Перикл и клеон: Падение Перикла. Клеон. Никиев мир | История древней Греции

Падение Перикла. Клеон. Никиев мир | История древней Греции

Афинский флот блокировал пелопоннесские берега, разру­шил несколько городов и захватил пленных. Еще одна афинская флотилия успешно вела осаду Потидеи на Халкидике. Осада уже подходила к концу, когда в афинском флоте открылась эпи­демия. Эпидемия быстро распространялась, люди умирали сот­нями. Афинской эскадре пришлось вернуться обратно, и под Потидеей остались только сухопутные войска. Лишь зимой 430—429 гг. Потидея вынуждена была капитулировать.

Тяжелые последствия эпидемии и затянувшейся войны не замедлили сказаться и в сфере политической. Афинское кресть­янство, разоренное вторжениями врага, выражало острое недо­вольство. Вызванный войной застой в ремесленном производ­стве и торговле пагубным образом отразился на жизненном уровне широких слоев городского населения. Активизировались олигархи и ранее враждебно настроенные по отношению к су­ществовавшему в Афинах политическому строю.

Всю вину за военные неудачи и бедствия недовольные сва­ливали на Перикла. Оппозиция против Перикла усиливалась. Противники войны настаивали на отправке посольства в Спар­ту для заключения мира. Однако это предложение было откло­нено, и война продолжалась. Афинян преследовали несчастья: простой народ страдал потому, что лишился самого необходи­мого, состоятельные же люди были недовольны потому, что по­теряли свои богатства — дома, расположенные на территории Аттики, и утварь, но те и другие выражали недовольство преж­де всего потому, что продолжалась война.

Чем больше бедствий обрушивалось на афинян, тем больше падал авторитет Перикла. Враги поднимали голову со всех сто­рон. Одни упрекали его и угрожали ему, требуя от него отчета во всех поступках, другие сочиняли про него песни и сатиры, называя его трусом и изменником, продавшимся врагам. Осо­бенно возмущались войной и вызванным ею разорением массы бесприютного населения, скопившегося в городе.

Недовольство Периклом было так велико, что в 430 г. его даже не избрали стратегом. Мало того, он был обвинен в не­правильном расходовании государственных средств и пригово­рен к уплате высокого штрафа. Однако ему удалось восстано­вить свой авторитет: в 429 г. он был снова избран первым стра­тегом, но в этом же году стал жертвой эпидемии.

После смерти Перикла положение афинян продолжало ухуд­шаться. В Аттику снова вторглись вражеские войска. На чет­вертый год войны, в 428 г., от Афин отложился важный союз­ник — Митилена — крупнейший город на острове Лесбосе. Вос­стание организовали митиленские аристократы, тяготившиеся афинской опекой и уже давно подготовлявшие переворот. В 427 г. афинский стратег Пахет с помощью митиленских демократов захватил мятежный город, а пленных аристократов отправил в Афины, запросив, как ему поступить с остальными жителями.

В афинской экклесии по этому поводу развернулись страст­ные дебаты. Демократическая группировка, на которую опи­рался Перикл, к этому времени раскололась на две части. Одни из его прежних сторонников, сблизившись с аристократией, утратили интерес к продолжению военных действий, другие, образовавшие новую, более радикальную демократическую груп­пу, настаивали на продолжении войны до полной победы. Вож­дем первой группы был богач Никий, сын Никерата, человек способный, но излишне осторожный и суеверный. До нас дошла его биография, написанная Плутархом. В демократических кру­гах Никий не пользовался симпатией.

Демократическую группу возглавлял Клеон, сын афинского кожевника. Клеон открывает галерею общественных деятелей Афин, за которыми утвердилось название демагогов. Демагог — в буквальном смысле «вождь народа». Первоначально это слово не имело того отрицательного, одиозного значения, какое оно приобрело впоследствии с легкой руки историков из лагеря противников демократии, ненавидевших Клеона и его последо­вателей и изображавших вождей радикальной демократии ко­рыстными честолюбцами, обманывавшими народ.

Клеон, «наглейший из всех граждан, в то время пользовал­ся величайшим доверием народа» (Фукидид, III, 36, 5),— так характеризует Клеона Фукидид, враждебно к нему настроенный. Не лучшего мнения о Клеоне и Аристотель. Но ни Фукидид, ни Аристотель в данном случае не могут служить авторитетами, так как они выражают точку зрения политических противников Клеона.

Однако в исторической действительности, по всем признакам, дело обстояло иначе. Популярность Клеона возрастала уже давно по мере того, как падала популярность Перикла.

В одной из комедий афинского писателя Гермиппа, написан­ной в самом начале Пелопоннесской войны, к Периклу обра­щены следующие слова:

О владыка сатиров, скажи» почему

Взять не хочешь ты в руки копье, лишь из уст

Ты воинственный пыл изрыгаешь, душа же,

Как у Телета, спряталась в пятки?

Стоит только тебе увидать, как кинжал

На наждачном бруске начинают точить,

Как блестит лезвие, ты визжишь, убоясь

Молниеносного гнева Клеона (Плутарх, Перикл, 33).

Следует думать, что такое мнение о Перикле разделялось довольно широким кругом афинских граждан. Многие из них обвиняли Перикла в недостаточно энергичном ведении войны, нерешительности и т. д. Поэтому Клеон в противовес Периклу выдвинул программу решительных военных действий и твердой политики по отношению к союзникам.

