Толстой Алексей Константинович — Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался будущий поэт матерью и ее братом — писателем А. Перовским (псевдоним — Погорельский). Детские годы прошли в имениях матери, позже — дяди на Северной Украине. Получил хорошее домашнее образование.
В 17 лет Алексей Толстой зачисляется в Московский архив Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической службе в Германии. В 1843 г. получил звание камер-юнкера.
Литературным творчеством Толстой занимался с раннего возраста, поощряемый своим дядей. Писал стихи, фантастические повести, и уже его первая, опубликованная под псевдонимом «Красногорский» в 1841 г. повесть «Упырь» была замечена В. Белинским.
В 1840-е гг. начал работать над историческим романом «Князь Серебряный»
В 1854 г. вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создал сатирическую литературную маску Козьмы Пруткова и сборник его сочинений, до сих пор популярный в России.
Служба при дворе (флигель-адъютант Александра II, затем егермейстер — заведующий егерями царской охоты) давала писателю возможность вступиться за близких ему людей (хлопотать о возвращении из ссылки Тараса Шевченко, об Иване Аксакове, Иване Тургеневе).
В 1861 г. добился отставки («Служба и искусство несовместимы…», — написал он царю) и все свои силы и время стал отдавать литературе.
В 1862 г.
опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан»; в 1866-70 гг. — историческую трилогию, включающую трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах).
Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет Алексей Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 г. скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии (ныне Почепский район Брянской области).
Литература
- Жуков, Д. Алексей Константинович Толстой. — М.:, 1982. — 382 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Захарова, В.Д. Красногорская усадьба Алексея Константиновича Толстого. — Брянск, 2005. — 80 с.
- О Родине песни и думы его: к 200-летию А.К. Толстого [Электронный ресурс].
- Современники об А.К. Толстом : сб. материалов / сост. В.Г. Деханов. — Брянск, 2002. — 127 с.
- Стафеев, Г.И. Под красногорским небом / Г.И Стафеев. — Брянске, 1994. — 138 с.
- Стафеев, Г.И. Сердце полно вдохновенья : жизнь и творчество А.К. Толстого / Г.И Стафеев. — Тула, 1973. — 319 с.
- Стафеев, Г.И. А.К. Толстой : очерк жизни и творчества / Г.И Стафеев. — Тула, 1967. — 127 с.
- Стафеев Г.И. А.К. Толстой в Красном Роге / Г.И Стафеев. — Тула, 1977. — 45 с.
- Стафеев Г.И. А.К. Толстой : биобибл. указ. / Г.И Стафеев ; Брян. обл. б-ка. — Брянск, 1969. — 73 с.
- Трушкин, М.Д. Красный Рог : очерк-путеводитель по лит.-мемориал. музею А.К. Толстого. – Брянск, 1998. – 173 с. : ил.
Первый граф русской литературы. 200 лет А. К. Толстому
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Фото: ru.wikipedia.org
Почему-то именно его иногда называют «третьим Толстым» (хотя, например, Бунин так звал Алексея Николаевича — в строгом соответствии с хронологией). Поэтому его величают по отчеству. Алексей Константинович — и тут уже путаницы не будет. На шумном балу русской литературы он оказался не случайно и не затерялся. А детям объясняют на пальцах: Алексей Толстой, но не тот, «который Буратино».
Был ли Алексей Константинович родственником Льва Николаевича?Конечно,
все Толстые — родственники. И все ведут свой род от сподвижника Петра I Петра Андреевича Толстого — боярина и первого графа Толстого.
Алексей Константинович Льву Николаевичу приходился троюродным братом. Впрочем, от Толстых Алексей Константинович взял только титул и фамилию, отца он почти не знал, воспитание ему дала родня матери. Перовские были сказочно богаты: потомки графа Кирилла Разумовского, хоть и незаконнорожденные, унаследовали состояние дяди — фаворита и, вероятно, тайного мужа императрицы
Елизаветы Алексея Разумовского. С ним возился дядька, Антон Перовский — известный писатель, публиковавшийся под псевдонимом «Антоний Погорельский». Свою самую известную книгу — сказку «Черная курица, или Подземные жители» — Погорельский посвятил племяннику Алеше. Неудивительно,
что маленький граф рано (с шести лет!) увлекся сочинительством. И годам к двадцати пяти он был вооружен до зубов рифмами, мелодиями, образами… А со Львом Николаевичем Алексей Константинович познакомился только в зрелые годы, незадолго до Крымской войны.
