Святополк и ярослав: Ярослав и Святополк. История Украины

Ярослав и Святополк. История Украины

Ярослав и Святополк

Возможно, именно с этим ожиданием связаны и особенности описания междоусобицы Владимировичей, развернувшейся после смерти князя-крестителя.

Летописец рассказывает, что в момент смерти Владимира Святославича (15 июля 1015 г.) рядом с ним оказался туровский князь Святополк (считавший сыном Владимира, хотя родился он от вдовы Ярополка Святославича, которую Владимир взял в жены – после убийства брата – уже беременной). Любимый же киевским князем сын Борис незадолго до этого отправился с отцовской дружиной воевать с печенегами. Это якобы позволило Святополку захватить власть в Киеве, убить Бориса, а затем и муромского князя Глеба. Зато Ярославу Владимировичу, благодаря помощи новгородцев, удалось победить Святополка, который бежал в Польшу. В 1018 г. Святополк вернулся на Русь в сопровождении польского князя Болеслава Храброго и вновь захватил Киев, а Ярослав бежал в Новгород. Здесь новгородцы вновь собрали войско, с которым Ярослав окончательно победил Святополка зимой 1018–1019 г.

Святополк бежал «в печенеги», а Ярослав начал княжить в Киеве…

Так выглядит летописная версия борьбы за киевский престол. Однако обращение к иностранным источникам вносит в это описание некоторые коррективы. Согласно Хронике мерзебургского епископа Титмара, Святополк не мог захватить Киев сразу после смерти Владимира. Оказывается, туровский князь в момент смерти князя-крестителя находился в темнице, куда был заключен вместе со своей женой (дочерью Болеслава Храброго) и ее духовником, епископом колобжегским Рейнберном. После внезапной кончины Владимира Святополку удалось бежать из заключения. Он отправился в Польшу, где вместе с Болеславом собрал полько-немецкое войско и в 1018 г. вторгся в пределы Руси. Целью Болеслава при этом было, видимо, не столько желание посадить зятя на киевское княжение, сколько освободить из заключения свою дочь… Полвека назад это сообщение, подкрепленное свидетельствами (правда, не очень внятными) Эймундовой саги, позволило Н. Н. Ильину высказать догадку, что убийцей Бориса и Глеба был не Святополк (которого тогда не было на Руси), а сам Ярослав Мудрый…

Так это или не так, неизвестно. Для нас в данном случае важнее другое: как летописец характеризует Святополка. Если прямые обвинения его как братоубийцы вполне ясны и понятны, то косвенные характеристики туровского князя почти невидимы современному нам читателю.

Итак, Святополк впервые упоминается под 980 годом в перечне сыновей Владимира. В нем, как уже отмечалось он занимает то же место, что и Дан в библейском перечне сыновей патриарха Иакова. Под 988 годом летописец отмечает, что Святополк был посажен приемным отцом в Туров. Затем следует подробный рассказ об убийстве Бориса и Глеба, а также о борьбе с Ярославом Мудрым. Особый интерес представляет рассказ о бегстве Святополка после окончательного поражения в борьбе за киевский стол в 1019 г. Детали, приводимые здесь летописцем, весьма ярки и создают иллюзию, что текст написан едва ли не очевидцем этого события.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что почти весь этот рассказ составлен из прямых и косвенных цитат, позаимствованных из Библии и апокрифов. Информация о самом событии сводится всего к двум коротким фразам, сохранившхся в Новогородской I летописи старшего извода: «И бежя Святопълк въ Печенегы, а Ярослав иде Кыеву». Уточнение же, что Святополка якобы несли на носилках, поскольку он не мог сидеть на коне, восходит к библейскому рассказу о бегстве Антиоха IV Епифана из Персии. Фразы же, выделенные курсивом, прямо заимствованы из греческой Хроники Георгия Амартола и относятся к описанию смерти Ирода Окаянного (здесь же мы найдм и упоминания о смраде, который исходил от правителя Иудеи перед смертью).

Естественно, эти цитаты не могут рассматриваться как свидетельства о том, «как все было на самом деле». Цель, которую преследовал летописец, вставляя их в свой рассказ, иная: дать характеристику Святополку.