Клеон полагал, что для успешного окончания войны и со­хранения Афинской архе необходимо напряжение всех сил и использование всех государственных средств, беспощадная рас­права с непокорными союзниками и пацифистски настроенными гражданами.

Вторжение спартанцев в Аттику и отложение Митилены да­ли Клеону повод для выступления в экклесии с обвинением афин­ского демоса в нерешительности и слабости.

Фукидид так передает его речь: «Много раз уже я приходил к убеждению, что демократическое государство неспособно вла­дычествовать над другими… Впадая в ошибки под влиянием или речей их, или же из сострадания к ним, вы не думаете о том, что слабость ваша не безопасна для вас, союзникам же она не внушает признательности к вам. Вы не считаетесь с тем, что ваше владычество есть тирания и что союзники ваши питают враждебные замыслы к вам и лишь против воли терпят вашу власть. Они слушаются вас не потому, что вы делаете им добро и тем вредите себе, но скорее потому, что вы превосходите их могуществом, и никакой роли не играет тут их расположение к вам» (Фукидид, III, 37).

Афинский демос, указывал далее Клеон, привык слушать и обсуждать, а не действовать. Афинская экклесия больше похо­дит на театр, где слушают все приятное для слуха, а не дей­ствуют, когда надо действовать. Из этого проистекают тяжелые последствия, угрожающие разрушением самого государства. На этом основании Клеон требовал беспощадной расправы с дерз­нувшими не подчиниться державной воле Афин жителями Ми­тbлены. Расправа с митиленянами, казнь и продажа в рабство всего населения, говорил Клеон, должны будут послужить хо­рошим уроком и для других союзников, тоже всегда готовых отложиться от Афин.

Ослабление военных усилий и отделение союзников грозили смертельной опасностью Афинской архе. Все государственные запасы, которыми еще недавно так гордился Перикл, были исто­щены. Казна опустела, а число претендентов на государствен­ное вспомоществование в обстановке военных бедствий возра­стало. Вследствие этого афиняне были вынуждены увеличить обложение союзных городов форосом, что усилило недовольство союзников, и без того тяготившихся произволом Афин и с боль­шой неохотой выплачивавших взносы в афинскую казну.

С приходом к власти Клеона отношения между союзниками и Афинами обострились. Это особенно ярко проявилось во вре­мя митиленского процесса. Правда, предложение Клеона о по­головном истреблении всех митиленян не было проведено в жизнь, но все же с мятежным городом расправились чрезвычай­но жестоко. Тысяча арестованных Пахетом митиленян была каз­нена, и часть городской территории конфискована. На конфис­кованной земле было поселено около трех тысяч афинских кле­рухов. Стены Митилены были срыты, а флот выдан Афинам.

Тем временем военные действия продолжались. Началась новая, более решительная фаза войны. Еще в 429 г. пелопоннесцы осадили Платеи. После их капитуляции в 427 г. спартанцы раз­рушили город до основания и убили 200 платейцев и 25 афинян.

В 425 г. афинский стратег Демосфен неожиданно для спар­танцев захватил с моря гавань Пилос на побережье Мессении. Эта гавань, расположенная в удобном для стоянки судов месте, представляла собой естественную крепость, находившуюся на расстоянии всего около 80 километров от Спарты. Демосфен укрепился в Пилосе и намеревался поднять массовое восстание мессенских илотов против Спарты. Над Спартой нависла угро­за серьезных осложнений в ее собственном тылу, тем более опасная, что в это время большая часть спартиатов принимала участие в очередном походе в Аттику.

Спартанцы предприняли отчаянную попытку вернуть Пилос, но она не увенчалась успехом. Чтобы запереть Демосфена в пилосской гавани, отряд спартанцев и их союзников, состоявший из 420 гоплитов, занял остров Сфактерию, лежавший против Пилоса. Однако Демосфену удалось продержаться до тех пор, пока не пришло подкрепление. В сражении у Пилоса афинский флот уничтожил пелопоннесские корабли, и остров Сфактерия со спартанскими гоплитами оказался отрезанным. Афиняне при­ступили к осаде Сфактерии, но она затянулась. Спартанцам удалось организовать подвоз продовольствия осажденным, а на штурм Сфактерии Демосфен долгое время не решался.

Между тем спартанцы заключили с афинянами перемирие и отправили в Афины посольство с предложением мира на выгодных для афинян условиях. Но афинское народное собра­ние отвергло предложенные спартанцами мирные условия.

Непримиримая позиция, занятая афинянами в переговорах со Спартой, во многом объясняется усилением влияния ради­кальной демократии, возглавленной Клеоном. Как рассказы­вает Фукидид в IV книге, в народном собрании происходили ожесточенные дебаты между сторонниками решительной войны до победного конца и более умеренными слоями граждан, на­строенными в пользу заключения мира, во главе которых стоял Никий. Клеон выступал с яростными обвинениями против Де­мосфена и вообще афинских военных руководителей, в част­ности Никия. В пылу полемики Клеон заявил, что, командуй он афинскими силами у Пилоса, он овладел бы Сфактерией в те­чение 20 дней. Воспользовавшись этой неосторожной фразой, Никий перешел в контрнаступление и внес предложение наде­лить Клеона соответствующими военными полномочиями и пре­доставить ему возможность не на словах, а на деле овладеть Сфактерией в обещанный им срок. Это было явно провокацион­ное предложение, так как Никий знал, что Клеон не обладает военным опытом и, следовательно, военное предприятие Клеона может закончиться полным провалом.