Соответствуют ли истине утверждения о дружбе поэта с императором Александром II?Александр на полгода младше Алексея. Несмотря на то, что его родительская семья распалась, а мать считалась незаконнорожденной, Алешу Толстого включили в избранный детский круг наследника престола, будущего императора Александра II. Их было
девятнадцать — девять мальчиков и десять девочек, отобранных из лучших семей империи для товарищеских забав с цесаревичем. Они играли в оловянных солдатиков, в жмурки, в горелки, а иногда боролись. Самым рослым и сильным был Толстой. Добродушный богатырь — это амплуа он обживал десятилетиями.
Как ни странно,
воспитанник
Жуковского император Александр Николаевич не стал ценителем высокой словесности… О масштабах таланта своего приятеля по детским играм он не имел представленияи сожалел, что богатырь Алеша равнодушен к государственной службе. А Толстой и впрямь немало сил приложил, чтобы, вопреки материнской воле, отлынить от служебной рутины, хотя долгое время ему «автоматом» шли чины и придворные звания, от камер-юнкера до действительного статского советника (соответствовавшего генерал-майору).
Как лирик Толстой стал сатириком?У молодого силача-весельчака не могло не быть друзей, с которыми — в огонь и в воду. Это кузены, братья Жемчужниковы — Алексей, Александр и Владимир. Они переворачивали Петербург вверх дном, подшучивая над чопорными чиновниками и попавшими под руку обывателями. Они превращали жизнь в пародию.
Министр финансов Вронченко ежедневно прогуливался по Дворцовой набережной в 9 часов утра. Александру Жемчужникову вздумалось тоже прогуливаться в это время. Проходя мимо Вронченко, которого он лично не знал, он неизменно останавливался, снимал шляпу и внушительно произносил: «Министр финансов, пружина деятельности!»
Они могли среди ночи постучаться к булочнику, спрашивали, есть ли у него пеклеванный хлеб, а получив утвердительный ответ, восклицали наставительно: «Ну, благодарите Бога, а то много людей не имеют и куска насущного хлеба». Молодые поэты повесничали, да озорничали и до них. Но прутковский абсурдистский юмор был новинкой для того времени. От странных шалостей они быстро перешли к литературной игре.
Можно ли считать Козьму Пруткова первым русским «виртуальным автором»?Этот прием использовали многократно. Достаточно вспомнить Ивана Петровича Белкина: Пушкин не просто нацепил на свою слишком хорошо известную публике столичную физиономию маску скромного провинциала, но и постарался утишить свой блестящий стих до «смиренной прозы». Но Козьма Прутков — первый «распределенный» автор. Остроумные и блестяще образованные братья-аристократы придумали Козьму Пруткова — мелкого чиновника (директора Пробирной палатки), графомана и сочинителя высокопарных афоризмов, искренне считающего себя «пупом земли» и глубоким мыслителем. Что только не сочинялось под маской Пруткова — басни, пародии, назидательные стихи и афоризмы, водевили…
В лихой артели имени Козьмы Пруткова Толстой, конечно, был золотым пером.
Самый изобретательный версификатор, самый дерзкий потрясатель основ. Он и как сатирик перерос Пруткова. В списках ходили две озорные поэмы Алексея Толстого — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Сон
Попова». Не из прутковского цикла, но из «смеховой культуры». Кто из Жемчужниковых был способен на нечто подобное?
Участвовал в прутковской компании и Александр Аммосов, но для него военная служба оказалась важнее литературы. Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него до сих пор черпают острословы. А литературоведы всерьез считают Козьму Пруткова предтечей обэриутов и концептуалистов.
Можно ли считать Толстого самым виртуозным поэтом своего поколения?Лет с десяти он почти не выныривал из литературных миров — и в любом жанре чувствовал себя вольготно. Действительно, его версификационная техника поражает. Достаточно вспомнить шутливое «Рондо»:
Ах, зачем у нас граф Пален
Так к присяжным параллелен!
Будь он боле вертикален,
Суд их боле был бы делен!