При видимой разноплановости, все эти детали описания чрезвычайно близки по смыслу. Так, упоминание «дыма мучений», который якобы восходит по смерти Святополка, восходит, скорее всего к Апокалипсису: «и дым мучения их [тех, «кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою»] будет восходить во веки веков» (Откр 14 9–11). Упоминание, что Святополку чудилось, будто за ним гонятся, хотя никто его не преследовал, в конечном итоге восходит к библейскому: «Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним» (Притч 28 1, 17). Как видим, две эти детали характеризуют туровского князя как нечестивца, поклоняющегося Антихристу. Эта характеристика усиливается сближением Святополка с Иродом Окаянным (откуда, судя по всему и прозвище, с которым Святополк вошел в историю). Образ противника Христа усиливается отождествлением с Данном: из рода Дана должен родиться Антихрист. Антиох же IV Епифан считался если не самим Антихристом, то его предтечей. То, что летописец отождествлял Святополка с Антиохом Епифаном, подтверждается «Сказанием о Мамевом побоище». Его автор именно так понял летописный рассказ о гибели туровского князя. В «Сказании» рядом с Олегом Рязанским, который прямо называется «предтечей антихристовым», упоминается рязанский боярин Епифан «Кореов». Такое прозвище отсылает к 43-му псалму, в котором сыновья Кореевы предсказывают «злочестивый и зверский нрав Антиоха Епифана» (согласно толкованию блаженного Феодорита Киррского).

В таком контексте становится понятно, зачем летописец дважды подчеркивает, что матерью Святополка была монахиня-расстрига. Согласно «Откровению» Мефодия Патарского (которое было хорошо известно летописцу: он несколько раз цитирует его в Повести временных лет), Антихрист должен был родиться от монахини. Еще один любопытный момент: время действия Святополка в летописи – ровно три с половиной года. Это тот самый срок, который Антихрист должен править на земле. И то, чем занимается Святополк в Киеве, совпадает с тем, что должен делать Антихрист в последние времена. Удивительные характеристики дает летописец своим персонажам, хотя и не сразу заметные! Для того понять их, приходится приложить немало усилий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

19. Владимир Мономах и Святополк II

19.

 Владимир Мономах и Святополк II Византия была окружена врагами — с севера печенеги, с востока сельджуки, из Италии на Балканы вторгались норманны. Впрочем, опасность была не столь уж велика, в прежние времена империя с успехом выходила из более катастрофических

Приложение 3 ЯРОСЛАВ, СВЯТОПОЛК И ЛЕТОПИСЕЦ

Приложение 3 ЯРОСЛАВ, СВЯТОПОЛК И ЛЕТОПИСЕЦ Среди множества загадок российской истории есть такие, о которых вспоминать не любят. Одна из них связана с именем Святополка, сына киевского князя Владимира Святославича. В памяти потомков его имя слилось с прозвищем Окаянный.

Святополк Киевский

Святополк Киевский Однако Владимир Всеволодич отказался от киевского стола в пользу сына своего дяди Изяслава – Святополка. По закону старшинства именно он должен был сидеть на киевском столе. Вполне вероятно, что самому Владимиру такой порядок не нравился, но большого

10.

 Ярополк и Владимир, Святополк и Ярослав

10. Ярополк и Владимир, Святополк и Ярослав Одним из центральных сюжетных «блоков» ПВЛ является история крещения и последующего просвещения Русской земли, связанная с именами Владимира Святославича и Ярослава Владимировича, а равным образом и с историей первых русских

Князья Святополк-Четвертинские.

Князья Святополк-Четвертинские. Свою фамилию князья Святополк-Четвертинские (называемые также и просто князьями Четвертинскими) получили от названия местечка Четвертни на реке Стыри (до 1917 года находилось на территории Волынской губернии), которое являлось их родовым

Князья Святополк-Мирские.

Князья Святополк-Мирские. По всей видимости, родственниками князей Святополк-Четвертинских следует считать и князей Святополк-Мирских.