При создавшемся положении Клеон не мог уклониться от выполнения своего обещания и, возглавив вспомогательную эскадру афинских военных кораблей, отплыл к Пилосу. Вопре­ки расчетам политических противников, Клеону совместно с Де­мосфеном в течение 20 дней действительно удалось подавить сопротивление гарнизона Сфактерии и овладеть этим островом. При этом афиняне захватили в плен 292 неприятельских воина, в том числе 120 спартиатов.

Пленников сразу же доставили в Афины, и спартанское пра­вительство было предупреждено, что они будут казнены, если спартанские вторжения в Аттику возобновятся. Хотя пленников было немного, они принадлежали к наиболее знатным и влия­тельным спартанским семьям. К тому же после занятия афи­нянами Пилоса подвластные Спарте илоты заволновались и стали перебегать на сторону афинян. При таких условиях спартанцы опасались отправлять свое войско для вторжения в Аттику.

Пелопоннесская война

На следующий год афи­няне предприняли новый морской поход, увенчавший­ся захватом мегарской га­вани Нисеи в Сароническом заливе и острова Киферы у южного побережья Лакони­ки. Теперь Пелопоннес с трех сторон был окружен опорными пунктами афинян.

Естественно, что достиг­нутые афинянами военные успехи подняли авторитет Клеона. Противники его на время должны были стуше­ваться, и он теперь руково­дил и внешней и внутрен­ней политикой Афин.

Аристофан. Мрамор

Вскоре, однако, афинян постигли две серьезные не­удачи. Афинская радикаль­ная демократия уже давно лелеяла мечту подчинить се­бе Сицилию и благодаря этому достигнуть такого экономического и военного преобладания над пелопон­несцами, которое принесло бы Афинам окончательную победу. Однако представители раз­личных принимавших участие в войне сицилийских городов со­брались в Геле и заключили между собой мир, что нанесло со­крушительный удар планам афинян.

Поражением окончилась и попытка афинян подчинить свое­му влиянию Беотию. Здесь, в сражении у беотийского города Делии (424 г.) они были наголову разбиты и потеряли до тыся­чи человек убитыми.

Враждебная Клеону политическая группировка не замедлила воспользоваться этими неудачами и перешла в наступление. О нападках на Клеона можно судить по комедиям Аристофана. В 424 г. Аристофан поставил на афинской сцене, пользовавшейся тогда почти полной свободой слова, комедию «Всадники», в ко­торой он изобразил демагога Клеона в виде кожевника-пафла-гонца, «мерзавца подлого, клеветника», а афинский демос — в виде дряхлого, выжившего из ума старика.

За глупым и очень капризным стариком, Демосом, ухажи­вают два демагога: пафлагонец (Клеон) и колбасник — другой демагог того же типа.

Хор всадников так характеризует Клеона:

О презренный крикун! Вопит вся страна

О нахальстве твоем несказанном.

И собранье народа, и суд, и казна,

И архивы полны им до края…

И в грязи копошась, ты весь город смешал,

Оглушил громким криком Афины.

И за взносами дани следишь ты со скал,

Как в морях рыбаки за тунцами.

В заключение дается характеристика самого Демоса, верхов­ного правителя Афин:

Дивна власть твоя, о Демос!

Ты всем людям, как тиран,

Страх ужаснейший внушаешь,

Но ввести тебя в обман

Так легко. До лести падкий,

Сам же лезешь ты в капкан.

И на речи чьи угодно

Ты готов разинуть рот.

А рассудок своевольный

Все в отсутствии живет (Аристофан. Всадники, 304—313; 1111—1120).

В этой комедии ярко отражена обстановка в Афинах седь­мого года войны. Многие афиняне и прежде всего аттическое крестьянство, настроения которого выражал Аристофан, устали от войны и не верили в победу. Лозунги продолжения войны до победы, постоянно выдвигаемые в народном собрании Клеоном и его единомышленниками, многим представлялись вредной и гибельной для Афин демагогией.

Как уже было отмечено, положение Спарты в это время было не лучше. Спартанцы были вынуждены отказаться от втор­жений в Аттику. Среди илотов продолжались волнения. В это критическое время в Спарте выдвинулся замечательный полко­водец Брасид. Добившись некоторых успехов в военных дей­ствиях против афинян, он на свой страх и риск предложил сме­лую идею похода с небольшим набранным им войском через Среднюю Грецию и Фессалию на полуостров Халкидику.

Появление Брасида на Халкидике привело к существенному изменению в соотношении боровшихся сил. При поддержке ма­кедонского царя Пердикки Брасиду удалось захватить силой, а иногда и дипломатическими приемами ряд союзных Афинам городов, в том числе и важнейший из них Амфиполь.

Встревоженные афиняне направили к Амфиполю эскадру во главе с историком Фукидидом. Фукидид, однако, не смог от­стоять Амфиполь. Падение Амфиполя Клеон поставил в вину Фукидиду, который был осужден и вынужден уйти в изгнание. Именно во время изгнания Фукидид и собрал материал для «.Истории Пелопоннесской войны», самого замечательного исто­рического труда древнего мира.