Добрый суд царем повелен,
А присяжных суд печален,
Всё затем, что параллелен
Через меру к ним граф Пален!
И так на две довольно редкие рифмы — шесть строф, последняя — наполовину по-немецки. Но, как у всякого настоящего виртуоза, словесная техника не была для него самоцелью, а всегда служила смыслу. Высокие образцы Толстой оставил и в сатире, и в пародии, и в лирике, в том числе песенной (достаточно вспомнить «Колокольчики мои…» и «Средь шумного бала случайно…»). Желаете поэмы? «Иоанн Дамаскин» считался классическим образцом, да и до нашего времени не стерлось обаяние строк:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму.
Была ли у Толстого «главная тема»?Алексей Константинович много и мучительно размышлял об истории государства Российского. Прежде всего его интересовали две эпохи — былинный княжеский Киев и баснословная царская Москва. Он тосковал по утраченной цивилизации древнерусского государства, которую смели орды Батыя. Порою даже идеализируя ее. «Со присяжными суд был обычен и нашему миру,», — уверяет у него богатырь Поток. Страшной фигурой он считал Ивана Грозного. «Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».
Толстой был сторонником просвещенной аристократии, а первый наш царь, по его мнению, растаптывал ее достоинство. Но в повести «Князь Серебряный», в исторических балладах он не занимался разоблачениями. Его захватывала стихия истории — и получалась музыка:
Без отдыха пирует с дружиной удалой
Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов блистает ряд,
Разгульные за ними опричники сидят.
С вечерни льются вины на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие гусляры,
Поют потехи брани, дела былых времен,
И взятие Казани, и Астрахани плен.
Историческая баллада как жанр существовала в русской поэзии и до Толстого. Достаточно вспомнить «Песнь о Вещем Олеге».
Но Толстой создал в этом жанре целый том, заложил традицию.
Кажется, главное достоинство поэзии Толстого — простодушие. Полнокровный, надежный поэт. Стих у него почти всегда льется легко — без натуги и как будто без лишних умствований:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
Узнаваемая грань русского характера — неуемного и отходчивого. Если бы Добрыня Никитич умел сочинять стихи, наверное, он писал бы именно так. Но ведь это не просто соловьиная трель, это серьезный, продуманный манифест, одно из лучших программных стихотворений в русской поэзии.
Бесхитростное простодушие свойственно и его любимому герою — Илье Муромцу:
Двор мне, княже, твой не диво!
Не пиров держусь! Я мужик неприхотливый, Был бы хлеба кус!
…Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений Голова болит! Душно в Киеве, что в скрине, Только киснет кровь! Государыне-пустыне Поклонюся вновь!
Под этим гимном простоте, наверное, подписался бы и его троюродный брат и их общий учитель Жан-Жак. Все это, несомненно, не только маска лирического героя, но и характер Толстого.
О Толстом говорят как о противнике «политической» поэзии…
Он оказался антиподом слишком гражданственного Некрасова и слишком интеллектуального Тютчева
. Но это не означает, что он не заглядывал в самые хмурые книги. Заглядывал. И нередко резко отстаивал свои политические (а еще чаще — эстетические) позиции в устных и эпистолярных спорах. Ему не нравились ни радикальные прогрессисты, ни рьяные почвенники. В письмах Толстого можно найти самые запальчивые: «От славянства Хомякова меня мутит, когда он ставит нас выше Запада по причине нашего православия».Свою политическую программу он сформулировал в 1858-м году:
Двух станов не боец, но только гость случайный,
За правду я бы рад поднять мой добрый меч, Но спор с обоими досель мой жребий тайный, И к клятве ни один не мог меня привлечь; Союза полного не будет между нами — Не купленный никем, под чье б ни стал я знамя, Пристрастной ревности друзей не в силах снесть,
И это — накануне Великих реформ, когда радикалы и охранители готовы были вцепиться друг дружке в шевелюру.