Впрочем, об их происхождении существует различные мнения. Официально в княжеском достоинстве Святополк-Мирские были утверждены

1.5. Первый раунд борьбы за Киев. Святополк и Ярослав

1.5. Первый раунд борьбы за Киев. Святополк и Ярослав Возвращаясь к рассмотрению династического конфликта 1015–1019 гг., обратим внимание на одну метаморфозу древнерусской историографии. ПВЛ сохранила факты, в определенной степени дискредитирующие Ярослава. Отказавшись

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК 1013–1019Во время кончины великого князя Владимира, Святополку, его усыновленному племяннику, случилось быть в Киеве. Имея право на стол великокняжеский, как сын старшего брата Владимира, Ярополка, он остался в Киеве, созвал киевлян и начал оделять их

Святополк (1015–1019)

Святополк (1015–1019) Владимир святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса,

Святополк-II (1093–1113)

Святополк-II (1093–1113) Сын Изяслава-I, Святополк-II, наследовавший после Всеволода-I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобия князей из-за владения городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест «каждому

Святополк Окаяний

Святополк Окаяний Політична ситуація викликана смертю Володимира, була напружена. З одного боку однодумці Володимира старалися яко мога затаїти катастрофу, поки не верне Борис з дружиною, а тимчасом Святополк уживав усіх засобів, щоби засісти на великокняжому столі.

Святополк

Святополк Мономах не спішився обіймати спадщини по батькові. Як добрий і вирах ований політик, він скоро проглянув усі наслідки, якіб викликав такий його крок й тому він зразу таки написав лист до Святополка Ізяславича, щоб той прийшов сісти на столі свого батька. Сам

1.8.1. Как Святополк стал Окаянным

1.8.1. Как Святополк стал Окаянным Ни у одного из русских правителей за тысячу с лишним лет не было столько сыновей, сколько у Владимира Святого, Владимира Красное Солнышко – двенадцать. С одной стороны, это было очень удобно. Сыновья ставились во главе крупных территорий,

19. Владимир Мономах и  Святополк II

19. Владимир Мономах и  Святополк II Византия была окружена врагами – с севера печенеги, с востока сельджуки, из Италии на Балканы вторгались норманны. Впрочем, опасность была не столь уж велика, в прежние времена империя с успехом выходила из более катастрофических

СВЯТОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ ОКАЯННЫЙ

СВЯТОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ ОКАЯННЫЙ (р. 980 — ум. 1019)Великий князь (1015, 1017–1019). Старший сын великого князя Владимира Святославича. Владимир усыновил Святополка, но не любил его, как будто предвидя его будущее злодейство. Женился на дочери польского короля Болеслава. Святополк

СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ

СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ (р. 1050 — ум. 1113)Великий князь (1093–1113). Сын Изяслава Ярославича. Престол в Киеве ему уступил миролюбивый князь Владимир. Святополк Изяславич правил в Новгороде, но уехал оттуда в 1088 г. и жил в Турове. Народ с радостью встретил его, ожидая от него тишины и

Как Ярослав Мудрый и Святополк Окаянный Киев делили: mil_history — LiveJournal

В 1018 году новгородцы изрубили ладьи своего князя Ярослава Мудрого.
Так они выразили свое желание сражаться за него.

Странный способ, не правда ли? Но давайте начнем с самого начала.

А началась эта история 15 июля 1015 года.


В этот день в пригороде Киева умер князь Владимир, креститель Руси.

Из грязи – в князи


Владимир «Красно Солнышко» на закате своей жизни заточил под стражу одного из своих наследников — Святополка, по прозвищу Окаянный. Вместе ним в неволе томились жена Святополка, польская принцесса, и ее духовник, епископ Кольбергский Рейнберн.

Что стало причиной ареста не совсем ясно.

Возможно, Владимир собирался посадить на княжение в Киеве своего любимого сына, Бориса, князя ростовского . И чтобы не дать Святополку возможности претендовать на княжеский стол, он убрал его с дороги таким вот способом.

Возможно имелась какая-то другая причина — точно сказать сложно, с тех событий прошла тысяча лет.

На тот момент Киев был центром огромного и сильного княжества. Это был лакомый кусочек для каждого, кто хотел власти. Человек, способный проглотить этот кусок, имел все, что доступно смертному.

И как только Владимир умер, этим человеком стал Святополк Владимирович, которого освободили из темницы вместе с женой и духовником.