Отпадение халкидских городов было для афинян не менее тяжелым ударом, чем потеря Пилоса для спартанцев. Это сде­лало их более сговорчивыми. В результате состоявшихся перего­воров в 423 г. между Афинами и Спартой было заключено пере­мирие сроком на один год. По окончании перемирия в 422 г. на Халкидику с большим войском двинулся Клеон.

В том же году под Амфиполем между войсками Клеона и Брасида произошла жестокая битва, окончившаяся разгромом афинян и гибелью обоих вождей. Амфипольским сражением завершается первый период Пелопоннесской войны. И в Спарте и в Афинах одержали верх сторонники мира, и в 421 г. был за­ключен мир на 50 лет, восстанавливавший довоенный status quo (Мир был заключен на условиях, при которых сохранялось положение, существовавшее до войны). Афиняне обязывались оказывать помощь спартанцам в случае восстания илотов. Был произведен обмен пленными, но вопреки мирному договору Амфиполь остался в руках Спарты, а Афины не освободили Пилоса. По имени главы партии мира в Афинах мир 421 г. называется Никиевым.

Прекращение войны вызвало горячее одобрение землевла­дельцев и земледельцев Аттики, больше всего страдавших от спартанских набегов и разорения. Настроение аттической де­ревни того времени прекрасно передано в комедии Аристофана «Мир», поставленной на афинской сцене в год заключения Никиева мира.

«О блаженный мир и упряжка волов,— поет хор крестьян в комедии «Мир»,— если бы я мог, отделавшись от всей этой войны, окапывать и обрезать виноградную лозу и после освежи­тельного купания попивать молодое вино, закусывая хлебом и редькой» (Аристофан, Мир, 581—599).

  • ← Пелопоннесская война. Причины и начало войны
  • Классовая борьба в период Пелопоннесской войны →

Демагоги и стратеги. Клеон и Никий

269
Демагоги и стратеги. Клеон и Никий

По смерти Перикла начинается как бы новая эпоха в истории афинской демократии11: наступает время господства демагогов в худшем значении слова, — потворствующих толпе, подлаживающихся под ее вкусы, действующих на ее дурные инстинкты. Фукидид противополагает Периклу его преемников (II, 65). «Когда умер Перикл, — говорит он, — то еще более обнаружилась его прозорливость относительно войны. Ибо он утверждал, что афиняне останутся победителями, если будут держать себя спокойно, если будут заботиться о флоте, не будут стремиться к расширению своего владычества во время самой войны и подвергать государство риску. Афиняне же поступили как раз наоборот. Да и в других делах, не имевших, казалось, отношения к войне, они,

11 Gilbert W. Beiträge zur innern Geschichte Athens im Zeitalter des Peloponnesischen Krieges. Leipzig, 1877; Beloch K. f. Die attische Politik seit Perikles. На рус. яз. см.: История Греции со времени Пелопоннесской войны / Сборник статей под ред. Н. И. Шамонина, Д. М. Петрушевского. Т. I-II. М., 1896.
270

действуя в интересах личного честолюбия и личной выгоды, вредили себе и союзу; тут, при удаче, почет и польза были бы больше частным лицам; при неудаче же возникал вред для государства и в отношении войны». Объясняет это Фукидид тем, что Перикл старался возвысить демос до себя, а его преемники, последующие демагоги, действовали наоборот. «Перикл, сильный нравственным достоинством и умом и явно неподкупный в высшей степени, свободно правил массой, и не столько она руководила им, сколько он ею, потому что он приобрел власть, не прибегая к недостойным средствам, и не имел вследствие этого нужды льстить толпе, но, пользуясь уважением, мог и резко противоречить ей. .. Последующие же вожди, будучи сами по себе больше равны друг другу и в то же время, стремясь, каждый стать первым, начали в угоду демосу предоставлять ему и все дела». Приблизительно то же говорит и Аристотель в своей «Афинской политии» (28). Со смертью Перикла, замечает он, положение дел изменилось к худшему. Народ впервые избрал тогда вождем личность, не пользовавшуюся доброй славой у «приличных» (Аристотель подразумевает Клеона), тогда как до тех пор его вождями всегда были благородные. С тех пор, по Аристотелю, начинается владычество демагогов, дерзких и угождавших толпе, имевших в виду лишь интересы минуты. Говоря в своей «Политике» (1292 а) о крайней форме демократии, Аристотель замечает, что здесь демос является многоголовым деспотом и что у тиранов льстецы, то в демократии — демагоги; демагог и льстец — одно и то же, говорит он; «ибо демагог есть льстец демоса» (1313 b — 1314 а).
Таких демагогов изображает Аристофан в своей комедии «Всадники». Здесь Пафлагонец (Клеон) и уличный торговец, колбасник Агоракрит, борются из-за влияния на демос, который, как мы уже говорили, представлен в образе выжившего из ума старика; они состязаются в похвалах и лести ему, в изъявлении своей любви и преданности, в разного рода приношениях. Это — состязание в бесстыдстве, и тут колбасник превзошел даже Пафлагонца-Клеона. Колбасник в начале пьесы еще более бесстыден и нагл, чем Клеон. Через то и может он возвыситься, «что площадью рожден, и подл, и дерзок». Он невежествен, «наукам не учен, лишь грамоте, и той — худого хуже… Но

271

Искусство демагога
Не ищет уж теперь образованья
И для натуры честной не годно:
Ушло оно к бесстыдным и невеждам…