Насколько важным для А. К. Толстого был театр?Драматическую трилогию о наследниках Ивана Грозного Толстой нес как тяжкий крест. Чтобы вывести царей и царедворцев на сцену, нужно было долго сражаться с цензурой, сверяя каждое слово с почтенными предрассудками. Дружба с императором не помогала. Словом, драматургия не принесла ему прижизненной славы. А порыв был удивительно смелый — после Пушкина написать трагедию в стихах о самодержцах и царедворцах Московской Руси, многие из которых (Борис Годунов, Василий Шуйский) действуют и у Пушкина…
В историю вошла вторая часть трилогии — «Царь Федор Иоаннович». С этой постановки (а вовсе не с чеховской «Чайки», как принято считать) началась история Художественного театра, а в 1970-е на сцене Малого в роли царя Федора метался Иннокентий Смоктуновский, и это тоже было громкое событие в театральном искусстве. Толстой сталкивает человеческое и политическое. Вечный конфликт!
Алексей Толстой фигурирует в списках «знаменитых писателей-самоубийц» — насколько это справедливо?После пятидесяти лет он, наконец, стал законным супругом любимой женщины — той самой, которую за тринадцать лет до того встретил «средь шумного бала, случайно». О его романе с Софьей Миллер-Бахметевой время от времени вспоминают даже в глянцевых журналах. Он любил, как и обещал в стихах — «без рассудку».
Служебные обузы отпали. Миллионное состояние уходило сквозь пальцы, но на безбедную жизнь денег хватало. Стихи не иссякали. Счастье? Но тут стало рассыпаться здоровье. Толстой страдал астмой. Ему легко дышалось только в сосновом бору. В комнате, где он спал, стояли сосновые кадки с водой…
От невыносимых приступов головной боли доктора прописали ему морфий. Писатель Болеслав Маркевич так вспоминал о страданиях Толстого: «Человек живет только с помощью морфия, и морфий в то же время подтачивает ему жизнь — вот тот заколдованный круг, из которого он уже больше выйти не может. Я присутствовал при отравлении его морфием, от которого его едва спасли, и теперь опять начинается это отравление, потому что иначе он был бы задушен астмой».
Осенью 1875-го он — скорее всего, по ошибке, но поговаривают и о самоубийстве — ввел себе смертельную дозу. Был ли он самоубийцей — хотя бы случайным? Официально, разумеется, нет.
Но обстоятельства смерти Толстого загадочны.
Виной могла быть его обычная рассеянность, а может быть, и отчаяние невольного морфиниста.
Было ему 58 лет. А сегодня Толстому 200. О забвении и речи нет. Одна беда — иногда путают с не менее талантливыми родственниками.
Ссылки по теме:
Певцы во стане русских воинов
50 интересных фактов из биографии Алексея Константиновича Толстого * Факты
Алексей Константинович Толстой считается мэтром русской литературы. Интересные факты из биографии этого писателя часто узнают в школе. Но много нового об этом человеке можно узнать и сейчас, ведь самое неизвестное из биографии Толстого открывается лишь с годами.
1. Интересные факты из биографии Алексея Константиновича Толстого подтверждают тот факт, что он с юных лет играл в карты.
2. Брак родителей Толстого распался, когда ему было 6 недель.
3. Всю жизнь Алексей Константинович Толстой пытался найти смысл жизни. И только в зрелом возрасте он нашел его. Это хорошо.
4. Писатель получил домашнее образование.
5. Алексей Константинович Толстой умер в собственном имении Красный Рог. Там он и был похоронен.
6. Толстой умел разгибать подковы и пальцем забивать гвозди в стену.
7.Алексей Константинович Толстой увлекался спиритизмом.
8. Не раз в жизни этот писатель выезжал на охоту на медведя.
9. Толстой был за границей с 10 лет.
10. Алексей Константинович Толстой получил огромное впечатление во время поездки в Италию.
11. Толстой впервые начал писать по-французски.
12.Алексей Константинович Толстой во время Крымской войны пытался создать ополчение.
13. Толстой не принимал участия в боевых действиях, так как заболел сыпным тифом.
14. Ведущей темой произведений Алексея Константиновича Толстого была именно религия.
15. Алексей Константинович Толстой был троюродным братом Льва Толстого.
16. В детстве Толстой жил в роскоши.
17. На здоровье Толстого повлияла привычка писать по ночам.
18.Наследницей Толстого после его смерти стала его жена Софья Андреевна.
19. Алексей Константинович Толстой знал Гёте. Знакомство с ним произошло в Германии.
20. Единственным учителем Алексея Толстого как мужчины был его дядя Алексей Алексеевич.
21. В детстве Толстой был слишком избалован.
