Святогор. Все о богатырях
Илья Муромец и Святогор. И. Я. Билибин. 1900 г.
Святогор — богатырь-великан, один из основных персонажей русского былинного эпоса. Упоминается в некоторых произведениях отдельно от новгородского и киевского циклов. Отдаленную взаимосвязь с последним можно уловить во встрече могучего воина с Ильёй Муромцем.
Былины рисуют нам Святогора огромным великаном, способным спрятать в своем кармане даже Илью Муромца с конем. «Выше леса стоячего, ниже облака ходячего» — так описывают этого богатыря предания. Когда едет он, сотрясается Мать Сыра Земля, выливаются реки из берегов, колышутся кроны деревьев. Живет Святогор на Святых горах, отсюда походит и имя его. На Русь святую не ездит, потому что тяжести его Земля не выносит.
По одной из версий, Святогор — сын самого общеславянского бога Рода, вездесущего и изначального. Сотворен богатырь для того, чтобы охранять границу между Светом и Тьмой. Возможно, поэтому и рост Святогора огромен. Былины о нем неожиданно пространны. Если в сказаниях об иных героях практически всегда богатыри куда-то и зачем-то отправляются, Святогор просто разъезжает по Святым горам. Скорее всего, так он выполняет свой долг дозорного.
Прототип былинного Святогора достоверно неизвестен. И. Н. Жданов считает, что им мог быть библейский Самсон.
СМЕРТЬ ГЕРОЯ
Одно из главных отличий былин о Святогоре — они завершаются гибелью богатыря. Подобные трагичные истории всего фольклорного эпоса Древней Руси можно пересчитать по пальцам. Большинство богатырей процветают и здравствуют, а Илья Муромец вообще получает предсказание о том, что не погибнет ни в одном бою.
Выходит, в Святогоре воплощен уникальный образ обреченного на смерть героя, как будто по некоему велению судьбы. О причинах возникновения подобной идеи можно только догадываться. Некоторые исследователи считают, что Святогор противопоставляется богатырям Руси. Его сила стихийна, огромна, но бездеятельна. Иные же русские герои берегут свою землю, спасают ее от врага, совершают ратные подвиги.
Мы не можем точно сказать, является ли гибель Святогора наглядной победой активной деятельности над бездействием. Возможно, таким образом просто означалась смена старого эпоса более новым.
В эпосе других народов есть похожие сюжеты. Мотив подымания сумы имеет параллели с северным сказанием о споре бога Тора с великаном. Кстати, у фильма «Тор», вышедшего в 2011 г., можно обнаружить мифологические корни.
БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ
Святогор и «тягость земная». Путешествуя по Святым горам, богатырь обретает суму. В ней заключена «тягость земная». Пытаясь поднять находку, богатырь погружается в землю. Согласно одной из сюжетных версий, затем погибает. По другой — узнает секрет сумы от Микулы Селяниновича. Второй вариант, очевидно, является более поздним и создан для прославления образа самого Микулы. Есть и такие версии, в которых Святогор находит суму брошенной на дороге или видит ее у старичка, прохожего или доброго молодца.
Святогор и каменный гроб. Путешествуя с Ильёй Муромцем, Святогор находит каменный гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье ложе оказывается велико. Зато оно приходится впору могучему Святогору, который закрывает крышку и уже не может ее поднять. С каждым ударом меча, которым Муромец пытается разрубить гроб, проявляются лишь новые железные полосы. Они все надежнее оковывают скорбное ложе. Святогор через свое дыхание делится со спутником частью силы и погибает.
Святогор и его жена. По предсказанию вещего кузнеца, Святогор должен был жениться на девушке-змее. Богатырь огорчается, но решает отыскать суженую — а вдруг она не так уж и страшна?
Скульптура Святогора. Парк каменных фигур, Дружковка (Украина)
Молодец отправился в Поморское царство. Когда Святогор увидел суженую, то испугался, по лоснул ее мечом. После он кинул золотой алтын, чтобы искупить содеянное, и, заливаясь горючими слезами, уехал. Девушка не погибла — сильный удар лишь разрубил чешую, под которой скрывалась дивная красавица.
Прознав о том, что объявилась писаная прелестница, Святогор приехал свататься и женился на ней. Увидев после свадьбы шрам на груди супруги, молодец обо всем догадался и понял, что судьбы не миновать.