Колбасник одерживает победу над Пафлагонцем-Клеоном: Демос вверяет себя ему, а с Пафлагонцем расстается. В конце пьесы Агоракрит является благодетельным, мудрым советником: он, как волшебница Медея, варит Демоса и из старого, гнусного, превращает его в молодого, хорошего.
Демагоги, преемники Перикла, большей частью были лишь ораторами или руководителями в народном собрании; нередко они добивались места в Совете 500, но они не были полководцами, стратегами, за исключением отдельных случаев. Между тем как прежде немыслимо было, чтобы лицо, не имевшее опытности государственного деятеля или, не будучи стратегом, руководило народом, теперь подобные явления сделались обычными. Функции стратега и народного вождя, прежде соединенные в одном лице, разделяются, происходит раздвоение: одни, демагоги, действуют и влияют в народном собрании; они мало сведущи в военном деле; другие, стратеги, стоят во главе войска, ведут войну; они обыкновенно плохие ораторы, часто отсутствуют в Афинах; они несут ответственность за успех, за военные операции, нередко ими не одобряемые, им навязанные, и в своих действиях должны сообразоваться с настроением в Афинах, иметь в виду, как отнесутся к ним влиятельные демагоги. Между теми и другими — явный антагонизм: в случае неудачи стратега его ждет обвинение в подкупности, в измене; в случае успеха ему завидуют, его опасаются.
Вообще демос не доверяет стратегам и преследует их целым рядом процессов. Так, стратег Формион, победитель в морской битве при Навпакте, потом присужден был к денежному штрафу, который он не мог уплатить. Пахет, подавивший восстание на острове Лесбосе, во время самого процесса по поводу его действий12, в присутствии

12 Поводом к обвинению при сдаче Пахетом отчета послужили, вероятно, его самовольные распоряжения на Лесбосе.
Иногда с этим процессом связывали эпизод, упоминаемый в одной из эпиграмм, будто Пахет по взятии Митилены изнасиловал двух женщин, умертвив перед тем их мужей.
272

судей вынул свой меч и лишил себя жизни. Лахет был обвинен в утайки денег, но оправдан. Стратеги Пифодор, Софокл (которого не следует смешивать со знаменитым трагиком) и Евримедонт в 424/23 г., по возвращении из Сицилии, куда они посланы были во главе эскадры, подверглись процессу по обвинению в том, что, будучи подкуплены, заключили мир и отплыли назад, тогда как могли подчинить Сицилию; из них Пифодор и Софокл приговорены были к изгнанию, а Евримедонт — к денежному штрафу. Историк Фукидид за то, что, в качестве стратега находясь во главе эскадры у берегов Фракии, не успел предотвратить отпадение Амфиполя, был изгнан. А под конец Пелопоннесской войны в 406 г., после морской победы при Аргинусских островах, произошел грандиозный процесс стратегов-победителей, из которых шестерых постигла смертная казнь за то, что они не похоронили павших и не постарались спасти оставшихся в живых, плававших на обломках кораблей.
Понятно, как неблагоприятно должно было отражаться это на ходе войны. К тому же на выборы стратегов влияли политические соображения. Между стратегами были сторонники мира или войны; одни стояли ближе к умеренным или к аристократической партии, другие — к демократической. Каждая партия старалась провести своих кандидатов. По составу коллегии стратегов в тот или другой год можно до некоторой степени судить, какое течение преобладало в момент выборов — более мирное или воинственное 13. Авторитет стратегов падал, тем более, что часто это были люди незначительные. «Кого прежде не выбрали бы даже пробовать вино (для празднеств), — говорит комик Эвполид, — того теперь мы имеем стратегами. О, город, город, насколько ты более счастлив, чем разумен!» Он вспоминает о прежних временах, о Мильтиаде и Перикле. «Не так мы, старики, в наше время правили государством; у нас, прежде всего, были стратеги из самых великих домов, первые богатством и родом, на которых мы молились, как на богов, да они и были ими, так что мы жили безопасно; а теперь, куда придется, идем в поход, выбрав отбросы в стратеги».
Вообще в то время в афинском обществе произошли крупные перемены. Война и ужасная эпидемия произвели страшные опустошения в рядах афинян, и цвет афинского населения погиб. Число

13 Gilbert G. Beiträge…
273

граждан уменьшилось на четверть или на треть; по Эд. Мейеру, с 55 000 оно понизилось до 36 000—38 000, по К. Ю. Белоху — с 35 000 до 26 000. Действовало новое поколение, во многом отличное от предшествовавшего, современного Греко-персидским войнам и Перикловой эпохе. По словам Аристотеля, война имела влияние и на большую демократизацию Афин: народ, запертый в городе, принимает еще более непосредственное участие в управлении. До сих пор вожди народа, стоявшие даже во главе демократической партии, были из «знатных и благородных». Теперь на политическом поприще их оттесняют и становятся вождями демоса торговцы, промышленники или фабриканты, представители афинской буржуазии, что вполне было естественно, если принять во внимание торговое и промышленное значение тогдашних Афин. Один за другим выступают они после смерти Перикла: сначала «торговец паклей» Евкрат; за ним — «торговец овцами» Лисикл, женившийся после того как Перикл умер, на Аспазии, влиянию которой и приписывали, что этот «скотопромышленник» был способен играть политическую роль; затем — «кожевник», т. е. владелец кожевенного завода, Клеон; фабрикант ламп Гипербол и др.
Из них больше и дольше всех пользовался влиянием Клеон. Относительно него наши источники единодушны. Они изображают Клеона как тип демагога в худшем смысле слова. По Фукидиду, это человек, в высшей степени склонный к насилию, дерзкий, грубый и наглый, клеветник, пустой и легкомысленный хвастун. По словам Аристотеля, Клеон «более всего развратил народ своей страстностью, первый стал кричать и браниться на кафедре и произносить речи опоясанным» (28). Плутарх, кроме того, указывает на его алчность, корыстолюбие. Но особенно резким нападкам подвергся Клеон со стороны комиков. Аристофан вывел его, как мы уже видели, в комедии «Всадники» в образе Пафлагонца, крикуна, государственного вора, бесстыдного льстеца и обманщика, в сети которого попал Демос и который «с людей вымогал, их тянул и душил без зазренья». И в других своих пьесах Аристофан не раз нападает на Клеона страстно и резко.
Но, несмотря на такое единодушие, наши источники в данном случае не вполне надежны. В особенности это нужно сказать о комедии. Все эти шутки, подчас грубые, все эти личные нападки,