22. Алексей Толстой лично славянофилом себя не считал. Он был убежденным западником.
23. Первые любовные чувства были у Алексея Константиновича к Елене Мещерской, которой мать не давала благословения на брак.
24. Алексей Константинович Толстой умел прощать и жалеть.
25. У Алексея Константиновича Толстого не было общих детей с женой Софьей, и поэтому они воспитали приемного ребенка: племянника Андрея.
26. 12 лет Толстой жил с Софьей в гражданском браке.
27. Толстой женился на Софье только после того, как ее муж развелся.
28. Толстой заботился о молитвах.
29 В 1840-е годы Толстому пришлось вести светскую жизнь.
30. Толстой считался шутником и проказником.
31. В последние годы жизни Алексей Константинович Толстой страдал заболеванием, связанным с нервами, и поэтому он снимал боль морфином.
32. Отцом Толстого был граф Константин Петрович.
33. С 8 лет Толстой находился в «кружке детей», с которым проводил воскресенья.
34. Только с 25 лет стали издаваться произведения Алексея Константиновича Толстого.
35. Первые стихи Толстого люди увидели, когда ему было 38 лет.
36. Мать Толстого ревновала его.
37 В Красном Роге и в Пустынке Алексей Константинович Толстой действительно чувствовал себя счастливым.
38. Богатство, образование и связи пришли к Толстому со стороны его дяди по материнской линии.
39. После смерти матери Толстого Анны Алексеевны к нему перешли десятки тысяч десятин земли, тысячи крепостных, дворцы, мраморные статуи и старинная мебель.
40. Алексей Толстой прятался от бесцеремонных родственников любимой жены и домашней суеты в заграничных поездках.
41. Даже врачи из Германии пытались определить причину болезни Алексея Константиновича Толстого.
42. Алексей Константинович Толстой умер от передозировки морфия, которым спасался от боли.
43. Жена Толстого знала более 10 иностранных языков, а также могла цитировать Гёте.
44. Алексей Константинович Толстой прожил 58 лет.
45. Алексей Константинович Толстой был правнуком Кирилла Разумовского.
46. Толстой часто думал о смерти.
47. Алексей Константинович Толстой был противником репрессий.
48. Ленин очень любил творчество Толстого.
49. Толстой всегда предпочитал исторические баллады романтическим.
50. Любимой эпохой Алексея Толстого была именно Киевская Русь.
Русские писатели эпохи Толстого и Достоевского — ученые Северо-Запада
Сьюзан МакРейнольдс, Сьюзан МакРейнольдс Оддо, Дж. Александр Огден (редактор), Джудит Э. Калб (редактор)
3 9000
Original language | English |
---|---|
Publisher | The Gale Group |
Place of Publication | San Francisco, US |
Volume | 238 |
State | Published — 2002 |
- АПА
- Автор
- БИБТЕКС
- Гарвард
- Стандарт
- РИС
Макрейнольдс, С. , Оддо, С.М., Огден, Дж.А. (ред.), и Калб, Дж.Э. (ред.) (2002). Алексей Константинович Толстой: Литературно-биографический словарь: Русские романисты в эпоху Толстого и Достоевского. Группа Гейл.
@misc{fec27358ca194c0b918a5b925f8e26b7,
title = «Алексей Константинович Толстой: Литературно-биографический словарь: русские романисты в эпоху Толстого и Достоевского»,
автор = «Сьюзен Редо МакРейнолдс, {Сан} МакРейнолдс и Оди J. Alexander} and Kalb, {Judith E.}»,
note = «Type: Reference Work»,
year = «2002»,
language = «English»,
volume = «238»,
издатель = «Группа Гейл»,
type = «Другое»,
}
Макрейнольдс, С., Оддо, С.М., Огден, Дж.А. (ред.) и Калб, Дж.Е. (ред.) 2002, Алексей Константинович Толстой: Словарь литературной биографии: русские романисты в эпоху Толстого и Достоевского . Группа Гейл, Сан-Франциско, США.
TY — GEN
T1 — Алексей Константинович Толстой
T2 — Литературно-биографический словарь: русские романисты в эпоху Толстого и Достоевского
AU — McReynolds, Susan
AU — Оддо, Сьюзен Макрейнольдс
A2 — Огден, Дж.