 

Новгород против


Тем временем другой сын Владимира, Ярослав (в дальнейшем прозванный Мудрым), княжил в Новгороде. После смерти отца, с которым он — будем честны — не всегда ладил, князь Ярослав заявил свои претензии на престол.

Ярослава поддержали преданные ему новгородцы и наемная варяжская дружина, которой командовал норвежский конунг Эймунд Хрингссон. Если верить сагам, он был не только отважный воин, но еще и талантливый диверсант.

Поздней осенью 1016 года Ярослав и Святополк встретились близ Любеча. Была битва и войско новгородского князя, усиленное варягами, победило в ней. Затем Ярослав пошел в Киев, где щедро наградил всех своих воинов за храбрость и преданность.

 

Возвращение Окаянного


Святополк не спустил брату обиды.
Через год он вернулся и привел с собой печенегов, а также своего тестя, польского князя Болеслава Храброго. Тот имел поддержку Запада, поэтому в его войске были не только поляки, но еще венгры и немцы.

Князь Ярослав решил сыграть на опережение и встретиться с противником в чистом поле.

Когда между двумя войсками оказалась только водная преграда, Ярослав замешкался. Водная преграда давала ему чувство защищенности, плюс он не решался атаковать первым.

Это сделал Болеслав.
Поляки внезапно преодолели реку и застав дружину Ярослава врасплох, перебили ее.

Поражение было столь сильным, что Ярослав бежал в Новгород всего с четырьмя воинами.
Киев оказался незащищенным. И именно туда направилось объединенное войско Святополка и Болеслава.

 

Избиение поляков


В Киеве Святополка ожидал неприятный сюрприз.

Поляки, которых он привел, нарушили договор. Болеслав не стал отдавать ему завоеванный город.

Наоборот, он осел в городе как его правитель и разместил свои гарнизоны по всем окрестностям. Кормить захватчиков должны были местные жители.

Народ взбунтовался. Поляков стали попросту убивать.

И тут опять есть две версии. По одной выходит, что обиженный на родственника Святополк сам велел своим сторонникам избивать поляков. По-другой – что беспорядки начались стихийно, потому что народ не стал терпеть пренебрежительное отношение со стороны победителей.

В историю эти волнения вошли как Киевское восстание 1018 года (известно еще как минимум три). Видимо опасность того, что русский бунт явит всю свою беспощадность была достаточно велика.

Болеслав спешно покинул Киев, оставив зятя без военной поддержки.

Однако уезжал он все равно победителем. С собой у польского князя была вся княжеская казна и заложницы — сестры князя Ярослава, которые оставались в городе.

 

Топоры новгородцев


Теперь давайте вернемся к Ярославу, который вернулся в родной Новгород побежденным. После недолгих сборов он приготовился бежать «за море».

И тут новгородцы сделали то, о чем я рассказал в самом начале.

Они изрубили его ладьи, приведя их в негодность. А потом заявили князю, что хотят биться за него с Болеславом и Святополком.

Если быть до конца честными, то в их поступке была не столько любовь к князю Ярославу, сколько боязнь Святополка. Никто ведь не гарантировал, что завтра он не придет под стены Новгорода со своей дружиной. Довести, так сказать, дело до логического конца.

Однако возникла еще одна проблема. Силы новгородцев были малы, а оплатить услуги варяжской дружины князь Ярослав не мог. Не хватало денег.

Вскоре в народ пустили шапку. Брали серебром — с мужей по 4 куны, со старейшин по 10 гривен, а с бояр — по 18 гривен.

Собранных средств хватило на новый контракт с Эймундом и варягами, плюс на вооружение.

Весной 1019 года войско во главе с князем Ярославом вышло из Новгорода в Киев. Последняя встреча враждующих братьев случилась около реки Альты, это левый приток Днепра.

К сожалению, более точного места летопись нам не раскрыла, однако упомянула, что сражались князья рядом с тем самым местом, где был убит их брат — князь Борис.

В ходе ожесточенного сражения новгородское войско разбило дружину Святополка.
Его знамя было захвачено. Сам князь ранен.

Тогда Эймунд спросил Ярослава: «прикажете ли убить Святополка, или нет?»

Князь ответил, что никого не принуждает к этому.
Но, добавил Ярослав, порицать того, кто убьет Святополка он также не станет.

 

Что было дальше?


Святополк

Его не убили.
Он бежал через Польшу в Чехию, но так и не закончил своего путешествия. Страдая от болезни, князь Святополк умер в дороге.

Болеслав

Через 6 лет, 18 апреля 1025 года, князь Болеслав Храбрый был торжественно коронован. Он стал первым королем Польши.

Ярослав

В битве на реке Альте князь Ярослав поставил точку в борьбе за киевское княжение. Но не в раздробленности русских княжеств — она только входила в свою золотую пору.

Уже через год на владения Ярослава поднимет меч собственный племянник — Брячислав, князь Полоцкий. Воспользовшись тем, что дядя был в Киеве, он нападет на Новгород.


Ярославу придется спешить.
За 7 дней он не только соберет войско, но и совершит беспрецендентный марш-бросок, длиной 800 километров! В итоге Брячислав будет разбит, а пленные новгородцы освобождены из неволи.

И это будет совсем не последнее сражение в жизни князя Ярослава Мудрого…

* * *


Фото — Андрей Бойков, Сергей Балмашов, Алексей Строганов. Также использованы снимки из социальной сети «Вконтакте».

Первоисточник — http://ludota.ru/kak-yaroslav-i-svyatopolk-za-kiev-srazhalis.html

Борис и Глеб — Оксфорд Ссылка

Показать сводную информацию

Обзор

(ум. 1015)


(ум. 1015),

мч. Сыновья Владимира от Анны Константинопольской, эти два князя были убиты по наущению своего старшего сводного брата Святополка, целью которого было «истребить всех своих братьев, чтобы держать всю власть в своих руках»: Борису была завещана Ростов и Глеб Мурон. Вернувшись из похода против печенегов, Борис узнал о планах Святополка. Он не позволил бы своим солдатам сражаться за него против его брата, который теперь стоял на месте его отца. Вместо этого, после долгих мучений, он отослал своих вооруженных последователей и пассивно ждал своих убийц с молитвой. Учитывая скудость земных богатств и пример страдающего Христа, которого он призвал для силы принять свою страсть, он был убит у реки Альты копьем и мечом.

Младший брат Глеб вскоре был убит на Днепре. Приглашенный Святополком на встречу с ним в Киев, Глеб неожиданно встретил лодку, в которой находились его убийцы. Сначала он умолял их пощадить его, но в конце концов добровольно подчинился своей судьбе, и последним ударом стал удар в горло от его собственного повара. Молитвы, приписываемые двум мученикам, включают просьбу о прощении их брата, добровольное принятие несправедливой смерти в подражание страстям Христа и признание пророчества Христа о том, что его последователи будут преданы родственниками и друзьями.

В 1020 г. Ярослав Новгородский, еще один сын Владимира, вторгся в Киев и изгнал Святополка, который погиб при бегстве в Польшу. Ярослав перенес тела Бориса и Глеба, по общему мнению, нетленные, в церковь Василия Блаженного в Вышгороде, под Киевом; сообщалось о чудесах, и начались паломничества. Греческий митрополит Киевский медлил с канонизацией их: они не были ни подвижниками, ни учителями, ни епископами, ни мучениками в смысле убитыми за веру. Однако в них видели «страстотерпцев», невинных людей, отказавшихся от насилия и принявших смерть как жертву в непротиворечивом духе Христа. Соответственно, они были канонизированы, и Папа Бенедикт XIII утвердил их культ мучеников в 1724 году. На Западе их иногда называют Романом и Давидом. Праздник: 24 июля.

Библ. SS. , III. 356–9; Б.Л.С. , VII. 190–1;С. де Грюнвальд, Святые России (1960), стр. 31–8.

От: Борис и Глеб в Оксфордский словарь святых »

Субъектов: История — Ранняя история (с 500 г. н.э. по 1500 г.)