274

отзывающиеся нередко сплетней, клеветой и карикатурой, принимать на веру, на них основываться при оценке исторического деятеля никоим образом нельзя 14. Какое, например, превратное представление было бы у нас о Сократе, полагайся мы на одного Аристофана и его «Облака» и не имей мы других источников. Нельзя упускать из виду, что комик — не историк, что Аристофан прежде всего комический поэт, цель которого заставить зрителей смеяться. Притом комедия — не только произведение поэтическое, но и политическое, тенденциозное. Правда, Аристофан не был полным, последовательным сторонником олигархии15; но он, как и остальные комики, стоял в оппозиции к тогдашней афинской демократии и ее вождям. Кроме того, у него были свои счеты с Клеоном. Клеон преследовал Аристофана за его комедии; Аристофан отплачивал ему резкими нападками.
Что касается Фукидида, который по объективности и беспристрастию стоит вообще чрезвычайно высоко, то он мог быть чрезмерно строг к Клеону, так как ему были глубоко антипатичны демократическая натура и, так сказать, «плебейство» этого преемника Перикла, не говоря уже о высказываемом некоторыми историками предположении, что именно Клеон был главным виновником изгнания Фукидида после падения Амфиполя и что, следовательно, в отношении к нему великий историк мог быть не свободен от личной злобы и вражды16. Наконец, Аристотель, как и Фукидид, не сочувствовал крайней демократии и ее вождям, до некоторой степени был проникнут аристократическими симпатиями.
Во всяком случае, известные нам факты из деятельности Клеона, сообщаемые самим же Фукидидом, позволяют составить несколько иное мнение об этом демагоге. Фукидид, например, называет обещание Клеона взять Сфактерию в течение двадцати дней «сумасшедшим»; однако Клеон свое обещание сдержал, действовал при этом целесообразно и благоразумно и предприятие выпол-

14 Müller-Strübing Η.
Aristophanes und die historische Kritik. Leipzig, 1873.
15 Это ясно показано в работе: Croiset Μ. Aristophane et les partis a Athenes. Paris, 1906.
16 Из новых историков защитниками Клеона явились главным образом Дж. Грот в своей «Истории Греции» и В. Онкен (Oncken W. Athen und Hellas. Bd. II. Leipzig, 1866).
275

нил удачно. Конечно, он не был выдающимся государственным человеком или полководцем; он был необразован, вульгарен, груб и дерзок; ум его был узок; Клеон был слишком упорен и прямолинеен. Но ему нельзя отказать в энергии и здравом смысле. Нельзя сказать также, чтобы он всегда льстил демосу: иногда, судя по речи, приводимой Фукидидом (III, 37 sq.), он говорил, резко критикуя демократию. Сам он вышел из демоса; для народной массы он — «свой человек», он ей был более близок и понятен, чем, например, Олимпиец Перикл. Сама его речь и приемы, весьма вульгарные, его пошлые шутки, о которых говорит Плутарх, могли нравиться массе. Рассказывают, например, что однажды Клеон предложил народному собранию отложить заседание, так как он, Клеон, должен принять гостей и принести жертвы; афиняне рассмеялись, встали, и собрание было распущено.
Что касается должностей, занимаемых Клеоном, то он был два раза членом Совета, в 427/26 г. состоял председателем эллинотамиев и два раза избирался даже в стратеги, не считая особой временной стратегии для взятия Сфактерии. Клеон имел ближайших сторонников и помощников. «Сотня голов проклятых льстецов кругом обвивала его голову», по выражению Аристофана (в «Осах»). Он был вождем крайней демократической партии и во внешней политике стоял за войну. Наши источники и это объясняют дурными, личными мотивами Клеона — его опасением, что с установлением мира его злодейства скорее обнаружатся и его клеветы встретят меньше доверия17, или, как говорит Аристофан, чтоб «войной и туманом народ ослепленный» не замечал, какие гнусности делает Клеон. Но за войну вообще была радикальная демократия и городской демос, так как война была в их интересах.
Вождем другой партии — партии мира, более умеренной и консервативной, был Никий. Он выдавался своим богатством и занимал в Афинах влиятельное положение. Начиная с 428 г. его почти из года в год выбирали в стратеги, что не мешало ему быть представителем партии мира. В сущности, Никий был посредственностью — нерешительный, медлительный, чрезмерно осторожный, малодушный и робкий перед толпой. Он чрезвычайно боялся си-

17 Так у Фукидида (V, 16).
276

кофантов, доносчиков, которые в ту пору являлись бичом для многих состоятельных граждан, и готов был от них всячески откупаться. Из страха перед сикофантами Никий, говорят, избегал посещать кого-либо из граждан, принимать участие в обществе, в беседе. В исполнении своих служебных обязанностей он был необычайно аккуратен, а вне их замыкался в своем доме и был малодоступен. Если кто приходил к нему, то выходили его друзья и говорили, что Никий просит извинить, так как и теперь он очень занят государственными делами. Никий был суеверен и постоянно советовался с разными предсказателями-хресмологами. Его политическое направление, общественное положение, некоторые черты, например «филантропия», отмечаемая Плутархом, располагали к нему аристократическую партию. Но и демос относился к Никию хорошо. Сама робость Никия перед толпой и страх перед сикофантами являлись в глазах массы как бы доказательством его демократизма. Притом он располагал народ хорегиями, гимнасиархиями и тому подобными средствами, превосходя своих предшественников и современников блеском и великолепием постановки. Даже комики относились к Никию сочувственно и лишь мягко, слегка порицали его за нерешительность и трусость. А Аристотель в «Афинской политии» (28) причисляет Никия к самым лучшим «после древних» политическим деятелям в Афинах и добавляет, что в этом согласны почти все.
Таковы были преемники Перикла.
Клеон имел близкое отношение к финансам. Продолжительная, тяжелая война требовала больших расходов. С весны 431 г. и до начала зимы 428 г. истрачено было около 3500 талантов. В среднем первые два года войны обошлись по 1800 талантов каждый, а следующие два — по 1100. Одна осада Потидеи в течение двух лет стоила 2000 талантов. По сохранившимся в виде надписей счетам в первые 7 лет военных действий, начиная с Керкирских замешательств в 433 г. по 427/26 г., взято заимообразно из казны богини Афины 4001 талант, из казны «других богов» — более 700, а из казны Ники (Победы) — 22 таланта, всего круглым счетом — 4750 талантов18. Необходимо было изыскать новый источник доходов. И вот в 428 г. введена была прямая по-

18 Busolt G. Griechische Geschichte. Bd. III, 2. Gotha, 1904. S. 1015 f.
277

дать с имущества, эйсфора, в размере 200 талантов; в 425/24 г. повышен более чем вдвое форос с союзников. До тех пор, в общем, афиняне относительно фороса придерживались нормы времен Аристида; но в течение полувека экономические условия сильно изменились, города стали многолюднее и богаче, ценность денег понизилась, и это могло служить оправданием при повышении фороса. Теперь общая его сумма доведена была приблизительно до 1000 талантов. Отдельных городов увеличение коснулось не в одинаковой степени: с одних форос был увеличен вчетверо и даже впятеро, с других оставлен прежний или повышен слегка19. Обе эти важные финансовые меры — введение эйсфоры и повышение фороса — приходятся как раз на те два года, когда Клеон был членом Совета. По всей вероятности, он и был действительным их инициатором, хотя надежного, прямого свидетельства относительно этого и нет, и формально, например, предложение об увеличении фороса внес не Клеон, а Клеоним. Во всяком случае, меры эти были совершенно в духе Клеона; именно он беспощадно взыскивал налоги и недоимки; в Афинах начался ряд фискальных процессов, в союзные города — для взыскания фороса — посланы корабли и т. д. По-видимому, Клеон пытался уменьшить расходы на отряд всадников, набиравшийся из богатой молодежи, но не имел успеха. Одновременно с увеличением доходов посредством повышения фороса повышена была — по всей вероятности, по инициативе же Клеона — плата судьям с 2 оболов до 3. Это была не только демагогическая мера: она вызывалась необходимостью — той дороговизной, которая являлась следствием долгой войны и опустошения Аттики неприятелем.

19 Busolt G. Griechische Geschichte. Bd. III, 2. S. 1117-1119.

Подготовлено по изданию:

Бузескул В. П.
История афинской демократии / Вступ. ст. Э. Д. Фролова; науч. редакция текста Э. Д. Фролова, Μ. М. Холода. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003. — 480 с. — (Серия «Studia Classica»).
ISBN 5-93762-021-6
© Э. Д. Фролов, вступительная статья, 2003
© Μ. М. Холод, приложения, 2003
© Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2003

Клеон | афинский политик | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Пелопоннесская война | Резюме, причины и факты

Пелопоннесская война

Все СМИ

Дата:
431 г. до н.э. — 404
Местонахождение:
Греция Пелопоннес
Участники:
Афины Делосская лига Пелопоннесская лига Платеи Спарта Фивы Коринф
Основные события:
Битва при Эгоспотами Битва при Сиракузах Битва при Пилосе
Ключевые люди:
Алкивиад Дарий II Ох Демосфен Никий Перикл

Просмотреть весь связанный контент →

Пелопоннесская война г. (431–404 гг. до н. э.), война между двумя ведущими городами-государствами Древней Греции, Афинами и Спартой. Каждый стоял во главе союзов, в которые входили почти все греческие города-государства. Сражения охватили практически весь греческий мир, и Фукидид, чей современный отчет о них считается одним из лучших мировых исторических произведений, справедливо расценил их как самую важную войну того времени.

Далее следует краткое описание Пелопоннесской войны. Полный текст см. в Древнегреческая цивилизация: Пелопоннесская война.

События Пелопоннесской войны

Битва при Пилосе

июль 425 г. до н. э.

г.

Битва при Сиракузах

сентябрь 413 г. до н.э.

г.

Битва при Эгоспотами

405 г. до н.э.

г.

Афинский союз был, по сути, империей, включавшей большую часть островных и прибрежных государств вокруг северного и восточного берегов Эгейского моря. Спарта была лидером союза независимых государств, в который входило большинство крупных сухопутных держав Пелопоннеса и центральной Греции, а также морская держава Коринф. Таким образом, у афинян был более сильный флот, а у спартанцев более сильная армия. Кроме того, афиняне были лучше подготовлены в финансовом отношении, чем их враги, благодаря большому военному сундуку, который они накопили за счет регулярной дани, которую они получали от своей империи.

Афины и Спарта воевали друг с другом до начала Великой Пелопоннесской войны (иногда называемой Первой Пелопоннесской войной), но в 445 году заключили перемирие, называемое Тридцатилетним договором. В последующие годы их соответствующие блоки соблюдали непростой мир. События, приведшие к возобновлению боевых действий, начались в 433 году, когда Афины объединились с Коркирой (современный Корфу), стратегически важной колонией Коринфа. Завязались бои, и афиняне предприняли шаги, которые явно нарушили Тридцатилетний договор. Спарта и ее союзники обвинили Афины в агрессии и угрожали войной.

По совету Перикла, самого влиятельного лидера, Афины отказались отступать. Дипломатические попытки разрешить спор не увенчались успехом. Наконец, весной 431 года союзник Спарты, Фивы, напал на союзника Афин, Платеи, и началась открытая война.

Последовавшие за этим годы боев можно разделить на два периода, разделенных шестилетним перемирием. Первый период длился 10 лет и начался со спартанцев под предводительством Архидама II, которые повели армию в Аттику, область вокруг Афин. Перикл отказался вступать в бой с превосходящими союзными силами и вместо этого призвал афинян держаться в своем городе и в полной мере использовать свое военно-морское превосходство, беспокоя побережья и суда своих врагов.

Однако через несколько месяцев Перикл стал жертвой ужасной чумы, свирепствовавшей в многолюдном городе, убившую большую часть его армии, а также многих мирных жителей. Фукидид пережил нападение чумы и оставил яркий отчет о ее влиянии на боевой дух афинян. Тем временем (430–429 гг.), спартанцы атаковали афинские базы в западной Греции, но были отбиты. Спартанцы также потерпели поражение на море. В 428 году они попытались помочь островному государству Лесбос, приданному Афинам, которое планировало восстание. Но восстание было остановлено афинянами, захватившими главный город Митилену. По настоянию демагога Клеона афиняне проголосовали за резню жителей Митилены и порабощение всех остальных, но на следующий день уступили и убили только лидеров восстания. Спартанские инициативы в годы чумы не увенчались успехом, за исключением взятия стратегического города Платеи в 427 г.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Следите за древнегреческой цивилизацией от объединения Македонии Филиппом II до завоевания Римской империи

Просмотреть все видео к этой статье

В следующие несколько лет афиняне перешли в наступление. Они напали на сицилийский город Сиракузы и воевали в западной Греции и на самом Пелопоннесе. В 425 г. для Спарты сложилась безрадостная картина, которая начала просить мира. Но под предводительством Брасида, героя битвы при Делии, спартанские силы добились важных успехов в Халкидике в 424 г., подстрекая афинские подчиненные государства к восстанию. В решающей битве при Амфиполе в 422 г. были убиты и Брасид, и афинский вождь Клеон. Это подготовило почву для соперника Клеона Никия, чтобы убедить афинян принять предложение спартанцев о мире.

Так называемый Никийский мир начался в 421 году и продлился шесть лет. Это был период, когда дипломатические маневры постепенно уступали место мелкомасштабным военным операциям, поскольку каждый город пытался привлечь на свою сторону более мелкие государства. Ненадежный мир был окончательно нарушен, когда в 415 году афиняне предприняли массированное нападение на Сицилию. Следующие 11 лет составили второй период боевых действий войны. Решающим событием стала катастрофа, понесенная афинянами на Сицилии. С помощью спартанцев Сиракузы смогли прорвать афинскую блокаду. Даже получив подкрепление в 413 г., афинская армия снова потерпела поражение. Вскоре после этого потерпел поражение и флот, а афиняне, пытавшиеся отступить, были полностью уничтожены.

К 411 г. в Афинах царила политическая суматоха. Демократия была свергнута олигархической партией, которую, в свою очередь, сменил более умеренный режим Пяти тысяч. В конце 411 г. восстановленный афинский флот, только что одержавший несколько побед, принялся за восстановление демократического правления. Однако демократические лидеры отказались от спартанских мирных предложений, и война на море продолжилась, когда спартанский и афинский флоты одержали дорогостоящие победы. Конец наступил в 405 г., когда афинский флот был уничтожен у Эгоспотами спартанским флотом под командованием Лисандра, получившего большую помощь от персов. В следующем году, измученные непроницаемой блокадой, Афины капитулировали. Поражение Афин было, пожалуй, самой большой жертвой в войне, подорвавшей греческую военную мощь, и, таким образом, самое развитое в культурном отношении греческое государство было предано окончательному затмению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *