепости Доростол. Не видя перспектив дальнейшей войны с византийцами, Святослав запросил мира.
В 971 году был заключен мирный договор, согласно которому стороны обязались не воевать друг с другом, восстанавливались прежние торговые отношения. Византийская компания стала последним военным походом Святослава Игоревича.
Гибель правителя
Осенью 971 года Святослав с остатками своего войска возращался на родную землю из Болгарии. Его путь домой должен был проходить на ладьях по Днепру вверх по течению. Но князь решил не торопиться в Киев и остановился на зимовку в низовьях Днепра. Его предупредили, что выше по течению в районе порогов разбойничают печенеги. Весной 972 года Святослав продолжил путь, но коварные печенеги снова ждали русов у порогов. Князь и сопровождавшие его воины были убиты. Так закончилось княжение Сятослава.
Характеристика князя Святослава византийцами
Византийские авторы не могли не обойти молчанием образ князя русов Святослава. Вторжение его войск в Болгарию угрожало безопасности столицы империи ромеев. Вождь северных полчищ возглавлял коалицию многих племен, которые проявляли в сражениях немалую к победе и жаждали добычи.
Серьезные военные неудачи варваров у стен Аркадеополя и Преславы не остановили, но только замедлили активность дружин Святослава. Византийцы внимательно анализировали причины воинственности русов, их методы ведения войны. Особенное внимание в писаниях греческих историков уделено, разумеется, и личности полководца русских ратей.
Иоанн Скилица, в частности, подробно описывает ход боев у крепости Доростол в Болгарии в 971 году. Он отмечает высокий боевой дух князя русов. Неудачи в боях с византийскими отрядами не сломили его. Наоборот, в речах к войску Святослав выражает надежду на то, что беды только подтолкнут воинов к большей доблести во имя мести за павших. В ожидании подхода войск императора Цимисхия русский князь считал необходимым, как видно из записей Скилицы, поддерживать боевой дух своей армии постоянно и неуклонно. В этом он видел основу для стойкого сопротивления ромеям.
Князь Святослав в лютой сече
Ободрял Святослав своих соратников и личным примером на поле боя, не только громкими речами. В ведении обороны крепости, отмечает византиец, русы проявили себя опытными и умелыми тактиками. В частности, Святослав заботился о дополнительной защите городских укреплений, приказывая окружить город рвом. Это стесняло действия византийской конницы, которая наносила в открытом бою немалый урон пешим воинам Руси.
Оборона Святослава не была пассивной. Русы постоянно делали вылазки. Не было покоя отрядам ромеев и ночью. Скилица описывает операцию русов по захвату провианта. Атака произошла на виду у византийского флота, вооруженного греческим огнем. русы отбили хлеб, перебив немало ромейской охраны в их лагере.
Скилица называет русов по традиции скифами. В работах античных авторов скифы традиционно описаны, как жестокие и страшные враги, не имеющие себе равных по кровожадности. Так и в 971 году ярость скифов, по мнению ромея, не знала пределов. В его сочинении есть рассказ о магистре Иоанн, сыне Романа Куркуаса. Он отражал атаку Святославовой пехоты на катапульты. Конь под магистром был сбит метким выстерлом скифов. Сам византиец не успел подняться, как набежавшая толпа свирепых мечников изрубила неудачника на куски.
Бой русов с византийцами
Как проявление свирепости самого Святослава Скилица упоминает о факте истребления двадцати тысяч болгарских пленников, которых русы удерживали во время осады за стенами Доростола. Их содержали в колодках скованными по рукам и ногам. Испытывая трудности с продовольствием, Святослав приказал перебить всех болгар до единого. В единоборстве русский князь проявлял выдержку и храбрость. Скилица, правда, осуждает уклонение руса от схватки с Цимисхием. Император ромеев посылал вестника в Доростол с предложением к вождю захватчиков сразиться один на один. Призом победителю стал бы весь мир. Такой поединок уменьшил бы кровопролитие и решил всю войну. Но Святослав не пожелал мериться с Цимисхием силами. Скилица не приводит причины. Думается, что мера ответственности за войско и за общий ход осады не позволили князю сразиться с ромеем.
В одной из битв Святослав столкнулся с Анемасом, сыном критского эмира, который пробился с мечом в руках через центр строя русов. Анемасу удалось ударить князя мечом по голове, даже сбить с коня, но руса защитили доспехи.
Примерно в таком же ключе описывает воинов Святослава и самих скифов историк Лев Диакон. В его изложении добавляются новые детали для живописания дикости пришельцев с Севера. В частности, в своем рассказе о гибели родственника императора Куркуаса Диакон не забывает напомнить читателям о том, что скифы отрубили голову поверженного магистра и возили ее на острие копья, торжествуя, с дикими песнями и воплями.
Десант русской дружины у греческого города
В описании Диакона Святослав предстает красноречивым оратором. В тексте имеется описание речи, где вождь русов призывает своих соплеменников и соратников выстоять против грозного врага. Текст решен в духе традиционных воинских повестей, которыми так была богата светская византийская литература. Возможно, Лев Диакон хотел показать на этом эпизоде грекам образец доблести иноземного воина.
Говоря о заключении мира между греками и русами, Диакон пишет о внешней простоте князя русского воинства. Он отмечает его скромную одежду, то, что он греб на лодье наравне с прочими своими соратниками. Византийский историк ничем не выдает своего презрения к русу. Наоборот, в своем описании он ставит Святослава на одну линию с самим императором, подчеркивая благородство стойкого и умелого воина, согласившегося завершить войну взаимовыгодным миром.
Отзвуки византийских исторических текстов вошли также и в русский летописный свод «Повести временных лет». Прямого указания на подкуп печенегов послами Цимисхия в «Повести» не содержится.
Наследие и интересные факты
Главными итогами деятельности князя на посту главы государства можно считать:
- победу над Хазарским каганатом;
- расширение территории государства;
- развитие торговых связей с соседними странами.
В описании эпохи князя Святослав существует много неясностей, неточностей и хронологической путаницы. К особо интересным фактам из его жизнеописания стоит отнести:
- Двоякую роль печенегов в военных походах Святослава. Есть свидетельства, что кочевники выступали союзниками во время похода на хазар и византийцев. Причем в последнем походе печенеги потеряли значительное количество своих воинов. В то же время они нападали на Киев и привели к гибели самого Святослава. Из черепа которого, по легенде, был сделан кубок для вина.
- Внешний облик князя. Современное представление о соответствии образа князя внешнему виду запорожского казака XV—XVII вв. многими считается политической спекуляцией. А перевод византийской хроники, в котором дана такая характеристика, историки считают неточным. Сторонники же такого образа считают, что этот вид был естественным для русской знати того времени. Косвенным подтверждением этого может служить тот факт, что некоторые изображения его сына князя Владимира, которые дошли, благодаря первым монетам, отчеканенным в Киеве, также содержат длинные усы.
- Ну и пожалуй самое известное, о чем помнят любители истории: Святослав Игоревич кратко изрек знаменитые слова «Мертвые сраму не имут! Иду на вы!». Случилось это во время боя с византийцами. На многие века эти слова стали девизом бесстрашия русских воинов.
Несмотря на то, что со времен князя Святослава прошло более 1000 лет, интерес к его персоне не угасает. Тема Древней Руси по-прежнему актуальна и востребована. Личности князя посвящено множество научных и популярных публикаций, статей, документальных фильмов. Довольно подробно изложена биография Святослава в Википедии. Если говорить кратко, князь Святослав Игоревич, в отличие от своих предшественников, стал первым русским правителем, проявившим высокую воинскую доблесть и заложившим культурный код русского воина.
Военные походы
В 964 году началась военная деятельность юноши – он повел свое войско на восток, против вятичей. После покорения этого племени князь Святослав Игоревич отправился дальше. На этот раз на его пути был Хазарский Каганат. Раньше это было великое государство, распростертое между Волгой и Доном, но на ту пору Каганат уже утратил былое величие.
Хазары это кочевники, которые промышляли главным образом скотоводством, земледелием, работорговлей и взиманием пошлины с судов. На территории Каганата, по рекам его пронзающим, проходили многие торговые пути, в частности путь Серебрян, по которому шел главный поток драгоценностей из Азии в Европу.
Правление великого князя-воина началось именно с восточного похода, поскольку было крайне важным, чтобы этот торговый путь находился под контролем Киевской Руси. Это был важный момент, поскольку еще Олег построил крепость Тмутаракань, которая позволяла обходить судам Хазарскую территорию. Однако в ответ на это в 830 году была возведена Хазарская крепость Саркел, которая блокировала этот обходной путь. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Следующим пунктом движения армии русского правителя был северный Кавказ. На своем пути князь Святослав Игоревич разрушал Хазарские города. Кроме того, в этот период правления русичами были нанесены поражения племенам ясов (осетин) и черкесов. Восточные походы князя Святослава этого периода отличались своей успешностью.
Поход на Болгарию
Дальнейшая деятельность Руси была скорректирова на Византийской империей. В 967 году император Византии с помощью Святослава вздумал решить свои давние проблемы. Греки хотели наказать болгар, земли которых часто использовались венграми для прохода к морую, чтобы в дальнейшем угрожать грекам. Византийцы отправили в Киев послов с обещаниями богатых даров, если князь Святослав Игоревич согласится напасть на болгар. Правитель Руси отличалось расчетливость и корыстностью. Он принял предложение послов и во главе 60-ти тысячного войска двинулся через Дунай в Болгарию. Поход в Болгарскую землю увенчались успехом. Болгары не могли на равных сражаться и сдались. Победители захватили великое множество богатств и остановились в городе Переяслаец, севернее современного города Варна.
В 968 году Киев был осажден печенегами. Из-за этого дальнейшее продвижение войск Руси на Запад было отложено, а сам князь спешил вернуться в Киев. В это же время в Болгарии вспыхнуло восстание, которое было направлено против славян, поскольку местные жители не хотели им подчиняться. Эти восстания были далеко не спокойными. Болгары собрали войско, с помощью которого отбили у русских Переяславец. В 970 году князь Святослав Игоревич со своей дружиной отправился в Болгарию и жестоко покарал восставших, подчинив себе всю Болгарию. Со своим войском он дошел до Адрианополя, где был встречен превосходящими силами византийцев, которые испугавшись возможности закрепления на территории Болгар русской армии, спешили разбить неприятеля. Силы были не равны.
Владимир I КИЕВСКИЙ
Смотрите также
Владимир КИЕВСКИЙ родители: Святослав I КИЕВСКИЙ (942?-972) и Малуша (-)
Святой Владимир I КИЕВСКИЙ (958-1015)
Владимир I КИЕВСКИЙ | ул Владимира I Киевского | Святой Владимир I Киевский | Владимир Великий на памятнике Тысячелетию России в Новгороде | ||||
Имя: | Владимир I КИЕВСКИЙ 1 |
Пол: | Мужской |
Префикс имени: | Святой |
Псевдоним: | «Яркое солнце» |
Отец: | Святослав I КИЕВСКИЙ (942?-972) |
Мать: | Малуша ( — ) |
Отдельные события и атрибуты
Рождение | 0958 | район под Псковом |
Название | с 0969 по 0977 (возраст 10-19 лет) | Князь Новгородский |
Род занятий | с 0980 по 1015 (возраст 21-57 лет) | Великий князь Киевский |
Членство в группе/касте | Династия Рюриковичей | |
корона | 11 июня 1015 г. (56–57 лет) | |
Религия | Язычник | |
Смерть | 15 июля 1015 г. (56–57 лет) | село Берестово (ныне часть Киева) |
Захоронение | Десятинная церковь, г. Киев |
Брак (1)
Мария Добронега г. Киев | Судебно-медицинская реконструкция лица Ярослава I Киевского (Ярослава Мудрого) | Саркофаг Ярослава Мудрого | Ярослав у монумента Тысячелетия в Новгороде | ||||
Памятник в Киеве | Украинский орден князя Ярослава Мудрого | Украинская гривна представляет Ярослава. | Фреска XI века Софийского собора в Киеве, изображающая дочерей Ярослава I, причем Анна, вероятно, самая младшая. Другими дочерьми были Анастасия, жена Андрея I Венгерского; Елизавета, жена Харальда III Норвежского; и, возможно, Агата, жена Эдуарда Изгнанника. | ||||
Супруга | Дочь Куно фон Эннингена ( -1014) | |
Дети | Добронега Г.КИЕВА (кормовой1011-1087) | |
Ярослав I (Ярослав) КИЕВСКИЙ ( -1054) | ||
Брак | после 1011 (52-53 года) |
Брак (2)
Супруга | Неизвестная любовница Владимира I Киевского ( — ) | |
Дети | Дочь Владимира Великого Великая Князь Киевский ( — ) |
Индивидуальное примечание
Владимир Святославич Великий или Владимир Святославич Великий, также иногда пишется Владимир (ок. 958 г. близ Пскова 15 июля 1015 г., Берестово) был великим князем Киевским. Его имя пишется по-разному: на современном украинском языке, например, как Владимир; на старославянском и современном русском как Владимир; на древнескандинавском как Вальдамарр; а в современных скандинавских языках — «Вальдемар».
Отец Владимира был варяжским князем Святославом из династии Рюриковичей. После смерти своего отца в 972 году Владимир, который был тогда князем Новгорода, был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как его брат Ярополк убил другого своего брата Олега и завоевал Русь. В Скандинавии с помощью своего родственника графа Хкона Сигурдссон, правитель Норвегии, собрал варяжское войско и отвоевал Новгород у Ярополка[1]. К 980 году Владимир объединил Киевское царство от современной Украины до Балтийского моря и укрепил границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников. Первоначально язычник, Владимир принял христианство в 9 г.88,[2][3][4] и приступил к крещению всей Киевской Руси. [5]
Затем он составил большой совет из своих бояр и поставил своих двенадцать сыновей над подчиненными ему княжествами.
В «Первой летописи» упоминается, что Владимир основал город Белгород в 991 году. Далмации), живших на границе современной Украины. Этот поход был прерван нападениями печенегов на Киев и его окрестности.
В последние годы своей жизни он жил в относительном мире с другими своими соседями: Болеславом I из Польши, Стефаном I из Венгрии, Андрехом Чехом (сомнительный персонаж, упомянутый в «Повести временных лет»).
После смерти Анны он снова женился, вероятно, на внучке Оттона Великого.
В 1014 году его сын Ярослав Мудрый перестал платить дань. Владимир решил наказать сына за дерзость и стал собирать войско против Ярослава. Однако Владимир заболел, скорее всего, от старости и умер в Берестове, под Киевом.
Различные части его расчлененного тела были распределены по его многочисленным священным фондам и почитались как реликвии.
В 988 году, взяв город Херсонес в Крыму, он смело вел переговоры о руке сестры императора Василия II, Анны. Никогда прежде византийская имперская принцесса, да еще одна «багрянорожденная», не выходила замуж за варвара, поскольку брачные предложения французских королей и германских императоров безапелляционно отвергались. Словом, выдать замуж 27-летнюю княгиню за славянина-язычника казалось невозможным. Владимир, однако, крестился в Херсоне, взяв христианское имя Василий из уважения к своему императорскому зятю; за таинством последовало его венчание с Анной. Вернувшись с триумфом в Киев, он разрушил языческие памятники и основал множество церквей, начиная с великолепной Десятинной церкви (9 г.89) и монастыри на Афоне.
Арабские источники, как мусульманские, так и христианские, представляют другую историю обращения Владимира. Яхья из Антиохии, ар-Рудравари, аль-Макин, аль-Димашки и ибн аль-Асир[9] — все они дают по существу одно и то же объяснение. В 987 году Варда Склер и Варда Фока восстали против византийского императора Василия II. Оба повстанца ненадолго объединили свои силы, но затем 14 сентября 987 года Варда Фока провозгласил себя императором. Василий II обратился за помощью к Киевской Руси, хотя в то время они считались врагами. Владимир согласился в обмен на брачные узы; он также согласился принять христианство как свою религию и привести свой народ к новой вере. Когда были улажены свадебные приготовления, Владимир отправил в Византийскую империю 6000 солдат, которые помогли подавить восстание.
(Ссылки на следующий раздел статьи в Википедии отсутствуют)
Владимир, родившийся в 958 году, был внебрачным и младшим сыном Святослава I Киевского от домработницы Малуши. Малуша описывается в скандинавских сагах как пророчица, дожившая до 100 лет и принесенная из своей пещеры во дворец, чтобы предсказывать будущее. Воспитателем и самым доверенным советником Владимира был брат Малуши Добрыня. Агиографическая традиция сомнительной достоверности также связывает его детство с именем бабушки Ольги Прекрасы, которая была христианкой и управляла столицей во время частых военных походов Святослава.
Перенеся свою столицу в Переяславец в 969 году, Святослав назначил Владимира правителем Великого Новгорода, но отдал Киев своему законному сыну Ярополку. После смерти Святослава (972 г.) вспыхнула братоубийственная война (976 г.) между Ярополком и его младшим братом Олегом, правителем древлян. В 977 году Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правителю Норвегии, собрав как можно больше скандинавских воинов, чтобы помочь ему вернуть Новгород, и по возвращении в следующем году выступил против Ярополка.
По пути в Киев он отправил послов к Рогволоду (скандинавское: Ragnvald), князю Полоцкому, чтобы просить руки его дочери Рогнеды (скандинавское: Ragnhild). Родовитая княгиня отказалась выйти замуж за сына холопки, но Владимир напал на Полоцк, убил Рогволода и силой взял Рагнхильду. Полоцк был ключевой крепостью на пути к Киеву, и взятие Полоцка и Смоленска облегчило взятие Киева (980 г.), где он предательски убил Ярополка и был провозглашен конунгом, или каганом, всей Киевской Руси.
(Ссылки на вышеуказанный раздел в статье в Википедии отсутствуют)
Владимир продолжал расширять свои владения за пределы обширных владений своего отца. В 981 году он завоевал Червенские города (позже известные как Галичина), сдвинув свои границы в сторону Польши; в 983 г. он покорил ятвягов, территории которых лежали между Литвой и Польшей; в 985 г. он повел флот по центральным рекам Киевской Руси на завоевание камских булгар, засадив на своем пути многочисленные крепости и колонии.
Хотя со времен правления Ольги христианство привлекло многих новообращенных, Владимир остался убежденным язычником, взяв восемьсот наложниц (не считая многочисленных жен) и воздвигнув языческие статуи и капища богам. Возможно, он пытался реформировать славянское язычество, установив бога-громовержца Перуна в качестве верховного божества. «Хотя христианство в Киеве и существовало до Владимира, но он остался язычником, нажил около семи жен, устроил храмы и, говорят, участвовал в идолопоклоннических обрядах с человеческими жертвоприношениями». [5]
В 983 году, после очередного своего военного успеха, князь Владимир и его войско сочли необходимым принести человеческие жизни в жертву богам. Был брошен жребий и выпал он на отрока, по имени Иоанна, сына христианина Федора. Его отец твердо стоял против того, чтобы его сына принесли в жертву идолам. Более того, он пытался показать язычникам тщетность их веры: «Ваши боги — просто дерево: сейчас оно здесь, а завтра может сгнить в небытие; ваши боги ни едят, ни пьют, ни разговаривают и сделаны руками человеческими из дерева; тогда как есть только один Бог, Ему поклоняются греки, и Он сотворил небо и землю; и ваши боги? Они ничего не создали, потому что были созданы сами; никогда не отдам сына чертям!
Открытое оскорбление божеств, перед которыми в те времена преклонялось большинство людей на Руси, вызвало всеобщее возмущение. Толпа убила христианина Федора и его сына Иоанна (впоследствии, после всеобщего крещения Руси, этих двоих стали считать первыми христианскими мучениками на Руси, и Православная Церковь установила день их памяти — 25 июля).
Сразу после убийства Федора и Иоанна в раннесредневековой России начались гонения на христиан, многие из которых бежали или скрывали свою веру.
Впрочем, князь Владимир долго размышлял над происшедшим, и не в последнюю очередь, тоже по политическим соображениям. В летописях говорится, что к князю приходили разные проповедники, каждый из которых предлагал определенную веру. Владимир выступал перед людьми разной веры, но по разным причинам отвергал все религии. Наконец, греческий философ поведал князю Ветхий и Новый Заветы и подарил ему полотно с изображением Судного дня. Узнав о судьбе нераскаявшихся, князь Владимир оцепенел от ужаса и после небольшой паузы сказал со вздохом: «Блаженны делатели добра и прокляты делатели зла!»[6]
В «Первой летописи» сообщается, что в 987 году Владимир, посовещавшись со своими боярами, послал послов для изучения религий различных соседних народов, представители которых убеждали его принять их соответствующие веры. Результат забавно описывает летописец Нестор. О мусульманских болгарах Волги послы сообщили, что среди них нет радости; только печаль и сильный смрад. Он также сказал, что религия булгар ислам нежелательна из-за ее табу на спиртные напитки и свинину;[7] Владимир сказал по этому поводу: «Питье есть радость русов. Мы не можем существовать без этого удовольствия». ]
Ему посвящен один из крупнейших киевских соборов. Киевский университет был назван в честь человека, который христианизировал Киевскую Русь. В США есть Российский орден Святого Владимира и Свято-Владимирская православная духовная семинария. Римско-католическая и восточно-православная церкви отмечают праздник святого Владимира 15 июля.
Память о нем хранили и бесчисленные русские народные баллады и легенды, в которых он упоминается как Красно Солнышко, то есть Красное Солнышко. С ним заканчивается варяжский период восточнославянской истории и начинается христианский период.
ДЕТИ:
Судьба всех дочерей Владимира, которых около девяти, неясна.
Олава или Аллогия (варяжка или чешка), предположительно она могла быть матерью Вышеслава, в то время как другие утверждают, что это путаница с Еленой Лекапеной (988 — 1010)
вдова Ярополка I, греческая монахиня
Святополк Окаянный (~979), возможно, оставшийся в живых сын Ярополка
Рогнеда (дочь Рогволода), позже после развода поступила в монастырь с именем Анастасия
Изяслав Полоцкий(~979, Киев), князь Полоцкий (989-989- 1001)
Ярослав Мудрый (не ранее 983 г.), князь ростовский (987-1010), князь новгородский (10101034), великий князь киевский (10161018, 10191054). Возможно, он был сыном Анны, а не Рогнеды. Еще интересен тот факт, что он был моложе Святополка по словам Бориса в «Повести временных лет», а не так, как это было официально известно. Также весьма сомнителен, хотя и не отбрасывается тот факт, что он был князем Ростовским.
Всеволод (~984-1013), возможно, шведский принц Виссавальд Волынский (~1000)
Мстислав, другой Мстислав, который, возможно, умер в младенчестве, если он когда-либо родился
Мстислав Черниговский (~983), князь Тмутаракан (990-1036), князь черниговский (10241036), другие источники утверждают, что он сын других матерей (Адела, Мальфрида или какая-то другая болгарская жена)
Предслава, наложница Болеслава I Храброго по Gesta principum Polonorum
Премислава, (? — 1015), в некоторых источниках утверждается, что она была женой герцога Ласло (Владислава) «Лысого» арпадийца
Мстислава, в 1018 г. была взята Болеславом I Храбрым среди других дочерей
Болгарка Адела, некоторые источники утверждают, что Адела не обязательно болгарка, так как Борис и Глеб родились от какой-то другой жены
Борис (~986), князь Ростов (~1010-1015), примечателен тем, что Ростовское княжество, как и Муромское княжество, граничило с территорией волжских булгар
Глеб (~987), князь Муромский (10131015), как и Борис, Глеб также утверждал, что сын Анны Порфирогенеты
Станислав (~985-1015), князь смоленский (988-1015), возможно другая жена и судьба которой неизвестна
Судислав (?-1063), князь псковский (10141036), возможна другая жена, но он упоминается в Никоновской летописи. Он провел 35 лет в тюрьме и перед смертью обратился в монахи.
Мальфрида
Святослав (~982-1015), князь древлян (990-1015)
Анна Багрянородная
Феофана, жена новгородского посадника Остромира, внук полулегендарного Добрыни (весьма сомнительный факт она дочь Анны)
внучка Оттона Великого (возможно, Рехлинда Отона [Регелиндис])
Мария Добронега Киевская (~1012), герцогиня Польская (10401087), вышла замуж около 1040 года за Казимира I Реставратора, герцога Польши
Агата , теоретическая дочь по Жетте
другая возможная семья
внебрачная дочь (?-1044), жена нордмаркского маркграфа Бернара
Позвизд (до 988-?), сын Владимира по к Хроникам Хастина. Им, возможно, и был князь Хрисохир, упомянутый Никитой Хониатом.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 http://www.katolsk.no/biografier/historisk/vladimi1
2 http://www.encyclopediaofukraine.com/display.asp?AddButton=pages\V\O\VolodymyrtheGreat .htm
3http://www.ukrainian-orthodoxy.org/saints/otherSaints/volodymyr.htm
4http://www.thefreelibrary.com/Ukrainian+Catholic+Church:+part+1-a030020137
5 а б http://www.britannica.com/EBchecked/topic/631547/Vladimir-I
6 Радиостанция «Голос России» http://ruvr.ru/main.php?lng=eng&q=1987&cid=125&p=12.11.2004&pn=4
7 Мосс, 18 лет. Прежде чем остановиться на христианстве, он также исследовал множество других заменителей своих языческих верований.
8 Мосс, 18.
9 Ибн аль-Асир датирует эти события 985 или 986
10 «Русью». Энциклопедия Ислама
ИСТОЧНИКИ:
-Голден, П.Б. (2006) «Русь». Энциклопедия ислама (Brill Online). Ред.: P. Bearman, Th. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзел и В.П. Генрихс. Брилл.
Эта статья включает текст из публикации, находящейся в настоящее время в общественном достоянии: Chisholm, Hugh, ed (1911). Encyclopdia Britannica (одиннадцатое изд.). Издательство Кембриджского университета.
Некоторый исторический анализ и политические взгляды на государственные дела Владимира Великого (русский)
Мосс, Уолтер Г. (2002) «История России, том I: до 1917 года» (Лондон: Anthem Press). 2
Источники
1 | Вейс, Фредерик Льюис и Шеппард, Уолтер Ли, младший, «Наследственные корни некоторых Американские колонисты, приехавшие в Америку до 1700 года: родословная Альфреда I Великий, Карл Великий, Малькольм Шотландский, Роберт Сильный и другие исторические Физические лица». С. 218, 241-4. |
2 | «Википедия». http://en.wikipedia.org/wiki/Владимир_I_оф_Киев. |
В 12 веке земля впервые упоминается как Украина. России не существует
Впервые Украина упоминается в Ипатьевской летописи. Не Малая Русь или что-то другое, а Украина. О Москве и России в то время никто не слышал. Узнайте больше впечатляющих исторических фактов.
Летопись включает в себя несколько составных частей: Лаврентьевскую летопись, Повесть временных лет, Черниговскую, Киевскую, Галицко-Волынскую летописи, описывающие события с 860-х по 129 г.2 с. Источники летописей разнообразны: палатинские летописцы, палатинские письма, отчеты послов, военные рассказы, рассказы очевидцев, греческие хроники и т.д.
Украина впервые упоминается в «Слове о полку Игореве на половцев» в 1185 году.
Поле битвы Игоря Святославича с половцами, с картины Виктора Васнецова. Кредиты wikipedia.org
Многие источники отождествляют Киевскую Русь с Украиной. В некоторых версиях, таких как Ермолаевский список (1189 г.
-1213 г.), Украина называется Краиной (страна), в киевских летописях – Галицкой Украиной.Также название «Украина» упоминается в связи со смертью Переяславского князя Владимира Глебовича, позднее в описании событий при Галицко-Волынском князе Даниле Романовиче полку. Что-то вроде того.
Какие исторические данные помогут прояснить историю Украины и России. Высшие учебные заведения: Российская академия наук основана в 1724 г., Московский университет – в 1755 г. Острожская академия основана в 1576 г. на Украине, Киево-Могилянская академия – в 1615 г., Львовский университет – в 1661 г. Первый печатный букварь в Украине был издан в 1574 году во Львове, а в Царстве Российском это произошло спустя 60 лет в 1634 году.Первая изданная украинская книга. Львов, 1574 г. Изображение предоставлено izobretenie.biz
Религия: Киевская митрополия была основана в 988 году, а Московский патриархат – только в 1458 году. Киевская митрополия старше московской на 460 лет.
Столицы: Киев — один из древнейших городов Европы, основанный в 482 году, а Москва была основана в 1147 году Юрием Долгоруким, сыном Владимира Мономаха. Итак, Киев старше Москвы на 665 лет. Первым монархом , коронованным в Царстве Руси, был Иван Грозный в 1547 году, а на украинских землях — первый царь Руси Даниил Галицкий в 1253 году. Монгольское иго : Киев потерял Монгольское иго в 1363 г. после битвы при Синих Водах; Москва лишилась ига в 1480 году после большого противостояния на реке Угре, и Московия платила дань крымскому хану до 1700 года, включая первые годы царствования Петра Великого. Имя : Впервые термин «Украина» встречается в летописях в 1187 году. Термин «Россия» встречается только при Иване Грозном спустя 400 лет.И наконец, знаменитый украинец Пилип Орлик является автором одной из
первых конституций мира . 5 апреля 1710 г. избран гетманом. В тот же день он объявил «Пакты и конституции прав и свобод Войска Запорожского». Следует отметить, что конституция США была принята в 1787 г. Во Франции и Польше она была принята в 179 г.1. Какие исторические факты вы должны знать о происхождении Украины и России.1. Государство под названием Московия Петр Великий переименован в России в 18 веке, в 1721 году. вода’. Ни на каких других языках мира нет перевода слова «Москва». Слово «Кремль» имеет татарские корни и обозначает укрепления на холме.
3. В Средние века все европейские картографы писали и отмечали границу Европы по границам Руси (Русь — территория современной Украины). Московия – это Улус, с ее финским народом, всегда входила в состав Орды, а Европой относилась к Азии.
4. Московия (Россия) до 1700 г. платила дань Крымскому хану, своему государю-правителю и господину, являвшемуся правопреемником Золотой Орды. Царь Московии встретил крымского посла на Поклонной горе, посадил его на коня, сам шел пешком, ведя коня с крымским послом в Кремль, посадил его на свой трон и встал перед ним на колени.
5. В 1610 году в Московии Борисом Годуновым (Мурза Гудун) закончилась династия Чингизидов (родственник Чингисхана), и на престол был возведен Алексей Кошка из финского рода Кобылиных, а церковь дала ему фамилию Романов, который якобы происходил из Рим к власти Московии.
6. Екатерина Великая, после оккупации Великого княжества Литовского (территория Белоруссии), последнего свободного государства Киевской Руси, в 1795 г. повелела назвать финно-угорские племена Московии великороссами, а украинцами (правда граждане руси) – малороссы.
7. Никто никогда не видел оригинала договора о воссоединении между Московией и Украиной, якобы подписанного Б. Хмельницким и царем А. Романовым.
8. На протяжении нескольких столетий археологи ищут артефакты, подтверждающие подлинность Куликовской битвы, но пока безуспешно. Но байку о победе Дмитрия Донского над Мамаем плетут до сих пор.
9. Псковская, Новгородская, Смоленская области России являются бывшими славяно-русскими княжествами, и финно-угорская Московия не имела к этому никакого отношения, пока Московия-Орда не заняла их в 1462, 1478 и в 1654 гг.
на территории России (Московии) никогда не жили славянские племена и народы.10. Золотая Орда и ее дочь Московия — единственные страны в мире, поработившие собственный народ. Это объясняет, почему богатая природными ресурсами Московия уступает европейским странам с их недостатком. Ведь эффективность свободных людей намного выше, чем у рабов.
Украинские земли в VIII — XIII вв. Credits to the Washington post