Справочные статьи

Борис и Глеб (
с. 990) в Энциклопедия Средневековья Длина: 352 слова

Борис и Глеб
в Оксфордский византийский словарь Длина: 367 слов

Борис и Глеб (ум. 1015)
в Оксфордский словарь святых (5 об.) Длина: 380 слов

Борис и Глеб, свт (1015)
в Оксфордский словарь средневековья Длина: 260 слов


Искать: «Борис и Глеб» в справочнике по Оксфорду »

Наследие Святого Владимира

Основание Русской Православной Церкви датируется 988 годом, когда киевский князь Владимир принял православную христианскую веру. До этого времени Владимир был безжалостным правителем, замешанным во многих предательствах и кровопролитиях. У него было много жен и наложниц, и он воздвиг много языческих статуй. Однако Владимир был обеспокоен своим образом жизни и образом жизни своих соотечественников, и поэтому послал послов в земли, населенные мусульманами, евреями, немцами-христианами и греческими (то есть римскими) православными христианами в Константинополе, чтобы сообщить о каждой из этих религий. Его посланники приносили в основном негативные отзывы о первых трех из этих религий, но они были в восторге от того, что пережили в Константинополе. Они описали свое присутствие на литургии в великом храме Святой Софии, или Божественной Премудрости, как не зная, находятся ли они на небе или на земле. Этот доклад убедил Владимира, что истинного Бога можно найти в православии больше, чем в какой-либо другой религии.

Так получилось, что Владимир крестился в городе Херсоне, который он недавно отвоевал у греков. Ему дали христианское имя Василий в честь императора Восточной Римской империи Василия II, на сестре Анны которого он сразу же женился. Не может быть сомнения в том, что политические соображения сыграли роль в решении Владимира принять православие, но тогда его следует рассматривать как провиденциальное. Следует также отметить, что киевский князь не был первым представителем русского дворянства, принявшим православную христианскую веру. Его бабушка, княгиня Ольга, крестилась несколько лет назад, и ее пример и молитвы, несомненно, способствовали обращению ее внука.

Остаток своего правления со времени крещения в Православной Церкви Владимир посвятил созиданию христианской веры на русских землях. Он разрушил языческие статуи и основал множество церквей, а также монастыри на Афоне. Его более ранняя территориальная экспансия в Галиции, вдоль Камы и в других местах кажется промыслительной, поскольку эти земли теперь станут православными. Ко времени смерти Владимира в 1015 г. Православная Церковь уже утвердилась на Руси, в состав которой в то время входили земли между Балтийским и Черным морями. Святые Владимир и Ольга по праву почитаются равноапостольными.

После смерти князя Владимира последовала несколько лет братоубийственной войны между его сыновьями Ярославом и Святополком, состоявшим в союзе с поляками. В начале этой междоусобицы сыновья Владимира Борис и Глеб, оба православные христиане, были убиты, по-видимому, по приказу язычника Святополка. К 1019 г. Ярослав завоевал киевский престол, после чего приступил к закреплению отцовского наследства. Среди его заметных достижений были основание Новгородской республики, издание первого свода законов в восточнославянских землях, слом власти кочевников-печенегов и строительство Софийского собора в Киеве. Непреходящее значение имеет тот факт, что Ярослав возвел русского монаха на престол Киевского митрополита, тем самым сделав первый шаг к постепенной независимости Русской Православной Церкви от Константинополя.

Наследие княгини Ольги и князей Владимира и Ярослава должно было быть прочным, благодаря вездесущей благодати Божией. За тысячу лет, прошедших с 988 года, ни нашествия татар-мусульман, католиков-немцев и поляков, французов-атеистов или немцев-фашистов, ни жестокие гонения ленинской и сталинской эпох не смогли разрушить Русскую Православную Церковь. Церковь основана на почти 2000-летнем апостольском наследии всей Православной Церкви. Разница между Греческой и Русской церквями, конечно же, в том, что обе используют более старые версии местного языка, а Русская церковь с самого начала использует церковнославянский. При этом используется кириллица, основанная на греческом, латинском и еврейском алфавитах. Между греческим и русским православием возникнут дальнейшие внешние различия, особенно в отношении церковной музыки. В то время как Элладская церковь стремилась сохранить свое ближневосточное музыкальное наследие, русская церковная музыка развивалась в другом направлении, ассимилировавшем полифонию. Следует отметить, что такие различия относятся к практике, а не к доктрине, поскольку все различные Православные Церкви придерживаются одних и тех же верований.