Поделиться ссылкой
богатырь-великан. Герои русских былин :: SYL.ru
Свежие тенденции форм и цветов бровей на 2023 год: самые актуальные тренды
Хвалите не за талант, а за усилия: 9 способов воспитать стойкость у своих детей
Георгию Победоносцу или Александру Невскому: кому молиться за солдат
Вести дневник и иногда перечитывать его: как сохранить мотивацию во время диеты
Жареная картошка с сыром и чесноком — идеальный гарнир (быстрый рецепт)
Расклешенные легинсы станут главным хитом 2023: тренды и актуальные новинки
Бисер и шишки: нарядная звезда на елку (инструкция и фото)
Новогоднее настроение: мужчина украсил тумбочку бумагой для подарков (фото)
Стильные десятиминутки: быстрые праздничные прически на Новый год 2023
Для праздников и будней. Простейшее печенье с шоколадной крошкой
Автор Чернова Ольга
У каждого народа существуют былины, сказания, мифы или легенды, уходящие своими корнями в незапамятные времена. И в них обязательно есть самый сильный герой. Имеется такой и у нас – Святогор-богатырь. Это сказочный герой всех славян, но русины считают себя его прямыми потомками, а Святые горы в их представлении – это самый высокий пик Карпат. Там, как они считают, до сих пор живет сказочный великан, который стоит на страже порядка во всем славянском мире.
«Средь лесов и диких гор жил когда-то Святогор…»
Святогор-богатырь – один из самых древних былинных героев, и сказания о нем не принадлежат ни киевскому, ни новгородскому циклам, хотя его пути пересекаются и с Ильей Муромцем, и с Микулой Селяниновичем, богатырем-пахарем, героем новгородских легенд. О сказочном силаче-великане существует много сказаний, основных сюжетов не меньше семи. Сведения, изложенные в них, часто разнятся, но неизменными всегда остаются размеры героя и его необычайная сила. Основными историями, связанными со Святогором, является случай с переметной сумой, которую он не может сдвинуть с места, и трагическая смерть великана: по одной из версий, он, пытаясь хотя бы приподнять все ту же котомку, уходит в сырую землю, по другой – замуровывает себя в каменном гробу заживо. Почти везде указывается тот факт, что из-за чрезмерного веса его не выдерживала «мать Сыра Земля», поэтому он не покидал Святых гор, где обитал и в честь которых был назван.
Множество вариантов
В других былинах указывается иная причина его неподвижности – он стоял на страже между Явью и Навью и не мог покинуть пост. Тем не менее, однажды Святогор-богатырь решился оставить охраняемую им границу между Светом и Тьмой. Отправился он прямо на небеса, выстроив лестницу прямо к божественному престолу. Эта легенда объясняет необычайную силу героя. Всевышний не рассердился на Святогора за дерзость, а наоборот, предложил ему выбрать желание, которое будет осуществлено. Великан попросил силы и мудрости, он не знал, что боги ничего не делают без умысла. Богатырь действительно стал сильнее всех, но не смог поднять крышку каменного гроба, в котором и был погребен заживо. Часто былины накладываются одна на другую и невозможно понять, сколько, например, жен было у Святогора, почему он «божественный» (правда, дохристианский). Потому ли, что сын божества (где-то отцом указан Род, где-то — Вий), или потому, что побывал на небесах?
Аналогии из былин других народов
По одной из легенд, на страже он стоял у столба, подпирающего небо, и в этом случае Святогор-богатырь напоминает греческого Атланта. Вообще необходимо отметить, что с некоторыми национальными героями наш былинный великан похож, как брат-близнец. Особенно много общего у него с финским богатырем по имени Калеви-поэга. Оба они живут в скалистых горах, оба вброд моря переходят, леса для них — что трава. У обоих мечи, с которыми не может справиться никто, кроме них. И одного, и другого на картинках, иллюстрирующих былины, часто изображают лежащими: они очень любили поспать. И Святогор, и Калеви-поэга, обладая исполинской силой, в определенный момент не могут справиться с легкой задачей: первый — поднять с земли небольшую сумку, подброшенную Микулой Селяниновичем, второй – открыть деревянную дверь в подземном царстве. В жизни обоих фигурирует кузнец, и оба они находятся под властью рока. Очень много общего у Святогора с легендарным великаном-силачом Самсоном. В этом случае интересным является тот момент, что у еврейского и славянского героев жены были предательницами.
Никакой конкретики
У Святогора непорядочной женщиной была та жена, которая соблазняла Илью Муромца, за что и была убита мужем. По одним сказаниям, богатырь-гора носил ее в хрустальном ларце за спиной. По другой легенде, женой героя-великана была красавица, на которую указала ему древнеславянская богиня судьбы Макошь. Эту женщину Святогор убил в начале отношений. И тут сведения разнятся. По одной из версий, по указанному богиней адресу находилась ужасная змея, по другой – девушка, покрытая отвратительными язвами и струпьями. Понять героя можно. Он наносит удар мечом в грудь и уходит, а суженая оживает и превращается в красавицу. И опять сведения о том, как влюбленные соединились, разнятся.
Вполне определенные параметры
Каждый момент жизни древнего великана, даже смерть, описаны по-разному. А как не совпадают сведения о Святых горах! Выше назывались Карпаты. Кроме них упоминаются Урал, Алтай, и даже холмы Святогорска. На то и сказания, что в них нет точных сведений. Несомненно, как отмечалось, лишь то, что это был огромнейший великан, ложе которого в длину достигало 10 саженей, в ширину — 6. Что у него был сказочный меч и что он был славянином. Все сведения о богатыре почерпнуты из былин, которые не являются сказками в полном смысле. Былины в очень преувеличенном виде пересказывают якобы реально существовавшие события. Под Черниговом на самом деле есть могила великана, в которой, по убеждению местных жителей, захоронен именно наш герой.
Не совсем былина
«Святогор-богатырь» — былина, повествующая об одиночестве великана, о том, как он тяготился своей силой, как мечтал хотя бы часть ее передать кому-то. Рассказывается в ней и о встрече с Микулой Селяниновичем, о неподъемной сумке, в которой была заключена вся тяга земли, о пророчестве кузнеца и о встрече Святогора с будущей женой. Это не совсем былина, это стихи-сказка, принадлежащая перу Л. Н. Толстого и входящая в цикл «Сказки для детей». В ней гениальный писатель в доступной для детей форме пересказал славянские сказания об одном из первых былинных героев. Хотя и героем его назвать трудно, потому что он не совершал подвигов, как, например, Илья Муромец. Образ его в чем-то очень трагичен: Святогор одинок и тяготится невостребованной силой, хотел небо поменять местами с землей, в результате неразумной похвальбы получил неподъемную сумку.
Реальные подтверждения
Русский богатырь Святогор, по мнению некоторых ученых, действительно жил в Древней Руси во времена первых набегов печенегов, да и Илья Муромец ехал ко двору князя Владимира Красно Солнышко, персонажу пусть и былинному, но имеющему конкретный прообраз в лице князя Владимира Святославовича. То есть это конец X века. В курганном захоронении «Гульбище», что под Черниговом, были найдены меч и стремена, почти в полтора раза больше обычных. Диаметр чаши для медовухи равен 40 см при норме в 15. По всему видно, что «силен и могуч богатырь Святогор». Этими словами начинается русская народная сказка «Святогор», которая полностью перекликается со сказкой в стихах Льва Николаевича. В них описаны одни и те же события.
Преемственность поколений
Почти во всех былинах отмечается факт передачи великаном перед смертью части своей огромной силы Илье Муромцу. Святогор, перед тем как захлопнулась крышка гроба, вдохнул мощь в богатыря из Мурома. И это очень символично. Сам Святогор не охранял рубежи отечества от недругов, не совершал подвигов во славу родины, зато передал часть своей исполинской силы известному поборнику за величие Руси – Илье Муромцу, и таким образом стал как бы хранителем славянского рода. Из древних русских великанов-силачей самым популярным, пожалуй, является именно богатырь Святогор. Фото великана, точнее художественные изображения, которых очень много (воспроизведены почти все ключевые моменты его жизни – Святогор с сумой, богатырь, убивающий страшную змею, и т. д.), прилагаются. Он относится к старшим богатырям. И если о Вольге Святославовиче еще хоть что-то известно, то о Сухане, Полкане и Колыване знают лишь специалисты.
Популяризация русских былин
Чуть больше известно о богатыре-пахаре Микуле Селяниновиче, который и подбросил переметную суму Святогору. Русские былины имели напевную форму, но о нашем великане таких почти не сохранилось. Поэтому, отвечая на вопрос, какова форма былины «Святогор-богатырь», можно констатировать, что это былина в прозе, являющаяся более поздним явлением в русских сказаниях. Герои отечественных былин не так многочисленны, как, скажем, древнегреческие. Известных совсем немного – Святогор и Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Сейчас они стали особенно популярными благодаря серии прекрасных отечественных мультипликационных фильмов.
Похожие статьи
- Богатыри земли русской – список, история и интересные факты
- Памятники Илье Муромцу: где находятся, интересные факты
- Пословицы о богатырской силе из славянского фольклора
- Характеристика Вольги Святославовича. Происхождение и описание образа
- Образ и характеристика Ильи Муромца для 7 класса
- Русские былины о богатырях — самый мирный эпос
- Прохождение «Ильи Муромца и Соловья-разбойника»: герои, предметы и советы по прохожению
Также читайте
Меч — Святогор | Лидеры пегасов
Увеличить
Войдите, чтобы увидеть цены
Меч-великан получил свое название в честь великана-богатыря, персонажа русского эпоса. Он жил на Святых горах, в нем было столько силы, что русская земля не могла вынести его веса. Святогор — воплощение первобытной силы; это сродни титанам из древнегреческой мифологии. Именно гигантские богатыри и титаны, по верованиям наших предков, осваивали планету Земля в те далекие времена, когда она еще не была пригодна для жизни человека. Подробнее о старшем брате этого меча (самый большой меч в мире)
Изготовление заказа
Добавить в список желаний
Артикул: 420106 Категории: Подарки оружие, Мир оружия Тег: Россия
- Описание
- Дополнительная информация
- Перевозка и доставка
Описание
Меч «Святогор» изготовлен из углеродистой булатной стали Zladinox (ZD-0801). За прототип «Святогора» был взят средневековый европейский меч. Клинок изготовлен из булатной стали с турецким узором. На лицевой стороне клинка выгравировано слово «Златоуст», а на оборотной — клеймо златоустовских мастеров. Рукоятка и гарда изготовлены из булатной стали с рисунком «Дикий». Эфес и комбинированные ножны обтянуты натуральной красной кожей. Гарда украшена славянским орнаментом, покрыта золотом высшей пробы. Устье, люлька и наконечник ножен покрыты золотом и родием высшей пробы, украшены старинными русскими узорами.
Доставка и доставка
БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКАPegasus Leaders предлагает бесплатную экспресс-доставку DHL по всему миру.
Доставка заказа осуществляется курьером до двери
БЕЗОПАСНОСТЬ- Каждый заказ надежно упакован. Используются воздушно-пузырьковая пленка, уголки, картон, деревянные.
- Мы страхуем нашу продукцию от повреждений и несчастных случаев во время транспортировки. Проверяйте безопасность продукции при получении.
- После обработки заказа и получения всех разрешений на экспорт мы отправим вам номер для отслеживания вашего заказа.
В зависимости от страны и суммы заказа от вас может потребоваться уплата таможенных пошлин в соответствии с таможенным законодательством страны назначения. Каждая страна сама решает, какие таможенные сборы и на какие товары она устанавливает. Согласно международным правилам торговли Incoterms 2020 DAP, продавец не может оплачивать таможенные пошлины и сборы страны покупателя. За них платит покупатель.
Святогор был последним из Старших Героев, то есть из доисторических, чисто мифических великанов цикла, предшествующего Владимирскому. До нас дошли только песни этого цикла, относящиеся к Волге и Микуле, Святогору и «Сороку одному страннику», которые считаются безымянными героями той эпохи. Один или два других слегка упоминаются, как это видно из «Ильи и идола», где Иванюшо — представитель старшей расы. Имя Святогора происходит от его жилища в Святых горах (на святык горак), но что там представляют собой Святые горы на земле, неизвестно. С мифологической точки зрения, это облака. Гильфердинг нашел одного очень хорошего рапсода, который упорно употреблял имя Святополк на обычном основании, что «так пелось». Это навело Гильфердинга на мысль, что Святогор может быть тождественен одноименному великану из Великой Моравии — легендарному богатырю и представителю славянской мощи. Летопись Косьмы Пражского сообщает, что Святополк укрылся в горах и там умер загадочной смертью. Святополк также, как и Святогор, был единственным великаном-богатырем, который не был против Святой Руси. Приключение с мешочками часто приписывают «Герою Самсону», Микула заменен двумя ангелами, посланными Господом, чтобы упрекнуть высокомерие героя. Хвастовство, подобное хвастовству Святогора, приписывалось Александру Македонскому в рукописных сказаниях о нем, дошедших на Русь из Византии в очень ранние времена. «Старшие герои» уступают место Младшим, прообразом которых является Оля, подобно тому, как титаны уступают место богам в греческом языке или йотуны — асам в скандинавской мифологии. Младшие Герои вытеснили Старших, когда люди убедились, что в постоянно ведущейся битве между светом и тьмой, летом и зимой свет и лето всегда в конце концов побеждают. Различие между Старшими и Младшими Героями перестало существовать в народе, который рассматривает их только как представителей разного рода героических, а не божественных сил. Великан-гора-облако Святогор умирает, т. е. сковывается холодом, и впадает в свой зимний сон. Народная фантазия сравнила действие мороза с железными узами на замерзшей, похожей на камень земле. Огромный меч Святогора, молния, которая весну и лето разделяет небеса, готовит во время тяжелых осенних бурь железные узы, которые холодная рука зимы накладывает на тучу. Отец Святогора принадлежит к тому же классу легко обманутых великанов, что и Полифем. Почти точно такие же примеры замены железа хваткой гиганта можно найти в современных греческих и шведских легендах и в одиннадцатой книге Махабхараты. |