В течение столетий после царствования святого Владимира и его сына Ярослава Мудрого Церковь в русских землях продолжала возрастать в размерах и влиянии. Это было отражение Константинопольской церкви, Второго Рима. Это был центр Римской империи, которая приходила в упадок из-за неустанного подъема мусульманской турецкой империи на востоке и варварских вторжений католических государств на западе. Рост Русской Церкви в это время упадка Римской империи с центром в Константинополе можно рассматривать как провидение. Это подтверждает тот факт, что, когда Константинополь пал перед турками-османами в 1453 году, Церковь в России была в состоянии взять на себя руководство православным миром.

Некоторое время спустя, пока западноевропейские народы строили торговые империи по всему обитаемому миру, Русская Церковь приступила к широкомасштабному делу утверждения православной веры среди народов Китая, Японии и Аляски. Великие евангелисты, такие как святители Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский и Николай Японский, сыграли видную роль в этой деятельности, растянувшейся на несколько столетий. Этой миссионерской экспансии не смогла помешать даже антихристианская политика Петра I, упразднившего Московскую Патриархию и попытавшегося низвести Церковь до статуса государственного ведомства. Божественное провидение в очередной раз победило человеческую греховность. Импульс, данный Святым Владимиром, разносился по всему северному полушарию.

И внутри России Церковь в это время западного имперостроительства и все ускоряющегося отступничества от Христа произвела ряд духовных гигантов, чье благодатное влияние простирается далеко и широко. Достаточно вспомнить святую Ксению Петербургскую, смиренную юродивую, десятилетиями блуждающую по улицам своего города; преподобный Серафим Саровский, подвижник-лесник, причащавшийся с дикими зверями, как в раю; святой Феофан Затворник, писания которого давали духовное руководство миллионам христиан; святителя Иоанна Кронштадтского, чья проповедь и общественная деятельность привлекли ко Христу многие тысячи людей за время его долгого служения; и св. Матроны Московской, телесная слепота и паралич которой не мешали постоянному духовному труду в российской столице в разгар сталинской тирании. Совсем недавно мы стали свидетелями того, как благодать Божия обильно действует через русских православных, живущих в западном мире. Наиболее ярким примером из них является святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец, скончавшийся в 19 г.66.

Русская революция 1917 года впервые позволила восстановить Московский патриархат после двухвекового господства протестантской системы Петра I. Однако эта новая надежда на Церковь быстро рухнула, поскольку в течение нескольких месяцев власть в России захватили большевики-атеисты. Одна из величайших трагедий в истории христианства произошла в 1918 году, когда большевики убили российскую царскую семью царя Николая II, царицы Александры и их пятерых детей. С этого времени большевики во главе с Лениным и Троцким вели кампанию против религии в новом советском государстве, и, поскольку основная часть населения была православной, церковь должна была принять на себя основную тяжесть антирелигиозного натиска. Наследие святого Владимира подверглось суровым испытаниям во время сталинской тирании, продолжавшейся до 19 века.53, где 600 епископов, 40 000 священников, 120 000 монахов и монахинь и бесчисленные миллионы православных мирян платят жизнью за свою веру.

Во время Гражданской войны в России (1918-1922 гг.) и после нее более миллиона русских эмигрировали и поселились в разных странах. Главным центром русской диаспоры изначально была Франция, интеллектуальным и культурным нервным центром которой стал Париж. Этот массовый исход принес пользу созданию Русской Православной Церкви в тех частях света, где она до сих пор была неизвестна. Так были основаны многочисленные русские православные приходы и монастыри и даже духовные семинарии в Западной Европе, Северной Америке, Австралии и других странах.

Два события, произошедшие в православном мире в 1920-е гг., имели долгосрочные последствия, одно из них для Православной Церкви в целом, а другое — для Русской Церкви в частности. Во-первых, с конца шестнадцатого века западный мир, как католический, так и протестантский, начал принимать григорианский календарь для фиксированных церковных праздников вместо юлианского календаря, который использовался ранее. Однако Церковь уже приняла юлианский календарь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, и поэтому только другой Вселенский Собор мог разрешить использование Церковью другого календаря. Несмотря на это убеждение, в 1924 части Православной церкви были вынуждены политиками использовать григорианский календарь, чтобы идти в ногу с западным миром, хотя они пытались смягчить воздействие на своих членов, замаскировав свой новый календарь названием «пересмотренный юлианский». григорианского. Это решение было навязано Греческой, Румынской и Антиохийской церквям, а затем и Болгарской церкви. Напротив, 80% православных в Русской, Сербской и Грузинской Церквях, а также в Иерусалиме, на Синае и на Афоне остались верны православному календарю. Отныне этот календарь стал называться «старым» календарем пользователями григорианского или нового календаря. На практике это расхождение означает, что сторонники нового календаря отстают от большинства православных по всем установленным праздникам на 13 дней.

Более важным для Русской Православной Церкви было учреждение Синода для надзора за Церковью за пределами России. Это предусмотрел новый Патриарх Московский Тихон (позже канонизированный) в связи с усилением ограничений, накладываемых на Церковь в России большевистским режимом. В состав Синода вошли 34 епископа-беженца из нескольких стран за пределами России, их духовенство и паства. Первоначально она базировалась в Югославии, Сербская Церковь всегда поддерживала тесные отношения с Русской Церковью. С приходом к власти в Югославии коммунистов после Второй мировой войны Синод оказался в Нью-Йорке, где он находится до сих пор. Эта часть Церкви известна как Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ). Она имеет известную семинарию в Джорданвилле в Нью-Йорке и около 400 приходов и монастырей, особенно среди русского зарубежья в Северной Америке, Германии и Австралии. РПЦЗ на протяжении многих лет также занималась миссионерской работой во многих странах, из которых в Индонезии сейчас самое сильное русское православное присутствие.

В 1988 году Русская Православная Церковь во всем мире отметила тысячелетие со дня своего основания, восходящее к крещению святого Владимира. К тому времени советские ограничения в отношении Церкви подходили к концу, и с избранием Алексия II Патриархом Московским в 1990 году Церковь в России начала то, что впоследствии стало захватывающим возрождением. За 18 лет его Патриаршего правления будут основаны десятки тысяч приходов, возрождены сотни монастырей, вновь открыты многие семинарии для подготовки духовенства. Это возрождение самой большой Православной Церкви произошло благодаря новому излиянию Святого Духа.

Восстановленный храм Христа Спасителя в Москве, оригинал которого был разрушен Сталиным в 1930-х годах, был освящен в 2000 году. Это совпало с юбилейным Собором всех русских православных архиереев Московского Патриархата, которые должным образом приступили к канонизации храма. новомучеников и исповедников, в том числе царской семьи, замученной в 1918 году. Хотя Церковь восстановила свою независимость от Российского государства, когда в 1917 году был восстановлен Патриархат, она только теперь была в состоянии оказывать положительное христианское влияние на правительство и общество и, таким образом, десекуляризовать его. Это влияние помешало России отказаться от христианских ценностей в той же степени, что и светский гуманистический Запад, несмотря на по-прежнему свирепствующий алкоголизм, преступность и коррупцию в постсоветской России.

С 1990-х годов происходит второй масштабный отток россиян в остальной мир. На этот раз мотивация массовой эмиграции была скорее экономической, чем религиозной или политической. Как и в случае более раннего исхода в 1920-х годах, новая эмиграция привела к созданию многочисленных русских православных приходов за пределами русских земель, но на этот раз в гораздо большем масштабе. Особенно это относится к западноевропейским странам, таким как США, Германия, Австрия, Франция, Великобритания и Ирландия. В последние годы новые русские церкви появились и в странах, далеких от первоначальной диаспоры, включая Таиланд, Исландию, Северную Корею, Кубу и Мексику. Так истина Православия доходит до людей, которые прежде никогда ее не слышали во времена безудержной секуляризации и духовного упадка.

В течение первого десятилетия нового тысячелетия Русская Православная Церковь продолжала переживать удивительные события. В 2004 году знаменитая Тихвинская икона Божией Матери была возвращена в восстановленный монастырь в родном городе после более чем 60-летнего отсутствия в связи с Великой Отечественной войной и ее последствиями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *